Научная статья на тему 'Роль научных сотрудников-северян в возрождении традиционного декоративного искусства'

Роль научных сотрудников-северян в возрождении традиционного декоративного искусства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лукина Н. В.

В последнее десятилетие ХХ в. национальная интеллигенция народов Севера начала активную борьбу за сохранение и возрождение древних этнических традиций. Важную роль в этом сыграли сотрудники научных учреждений, изучавшие традиционное декоративное искусство и современные тенденции его развития. Они активно участвовали также в практической деятельности, связанной с развитием народных промысловI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the last decade of the XXth Century the national intelligentsia of Northern people began an active struggle for maintenance and revival of ancient ethnic traditions. The employees of scientific institutions, studying the traditional decorative art and the modern tendencies of its development played an important role in this struggle. They also took an active part in practical activity, connected with the development of folk crafts

Текст научной работы на тему «Роль научных сотрудников-северян в возрождении традиционного декоративного искусства»

Н.В. Лукина. Роль научных сотрудников-северян в возрождении традиционного...

ЭТНОЛОГИЯ

Н.В. Лукина

РОЛЬ НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ-СЕВЕРЯН В ВОЗРОЖДЕНИИ ТРАДИЦИОННОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА1

Томский государственный педагогический университет

В статье речь идет о научных сотрудниках -представителях коренных малочисленных народов Севера - хантов, манси, селькупов, ненцев. Эти народы проживают в Ханты-Мансийском и ЯмалоНенецком автономных округах Тюменской области и в Томской области. Вследствие интенсивного промышленного освоения Западной Сибири коренные народы Севера к настоящему времени в значительной мере утратили возможность воспроизводства своего традиционного образа жизни, в том числе и декоративно-прикладного искусства. Эта сфера традиционной культуры указанных народов издавна привлекала внимание зарубежных и отечественных ученых, в опубликованных ими трудах содержалось весьма значительное количество образцов народного изобразительного искусства и узоров [1; 2; 3; 4; 5; 6].

В последнее десятилетие ХХ в. национальная интеллигенция начала активную борьбу за сохранение и возрождение древних этнических традиций. Эта деятельность осуществляется главным образом через ассоциации «Спасение Югры», «Ямал - потомкам!», «Колта-куп», «Ась-Ях» и через научные учреждения, созданные 1990-1991 гг. в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Имеются в виду Научно-исследовательский институт угроведения (г. Ханты-Мансийск)2 и Научный центр гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера (г. Салехард)3.

Сотрудники указанных учреждений - почти исключительно представители коренных малочисленных народов Севера, при этом многие из них одновременно выступают как активные деятели названных выше ассоциаций. Важно, что большинство научных сотрудников-северян являются носителями языка и культуры своего народа. С самого начала они занимались не только научными иссле-

дованиями, но и вели активную общественную работу, направленную на сохранение и развитие традиционной культуры, на повышение престижа достижений своих предков.

Поскольку нас интересуют вопросы декоративного искусства, следует отметить и то обстоятельство, что до включения в научную деятельность некоторые северяне работали в Окружных домах культуры народов Севера. По роду той своей работы они занимались собиранием предметов традиционного искусства, организацией семинаров для народных мастеров и т.п. Перейдя в категорию научных сотрудников, они стали вести исследования в хорошо известной им сфере этнической культуры - декоративного искусства, а точнее, орнамента.

Яркими примерами этого являются Т.А. Молда-нова и А. М. Сязи. Первая из них начала работать над кандидатской диссертацией будучи еще сотрудником Окружного дома культуры, а защитила диссертацию в качестве сотрудника НИИ угроведения (1993 г.). Вторая до начала научной деятельности сама была известным народным мастером, членом Союза художников СССР, а на новом поприще также защитила кандидатскую диссертацию (1995 г.).

Обе они на основе диссертаций подготовили и опубликовали монографии [7; 8], которые содержат важнейшую информацию о декорированных изделиях, материале и технике орнаментации, символике узоров и т.д. Кроме того, авторы выявляют локальные особенности народного творчества у разных групп хантов. Ценнейшим источником по данной теме является уникальное двухтомное издание альбома «Узоры северного сияния» [9; 10]. Все это позволяет использовать исследования Т.А. Молда-новой и А.М. Сязи в сугубо практических целях, в качестве пособия для возрождения орнаменталь-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Коренные малочисленные народы севера земли томской: судьбы традиций и языка», проект № 05-01-64102а/Т.

