Научная статья на тему 'Роль невербальной коммуникации в культуре'

Роль невербальной коммуникации в культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
844
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ХЕМОРЕЦЕПЦИЯ / ФЕРОМОН / ЗАПАХ / ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА / ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Папченко Е.В.

Выясняются особенности невербальных средств коммуникации; отмечается, что наряду с вербальной коммуникацией эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для жизнедеятельности. Современные исследования подтверждают роль ольфакторной коммуникации в сексуальных отношениях. Запах является одним из способов невербального общения в различных культурах, также запах влияет на жизнедеятельность человека на протяжении всех культурных эпох.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль невербальной коммуникации в культуре»

ФИЛОСОФИЯ

(Статьи по специальности 09.00.13)

© 2008 г. Е.В. Папченко

РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В КУЛЬТУРЕ

Выясняются особенности невербальных средств коммуникации; отмечается, что наряду с вербальной коммуникацией эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для жизнедеятельности. Современные исследования подтверждают роль ольфакторной коммуникации в сексуальных отношениях. Запах является одним из способов невербального общения в различных культурах, также запах влияет на жизнедеятельность человека на протяжении всех культурных эпох.

Ключевые слова: невербальная коммуникация, хеморецепция, феромон, запах, западная культура, восточная культура

Каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться друг с другом. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации, наряду с которыми существует и невербальная коммуникация. Существует предположение, что большинство информации при общении передается невербально, в связи с чем интерес к изучению невербальной коммуникации в настоящее время постоянно растет. Понятие невербальной коммуникации выходит за рамки понятия речевого общения [1], поскольку реализуется в других системах передачи информации, например, в сфере полисенсорного взаимодействия человека с внешним миром (кожно-тактильная рецепция) и обеспечения его жизнедеятельности. Анализ всех систем невербальной коммуникации (физиогномическая маска, одежда, особенности телосложения, обмен предметами, жесты, позы, расстояние между собеседниками, взаимное расположение собеседников, выражение глаз, направление взгляда, выражение лица, акустические (связанные с речью) невербальные средства общения, акустические (не связанные с речью) невербальные средства общения, тактильные невербальные средства общения, запах, кожные реакции) [2]

показывает, что они, несомненно играют большую роль в коммуникативном процессе и наряду с вербальной коммуникацией эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для жизнедеятельности.

Одним из средств невербального общения является запах, хотя большинство людей недооценивают значение запахов в социальной коммуникации. Вместе с тем животные широко используют хемосигналы как критерии физического здоровья потенциальных партнеров или возможных конкурентов за ресурсы. Хеморецепция - восприятие химических стимулов из окружающей среды - свойственна всем живым существам, начиная уже с уровня одноклеточных организмов, и служащая для выполнения наиважнейших жизненных задач: питания (трофическая), размножения (репродуктивная), расселения (социальная) [3], является одним из древнейших видов чувствительности. Особое значение хеморецепция играет в процессах обмена информацией между особями одного вида: передача сигналов тревоги, мече-ние территории, феромонные коммуникации.

Средством общения между животными организмами является развитая система «химической сигнализации, при которой выделяемое одним животным вещество (называемое феромоном) вызывает ту или иную реакцию другого животного» [4]. Феромоны являются летучими веществами, которые синтезируются и выделяются в окружающую среду живыми организмами, при этом они вырабатываются специальными эпителиальными клетками, сгруппированными в феромоновы железы, располагающиеся на различных участках тела. Существуют феромоны тревоги и защиты, феромоны - метчики территории, половые феромоны.

Кроме того, хеморецепция выполняет важную роль жизни человека. Так А. Корбен [5] рассматривает запах как регулятор отношений между мужчиной и женщиной, где воздух, окружающий женщину, становится неуловимо важным и волнующим элементом, способствующим возбуждать желания, не нанося ущерба стыдливости, что и является одной из функций запаха, как невербальной коммуникации. Запах позволяет сохранять внешний облик, т.к. ольфакторные сигналы, исходящие с ароматом духов, менее вызывающи в отличие от естественных форм, подчеркнутых одеждой. Кроме того, язык запаха неординарен, так как определенные запахи воспринимаются как дразнящие и манящие, другие - как неприятные и отталкивающие.

Современные исследования подтверждают роль ольфакторной коммуникации в сексуальных отношениях, так сегодня доказано, что мужчины и женщины находят друг друга по запаху, который определяется вомероназальным органом (вомером) - сенсорным органом, реагирующим на различные химические вещества, при этом у видов, которые им обладают, он опосредствует действие феромонов. Эксперименты швейцарского биолога К. Ведекинда, в которых он исследует реакцию женщин на запах мужского пота показывают, что женщину сильнее привлекает запах того мужчины, чей генный набор наиболее отличается от ее собственного [6], поскольку гены главного комплекса гитосовместимости (ГКГС) у каждого живого организма неповторимы, как отпечатки пальцев, а белки, вырабатываемые ГКГС-генами, издают индивидуальные запахи. Таким образом, иммунная система человека определяет его индивидуальный запах, служащий ориентиром при выборе партнера. Феромоны рассматриваются как один из компонентов невербальной коммуникации, играющей важную роль в отношениях между мужчинами и женщинами. Запаховый сигнал, очевидно, дополняет визуальные и акустические (тембр голоса) характеристики, использующиеся при выборе полового партнера [7].

