Научная статья на тему 'Роль науки и коммерциализации технологий в инвестиционном процессе Ставропольского края, механизмы государственной поддержки инвестиционных проектов'

Роль науки и коммерциализации технологий в инвестиционном процессе Ставропольского края, механизмы государственной поддержки инвестиционных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Босова Т.А.

Сегодня тема развития и укрепления инвестиционного потенциала региона как никогда актуальна как для крупных отечественных и зарубежных бизнесменов, политиков, ученых, чиновников министерств и ведомств, так и для рядовых граждан Российской Федерации. Повышение инвестиционной привлекательности прямой путь к стабилизации социально-экономической и общественной обстановки, к нормализации жизни в целом. Регионы Южного федерального округа имеют объективные предпосылки ускоренного, по отношению к другим регионам, экономического роста. Это обусловлено рядом объективных причин, которые автор статьи рассматривает на богатом фактическом материале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Босова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль науки и коммерциализации технологий в инвестиционном процессе Ставропольского края, механизмы государственной поддержки инвестиционных проектов»

1 (40) - 2007

инвестиционный потенциал региона

РОЛЬ НАУКИ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Т. А. БОСОВА,

кандидат экономических наук, министр экономического развития и торговли Ставропольского края

Сегодня тема развития и укрепления инвестиционного потенциала региона актуальна как для крупных отечественных и зарубежных бизнесменов, политиков, ученых, чиновников министерств и ведомств, так и для рядовых граждан Российской Федерации. Повышение инвестиционной привлекательности — прямой путь к стабилизации социально-экономической и общественной обстановки, к нормализации жизни в целом. Регионы ЮФО имеют очевидные предпосылки ускоренного, по отношению к другим регионам, экономического роста. Это обусловлено рядом объективных причин.

Известно, что основную работу по созданию «инвестиционного климата» осуществляют государственные чиновники. В Ставропольском крае, в соответствии с Уставом (основным законом) данная функция возложена на министерство экономического развития и торговли. При поддержке минэкономики создан координационный совет по развитию инвестиционной деятельности и общественный экспертный научно-технический совет на территории Ставропольского края, силами которых сформирован банк данных инновационных проектов, содержащий свыше 400 научно-технических разработок, размещенный в

открытом доступе в сети Интернет на сайте «Идеи для бизнеса». В настоящее время, благодаря усилиям, прилагаемым как исполнительной, так и представительной властью нашего края, сформировано нормативно-правовое обеспечение, которое, по оценкам рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА», признано одним из лучших в стране.

Приоритетными направлениями деятельности Правительства Ставропольского 2края являются создание системы поддержки, управления инвестиционными и инновационными процессами, осуществление перевода экономики края на инновационную модель развития, содействие устойчивому развитию в крае малого и среднего бизнеса, укрепление торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества и интеграция реального сектора экономики края в систему международных экономических отношений.

Всемирный банк определил Ставропольский край в числе четырех регионов России, которым будет оказана финансовая поддержка на инвестиционное развитие и реализацию проектов малого бизнеса, минуя гарантии федерального правительства. По результатам обследований, проведенных Всероссийской общественной организацией пред-

принимателей «ОПОРА» и Центром исследования общественного мнения ВЦИОМ, Ставропольский край занимает 3-е место среди регионов России по созданию благоприятных условий для ведения малого бизнеса.

Особая роль принадлежит научному обеспечению стратегии инвестиционного развития региона. Поэтому министерство экономического развития и торговли Ставропольского края тесно сотрудничает с вузами края, с краевым экспертно-научным советом, который уже продемонстрировал значимые результаты при отборе инновационных проектов на международные конкурсы и гранты.

В Ставропольском крае осуществляют научную деятельность 49 государственных вузов (в том числе 40 филиалов центральных образовательных учреждений), 29 негосударственных вузов (в том числе 13 филиалов), 57 средних специальных учебных заведений и около 18 тыс. ученых. В составе профессорско-преподавательского состава 843 человека имеют ученую степень доктора наук и 3789 — кандидатов наук. Край позиционирует себя как опорную точку национальной инновационной системы для развития биотехнологий и сельскохозяйственных наук. Ставропольский государственный аграрный университет признан лучшим аграрным вузом в стране, является победителем многочисленных международных грантов.

