история и КУЛЬТУРА / МУСИНОВА И. А., ГРАКОВА Ю.В. / [email protected] / УДК 94 (519)
РОЛЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ «СТАНЦИЙ УТЕШЕНИЯ» НА ПРИМЕРЕ КОРЕЙСКОГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ ЖЕНЩИН, ПРИВЛЕЧЕННЫХ ЯПОНИЕЙ К СЕКСУАЛЬНОМУ РАБСТВУ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
THE ROLE OF NGOS IN ADDRESSING THE PROBLEM OF "COMFORT STATIONS" FOR EXAMPLE, THE KOREAN COUNCIL FOR JUSTICE AND REMEMBRANCE FOR THE ISSUES OF MILITARY SEXUAL SLAVERY BY JAPAN
Мусинова Ирина Александровна, Гракова Юлия Валерьевна
Кафедра востоковедения УГИ, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается роль неправительственных и некоммерческих организаций в решении одного из острых для современного южнокорейского общества вопросов - вопроса т.н. «станцийутешения» и «женщин для утешения». В качестве примера приводится деятельность Корейского совета по делам женщин, насильно вывезенных японскими колониальными войсками на фронт во время войны на Тихом океане.
Ключевые слова и фразы: Республика Корея, неправительственные общественные организации, некоммерческие организации, «станции утешения», «женщины для утешения».
Для цитирования: Мусинова И.А., Гракова Ю.В. Роль неправительственных организаций в решении проблемы «станций утешения» на примере корейского совета по делам женщин, привлеченных Японией к сексуальному рабству в военное время. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(1): 71-79
ABSTRACT
The article discusses the role of non - governmental and non-profit organizations in solving the issue of so-called "comfort stations" and "comfort women". The activities of the Korean Council for Justice and Remembrance for the Issues of Military Sexual Slavery by Japan.
This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).
Keywords and phrases: Republic of Korea, non-governmental organizations, non-profit organizations, «comfort stations», «comfort women».
For citation: Musinova I.A., Grakova Y.V. The role of NGOs in addressing the problem of "comfort stations" for example, the Korean council for justice and remembrance for the issues of military sexual slavery by Japan. Modern oriental studies. 2020; 2(1): 71-79
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Начиная со второй половины 1980-х гг., в связи со становлением гражданского общества и активизациеи процессов демократизации в Республике Корея, увеличилось количество т.н. неправительственных и некоммерческих организации. Такие общественные объединения стремились представлять и отстаивать перед государством мнение общества относительно ключевых вопросов развития страны, выступать в качестве связующего звена между государством и обществом, совместно решать наиболее значимые для страны проблемы [4, С. 13].
Хотя формирование некоммерческого сектора в Южнои Корее началось еще в 1945 г. -1960-е гг., в тои или инои степени продолжалось в 1960-1987 гг. (в т.н. «период авторитарного правления»), некоммерческие организации современного типа появились в стране после 1987 г. во многом благодаря Движению за демократизацию [11]. Значительныи вклад в формирование таких организации внесли различные студенческие, профсоюзные, религиозные объединения, оппозиционные политические группы.
Впоследствии, в 1990-2000-е гг., палитра подобных общественных организации становилась все более сложнои и многообразнои, так как перед кореиским обществом по мере его развития вставали все более сложные и многообразные проблемы [4, С. 15-16]. Существуют определенные сложности с типологизациеи некоммерческих объединении в Республике Корея, в стране широко представлены следующие типы объединении: некоммерческие организации (НКО) частные гражданские организации организации гражданского общества организации гражданского движения (л] ^ и т.д. [14].
12 января 2000 г. был принят Закон о поддержке гражданских частных организации, государство начало предоставлять финансирование для оплаты части расходов некоммерческих и негосударственных объединении граждан [12].
