Научная статья на тему 'РОЛЬ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
крупнейшие налогоплательщики / бюджетная система / федеральный бюджет / региональные бюджеты / налоги и сборы / нефтегазовые доходы / налогообложение.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильин А.Ю., Завьялов М.М.

В статье раскрывается роль нефтегазовых доходов в формировании бюджетов бюджетной системы РФ, экономическая составляющая нефтегазовых доходов крупнейших налогоплательщиков, и ее зависимость от привлечения инвестиций. Определяются проблемы, влияющая на эффективность налогообложения и пути решения, направленные на совершенствование косвенного налогообложения и налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

gs^ публичное право ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-226-231 ИЛЬИН Александр Юрьевич,

NIION: 2018-0076-2/23-108 кандидат юридических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2023-2-108 доцент кафедры государственно-правовых

и уголовно-правовых дисциплин Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доцент кафедры прикладного права Российского технологического университета - МИРЭА, e-mail: Aleksandr_kun@mail.ru

ЗАВЬЯЛОВ Михаил Михайлович,

ведущий специалист-эксперт Юридического управления Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: mmikl1@yandex.ru

РОЛЬ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье раскрывается роль нефтегазовых доходов в формировании бюджетов бюджетной системы РФ, экономическая составляющая нефтегазовых доходов крупнейших налогоплательщиков, и ее зависимость от привлечения инвестиций. Определяются проблемы, влияющая на эффективность налогообложения и пути решения, направленные на совершенствование косвенного налогообложения и налогового контроля.

Ключевые слова: крупнейшие налогоплательщики, бюджетная система, федеральный бюджет, региональные бюджеты, налоги и сборы, нефтегазовые доходы, налогообложение.

ILYIN Alexander Yurievich,

PhD in Law, Associate Professor Associate Professor of the Department of State and Legal and criminal law disciplines Russian Economic University, Associate Professor, Department of Applied Law, Russian Technological University - MIREA

ZAVYALOV Mikhail Mikhailovich,

Leading Specialist-Expert of the Legal Department of the Federal Financial Monitoring Service (Rosfinmonitoring), postgraduate student of the Financial University under the Government of the Russian Federation

ROLE OF OIL AND GAS REVENUES IN BUDGETING OF THE BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article reveals the role of oil and gas revenues in the formation of the budgets of the budget system of the Russian Federation, the economic component of the oil and gas revenues of the largest taxpayers, and its dependence on attracting investments. The problems affecting the efficiency of taxation and solutions aimed at improving indirect taxation and tax control are identified.

Key words: largest taxpayers, budget system, federal budget, regional budgets, taxes and fees, oil and gas revenues, taxation.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

В связи с обозначением деятельности крупнейших налогоплательщиков в нефтегазовой отрасли в обеспечении публично-правовых функций комплексного территориального развития, необходимо отметить также их особую роль в бюджетной системе Российской Федерации.

Доходы бюджетной системы, получаемые при реализации крупных инвестиционных проектов, составляют национальный доход страны, консолидируемый в казне посредством специальных механизмов налогообложения с дальнейшим расходованием в целях обеспечения функционирования и воссоздания налогооблагаемой базы [1] для достижения приоритетов национального развития и обеспечения экономической безопасности. Нефтегазовые доходы, будучи существенной частью доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации необходимо классифицировать как совокупную систему налогов и сборов [2], связанную с деятельностью крупнейших налогоплательщиков. Конкретизация видов в бюджетах бюджетной системы зависит от применения сопутствующих дифференциальных положений НДПИ, НДД и иных режимов налогообложения добычи нефти и газа. Дифференциация реализуется посредством введения различных льгот, либо благодаря исключению имущества или полезных ископаемых из перечня объектов налогообложения или налоговой базы налогоплательщика. Необходимость дифференциации основывается на необходимости уравнивания условий налогообложения и доходности налогоплательщиков посредством фискальной функции государственного управления с дальнейшим перераспределением и направлением удержанных налогов и сборов на цели государственного управления. Кроме того, необходимо учитывать публичные интересы [3], связанные с непосредственной деятельностью налогоплательщиков, которые обеспечивают доходность бюджетов бюджетной системы и реализуют мероприятия комплексного территориального развития в рамках своих публично-правовых функций, увеличивают оборот ликвидности в стране и поддерживают основные элементы экономической безопасности государства.

