Научная статья на тему 'Роль научных центров в развитии идей и традиций антропологического (этнографического) религиоведения на русском севере'

Роль научных центров в развитии идей и традиций антропологического (этнографического) религиоведения на русском севере Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнография
Scopus
ВАК
Ключевые слова
НТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ (ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ) РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ / ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / САКРАЛЬНЫЕ ЛАНДШАФТЫ / СЕТЬ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / ПОМОРСКИЕ ЧТЕНИЯ / ANTHROPOLOGICAL (ETHNOGRAPHIC) RELIGIOUS STUDIES / SEMIOTICS OF CULTURE / ETHNIC AND CULTURAL STUDIES / SACRAL LANDSCAPES / NETWORK OF RESEARCH CENTRES / PHENOMENOLOGY OF RELIGION / POMOR READINGS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Теребихин Николай Михайлович, Худяев Андрей Сергеевич

В обзорно-аналитической статье представлен опыт научно-организационной и исследовательской деятельности Центра сравнительного религиоведения и этносемиотики и кафедры культурологии и религиоведения Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (ранее Поморский государственный университет) по развитию идей и традиций российского антропологического религиоведения, заложенных в трудах выдающегося отечественного этнографа Л. Я. Штернберга. В процессе реализации научных программ и проектов были организованы и проведены комплексные полевые и камеральные археолого-этнографические исследования сакральных ландшафтов северных и арктических территорий, которые позволили получить ряд значимых научных результатов, связанных с семиотическим, феноменологическим и сравнительно-этнологическим анализом генезиса, структуры и семантики религиозно-мифологического пространства культуры народов Северной России. Они нашли отражение в кандидатских и докторских диссертациях, монографиях и статьях участников проектной деятельности Центра сравнительного религиоведения и этносемиотики и кафедры культурологии и религиоведения САФУ. Важную роль в становлении и развитии сети региональных научных центров, деятельность которых связана с исследованием актуальных проблем религиоведения, этнокультурологии и гуманитарной географии северных и арктических территорий российской части Баренцева региона, играют ежегодные Поморские чтения по семиотике культуры, активное участие в которых принимали и принимают выдающиеся российские и зарубежные исследователи этнографии народов Северной Евразии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Теребихин Николай Михайлович, Худяев Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Scientific Centers in the Development of Ideas and Traditions of Anthropological (Ethnographic) Religious Studies in the Russian North

The present analytical survey offers an experience of scientific-organizational and research work of the Centre for Comparative Religious Studies and Ethnosemiotics and the Department of Cultural and Religious Studies of Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov (previously known as Pomor State University), connected with developing the ideas and traditions of Russian anthropological religious studies, rooted in the works of the prominent Russian ethnographer L. Y. Shternberg. Within scientific programs and projects, the University organized complex fieldwork and desktop archaeological ethnographic research of sacral landscapes on Northern and Arctic territories, which resulted in tangible results connected with semiotic, phenomenological and comparative ethnological analysis of genesis, the structure and semantics of religious mythological cultural space of the peoples of North Russia. The results of the research undertaken at the Centre for Comparative Religious Studies and Ethnosemiotics and the Department of Cultural and Religious Studies of Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov are presented in doctoral and candidate theses, monographs and scientific papers. Pomor Readings on semiotics of culture play an important role in the genesis and further development of the network of regional research centres involved in religious studies, ethnic and cultural studies, and the humanitarian geography of the Northern Arctic territories in the Russian part of the Barents Region. Pomor Readings welcome prominent Russian and foreign ethnographers who study the peoples of Northern Eurasia.

Текст научной работы на тему «Роль научных центров в развитии идей и традиций антропологического (этнографического) религиоведения на русском севере»

Н. М. Теребихин, А. С. Худяев

РОЛЬ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ В РАЗВИТИИ ИДЕЙ И ТРАДИЦИЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО (ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО) РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ

АННОТАЦИЯ. В обзорно-аналитической статье представлен опыт научно-организационной и исследовательской деятельности Центра сравнительного религиоведения и этносемиотики и кафедры культурологии и религиоведения Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (ранее Поморский государственный университет) по развитию идей и традиций российского антропологического религиоведения, заложенных в трудах выдающегося отечественного этнографа Л. Я. Штернберга. В процессе реализации научных программ и проектов были организованы и проведены комплексные полевые и камеральные археолого-этнографические исследования сакральных ландшафтов северных и арктических территорий, которые позволили получить ряд значимых научных результатов, связанных с семиотическим, феноменологическим и сравнительно-этнологическим анализом генезиса, структуры и семантики религиозно-мифологического пространства культуры народов Северной России. Они нашли отражение в кандидатских и докторских диссертациях, монографиях и статьях участников проектной деятельности Центра сравнительного религиоведения и этносемиотики и кафедры культурологии и религиоведения САФУ Важную роль в становлении и развитии сети региональных научных центров, деятельность которых связана с исследованием актуальных проблем религиоведения, этнокультурологии и гуманитарной географии северных и арктических территорий российской части Баренцева региона, играют ежегодные Поморские чтения по семиотике культуры, активное участие в которых принимали и принимают выдающиеся российские и зарубежные исследователи этнографии народов Северной Евразии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: антропологическое (этнографическое) религиоведение, семиотика культуры, этнокультурология, сакральные ландшафты, Поморские чтения

УДК 908:2-846(470.1/.2)

DOI 10.31250/2618-8600-2018-1-212-221

ТЕРЕБИХИН Николай Михайлович — д.филос.н., профессор, Северный (Арктический) федеральный университет (Россия, Архангельск) E-mail: terebihinn@mail.ru

ХУДЯЕВ Андрей Сергеевич — м.н.с., Северный (Арктический) федеральный университет (Россия, Архангельск) E-mail: a.s.khudiaev@gmail.com

В обзорно-аналитической статье представлен опыт научно-организационной и исследовательской деятельности Центра сравнительного религиоведения и этносемиотики и кафедры культурологии и религиоведения Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (ранее Поморский государственный университет) по развитию идей и традиций российского антропологического религиоведения, заложенных в трудах выдающегося отечественного этнографа Л. Я. Штернберга (Шахнович 2012). Современное развитие архангельской школы антропологии (этнографии) и феноменологии религии началось во второй половине 1980-х гг. в процессе многолетних полевых археолого-этнографических исследований священных мест и святилищ ненецких тундр, саамских сакральных древностей Кольского Заполярья, памятников церковной археологии и иеротопии Поморья, проводимых Архангельской археологической экспедицией Ленинградского отделения Института археологии АН СССР (ныне Институт истории материальной культуры РАН) под руководством известного полярного исследователя, археолога и историка О. В. Овсянникова. Научные результаты многолетних полевых исследований в области сакральных древностей народов Арктики были изложены в докладе О. В. Овсянникова и Н. М. Теребихина на Втором Всемирном археологическом конгрессе в сентябре 1990 г. в Венесуэле (Ovsyannikov, Terebikihin 1994). Важную роль в расширении источниковой базы исследования священного ландшафта Поморья сыграла морская археолого-этнографическая экспедиция на яхте «Борей», проводившаяся под руководством Н. М. Теребихина в течение двух полевых сезонов. Обследование островных и прибрежных территорий Белого моря позволило создать полноценную базу данных для составления свода или корпуса сакрального наследия Беломорья (лабиринты, сейды, каменные выкладки, погребальные комплексы, кресты, часовни, храмы, монастыри).

Значимой вехой в развитии и развертывании идей семиотического подхода в религиоведческих и этнокультурологических исследованиях сакральных ландшафтов народов Европейского Севера России явилось проведение в сентябре 1988 г. Всесоюзной летней школы по семиотике культуры, которая была организована при поддержке Научного Совета по истории мировой культуры АН СССР (секция семиотики культуры) и посвящена тысячелетию Крещения Руси (Семиотика культуры 1988). Соловецкая школа-семинар, в работе которой приняли участие известные отечественные ученые (Б. А. Успенский, Ю. И. Левин, А. А. Гиппиус, М. К. Трофимова и другие), явилась прообразовательным истоком традиции проведения ежегодных Поморских чтений по семиотике культуры в эталонных «живых» сакральных ландшафтах Русского Севера, обладающих наивысшей концентрацией объектов религиозного и этнокультурного наследия (Соловки, Великий Устюг, Архангельск — Малые Корелы — Холмогоры, Кенозерский национальный парк, Онежское

