Научная статья на тему 'Роль некоммерческих организаций в устойчивом развитии сельских территорий'

Роль некоммерческих организаций в устойчивом развитии сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
956
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ / РЕБРЕНДИНГ ТЕРРИТОРИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ / RURAL DEVELOPMENT / REBRANDING OF THE TERRITORY / NONPROFIT ORGANIZATION / THE POTENTIAL OF AGRICULTURAL AREAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павленко Наталья Васильева

Процесс поиска новых моделей и инфраструктурных элементов экономики в сельскохозяйственных регионах позволяет обратить внимание на активизацию роли некоммерческого сектора в сельской местности, в том числе, в виде создания единых центров по объединению информационных, товарных и финансовых потоков в единую сеть. Роль провайдера межнациональных связей становится все более значимой и необходимой в современных экономических и политических реалиях. Поддержание села и разработка политики ребрендинга сельскохозяйственной территории может осуществляться не только на государственном уровне, но и на уровне региональных институциональных единиц, созданных на некоммерческой основе. Подобные институты позволят повысить потенциал сельскохозяйственных регионов, а также послужат основой развития межрегиональных и международных интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NONPROFIT ORGANIZATIONS IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

The process of finding new models and infrastructure elements of the economy in agricultural regions allows to draw attention to the increasing role of the nonprofit sector in rural areas, including in the form of creating a single Association of centers for information, trade and financial flows in a network. The role of provider of inter-ethnic relations is becoming increasingly important and necessary in the modern economic and political realities. The maintenance of the village and policy development of the rebranding, farmland can be carried out not only at the state level, but also at the level of regional institutional units, established on a commercial basis. Such institutions will enhance the capacity of agricultural regions, but also serve as the basis for the development of interregional and international integration processes.

Текст научной работы на тему «Роль некоммерческих организаций в устойчивом развитии сельских территорий»

УДК 338.1

Павленко Н.В.1

РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация. Процесс поиска новых моделей и инфраструктурных элементов экономики в сельскохозяйственных регионах позволяет обратить внимание на активизацию роли некоммерческого сектора в сельской местности, в том числе, в виде создания единых центров по объединению информационных, товарных и финансовых потоков в единую сеть. Роль провайдера межнациональных связей становится все более значимой и необходимой в современных экономических и политических реалиях. Поддержание села и разработка политики ребрендинга сельскохозяйственной территории может осуществляться не только на государственном уровне, но и на уровне региональных институциональных единиц, созданных на некоммерческой основе. Подобные институты позволят повысить потенциал сельскохозяйственных регионов, а также послужат основой развития межрегиональных и международных интеграционных процессов.

Ключевые слова: развитие сельской местности, ребрендинг территории, некоммерческие организации, потенциал сельскохозяйственных территорий.

Pavlenko N. V.

THE ROLE OF NONPROFIT ORGANIZATIONS IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

Abstract. The process of finding new models and infrastructure elements of the economy in agricultural regions allows to draw attention to the increasing role of the nonprofit sector in rural areas, including in the form of creating a single Association of centers for information, trade and financial flows in a network. The role of provider of inter-ethnic relations is becoming increasingly important and necessary in the modern economic and political realities. The maintenance of the village and policy development of the rebranding, farmland can be carried out not only at the state level, but also at the level of regional institutional units, established on a commercial basis. Such institutions will enhance the capacity of agricultural regions, but also serve as the basis for the development of interregional and international integration processes.

Keywords: rural development, rebranding of the territory, a nonprofit organization, the potential of agricultural areas.

Роль гражданского общества с каждым коммерческим сектором областью сельско-годом в России приобретает все большее хозяйственных отношений. Не секрет, что значение. При этом некоммерческий сектор, тенденция последних десятилетий в нашей медленно, но верно, внедряется во все сфе- стране - это неуклонное сокращение сельских ры деятельности государства: в управление, жителей почти на 1,5 млн. человек за послед-производственную сферу, социально-куль- ние 20 лет. Исчезли с карты России более 20 турную, политическую. Но все еще остается тысяч сельских населённых пунктов и более достаточно нетронутой и не охваченной не- половины сел России, численность населе-

1 Павленко Наталья Васильева, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и налогообложения Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, e-mail: nwpllit®mail.ru, тел.:8(928)3465277

Natalva Pm'lenko, candidate of economic sciences, associate Professor of the Department of Finance and taxation Institute of service, tourism and design (branch) of North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk, e-mail: nwpl 1 1 Vvmail. ru,T.:8(928)3465277

ния которых составляет менее 100 человек. Основные причины этого процесса кроются в неразвитости институтов гражданского общества и снижении уровня жизни на селе, а также в ухудшении экономических условий для ведения малого бизнеса в сельском хозяйстве и в увеличении административных барьеров, связанных с получением земли, кредитных ресурсов и господдержки.

