Научная статья на тему 'Парадоксы трансакционных издержек и их регулирование'

Парадоксы трансакционных издержек и их регулирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тепер В. З.

Даётся анализ трансакционных издержек как одной из основных категорий институциональной теории. Раскрываются такие характеристики трансакционных издержек, как их разнокачественность, когерентность, неполнота учёта, что обуславливает ряд присущих им парадоксов. Важное внимание уделяется раскрытию этих парадоксов, значимых для выбора способов их регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARADOXES OF TRANSACTION COSTS AND REGULATORY ACTIVITIES

Transaction costs are analyzed as one of the basic categories of institutional theory (economics). The following features of transaction costs are brought to light: dissimilarity, coherency and incomplete accounting, which determine the paradoxes attributed to them. Special attention is given to these paradoxes as they are significant when selecting the regulatory activity.

Текст научной работы на тему «Парадоксы трансакционных издержек и их регулирование»

высшего профессионального образования добросовестному характеру действий по завоеванию и удержанию ими конкурентных преимуществ, а также преодолению конкурентных недостатков. Добросовестная конкуренция и сотрудничество образовательных учреждений сферы высшего профессионального образования в идеале представляет собой частный случай «конкуренции» экономических субъектов. Экономическое соперничество не исключает цивилизованных форм сотрудничества, например для обеспечения выхода на международный рынок или для лоббирования общих интересов.

В условиях конкуренции любые недостатки и преимущества вузов непременно принимают характер соответственно конкурентных недостатков и конкурентных преимуществ - недостатков и преимуществ перед соперниками, которые становятся ключевыми оценочными критериями определения степени их конкурентоспособности. Создание конкурентных преимуществ и преодоление конкурентных недостатков выступает как одна из основных целей соперничества заинтересованных сторон рынка образовательных услуг В свою очередь, наличие конкурентных преимуществ обеспечивает участникам этого рынка признание и интерес со стороны окружения, а наличие конкурентных недостатков ослабляет их позиции на рынке образовательных услуг, делает их малопривлекательными для окружения.

Эти преимущества и недостатки выявляются и оцениваются в процессе сравнения вузов; их значения все-

гда имеют относительный характер, что неизбежно несет отпечаток неопределенности и ведет к рискам при использовании полученных данных. Степень конкурентоспособности вузов следует оценивать исходя из констатации выигрышей либо проигрышей вузов в соперничестве за достижение вузами основного результата степени конкурентоспособности выпускников, освоения ими профессиональных компетенций в контексте интереса к ним со стороны работодателей. С этих позиций можно подходить к оценке содержания образовательных программ и условий их реализации, методик и технологий образовательной деятельности, образовательного менеджмента, планирования, мотивации, организации и контроля в вузах. Количественные показатели есть мера однородного качества.

В контексте вступления России в Болонский процесс и в ВТО вопрос о конкурентоспособности российских вузов, их конкурентных преимуществах и успехах на международном рынке приобретает общегосударственное значение. А это значит, что общество вправе рассчитывать на высокий уровень профессиональной компетентности российских вузов при осуществлении конкурентных действий, создании и претворении в жизнь эффективных конкурентных стратегий и тактических моделей поведения.

1 См.: Из ежегодного послания Президента России Феде-

ральному Собранию Российской Федерации. 2006. 10 мая.

УДК 330.3

ПАРАДОКСЫ ТРАНСАШИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В.З. Тепер,

соискатель кафедры институциональной экономики, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

Современная экономическая наука активно изучает проблемы, связанные с различными трансакциями, сопровождаемые трансакционными издержками и разработкой способов их регулирования. Успешно раскрытие этих проблем связано с наличием четкого и полного категориального аппарата, отражающего реально происходящие экономические процессы, с грамотной постановкой целей и задач исследования, с необходимостью поиска новых подходов к анализу природы трансакционных издержек, их динамики и способов рационализации. Одним из таких подходов в данном контексте автор считает анализ парадоксов, присущих трансакционных издержкам. Изучение специальной научной литературы по данному направлению показало, что в известных автору источниках подобная постановка вопроса не предпринималась. Следует отметить, что категориальный аппарат теории трансакционных издержек достаточно разработан в экономической теории. Сформулированы многие категории, раскрыто их содержание, которое считается общепринятыми. К числу таких категорий относится, прежде всего, понятие трансакций. Под ними подразумевается «не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом»1.