Экономическая составляющая нефтегазовых доходов крупнейших налогоплательщиков зависит от привлечения инвестиции.

Но на сегодняшний день, процесс привлечения инвестиций в целях направленности на развитие и модернизацию нефтегазовой отрасли [4] сталкивается с рядом существенных взаимообусловленных проблем. Проблемы, сопутствующие

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

процессам привлечения инвестиций в нефтегазовом секторе Российской Федерации включают в себя:

-диспропорциональное социально-экономическое развитие регионов страны;

- административные барьеры, непрозрачность и неэффективность налогообложения;-

низкая кредитоспособность;

- неразвитость сопутствующей инфраструктуры влекущий рост капитальных расходов.

Инвестиционная привлекательность проектов в нефтегазовой отрасли является залогом обеспечения технологической модернизации производственных процессов в совокупности с увеличением полного цикла разработки месторождений и добычи полезных ископаемых на фоне возрастания роли технологий и разработок способствующих эффективной деятельности крупнейших налогоплательщиков в нефтегазовой отрасли. Приоритетность создания условий для инвестиционной привлекательности вызвана отсутствием существенных государственных возможностей финансирования отраслевых проектов и сопутствующих им программ регионального развития. Поэтому, в целях долгосрочного обеспечения экономической и энергетической безопасности регионального развития необходимо принять ряд мер, направленных на стимулирование инвестиционной привлекательности проектов. Среди указанных мер особое внимание необходимо уделить установлению права приоритетности доступа налогоплательщика к разработке месторождения, которое было ранее им открыто в ходе разведки, использования лизинговых и концессионных механизмов финансирования [5], а также предоставление отдельного процесса геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых. Необходимо отметить, что непосредственная разведка полезных ископаемых [6] без их дальнейшей добычи также является перспективным видом деятельности и выделение правового регулирования порядка разведки [7] нефти и газа создает потенциал роста налогооблагаемой деятельности в рамках обеспечения открытия новых потенциальных месторождений полезных ископаемых.

Налоговая привлекательность должна зависеть от обеспечения публичных и частных интересов, направленных на использование индивидуальных преференций для отдельных налогоплательщиков.

Поэтому перед государством возникает вопрос соблюдения баланса частных и публичных интересов посредством дифференциации налогообложения отрасли нефти и газа.

Безусловно, правовые аспекты налогообложения нефтегазового сектора должны являться инструментом региональной налоговой политики [8].

Для эффективности поступления налогов в бюджетную систему, необходимо учитывать специфические отраслевые режимы налогообложения НДПИ и НДД, а также - акцизы, следует учитывать в совокупности с НДС. Так как весомая часть НДС зачисляется в региональную бюджетную систему, следует учитывать малоизученную роль влияния указанного налога на бюджетную устойчивость субъекта страны. В существующей системе налогообложения применение акцизов нередко сопровождается параллельным налогообложением финансовых операций налогоплательщика по НДС, в том числе в отношении подакцизной нефти и газу. Параллельное применение указанных систем налогообложения создают возможность обеспечения высокой наполняемости бюджетов бюджетной системы без существенного официального увеличения налоговой нагрузки на крупнейших налогоплательщиков нефтегазовой отрасли и сопутствующих расходов на налоговое администрирование. Обоснование двойного налогообложения законодателем основывается на принципе аккумулирования финансовых ресурсов в бюджетной системе в рамках компенсации исчерпания природных ресурсов. В данной концепции возникает и обратный эффект, связанный с ростом реальной налоговой нагрузки на крупнейших налогоплательщиков, лишающей их возможности модернизации производственных мощностей, реализации мероприятий разведки полезных ископаемых и разработки новых технологий, финансирования научно-исследовательских и прикладных исследований, а также осуществления профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Указанная деятельность налогоплательщика способствует комплексному территориальному развитию регионов и позволяет создавать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Именно высокие издержки финансово-хозяйственных операций налогоплательщиков, связанные с НДС в нефтегазовой отрасли, вызывают негативный эффект в виде отсутствия глубокой переработки добываемых нефти и газа на территории страны.