В этой связи становится актуальным роль некоммерческого сектора в формировании имиджа сельских территорий, в стимулировании молодежи к возвращению после учёбы в родные села и деревни, в возрождении потерянной за последние десятилетия социально-культурной инфраструктуры, в формировании новых подходов к диалогу между властью и сельскими жителями, то есть в осуществлении ребрендинга территории. Среди аграрных организаций, признаваемых законом некоммерческими, основную массу составляют сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также кооперативные формирования - союзы и ассоциации сельскохозяйственных кооперативов. Деятельность существующих НКО финансируется главным образом самими его членами, государственная поддержка минимальна. Основная причина отсутствия финансирования - это отсутствие социально ориентированных НКО. Большая часть некоммерческих сельских объединений в основном направленна на объединение усилий сельскохозяйственных производителей для достижения каких-либо коммерческих выгод.

Действительно, серьёзных представителей некоммерческих организаций, с мощными социальными программами, в сельской местности практически не существует. Но вопрос о необходимости НКО существует и должен быть обязательно решен на государственном уровне.

Как показывают социологические исследования, почти треть взрослого городского населения готова на переезд из города в деревню при наличии условий для жизнедеятельности. Следовательно, существует вполне обоснованный потенциал для возвращения жизни в сельские поселения. Нужно лишь создать в сельской местности условия 54

для развития самозанятости и микробизнеса, сделать село комфортным и привлекательным для жизни, а активных граждан информировать об имеющихся успешных методах, кейсах, моделях и технологиях организации бизнеса в сельской местности, о существующих программах и мерах государственной поддержки. Часто в сельской местности невозможно найти информации о существующих формах государственной поддержки сельхозпроизводителей или средствах, выделяемых на развитие местной инфраструктуры. В результате появляется возможность неконтролируемой коррупции со стороны местных властей, когда «на бумаге» построены школы, интернет-центры, застелены асфальтом дороги, распределены средства начинающим хозяйственникам, но по факту все это отсутствует, и количество сельских жителей с каждым годом уменьшается.

Деятельность некоммерческого сектора на региональном уровне регламентируются региональными законами, которые по собственной инициативе или по федеральным указаниям поддерживают «третий сектор». Так, к примеру, на территории Ставропольского края принят Закон от 10.10.2013 N 80-кз «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае» [1], который позволяет региону выделять финансовые средства для эффективно функционирующих социально проявивших себя некоммерческих организаций. Но эта региональная инициатива не позволяет некоммерческому сектору в полной мере принимать участие в социально значимых региональных проектах в сельской местности, планировать мероприятия ребрендинга, а действует скорее по наитию, нежели в единой государственной системе.

Следует заметить, что институционально некоммерческий сектор абсолютно не интегрирован в общую структуру управления как на государственном, так и на муниципальном уровне, хотя де-факто можно проследить возрастающую связь государства и некоммерческих организаций. Во-первых, государство по-прежнему является источником финансирования некоммерческих организаций. Во-вторых, сам некоммерческий сектор дополня-

ет деятельность государства в решении целого ряда общих социальных задач. К сожалению, общей системы взаимодействия государственного и негосударственного сектора не существует. Если это представить схематично (Рисунок 1), то видно, что поток финансовой, юридической, нормативной, контрольной и целевой помощи со стороны государства значительно превышает поток социальной отдачи некоммерческого сектора. Скорее это

результат отсутствия системы интеграции некоммерческих предприятий в общегосударственную инфраструктуру. Отсюда исходят и проблемы целеполагания, и проблемы единства действий, и низкая информированность населения о проводимых некоммерческим сектором мероприятиях. На схеме видно, что каждый участник социального процесса действует разрозненно друг от друга, при оговорке, что социальные цели идентичны [2].

ОРГАНИЗАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ, ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Ж

ОБЩЕЕ ЖЕЛАНИЕ О ВЗАИМОПОМОЩИ И ВЗАИМОДОПОЛНЕНИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБЩИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Рисунок 1 - Система взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций на современном этапе Источник: составлено автором.