Иначе обстоит дело с категорией «трансакционные издержки». Здесь есть существенные разночтения. Так, выделяют подход Коуза-Уильямсо-на (для анализа стабильного функционирующих институтов) и трансформационный подход Норта. Согласно первому подходу трансакционные издержки - это «издержки использования механизма цен», «издержки осуществления трансакций на открытом рынке» или «рыночные издержки»2.

Согласно подходу Уильямсона, трансакционные издержки - это издержки, не связанные с процессом производства, а связанные с составлени-

ем проекта договора, ведением переводов и обеспечением гарантий соглашения (ex ante), и издержки ex post, связанные с неэффективной адаптацией и корректировкой договора и возникающие, когда реализация контракта сбивается с установленного курса в результате пробелов в договоре, ошибок, ухудшений и непредвиденных внешних возмущений3.

Отметим, что существуют различные классификации трансакционных издержек (К. Менара, О. Уильямсона, Дж. Коммонса, Д. Норта, Т. Эггертссона, А. Шаститко и др.). Все они имеют, безусловно, ценность для экономической науки, и в своем исследовании мы будем использовать их в той или иной степени. Полагаем, что относительно менее изученными являются проблемы количественной характеристики трансакционных издержек и их использования в качестве определенного индикатора. Рассмотрим эти проблемы.

По нашему мнению, величина трансакционных издержек непосредственно зависит от числа трансакций, совершаемых различными субъектами в данный момент (или в определенном временном интервале). Каждая трансакция экономических субъектов, будь то домохозяйство, фирма и государство, неизбежно сопряжена с трансакционными издержками. Поэтому их нельзя устранить (они никогда не будут ровны нулю или стремиться к этому значению), минимизировать (на фоне совокупных трансакций, постоянно возрастающих из-за увеличивающейся численности хозяйствующих субъектов, совершаемых ими различных сделок). Эти издержки можно только рационализировать, т.е. «отсечь» излишние неэффективные элементы, за счет соответствующего регулирования. Таким образом, величина трансакци-оных издержек в первую очередь определяется величиной трансакций, т.е. сделок, а также числом субъектов, их совершающих. Далее величина трансакционных издержек зависит от характера взаимодействий субъектов. Здесь важна частота этих взаимодействий - чем чаще и более постоянно совершаются трансакции между субъектами, тем трансакционные издержки становятся выше даже при прочих равных условиях. На величину данных издержек влияет и сложность осуществляемых трансакций, которые могут быть реализованы между двумя и более экономическими субъектами с неодинаковым масштабом деятельности, в разных сферах, на различных уровнях хозяйствования. Это могут быть трансакции одноразовые, элементарные (продажи товаров с рук), и многосторонние, многообразные трансакции (биржевые сделки).

Определив составляющие, влияющие на величину трансакционых издержек, рассмотрим, что же демонстрирует та или иная их величина, какие процессы, явления и взаимосвязи она отражает. Сложилось представление о том, что высокие трансакционные издержки свидетельствуют о наличии неэффективных институтов. Полагаем, что значительная величина трансакционных издержек может служить своеобразным экономическим барометром, который показывает:

- высокий уровень неопределенности внешней информации;

- наличие институциональных пустот в экономической системе на разных уровнях (провалы в законодательстве, отсутствие других институтов);

- масштабы оппортунизма в экономическом поведении индивидов;

- степень соответствия институтов, их низкую комп-лементарность;

- слабую спецификацию и защиту прав собственности;

- наличие барьеров, препятствующи эффективности взаимодействия субъектов;

- несоответствие существующих форм организации и взаимоотношений хозяйствующих субъектов сложившимся нормам мировой практики;

- масштабы теневой экономики.

Величина трансакционных издержек зависит линейно от числа трансакций и количества субъектов, их совершающих.

Они сокращаются до определенного уровня, но возрастание числа трансакций и числа субъектов, их совершающих, объективно обусловливает рост трансакционных издержек.

К ним применимы как сложившиеся, так и новые методы регулирования, позволяющие их рационализировать в определенных пределах.

Трансакционные издержки можно рассматривать на различных уровнях хозяйствования:

- на наноэкономическом (трансакции между отдельными индивидами, домохозяйствами и фирмами);

- на микроэкономическом (на уровне хозяйствующего субъекта);

- на мезоэкономическом уровне;

- на макроэкономическом уровне, где трансакции совершаются между тремя основными агрегированными субъектами - домохозяйством, фирмой и государством в национальном хозяйстве в целом.

Анализ практики хозяйственных субъектов с позиций трансакционного подхода позволил автору выделить несколько парадоксов, присущих трансакционным издержкам.

