УДК 001.378
РОЛЬ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Е.В. Пустынникоба,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства, Ульяновский государственный университет
ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)
В одном из своих посланий Федеральному Собранию Президент РФ акцентировал внимание на том, что сегодня наша страна все больше интегрируется в мировое хозяйство, потому во внешнеполитической сфере мы должны учиться защищать экономический интерес государства в целом, российского предприятия и российского гражданина. Мы обязаны по-настоящему обеспечивать (если угодно - обслуживать) интересы российской экономики, ускорять подготовительные работы по присоединению России к ВТО на приемлемых для нас условиях, в целом работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова. России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований1.
Как и в любом секторе рынка, на рынке образовательных услуг требуется разнообразие вузов. Причем это должно достигаться не путем искусственного выделения ведущих, полуведущих и прочих вузов, а вследствие формирования конкурентных кластеров, в основе чего лежит многообразие направлений самостоятельного поиска вузами путей повышения конкурентной устойчивости на рынке.
Современные российские негосударственные вузы можно включить в три различных кластера. К первому кластеру следует отнести вузы, тяготеющие к модели исследовательско-предпринимательского поведения. Ко второму кластеру - аффилированные вузы, действующие как партнеры более крупных и солидных высших учебных заведений. Третий кластер составляют конъюнктурные вузы, миссия которых заключается в удовлетворении спроса на получение государственных дипломов, отсрочку от службы в армии, инерционной потребности в принадлежности к высокообразованному сословию.
Кластером «высшего пилотажа» следует признать исследовательско-предпринимательские университеты, которые сочетают предпринимательскую мотивацию с добросовестной научно-исследовательской практикой. Именно борьба за исключительность составляет здесь основу системы конкурентных действий, направленных на завоевание и удержание конкурентных преимуществ.
Вузы, тяготеющие к предпринимательскому кластеру, более вариативны в выборе стратегий и тактик конкурентного поведения. Они могут делать ставку (в зависимости от формулировки собственной миссии) и на монополизацию рынков, и на консолидацию с другими вузами, и на компромиссное сотрудничество, и на кооперативную солидарность, и на прагматичное обособление от соперников вплоть до полной изоляции.
Зарубежные вузы, принадлежащие к разным кластерам, по-своему борются за формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций, повышение собственной конкурентоспособности, высокое качество образовательных программ, признание работодателей, клиентов и партнеров. Их успехи соотносятся с природой соответствующего кластера, что находит достойное отражение в профессиональных рейтингах.
Пересмотр нормативно-правовой базы российского образования и его организационной инфраструктуры следовало бы сориентировать на обеспечение вузам возможности самоидентификации и обнаружения конкурентных преимуществ в составе одного из конкурентных кластеров. Российские вузы могут принадлежать к кластерам, имеющим, например, исследовательскую, предпринимательскую, сетевую, корпоративную либо иную природу. В одном случае вуз, стремясь к повышению конкурентоспособности, станет больше обращать внимание на развитие научно-педагогических школ, проведение фундаментальных исследований и развитие аспирантуры, в другом случае он больше уделит внимания взаимодействию с
♦
♦
работодателями, практической апробации чужих наработок, образовательному предпринимательству, поиску новых форм содействия учащимся в приобретении образовательных услуг В первом случае доминантой вуза станет высокий академизм, во втором - обеспечение массового доступа к качественным образовательным услугам и индивидуализация этого доступа.
Обозначенные задачи могут быть успешно решены только в том случае, если они будут осознаны научным сообществом, и прежде всего той его частью, которая связана с подготовкой молодых специалистов в сфере экономики, финансов, промышленности, социального развития и геополитики. Только освоив науку формирования и управления стратегическими преимуществами в конкурентной борьбе, ведущейся по всему конкурентному полю, но прежде всего на макроуровне, можно вырастить совершенно необходимый для решения такой задачи корпус национальных политических и экономических лидеров, в том числе и лидеров национального бизнеса. Это должно быть одним из главных направлений развития российской высшей школы. Именно таким образом следовало бы формировать и всю систему образования, прежде всего гуманитарного.