Следующая проблема, влияющая на эффективность налогообложения и соответственно пополнения бюджета, это- сложность налогового контроля деятельности крупнейших налогоплательщиков нефтегазового сектора. В условиях экономической неопределенности государство пытается реализовать «ручное» регулирование

рынка на основе встроенных в системы налогообложения отрасли нефти и газа механизмов нивелирования отрицательных тенденций [9]. Разрешение проблемы кроется в государственной политике как основе механизма построения налогового контроля, которая должна базироваться на принципе расширения поисково-разведочных работ и согласовываться с разработкой потенциальных глубинных запасов углеводородов, в том числе палеозойские отложения в качестве перспективных в плане обнаружения залежей нефти и газа [10]. Налоговые льготы и преференции, связанные с реализацией МНК, в том числе посредством распространения принципа мотивированного мнения органа налогового контроля на отдельные финансово-хозяйственные операции налогоплательщиков, формирование точечных льготы по налогам.

Поскольку стратегия развития минерально-сырьевой базы страны [11] определяет необходимость вовлечения в разработку новых стратиграфических горизонтов, то роль органов налогового контроля должна основываться на содействии в разработке и предоставлении налоговых льгот, разъяснения прав, обязанностей и условий предоставления преференций на всех стадиях инвестиционного цикла добычи полезных ископаемых. Так, особо необходимо отметить необходимость разъяснения снижения налогоплательщиком налоговой базы вследствие разведки и добычи полезных ископаемых с использованием технологий 3D-сейсмики [12] для построения трехмерных моделей месторождений без необходимости исследования информации о теоретическом строении исследуемой территории [13], что позволяет увеличить эффективность добычи полезных ископаемых и срок окупаемости проектов. Аспект окупаемости особо актуален для налогоплательщиков при разработке ТрИЗ из палеозойских пород на глубине более 3 тысяч метров, поскольку для указанных полезных ископаемых характерна отрицательная температура застывания [14] и неравномерная обводненность. Сложность месторождения, снижающая его инвестиционную привлекательность, создает рациональную необходимость в уменьшении ставки налога на прибыль [15] и уменьшении исчисленной к уплате суммы по налогу на имущество организаций [16], ограниченные совокупными условиями о наличии у налогоплательщика утвержденного плана разведки и добычи природных ресурсов, значительным объемом инвестиционного проекта с планируемыми показателями добычи полезных ископаемых в совокупности с ограниченным временным интервалом. Таким образом, взаимосвязь механизмов

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

налогового контроля с аналитической информацией, обобщаемой вследствие налогового администрирования, позволяет построить долгосрочную модель государственного управления, направленную на инвестиционную привлекательность проектов в сфере добычи нефти и газа в целях обеспечения высокой доходности бюджетов.

Необходимость соблюдения баланса интересов между аспектами бережного недропользования и уровнем доходности бюджетной системы от добычи нефти и газа, в законодательном регулировании Российской Федерации наблюдается существенный перекос в сторону последнего [17]. Между тем особая роль нефтегазового сектора страны необходимо учитывать не только в текущих условиях высоких бюджетных поступлений от добычи полезных ископаемых, но и стратегической перспективе обеспечения экономического роста и развития регионов посредством эксплуатации КН в отрасли нефти и газа как драйверов комплексного территориального развития, способствующих обеспечению экономической и энергетической безопасности страны в качестве составляющих элементов национальной безопасности государства. В условиях планомерного роста убытков и расходов недропользователей необходимых для технологических процессов добычи нефти и газа на фоне снижения рентабельности текущих месторождений, рационально осуществить концептуальный пересмотр роли налогового контроля в обеспечении достижения национальных приоритетов развития.

В условиях действующей системы государственного управления на региональные власти возложены обязанности по достижению целей комплексного территориального развития, однако, налоговая и бюджетная системы законодательства сформированы таким образом, что регионы, связанные с непосредственной добычей природных ресурсов, имеют реальные возможности предоставления льгот исключительно в правовых рамках, способствующих возникновению существенных выпадающих доходов бюджетов субъектов страны. В отсутствие фактических возможностей и реальной заинтересованности региональных властей в обеспечении благоприятных условий деятельности субъектов нефтегазового сектора возникает ситуация, когда реальные льготы могут быть предоставлены только при содействии федерального центра посредством серьезного лоббизма со стороны юридических лиц и их конечных бенефициаров. При этом, поскольку нефтегазовые доходы федерального бюджета составляют весомую долю в его доход-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