Поморье — Кий-остров, Пинежский природный заповедник). Опыт организации и проведения Чтений в полевых условиях, во «вмещающем» священном ландшафте Поморья высоко оценен российскими и зарубежными участниками «пленэрных» семиотических штудий. Важное значение для становления и развития религиоведческих и этнокультурологических исследований в регионе имело создание в Поморском государственном университете имени М. В. Ломоносова научного Центра сравнительного религиоведения и этносемиотики в 1993 г. и кафедры культурологии и религиоведения в 1997 г. Их научно-исследовательская стратегия была задана монографией Н. М. Теребихина «Сакральная география Русского Севера» (1993), раскрывающей широкую предметно-проблемную панораму антропологического (этнографического) и феноменологического исследования традиционного религиозно-культурного пространства народов Баренцева Евро-Арктического региона. Эта научная программа воплотилась в цикле международных и российских проектов, направленных на кооперацию и интернационализацию исследований в области сакральной географии и этнокультурных ландшафтов Севера и Арктики. Среди них особо следует отметить российско-скандинавские проекты: «Государство, религия и этничность на Севере» (1993-1998), «Экология духа» (1995-2001), в реализации которых приняли участие археологи, историки, антропологи, этнологи, религиоведы университетов Тромсё (Норвегия), Умео (Швеция), Оулу (Финляндия) и северных университетов российской части Баренцева региона (Поморский университет).

В целях развертывания международной информационно-научной сети центров, исследующих религиозно-культурное наследие народов Северной России (русские, коми, саамы, ненцы, карелы, вепсы), Норвежский Баренцев Секретариат инициировал проект «Поддержка сети центров изучения и развития этнокультурных ландшафтов Северной Европы» (2007-2008 гг., научный руководитель — Н. М. Теребихин). Наряду с программами научного сотрудничества этнологов, антропологов, религиоведов стран Баренцева региона для интенсификации исследований в области антропологического религиоведения особое значение имели проекты, выполнявшиеся при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» и федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»: «Сакральная география и этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера России» (2006-2008), «Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика» (2009-2011), «Геоэтнокультурные и геоэтно-философские образы пространства Арктики и Субарктики» (2010-2012). В процессе реализации проектов осуществлен семиотический, феноменологический и сравнительно-этнологический анализ генезиса, структуры и семантики религиозно-мифологического пространства культуры народов

Северной России. Были изучены механизмы, принципы, ритуалы и символы доместикации пространства и моделирования образов традиционных этнокультурных ландшафтов народов Европейского Севера России; разработан геософский подход в исследованиях сакральной географии и этнокультурных ландшафтов Арктической зоны России; проведено исследование иеротопии и религиозно-мифологической символики пространственно-конструктивной организации сакральных центров северных территорий и их ритуальных функций; исследована сакральная семиосфера северного города; разработана концепция семиотики и сакральной географии морской культуры поморов; проведены полевые и камеральные изыскания в области церковной археологии и этнографии Русского Севера; разработана концепция островной православной семиосферы Поморья.

Важную роль в развитии исследований в области церковной археологии и этнографии Поморья играла реализация проекта РФФИ «Комплексное исследование культурной географии и этнокультурных ландшафтов прибрежных территорий Русского Севера» (2014-2016). В нем приняли участие специалисты, представлявшие разные области гуманитарного и естественно-научного знания (археология, история, фольклористика, этнология, география, культурология, религиоведение). Одним из важнейших научных результатов явилось получение новых данных об ископаемых и реликтовых монастырских ландшафтах островных и прибрежных территорий Беломорья. Для их исследования была организована комплексная археоло-го-этнографическая экспедиция САФУ, Соловецкого музея-заповедника и ИА РАН (руководители — М. В. Шульгина, А. Е. Зарайченко) (Шульгина, Зарайченко 2017). В Онежском районе Архангельской области были изучены церковно-археологические древности поморских поселений Пурнема, Кянда, Тамица, Уна, Луда, Турчасово. В Приморском районе исследован руинированный ландшафт Спасо-Преображенского Пертоминского монастыря. Проведено историко-археологическое изучение скитов острова Анзер — жемчужины Соловецкого архипелага (Голгофо-Распятский и Свято-Троицкий скиты). Использование данных письменных источников наряду с артефактами, полученными в процессе раскопочных работ, позволило реконструировать утраченные объекты сакрального ландшафта скитов, осмыслить символические и функциональные аспекты отдельных конструктивных элементов, уточнить их хронологические параметры. В ходе разведочных и раскопочных работ были открыты артефакты, проливающие свет на повседневную жизнь монашеского скитского бытия. Эвристическая ценность полученных новых знаний по церковной и ландшафтной археологии скитов острова Анзер заключается в том, что они позволяют разработать поисковую и прогностическую модели исследования ископаемых и реликтовых сакральных ландшафтов.