В период с 1990-х гг. однои из значимых для кореиского общества проблем является проблема «станции утешения», а также «ианфу» (кор. «вианбу»), т.н. «женщин для утешения». До сих пор она оказывает серьезное влияние на современные кореиско-японские дипломатические отношения. Данныи вопрос пытаются решить не только правительства двух стран, но и крупные неправительственные организации, такие как Кореискии совет по делам женщин, привлеченных Япониеи к сексуальному рабству в военное время
ад^^^ЗЗ) [13].
Деятельность Совета в отечественнои историографии пока не была изучена отдельно. Что касается зарубежнои историографии, о деятельности Кореиского совета по делам женщин, привлеченных Япониеи к сексуальному рабству в военное время, кратко говорится в работах американского исследователя кореиского происхождения Сары Со [9], [10]. Также существует саит совета [13], на котором, опубликована информация о структуре управления и проектах организации. Большое количество информации об истории создания и проектах организации можно наити в статье Син И. [8], монографиях Маки Аракава [2] и Кумагаи Наоко [5].
Кореискии совет по делам женщин, привлеченных Япониеи к сексуальному рабству в военное время, был создан в ноябре 1990 г [7]. В течение десятка лет Совет вел свою деятельность в маленьком офисе: организация очень скудно финансировалась, существовала,
ИСТОРИЯ и КУЛЬТУРА / МУСИНОВА И. А., ГРАКОВА Ю.В. / [email protected] / УДК 94 (519)
в основном, за счет пожертвований частных лиц [9]. Его главными лидерами с момента основания и до настоящего времени являются профессора университета Ихва Юн Чонок и Ли Хеджэ [10, С. 1233]. Оба лидера движения происходили из христианских семеи, состояли в различных женских и христианских организациях. Привлекая внимание к проблеме «женщин для утешения», они бросали вызов традиционнои системе гендерных ролеи в ко-реиском обществе.
Сначала в организации работало небольшое количество помощников-волонтеров, большая часть из которых являлась бывшими студентами Ли Хеджэ. Они занимались научным исследованием проблемы и сбором досто-вернои информации о деятельности «станции», помогали в организации протестных акции [10, 1233]. В частности, профессор Юн Чонок занималась изучением материалов, которые могли помочь пострадавшим женщинам получить компенсацию от японских властеи, а деятельность Ли Хеджэ была направлена на то, чтобы как можно более широкие слои кореиского общества знали о проблеме «женщин для утешения», она активно занималась привлечением внимания общественности к этои проблеме, в том числе через многочисленные протестные акции и кампании [7].
В качестве основных задач, решаемых Ко-реиским советом, с самого начала были заявлены следующие: раскрыть реальныи масштаб проблемы «станции утешения»; добиться признания того, что система военного сексуального рабства Японии является преступлением; добиться официальных извинении и денежнои компенсации для выживших «вианбу» со стороны японского правительства; привлечь к ответственности виновных в создании и управлении системои «станции утешения»; построить музеи
и памятник жертвам; добиться включения фактов о системе военного сексуального рабства Японии в учебники [8].
В период с 1952 по 1965 гг., во время переговоров о нормализации отношении между Япониеи и Республикои Корея, вопрос о «женщинах для утешения» отдельно не обсуждался [9]. После окончания переговоров, в 1965 г. между странами был подписан ряд договоров, согласно которым обе стороны отказывались от взаимных претензии по итогам Второи Мировои воины. После заключения упомянутых договоров женщины, работавшие на «станциях» официально не могли подать иск о компенсации, так как это противоречило соглашениям между двумя государствами [1]. Было признано, что проблемы между двумя странами и между их гражданами решены. Однако, после распространения подробнои информации о деятельности «станции утешения» среди населения Республики Корея в конце 1980-х - 1990-х гг., начало расти массовое недовольство условиями соглашения с Япониеи.
В 1988 г. вопрос о жертвах сексуального рабства в годы японскои оккупации Кореиского полуострова был поднят профессором университета Ихва Юн Чонок [13]. Профессор Юн выступила с докладом на семинаре Кореискои женскои христианскои ассоциации
Доклад был посвящен посещению мест, связанных с преступлениями японских военных в отношении кореиских женщин. В 1990 г. в газете «Хангерэ» еи была опубликована
подборка материалов по этому вопросу [10].