1. Одни и те же трансакции, совершаемые между различными субъектами, сопровождаются неодинаковыми трансакционными издержками. Например, получение кредита в банке для постоянных и платежноспособных заемщиков может быть предоставлено на льготных условиях (кредитная линия).

2. Существование одних видов трансакционных издержек может предполагать (или исключать) наличие других их видов, т.е. по своей природе эти издержки могут быть некомплементарны. Например, издержки измерения, как правило, связаны непосредственно с издержками защиты прав собственности (в случае возврата некачественной продукции), с издержками оппортунистического поведения.

3. Сокращение одних видов трансакционных издержек может вызвать рост других видов трансакционных издержек. Так, в целях предупреждения оппортунистического поведения персонала (утечки информации) фирма может усилить меры по защите прав собственности, в том числе информационную защиту.

4. Регулирование трансакционных издержек всегда осуществляется в определенных пределах, и использование одних и тех же методов их рационализирования может привести в различных ситуациях к противоположным результатам.

5. Трансакционные издержки сложно поддаются непосредственному учету, часть их остается некодифици-рованной, и, даже частично учтенные, они не предполагают универсальных методов рационализации.

Так, например, одним из методов их регулирования является создание эффективной правовой защиты института собственности. Но даже в условиях прописан-ности правового поля всегда есть узкие места и, используя их, субъекты могут осуществлять незаконные трансакции (невозврат кредита). Парадоксы трансакци-онных издержек в российской экономике дополняются новым содержанием. Те субъекты, которые должны регулировать эти издержки на макроуровне, прежде всего государственные структуры, наоборот, своей деятельностью обуславливают их рост. Об этом свидетельствуют приведенные ниже данные (табл. 1).

В марте 2005 г общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» совместно с ВЦИОМ провела исследование. Полученные результаты показали, что одной из основных проблем для этого ранга бизнеса являются издержки взаимодействия с органами власти и криминалитетом, т.е. трансакционные издержки. Почти две трети некорпора-ционных предпринимателей при возникновении у них хозяйственных споров не обращаются в суд, а прибегают к услугам влиятельных чиновников (52% опрошенных) или криминала (14%). Всего 11% из них уповают на помощь предпринимательских объединений. Любые взаимодействия предпринимателей с органами власти и проверяющими системами влекут за собой немалые временные и финансовые затраты, в том числе коррупционные. Эти трансакционные затраты максимизируются при различных проверках, часто связанных с необоснованными претензиями или прямым вымогательством. В среднем каждое отечественное малое предприятие в 2005 г проверяли 5 раз, в отдельных регионах (Тамбовская область, Ростовская область, Мордовия, Московская область) - 10 раз в год, т.е. почти каждый месяц.

Исследование подтвердило, что решение проблем чиновниками с помощью взяток практикуется достаточно часто: свыше 40% респондентов ответили, что такая практика «широко распространена». Среднестатистическое малое предприятие тратит на взятки чиновникам и проверяющим 8,5% выручки4. Большинство опрошенных предпринимателей отметили, что процедура регистрации бизнеса в целом нормальная.

Отметим, что особые претензии со стороны предпринимателей высказываются к качеству их правовой защиты. Неэффективная судебная система наносит обществу ущерб дважды: сначала она «выталкивает» бизнес за рамки правового поля, а затем способствует тому, что сотрудники органов государственной власти, задействованные в решении проблем предпринимателей, используют свое служебное положение не по прямому назна-

чению. Регулирование трансакционных издержек для некорпоративных предпринимателей осуществляется главным образом через денежные компенсации внешним агентам. Последние заинтересованы в высоком уровне этих издержек, искусственно увеличивают их и получают в процессе регулирования данных издержек от предпринимателей дополнительные доходы. Таким образом, в российской экономике трансакционные издержки, как ни парадоксально, служат источником получения немалых доходов.