Предпринятые исследования помогли получить новые знания о топографии некоторых монастырских поселений Онежского Поморья. В ходе

проведения полевых разведочных работ были уточнены данные о плани-графии монастырских поселений Беломорья, локализации церквей, часовен, крестов, церковных и сельских некрополей, исторических путей, дорог, колодцев, древних волоков и пристаней, оград, границ и других священных и знаковых мест сакрального ландшафта монастырских поселений.

В процессе многолетних полевых историко-этнографических исследований культурного наследия Русского Севера были получены новые знания о семантике сакрального и социокультурного ландшафта Каргополья, Онежского Поморья и Мезени (Матонин 2013). Наряду с изучением социокультурного пространства северной деревни важное место в программе исследования отведено изучению церковной этнографии Русского Севера, в частности «живых» сакральных ландшафтов локальных северных сообществ — часовенных приходов в Кенозерье и Лекшмозерье, сохранивших целостную геопанораму религиозно-культурного наследия (священные деревья и рощи, камни и источники, обет-ные кресты и часовни, храмы, некрополи и т. д.) (Мелютина, Теребихин 2013). Одновременно с полевыми исследованиями церковной этнографии Каргополья и Онежского Поморья осуществлялся комплекс структурно-семиотических и историко-архитектурных исследований антропологии северного города. Проведенный анализ выявил универсальный фонд архаического сакрального наследия в ландшафтно-топографи-ческой семиосфере исторических городов Северной России (Великий Устюг, Архангельск, Холмогоры) (Попова 2015; Мелютина и др. 2016).

Особое место в программе изучения сакрального пространства Севера заняло исследование ритуально-мифологической традиции финно-угорских народов, в частности тех ее механизмов, которые регламентируют процессы доместикации и сакрализации пространства и определяют формы символического поведения (Несанелис 2006). Сравнительно-этнографическое исследование ритуальной традиции коренных народов Северной Евразии позволило сформулировать основные положения концепции сакрального пространства как культурно-географической и семиотической структуры, в качестве субстрата уровня знакового выражения которой (иеротопия сакрального ландшафта) выступает ориентация (Худяев 2014). Ориентация как обособленный тип религиозных явлений абстрагируется из описанных в этнографической литературе фактов пространственной направленности, выступающей, с одной стороны, как непосредственный индекс интенциональности религиозного сознания, с другой — как ритуальный символ, концентрирующий в своем содержании целостную ситуацию отношения (religare — «связь») между человеком и областью священного, сохраняющий эту фундаментальную структуру в семиосфере этнической культуры. Локализация сакрального в пространстве посредством различных вариаций и производных простейшего указательного жеста является важной частью ритуалов

жертвоприношения, погребения, постройки жилища и т. д. Совокупность ориентаций в этнокультурном ландшафте формирует своеобразный «ди-рекционный каркас» священного пространства.

Научные результаты, полученные в процессе исследований в области антропологии (этнографии) и феноменологии религии, сакральной этно-экологии и этнокультурных ландшафтов народов Европейского Севера России, нашли отражение в кандидатских (Сибирцева 2005; Полуэктов 2007; Татаринцев 2010; Мелютина 2011; Крехалева 2015) и докторских (Попова 2010; Матонин 2016) диссертациях, монографиях и статьях участников проектной деятельности Центра сравнительного религиоведения и этносемиотики и кафедры культурологии и религиоведения САФУ.

Важную роль в становлении и развитии сети региональных научных центров, связанных с исследованиями в области традиционной культуры народов Севера и Арктики, играют ежегодные Поморские чтения по семиотике культуры, организуемые САФУ с 2005 г. Научная программа Чтений включала широкий спектр актуальных проблем и предметно-проблемных блоков: православная семиосфера Русского Севера; священная ономастика и лингвокультурология Северной России; сакральная топография и этнокультурный ландшафт народов Европейского Севера; церковная археология островных и прибрежных территорий Беломорья; геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика; священные границы Русской Арктики (сакральная география пограничных монастырей, храмов, часовен, крестов и других знаковых мест); геопоэтика Севера: Северный и Сибирский тексты русской литературы как сверхтексты; антропология движения и феномен колонизации; староверческий космос Поморья; миф и ритуал в традиционной культуре народов Европейского Севера; геопоэтика, геософия и сакральная география Северной России; семиотика и ритуальные функции священных центров коренных народов Севера; философия и метафизика Севера; семиотика морской культуры Поморья и т. д.

