Научная статья на тему 'Система налогообложения нефтегазового сектора экономики России: проблемы и пути развития'

Система налогообложения нефтегазового сектора экономики России: проблемы и пути развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
772
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налогообложение / нефтегазовый сектор / бюджет / инвестиционная активность / финансовая безопасность. / taxation / oil and gas sector / budget / investment activity / financial security.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И В. Григоренко, М Коновалова

В статье рассматриваются характеристики системы налогообложения нефтегазового сектора экономики России с позиции концептуального подхода. Поднимаются проблемы системы налогообложения нефтегазового сектора экономики России: отсутствие стимулов инвестиционной активности у нефтегазовых компаний, снижение эффективности сложившейся системы налогообложения, риск сокращения объема налоговых поступлений в бюджет страны вследствие возрастания истощенности используемых месторождений нефти и газа, необходимость эффективного контроля потерь бюджета. Проанализированы преимущества и недостатки введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И В. Григоренко, М Коновалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION SYSTEM OF OIL AND GAS SECTOR OF RUSSIAN ECONOMY: PROB- LEMS AND DEVELOPMENT WAYS

The article discusses the characteristics of the tax system of the oil and gas sector of the Russian economy from the perspective of a conceptual approach. The problems of the taxation system in the oil and gas sector of the Russian economy are raised: the lack of incentives for investment activity by oil and gas companies, the reduced efficiency of the existing tax system, the risk of reducing tax revenues to the state budget due to increased exhaustion of oil and gas fields, the need to effectively control budget losses. The advantages and disadvantages of introducing a tax on additional income from the extraction of hydrocarbons are analyzed.

Текст научной работы на тему «Система налогообложения нефтегазового сектора экономики России: проблемы и пути развития»

СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

И.В. Григоренко, канд. экон. наук, доцент М. Коновалова, магистрант Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10775

Аннотация. В статье рассматриваются характеристики системы налогообложения нефтегазового сектора экономики России с позиции концептуального подхода. Поднимаются проблемы системы налогообложения нефтегазового сектора экономики России: отсутствие стимулов инвестиционной активности у нефтегазовых компаний, снижение эффективности сложившейся системы налогообложения, риск сокращения объема налоговых поступлений в бюджет страны вследствие возрастания истощенности используемых месторождений нефти и газа, необходимость эффективного контроля потерь бюджета. Проанализированы преимущества и недостатки введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Ключевые слова: налогообложение, нефтегазовый сектор, бюджет, инвестиционная активность, финансовая безопасность.

В условиях развития альтернативных источников энергии нефтегазовая отрасль продолжает оказывать значительное влияние на экономику России. По данным официальной статистики за 2018 год Россия является лидером по добыче нефти в мировом сообществе [1]. Из 20-ти крупнейших компаний России 7 относятся к нефтяному сектору [2], это ПАО «Газпром нефть», ПАО НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Лукойл», ПАО «Татнефть», ПАО НК «РуссНефть», ПАО «Но-ватэк». По данным ОПЕК за 2017 год Россия по добыче природного газа заняла второе место в рейтинге стран мира, уступив США [3]. Нефтегазовый сектор имеет важное значение для экономики России, так как остается основным источником формирования доходов бюджета страны.

Так, в структуре доходов федерального бюджета на 2019 год нефтегазовые доходы составляют 41,55% от совокупных доходов, на 2020 год - 39,25%, на 2021 год -38,22% [4].

В настоящее время в научных кругах, а также среди практиков предметом дискуссий остается вопрос о системе налогообложения добычи полезных ископаемых в России. Данной проблеме посвящены труды таких отечественных ученых как Л.С. Гринкевич, А.В. Морозов, Д.Р. Ачылова, Н.С. Абашева, Е.Н. Горбунова, З.Р. Гафа-рова, М.В. Герасимова, И.А. Соловьева, Е.Н. Жаворонкова и др. По мнению ряда авторов, современная система налогообложения нефтегазового сектора экономики должна обладать следующими характеристиками (рисунок).

Гарантия защиты прав и интересов населения, проживающего на территории непосредственной добычи сырья, и «будущего поколения»

Наличие встроенного

механизма изъятия рентного дохода с учетом принципов справедливости и оптимальности налогообложения

Ориентация на инвестиции

Обеспечение энергетической и бюджетной безопасности страны

Обеспечение экономии природных ресурсов

Рисунок. Характеристики системы налогообложения нефтегазового сектора экономики России с позиции концептуального подхода [5]

К 2019 году система налогообложения нефтегазовой отрасли (НДПИ, налоговые льготы, экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты) породила непростую ситуацию в данной отрасли. Во-первых, наличие механизма обложения налогами оборота в нефтегазовом секторе стало причиной создания системы большого числа налоговых и таможенных льгот, которые вызывают опасения снижения эффективности сложившейся системы налогообложения.

Во-вторых, в последние годы четко прослеживается тенденция возрастания истощенности используемых месторождений нефти и газа, что может привести к сокращению объемов добычи природных ресурсов, вследствие чего сократятся объемы налоговых поступлений от нефтегазового сектора в бюджет страны.

