Научная статья на тему '2016.01.025. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ПРАВО: УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ЕВРОПЕ. ENVIRONMENTAL DEMOCRACY AND LAW: PUBLIC PARTICIPATION IN EUROPE / ED. BY GYULA BáNDI. - GRONINGEN; AMSTERDAM: EUROPA LAW PUBLISHING, 2014. - VII, 397 P. - (AVOSETTA SERIES)'

2016.01.025. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ПРАВО: УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ЕВРОПЕ. ENVIRONMENTAL DEMOCRACY AND LAW: PUBLIC PARTICIPATION IN EUROPE / ED. BY GYULA BáNDI. - GRONINGEN; AMSTERDAM: EUROPA LAW PUBLISHING, 2014. - VII, 397 P. - (AVOSETTA SERIES) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
254
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ОРХУССКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1998 Г
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.01.025. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ПРАВО: УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ЕВРОПЕ. ENVIRONMENTAL DEMOCRACY AND LAW: PUBLIC PARTICIPATION IN EUROPE / ED. BY GYULA BáNDI. - GRONINGEN; AMSTERDAM: EUROPA LAW PUBLISHING, 2014. - VII, 397 P. - (AVOSETTA SERIES)»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

2016.01.025. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ПРАВО: УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ЕВРОПЕ. Environmental democracy and law: Public participation in Europe / Ed. by Gyula Bandi. - Groningen; Amsterdam: Europa law publishing, 2014. - VII, 397 p. - (Avosetta series).

Ключевые слова: экологическое право; экологическая демократия; Орхусская конвенция 1998 г.

Монография, подготовленная интернациональным коллективом авторов, большая часть которых - специалисты-экологи и юристы Венгрии, а также ученые ФРГ, Польши и др., является итогом масштабного проекта, осуществляемого в рамках программ, реализуемых Европейским союзом после вступления в него (в 2004 г.) бывших стран так называемого Восточного блока, во-первых, а во-вторых, в связи с необходимостью обеспечить на национальном уровне стран - членов ЕС максимально полную имплементацию положений Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Поэтому именно вопросы участия общественности были исследованы в рамках проекта Центра совершенствования Жана Мо-не (the Jean Monnet Centre of Excellence) «Демократия и окружающая среда - участие общественности в экологическом праве ЕС», координатором которого выступил Католический университет Петера Пазмани (Будапешт, Венгрия). Проект был реализован при участии Омбудсмена по вопросам будущих поколений Венгрии, Регионального экологического центра по Центральной и Восточной Европе и Ассоциации экологического управления и права.

В монографии, разделенной на 17 глав, содержатся также предисловие, библиография, включающая 211 наименований, ука-

затель 98 судебных актов и таблица нормативных актов и иных источников права (всего 87), отражены результаты исследований, представленные на итоговой конференции по его завершению.

Содержательно в этих 17 главах характеризуется единый объект исследования, но представлен он в разных срезах и с разной степенью подробности. Наибольшее внимание уделено анализу права ЕС в целом, международного права и Орхусской конвенции 1998 г. как определяющим, исходным опорам национального законодательства и судебной практики; реализации этих постулатов в экологическом праве Венгрии, Ирландии.

Монография содержит две общетеоретические главы - «Введение в концепцию "экологической демократии"» и «Теоретические основания участия общественности в принятии управленческих решений», авторами которых, соответственно, являются Д. Банди и Г. Винтер, и специфическую - Особенную - часть, которая структурно в качестве таковой не выделена, но объединяет гл. 15 «Участие общественности в сфере регулирования ГМО», гл. 16 «Участие общественности по законодательству ЕС об отходах», гл. 17 «Участие общественности в сфере потребления энергии в Европе», в которых освещаются наиболее актуальные в наши дни проблемы.

Как отмечает редактор издания Д. Банди, участие общественности как элемент экологической демократии всегда играло особую роль в европейской экологической политике, что следует из п. 10 ст. 6 Стратегических направлений достижения экологических показателей, утвержденных решением Европарламента и Совета от 22 июля 2002 г. № 1600/2002/ЕС, которым учреждена шестая программа действий в сфере окружающей среды ЕС.