В процессе организации и проведения Поморских чтений сложилась достаточно устойчивая партнерская сеть российских и зарубежных академических и университетских научных центров и организаций, связанных с изучением, сохранением и творческим освоением традиционного религиозного и этнокультурного наследия народов Северной Евразии. Ядро этой сети составляют Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург), Институт истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург), Институт озероведения РАН (Санкт-Петербург), Коми центр УрО РАН (Сыктывкар), Институт истории и археологии УрО РАН (Екатеринбург), Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН (Ижевск), Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (Петрозаводск), Институт философии и права СО РАН (Новосибирск), Московский государственный

университет им. М. В. Ломоносова (Москва), Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург), Арктический институт культуры и искусств (Якутск), Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых (Владимир), Вологодский государственный университет (Вологда), Мурманский Арктический государственный университет (Мурманск), Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск), Сыктывкарский государственный университет им. П. А. Сорокина (Сыктывкар), Кенозерский национальный парк, Пинежский заповедник (Архангельская обл.), Онежский историко-мемо-риальный музей (Онега), Соловецкий государственный историко-архитек-турный и природный музей-заповедник (Соловки), Музей народных промыслов и ремесел Приморья (пос. Уемский Архангельской обл.), Музей художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова (Архангельск), а также университеты Норвегии (Тромсё, Тронхейм), Швеции (Умео, Лулео), Финляндии (Хельсинки, Рованиеми).

В работе Поморских чтений принимали и принимают активное участие известные отечественные и зарубежные этнологи, археологи, религиоведы, антропологи, философы, филологи, представители других областей гуманитарного и естественнонаучного знания: А. В. Головнёв, А. К. Байбурин, В. И. Хартанович, О. И. Конькова, В. Я. Шумкин, Вл. А. Семёнов, М. Е. Килуновская, Ю. В. Попков, Д. Н. Замятин, Д. В. Севастьянов, А. А. Григорьев, А. А. Соколова, И. Л. Жеребцов, В. А. Семёнов, В. Э. Шарапов, П. Ф. Лимеров, Д. А. Несанелис, А. Е. Загребин, Н. И. Шутова, И. И. Муллонен, А. П. Конкка, К. К. Логинов, Ю. В. Линник, Е. Ю. Терещенко, А. В. Камкин, И. В. Спасенкова, Е. И. Аринин, М. Ясински, С. Бергман, В. Сурво, А. Сурво, Ш. Дудек и другие.

Публикуемые по итогам Поморских чтений сборники статей представляют собой серийное издание материалов и исследований, раскрывающих в своей совокупности целостную этнографическую геопанораму культур, народов и религий Северной России.

* Статья написана при финансовой поддержке РФФИ и правительства Архангельской области, проект № 18-411-290004 р_а «Семиотика и аксиология традиционной культуры как ценностная матрица современного геокультурного пространства Европейского Севера России».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Крехалева Е. А. Звуковой ландшафт Русского Севера: историко-культурные смыслы и музыкальная рефлексия: дис. ... канд. культурологии. Киров, 2015.

Матонин В. Н. «Наше море — наше поле». Социокультурное пространство северной деревни: генезис, структура, семантика. Архангельск, 2013.

Матонин В. Н. Социокультурное пространство северной деревни: структура, семантика, генезис: дис. ... д-ра культурологии. СПб, 2016.

Мелютина М. Н. Священный хронотоп культурного ландшафта Русского Севера: по материалам Кенозерского национального парка: дис. ... канд. философ. наук. Тула, 2011.

МелютинаМ. Н., Попова Л. Д., Теребихин Н. М. Сакральная география и иеротопия Русского Севера. Архангельск, 2016.

Мелютина М. Н., Теребихин Н. М. Сакральный ландшафт Кенозерья. Архангельск, 2013.

Несанелис Д. А. Символические формы поведения в традиционной культуре народов Севера. Архангельск, 2006.

Полуэктов А. А. Человек, природа и общество в этнофилософии коренных народов Крайнего Севера: дис. ... канд философ. наук. Архангельск, 2007.