Предприниматели, оценивая в целом ситуацию с конкуренцией как неблагополучную, отметили существование в регионе отраслей экономики, доступ в которые искусственно затруднен. И причинами этого являются не высокие технико-технологические барьеры вхождения в эти сектора экономики, а действия, политика администрации региона (20,1% опрошенных), администрации города или населенного пункта (20,2%). Их действия оценивались столь же разрушительно, как и деятельность крупных компаний- монополистов (24,1%). Действия криминальных группировок во вхождении на рынок были оценены как стоящие на последнем месте (5%), а пра-

Т а б л и ц а 1

Оценка малым бизнесом предпринимательского климата*

Аспект предпринимательского климата Краткое описание Среднее значение индекса по всем регионам Количество регионов с индексом выше 100

Финансовое состояние Самооценка финансового состояния бизнеса 124,5** 71

Трансакционные издержки Оценка затрат ресурсов на взаимодействие с властями, в том числе коррупционные расходы 114,3 68

Поддержка малого предпринимательства властями Оценка отношения властей региона и местных властей к малому бизнесу 113,2 57

Мотивация ведения бизнеса Оценка текущей ситуации с условиями ведения малого предпринимательства и его перспектив в регионе 93,5 27

Состояние конкурентной среды Наличие/отсутствие ограничений по выходу на рынки 75,8 3

Уровень безопасности Оценка уровня рисков взаимодействия с властями, проверяющими инстанциями и криминальной средой 68,7 7

Имущественные ресурсы Оценка доступности производственных площадей 55,3 3

Правовые условия Обеспеченность правовой (судебной) защитой 47,6 0

* Источник: Эксперт. 2005. № 28. С. 24.

** Значение индекса выше 100 говорит о том, что ситуация в регионе по данному показателю скорее благополучна, ниже 100 -наоборот.

воохранительных органов - на предпоследем. Таким образом, в российской экономике главным барьером для вхождения на рынок являются институциональные барьеры - действия региональных и муниципальных органов власти. Большинство предпринимателей отметили, что представители администрации используют свое служебное положение для поддержки конкретных фирм, создавая для них режим наибольшего благоприятствования. Наряду с этим осуществляется давление на независимые компании, деятельность которых находятся вне собственных коммерческих интересов региональных или муниципальных властей на данном рынке.

Действенным средством регулирования трансакци-онных издержек взаимоотношения государства и бизнеса, в том числе некорпоративного, являются «расчистка» региональных рынков от коммерческой активности чиновников. Это может дать импульс развитию предпринимательства, повысить эффективность деятельности госаппарата, в том числе антимонопольных органов.

Уровень трансакционных издержек в экономике зависит от размеров теневого сектора. Принято считать, что чем выше доля теневого сектора в экономике, тем значительнее трансакционные издержки. С позиции элементарной логики это так. Однако более глубокий анализ взаимосвязи трансакционных издержек, их количественных характеристик и масштабов теневого сектора приводит к иным результатам, которые иначе как парадоксами назвать нельзя. Наиболее полное исследование теневой экономики принадлежит Ф.Шнайдеру, который в сотрудничестве с Д.Энсте опубликовал данные почти по 80 странам на конец XX в.

Из развивающихся стран высокие масштабы теневой экономики в Африке (43%), Азии (35%), Центральной и Южной Америке (38,9%). Страны бывшего СССР занимают более низкие позиции (25,7%). Отечественные специалисты не столь оптимистичны в оценке размеров теневой экономики. Объем теневой экономики в России определяется в пределах 40% ВВП. Эта цифра стала уже хрестоматийной. В условиях перехода к рынку ожидалось, что теневая экономика как порождение командно-административной системы исчезнет сама собой. Реальные процессы развивались по иному сценарию. В период расцвета шоковой терапии и спонтанной приватизации был пик хищений, воровства со стороны хозяйствующих субъектов как по отношению к населению, так и по отношению к другим агентам. Так, «государственные чиновники активно занимались «приватизацией» различных объектов госсобственности на очень льготных условиях и по очень низкой «нерыночной» цене приобретали в собственность (долевую или полностью) крупные и прибыльные предприятия. Директора предприятий «приватизировали» имеющиеся оборудование и сырьевые ресурсы; рабочие - выпускаемую продукцию, инструменты, детали; инвестиционные компании - денежные средства населения. В этих условиях теневая экономика не только не самоустранилась, а наоборот, нарастала, изобретая новые формы и механизмы функционирования и стала неотделимой частью национального хозяйства в целом. Теневая экономика нерасторжимо связана с коррупцией, и в том заключается одна из особенностей российского рынка. В основе внелегальных экономических отношений в России, по мнению отдельных ученых, ле-

жит возможность приватизировать любое общественное благо (в частности любой закон) и пустить его в теневой оборот, а теневая экономика в нашей стране выступает как приватизированное государство, как теневое «па-рогосударство»5. В этом «парогосударстве» институты, которые должны быть по своей природе исключены из рыночного оборота (армия, суд, законотворчество и т.д.) утрачивают характер общественного блага и становятся предметом купли-продажи. Произошла институцио-нализация теневого сектора в экономике, он стал постоянным и устойчивым ее элементом.