Кореискии совет провел анонимные интервью с выжившими «женщинами для утешения» в рамках своеи кампании по требованию компенсации от правительства Японии [11; С. 80] Затем, в декабре 1990 г., выжившие
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
«женщины для утешения», солдаты, служившие в японских воисках во время воины, и семьи погибших - 35 южнокореиских истцов -подали совместныи иск против японского правительства в Токиискии окружнои суд. Они потребовали, чтобы правительство Японии принесло извинения и компенсацию за причинен-ныи ущерб. Однако власти Японии продолжали утверждать, что все вопросы компенсации были решены после нормализации отношении по договору 1965 г. [10; С. 1234]. С ноября 1990 г. активисты Кореиского совета [7] помогали выжившим женщинам бороться в суде, предоставляли экономическую, психологическую и медицинскую помощь, в то время как правительство Республики Корея не могло этого делать официально [6].
17 октября 1990 г. 7 кореиских женских групп и Кореискии Совет по делам женщин, пострадавших от сексуального рабства в военное время опубликовали совместное заявление. В заявлении содержалась резкая критика выступления одного из японских официальных лиц относительно вопроса о «вианбу» на заседании парламента 6 июня 1990 г. Они предъявили следующие требования: японское правительство должно признать, что принуждало женщин к «работе» на «станциях утешения»; власти должны принести публичные извинение; все преступления должны быть раскрыты; оставшиеся в живых или их семьи должны получить компенсацию; факты о произошедших событиях должны присутствовать в учебниках [3].
Следующеи ступенью в развитии решения проблемы «станции утешения» стало публичное выступление в августе 1991 г. Ким Хак-сун (1924-1997 гг.), которая обвинила японское правительство в причастности к созданию и управлению «станциями утешения», что вы-
звало шок. Японское правительство было вынуждено ответить. Оставшиеся в живых пострадавшие, которые раньше не могли говорить о своих страданиях, начали активно сообщать о преступлениях японского правительства. В декабре 1991 г., при поддержке Кореискои ассоциации жертв воины в Тихоокеанском регионе и семеи, лишившихся родственников, еще одна группа граждан Республики Корея подала иск в суд против правительства Японии [7; С. 941].
Таким образом, после первых публикации многие женские организации начали активную деятельность, направленную на повторное рассмотрение вопроса о «женщинах комфорта» для японских военных в 1920-1940-е гг. Но без обнародования убедительных доказательств участия правительства в создании и управлении «станциями утешения», их влияние оставалось не таким значительным [6]. Как известно, довольно значительная часть документов, доказывающих причастность правительства Японии к созданию «станции комфорта», была уничтожена. В то время были доступны только показания выживших «женщин для утешения», правительство Японии отрицало истинныи характер таких показании [3].
11 января 1992 г. профессор Ёсими Ёшиа-ки опубликовал документы в крупнои япон-скои газете «Асахи симбун». Эти бумаги показали «прямую роль Японии в содержании сети "станции утешения". Они были опубликованы накануне государственного визита в Республику Корея премьер-министра Японии Миядзавы Киити (1991-1993 гг.) [2; С. 32]. Раскрытие документации привело к расследованию данного вопроса, как Япониеи, так и международным сообществом.
В тот же день главныи секретарь кабинета министров Коичи Като от имени властеи
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА / МУСИНОВА И. А., ГРАКОВА Ю.В. / [email protected] / УДК 94 (519)
Японии, впервые извинился за участие вооруженных сил в системе. Однако, несмотря на извинения, и на то, что правительство Японии признало тот факт, что строительство станции, проведение медицинских осмотров было ответственностью военных и властеи, верхи Японии продолжали отрицать причастность военных к вербовке «женщин для утешения». Т.к. правительство не признало принудительныи характер системы, то на этих основаниях отказалось уплатить денежное возмещение за пережитое «женщинами для утешения». 15 января 1992 г. 300 протестующих выразили свое недовольство ответом правительства Японии перед зданием японского посольства в Сеуле [2; С. 33-35].