Попова Л. Д. Сакральные основания культуры русского города: дис. ... д-ра культурологии. СПб., 2010.

Попова Л. Д. Сакральная семиосфера северного города. Архангельск, 2015.

Сибирцева Ю. А. Религиозный фактор в трансформационном пространстве современного российского общества: дис. ... канд. философ. наук. Архангельск, 2005.

Семиотика культуры: тез. докл. Всесоюз. школы-семинара по семиотике культуры. Соловки. Архангельск, 1988.

Татаринцев В. О. Экологическая парадигма традиционной культуры: дис. ... канд. философ. наук. Белгород, 2010.

Теребихин Н. М. Сакральная география Русского Севера: религиозно-мифологическое пространство севернорусской культуры. Архангельск, 1993.

Худяев А. С. К разработке концепции ориентационной структуры священного пространства // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 6. С. 71-77.

Шахнович М. М. Л. Я. Штернберг и наука о религии // Лев Штернберг — гражданин, ученый, педагог. СПб.: МАЭ РАН , 2012. С. 190-200.

Шульгина М. В., Зарайченко А. Е. Археологические исследования экспедиции САФУ (ПГУ) на территории Соловецкого монастыря: итоги десятилетия (2006-2015 годы) // Изучение и сохранение историко-культурного наследия Русского Севера. Архангельск, 2017. С. 298-306.

Ovsyannikov O. V., Terebikihin N. M. Sacred Space in the Culture of the Arctic Regions // Sacred Sites, Sacred Places. London; New York, 1994. P. 44-81.

THE ROLE OF SCIENTIFIC CENTERS IN THE DEVELOPMENT OF IDEAS AND TRADITIONS OF ANTHROPOLOGICAL (ETHNOGRAPHIC) RELIGIOUS STUDIES IN THE RUSSIAN NORTH

ABSTRACT. The present analytical survey offers an experience of scientific-organizational and research work of the Centre for Comparative Religious Studies and Ethnosemiotics and the Department of Cultural and Religious Studies of Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov (previously known as Pomor State University), connected with developing the ideas and traditions of Russian anthropological religious studies, rooted in the works of the prominent Russian ethnographer L. Y Shternberg. Within scientific programs and projects, the

University organized complex fieldwork and desktop archaeological ethnographic research of sacral landscapes on Northern and Arctic territories, which resulted in tangible results connected with semiotic, phenomenological and comparative ethnological analysis of genesis, the structure and semantics of religious mythological cultural space of the peoples of North Russia. The results of the research undertaken at the Centre for Comparative Religious Studies and Ethnosemiotics and the Department of Cultural and Religious Studies of Northern (Arctic) Federal University named after M. V Lomonosov are presented in doctoral and candidate theses, monographs and scientific papers. Pomor Readings on semiotics of culture play an important role in the genesis and further development of the network of regional research centres involved in religious studies, ethnic and cultural studies, and the humanitarian geography of the Northern Arctic territories in the Russian part of the Barents Region. Pomor Readings welcome prominent Russian and foreign ethnographers who study the peoples of Northern Eurasia.

KEYWORDS: anthropological (ethnographic) religious studies, semiotics of culture, ethnic and cultural studies, sacral landscapes, network of research centres, phenomenology of religion, Pomor Readings

Nikolay M. TEREBIKHIN — Doctor of Philosophy, Northern (Arctic) Federal University (Russia, Arkhangelsk) E-mail: terebihinn@mail.ru

Andrey S. KHUDYAEV — Northern (Arctic) Federal University (Russia, Arkhangelsk) E-mail: a.s.khudiaev@gmail.com

REFERENCES

Khudyaev A. S. [Towards a Conceptualization of Sacred Space Orientational Structure]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsialnye nauki [Vestnik of Pomor University. Ser.: Humanitarian and Social Sciences], 2014, no. 6, pp. 71-77. (in Russ.).

Krekhaleva Ye. A. Zvukovoy landshaft Russkogo Severa: istoriko-kulturnye smysly i muzykalnaya refleksiya: kand. diss. [Sound Landscape of the Russian North: Historical and Cultural Senses and Musical Reflection: Diss. Cand.]. Kirov, 2015, 184 p. (in Russ.).

Matonin V. N. «Nashe more — nashe pole». Sotsiokulturnoe prostranstvo severnoy derevni: genezis, struktura, semantika ["Our Sea is Our Field". Sociocultural Space of the Northern Village: Genesis, Structure, Semantics]. Arkhangelsk: NarFU Publ., 2013, 333 p. (in Russ.).

