Угрозы и безопасность УДК 339.13
роль негативной потребительской активности
в пространстве российского рынка электронной торговли
д. В. ВАЛЬКО,
преподаватель кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета E-mail: [email protected] Южно-Уральский институт управления и экономики, Челябинск
В статье исследуются взаимодействие компаний и потребителей в условиях современного рынка электронной торговли, их взаимная активность в пространстве представления ценности и потребительского опыта. Целью работы являлось обоснование значимости социальных сетей в повышении роли негативной потребительской активности в сетевом социальном пространстве российского рынка электронной торговли.
В исследовании отмечена трудность обеспечения институциональной регуляции потребительской активности в Интернете в масштабе национальной экономики. Уделено внимание учету специфических транзакционных издержек и сетевых эффектов на потребительском рынке электронной торговли в масштабах национальной экономики. С использованием адаптации взаимоотношенческой парадигмы маркетинга, а также основных положений теории потребительских сетей к условиям функционирования современного рынка электронной торговли диагностированы основные особенности потребительской активности на данном рынке.
В результате работы выделены основные типы негативной потребительской активности в сети, сконструированы ролевые матрицы поведения потребителей. Предложены показатели оценки сетевой активности потребителей, учитывающие позитивную и негативную составляющие, оценка которых позволяет скорректировать стратегию медиа-присутствия компании на рынке электронной торговли. Предложен интегральный показатель, интерпретируемый как показатель роста потребительской активности.
Автором сделан вывод о том, что в условиях современного рынка электронной торговли необходим учет сетевых эффектов, а также как позитивной, так и негативной активности потребителей в пространстве медиа-присутствия компании. Предложенная в статье система показателей во взаимосвязи с ролевой сегментацией потребителей позволит современным компаниям принимать более взвешенные управленческие решения в условиях динамичной маркетинговой среды потребительского рынка электронной торговли.
Ключевые слова: электронная торговля, потребительский рынок, социальная сетевая активность, потребительская активность
Анализ современных исследований, посвященных проблемам функционирования потребительского рынка, показал, что в работах как отечественных, так и зарубежных авторов акценты при определении экономической сущности данного рынка расставлены по-разному. Передовые исследования в этой области акцентируют внимание на территориальной специализации и местных условиях потребительского рынка. При этом отмечается, что потребительский рынок как таковой представляет собой децентрализованный сегмент товарного обращения национального рынка, характеризующийся субси-диарностью к потребностям населения [15].
Отечественный потребительский рынок сегодня находится в состоянии трансформации прежде
всего под действием движущих сил глобализации и в первую очередь в результате развития информационных и коммуникационных технологий [20]. В этих условиях изменению подвергаются модели поведения и факторы мотивации личности, а вместе с ними трансформируется и вся совокупность экономических отношений рыночных субъектов.
Высокая степень интенсивности данных процессов обусловливает значительную сложность и неопределенность принятия компаниями эффективных управленческих решений в современных динамичных рыночных условиях. Требование устойчивого развития [2] и поддержания конкурентных преимуществ вынуждает компании в масштабах национальной экономики переходить на новые, электронные рынки, выстраивая новые механизмы, основанные на построении устойчивых взаимоотношений [10], а потребители оказываются в условиях влияния множества новых, разнонаправленных факторов.
Трансформация российского потребительского рынка наиболее очевидна в сетевом социальном пространстве, где компании сталкиваются с сообществами потребителей [5, 14], их сетевой коммуникацией и активностью в совместном создании ценности. Понимающие эту специфику компании сами формируют сетевые структуры и выстраивают стратегию медиа-присутствия [19]. Неудивительно, что данная проблематика находится как в теоретическом, так и в прикладном аспектах на стыке менеджмента, маркетинга и нейроэкономики.
Современный рынок электронной торговли -это сложная система, включающая совокупность организационно-экономических, социально-экономических и институциональных отношений [6]. В потребительском сегменте данного рынка (по сравнению с традиционным потребительским рынком) наблюдается снижение значимости признаков территориальной принадлежности и возрастание значимости децентрализации и субсидиарности к потребностям населения.
На потребительском рынке электронной торговли действуют компании, потребители и электронные многосторонние платформы, опосредующие их взаимодействие. Субъекты данного рынка представлены в качестве акторов, взаимодействующих в едином сетевом пространстве в совместном формировании и продвижении ценности, потребительского опыта и, в конечном счете, купли-продажи потребительских товаров и услуг. Непосредственно процесс купли-продажи реализуется посредством
форм электронной торговли, преимущественно в Интернете.
