Научная статья на тему 'Роль неправительственных экологических организаций в регулировании экологической безопасности в Украине и в мире'

Роль неправительственных экологических организаций в регулировании экологической безопасности в Украине и в мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
593
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / ЭКО БЕЗОПАСНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЛИТИКА / ПРАВО / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Павлюк Катерина

В статье проведен анализ законодательных и институционных механизмов политико-правового обеспечения экобезопасного развития, участия общественных и неправительственных экологических организаций в регуляции экологической безопасности в Украине и за рубежом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-Governmental Environmental Organizations: Their Role in Regulating Environmental Safety in Ukraine and Worldwide

The author analyses legal and institutional mechanisms of legal and political foundation of environmental safety and the role of non-Governmental environmental organizations in regulating environmental safety in Ukraine and worldwide

Текст научной работы на тему «Роль неправительственных экологических организаций в регулировании экологической безопасности в Украине и в мире»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ О РАЗВИТИИ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ

Павлюк Катерина

Аспирант кафедры национальной безопасности Национальной академии государственного управления при Президенте Украины e-mail: k_pavliuk@mail.ru

Catherine S. Pavluk

Graduate student of National Security National Academy of Public Administration the President of Ukraine e-mail: k_pavliuk@mail.ru

УДК 336.1:321.001.73(477)

Роль неправительственных экологических организаций в регулировании экологической безопасности в Украине и в мире

Non-Governmental Environmental Organizations: Their Role in Regulating Environmental Safety in Ukraine and Worldwide

В статье проведен анализ законодательных и институционных механизмов политико-правового обеспечения экобезопасного развития, участия общественных и неправительственных экологических организаций в регуляции экологической безопасности в Украине и за рубежом.

Ключевые слова и словосочетания: Украина, эко безопасное развитие, политика, право, общественность.

The author analyses legal and institutional mechanisms of legal and political foundation of environmental safety and the role of non-Governmental environmental organizations in regulating environmental safety in Ukraine and worldwide.

Key words and word-combinations:: Ukraine, environmental safety, politics, law, general public.

В ближайшие 20-30 лет человечество ожидают огромные трудности в предотвращении экологического кризиса. Но есть надежда, что они будут преодолены. Появляется первый положительный опыт реализации новой экологической политики, все больше стран переводят проблему охраны природы, сохранения биосферы в ранг приоритетных, актуальных, требующих решения [1, с.408].

Одной из основних задач, стоящих сейчас перед мировой цивилизацией, является проблема экологической безопасности на планете. Влияние негативных факторов антропогенного характера на природное окружение сегодня значительно превышает компенсационные возможности биосферы. В свою очередь, человечество идет «в след» за экологическими событиями, которые уже произошли, а не опережая их, и только реагирует на последствия в форме региональных катастроф. Назревает и приобретает реальные черты глобальная экологическая катастрофа, ставит под угрозу существование самого рода человеческого, ибо природа сама по себе уже не в состоянии нейтрализовать результаты хозяйственно-экономической деятельности человека и общества [2, с.214].

В новом тысячелетии в Украине, как и во всем мире, проблемы, связанные с регулированием экологической безопасности остаются нерешенными, и перешли в категорию глобальных проблем

человечества, требующих немедленного решения. Мероприятия, проводимые мировым сообществом в целом и экологическими организациями в частности, не дают значительных положительных результатов в этой сфере.

Человек является неотъемлемой частью природы, поэтому деятельность должна осуществляться в тесной гармонии с требованиями законов природы и быть подчинена им. Только на такой основе можно избежать деградации природной среды и не нарушать функционирования механизмов, воспроизводящих природные основы жизни. Еще В. И. Вернадский писал: «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, а и в планетарном аспекте »[2].

Под влиянием глобальных процессов происходит трансформация гражданского общества, его деятельность начинает выходить на качественно новый, глобальный уровень. Происходит формирование новой общественно-политической единицы - глобального гражданского общества [3].