Matonin V. N. Sotsiokulturnoe prostranstvo severnoy derevni: struktura, semantika, genezis: doct. diss. [Sociocultural Space of the Northern Village: Genesis, Structure, Semantics: Diss. Doct.]. St. Petersburg, 2016, 319 p. (in Russ.).

Melyutina M. N. Svyashchennyy khronotop kulturnogo landshafta Russkogo Severa: po materialam Kenozerskogo natsionalnogo parka: kand. diss. [The Sacred Chronotope of the Cultural Landscape of the Russian North: Based on the Materials of the Kenozersky National Park: Diss. Cand.]. Tula, 2011, 199 p. (in Russ.).

Melyutina M. N., Popova L. D., Terebikhin N. M. Sakralnaya geografiya i ierotopiya RusskogoSevera [Sacral Geography and Hierotopy of the Russian North]. Arkhangelsk: SOLTI Publ., 2016, 230 p. (in Russ.).

Melyutina M. N., Terebikhin N. M. Sakralnyy landshaft Kenozerya [Sacred Landscape of Kenozerye]. Arkhangelsk: SOLTI Publ., 2013, 202 p. (in Russ.).

Nesanelis D. A. Simvolicheskie formy povedeniya v traditsionnoy kulture narodov Severa [Symbolic Forms of Behavior in the Traditional Culture of the Peoples of the North]. Arkhangelsk: Pomor State Univ. Publ., 2006, 153 p. (in Russ.).

Ovsyannikov O. V., Terebikihin N. M. Sacred Space in the Culture of the Arctic Regions. Sacred Sites, Sacred Places. London; New York: Routledge, 1994, pp. 44-81. (in English.).

Poluektov A. A. Chelovek, priroda i obshchestvo v etnofilosofii korennykh narodov Kraynego Severa: kand. diss. [Man, Nature and Society in the Ethnophilosophy of the Indigenous Peoples of the Far North: Diss. Cand.]. Arkhangelsk, 2007, 159 p. (in Russ.).

Popova L. D. Sakralnaya semiosfera severnogo goroda [Sacral Semiosphere of the Northern City]. Arkhangelsk: SOLTI Publ., 2015, 287 p. (in Russ.).

Popova L. D. Sakralnye osnovaniyakultury russkogogoroda: doct. diss. [Sacred Foundations of Russian Culture: Diss. Doct.]. St. Petersburg, 2010, 364 p. (in Russ.).

Semiotika kultury [Semiotics of Culture]. Arkhangelsk: Solombalskaya tipografiya, 1988, 120 p. (in Russ.).

Shakhnovich M. M. [L. Ya. Sternberg and the Science of Religion]. Lev Shternberg — grazhdanin, uchenyy, pedagog [Lev Sternberg is a Citizen, Scientist, Teacher]. St. Petersburg: Museum of Anthropology and Ethnography of the RAS Publ., 2012, pp. 190-200. (in Russ.).

Shulgina M. V., Zaraychenko A. Ye. [Archaeological Research of the NarFU (PGU) Expedition on the Territory of the Solovetsky Monastery: Results of the Decade (2006-2015)]. Izuchenie i sokhranenie istoriko-kulturnogo naslediya Russkogo Severa [The Study and Preservation of the Historical and Cultural Heritage of the Russian North]. Arkhangelsk: KIRA Publ., 2017, pp. 298-306. (in Russ.).

Sibirtseva Yu. A. Religioznyy faktor v transformatsionnom prostranstve sovremennogo ros-siyskogo obshchestva: kand. diss. [The Religious Factor in the Transformational Space of modern Russian Society: Diss. Cand.]. Arkhangelsk, 2005, 160 p. (in Russ.).

Tatarintsev V. O. Ekologicheskayaparadigma traditsionnoy kultury: kand. diss. [Ecological Paradigm of Traditional Culture: Diss. Cand.]. Belgorod, 2010, 162 p. (in Russ.).

Terebikhin N. M. Sakralnaya geografiya Russkogo Severa: religiozno-mifologicheskoe prostranstvo severnorusskoy kultury [Sacral Geography of the Russian North: the Religious and Mythological Space of Northern Russian Culture]. Arkhangelsk: Pomor International Pedagogical Univ. Publ., 1993, 220 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.