У министерства экономического развития и торговли Ставропольского края сложились постоянные деловые контакты с экспертами Всемирного банка реконструкции и развития, определившего Ставрополье как пилотный регион для инвестирования национальных проектов. В частности, на III Международном инвестиционном форуме Юга России, прошедшем в г. Кисловодске 7 — 9 сентября 2006 г., состоялось подписание Соглашения о намерениях между Правительством Ставропольского края и Всемирным банком. Этим документом стороны подтвердили заинтересованность в прямом партнерстве, направленном на развитие и повышение инвестиционной привлекательности экономики Ставрополья, повышение качества и доступности государственных услуг, эффективности использования бюджетных средств и качества социальных услуг. В виде конкретных совместных инициатив были обозначены программы, направленные на повышение качества государственного управления и поддержку местных инициатив. В соответствии с Соглашением Всемирный банк и Правительство Ставропольского края будут совместно разрабатывать и утверждать планы действий

по указанным программам, определять потребности в ресурсном обеспечении, организовывать практическую работу, включая финансирование. Программа повышения качества государственного управления будет способствовать реализации административной реформы, совершенствованию бюджетного процесса и повышению потенциала государственной службы Ставропольского края. Мероприятия программы, реализация которых намечена на 2006 — 2008 гг., будет осуществляться на условиях софинансирования в рамках межрегиональной программы по развитию систем государственного управления в регионах Юга России, реализуемой при координации Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО.

Кроме того, Всемирный банк и Правительство Ставропольского края совместно работают над подготовкой «Региональной программы капиталовложений», в рамках которой будут разработаны подходы к формированию бюджета капиталовложений Ставропольского края, основанные на принципах отбора приоритетных проектов с точки зрения экономического, социального и экологического развития региона.

На основе многосторонних соглашений правительство края сотрудничает с Международным фондом научно-образовательных программ биотехнологий имени академика И. Н. Блохи-ной, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ТПП Ставропольского края, ФГУ «Ставропольский центр научно-технической информации Ставропольского края», Некоммерческим партнерством промышленников и предпринимателей «Конгресс деловых кругов Ставропольского края» и другими организациями.

Ставрополье, как и другие регионы ЮФО, остро нуждается в формировании единой для Юга России системы привлечения внебюджетных инвестиций как отечественных, так и зарубежных. Уже стало традицией проведение профессиональных конференций по внедрению новых инструментов инвестиционного развития регионов в рамках Международного инвестиционного форума Юга России. В этом году в работе III Международного инвестиционного форума Юга России приняли участие руководители законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, представители министерств и ведомств РФ, главы субъектов Федерации, крупных международных финансовых институтов, бизнеса, главы дипломатических и торговых миссий, ученые и общественные деятели. Ме-

роприятие посетили делегации из 17 стран ближнего и дальнего зарубежья — США, Германии, Англии, Франции, Италии, Китая, Израиля, Венгрии, Сербии, Турции, Южной Кореи, Латвии, Белоруссии, Украины, Армении, Греции, Казахстана, а также представители ООН, Европейского Союза и ряда других международных организаций. Правительство Ставропольского края с целью привлечения инвестиций в экономику региона проводит политику «открытых дверей». Производство высококачественной и конкурентоспособной продукции, внедрение современных технологий, оборудования и опыта управления является составной частью этой политики. Ежегодный Международный инвестиционный форум Юга России является действенным инструментом влияния на динамику экономической деятельности региона.

