Научная статья на тему 'Роль науки и высшей школы в повышении конкурентоспособности российской экономики'

Роль науки и высшей школы в повышении конкурентоспособности российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пустынникова Е. В.

В статье дается оценка конкурентных преимуществ и недостатков учреждений сферы отечественного высшего профессионального образования. Особое внимание уделяется конкурентоспособности российских вузов, что приобретает общегосударственное значение и влияет на успех позиционирования на международном рынке, что является важным в ходе вступления России в Болонский процесс и ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF A SCIENCE AND THE HIGHER SCHOOL IN INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN ECONOMY

In the article gives the evaluation of comp etitive fetor advantages and faults of the establishers of higher professional education. He special attention is given to competition of Russian higher establishments. It is very important and effects on the success of being on the international market, which is a very significant aspect in the process of entering Russia the Bolon process.

Текст научной работы на тему «Роль науки и высшей школы в повышении конкурентоспособности российской экономики»

УДК 001.378

РОЛЬ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Е.В. Пустынникоба,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства, Ульяновский государственный университет

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

В одном из своих посланий Федеральному Собранию Президент РФ акцентировал внимание на том, что сегодня наша страна все больше интегрируется в мировое хозяйство, потому во внешнеполитической сфере мы должны учиться защищать экономический интерес государства в целом, российского предприятия и российского гражданина. Мы обязаны по-настоящему обеспечивать (если угодно - обслуживать) интересы российской экономики, ускорять подготовительные работы по присоединению России к ВТО на приемлемых для нас условиях, в целом работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова. России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований1.

Как и в любом секторе рынка, на рынке образовательных услуг требуется разнообразие вузов. Причем это должно достигаться не путем искусственного выделения ведущих, полуведущих и прочих вузов, а вследствие формирования конкурентных кластеров, в основе чего лежит многообразие направлений самостоятельного поиска вузами путей повышения конкурентной устойчивости на рынке.

Современные российские негосударственные вузы можно включить в три различных кластера. К первому кластеру следует отнести вузы, тяготеющие к модели исследовательско-предпринимательского поведения. Ко второму кластеру - аффилированные вузы, действующие как партнеры более крупных и солидных высших учебных заведений. Третий кластер составляют конъюнктурные вузы, миссия которых заключается в удовлетворении спроса на получение государственных дипломов, отсрочку от службы в армии, инерционной потребности в принадлежности к высокообразованному сословию.

Кластером «высшего пилотажа» следует признать исследовательско-предпринимательские университеты, которые сочетают предпринимательскую мотивацию с добросовестной научно-исследовательской практикой. Именно борьба за исключительность составляет здесь основу системы конкурентных действий, направленных на завоевание и удержание конкурентных преимуществ.

Вузы, тяготеющие к предпринимательскому кластеру, более вариативны в выборе стратегий и тактик конкурентного поведения. Они могут делать ставку (в зависимости от формулировки собственной миссии) и на монополизацию рынков, и на консолидацию с другими вузами, и на компромиссное сотрудничество, и на кооперативную солидарность, и на прагматичное обособление от соперников вплоть до полной изоляции.

Зарубежные вузы, принадлежащие к разным кластерам, по-своему борются за формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций, повышение собственной конкурентоспособности, высокое качество образовательных программ, признание работодателей, клиентов и партнеров. Их успехи соотносятся с природой соответствующего кластера, что находит достойное отражение в профессиональных рейтингах.

Пересмотр нормативно-правовой базы российского образования и его организационной инфраструктуры следовало бы сориентировать на обеспечение вузам возможности самоидентификации и обнаружения конкурентных преимуществ в составе одного из конкурентных кластеров. Российские вузы могут принадлежать к кластерам, имеющим, например, исследовательскую, предпринимательскую, сетевую, корпоративную либо иную природу. В одном случае вуз, стремясь к повышению конкурентоспособности, станет больше обращать внимание на развитие научно-педагогических школ, проведение фундаментальных исследований и развитие аспирантуры, в другом случае он больше уделит внимания взаимодействию с

работодателями, практической апробации чужих наработок, образовательному предпринимательству, поиску новых форм содействия учащимся в приобретении образовательных услуг В первом случае доминантой вуза станет высокий академизм, во втором - обеспечение массового доступа к качественным образовательным услугам и индивидуализация этого доступа.

