Научная статья на тему 'Роль научной деятельности в профессиональной подготовке специалиста'

Роль научной деятельности в профессиональной подготовке специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4281
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ НАУЧНЫХ РАБОТ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФОРМА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ / ИННОВАЦИОННЫЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРУМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синиченко Зинаида Ивановна

В статье рассмотрены основные функции, способы организации, субъективные и объективные факторы научно-исследовательской деятельности студентов. Определены и детально изложены базовые формы научно-исследовательской деятельности студентов. Исследована система научных кружков, «круглых столов», дискуссионных клубов, а также дано понятие информационно-коммуникативной грамотности как главенствующей стратегии в поиске и решении научных задач студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль научной деятельности в профессиональной подготовке специалиста»

З.И. СИНИЧЕНКО

РОЛЬ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

В статье рассмотрены основные функции, способы организации, субъективные и объективные факторы научно-исследовательской деятельности студентов. Определены и детально изложены базовые формы научно-исследовательской деятельности студентов. Исследована система науч-

ных кружков, «круглых столов», дискуссионных клубов, а также дано понятие информационнокоммуникативной грамотности как главенствующей стратегии в поиске и решении научных задач студентами.

Научно-исследовательская деятельность, уровни научных работ, проектная технология, форма, информационно-коммуникативная грамотность, результат, инновационные и компьютерные технологии, форум.

Научно-исследовательская деятельность студентов - многогранный и сложный процесс формирования культуры мышления обучаемых, формирующий у них творческий, исследовательский стиль деятельности, открывающий широкие горизонты для индивидуальной работы преподавателей и обучаемых, активизирующий их общение, передачу опыта и в конечном итоге формирующий их исследовательскую культуру.

Осуществляемая студентами научная работа предполагает наличие умений видеть проблему, переформулировать ее на своем языке, предвидеть возможный результат, ставить вопросы.

Свое внешнее выражение содержание научноисследовательской работы студентов находит во всех организационных формах аудиторной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий.

Как всякая форма учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательская работа студентов выполняет несколько функций:

- образовательную (систематизация и закрепление знаний);

- развивающую (развитие познавательных сил личности - внимания, памяти, мышления, речи);

- воспитательную (выработка навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, честность, трудолюбие, требовательность к себе).

Научно-исследовательская работа включает творческие процессы в деятельности студента. В табл. 1 приведены уровни научных работ.

Педагогическая ценность научно-исследовательской работы студентов зависит от того, каким образом она организована.

Форма организации - это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия преподавателя и студента, студентов между собой. Формы организации научной работы имеют важное воспитательное значение. Положительные результаты достигаются тогда, когда преподаватель знает возможности каждой формы и педагогические условия ее реализации.

Организацию научно-исследовательской работы студентов следует рассматривать в рамках всей системы управления качеством обучения студентов. Изменения в организации учебного процесса при реализации образовательных программ высшего профессионального образования предполагают достижение главной цели - повышение качества подготовки специалистов.

Эффект от научной работы можно получить только тогда, когда научная работа организуется и реализуется в учебном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов по основной образовательной программе соответствующего направления подготовки или специальности.

Для успешного осуществления научно-исследовательской работы студентов необходимы:

- комплекс ный подход к планированию и организации научной работы студентов;

- сочетание всех видов научной работы студентов;

- обеспечение контроля за качеством выполнения научной работы студентов.

Условия организации научно-исследовательской работы студентов определяются объективными и субъективными факторами, представленными в табл. 2.