Программа очередного Инвестиционного Форума Юга России была весьма интересной и насыщенной. Помимо пленарного заседания она предполагала «круглые столы», конференцию «международный и межрегиональный транфер технологий», презентацию инвестиционных и инновационных проектов региона. Участники форума, иностранные гости, российские предприниматели осмотрели экспозиционные площадки, участвовали в презентациях. но главный информационный канал форума действовал на «круглых столах». Спектр обсуждаемых тем был очень широк и охватил не только традиционные, типичные для такого мероприятия направления. Были рассмотрены проблемы реализации приоритетных национальных проектов на Юге России, определены их перспективы, возможности использования новых финансовых инструментов для реализации инвестиционной политики в современных условиях, развитие возобновляемых источников энергии в регионе, роль науки и образования в инновационном развитии экономики регионов и многое другое.

Кроме того, Ставрополье регулярно принимает участие в московском международном салоне инноваций и инвестиций (г. Москва, Россия), международной выставке — конгрессе «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» (г. Санкт-Петербург, Россия), Ганноверской промышленной ярмарке (г. Ганновер, Германия) и других. В 2002 г. лишь девять разработок ставропольских ученых были удостоены медалей, в 2003 г. — 19, в 2004 г. — из 50 инновационных проектов и разработок 43 отмечены медалями и специальными призами, в 2005 г. из 65 инновационных проектов и разра-

боток 54 признаны призерами салона. В 2006 г. на конкурс VI Московского международного салона инноваций и инвестиций представлено 96 инновационных проектов и разработок, из которых свыше 70 отмечены наградами.

За последние годы объем инновационной продукции (услуг) в Ставропольском крае увеличился в 3,5 раза, что способствовало увеличению экспортной составляющей в 1,5 раза.

на Ставрополье в рамках международного проекта Европейского союза EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий» проводится технологический аудит объектов интеллектуальной собственности, наукоемких технологий, инновационных проектов и научных разработок ученых с целью их коммерциализации. В рамках проекта «Коммерциализация российских интеллектуальных активов и технологий» разрабатывается «Стратегия инновационного развития Ставропольского края», позволяющая создать условия для устойчивого развития малых инновационных предприятий.

При содействии правительства края образовано некоммерческое партнерство «Инновационно-технологический бизнес-центр Ставропольского края», учредителями которого выступили ведущие вузы края, научно-производственные предприятия. Основной задачей центра является развитие новых наукоемких технологий для различных областей экономики края путем их коммерциализации и трансфера на основе кооперации и информационной открытости всех участников инновационного процесса.

На базе центра создано постоянное представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который осуществляет финансирование инновационных проектов малого наукоемкого бизнеса, отбор которых осуществляет Общественный экспертный научно-технический совет Ставропольского края, в составе которого активно работают ведущие ученые и инженеры края.

Такой подход позволил подготовить в 2004 г. 37 заявок, в 2005 г. — 45 заявок, а в 2006 году — уже 75 заявок ученых и разработчиков Ставропольского края на конкурс по федеральной программе «Старт». Ставропольский край занимает лидирующие позиции по Южному федеральному округу по итогам конкурсов Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

за три года победителями программы «Старт» стали 41 авторский научный коллектив, с которыми Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере заключил госу-

дарственные контракты сроком на 3 года на сумму 4,5 млн руб. каждый. Для реализации отобранных по конкурсу проектов учеными Ставрополья создано 41 малое инновационное предприятие.

В настоящее время на базе ФГУ «Ставропольский центр научно-технической информации» организована постоянно действующая выставка «Высокие технологии. инновации. инвестиции», сформирована единая информационная экспозиция промышленных организаций Ставрополья, которая неоднократно успешно представлялась на международных салонах инноваций и инвестиций. Также создан Информационно-консультационный центр по вопросам развития малого бизнеса, коммерциализации технологий, включая правовые аспекты, вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности, создается многоуровневая система подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере.

По оценкам международных экспертов на Международном инвестиционном форуме Юга России, Ставропольский край сегодня располагает значительным инновационным потенциалом. По целому ряду исследований и разработок в области медицины, биотехнологий и биоинженерии, экологии, пищевой промышленности, топливно-энергетического и нефтехимического комплексов, энергосберегающих технологий и электротехнике учреждения науки края обладают приоритетом как в России, так и за рубежом.