В-третьих, с каждым годом у нефтегазовых компаний в структуре добычи увеличивается доля трудноизвлекаемых запа-

сов, которые являются низкорентабельными. Так как себестоимость добычи таких запасов высока, увеличить их рентабельность практически невозможно. В сложившейся ситуации при наличии многочисленных налоговых льгот, целью которых предполагалось стимулирование инвестиционной активности в нефтегазовом секторе, у государства появилась необходимость эффективного контроля потерь бюджета в силу того, что недобросовестные налогоплательщики пользуются несовершенствами нормативного регулирования в данном секторе экономики.

Таким образом, компаниям нефтегазовой отрасли выгодно использовать освоенные месторождения природных ресурсов, получая при этом от государства большие льготы. Стимулы разрабатывать новые месторождения у них отсутствуют. В связи с этим потенциальные месторождения нефти и газа остаются неосвоенными, государство несет потери в виде недо-

получения больших сумм налоговых поступлений в бюджет. В среднесрочной перспективе всё это может вызвать сокращение объемов добычи и экспорта нефти и газа, дальнейшее сокращение налоговых поступлений в бюджет от нефтегазовой отрасли, стагнацию данной отрасли.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов одной из целей государства является повышение инвестиционной активности. Отмечается, что «в части бюджетной политики стимулирование инвестиций должно включать меры по трем ключевым направлениям:

1) системные меры;

2) стимулирующие налоговые и финансовые меры;

3) отраслевые меры, включающие:

3.1) развитие инфраструктуры;

3.2) налог на дополнительный доход в нефтяной отрасли;

3.3) завершение нефтегазового налогового маневра» [4].

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС) в нефтяной отрасли в качестве нового режима налогообложения введен с 1 января 2019 года. Данный налог действует «в тестовом режиме на отдельных участках недр, расположенных как в традиционных, так и новых регионах нефтедобычи». Целью введения НДДДУС является «стимулирование разработки новых месторождений и рациональное недропользование» [4]. Правила исчисления и уплаты, иные вопросы, касающиеся данного налога, освещены в главе 25.4 Налогового кодекса РФ.

Главный положительный момент введения НДДДУС состоит в том, что новый

новых, неразведанных месторождений с большим потенциалом добычи нефти в будущем» [6]. На наш взгляд, к преимуществам введения НДДДУС можно также отнести:

1) обеспечение финансовой безопасности страны посредством стабильных налоговых поступлений в бюджет;

2) обеспечение долгосрочного развития нефтегазового сектора экономики страны;

3) перераспределение налоговой нагрузки и создание необходимых условий для освоения новых месторождений природных ресурсов с высокой себестоимостью их добычи;

4) стимулирование инвестиционной активности в нефтегазовом секторе экономики посредством «фактического освобождения инвесторов от налога вплоть до полного возмещения капитальных затрат» [6].

В связи с введением нового налога государство на сегодняшний день сталкивается с рядом проблем:

1) администрирование нового налога;

2) ускорение сокращения доходов бюджета страны;

3) сложности «определения и применения для целей исчисления НДДДУС рыночных цен на нефть и организации учета и контроля доходов и затрат при добыче нефти в разрезе месторождений (лицензионных участков)» [6].

По нашему мнению, несмотря на то, что введение НДДДУС явно усложняет систему налогообложения в нефтегазовом секторе экономики и стало причиной некоторых проблем на государственном уровне, данная реформа будет способствовать росту инвестиционной активности в нефтегазовой отрасли, что обеспечит ее развитие в долгосрочной перспективе.

налог позволит «снизить налоговое бремя

Библиографический список

1. Актуальный рейтинг стран по добыче и экспорту нефти [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://take-profit.org / Дата обращения: 14.04.2019.

2. 7 самых крупных нефтяных компаний России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://moneymakerfactory.ru / Дата обращения: 14.04.2019.

3. Топ 10 стран по добыче газа за 2017 год [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://top5-top10.ru / Дата обращения: 14.04.2019.

4. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru / Дата обращения: 16.04.2019.

5. Гринкевич, Л.С. Налоговый маневр в нефтегазовом секторе: какая система налогообложения добычи полезных ископаемых нужна России? // Сибирская финансовая школа. -2017. - № 4. - С. 60-66.

6. Горбунова, Е.Н. К вопросу о введении налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли // Налоги и финансы. - 2018. - №3. - С. 13-18.

TAXATION SYSTEM OF OIL AND GAS SECTOR OF RUSSIAN ECONOMY: PROBLEMS AND DEVELOPMENT WAYS

I.V. Grigorenko, candidate of economic sciences, associate professor M. Konovalova, graduate student Volgograd state university (Russia, Volgograd)

Abstract. The article discusses the characteristics of the tax system of the oil and gas sector of the Russian economy from the perspective of a conceptual approach. The problems of the taxation system in the oil and gas sector of the Russian economy are raised: the lack of incentives for investment activity by oil and gas companies, the reduced efficiency of the existing tax system, the risk of reducing tax revenues to the state budget due to increased exhaustion of oil and gas fields, the need to effectively control budget losses. The advantages and disadvantages of introducing a tax on additional income from the extraction of hydrocarbons are analyzed.

Keywords: taxation, oil and gas sector, budget, investment activity, financial security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.