Ориентация самой высшей школы на неизбежную победу в глобальной конкурентной борьбе может создать психологический климат для подготовки молодых специалистов, способных к продуманным активным действиям в нужном для страны и ее бизнеса направлении. Таким образом лидеры российского бизнеса могут добиться желаемых результатов.
Для этого необходимо также постоянное совершенствование как методологии конкурентного стратегического развития, так и форм и методов творческого применения методологии в практике российских вузов.
Основу конкуренции любых экономических субъектов всегда составляет совокупность конкурентных действий, производимых данными субъектами - заинтересованными сторонами рынка.
Состав заинтересованных сторон рынка образовательных услуг разнообразен. Таковыми являются производители, продавцы, прямые и косвенные потребители образовательных услуг, посредники, провайдеры, модераторы, координаторы. На этом рынке действуют потребители образовательных услуг плательщики за образовательные услуги, работодатели - косвенные пользователи результатов образовательной деятельности, учреждения и работники сферы образовательных услуг, компании - создатели элементов образовательных услуг, государство.
Каждый из перечисленных участников рынка образовательных услуг реализует свой интерес к сфере образования, что не только делает данных субъектов заинтересованными сторонами этого рынка, но и подчиняет их действия рациональной логике рыночного поведения. К примеру, государство является носителем специфического государственного интереса к сфере образовательных услуг Именно поэтому оно выступает как разработчик и проводник политики в сфере образовательных услуг, а вовсе не потому, что формирует вертикаль административной власти в обществе. Административная власть становится административным ресурсом, который позволяет государству формулировать и успешно удовлетворять свои (государственные) интересы.
Все стороны рынка образовательных услуг заинтересованы в повышении конкурентоспособности своих партнеров на этом рынке. Серьезные работодатели охотно сближаются с конкурентоспособными вузами; абитуриенты выбирают рейтинговые вузы, конкурентоспособность которых признается академическими кругами и бизнес-сообществом. Современные отношения на российском рынке образовательных услуг не исключают их соперничества, ведь интерес к сотрудничеству с конкурентоспособным партнером базируется на признании его способным к ведению конкурентных действий. Работодатели, не удовлетворенные качеством образовательных услуг, стремятся сосредоточить в своих руках рейтинги вузов; студенты, недовольные платой за обучение, пользуются правом на расторжение договора и переход в другой вуз, чем оказывают конкурентное давление на партнеров по договору.
Признание соперничества и сотрудничества в межсубъектных отношениях на рынке образовательных услуг делает неизбежным отход от ошибочных представлений об односторонней ответственности субъектов данного рынка. Развитие нормативно-правовой и организационной инфраструктуры российского образования необходимо для обеспечения конкурентоспособности отечественного образования, формирования условий, при которых российские вузы могли бы наращивать и демонстрировать свои конкурентные преимущества, прежде всего - на международном рынке образовательных услуг.
Конкурентоспособными могут быть признаны высшие учебные заведения, действующие как успешные и эффективные конкуренты. В этом залог их общественной пользы и внимания к ним со стороны других заинтересованных субъектов рынка образовательных услуг Вместе с тем к общественной пользе ведет лишь добросовестная конкуренция: конкурентные действия не должны провоцировать подрыв рынка образовательных услуг, его монополизацию и ущемление законных интересов всех его сторон. Вузы получают право на участие в конкуренции, но они обязуются действовать как социально ответственные конкуренты, придерживающиеся стандартов и норм добросовестного соперничества, как и в любом другом секторе рынка товаров и услуг.
Современная добросовестная конкуренция между российскими учреждениями сферы высшего профессионального образования должна разворачиваться в контекстах:
• их идентификации как ответственных участников данного рынка;
• взаимной социальной ответственности всех участников рынка образовательных услуг с целью реализации интересов на данном рынке;
• сочетания сотрудничества и соперничества образовательных учреждений на различных рынках образовательных услуг;
• формирования новой инфраструктуры рынка образовательных услуг в условиях модернизации российского образования;
• выражения посредством конкурентных действий рационального характера своего воздействия на окружение.