Помимо этого, необходимо отметить, что восприятие запаха зависит не только от психофизиологических факторов, о которых было сказано выше, но и от культурных факторов. Обширная культурная традиция применения запаха не только входит в сокровищницу мировой культуры, но и во многом может быть использована в современной жизни. Так, в Древней Индии существовал культ благородного аромата, который использовался не только в храмах, но и в быту, праздники сопровождались употреблением большого количества ароматов, а в дни скорби признаком самого глубокого траура являлось их полное отсутствие [8]. В Древнем Китае уже за 2000 лет до н. э. существовали специальные руководства, регламентирующие использование ароматов. Кроме того, с помощью звука и запаха время моделировалось, для чего применялись огненные часы на основе ароматических веществ, причем каждый час имел свой запах [9]. Европейские страны не отставали от Востока в постижении сложнейшего языка запаха. Египетская и древнегреческая культурные традиции оказали огромное влияние на римскую цивилизацию в области использования ароматов. В Европе запахи широко использовались

для лечения, дезинфекции. В Италии употребление парфюмерии вышло за рамки умеренности и распространилось на все, что только составляет окружение человека: проведение карнавалов обязательно сопровождалось благоуханием воскурений, на празднествах использовали духи и благовония даже для натирания мулов, кроме того, даже деньги благоухали духами [10]. Эпоха Просвещения во Франции являлась не только веком философов, революций, но и веком парфюмерии, а уже в XIX в. происходит кардинальный переворот в парфюмерии, заявляют о себе великие имена, которые звучат и сегодня. Были установлены закономерности, согласно которым запах органического соединения зависит от его строения, найдены функциональные группы, которые придают соединению характерный запах, а также было определено, что накопление в одной молекуле вещества нескольких одинаковых групп ведет к исчезновению запаха. Эволюция запахов позволила получить обширную коллекцию ароматов, которая используется и сегодня. Таким образом, культурное содержание символики запахов детерминировано социально-историческим контекстом и оказывает эстетическое воздействие на человека.

Также у разных народов существуют отличия в восприятии и значении запаха в социальной жизни. Исследования психолога Дж. Брунера [11] показывают, что носители западной культуры в минимальной степени обращают внимание на роль запаха в жизнедеятельности человека, за исключением парфюмерной промышленности и кулинарии. В то же время чукчи являются прямой противоположностью - их обоняние развито настолько, что позволяет им ощущать тончайшие нюансы запаха. Более того, в качестве приветствия они обнюхивают друг друга у основания шеи. Чукчи часто описывают с помощью запаха предметы, которым носители западной культуры дают визуальные, вкусовые или тактильные характеристики. Эти обонятельные реакции настолько сильны, что ими удалось объяснить некоторые случаи истерии: непонятность, необычность предмета связана в представлении чукчей с дурным запахом, т.е. для них незнакомые вещи обладают зловонным запахом, что ведет к психическому расстройству.

В коллективистских культурах, членам которых свойственно открыто проявлять свои чувства (арабские, средиземноморские, латиноамериканские), обоняние играет немалую роль в жизнедеятельности человека. Согласно наблюдениям А. Алмани и А. Алвана, «... на арабов возможность почувство-

вать запах друга действует успокаивающе. Обоняние для них - способ быть «включенным» в другого, и отказать другому в обонянии своего запаха означало бы поступить постыдно. В некоторых провинциях Ближнего Востока сваты, приглашенные посмотреть невесту для родственника, иногда просят разрешить понюхать ее. Их цель - не в том, чтобы убедиться в ее чистоплотности, скорее, то, что они ищут - некий томительный аромат ее гнева или неудовольствия. Бурмисы выражают свои аффекты, прижимаясь ртами и носами к щеке и сильно вдыхая запах другого, жители Самоа выражают свои аффекты также прикасаясь носами и нюхая друг друга. Американцы же, напротив, поддерживают дистанцию и подавляют свое обоняние» [12]. Тенденция американцев, представителей достаточно индивидуалистической культуры, оставлять без внимания обоняние арабов часто приводит к недоверию арабов к истинным чувствам собеседника - американца; американцы же испытывают дискомфорт от нарушения арабами их автономии и личного пространства.

Таким образом, представители разных культур используют запах как средство невербального общения, которое наряду с вербальной речью является важнейшим средством коммуникации.

Литература

1. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретиче-

ские и прикладные аспекты // Психологический журнал. 1993. № 1. Т.14.

2. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М., 2002.

3. Балаян В.М., Короткий Р.М. Химический язык насекомых. М., 1987.

4. Эткинс П. Молекулы М., 1991.

5. Корбен А. Ароматы частной жизни // Новое литературное обозрение.

2000. № 43.

6. Почему мы друг другу (не) нравимся // Гео. №2 2001.

7. Мошкин М.П., Герлинская Л.А., Нагатоми Р. Запах который не лжет //

Российская наука: Мечта света. М., 2006.

8. Религиозные традиции мира. М., 1996. Т.2.

9. Поликарпов В.С. Время и культура. Харьков, 1987.

10. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 2001.

11. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

12. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М, 1999.

Технологический институт

Южного федерального университета_15 ноября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.