Научная статья на тему 'РОЛЬ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная деятельность / научно-исследовательская деятельность студентов / функциональность высшего образования / инновационные функции высшей школы / научное творчество / scientific activity / research activities of students / functionality of higher education / innovative functions of higher education / scientific creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Вовк

Статья затрагивает вопросы, связанные с улучшением качества высшего образования путем вовлечения студентов в научную деятельность. Путем применения комплексного подхода к анализу научно-исследовательской работы студентов в вузах были выявлены проблемы, связанные с организацией студенческой науки, определено место научного творчества в системе ценностей молодежи и проанализировано влияние научно-исследовательской деятельности студентов на инновационные функции высшей школы. В статье делаются выводы о том, что основная цель исследовательской работы в образовании заключается в развитии навыка исследования у студентов как способа познания окружающей реальности. Для достижения этой цели необходимо стимулировать интерес к учебной деятельности и активизировать личное участие студента в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.В. Вовк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STUDENTS’ SCIENTIFIC ACTIVITY IN IMPROVING THE FUNCTIONALITY OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with issues related to improving the quality of higher education by involving students in scientific activities. By applying an integrated approach to the analysis of students’ research work in universities, problems related to the organization of student science are identified. The paper determines the place of scientific creativity in the value system of the youth and analyzes the influence of students’ research activities on the innovative functions of higher education. The article draws conclusions that the main purpose of research work in education is to develop students’ research skills as a way of understanding the surrounding reality. To achieve this goal, it is necessary to stimulate interest in educational activities and activate the student’s personal participation in the educational process. Students’ research work is an integral part of the process of training highly qualified specialists who can successfully use innovative methods and technologies in the labor market and achieve significant results.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

Vovk E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: Ekaterina.tnu@mail.ru

THE ROLE OF STUDENTS' SCIENTIFIC ACTIVITY IN IMPROVING THE FUNCTIONALITY OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION. The article deals with issues related to improving the quality of higher education by involving students in scientific activities. By applying an integrated approach to the analysis of students' research work in universities, problems related to the organization of student science are identified. The paper determines the place of scientific creativity in the value system of the youth and analyzes the influence of students' research activities on the innovative functions of higher education. The article draws conclusions that the main purpose of research work in education is to develop students' research skills as a way of understanding the surrounding reality. To achieve this goal, it is necessary to stimulate interest in educational activities and activate the student's personal participation in the educational process. Students' research work is an integral part of the process of training highly qualified specialists who can successfully use innovative methods and technologies in the labor market and achieve significant results.

Key words: scientific activity, research activities of students, functionality of higher education, innovative functions of higher education, scientific creativity

Е.В. Воек, канд. пед. наук, доц., Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь,

E-mail: Ekaterina.tnu@mail.ru

РОЛЬ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья затрагивает вопросы, связанные с улучшением качества высшего образования путем вовлечения студентов в научную деятельность. Путем применения комплексного подхода к анализу научно-исследовательской работы студентов в вузах были выявлены проблемы, связанные с организацией студенческой науки, определено место научного творчества в системе ценностей молодежи и проанализировано влияние научно-исследовательской деятельности студентов на инновационные функции высшей школы. В статье делаются выводы о том, что основная цель исследовательской работы в образовании заключается в развитии навыка исследования у студентов как способа познания окружающей реальности. Для достижения этой цели необходимо стимулировать интерес к учебной деятельности и активизировать личное участие студента в образовательном процессе.