2 В 2005 г. преобразован в Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок.

3 В 2005 г. преобразован в отдел Ямальского филиала Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук.

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 1 (52). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ИСТОРИЯ)

ных традиций там, где они оказались утраченными.

Оба автора рассматривают не только традиции, но и современные тенденции в развитии декоративного искусства, прогнозируют будущие его направления. Например, А.М. Сязи отмечает у хантов такую инновацию, как нанесение орнамента на берестяные изделия мужчинами (народный мастер Г.Е. Хартаганов), тогда как традиционно этим занимались только женщины. Это может послужить примером для других мужчин.

Научные сотрудники-северяне вели и ведут и конкретную практическую работу, связанную с развитием народных промыслов. Т.А. Молданова, будучи заместителем директора НИИ угроведения, активно участвовала в организации семинаров народных мастеров и дней национальной культуры в Ханты-Мансийском автономном округе. Во время этих мероприятий пожилые люди обучали молодежь традиционным видам декоративного искусства, например, изготовлению национальных кукол и игольниц. Возрождение обрядов, например Медвежьего праздника, потребовало изготовления связанной с ними культовой атрибутики и одежды, имеющей декоративные элементы. В этом также принимают участие научные сотрудники. Например, в декабре 2002 г. был проведен Медвежий праздник в пос. Казым, запланированный специально с научными целями. Его описание и видеоряд необходимы для подготовки важного издания, посвященного хантыйскому фольклору. По сообщению Т.А. Молдановой, она занималась пошивом культовой одежды для этого мероприятия.

В Ямало-Ненецком автономном округе благодаря научным сотрудникам-северянам в 1990 гг. возникла такая форма возрождения народного декоративного искусства, как смотры-конкурсы национальной одежды. Инициатором и одним из организаторов этих смотров является А.М. Сязи - директор Научного центра гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера. Они проводятся как самостоятельные мероприятия либо включаются в фольклорные фестивали, дни оленевода и т.п. Список изделий народных мастеров, участвующих в смотрах-конкурсах, постоянно расширяется. Например, в них включаются участники оленьих гонок, которые выставляют на конкурс прекрасные образцы нарт, украшенных покрывалами с декоративной отделкой.

Элементы одежды и другие изделия мастеров из числа коренных народов Севера широко используются в фольклорных ансамблях. Научные сотруд-

ники способствуют тому, чтобы сценические костюмы более адекватно отражали традиционные декоративные изделия народов Севера. Например, благодаря консультации Г.П. Харючи - заведующей отделом Научного центра гуманитарных исследований народов Севера, зрители увидели на сцене исконно ненецкую шубу, сшитую по древним традициям, почти забытым в народе. Ею подготовлена и издана монография [11], где специально рассматривается вопрос о роли национальной интеллигенции в сохранении этнической культуры.

Еще одной формой участия научных сотрудников в возрождении традиционного декоративного искусства народов Севера является подготовка научно-методических пособий для дошкольных учреждений, школ, средних специальных и высших учебных заведений. Такие пособия создаются на основе названных выше научных монографий. В этом направлении работает Р. Г. Решетникова, она подготовила методическое пособие «Декоративноприкладное искусство обско-угорских народов». Работая в качестве ученого секретаря НИИ угрове-дения, она завершила кандидатскую диссертацию на тему «Эстетическое воспитание дошкольников средствами орнаментального искусства обско-угорских народов» (2001).

С открытием в Ханты-Мансийске Югорского университета (2003 г.) представители научной интеллигенции народов Севера включились в работу со студентами по многим специальностям, включая и народное изобразительное искусство.

В Томской области не существует научных центров, подобных тем, что были созданы в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Здесь задачи возрождения этнических традиций селькупов и хантов ставят перед собой две ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Колта-куп» («Обской человек») и «Ась-Ях» («Обской Народ»). Для фольклорных коллективов, созданных ассоциацией «Колта-куп», собственными силами изготовлены национальные костюмы с элементами орнаментации. В обеих ассоциациях работают кружки по возрождению народного искусства, устраиваются выставки. Характерно, что руководители названных ассоциаций, представители народов Севера И.Ф. Шафранник, К.Я. Демко и преподавательница кружка декоративно-прикладного искусства О.И. Дергачева занимаются научной работой, являются соискателями кандидатских диссертаций. Таким образом, процессы возрождения народных традиций и вхождения северян в науку тесно связаны между собой.