ной части, то тактические уступки в виде снижения ставок налогообложения или предоставления льгот, позволяющих провести модернизацию производственного оборудования и переоснащение имущественного-комплекса предприятий нефтегазовой отрасли, рассматривается исключительно в отрицательном свете, как фактор, снижающий доходность бюджетной системы. Что может вызвать облегчение налогооблагаемой базы и резкий спад поступления доходов нефтегазового сектора в бюджет, который будет связан не с условиями глобального энергоперехода или незаинтересованностью в традиционных источниках энергии, а с отсутствием технологических и финансовых возможностей добычи нефти и газа на текущих месторождениях с высокой долей ТрИЗ и низким уровнем располагаемой ликвидности крупнейших налогоплательщиков, в целях возможного направления на разведку потенциальных месторождений нефти и газа. Что может повлиять на спад существенной доли доходов консолидированного бюджета бюджетной системы страны без возможности использования потенциала природных ресурсов в качестве источника пополнения региональных бюджетов и обеспечения исполнения приоритетных целей развития Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Кавкаева К.П. Налог на добычу полезных ископаемых как источник нефтегазовых доходов федерального бюджета Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 6 (137). С. 226-234.

[2] Шохин С.О. Финансовое право для экономических специальностей. М.: Москва. 2008.

[3] Ялбулганов А.А. Правовой режим платежей за пользование недрами и обеспечение фискальных интересов Российского государства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 3. С. 50-73.

[4] Аврамчикова Н.Т., Киракосян К.А. Формы и способы привлечения инвестиций в развитие нефтегазовой отрасли // Менеджмент социальных и экономических систем. 2019. № 2 (14). С. 45-51.

[5] Аврамчикова Н.Т. Современная региональная политика: опыт зарубежных стран // Вестник СибГАУ. 2008. № 4 (21). С. 185-191.

[6] Василевская Д. В. Право недропользования. М.: Москва: Зерцало. 2016, 525 с.

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 № 674 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического

изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение и о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

[8] Tax expenditure 2018 // U.S. Department of the Treasury Office of Tax Analysis. Электронный ресурс. URL: https://www.treasury.gov/resource-center/tax-policy/Documents/Tax-ExpendituresFY2018.pdf (дата обращения: 20.01.2022).

[9] Лютягин Д.В., Забайкин Ю.В., Новикова С.А. Демпфирующий механизм в регулировании рынка нефтепродуктов в России // Булатовские чтения. 2020. Т. 7. С. 239-245.

[10] Шарф И.В., Шатова М.Н. Перспективы освоения палеозойских отложений Томской области // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. 2019. № 6. С. 177-193.

[11] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 № 2914-р «Об утверждении стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31.12.2018, № 53 (часть II), ст. 8762.

[12] Белова Е.В., Рыжкова С.В. Геолого-геофизические модели нефтегазовых скоплений в палеозойских отложениях Западной Сибири // Геология нефти и газа. 2000. № 4. С. 25-32.

[13] Тригубович Г.М., Персова М.Г., Соловейчик Ю.Г. 3D- электроразведка становлением поля. М.: Наука, 2009, 214 с.

[14] Пунанова С.А., Шустер В.Л. Новый взгляд на перспективы нефтегазоносности глубо-козалегающих доюрских отложений Западной Сибири // Георесурсы. 2018. Т. 20. № 2. С. 67-80.

[15] Закон Томской области от 18.03.2003 № 30-ОЗ «О предоставлении дополнительных налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Томской области».

[16] Закон Томской области от 27.11.2003 № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций».

[17] Майбурова И.А. Налоги и налогообложение. М.: Юнити, 2018, 320 c.

Spisok literatury:

[1] Kavkaeva K.P. Nalog na dobychu poleznyh iskopaemyh kak istochnik neftegazovyh dohodov federal'nogo byudzheta Rossijskoj Federacii // Vest-nik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2020. № 6 (137). S. 226-234.

[2] SHohin S.O. Finansovoe pravo dlya eko-nomicheskih special'nostej. M.: Moskva. 2008.