Одним из основных элементов глобального гражданского общества являются неправительственные организации. В их ряду не последнее место занимают и природоохранные. Именно поэтому, деятельность экологических организаций следует рассматривать не только с чисто экологической стороны, но и с правовой, поскольку количество таких организаций и качество их деятельности свидетельствует об уровне развития гражданского общества в государстве и регулируется нормативно-правовыми актами [4, с.44-46].

Право граждан на участие в процессе принятия решений при осуществлении экологического управления предусмотрено многими международно-правовыми актами. В частности, принципом 10 Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию установлено: «Экологические проблемы лучше решаются при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый индивид должен иметь возможность надлежащего доступа ко всей информации об окружающей среде, которая есть в распоряжении властных структур, включая информацию об опасных веществах и видах деятельности, а также возможности участвовать в процессе принятия решений. Государства способствуют информированию и участию общественности» [5]. 23-25 октября 1995 года в Софии во время III Общеевропейской Конференции министров охраны окружающей среды были приняты «Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участия общественности в процессе принятия решений по вопросам охраны окружающей среды» [6]. Процесс реализации этих положений нашел свое отражение в «Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» - так называемой Орхусской конвенции, которая была подписана 25 июня 1998 и ратифицирован Украиной в 1999 году [7].

Процесс принятия экологических решений повторяет последовательность, которая существует при принятии более широких решений: в Великобритании, Франции и Нидерландах этот процесс ограничивается достижением консенсуса на уровне узкого круга экспертов, в Германии и Европейском Союзе он более открыт, в Швеции и США - в него вовлекаются широкие слои населения. Доступ общественности к экологической информации отображает исторически сложившийся уровень доступа к любой правительственной информации: высокий уровень существует в Швеции, США, Германии, Нидерландах, низкий уровень - в Великобритании и Франции, однако под влиянием директив ЕС уровень доступа к информации в этих странах будет расти [8, с.528].

Для того чтобы общественность имела возможность активно влиять на разработку и внедрение экологической политики, она должна быть объективно проинформирована о сути экологических проблем. Эта информация должна быть квалифицированно проанализирована, ее толкование и форма предоставления должны быть понятными для непрофессионалов. Это особенно важно для средств массовой информации. Недооценка степени опасности, как и ее переоценка, могут иметь одинаковые вредные последствия.

Немецкие исследователи разработали собственные рекомендации для привлечения общественности к принятию решений, связанных с экологическим риском. Они заключаются в том, что стратегия коммуникации должна быть хорошо структурирована и тщательно подготовлена. Фактический материал, его интерпретация, мысли и выводы, а также оценки этих выводов должны рассматриваться и готовиться отдельно, с учетом возможных изменений формы коммуникации на каждом этапе. Стратегия коммуникации должна ориентироваться на диалог. Аудитория должна иметь возможность не только высказывать свое мнение по данным проблемам, но также участвовать в подготовке соответствующей программы и иметь доступ к тем, кто отвечает за экологическую политику. В процессе всестороннего оценивания риска и последовательном управлении им должны учитываться трудности, стоящие перед теми, кто производит и принимает решение (администраторы, юристы и т.п.). Это подразумевает наличие доверия к структурам власти [9].

В Японии существует практика «добровольных соглашений» между экологическими инспекторами и природопользователями, влияющих на состояние окружающей среды, заключение которых опирается на убеждение, доверие и традиции административного руководства, предусматривает проведение переговоров между природопользователями и теми, кто регулирует их влияние на окружающую среду, прежде, чем выдать разрешение на природопользование. Соглашения доводятся до широкого сведения, экологические инспекторы обеспечивают их выполнение. Общественное давление, также как и традиционное уважение к соглашениям играют важную роль в обеспечении соблюдения нормативных требований.