Важно наладить диалог между представителями предпринимательского сообщества и органами власти, к чему и должны быть привлечены НКО с их мощными гражданскими позициями и активностью. Причем, именно НКО ввиду постоянного непосредственного общения с проживающими на сельской территории людьми являются для органов местного самоуправления и государственной власти важнейшим каналом двустороннего взаимодействия с обществом, поставщиком информации о ситуации и положении дел на сельской территории.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить основные акценты деятельности не-

коммерческого сектора в рамках ребрендинга сельской местности (рисунок 2):

- взаимодействие общественных организаций с органами местного самоуправления;

- выход и укрепление позиций общественных организаций на сельских территориях;

- развитие гражданской активности жителей села;

- помощь общественных организаций в развитии малых форм хозяйствования, сельского туризма и в инфраструктурных изменениях сельских поселений.

Рисунок 2 - Направления деятельности некоммерческого сектора в рамкахребрендинга сельской местности Источник: составлено автором.

Важно понимать, что развитие сельских территорий, возвращение жителей в родные села и деревни - это стратегическая задача, стоящая перед государством, поскольку рост численности населения страны ставит вопрос о продовольственной безопасности в части нехватки продуктов питания. Эта проблема на сегодняшний день признана мировым сообществом как одна из основных мировых угроз человечеству и, следовательно, недопущение дефицита продуктов питания лежит на главах государств, которые понимают, что основная задача - это развитие сельской местности и увеличение сельскохозяйственных и сельхоз-перерабатывающих производств.

Специфика современного состояния региональной промышленности предполагает, что основными причинами ее финансовых проблем являются:

- устаревшая материально-техническая база производства, не соответствующая инновационному развитию современной промышленности;

- отсутствие инвестиционного финансирования;

- слабо дифференцированный производимый товар (особенно это стало актуальным в последние несколько лет в связи

с санкционными условиями российской экономики и вектором на импортозаме-щение).

Важно также учитывать недостаточный уровень платежеспособности населения. Следует понимать, что неустойчивая конъюнктура региональных цен на сырье не позволяет предприятиям увеличивать производственные мощности. При этом нормализировать конъюнктуру позволит разумное вмешательство государства, в частности, пропаганда отечественных товаров, при вытеснении импортных аналогов.

Институализация сельскохозяйственных территорий в России прошла тернистый путь рыночной трансформации, что, несомненно, отразилось на деятельности агропромышленного сектора. Это время характеризуется простоями, невыполнением договорных обязательств и достаточно низкой загруженностью производственных мощностей, а также сложной финансовой ситуацией, отсутствием инвестиционных вложений, отсутствием квалифицированных кадров. Важными факторами кризиса стали нарушения в договорных взаимоотношениях с поставщиками сырья и материальных ресурсов.

Современное состояние регионального

рынка АПК зависит от ряда институциональных, политических, социально-экономических, организационно-технологических и в последнее время - экологических проблем. Устранить возникший дисбаланс можно только при вмешательстве государства. Если обратиться к мировой практике, то ни в одной стране с рыночной экономикой, имеющей высокоразвитое производство, рынка как «саморегулирующейся» системы не существует, все рыночные процессы регламентируются государственными механизмами. Эти механизмы условно можно назвать ценовыми, налоговыми и кредитными. Госполитика в отношении к производителям должна пользоваться возможностью законодательно контролировать, а в некоторых случаях субсидировать производителя, проводить товарные интервенции и Т.д.

Между развитием территориального производства и самого региона существует прямая зависимость: чем лучше развито производство, тем экономически выгоднее выглядит регион.

Но в действительности происходит несколько иначе. Все предприятия имеют вполне обоснованную цель - получение прибыли, у региона же несколько иная, более социально направленная цель - это положительное развитие сельской территории в долгосрочной перспективе. Сложно призвать собственника к социальной ответственности перед регионом, если риск оказывается непредсказуемым и недостаточно оправданным. Чаще всего недальновидные сельхозпредприятия, рискуя собственным благополучием, могут превышать допустимый уровень кредиторской задолженности, не имея грамотного и обоснованного стратегического плана. Причина кроется в отсутствии эффективной институализации региона. Под институализацией нами понимается наличие специализированных институтов, задачей которых является взаимосвязь между властью региона и субъектами хозяйствования. К примеру, можно организовать Единые Информационные Центры (далее ЕИЦ), которые заполнят существующий регионально-институциональный вакуум. Организация будет заниматься как контролем за выполнением договорных и законодательных обязательств,