С позиции общепринятого трансакционного подхода функционирование теневой экономики должно сопровождаться значительными трансакционными издержками, связанными с несовершенством правового обеспечения, ростом коррупции как проявлением девиантного поведения субъектов, неэффективным выполнением государством присущих ему функций, распространением двойных стандартов в хозяйственной деятельности (двойная бухгалтерия) и т.д.

Автор придерживается другого подхода, а именно: не экономика теневого сектора является причиной роста трансакционных издержек, наоборот, наличие высоких трансакционных издержек в легальной, формальной экономике - одна из причин воспроизводства теневого сектора (простого или расширенного). В этом вопросе автор поддерживает позицию Е.Бренделевой, считающей, что высокие трансакционные издержки, как одна из институциональных причин существования нелегального сектора, влияют на степень конкурентоспособности легального бизнеса по сравнению с теневым6. Участники теневого бизнеса освобождают себя от налогов, лицензирования, контрактирования, соблюдения законов, самостоятельно по своим «правилам игры» защищают права собственности и наказывают за оппортунистическое («не по понятиям») поведение и потому имеют реальное конкурентные преимущества по сравнению с легально функционирующими хозяйственными субъектами. Продолжая анализ в этом направлении, автор полагает необходимым сравнить в самом общем виде трансакционные затраты, например, в части организации предпринимательской деятельности в легальном и нелегальном секторах экономики (табл. 2).

Данная таблица наглядно показывает, что в теневом спекторе экономики по большинству позиций только в организации предпринимательской деятельности трансакционные издержки по сравнению с легальной экономикой значительно ниже. Автор понимает, что и незаконные приобретения прав на владение или аренду земли не бесплатно достаются застройщикам, но с учетом всех официальных процедур и инстанций, осуществляющих эту трансакцию, затраченного времени и других расходов нелегитимный путь оказывается для определенного контингента субъектов более легким и выгодным. Поскольку теневая экономика не отгорожена от легальной экономики непреодолимым барьером, многие хозяйствующие субъекты осуществляют трансакции не без помощи теневого сектора.

Примеров тому можно привести много. Это и неорганизованная продажа товаров с рук (в местах организованной торговли взимается плата за место), осуществление незаконных сделок по природе госимущества, нецелевое использование бюджетных средств и т.п.

Т а б л и ц а 2

Трансакционные издержки: сравнительный анализ по секторам экономики

Тип трансакционных издержек Легальный сектор Теневой сектор Примечания

1. Получение лицензии на предпринимательскую деятельность + _ Подпольные производства

2. Приобретение прав на владение или аренду земли + _ Незаконное строительство

3. Знание и соблюдение соответствующих законов и нормативов + Соблюдение правил игры теневой экономики

4. Оплата налогов + -

5. Получение кредита + + Кредит дается на льготных условиях

6. Система контроля за выполнением условий договоров + + Собственный контроль за сделками, в том числе неэкономический

Итого 6 + 2 +

Помимо стремления достигнуть цели, получить результаты (доходы, власть), каждый хозяйствующий субъект заинтересован сделать это с наименьшими затратами. Высокие трансакционные издержки либо ложатся тяжелым бременем на самого экономического агента, осуществляющего трансакции (предпринимателя), либо перераспределяются между ними (кредиторами-заемщиками). Объективное стремление сократить значительные трансакционные издержки легальной деятельности, рационализировать их и наличие мощного теневого сектора экономики с несравненно более низкими трансакционными издержками приводит хозяйствующих субъектов к выбору в пользу последнего.

Теневой спектор экономики обладает не только значительным потенциалом развития, но и действенными способами нелегитимного характера сокращения части трансакционных издержек. Так, для предпринимателей наличие «своего» человека в различных органах власти позволяет решить многие проблемы от регистрации прав на те или иные объекты до налогоблажения. Представители органов власти могут сами использовать нелиги-тимные методы решения многих возникающих проблем (личная уния, давление, шантаж, подкуп), и если бы это было устранено, то тогда борьбу с коррупцией можно было считать успешной. Таким образом, полагаем, что теневой сектор экономики востребован за счет присущих ему низких трансакционных издержек по сравнению с формальной, легальной экономикой. Сохранение этого статус-кво в длительном периоде означает, что теневой сектор будет воспроизводиться не только в простом, но и в расширенном виде, и еще более тесно срастаться с национальным хозяйством в целом.