Объем потребительского рынка электронной торговли в России по итогам 2013 г. составил около 17 млрд долл. В настоящее время в нашей стране свыше 30 млн чел. покупают товары через Интернет, и прирост по итогам 2013 г. составил 13%, или около 4 млн чел. На начало 2014 г. в российском сегменте глобальной сети действовали более 30 тыс. интернет-магазинов и различных торговых площадок, при этом до 80% из них не входят ни в одну из функционирующих саморегулируемых организаций.
Потребительский рынок электронной торговли реализует совокупность социально-экономических отношений в сетевой среде, в которой конечные потребители представлены не только индивидуально, но являются членами сетей (прежде всего социальных) и, следовательно, подвержены сетевым эффектам. В свою очередь компании на потребительском рынке электронной торговли образуют целостное сетевое пространство медиа-присутствия, которое также подвержено подобным эффектам. Данное пространство может развиваться независимо от компании путем непрерывной ретрансляции опыта взаимодействия с ней и создаваемыми ею ценностями, потребителями, партнерами и конкурентами.
Взаимодействие компании, потребителей и других субъектов происходит на уровне связанных сетевых структур, в том числе на основе социальной сетевой активности, инструментом реализации которой являются социальные сети [13] и различные сервисы. При этом социальные сети и сервисы составляют все более возрастающую долю коммуникационных сетей.
Согласно исследованию интернет-холдинга Mail.ru1, ежемесячно в России в Интернет выходят 65,9 млн чел., из которых социальные сети посещают свыше 90%. Каждый день в социальных сетях появляется порядка 30 млн новых сообщений, а 35 млн чел. оставляют ежемесячно хотя бы одно публичное сообщение. Аудитория наиболее популярных в нашей стране социальных сетей и сервисов весьма обширна (рис. 1) и взаимно пересекается, что свидетельствует, прежде всего, о сформирован-ности и цельности коммуникационного социально-потребительского пространства.
На сегодняшний день можно выделить следующие основные виды социальных сетей.
1 URL: https://corp.mail.ru/media/files/issledovanie-auditorij-sotcialnykh-setej.pdf.
52,7
11,6
□ ox II facebook □
ВКонтакте
Одноклассники
Мой Мир
Рис.1. Аудитория наиболее популярных открытых социальных сетей в России, млн чел.
1. Социальные сети общего формата [18]. Подобные социальные сети зачастую являются открытыми для всех и используются в основном для коммуникативных целей, т.е. для свободного общения с друзьями, родственниками, коллегами, знакомыми и незнакомыми людьми. К таким сетям можно отнести «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Bebo и другие широко распространенные сети.
2. Профессиональные социальные сети. Такие сети создаются и применяются для общения среди представителей определенных профессий и иногда бывают закрытыми. Профессиональные социальные сети позволяют найти сотрудников, разместить корпоративные новости и воспользоваться многими другими возможностями. Аналогом таких сетей в социальных сетях общего формата являются закрытые профессиональные или корпоративные сообщества. К наиболее популярным профессиональным социальным сетям можно отнести RB.ru, «Профессионалы», «Мой круг», LinkedIn, а также XING [8].
3. Социальные сети по интересам. Данный вид сетей объединяет пользователей, имеющих общие интересы [1]. В России и за границей широкое распространение приобрели такие сети, как Last. fm, MySpace, MyAnimeList и др.
4. Специализированные социальные сети. Они позволяют налаживать социальные взаимо-
отношения на основе определенных ресурсов или критериев, к ним можно отнести социальные медиахранилища, геосоциальные сети (например, Swarm/ Foursquare, AlterGeo) и др.
Социальные сети могут быть открытыми, т.е. доступными широкому кругу пользователей без ограничений, и закрытыми, т.е. доступными, например, только людям определенного возраста или рода занятий.
В основе функционирования социальных сетей лежит так называемый габитус доверия2, который на рынке электронной торговли обусловливает формирование особой категории тран-закционных издержек - издержек безопасности [3, 17], которые сопутствуют процессу использования рынка электронной торговли и функционированию его институционального механизма.