Глава 1 «Введение в концепцию "экологической демократии"» (автор Д. Банди / Оуы1а Вапйг) содержит определение понятия «экологическая демократия». К его содержанию непосредственное отношение имеют: коллективное (или «общественное») измерение; необходимость общих усилий (общая забота человечества) по сохранению общего наследия; проблема общедоступных благ; философские основания субсидиарности при принятии экологически значимых решений, а также проблемы в сфере экологического правосудия.

В гл. 2 Герд Винтер (Gerd Winter) рассматривает теоретические основания участия общественности в принятии управленческих решений, приводит теоретические основания такого участия и характеризует их влияние на практический выбор решений в указанной сфере. Анализ административных процедур ЕС, а также ряда международных организаций (Международная организация гражданской авиации, Всемирный банк и др.) позволяет автору сделать вывод о том, что взаимодействие на межнациональном и наднациональным уровнях не должно основываться исключительно на западной модели, а должно учитывать различия культур, традиций и особенностей общественно-политического устройства участников такого взаимодействия. Разнообразие практик, как и отсутствие эмпирических данных о них, пока не дают возможности разработать теоретические основания такого взаимодействия, хотя потребность в них назрела.

Три основания экологической демократии с точки зрения европейской перспективы рассматриваются в гл. 3. Д. Банди на примере нормативных актов ЕС и основанных на них решениях судов сквозь призму экологической демократии анализирует экологическую политику Европы, вопросы законотворчества и юрисдикции, процессуальные аспекты участия общественности в процессе принятия решений и проблемы доступа к правосудию в Европе.

Вопрос об обосновании права на окружающую среду как универсального права человека рассматривается в гл. 4 «Право на окружающую среду - процессуальные гарантии» (Д. Банди). Указанное право должно распространяться не только на ныне живущих людей, но и на будущие поколения. Автор признает, что определение содержания такого права и даже формулирование его как нормы материального права на современном этапе представляется затруднительным. Перспективно его оформление посредством закрепления процессуальных обязанностей. Таким образом, можно будет говорить о существовании «процессуальных прав в сфере окружающей среды» (с. 94).

Глава 5 «Участие общественности - право человека или инструмент международного административного права» (Марсель Шабо / Marcel Szabo) посвящена анализу исторических, международно-правовых и теоретических предпосылок участия общественности в принятии экологически значимых решений. Автор на осно-

ве современных практик участия общественности на национальном и международном уровнях, правовых механизмов обеспечения соответствующих прав в различных регионах мира (частные иски, участие граждан в консультативных органах, гражданский иск, связанный с финансовой деятельностью банков) обосновывает необходимость рассматривать участие общественности как элемент прав человека, необходимый для достижения экологической демократии.

Применение положений ст. 6, 7 и 8 Орхусской конвенции обсуждается в гл. 6 «Участие общественности в соответствии со статьей 6 Орхусской конвенции. Роль и сфера применения в процессе принятия решений, основанном на многоуровневом подходе» (Ежи Ендрошка / Jerzy Jendroska). Автор приводит многочисленные примеры применения указанных положений при принятии экологически значимых решений и делает вывод о том, что требования п. 10 ст. 6 Орхусской конвенции не нашли достаточно полного отражения в нормативных актах, регламентирующих процедуру оценки воздействия на окружающую среду. Это лишает общественность возможности участия в процессе принятия решений о продлении разрешений на определенные виды деятельности или внесении изменении в такие разрешения.

В гл. 7, написанной Эвой Кружиковой (Eva Kruzíková), анализируются меры ЕС по реализации участия общественности, вопросы доступа к информации (первая основа) и правосудию (третья основа), а также положения Регламента 1367/2006 (Орхусский регламент). Она констатирует, что возможность реализации права на доступ к правосудию, кроме всего прочего, в самой сильной степени зависит от судейского усмотрения.

Уникальный опыт Венгрии по справедливому учету прав будущих поколений представлен в гл. 8 «Разъяснение и взаимодействие. Методология для института, представляющего будущие поколения» (автор - Шандор Фюлёп / Sándor Fülop). Описан опыт введения в Венгрии института Омбудсмена - защитника будущих поколений, цель которого - продемонстрировать лицам, принимающим решения, экологические последствия таких решений.