После этих событии одним из проектов Кореиского совета, начало которому было положено еще 8 января 1992 г., являются демонстрации, которые проводятся каждую среду
(^ ^Щ; ^^ ^^ ^ ^
7] Первыи протест был направлен
против визита премьер-министра Японии Миядзава Киити в Сеул [5]. Мероприятие до сих пор проходит каждую среду в 12 часов дня перед посольством Японии в Сеуле. Выжившие женщины также присутствуют на демонстрациях, несмотря на преклонныи возраст. Демонстрации проводятся всегда, независимо от погодных условии. За все время было только два случая отмены демонстрации: первыи произошел в 1995 г. после землетрясения в Кобе; и второе в 2011 г. после Великого восточно-японского землетрясения и цунами [4]. 14 декабря 2011 г. состоялась 1000-я демонстрация, на которои был установлен мемориал «женщинам для утешения» напротив посольства Японии в Сеуле -Статуя Мира (^ ^ ¿И #) [13].
В декабре 1992 г. Кореискии совет провел общенациональныи сбор средств для оказания
помощи оставшимся в живых [10; 1235]. К июню было собрано 200 миллионов вон (250 тысяч американских долларов), что составляет 1/5 от первоначально поставленнои цели. [10; 1236] Между 1996 и 1997 гг. были проведены еще две кампании по сбору средств, чтобы противостоять соблазну выживших принять деньги Азиатского женского фонда (кампания была инициирована правительством Японии) [10; 1236].
В марте 1993 г. президент Республики Корея Ким Енсам объявил, что Сеул не будет добиваться материальнои компенсации от Японии, но он призвал Токио тщательно изучить вопрос и обнародовать правду. Кореиское правительство приняло специальныи законопроект, предоставляющии каждои бывшеи «комфортнои женщине» единовременную выплату в размере 5 миллионов вон (приблизительно 6250 долларов США) и дополнительную ежемесячную сумму [2; 37-39].
Главныи секретарь кабинета министров Ехэи Коно 4 августа 1993 г. сделал заявление, в тексте которого было указано, что власти Японии и военные принимали участие в вербовке девушек против их воли, используя уговоры и принуждение. Кроме того, признавалось нанесение вреда чести и достоинству пострадавших женщин, а также были принесены извинения. Однако правительство Японии не взяло на себя ответственность, ссылаясь на то, что Сан -Францисскии мирныи договор (1951 г.) и другие соглашения урегулировали все послевоенные требования о компенсациях [5; С. 49-54].
Когда Токио попытался умышленно не дать ходу проблеме «комфортных женщин» посредством закулиснои дипломатии с Сеулом в 1993 г., активисты начали борьбу. 6 февраля 1994 г. 27 кореиских «женщин для утешения» и Кореискии совет подали иски в суд Токио.
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Столкнувшись с критикой со стороны неправительственных организаций из-за безнаказанности японского правительства по проблеме «комфортных женщин» в Комиссии ООН по правам человека в середине февраля, японская делегация замолчала по этому вопросу впервые с 1992 г. [8; C. 117-119].
Самым важным фактором в деятельности Кореиского совета было завоевание поддержки женских правозащитных групп. На Всемир-нои конференции по правам человека в Вене в июне 1993 г. сторонники «женщин для утешения» приняли активное участие на Всемирном трибунале по нарушению прав человека женщин. Конференция приняла Венскую декларацию и программу деиствии, посвященную пункту «Нарушения прав человека женщин в ситуациях вооруженного конфликта», включая «сексуальное рабство». Япония пыталась исключить пункт «сексуальное рабство», но потерпела неудачу [8; C. 117-119].
Затем в июне 1994 г., когда Мураяма То-миити (1994-1996 гг.) - лидер Социалистиче-скои партии - стал премьер-министром, интеллектуалы и руководители движения возлагали большие надежды на успешное разрешение проблемы «женщин для утешения». Но Мураяма был между двух огнеи: консервативным сопротивлением и прогрессивными людьми, выступавшими за выплату компенсации [9].