Влияние издержек безопасности на формирование потребительского спроса в условиях рынка электронной торговли можно описать следующим образом: чем ниже уровень безопасности потребительской среды рынка электронной торговли и конкретного продавца, тем выше издержки безопасности для данного рынка (продавца) и тем менее эластичен спрос по цене. В этой связи неудивительно усиление неформальной регламентации и возрастание значимости социальной сетевой активности в алгоритме принятия потребителями решения о покупке.
Обсуждая сетевую социальную активность потребителей на рынке электронной торговли, нельзя обойти вниманием ключевое явление - сетевые эффекты [11]. Ранее автором показано [4], что сетевые эффекты в социальной среде, с одной стороны, облегчают задачу установления и развития устойчивых взаимоотношений с наибольшим числом потребителей, а также способствуют процессам совместного создания и продвижения ценности. С другой стороны, те же сетевые эффекты, наложенные на социально-психологические особенности коммуникации потребителей, приводят к более эффективному распространению негативного опыта и информации и ставят компанию в условия необ-
2 Габитус доверия, по мнению Б. Миштал, есть «защитный механизм, основывающийся на повседневных обыкновениях, устойчивых репутациях и подсознательных воспоминаниях». См.: URL: http://nlobooks.ru/node/4226.
2)
Сторонник
3)
Низкая
ходимости осторожного поведения и повышенного внимания к негативной социальной сетевой активности потребителей.
По признаку направленности можно выделить три основных типа негативной активности в сети: 1) естественный негатив - заключается в недовольстве (объективном или нет) работой компании, ее товарами и услугами и выражении своего мнения в сетевом пространстве. В реальной торговле достаточно часто возникают ситуации, когда потребитель остается недоволен своим приобретением; не избежать этого и на рынке электронной торговли; направленный негатив - самый опасный и сложный вид отрицательного образа компании, который целенаправленно организуется конкурентами или недоброжелателями. Часто реализуется в виде так называемого «черного пиара»;
«троллинг» - отличается тем, что критика в адрес компании, как правило, не обоснована, не уточняема и не имеет никакого отношения к действительности. Обычно реальные и потенциальные потребители (клиенты) в условиях социальных сетей могут быть сгруппированы в соответствии с теми ролями, которые они исполняют по отношению к компании в зависимости от степени сетевой активности, уровня потребления (рис. 2) и уровня доверия (рис. 3). При этом высшая степень потребительской лояльности соответствует наименованию «партнер» [17]. С другой стороны, высшая степень потребительского недоверия может быть названа «оппонент».
Предполагается, что чем выше положительный статус потребителя, тем
более лояльна компании его социальная роль и тем меньший уровень негативной социальной активности от него можно ожидать.
Очевидно, что разработка стратегии преодоления негативной активности и аккумуляция соответствующих ресурсов компании - одна из актуальных задач практики менеджмента и маркетинга на потребительском рынке электронной торговли [7]. Стратегия преимущественной генерации позитивной социальной сетевой активности и «положительного» контента может позволить компании не только укрепить позиции на рынке, но и получить стратегические преимущества.
В силу того, что в масштабе национальной экономики достаточно трудно обеспечить должную институциональную регуляцию потребительской
Высокая
Партнер
Активность потребления
\ г
Сетевая активность
Высокая
Потребитель
Клиент
Низкая
Рис. 2. Взаимоотношение ролей в зависимости от активности потребления
Высокая
Оппонент
Партнер
Низкая
Степень доверия
п г
Сетевая активность
Высокая
Индифферент
Потребитель
Низкая
Рис. 3. Взаимоотношение ролей в зависимости от степени доверия
активности в Интернете без нанесения определенного ущерба его эволюционному развитию, особую значимость приобретает проработка этих вопросов в деятельности самих компаний - участников электронной торговли. На сегодняшний день в составе Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)3 всего 20 участников, при этом на отечественном рынке функционируют свыше 300 тыс. интернет-магазинов и торговых порталов. В этой связи очевидна насущная необходимость оценки уровней позитивной и негативной социальной сетевой активности потребителей и других акторов в сложившихся условиях потребительского рынка электронной торговли.
В частности, в рамках СЯМ-платформ применяются различные инструменты сбора, анализа и исследования мнений, т.е. распознавания эмоциональной «окраски» потребительских отзывов и их смысловой нагрузки. Наиболее распространенным инструментом является классификация потребителей на основе кластерного анализа в рамках нескольких этапов: одобрения, удовлетворения и вовлеченности во взаимодействие с компанией [12]. Актуальным также представляется применение в этой связи аппарата теории вероятностей, теории игр и имитационного моделирования [9].