Роль неправительственных организаций в разных странах неодинакова. Финансирование их деятельности тоже осуществляется по-разному. В США - это главным образом благотворительные частные взносы, в Европе эти организации часто зависят от финансовой поддержки правительства и могут быть союзниками государственных органов охраны окружающей среды, создавая противовес влиянию отраслевых министерств с их большим производственным и финансовым потенциалом. При этом неправительственные организации могут помогать, природоохранным государственным органам выявлять и анализировать на ранних стадиях экологические проблемы, занимая позицию, не зависящую от каких-либо экономических или политических интересов (хотя последнее не всегда так). В то же время некоторые неправительственные организации могут демонстрировать антагонистические отношения с правительством на фоне их несогласия с правительственным подходом к решению каких-то экологических проблем.

Положительный опыт конструктивных взаимоотношений между неправительственными и правительственными организациями существует в Нидерландах. Здесь правительство и общество поняли ценность той роли, которую играют независимые, критически ориентированные неправительственные организации в таких вопросах, как выявление экологических проблем, которые правительство и общество еще не осознали, побуждение к действиям в вопросах, которые правительство может игнорировать, исполнение роли партнера-консультанта по экологическим вопросам с целью противовеса влиянию сторон.

Правительство регулярно проводит консультации с неправительственными организациями. Каждая из сторон считает другую сторону компетентными профессионалами, создавая атмосферу уважения и доверия в их отношениях. Правительственные органы всех рангов оказывают финансовую поддержку научным организациям, благодаря чему они покрывают более половины своих расходов. Но это не мешает неправительственным организациям строго критиковать правительство за недостатки в природоохранной деятельности [10].

Законодательство Украины предоставляет возможности влияния и участия граждан в деятельности по охране окружающей среды. Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» в ст.6 определяет, что приоритетами национальных интересов Украины: гарантирование конституционных прав и свобод человека и гражданина, развитие гражданского общества, его демократических институтов, обеспечение экологически и техногенно безопасных условий жизнедеятельности граждан и общества, сохранение окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов; интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство, развитие равноправных взаимовыгодных отношений с другими государствами мира в интересах Украины [11, с.38]. Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» определяет общественное управление как разновидность управления в области охраны окружающей среды. Конечно, более эффективным является влияние не отдельных граждан, а общественных объединений, официально зарегистрированных и имеющих юридический статус, полномочия которых закреплены в ст.21 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» [12].

Во исполнение положений Орхусской конвенции в Украине принято Положение об участии общественности в принятии решений в сфере охраны окружающей среды. Реализация других форм общественного участия базируется на общих нормативных актах, законах Украины «О всеукраинском и местных референдумах», «О местном самоуправлении в Украине», «Об обращениях граждан»; Положении об общем собрании граждан по месту жительства в Украине.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей среды в соответствии с Положением, утвержденным Минприроды. Общественные инспектора охраны окружающей среды:

- участвуют в проведении совместно с работниками органов государственного контроля рейдов и проверок соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами законодательства об охране окружающей среды, соблюдения норм экологической безопасности и использования природных ресурсов;

- проводят проверки и составляют протоколы о нарушении законодательства об охране окружающей среды и подают их органам государственного контроля в области охраны окружающей среды и правоохранительным органам для привлечения виновных к ответственности;

- оказывают помощь органам государственного контроля в области охраны окружающей среды в деятельности по предотвращению экологических правонарушений.

Путь, которым пришли к своему благополучию развитые страны, неприемлем для человечества в целом, потому что не гарантирует экологической и социальной безопасности планеты в социально несправедливом мире. Опыт последнего десятилетия показал, что каждая страна должна иметь свою стратегию эколого-сбалансированного развития, свой путь воспроизведения природы родного края с учетом природных, географических, исторических, социально-экономических условий.

Деятельность экологических организаций является одним из самых мощных факторов формирования экологического сознания граждан. Улучшение экологической ситуации в государстве, формирование нового природоохранного менталитета, повышение уровня экологического образования и сознания, экологическое просвещение являются доминирующими в практической работе экологических общественных организаций.