З. Надь. Об одном шаманском бубне васюганских хантов

Литература

1. Sirelius U.T. Ornamente auf Birkenrinde und Fell bei den Ostjaken und Wogulen. Helsingfors, 1904.

2. Semayer W. Wogulisch-ostjakische ornamentierte Rindergefässe // Anzeiger der Ethnographischen Abteilung des Ungarischen Nationalmuseum. 1908. Jahrgang IV. Hf. 1.

3. Vahter T. Ornamentik der Ob-Ugrier. Helsinki, 1953.

4. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX - начала XX вв.). М.; Л., 1954.

5. [Лукина Н.В.]. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа). Составитель и автор вводной статьи Н.В. Лукина. Томск, 1979.

6. [Рындина О.М]. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Том. 3 / Рындина О.М. Орнамент. Томск, 1995.

7. Т.А. Молданова. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. Томск, 1999.

8. А.М. Сязи. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. Томск, 2000.

9. [Сязи А.М.]. Узоры северного сияния. Том 1. Финно-угорские народы. Салехард; СПб, 2003.

10. [Сязи А.М.]. Узоры северного сияния. Том 2. Самодийские народы. Салехард; СПб, 2005.

11. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Томск, 2001.

З. Надь

ОБ ОДНОМ ШАМАНСКОМ БУБНЕ ВАСЮГАНСКИХ ХАНТОВ1

Печский университет, Венгрия

В 1992 г. в Томске на выставке краеведческого музея я увидел бубен шамана. Были выставлены и некоторые части костюма шамана. Этот бубен и его историю я не могу не толковать символически. Бубен, кожа которого была порвана, по какой-то причине произвел на меня особое впечатление, хотя в то время я еще не знал о том, что даритель бубна Петр Милимов будет моим хозяином в течение моей полуторагодовалой полевой работы и одним из моих самых любимых хантыйских знакомых. Данный бубен является символом этнологической полевой работы. С одной стороны, потому что можно показать, как отдельный предмет приобретает свой научный и эмоциональный контекст; с другой стороны, история бубна указывает на то, как и в какой мере исследователь и любой его поступок влияют на «изучаемое». По-моему, этот саморефлек-сивный, контекстуальный избыток является тем, что этнологическая полевая работа может дать выставленному в музее предмету.

В настоящей работе описывается история данного шаманского бубна и все те интерпретационные возможности, которые возникли в связи с этим бубном в научной литературе, в самих хантах да и во мне. Эта история будет неизбежно мозаичной, но, может быть, эта мозаика приблизит нас к тому, чтобы мы увидели данное явление во всем его богатстве, в логике, оказывающейся случайной, в свя-

зях, при которых бубен шамана связывается с духовной системой хантов, с самопониманием и стереотипами об эвенках, хантах и россиянах.

В июне 1969 г. томские этнографы В.М. Кулем-зин и Н.В. Лукина совместно со студентами Томского университета Н.И. Манжос и П.Е. Потрепаловой ездили в этнографическую экспедицию на р. Васю-ган и заодно собирались купить предметы для краеведческого музея. Среди прочих населенных пунктов они посетили селение Озерное. В этом селении они напали на след принадлежностей шамана Афанасия, которые они хотели купить. В последующих публикациях владельца бубна называют то отцом дарителя [1], то дедушкой [2], в одном случае шамана назвали Сидором [3]. Однако Сидор (на самом деле, он внук Афанасия) никогда не был шаманом, а только весьма талантливым сказителем. Милимо-вы до сих пор точно знают, что бубен принадлежал Афанасию, и музею он был подарен его внуком (а не сыном) Петром2. Афанасий был последним шаманом особенно подвергающегося аккультурации ва-сюганского края. От него мог бы перенять роль шамана Петр, но он в последний момент испугался и не заглянул в рукав рубашки умирающего дедушки - процедура, которая является одним из возможных способов наследования силы шамана.

Принадлежности шамана были во владении внука шамана - Петра Милимова. Так как он был хозя-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Коренные малочисленные народы севера земли томской: судьбы традиций и языка» № 05-01-64102а/Т.

2 Генеалогическая связь между названными людьми: Афанасий Милимов > Михаил > Петр > Сидор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.