К сожалению, перечисленный инструментарий не лишен недостатков, в частности не позволяет достаточно точно диагностировать иронию, сарказм и другие виды критических оценок, определить которые в состоянии лишь человек. Однако, несмотря на сложность анализа информации, доступной в социальных сетях и сервисах [16], по мнению автора, можно дать достаточные оценки масштабу сетевых эффектов и характеру сетевой социальной активности на основе ряда простых динамических показателей (см. таблицу). Это необходимо для коррекции стратегии медиа-присутствия компании на потребительском рынке электронной торговли.
Наиболее продуктивен анализ данных показателей на основе многомерных диаграмм. В этом случае интегральную оценку допустимо сопоставлять с площадью получаемой поверхности. По мнению автора, интегральную оценку масштаба сетевых эффектов Л, учитывающую позитивную и негативную социальную сетевую активность потребителей, целесообразно определять на основе средней геометрической
A =
V
М ^
1N
' URL: http://akit.ru.
Динамические показатели оценки социальной сетевой активности потребителей
Обозначение показателя Наименование показателя Содержание показателя
М1 Индекс роста числа нейтральных отзывов и рекомендаций в социальных сетях и сервисах Определяется как отношение среднемесячного числа нейтральных комментариев (отзывов, «постов») к общему их числу либо как цепной темп роста их среднемесячного числа
М2 Индекс роста числа положительных отзывов и рекомендаций в социальных сетях и сервисах Аналогичным образом учитывает динамику положительных рекомендаций («ре-твитов»)
М3 Индекс роста числа отрицательных отзывов и рекомендаций в социальных сетях и сервисах Аналогичным образом учитывает динамику отрицательных рекомендаций («ре-твитов»)
Расчет средней геометрической позволяет взаимно увязать разнонаправленные динамические показатели, не обладающие аддитивностью, а также дает возможность интерпретации обобщающего показателя в качестве индекса роста в нормализованном диапазоне. Кроме того, это позволяет проследить лаги, влияние на индекс конверсии, а также на динамику товарооборота компании в целом.
Таким образом, чем выше интегральный показатель по результатам реализации стратегии медиа-присутствия компании и чем устойчивей его динамика, тем выше положительный эффект с точки зрения трансляции положительного потребительского опыта и масштаба сетевых эффектов во взаимоотношениях с потребителями. Применение данной системы показателей в связи с ролевой сегментацией потребителей, в том числе по уровню сетевой социальной активности, позволит компаниям принимать более взвешенные управленческие решения в условиях динамичной маркетинговой среды потребительского рынка электронной торговли.
Список литературы
1. Бебрис А.О., Харламов О.И., Мамедова А.Э. Интернет и социальные сети как средство деловой коммуникации // Молодой ученый. 2014. № 15-1. С.11-13.
2. Бралиев А.Х. Влияние информационного общества на устойчивое развитие. URL: http://imp. rudn.ru/vestnik/2008/2008_4/Bralieva.pdf.
3. ВалькоД.В. Безопасность рынка электронной торговли с точки зрения трансакционных издержек // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 12. С. 59-64.
4. Валько Д.В., Пестунов М.А. Сетевой эффект в маркетинге взаимоотношений на рынке электронной торговли. URL: http://izvestia.usue. ru/download/51/12.pdf.
5. Вебер Л. Эффективный маркетинг в Интернете. Социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2010. 315 с.
6. Гарипов Р.И., Валько Д.В., Пестунов М.А. Институциональный механизм российского рынка электронной торговли. Челябинск: Изд-во ЮУИУЭ, 2012. 164 с.
7. Головчанская Е.Э. Трансформация маркетинга в современном социально-экономическом пространстве: от продукта к человеческому капиталу. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/100467.
8. ГольденбергВ. Социальные сети как инструмент современного маркетинга. URL: http://smallbusiness. ru/work/adv/364/index.php?print=Y&sid=adv.
9. Ивашкин А.Ю. Мультиагентное имитационное моделирование маркетинговых ситуаций. URL: http://simulation.su/uploads/files/default/immod-2009-1-267-272.pdf.
10. Калужский М.Л. Трансформация маркетинга в электронной коммерции // Практический маркетинг. 2013. № 1. С. 4-16.