Приоритетом в государственной поддержке малого бизнеса является малый наукоемкий инновационный бизнес. Мировая экономика все больше ориентируется на инновации и формирует такую систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, при которой инновации служат основой развития промышленности и общества, а те, в свою очередь, стимулируют развитие инноваций и определяют направления их развития в научной деятельности. Иными словами, общими усилиями государства, промышленной и научной среды общества строится национальная инновационная система.

Правительство Ставропольского края регулярно проводит конкурсы научных разработок и инновационных проектов. В 2005 г. на эти цели выделено 2,6 млн руб. За счет средств бюджета Ставропольского края реализованы социально значимые проекты по созданию краевого инновационно-технологического бизнес-центра на сумму 5 млн рублей, развитию инфраструктуры поддержки малого предпринима-

тельства в крае на сумму около 7 млн руб., в том числе на создание краевого центра поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторов в Ставропольском крае, бизнес-центров в Степновском районе, г. Буденновске, региональной структуры поддержки развития малого предпринимательства, развития кредитной кооперации, взаимного финансирования и страхования малых предприятий, организации и развития программы микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Ставропольском крае и развития краевой системы дистанционного консалтинга.

В Ставропольском крае существует государственная поддержка инвестиционной деятельности в форме субсидирования процентной ставки по банковским кредитам. Указанный механизм действует в Ставропольском крае с 2000 г. Он нацелен на финансирование определенного сегмента краевого рынка инвестиционных предложений. Это проекты, связанные с расширением производств, обновлением оборудования и имеющие расчетный период окупаемости до двух лет. Государственная поддержка в форме субсидий предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям, привлекающим кредиты банков для реализации инвестиционных проектов. Ежегодно в бюджете края предусматриваются средства на эти цели.

Данная форма господдержки пользуется спросом среди кредитоспособных предприятий. Число заявок более чем в два раза превышает возможности бюджетного финансирования.

Потребность в привлечении льготных кредитов и получении положительного решения кредитного комитета банка заставляет часть предприятий выводить из «тени» выручку от реализации продукции и имущества. Становится выгодным платить налоги и получать поддержку со стороны правительства края. Часть руководителей предприятий начинает понимать, что зачастую эффективнее развиваться не за счет собственных, а за счет заемных средств.

В отличие от федерального механизма, где субсидируется 2/3 процентной ставки по кредитам, уже по факту использования кредитных ресурсов и уплаты процентов, конкурсная комиссия при Правительстве Ставропольского края принимает решение о субсидировании в начальном периоде, т. е. перед размещением кредитов или в процессе размещения кредита. Субсидирование осуществляется ежемесячно, в соответствии с кредитным договором, по фактически начисляемым процентам, с использованием казначейской системы исполнения краевого бюджета.

Средства направляются не на счета предприятий, а по договору об исполнении обязательства третьим лицом перечисляются непосредственно банку-кредитору. Это исключает нецелевое использование бюджетных средств. Особенностью данного механизма является то, что период субсидирования по каждому предприятию не совпадает с бюджетным годом. Поэтому структура расходов каждого года состоит из обязательств по решениям прошлого года и расходов по решениям текущего года.

Субсидии предоставляются организациям на невозвратной и бесплатной основе. Однако приобретаемое за счет льготных кредитов оборудование сразу монтируется и включается в производственно-технологический цикл, что, как правило, приводит к увеличению физических объемов выпуска продукции, росту массы прибыли и стоимости имущества. Увеличивается налогооблагаемая база, а следовательно, растут налоговые платежи во все уровни бюджета. Таким образом, возврат бюджетных средств обеспечивается косвенно, через прирост налоговых платежей предприятий, получивших государственную поддержку.