[3] YAlbulganov A.A. Pravovoj rezhim platezhej za pol'zovanie nedrami i obespechenie fiskal'nyh interesov Rossijskogo gosudarstva // Pravo. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2017. № 3. S. 50-73.

[4] Avramchikova N.T., Kirakosyan K.A. Formy i sposoby privlecheniya investicij v razvitie neftega-zovoj otrasli // Menedzhment social'nyh i ekonomich-eskih sistem. 2019. № 2 (14). S. 45-51.

[5] Avramchikova N.T. Sovremennaya region-al'naya politika: opyt zarubezhnyh stran // Vestnik SibGAU. 2008. № 4 (21). S. 185-191.

[6] Vasilevskaya D. V. Pravo nedropol'zovaniya. M.: Moskva: Zercalo. 2016, 525 s.

[7] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 16.04.2022 № 674 «Ob utverzhdenii Pravil provedeniya ekspertizy proektnoj dokumentacii na osushchestvlenie regional'nogo geologicheskogo izucheniya nedr, geologicheskogo izucheniya nedr, vklyuchaya poiski i ocenku mestorozhdenij poleznyh iskopaemyh, razvedki mestorozhdenij poleznyh iskopaemyh i razmera platy za ee provedenie i o vnesenii izmeneniya v perechen' normativnyh pravovyh aktov i grupp normativnyh pravovyh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii, normativnyh pravovyh aktov, otdel'nyh polozhenij normativnyh pravovyh aktov i grupp normativnyh pravovyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti, pravovyh aktov, otdel'nyh polozhenij pravovyh aktov, grupp pravovyh aktov ispolnitel'nyh i rasporyaditel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti RSFSR i Soyuza SSR, reshenij Gosudarstvennoj komissii po radiochastotam, soderzhash-chih obyazatel'nye trebovaniya, v otnoshenii kotoryh ne primenyayutsya polozheniya chastej 1, 2 i 3 stat'i 15 Federal'nogo zakona «Ob obyazatel'nyh tre-bovaniyah v Rossijskoj Federacii».

[8] Tax expenditure 2018 // U.S. Department of the Treasury Office of Tax Analysis. Elektronnyj resurs. URL: https://www.treasury.gov/resource-center/tax-policy/Documents/Tax-Expendi-turesFY2018.pdf (data obrashcheniya: 20.01.2022).

[9] Lyutyagin D.V., Zabajkin YU.V., Novikova S.A. Dempfiruyushchij mekhanizm v regulirovanii

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

гупка nefteproduktov V Rossii // Bulatovskie chteniya. 2020. Т. 7. S. 239-245.

[10] SHarf I.V., SHatova M.N. Perspektivy osvoeniya paleozojskih otlozhenij Tomskoj oblasti // Elektronnyj nauchnyj zhumal Neftegazovoe delo. 2019. № 6. S. 177-193.

[11] Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 22.12.2018 № 2914-г «ОЬ utverzhdenii strategii razvitiya mineral'no-syr'evoj bazy Rossijskoj Federacii do 2035 goda» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.12.2018, № 53 (chast' II), st. 8762.

[12] Belova E.V., Ryzhkova S.V. Geologo-geofi-zicheskie modeli neftegazovyh skoplenij V paleozo-jskih otlozheniyah Zapadnoj Sibiri // Geologiya пеШ i gaza. 2000. № 4. S. 25-32.

[13] Trigubovich G.M., Persova M.G., Solovej-chik YU.G. 3D- elektrorazvedka stanovleniem ро1уа. М.: Nauka, 2009, 214 s.

[14] Punanova S.A., SHuster V.L. Novyj vzg-lyad па perspektivy neftegazonosnosti glubokozale-gayushchih doyurskih otlozhenij Zapadnoj Sibiri // Georesursy. 2018. Т. 20. № 2. S. 67-80.

[15] Zakon Tomskoj oblasti ot 18.03.2003 № 30-OZ «О predostavlenii dopolnitel'nyh nalogovyh l'got organizaciyam, osushchestvlyayushchim investicionnuyu deyatel'nost' па territorii Tomskoj oblasti».

[16] Zakon Tomskoj oblasti ot 27.11.2003 № 148-OZ «О паЬде па imushchestvo organizacij».

[17] Majburova 1.А. Nalogi i nalogooblozhenie. М.: YUniti, 2018, 320 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.