Совместными усилиями власти, общественных организаций и общества можно решить ряд острых экологических проблем, чтобы они со временем не стали экологической региональной или местной катастрофой.

1. Как свидетельствует мировой опыт, двигателем изменений в отношении общества к экологическим проблемам является экологическое движение, в частности, деятельность экологических неправительственных организаций. Привлечение общественности к участию в решении экологических проблем является актуальной социально-политической проблемой, ее решение требует глубоких изменений в обществе и прежде всего создание системы экологического воспитания, образования и информирования.

2. Основной целью является усиление роли общественности, привлечение к данному процессу представителей различных секторов общественности, населения и лиц, принимающих решения, повышение уровня информированности по вопросам устойчивого развития и интегрированного регулирования экологической безопасности.

3. Общественное экологическое управление приобрело общественное значение, когда пришло осознание роли общественности как одной из важных движущих сил в преодолении как глобальных, так и локальных экологических кризисов, развитии сбалансированных общественных отношений и достижении гармонии сосуществования общества и природы.

4. Цель общественного экологического управления состоит в достижении согласованности и гармонизации действий государственных и общественных органов в сфере охраны и восстановления окружающей среды; повышении эффективности государственного, корпоративного и местного экологического управления; достижении экологических целей.

5. Необходимости дальнейшего развития экологического законодательства - направления на защиту субъективного права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду

6. Необходимо изучение и максимальный учет положительного зарубежного опыта в сфере привлечения общественности к принятию решений, связанных с государственным регулированием экологической безопасности и разработка мер по адаптации его в Украине. Учет механизмов обеспечения экологической безопасности в странах, которые достигли значительных успехов в этом направлении. Этот опыт может быть использовн в государственном регулировании аналогичных процессов в Украине.

Ключевыми функциями государственного экологического управления являются: всемерное содействие процессу достижения взаимопонимания в обществе; объединение усилий различных общественных групп поддержки, заинтересованных в охране окружающей среды, обеспечение включения экологических вопросов в важные экономические и политические решения; систематический сбор, толкование и обеспечение экологической информации общественности. Результатом этой деятельности должно стать обеспечение достижения поставленных экологических целей.

Библиографический список:

1. Белявский Г.А. Основы экологии / Г.А. Белявский, Р.С. Фурдуй, И.К. Костиков. // Учебник - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2005. - 408 с.

2. Вернадский В.И. Избранные произведения по истории науки. / В.И. Вернадский // М.:Наука, 1981. - С. 214-232.

3. Трима К.А. Особенности деятельности украинских экологических организаций в условиях глобализации - URL: http://oo8.mail.yandex.net/static/ 52f8b303b1744de899f1a1635a9adb8/pdf001

4. Гетман А.П. Экологическое право Украины. - Харьков: «Право», 2005. - С.44-46.

5. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/riodecl. shtml

6. Демократия через участие (сборник документов, посвященных доступу к информации, к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды). Кишинев, 1999. - 207 с.

7. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Орхусская конвенция], 25 июня 1998 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/

8. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. / В.Г. Королько / / М., Реф-бук, К.: Ваклер. 2001. 528 с.

9. Alyushina N., Kucheruk A. Applicability of a risk communication concept for Ukraine as a method of enhancing public confidence in state authorities. // Public Policy and Administration № 2, 2010 M. Romero university.

10. Зеркалов Д.В. Экологическая безопасность: управление, мониторинг, контроль. / Д.В.Зеркалов / / -М.: КНТ, Дакор, Основа, 2007. - 412 с.

11. Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» // Официальный вестник Украины от 01.08.2003 - 2003 г., № 29, с. 38.

12. Закон Украины от 26 июня 1991 № 1268-XII «Об охране окружающей природной среды». Ведомости Верховной Рады Украины от 08.10.1991 - 1991 г., № 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.