Таблица 1

Уровни Характеристика

Частично поисковые работы Исследовательские работы предполагают самостоятельный поиск студентом недостающих знаний. Поисковые задания связаны с развитием творческих способностей студентов. Самостоятельное решение отдельных частей проблемы, требующее при выполнении умений и навыков творческого труда, например, сравнение двух и более точек зрения, составление тезисов доклада или сообщения

Ис с ледовательс кие, творческие работы Рефераты, доклады, научные сообщения, эссе, глоссарии, описание идеи, подготовка презентаций по индивидуальным или групповым проектам, курсовые и дипломные работы

Таблица 2

Субъективные факторы Объективные факторы

- осознание преподавателем значимости научной работы студентов для формирования квалифицированного специалиста; - уровень общей подготовки и развития студента, осознание им целей и задач научной работы; - уровень педагогического мастерства преподавателя, владение им приемами организации научной работы студентов; - владение студентами приемами научной работы. Побуждающими к научной работе являются следующие приемы: - постановка познавательной проблемы; - поощрение за неординарные мысли, высказанные с опорой на прочитанную литературу; - постановка конкретных научных проблем, соотнесенных с будущей специальностью студентов; - решение проблемных ситуаций; - включение моментов соревновательности или оригинальности - наличие необходимого количества рабочих мест для выполнения научной работы студентами в течение рабочего дня; - высокий уровень оснащенности учебных аудиторий, лабораторий необходимым оборудованием и техническими средствами обучения: компьютерами, аудио- и видеотехникой, системами и средствами телекоммуникации, средствами Интернета, мультимедиатехнологий; - наличие библиотеки, оснащенной современными техническими средствами поиска и копирования литературы, с книжным фондом, достаточным для максимальной индивидуализации научной работы студентов

Использование этих приемов поможет студенту проявить себя, актуализировать имеющиеся мотивы, например, мотив самовыражения, в процессе реализации которых появятся ведущие познавательные профессиональные мотивы.

В зависимости от содержания, порядка осуществления могут быть выделены три формы научно-ихледо-вательской деятельности студентов.

1. Научно-исследовательская деятельность студентов, встроенная в учебный процесс. Основной задачей осуществления студентами научно-ис-следовательской деятельности, встроенной в учебный процесс, является последовательная активизация процесса их обучения по принципу «чем выше ступень обучения, тем больше научной работы».

Такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке. В процессе аудиторных и самостоятельных занятий по дисциплинам студенты усваивают аналитические, постановочные, поис-ковые и синтезирующие элементы научной работы. К данному виду научно-исследовательской деятельное -ти студентов относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством преподавателей (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ, переводы статей и т.п.), подготовка отчетов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ.

Результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.

2. Научно-исследовательская деятельность студентов, дополняющая учебный процесс. Основной задачей научно-исследовательской деятельности студентов, дополняющей учебный процесс, является выход за рамки учебных программ и планов, индивидуализация процесса обучения.

Данный вид научно-исследовательской деятельности студентов предполагает их самостоятельную

работу вне рамок непосредственно программы обучения, включает выполнение индивидуальных научных исследований, участие в работе научных кружков и групп, в олимпиадах, конкурсах, студенческих научных конференциях и семинарах, публикациях результатов .

Эффективность научно-исследовательской деятельности студентов, дополняющей учебный процесс, во многом зависит от действенности механизма планирования, организации и контроля за ее осуществлением со стороны преподавателей, от стимулирования участия в ней студентов.

3. Научно-исследовательская деятельность студентов, параллельная учебному процессу. Основной задачей участия студентов в научно-исследовательских работах, выполняемых параллельно учебному процессу, является их научная профили-зация. Главная форма этого вида научно-исследовательской деятельности студентов - участие в бюджетных и хоздоговорных научных исследованиях, включенных в планы научно-исследовательской работы вуза. Этот вид научно-исследовательской деятельности позволяет студентам освоить методы и специфику научно-исследовательской работы, приобрести навыки работы в научных коллективах.

Одним из видов научной работы студентов является проектная технология. Ее перспективность объясняется тем, что проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления учащихся. Метод проектов направлен на результат, который можно получить при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно

мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Роль преподавателя в проектной технологии можно выделить особо.