Обозначенные задачи могут быть успешно решены только в том случае, если они будут осознаны научным сообществом, и прежде всего той его частью, которая связана с подготовкой молодых специалистов в сфере экономики, финансов, промышленности, социального развития и геополитики. Только освоив науку формирования и управления стратегическими преимуществами в конкурентной борьбе, ведущейся по всему конкурентному полю, но прежде всего на макроуровне, можно вырастить совершенно необходимый для решения такой задачи корпус национальных политических и экономических лидеров, в том числе и лидеров национального бизнеса. Это должно быть одним из главных направлений развития российской высшей школы. Именно таким образом следовало бы формировать и всю систему образования, прежде всего гуманитарного.

Ориентация самой высшей школы на неизбежную победу в глобальной конкурентной борьбе может создать психологический климат для подготовки молодых специалистов, способных к продуманным активным действиям в нужном для страны и ее бизнеса направлении. Таким образом лидеры российского бизнеса могут добиться желаемых результатов.

Для этого необходимо также постоянное совершенствование как методологии конкурентного стратегического развития, так и форм и методов творческого применения методологии в практике российских вузов.

Основу конкуренции любых экономических субъектов всегда составляет совокупность конкурентных действий, производимых данными субъектами - заинтересованными сторонами рынка.

Состав заинтересованных сторон рынка образовательных услуг разнообразен. Таковыми являются производители, продавцы, прямые и косвенные потребители образовательных услуг, посредники, провайдеры, модераторы, координаторы. На этом рынке действуют потребители образовательных услуг плательщики за образовательные услуги, работодатели - косвенные пользователи результатов образовательной деятельности, учреждения и работники сферы образовательных услуг, компании - создатели элементов образовательных услуг, государство.

Каждый из перечисленных участников рынка образовательных услуг реализует свой интерес к сфере образования, что не только делает данных субъектов заинтересованными сторонами этого рынка, но и подчиняет их действия рациональной логике рыночного поведения. К примеру, государство является носителем специфического государственного интереса к сфере образовательных услуг Именно поэтому оно выступает как разработчик и проводник политики в сфере образовательных услуг, а вовсе не потому, что формирует вертикаль административной власти в обществе. Административная власть становится административным ресурсом, который позволяет государству формулировать и успешно удовлетворять свои (государственные) интересы.

Все стороны рынка образовательных услуг заинтересованы в повышении конкурентоспособности своих партнеров на этом рынке. Серьезные работодатели охотно сближаются с конкурентоспособными вузами; абитуриенты выбирают рейтинговые вузы, конкурентоспособность которых признается академическими кругами и бизнес-сообществом. Современные отношения на российском рынке образовательных услуг не исключают их соперничества, ведь интерес к сотрудничеству с конкурентоспособным партнером базируется на признании его способным к ведению конкурентных действий. Работодатели, не удовлетворенные качеством образовательных услуг, стремятся сосредоточить в своих руках рейтинги вузов; студенты, недовольные платой за обучение, пользуются правом на расторжение договора и переход в другой вуз, чем оказывают конкурентное давление на партнеров по договору.

Признание соперничества и сотрудничества в межсубъектных отношениях на рынке образовательных услуг делает неизбежным отход от ошибочных представлений об односторонней ответственности субъектов данного рынка. Развитие нормативно-правовой и организационной инфраструктуры российского образования необходимо для обеспечения конкурентоспособности отечественного образования, формирования условий, при которых российские вузы могли бы наращивать и демонстрировать свои конкурентные преимущества, прежде всего - на международном рынке образовательных услуг.

Конкурентоспособными могут быть признаны высшие учебные заведения, действующие как успешные и эффективные конкуренты. В этом залог их общественной пользы и внимания к ним со стороны других заинтересованных субъектов рынка образовательных услуг Вместе с тем к общественной пользе ведет лишь добросовестная конкуренция: конкурентные действия не должны провоцировать подрыв рынка образовательных услуг, его монополизацию и ущемление законных интересов всех его сторон. Вузы получают право на участие в конкуренции, но они обязуются действовать как социально ответственные конкуренты, придерживающиеся стандартов и норм добросовестного соперничества, как и в любом другом секторе рынка товаров и услуг.