В итоге 31 августа 1994 г. премьер-министр Японии объявил о первом плане по выплате денег пострадавшим женщинам. В июне 1995 г. было выдвинуто предложение учредить Азиатскии фонд мира и дружбы для женщин Josei
no tame no Ajia Heiwa Yuko Kikin). В июле того же года в своем личном заявлении Мураяма
Томиити принес извинения выжившим «комфортным женщинам» и сказал, что Азиат-скии женскии фонд - это «искупление» правительства и граждан Японии перед пострадавшими [9].
Азиатскии женскии фонд столкнулся с трудностями, поскольку в Японии и в других странах мира возникли противоположные мнения по поводу его деятельности. Главныи фактор - этот фонд являлся частным, т.е. правительство Японии избегало юридическои ответственности. Многие из «комфортных женщин» отказались принять предложенные фондом деньги, а устроиство фонда не одобряли и в международных сообществах [9].
11 января 1997 г. директор Азиатского женского фонда Теруко Канехира встретилась с пострадавшими женщинами и передала им письмо от премьер-министра и президента Азиатского женского фонда в отеле «Плаза» в Сеуле. Были предоставлены деньги (2 миллиона иен), а медицинская и социальная помощь осуществлялись отдельно [9].
Правительство Республики Корея оценило деиствия Азиатского женского фонда положительно. Власти Республики Корея приветствовали создание Фонда, как элемент государ-ственнои поддержки некоторых проектов; принесение извинении и выражение раскаяния, в которых заинтересовано государство; желание узнать полноценную информацию о «станциях утешения» и использовать знания, чтобы в будущем предотвратить похожие события. Но позиция правительства изменилась потому, что Кореискии совет для женщин, пострадавших от сексуального рабства начал проводить кампанию против деиствии фонда. Кроме того, деятельность АЖФ была раскритикована в средствах массовои информации, что
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА / МУСИНОВА И. А., ГРАКОВА Ю.В. / [email protected] / УДК 94 (519)
тоже оказало влияние на политику властеи Республики Корея [9].
Группы активистов в Корее настаивали на наказании людеи, причастных к созданию «станции утешения». Они представили дело в ООН. В декабре 2000 г. был созван Междуна-родныи трибунал по военным преступлениям по делу сексуального рабства в военное время [13].
Во время пятидневного трибунала выжившие «женщины для утешения» и японские солдаты давали показания. Трибунал осудил императора Хирохито, Тодзе Хидеки и других лидеров японского правительства, обвинив их в преступлениях против человечества, таких как изнасилование и сексуальное рабство. Трибунал также призвал правительство Японии принести искренние извинения и предоставить компенсацию выжившим жертвам, исследовать исторические материалы о системе «станции утешения» и создать мемориалы, музеи и образовательные программы, в которых будут указаны факты о «женщинах для утешения» [13].
Как было сказано выше, Кореискии совет по делам женщин, привлеченных Япониеи к сексуальному рабству в военное время и другие организации, выступили против частного фонда и благотворительных денег, выплачиваемых из сочувствия. Они требовали извинение от императора, а также компенсацию непосредственно от японского правительства. С 1996 г. по 1997 г. в Республике Корея проводились кампании по сбору средств для «женщин для утешения», чтобы у них не «возникало соблазна» принять деньги от Азиатского женского фонда. В течение этого периода к январю 1997 г. только 7 из примерно 200 выживших «комфортных женщин» приняли выплаты Азиатского женского фонда. Остальные осуждали деиствия фонда и отказывались
принимать «благотворительные» платежи. Ко-реискии совет попросил правительство Кореи выплатить каждои женщине определенную сумму денег, чтобы им не нужно было принимать деньги от этого фонда. В апреле 1998 г. администрация президента Республики Корея Ким Дэчжуна (1998-2003 гг.) удовлетворила данную просьбу [13].