Проблемы и вопросы экологических исков в интересах общества в Венгрии и ЕС, а также предложения по улучшению нормативно-правового обеспечения права общественности оспаривать

экологически значимые решения в судах освещены в гл. 9 (Цаба Кисс / Csaba Kiss). Автор анализирует условия и основания экологических исков, направленных на обеспечение интересов общества, вопросы, которые могут затрагиваться такими исками. К основным проблемам, возникающим в процессе реализации права на такой иск, Ц. Кисс относит отсутствие компетентных инстанций, закрытый перечень оснований, сложные или неэффективные меры обеспечения, несвоевременность судебных решений, судебные расходы и отсутствие бесплатной юридической помощи.

Профессор права Тринити колледжа (г. Дублин) Ивон Скан-нел (Yvonne Scannel) анализирует опыт участия общественности в принятии экологически значимых решений в Ирландии (гл. 10) в соответствии с Законом о планировании землепользования. Речь идет также о правилах подачи заявок на застройку, выдаче Агентством по охране окружающей среды разрешений на деятельность, подпадающую под действие Директивы ЕС об интегрированном предотвращении и контроле загрязнении, описываются особенности гражданских исков по вопросам, подпадающим под действие законодательства о планировании, практика реализации указанной Директивы и законодательства об отходах.

В гл. 11 описывается история влияния общественности на принятие решения по вопросу размещения радара противоракетной обороны (ПРО) НАТО на горе Зенго рядом с городом Тубеш в Венгрии (автор - Аттила Панкович / Attila Páncovics).

В гл. 12 Марта Зигети Бонифер (Marta Szigetti Bonifert), представляющая Региональный экологический центр, дает оценку механизмов, предусмотренных Орхусской конвенцией, которая характеризуется как выдающийся документ, способствующий развитию экологической демократии в Европе и за ее пределами, достижению целей устойчивого развития и повышению уровня управления.

В гл. 13. Бенедек Явор (Benedek Jávor) и Жолт Беке (Zsolt Beke) приводят результаты исследований институциональных предпосылок, социальных потребностей и возможностей населения участвовать в процессе принятии экологически значимых решений с учетом места проживания, а также уровня образования.

В гл. 14 Иштван Саркози (István Sárkozy) развивает тему инсти-туционализации представительства интересов будущих поколений.

Участию общественности в регулировании ГМО посвящена гл. 15 (Агнес Ковач / Agnes Kovacs). В ней рассматривается принцип участия общественности, национальное законодательство, регламентирующее такое участие, его глобальное значение и международно-правовые основы (Конвенция о биологическом разнообразии, Картахенский протокол, Орхусская конвенция, Нагойский протокол), законодательство ЕС (Директива 2001/18, Регламент 1829/2003), а также вопросы неформализованного участия и деятельность неправительственных организаций.

В гл. 16 «Участие общественности по законодательству ЕС об отходах» Сильвия Силади (Szilvia Szilagyi) дает обзор законодательства ЕС в сфере обращения с отходами.

Участие общественности в сфере потребления энергии в Европе рассматривается в гл. 17 (автор - Андрас Ловас / Andras Lovas). Анализируются конкретные примеры участия общественности в решении вопросов в сфере использования атомной энергии, возобновляемой энергии, а также улавливания и хранения углерода и попутного природного газа. В главе указывается на то, что в настоящее время отсутствуют экономические оценки влияния участия общественности в процессе принятия решений. Автор выражает уверенность в том, что любые формы использования энергии в Европе подвержены огромному влиянию фактора участия общественности.

А.А. Рёрихт

2016.01.026. НОВАЯ ВЛАСТЬ ГРАЖДАН: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТЕСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ГЕРМАНИИ.

Die neue Macht der Bürger: Was motiviert die Protestbewegungen / Hrsg. S. Marg, L. Geiges, F. Butzlaff, F. Walter. - Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 2013. - 341 S.

Ключевые слова: антиатомное движение; протест; строительство; экологическое развитие; радиоактивные отходы; атомные станции; энергетика; среда обитания; охрана окружающей среды.

Книга посвящена исследованию протестного, особенно экологического, движения в Германии. Протесты граждан направлены против крупномасштабного строительства, прокладки новых до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.