Ключевой в укоренении принципа добросовестной конкуренции российских вузов на рынке образовательных услуг является приверженность учреждений сферы
♦
♦
высшего профессионального образования добросовестному характеру действий по завоеванию и удержанию ими конкурентных преимуществ, а также преодолению конкурентных недостатков. Добросовестная конкуренция и сотрудничество образовательных учреждений сферы высшего профессионального образования в идеале представляет собой частный случай «конкуренции» экономических субъектов. Экономическое соперничество не исключает цивилизованных форм сотрудничества, например для обеспечения выхода на международный рынок или для лоббирования общих интересов.
В условиях конкуренции любые недостатки и преимущества вузов непременно принимают характер соответственно конкурентных недостатков и конкурентных преимуществ - недостатков и преимуществ перед соперниками, которые становятся ключевыми оценочными критериями определения степени их конкурентоспособности. Создание конкурентных преимуществ и преодоление конкурентных недостатков выступает как одна из основных целей соперничества заинтересованных сторон рынка образовательных услуг В свою очередь, наличие конкурентных преимуществ обеспечивает участникам этого рынка признание и интерес со стороны окружения, а наличие конкурентных недостатков ослабляет их позиции на рынке образовательных услуг, делает их малопривлекательными для окружения.
Эти преимущества и недостатки выявляются и оцениваются в процессе сравнения вузов; их значения все-
гда имеют относительный характер, что неизбежно несет отпечаток неопределенности и ведет к рискам при использовании полученных данных. Степень конкурентоспособности вузов следует оценивать исходя из констатации выигрышей либо проигрышей вузов в соперничестве за достижение вузами основного результата степени конкурентоспособности выпускников, освоения ими профессиональных компетенций в контексте интереса к ним со стороны работодателей. С этих позиций можно подходить к оценке содержания образовательных программ и условий их реализации, методик и технологий образовательной деятельности, образовательного менеджмента, планирования, мотивации, организации и контроля в вузах. Количественные показатели есть мера однородного качества.
В контексте вступления России в Болонский процесс и в ВТО вопрос о конкурентоспособности российских вузов, их конкурентных преимуществах и успехах на международном рынке приобретает общегосударственное значение. А это значит, что общество вправе рассчитывать на высокий уровень профессиональной компетентности российских вузов при осуществлении конкурентных действий, создании и претворении в жизнь эффективных конкурентных стратегий и тактических моделей поведения.
1 См.: Из ежегодного послания Президента России Феде-
ральному Собранию Российской Федерации. 2006. 10 мая.
УДК 330.3
ПАРАДОКСЫ ТРАНСАШИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК
И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В.З. Тепер,
соискатель кафедры институциональной экономики, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)
Современная экономическая наука активно изучает проблемы, связанные с различными трансакциями, сопровождаемые трансакционными издержками и разработкой способов их регулирования. Успешно раскрытие этих проблем связано с наличием четкого и полного категориального аппарата, отражающего реально происходящие экономические процессы, с грамотной постановкой целей и задач исследования, с необходимостью поиска новых подходов к анализу природы трансакционных издержек, их динамики и способов рационализации. Одним из таких подходов в данном контексте автор считает анализ парадоксов, присущих трансакционных издержкам. Изучение специальной научной литературы по данному направлению показало, что в известных автору источниках подобная постановка вопроса не предпринималась. Следует отметить, что категориальный аппарат теории трансакционных издержек достаточно разработан в экономической теории. Сформулированы многие категории, раскрыто их содержание, которое считается общепринятыми. К числу таких категорий относится, прежде всего, понятие трансакций. Под ними подразумевается «не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом»1.
Иначе обстоит дело с категорией «трансакционные издержки». Здесь есть существенные разночтения. Так, выделяют подход Коуза-Уильямсо-на (для анализа стабильного функционирующих институтов) и трансформационный подход Норта. Согласно первому подходу трансакционные издержки - это «издержки использования механизма цен», «издержки осуществления трансакций на открытом рынке» или «рыночные издержки»2.
Согласно подходу Уильямсона, трансакционные издержки - это издержки, не связанные с процессом производства, а связанные с составлени-