Так как в Республике Корея Азиатскии женскии фонд подвергся критике со стороны СМИ и группы активистов в январе 1997 г. реализация проекта была временно приостановлена. Окончательно свою работу фонд прекратил 1 мая 2002 г. Можно считать, что неудача деятельности Азиатского женского фонда в Республике Корея была вызвана именно несогласием с его политикои Кореиского совета [9].
По мере развития Совета и расширения его влияния, вопрос «станции утешения» начали обсуждать во время заседании Комиссии ООН по правам человека, международному сообществу становилось ясно, что влияние неправительственных организации, в особенности, Кореиского совета, очень серьезно.
В настоящее время Кореискии совет — официально зарегистрированная негосударственная некоммерческая организация, его финансирование осуществляется из частных источников, а также за счет различных кампании [13]. На интернет-саите совета указаны реквизиты, по которым любои человек может сделать пожертвование [13]. Кроме того, организация финансирует и другие проекты, организаторы которых имеют схожие с ними цели. В качестве примера можно указать фонд «Бабочка» («Наби»), которыи занимается помощью женщинам, являющимся жертвами военного сексуального рабства в Демократически Республике Конго, Индонезии, Вьетнаме
VOL.2 №1 2020
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
и Уганде, и других странах [9]. Данная органи- 6. зация была основана Кореиским Советом 8 марта 2012 г. Две выжившие «комфортные женщины», Ким Бокдон и Киль Вонок, высту- 7. пили инициаторами. Кроме того, Кореискии совет по делам женщин, привлеченных Япони-еи к сексуальному рабству в военное время, 8. спонсирует на постояннои основе приют для жертв «Дом Мира» («Нанумэ чип») [13].
Итак, можно сказать, что Кореискии Совет для женщин, пострадавших от сексуально- 9. го рабства и другие организации внесли огром-ныи вклад не только в подробное изучение проблемы, но и в справедливое, с их точки зре-
10
ния, разрешение ситуации. Не все пункты программы Совета реализованы, поэтому он продолжает деиствовать и в настоящее время, осу-
11
ществлять различные проекты и акции. ЛИТЕРАТУРА:
1. Стрельцов Д. В. Проблемы исторического прошлого в послевоенных отношениях Японии со странами Восточнои Азии / 12 Д.В. Стрельцов. - Япония. Ежегодник. 2014. - № 43. - С. 7-27.
2. Arakava M. A New Forum for Comfort Women: Fighting Japan in United States Federal Court / M. Arakava. - Berkeley Journal of Gender, Law & Justice. 2013. - 174 p. 13
3. Asian Women's Fund. Moral Responsibility and Reconciliation. (International Expert Meeting 14-15.01.2005).
4. Kim I.C. Defining the Nonprofit Sector: South Korea / I.C. Kim, C.S. Hwang // Working papers of the John Hopkins Comparative Non- 14 profit Sector Project, 2002. - 13 p.
5. Kumagai N. The Comfort Women: Historical, Political, Legal, and Moral Perspectives / N. Kumagai. - International House of Japan. 2016. - 230 p.
Lee S.R. Comforting the Comfort Women: who can make Japan pay? / S.R. Lee. - Journal of International Law. 2003. - 31 p.
Pyong G. Korean «Comfort Women». The Intersection of Colonial Power, Gender, and Class / G. Pyong. - 2003. - P. 938-957.
Shin E. The "Comfort Women" Reparation Movement: Between Universal Women's Human Right and Particular Anti-colonial Nationalism / E. Shin. - Florida Journal of International Law. 2016. - № 28. - P. 87-157.
Soh S. Japan's Responsibility Toward Comfort Women Survivors. 2001. -URL: http:// www.jpri.org/publications/workingpapers/ wp77.html (дата обращения: 21.08.2019).
Soh S. The Korean 'Comfort Women': Movement for Redress / S. Soh. -Asian Survey. 1996. № 12. - P. 1226-1240.