Отсюда следует, что отсутствие должного регулирования трансакционных издержек приводит к известным негативным последствиям в экономике, связанным с теневой экономикой.

Рассматривая вопрос о необходимости и возможности регулирования трансакционных издержек в современной экономике, автор выделяет следующие положения.

1. Трансакционные издержки сопутствуют всем трансакциям, совершаемым между различными субъектами экономики - домохозяйствами, фирмами и государством. Поэтому они должны регулироваться (и в действительности так и происходит) всеми субъектами самостоятельно, т.е. саморегулироваться в определенных пределах. Например, для защиты прав собственности изначально необходимо знать эти права, т.е.

иметь элементарную институционально-правовую грамотность, знать законы, регулирующие взаимоотношения субъектов, вносимые в них коррективы. Для защиты этих прав существуют различные правовые структуры (юридические консультации, юридические и адвокатские фирмы, суды и т.п.), и субъекты должны понимать, какая из этих структур может защитить их права в конкретной ситуации.

2. Поскольку каждый из субъектов в пределах своих возможностей и исходя из сложившейся необходимости способен регулировать трансакционные издержки, поскольку никто из этих субъектов не может обладать монопольным правом на выбор способов регулирования этих издержек. Каждый из хозяйствующих субъектов осуществляет регулирование трансакционных издержек сообразно своему экономическому статусу, типу совершаемых трансакций, поставленным целям и задачам. Это означает, что наряду с саморегулированием трансакционных издержек хозяйствующими субъектами обязательно должно осуществляться взвешенное, грамотное госрегулирование.

3. Как показал анализ взаимоотношений государства и бизнеса (на примере малого бизнеса), государство способно своими действиями не сокращать, а наоборот, форсировать трансакционные издержки. Многие субъекты (фирмы, домохозяйства) поэтому тесно «сотрудничают» с теневым сектором экономики. Это означает, что в современной экономике отсутстствует главный регулятор трансакционных издержек, имеющий экономические привилегии в этом и получающий от этого наибольшие экономические выгоды. Более того, в ряде случаев определенным субъектам невыгодно сокращать трансакционные издержки, ибо их высокий уровень является гарантией получения ими дополнительных доходов (высокие административные барьеры выхода на рынок дают чиновникам «дивиденды»).

4. Не все способы сокращения трансакционных издержек могут быть выдержаны в строго легитимных рамках. Так, нарушение контрактной дисциплины со стороны подрядчика еще не повод обращаться в арбитражный суд, есть иные механизмы решения этой проблемы (рейдерство).

По нашему мнению, парадокс регулирования трансакционных издержек заключается в том, что регулирование их нелегитимными способами может быть более результативно по сравнению с легитимными. Масштабы теневого сектора в российской экономике это наглядно подтверждают.

Итак, рассмотрение присущих трансакционным издержкам парадоксов позволяет по-иному расставить акценты в их регулировании.

1 Common J.R. Institutional Economics//American Economic Review. 1931. Vol. 21. P. 652.

2 Коуз P. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. С. 8 - 9.

3 См.: Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая контрактация» СПб., 1996. С. 690.

4 См.: Эксперт. 2005. № 28. С. 23 - 24.

5 Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. М.: РГГУ, 2000. С. 11.

6 Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория. М., 2006. С. 187.

УДК 330.342

ФОРМИРОВАНИЕ

КОНКУРЕНТНО-РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция - это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В странах трансформирующейся экономики необходимо формирование режима конкуренции, что гораздо труднее по сравнению с задачами по его совершенствованию. Важным моментом является создание рыночной инфраструктуры, внедрение хозяйственного права, защищающего субъектов рыночного хозяйства. Каким образом формировались конкурентные отношения в России, как проходил этот процесс, в чем его особенности?

В экономике выделяют два типа хозяйственных связей: 1) натурально-вещественные; 2) товарные связи. Товарные, или, иначе говоря, рыночные, связи существуют только при наличии свободной купли-продажи товаров и услуг. Нарушение одного из условий, будь то административное распределение товаров или ресурсов производства, территориальные ограничения торговли, подрыв механизма конкуренции, приближает модель к первому типу хозяйственных связей.

Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, обеспечивающая обмен продуктами труда1.

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях (рисунок). Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1) давать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;

2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

3) дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4) «санировать» неконкурентоспособные предприятия, способствовать свертыванию устаревших производств.

Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов2. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования.

Таким образом, рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д.

Н.И. Ханбекова,

аспирантка кафедры институциональной экономики, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.