11. Карев А.В. Сетевые эффекты на современных рынках // Экономика, предпринимательство и право. 2012. № 4 (15). С. 13-17.
12. Корпоративные блоги как средство сегментации. URL: http://marketing.spb.ru/lib-research/ segment/corp_blogs_as_tools.htm.
13. Кусина О.А. Социальные сети как эффективный инструмент маркетинга в индустрии встреч // Креативная экономика. 2013. № 1 (73). С. 118-123.
14. Манн И.Б. Интернет-маркетинг на 100%. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2014. 240 с.
15. Пасешник Н.П., Сергеичева И.А. Социально-экономическое развитие Челябинской области на рынке товаров и сферы услуг: состояние и тенденции: монография. Челябинск: Полиграф-мастер, 2013. 184 с.
16. Перцовский Н.И. Оценка эффективности проведения маркетинговых исследований в социальных сетях // Практический маркетинг. 2014. № 5 (207). С. 3-9.
17. Петренко Е.С. Прикладные аспекты изучения сетевых потребителей услуг массового питания. URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2012_5/ Petrenko_2012_5.pdf.
18. Решетько Н.И., Есина И.Н. Социальные сети и их значение в маркетинговой деятельности предприятия // Молодой ученый. 2014. № 6-2. С. 40-42.
19. Эффективность онлайн-рекламы и присутствие в социальных медиа. URL: http://marketing.spb. ru/mr/media/online_adv.htm.
20. Юсупов М.З. О влиянии информационно-коммуникационных технологий на обеспечение национальной безопасности в условиях формирования информационного общества // Открытое образование. 2010. № 1. С. 78-85.
National interests: priorities and security Threats and security
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
THE ROLE OF NEGATIVE CONSUMER ACTIVITY IN THE RUSSIAN E-COMMERCE MARKET
Danila V. VAL'KO
Abstract
Importance In the paper, I investigate the interaction of companies and consumers in today's e-commerce market, their mutual activity in the space of transmission of the values and consumer experience. Objectives My article aims to substantiate the importance of social networks and enhancing of the role of negative
consumer activity in the network social space of the Russian e-commerce market. The paper identifies the difficulty of ensuring the institutional regulation of consumer activity in the Internet in the scale of the national economy. I pay attention to the accounting of the specific transaction costs and network effects on the consumer market of e-commerce on the national economy scale.
Methods Using the adaptation of the relationship of marketing paradigm, as well as the basic tenets of the theory of consumer networks to the conditions of functioning of modern e-commerce market, I identify the main features of consumer activity in this particular market.
Results The article's findings identify the main types of negative consumer activity in the network, and they also construct the role matrix of consumer behavior. My paper proposes indicators of the assessment of consumers' network activity, which takes into account the positive and negative components. Their evaluation allows adjusting the strategy of the company's media presence in the e-commerce market. The paper offers an integrated index, which is interpreted as an indicator of consumer activity growth.
Conclusions and Relevance I conclude that today's e-commerce market necessitates accounting of network effects, as well as both positive and negative consumers' activities in company's media-presence. The proposed system of indicators in mutual connection with the consumers' role segmentation will help today's companies make well-argued management decisions in a dynamic marketing environment of consumer ecommerce market.
Keywords: e-commerce, consumer market, social network activity, consumer activity
References
1. Bebris A.O., Kharlamov O.I., Mamedova A.E. Internet i sotsial'nye seti kak sredstvo delovoi kommu-nikatsii [The Internet and social networks as a means of business communication]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2014, no. 15-1, pp. 11-13.
2. Braliev A.Kh. Vliyanie informatsionnogo obsh-chestva na ustoichivoe razvitie [An impact of information society on the sustainable development]. Available at: http://imp.rudn.ru/vestnik/2008/2008_4/Bralieva. pdf. (In Russ.)
3. Val'ko D.V. Bezopasnost' rynka elektronnoi torgovli s tochki zreniya transaktsionnykh izderzhek [The e-commerce market security from the perspective of transaction costs]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2012, no. 12, pp. 59-64.
4. Val'ko D.V., Pestunov M.A. Setevoi effekt v marketinge vzaimootnoshenii na rynke elektronnoi torgovli [The network effect in relationship marketing in the e-commerce market]. Available at: http://izvestia. usue.ru/download/51/12.pdf. (In Russ.)