Современная добросовестная конкуренция между российскими учреждениями сферы высшего профессионального образования должна разворачиваться в контекстах:

• их идентификации как ответственных участников данного рынка;

• взаимной социальной ответственности всех участников рынка образовательных услуг с целью реализации интересов на данном рынке;

• сочетания сотрудничества и соперничества образовательных учреждений на различных рынках образовательных услуг;

• формирования новой инфраструктуры рынка образовательных услуг в условиях модернизации российского образования;

• выражения посредством конкурентных действий рационального характера своего воздействия на окружение.

Ключевой в укоренении принципа добросовестной конкуренции российских вузов на рынке образовательных услуг является приверженность учреждений сферы

высшего профессионального образования добросовестному характеру действий по завоеванию и удержанию ими конкурентных преимуществ, а также преодолению конкурентных недостатков. Добросовестная конкуренция и сотрудничество образовательных учреждений сферы высшего профессионального образования в идеале представляет собой частный случай «конкуренции» экономических субъектов. Экономическое соперничество не исключает цивилизованных форм сотрудничества, например для обеспечения выхода на международный рынок или для лоббирования общих интересов.

В условиях конкуренции любые недостатки и преимущества вузов непременно принимают характер соответственно конкурентных недостатков и конкурентных преимуществ - недостатков и преимуществ перед соперниками, которые становятся ключевыми оценочными критериями определения степени их конкурентоспособности. Создание конкурентных преимуществ и преодоление конкурентных недостатков выступает как одна из основных целей соперничества заинтересованных сторон рынка образовательных услуг В свою очередь, наличие конкурентных преимуществ обеспечивает участникам этого рынка признание и интерес со стороны окружения, а наличие конкурентных недостатков ослабляет их позиции на рынке образовательных услуг, делает их малопривлекательными для окружения.

Эти преимущества и недостатки выявляются и оцениваются в процессе сравнения вузов; их значения все-

гда имеют относительный характер, что неизбежно несет отпечаток неопределенности и ведет к рискам при использовании полученных данных. Степень конкурентоспособности вузов следует оценивать исходя из констатации выигрышей либо проигрышей вузов в соперничестве за достижение вузами основного результата степени конкурентоспособности выпускников, освоения ими профессиональных компетенций в контексте интереса к ним со стороны работодателей. С этих позиций можно подходить к оценке содержания образовательных программ и условий их реализации, методик и технологий образовательной деятельности, образовательного менеджмента, планирования, мотивации, организации и контроля в вузах. Количественные показатели есть мера однородного качества.

В контексте вступления России в Болонский процесс и в ВТО вопрос о конкурентоспособности российских вузов, их конкурентных преимуществах и успехах на международном рынке приобретает общегосударственное значение. А это значит, что общество вправе рассчитывать на высокий уровень профессиональной компетентности российских вузов при осуществлении конкурентных действий, создании и претворении в жизнь эффективных конкурентных стратегий и тактических моделей поведения.

1 См.: Из ежегодного послания Президента России Феде-

ральному Собранию Российской Федерации. 2006. 10 мая.

УДК 330.3

ПАРАДОКСЫ ТРАНСАШИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В.З. Тепер,

соискатель кафедры институциональной экономики, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

Современная экономическая наука активно изучает проблемы, связанные с различными трансакциями, сопровождаемые трансакционными издержками и разработкой способов их регулирования. Успешно раскрытие этих проблем связано с наличием четкого и полного категориального аппарата, отражающего реально происходящие экономические процессы, с грамотной постановкой целей и задач исследования, с необходимостью поиска новых подходов к анализу природы трансакционных издержек, их динамики и способов рационализации. Одним из таких подходов в данном контексте автор считает анализ парадоксов, присущих трансакционных издержкам. Изучение специальной научной литературы по данному направлению показало, что в известных автору источниках подобная постановка вопроса не предпринималась. Следует отметить, что категориальный аппарат теории трансакционных издержек достаточно разработан в экономической теории. Сформулированы многие категории, раскрыто их содержание, которое считается общепринятыми. К числу таких категорий относится, прежде всего, понятие трансакций. Под ними подразумевается «не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом»1.

Иначе обстоит дело с категорией «трансакционные издержки». Здесь есть существенные разночтения. Так, выделяют подход Коуза-Уильямсо-на (для анализа стабильного функционирующих институтов) и трансформационный подход Норта. Согласно первому подходу трансакционные издержки - это «издержки использования механизма цен», «издержки осуществления трансакций на открытом рынке» или «рыночные издержки»2.

Согласно подходу Уильямсона, трансакционные издержки - это издержки, не связанные с процессом производства, а связанные с составлени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.