Научная статья на тему 'Роль науки в организации учебного процесса'

Роль науки в организации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль науки в организации учебного процесса»

Из жизни вуза

55

К. ИВАНОВ, профессор, директор Института систем вооружения А. МАССАРСКИЙ, научный руководитель СКБ, почетный доктор

Развитие науки и ее использование в учебном процессе является одним из важнейших направлений деятельности на протяжении всей истории «Военмеха». В разные годы в вузе функционировали научно-исследовательская часть (НИЧ), сопоставимая по объему заказов с НИИ 1-й категории, студенческое конструкторское бюро (СКБ), студенческое научное общество.

В течение многих лет студенческое конструкторско-технологическое бюро Ленинградского механического института, организованное в 1969 г., было лидером среди молодежных научно-технических организаций. На ежегодных выставках экспонатов студенческого научно-технического творчества Ленинграда и страны члены нашего СКБ неизменно занимали призовые места. В 1978 г. нашему студенческому научному подразделению за выдающиеся достижения была присуждена премия Ленинского комсомола. В то время в рамках институтского СКБ успешно работали кафедральные студенческие коллективы. Подру-ководством преподавателей кафедр студенты создавали технические устройства, занимались научно-исследовательской работой, участвовали в госбюджетных и хоздоговорных НИР, результаты которых внедрялись в промышленность. СКБ института выполняло прямые договора с такими промышленными предприятиями-гигантами и научными учреждениями, какЛОМО, Кировский завод, ВНИИ Земмаш, Институт прикладной математики АН СССР, Севморгеология, НПО «Энергия». Ежегодно в ЛМИ проводились студенческие научные конференции. Лучшие доклады и экспонаты выставок технического творчества выдвигались на городские, республиканские и всесоюзные смотры и олимпиады.

Роль науки в организации учебного процесса

В СКБ работали многие студенты, ставшие впоследствии видными учеными, руководителями предприятий и фирм, учеными, космонавтами. Так, в свое время отличались значительными достижениями Александр Старых, Сергей Крикалев, Андрей Ушаков, братья Юрий и Дмитрий Са-улилди, Аркадий Перевезенцев, Александр Адрианов и многие другие. Был создан ряд конструкций и технических устройств для освоения океана, нефтеносных районов Крайнего Севера, предложены технологические решения, способствующие реализации важнейших общегосударственных целевых и комплексных научнотехнических программ.

Среди наиболее значимых технических изобретений, созданных в СКБ, были, к примеру, «шагающее колесо» для тракторов, устройства для лунохода, глубоководная магнитно-теллурическая станция, серия герметичных фотоаппаратов «Аква-кон» и кинокамера «Нереида», космиче-

56

Высшее образование в России • № 3, 2008

ский спектральный фотометр, работавший на ОКС «Мир», магнитометр для разведки полезных ископаемых.

Сильная научная составляющая в образовательном процессе и обусловленные этим успехи студентов в научно-техническом творчестве объясняются тем, что сферой деятельности нашего вуза всегда была наукоемкая и высокотехнологичная оборонная промышленность. Тесные связи с ведущими предприятиями ОПК позволили «Военмеху» включать в учебные планы подготовки студентов тематические курсовики и дипломные проекты с элементами научного творчества. Все студенческие дипломные и курсовые работы были, как правило, завязаны на конкретные научные проблемы предприятий. Эта ориентация получила особенное развитие в период расцвета оборонного комплекса, однако существенно изменилась в годы перестройки. Вместе с тем, несмотря на ослабление связей с оборонной промышленностью, установка на использование элементов научного творчества в университете сохранилась.

Современный этап развития БГТУ совпал с двумя протекающими параллельно процессами: реформой высшего образования и техническим перевооружением и модернизацией предприятий оборонного комплекса.

В основных направлениях совершенствования системы высшего образования важное место занимает обоснование компетенций выпускников в области экспериментально-исследовательской и научно-исследовательской деятельности. Большое внимание указанным компетенциям уделяется и в требованиях к специалистам, сформулированных заказчиком (предприятиями оборонно-промышленного комплекса). В связи с этим в БГТУ осуществляется «реанимация» научной работы студентов. Вновь созданы студенческое конструкторское бюро, студенческое научное общество, проводятся научно-технические конференции студентов. Данные мероприятия призваны повысить их научную активность и развить творческий потенциал. СКБ «ВОЕН-МЕХ», которое начало свою деятельность в 2007 г. под руководством опытных наставников, является по сути школой современного инженера. Участвуя в работе над конкретной темой, студенты проходят весь путь - от генерирования идеи, поиска ее технической реализации, разработки рабочих чертежей новой конструкции до изготовления опытных образцов и внедрения в производство. Не менее плодотворно и захватывающе участие в научно-исследовательских экспериментах в различных уголках нашей страны: от солнечных берегов Черного моря до экзотических вулканов Камчатки.

В настоящее время определяется тематика бюро, студенты планируют разработать модели «летающих тарелок» и принять участие в создании студенческого спутника, которому предстоит отправиться на орбиту.

С 2007 г. у нас проводится конкурс на лучшую научную работу студентов и магистров БГТУ. Его цель - выявление состояния уровня студенческого технического творчества на кафедрах вуза. Поэтому конкурс проводится раздельно для индивидуальных участников и коллективов студентов. Планируется, что конкурс будет про-

Из жизни вуза

57

ходить ежегодно, в дальнейшем - с приглашением к участию студентов других вузов города.

Сегодня основное внимание в БГТУ уделяется вопросам внедрения в учебный процесс прикладных научных работ как составной части курсовых проектов и выпускной квалификационной работы. Для решения указанных задач имеется несколько путей. Одним из наиболее эффективных является создание научных центров ведущих предприятий на базе университета, позволяющих внедрить прогрессивный научно-производственный опыт в обучение. Упомянем баллистический центр, созданный на факультете оружия и систем вооружения совместно с ФГУП «Прибор», базовую кафедру ОАО «Обуховский завод», образовательный центр НИИ «Поиск», созданный на одной из кафедр факультета. Указанные учебные центры позволяют выполнить две основные функции:

• привязать дипломные и курсовые проекты к конкретной производственной тематике;

• повысить творческую активность и ответственность студентов путем привлечения их к выполнению реальных научных работ.

Практика показывает, что это наиболее эффективный путь. Так, в 2007 г. в баллистическом центре 23 пятикурсника кафедры средств поражения и боеприпасов принимали участие в научных работах проблемного характера.

Активно используется такая форма на-

учной работы, как организация студенческих конференций по материалам летних практик. Большое внимание уделяется также преподаванию дисциплины УНИРС (учебно-научно-исследовательская работа студентов) по материалам деятельности крупных предприятий (ВНИИТРАНС-МАШ, Спецмаш, ФГУП КБ «Арсенал», МЗ «Арсенал»).

Мы считаем, что научная деятельность студентов должна вписываться в рамки основного учебного процесса и являться обязательной составляющей подготовки современного инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.