5. Weber L. Effektivnyi marketing v Internete. Sotsial'nye seti, blogi, Twitter i drugie instrumenty prodvizheniya v Seti [Marketing to the Social Web: How Digital Customer Communities Build Your Business]. Moscow, Mann, Ivanov i Farber Publ., 2010, 315 p.
6. Garipov R.I., Val'ko D.V., Pestunov M.A. Institutsional'nyi mekhanizm rossiiskogo rynka elektronnoi torgovli [The institutional machinery of the Russian e-commerce market]. Chelyabinsk, SUIME Publ., 2012, 164 p.
7. Golovchanskaya E.E. Transformatsiya mar-ketinga v sovremennom sotsial'no-ekonomicheskom prostranstve: otprodukta k chelovecheskomu kapitalu [Transformation of marketing in today's socio-economic space: from product to human capital]. Available at: http://elib.bsu.by/handle/123456789/100467. (In Russ.)
8. Gol'denberg V. Sotsial'nye seti kak instrument sovremennogo marketinga [Social networks as an instrument of modern marketing]. Available at: http://smallbusiness.ru/work/adv/364/index. php?print=Y&sid=adv. (In Russ.)
9. Ivashkin A.Yu. Mul'tiagentnoe imitatsionnoe modelirovanie marketingovykh situatsii [Multi-agent simulation of marketing situations]. Available at: http://simulation.su/uploads/files/default/immod-2009-1-267-272.pdf. (In Russ.)
10. Kaluzhskii M.L. Transformatsiya marketinga v elektronnoi kommertsii [Transformation of marketing under e-commerce activity]. Prakticheskii marketing = Practical marketing, 2013, no. 1, pp. 4-16.
11. Karev A.V. Setevye effekty na sovremennykh rynkakh [Network effects in contemporary markets]. Ekonomika, predprinimatel 'stvo i pravo = Economics, business and law, 2012, no. 4 (15), pp. 13-17.
12. Korporativnye blogi kak sredstvo segmentatsii [Corporate blogs as a means of segmenting]. Available at: http://marketing.spb.ru/lib-research/segment/corp_ blogs_as_tools.htm. (In Russ.)
13. Kusina O.A. Sotsial'nye seti kak effektivnyi instrument marketinga v industrii vstrech [Social networks as an effective marketing instrument in the meetings industry]. Kreativnaya ekonomika = Creative economy, 2013, no. 1 (73), pp. 118-123.
14. Mann I.B. Internet-marketing na 100% [Internet-marketing at 100%]. Moscow, Mann, Ivanov i Farber Publ., 2014, 240 p.
15. Paseshnik N.P., Sergeicheva I.A. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Chelyabinskoi oblasti na rynke tovarov i sfery uslug: sostoyanie i tendentsii: monografiya [Socio-economic development of the
Chelyabinsk region in the market of goods and services: the current state and trends: a monograph]. Chelyabinsk, Poligraf-master Publ., 2013, 184 p.
16. Pertsovskii N.I. Otsenka effektivnosti provedeni-ya marketingovykh issledovanii v sotsial'nykh setyakh [Evaluation of the effectiveness of marketing research in social networks]. Prakticheskii marketing = Practical marketing, 2014, no. 5 (207), pp. 3-9.
17. Petrenko E.S. Prikladnye aspekty izucheniya setevykh potrebitelei uslug massovogo pitaniya [Applied aspects of studying the consumer network services of mass nutrition]. Available at: http://jourssa.ru/sites/ all/files/volumes/2012_5/Petrenko_2012_5 .pdf. (In Russ.)
18. Reshet'ko N.I., Esina I.N. Sotsial'nye seti i ikh znachenie v marketingovoi deyatel'nosti predpriyatiya [Social networks and their importance in the marketing activities of an enterprise]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2014, no. 6-2, pp. 40-42.
19. Effektivnost' onlain-reklamy i prisutstvie v sotsial'nykh media [The effectiveness of online advertising and the presence in social media]. Available at: http : //marketing. spb. ru/mr/media/online_adv.htm. (In Russ.)
20. Yusupov M.Z. O vliyanii informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii na obespechenie natsional'noi bezopasnosti v usloviyakh formirovaniya informatsionnogo obshchestva [The impact of information and communication technologies to ensure the national security under formation of an information society]. Otkrytoe obrazovanie = Open education, 2010, no. 1, pp. 78-85.
Danila V. VAL'KO
South Ural Institute of Management and Economics,
Chelyabinsk, Russian Federation