Проектная технология, по существу, реализует новый стиль обучения - обучение во взаимодействии. Преподаватель решает наиболее трудную задачу проектной технологии - создание и поддержание уровня мотивации, потребность и интерес к проектной деятельности, «наведение мостов» между учебной ситуацией и реальным ее воплощением.

Работу над проектом можно представить в виде следующих этапов:

- поиск и определение темы (проблемы проекта, постановка цели, задач, определение конечного продукта);

- определение способов сбора и средств получения информации (составляются диаграммы, таблицы, анкеты);

- систематизация и анализ полученных данных;

- оценка результата проекта, подготовка мотивированных заключений, оформление результатов, их презентация.

Проектная технология носит коммуникативный характер и максимально ориентирована на будущую профессиональную деятельность студентов, что является целью обучения в высшем учебном заведении.

Написание эссе, докладов и рефератов является наиболее распространенной формой научно-исследовательской работы. Подготовку и написание творческого эссе можно назвать одной из форм активизации самостоятельной деятельности студентов. Эссе представляет собой письменную работу объемом 4-6 страниц печатного текста, цель которой - проанализировать актуальную проблему, выявить причины, последствия или воздействия на экономику страны.

Для написания эссе студентам предлагается список дискуссионных тем по основным проблемам курса. К каждой теме прилагается список необходимой литературы, в том числе и журнальных статей. Из предложенного списка студент может выбрать тему или самостоятельно ее сформулировать, исходя из своих интересов и запросов.

Как и любая исследовательская работа, эссе должно иметь четкую логику и структуру, т.е. в нем должны быть выделены:

- вводная часть, содержащая постановку проблемы, формулирование какого-либо тезиса относительно рассматриваемой проблемы;

- основная часть - обоснование сформулированного тезиса;

- заключительная часть - выводы на основе анализа. В тексте работы обязательно должны быть ссылки

на использованную литературу.

Использование творческих эссе в учебном процессе способствует более глубокому осмыслению учебного материала, формированию у будущих специалистов умения применять теоретические знания к анализу актуальных проблем, оказывает благо прият-

ное воздействие на развитие исследовательских способностей студентов и формирование у них навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.

Доклад - прекрасный способ поощрить инициативу студента узнать что-то новое. Если студента интересует актуальный в изучаемой теме вопрос, о котором не было речи на лекциях и семинарах, то он может подготовить доклад и выступить. Подготовка доклада осуществляется самостоятельно, но его защита должна носить публичный характер, причем наиболее важно на публичное обсуждение выносить лучшие доклады. Чем тщательнее преподаватель готовит тематику предлагаемых студентам докладов, контролирует и анализирует сделанное, тем более интересными и даже уникальными будут успехи самостоятельного творчества студентов.

Организация проведения докладов студентов с ис -пользованием мультимедийной техники имеет важ-ное значение, так как:

• способствует активизации процесса обучения через усиление акцента на активное восприятие док -лада с учетом его оформления и наглядности;

• повышает навыки и интерес к исследовательской работе;

• приучает студентов к различным возможностям использования компьютера;

• служит основой для текущей аттес тации студента. При использовании такой формы научной работы,

преподаватель определяет структуру доклада, рекомендует литературу, дает отдельные рекомендации по подходу к отражению материала на слайдах, предусмотрев различные варианты решения, уточняет получившийся результат. При подготовке доклада студент усваивает большее количество материала, чем при обычном ответе, а процесс обучения становится интересным и эффективным.

Важное место отводится подготовке презентации с аудиовизуальным сопровождением, что развивает не только речевые навыки, но и умения логически выстраивать речь, правильно выбирать стратегию и тактику общения с аудиторией.

Для активизации научно-исследовательской работы студентов используется система научных кружков, «круглых столов», дискуссионных клубов. Преимуществом этих форм работы может быть их меж-факультетский характер. Лучшие работы могут быть выдвинуты на внутри- и межвузовские конкурсы, конференции, олимпиады, а также рекомендованы к публикации в профессиональных журналах.