Прочие

Кол-во предприятий, получивших господдержку

2000 16

2001 72

2002 118

2003 110

2004 60

2005 63

2006 26

ИТОГО 465

Торговля и бытовые услуги

Транспорт и связь

Сельское хозяйство

П ромышленность

Рис. 1. Отраслевая структура предприятий, получивших государственную поддержку

Доля льготных

кредитов на развитие малого предпринимательства за 2000 - 2006 гг.

Доля инвестиционных

проектов, ¡еализуемых субъектами малого предпринимательства в общем количестве организаций, получивших

господдержку за 2000 - 2006 гг.

Доля бюджетных

средств на поддержку малого предпринимательства в общей сумме

субсидий за 2000 - 2006 гг.

Рис. 2. Финансирование малого предпринимательства в Ставропольском крае

Фактически, за счет средств бюджета края организуется встречное финансирование предприятий, привлекающих кредиты с целью осуществления инвестиционных проектов. При этом объем бюджетного субсидирования привязан к сумме процентов, которую предприятие должно уплатить в течение года за пользование банковским кредитом. В результате заемщик дополнительно получает средства для компенсации затрат по выплате процентов за пользование кредитом. Помощь особенно важна в период освоения инвестиций и выхода на проектную мощность.

В совместной работе участвуют 13 банков. Между ними и минэкономразвития края подписаны соглашения об организации совместного финансирования инвестиционных проектов.

Используемая схема отбора сводит до минимума лоббирование отдельных предприятий. Поэтому отраслевая структура предприятий, получивших господдержку, скорее отражает состояние дел в отраслях экономики края, нежели какие-либо ведомственные интересы (рис. 1).

Около 34 % всех инвестиционных проектов реализовано субъектами малого предпринимательства. На них израсходовано 84 млн руб, предусмотренных на субсидирование (рис. 2).

Практика подтверждает высокий уровень бюджетной эффективности используемого механизма субсидирования части процентных ставок по банковским кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов. В среднем, один бюджетный рубль привлекает в экономику края около 8,5 руб. льготных банковских кредитов. Дополнительный прирост доходов в консолидированный бюджет Ставропольского края на один рубль составил 15 копеек. Создание одного нового рабочего места обходится бюджету менее чем 100 тыс. руб.

Одним из главных преимуществ данного механизма является диверсификация бюджетных вложений по отраслям экономики и предприятиям с различной степенью налоговой нагрузки. именно поэтому бюджетные расходы на субсидирование окупаются в течение года.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Послание Федеральному собранию Российской Федерации. 10 мая 2006 года. / Сайт Президента России www.kremlin.ru

2. Закон Ставропольского края от 11 марта 2004 г. № 13-кз «Об инновационной деятельности в Ставропольском крае».

3. закон Ставропольского края от 27 сентября 1996г. № 36-кз «О поддержке малого предпринимательства в Ставропольском крае» (ред. от 07.12.1998).

4. закон Ставропольского края от 12 февраля 2001 г. № 14-кз «О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков на территории Ставропольского края» (ред. от 15.07.2002).

5. закон Ставропольского края от 6 декабря 2002г. № 61 -кз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае».

6. закон Ставропольского края от 22 июня 2005 г. № 31-кз «О государственной поддержке участников лизинга в Ставропольском крае».

7. Постановление губернатора Ставропольского края от 6 июня 2006 г. № 335 «О краевой целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Ставропольском крае на 2006 — 2008 годы».

8. Постановление губернатора Ставропольского края от 27 января 2004 г. № 24 «О краевой целевой программе «Поддержка выставочно-ярмарочной и презентационной деятельности в Ставропольском крае на 2004 — 2006 годы» (в ред. от 08.04.2005 № 159).

9. Постановление Правительства Ставропольского края от 28 мая 2001 г. № 99-п «Об утверждении порядка субсидирования за счет средств бюджета Ставропольского края организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков» (в ред. от 29.10.2001 № 243-п, от 16.10.2002 № 217-п и от 22.10.2003 № 185-п) .

10. Приказ от 28 марта 2006 г. № 38/од «О ведомственной целевой программе «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2006 - 2008 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.