так и консультационно-правовои поддержкой сельхозпроизводителей. Кроме этого, необходимо оптимизировать на уровне регионов объемы заготовки, переработки сырья и реализации продукции. Этого можно достичь с помощью специального отдела ЕИЦ, условно называемого «Отдел стратегического планирования», в задачи которого должны войти экономически обоснованные плановые показатели сельхозрегиона в той или иной продукции. Эти показатели должны быть донесены до предприятий АПК, фермерских хозяйств, которые смогут на их основании строить свои собственные стратегические планы, рискуя в меньшей степени, нежели при самостоятельном планировании.

Все участники регионального рынка тесно взаимосвязаны. Рынок определяет как ценовую политику предприятий, которая диктует уровень доходности и уровень затратности, так и политику в области качества производимой продукции. На местном уровне присутствуют различного рода договоренности между производителями. При нездоровой конкуренции это приводит к неспособности малых предприятий эффективно и долгосрочно конкурировать с крупными производителями. Кроме этого, многие крупные предприятия не желают выходить на неликвидные рынки и доставлять продукт до проблемных зон рынка, к которым имеет отношение большая часть сельскохозяйственного региона - это отдаленные деревни, села, малые города и поселки.

Финансирование НКО, представленное в сельскохозяйственных регионах, осуществляется либо за собственные средства учредителей, либо в виде грантов и спецфинансирования. Гранты на поддержку НКО, занимающихся вопросами сельского хозяйства, как и прочие гранты в нашей стране, были впервые реализованы в начале 2010-х годов, но большая часть грантополучателей напрямую не занимались деятельностью в области сельскохозяйственного брендинга. Вопрос осложняется еще и недочетами в законодательстве, где нет четких правил в области грантовых конкурсов и мероприятий, а также деятельности некоммерческого сектора в сельской местности. Четко не определены элементы затрат, а отсюда - неприятные мо-

57

менты для грантополучателей, такие, как невозможность включать в запрашиваемые суммы общехозяйственные затраты. В этой связи необходимо серьезно пересмотреть законодательство и прописать спорные моменты.

Примечательны также проводимые научные мероприятия: форумы и конференции по институциональной тематике в разрезе сельскохозяйственных территорий, на которых поднимаются достаточно серьезные вопросы и темы, острые и не всегда приятные.

Особую актуальность по-прежнему имеют вопросы сельскохозяйственных институциональных вопросов в Кавказском регионе. Этот регион с богатой историей и сложными взаимоотношениями между народами уже несколько веков является и сельскохозяйственным центром в России, и примером интеграционных связей.

Исторически именно в этом регионе приметались различные методы негосударственной

политики, проводимой на некоммерческой основе, и инструменты публичной дипломатии, такие, как обмен культурными ценностями и традициями, миграционные потоки, товарные обмены между регионами (поскольку на относительно небольшой территории сосредоточены несколько климатических поясов и климатических условий для сельскохозяйственной и производственной специализации) и прочие [2].

Некоммерческие структуры, используя культурные, межэтнические, межконфессиональные и экономические связи могут перенаправить вектор межрегиональных отношений в зону национальных интересов России с учетом интересов сельскохозяйственных регионов. Для поддержания устойчивого развития сельскохозяйственных территорий НКО необходимо работать с общественно-социальным сознанием, подкрепляя договоренностью с властями формированием новых институциональных преобразований.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Закон Ставропольского края от 10.10.2013 № 80-кз «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ставропольском крае» (принят Думой Ставропольского края 26.09.2013)

2. Павленко H.B. Институциональная интеграция некоммерческих организаций в общественный сектор экономики /Н.В. Павленко. // Современные фундаментальные и прикладные исследования, 2016. -Т. 1 -№2(21), С. 180-186.

3. Павленко Н.В. Роль некоммерческих организаций в становлении новой институциональной инфраструктуры кавказского региона // Материалы международного Форума «Кавказ в начале XXI века: народы, общество, государство»/ под. ред. Т.А. Шебзуховой, A.A. Вар-тумяна, Н.Ю. Рудь. - Пятигорск: Издательство ПФ СКФУ, 2016. - Т 2. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.