Результативность такого вида научной работы, как система научных кружков, обусловлена рядом факторов. Во-первых, общая направленность работы выделяется опытным преподавателем с учетом потребностей не только образовательных программ, но и профессиональной подготовки студентов. Разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов осуществляются ими по заданиям, но без непосредственного участия преподавателя. Во-вторых, работа в научном кружке стимулирует студентов активнее проявлять и развивать творческий потенциал. В-третьих, это дает студентам возможность в большей степени удовлетворять свой познавательный интерес, изучая материалы, вы-

ходящие за рамки учебной программы, что способствует повышению мотивации к совершенствованию навыков, умений, так необходимых для успешной коммуникативной деятельности.

Работа в научном кружке осуществляется на основе разработки студентом под руководством преподавателя программы исследования. Эта программа содержит обоснование теории и методологии изучения проблемы, ее специфики, научной разработанности, расчеты выборочных совокупностей для проведения исследования, разработанную анкету для проведения опроса, анализ данных опросов, вывод из проделанной работы. Это действительно на 100% творческая работа студента, которая публично защищается.

Наряду с научными кружками широко применяются такие формы самостоятельной работы, как круглые столы, дискуссионные клубы, где обсуждаются определенные ситуации или числовые примеры - иллюстрации для подтверждения или опровержения тех или иных теоретических положений, составляются экономические расчеты для подтверждения или опровержения известных теоретических положений. Участие в обсуждениях, выступлениях по теме дискуссий позволяют развивать творческие способности студентов, а также важнейшие профессиональные качества, такие как инициативность, профессионализм.

В учебном процессе должно быть место для самоутверждения обучающегося, формирования волевых качеств для переосмысления, получаемого на аудиторных занятиях материала. Таким местом может быть форум. Слово «форум» означает место для выступлений, высказываний. Отличительные черты и положительные стороны форума заключаются в повышении ответственности студента за подготовку, так как психологически нацеливают его на публичную демонстрацию знаний, приобретенных в процес -се учебной деятельности.

Подготовка к форуму предполагает высказывание своего мнения, которое может быть составлено на ос -новании изучения материала. Приобретенные знания надежны, когда они получены усилиями своей мыс -ли, путем переработки информации, почерпнутой из учебника, статей и первоисточников.

На форуме студент не отвечает по принуждению, а выступает, хочет убедить слушателей, блеснуть своими познаниями перед ними. Для этого ему приходится читать основополагающие работы, монографии, научные статьи. Для достижения результата

- яркого, содержательного выступления - у студента появляется необходимость в серьезной систематичес-кой научной работе, формирующей логическое мышление, понимание реальных экономических процес -сов. Форум создает атмосферу высокого уровня трудностей выполнения заданий, способствует развитию творческого мышления, интеллекта. Форум помогает выработать потребность умственно трудиться, учит пользоваться научными понятиями, цифрами. Готовясь к участию в форуме по той или иной теме, студент по собственной воле испытывает постоянную потребность в самоусовершенствовании.

Форум предполагает широкое участие студентов с критическими и противоположными высказывания-

ми. Студент, выступающий на форуме, может вое -произвести много цифр, высказываний ученых, политических деятелей и тем «сразить» своих слушателей кажущейся эрудицией. Но если докладчик не имеет глубоких знаний, он не сможет самостоятельно аргументировать свою точку зрения в споре. Учеба должна быть добровольной, сознательной, увлекательной, приносить радость. Форум помогает понять эту непреложную истину.

Подготовка к проведению форума включает изучение материала по объявленной теме в соответствии с программой учебной дисциплины. Изучив содержание темы, студенты готовят серьезные выступления на форуме, выбирая 2 - 3 проблемы. Для подготовки выступления студенты самостоятельно определяют объем знаний, который считают для себя нужным. Готовятся они по вопросам, выбранным по собственному усмотрению. Совершенно очевидно, что форум способствует выработке навыков исследовательской работы и очень повышает уровень обучения, т.к. основан на самообразовании.