[Кон Сок Ки, Ю Джи Ён. Топографический анализ некоммерческого сектора Республики Корея] - URL: http:// www.vkorea.or.kr/contents/group.html?
sm=1_5 (дата обращения: 21.08.2019).
//
- URL: http://www.law.go.kr/ Закон о поддержке некоммерческих организации // Национальныи информационно-
правовои центр. (дата обращения: 21.08.2019).
(Кореискии
^вет по делам женщин, привлеченных Япониеи к военному сексуальному рабству). - URL: http:// www.womenandwar.net/contents/main/ main.asp (дата обращения: 21.08.2019).
[Хван Док Сун. Текущее состояние и особенности некоммерческих организации в Республике Корея] -URL: http:// www.dbpia.co.kr/Journal/ArticleDetail/ N0DE01563884 (дата обращения: 21.08.2019).
история и КУЛЬТУРА / МУСИНОВА И. А., ГРАКОВА Ю.В. / [email protected] / УДК 94 (519)
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES
1. Strel'cov D. V. Problemy istoricheskogo proshlogo v poslevoennyh otnoshenijah Ja-ponii so stranami Vostochnoj Azii / D.V. Strel'cov. - Japonija. Ezhegodnik. 2014. - № 43. - S. 7-27.
2. Arakava M. A New Forum for Comfort Women: Fighting Japan in United States Federal Court / M. Arakava. - Berkeley Journal of Gender, Law & Justice. 2013. - 174 p.
3. Asian Women's Fund. Moral Responsibility and Reconciliation. (International Expert Meeting 14-15.01.2005).
4. Kim I.C. Defining the Nonprofit Sector: South Korea / I.C. Kim, C.S. Hwang // Working papers of the John Hopkins Comparative Nonprofit Sector Project, 2002. - 13 p.
5. Kumagai N. The Comfort Women: Historical, Political, Legal, and Moral Perspectives / N. Kumagai. - International House of Japan. 2016. - 230 p.
6. Lee S.R. Comforting the Comfort Women: who can make Japan pay? / S.R. Lee. - Journal of International Law. 2003. - 31 p.
7. Pyong G. Korean «Comfort Women». The Intersection of Colonial Power, Gender, and Class / G. Pyong. - 2003. - P. 938-957.
8. Shin E. The "Comfort Women" Reparation Movement: Between Universal Women's Human Right and Particular Anti-colonial Nationalism / E. Shin. - Florida Journal of International Law. 2016. - № 28. - P. 87-157.
9. Soh S. Japan's Responsibility Toward Comfort Women Survivors. 2001. -URL: http:// www.jpri.org/publications/workingpapers/ wp77.html (data obrashhenija: 21.08.2019).
10. Soh S. The Korean 'Comfort Women': Movement for Redress / S. Soh. -Asian Survey. 1996. № 12. - P. 1226-1240.
11.
[Kon Sok Ki, Ju Dzhi Jon. Topograficheskij analiz nekommercheskogo sektora Respu-bliki Koreja] - URL: http:// www.vkorea.or.kr/contents/group.html? sm=1_5 (data obrashhenija: 21.08.2019).
12.
- URL: http://www.law.go.kr/ Zakon o pod-derzhke nekommercheskih organizacij // Nacional'nyj informacionno-pravovoj centr. (data obrashhenija: 21.08.2019).
13. (Korejskij Covet po delam zhenshhin, privlechennyh Japoniej k voennomu seksual'nomu rabstvu). - URL: http://www.womenandwar.net/contents/ main/main.asp (data obrashhenija: 21.08.2019).
14. ^
[Hvan Dok Sun. Tekushhee sostojanie i oso-bennosti nekommercheskih organizacij v Respublike Koreja] -URL: http:// www.dbpia.co.kr/Journal/ArticleDetail/ NODE01563884 (data obrashhenija: 21.08.2019).
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Irina Musinova, Julia Grakova
Department of Oriental studies, Ural Federal University. B.N. Yeltsin [email protected]
Принята к публикации: 14.02.2020 Submission Date: 2020.02.14