В современный период особенно важна глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования научно-информационных технологий, радикального повышения эффективности качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.

Применение инновационных технологий в научной работе позволяет студентам приобретать основы профессионально-информационной компетентности, которая определена как мера овладения ими знаниями, умениями и способностями.

Информационно-коммуникативная грамотность служит для реализации познавательных стратегий при поиске, использовании и распространении информации в условиях постоянно растущего числа намерений при выполнении множества задач.

Составляющие информационно-коммуникатив-

ной грамотности представляют собой серию навыков и умений и расположены в порядке повышения сложности познавательных навыков:

1) получить доступ к информации - знать и уметь собирать, извлекать информацию;

2) управлять - применять существующую схему организации или классификации;

3) интегрировать - интерпретировать и представлять информацию; сообщать, сравнивать и противопоставлять данные.

Компьютерные технологии индивидуализируют учебный процесс, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, усиливают его практическую значимость, в целом повышая качество образования. Интерактивность информационных учебных технологий заключается в возможности для обучаемого работать в диалоговом режиме, взаимодействовать с одним или несколькими объектами знаний. С их помощью студент значительно экономит время и силы для решения творческих задач, мгновенно осуществляя рутинные вычислительные, справочные, поисковые операции.

Научная работа студентов становится эффектив-ной только в активно-деятельностной форме. При

использовании информационных технологий появ -ляются широкие возможности, например, загрузка учебных материалов из сети Интернет, общение с преподавателем посредством электронной почты, участие в электронных конференциях, оперативное обновление нормативно-правовой базы.

Практика показывает, что качество подготовки специалистов зависит, прежде всего, от профессионализма преподавателей, осуществляющих эффективную и систематическую связь с обучаемыми. Для обеспечения обратной связи преподавателя со студентом важно поддерживать диалог на основе Интернета, электронных учебников, видео- и аудиозаписей, обучающих сценариев, информационно-справочных материалов.

Выработанное у студентов умение найти нужный материал, применить имеющиеся знания при решении профессионально значимых задач с учетом появившихся изменений в законодательстве, практике существенно облегчит процесс адаптации выпускников к профессиональной среде.

В организации научно-исследовательской работы студентов можно выделить так называемые принципы мотивации: это мотивы самоутверждения, общения, престижа и карьеры. Для большинства студентов характерны эти мотивы. Чтобы их отыскать, необходим индивидуальный подход к каждому студенту, выбор определенных методов научной работы и способов ориентации на индивидуальность студента. Поэтому научная работа студента невозможна без творческой работы обучаемого и преподавателя.

Научная работа студентов имеет все возрастающее значение, так как она рассматривается как основ -ной способ реализации нового подхода к организации учебного процесса, целью которого является формирование компетенций.

Необходимо повышение роли групповых форм научной работы при индивидуальном контроле, широкое участие студентов во всех формах научноисследовательской работы, что в большей степени будет способствовать удовлетворению познавательного интереса, стимулировать студентов активнее проявлять и развивать творческий потенциал.

Необходимо отметить, что вышеописанные формы организации научно-исследовательской деятельности студентов активно используются на кафедре бухгалтерского учета, анализа и аудита Таганрогского института управления и экономики (ТИУиЭ). В институте функционирует студенческое научное общество, в рамках которого постоянно проводятся круглые столы, посвященные современным научным проблемам. На базе экономического факультета ТИУиЭ при непосредственном участии кафедры БУАиА создан бизнес-центр (учебная фирма), основной задачей которого является организация научно-исследовательской деятельности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Mapeeea Е.В., Mapeee С.Н., Майданский А.Д. Философия науки: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата. М.: ИНФРА-М, 2010. 384 с.

2. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень: пособие для соискателей. 5-е изд., доп. М.: ИНФРА-М, 2005. 428 с.

3. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы: МО учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата. М.: Гардарики, 2006. 384с.

4. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: УМО учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008. 592 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках [Электронный источник].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.