Ключевые слова: научная деятельность, научно-исследовательская деятельность студентов, функциональность высшего образования, инновационные функции высшей школы, научное творчество

Актуальность исследования состоит в том, что в современном обществе, в эпоху стремительных социально-экономических изменений и развития образовательной системы, на которое огромное влияние оказывают научно-технический процесс и постоянная конкуренция рыночной системы, основной задачей высших учебных заведений становится подготовка специалистов, которые смогут успешно конкурировать. Они должны обладать способностью генерировать новые идеи, креативно мыслить и эффективно трудоустроиться в быстро меняющемся обществе. В связи с этим научно-исследовательская деятельность студентов становится важным аспектом профессиональной подготовки в вузе, которая является основой для современного высшего образования. Проявление активности при участии в инновационной деятельности, способность принимать нестандартные решения и решать исследовательские задачи - все это неотъемлемые качества современного общества. Молодые специалисты, которые обладают системным подходом к своей профессиональной деятельности, умеют анализировать и проектировать свою работу, могут уверенно ориентироваться в новых условиях и стремятся к постоянному самосовершенствованию и творческим успехам - именно они смогут вносить вклад в инновационные процессы и преодолевать сложные задачи. В условиях модернизации экономики, развития гражданского общества и расширения социальной мобильности российское высшее образование и его функции претерпели существенные изменения. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», основной целью образовательного процесса является развитие личности и общества, а высшее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов, удовлетворяющих потребности личности в расширении знаний и обеспечении экономического прогресса общества [1].

Цель исследования: изучить роль научной деятельности студентов в повышении функциональности высшего профессионального образования.

Основные задачи статьи видятся в следующем: на основе анализа психолого-педагогической литературы определить роль научно-исследовательской деятельности студентов как важного аспекта профессиональной подготовки в вузе.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в обосновании значимости исследовательской работы студентов, которая является неотъемлемой частью процесса подготовки высококвалифицированных специалистов. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания об исследовательской работе студентов, которая является неотъемлемой частью процесса подготовки высококвалифицированных специалистов. Практическая значимость определяется возможностью широкого внедрения в образовательный процесс вуза курса «Организация научной работы студентов» на выпускающих кафедрах, задача которых - обучить студентов основам выбора темы и оформлению грантов.

В основе цели любой деятельности лежат мотивы, ценности и идеалы человека. Это - необходимое условие самосовершенствования и приобретения жизненного опыта. Во время научной деятельности усваивается окружающая действительность, развиваются умения и навыки, получаются знания [5].

Основная цель исследовательской работы в образовании заключается в развитии навыка исследования у студентов как способа познания окружающей реальности. Для достижения этой цели необходимо стимулировать интерес к учебной деятельности и активизировать личное участие студента в образовательном процессе, который основывается на получении новых и значимых знаний. Таким образом, научно-исследовательская работа студентов предполагает решение творческих и исследовательских задач, результаты которых заранее неизвестны. Этот процесс включает такие этапы, как постановка проблемы, изучение теории, сбор и анализ материалов, выбор и освоение методов исследования, а также обобщение полученных результатов. В начале ХХ века М. Вебер в своей работе «Наука как признание и профессия» описывал идею университета как центра интеллектуального единства знаний и обучения методам мышления, в котором наука разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и вырабатывает навыки [4]. Формируя культуру мышления, студент приобретает рефлексивные способности, которые позволяют ему строить свои цели, планирование, осуществлять коррекцию действий и оценивать результаты своей деятельности. М. Вебер обратил особое внимание на отношение молодого поколения на науку и факторы, определяющие его отношение. Он указывал на то, что молодежь часто ненавидит «интеллектуализм как злейшего дьявола», причины которого скорее социокультурные, а не экономические. Он подчеркивал, что молодые люди, не попробовав себя в научном творчестве, уходят «в бегство», в то время как нужно «достичь полного обозрения путей, чтобы увидеть их силу и границы» [4].

Во второй половине XX века П. Сорокин выдвинул проблему, которая стала чрезвычайно актуальной в настоящее время в России - определение критериев снижения функциональности образования. В его ранних работах ученый отводил высшему образованию роль «социального лифта», способного поднимать индивидов на новые уровни социальной структуры. Однако в результате стратификации общества он пришел к выводу об ограниченных возможностях института образования в борьбе с социальным неравенством [7].

При этом П. Сорокин отметил, что любая функциональная система, в том числе и образовательная, имеет собственную логику функционирования и изменения. Важным аспектом работы образовательной системы в качестве социального отбора является разработка правил селекции. При использовании интеллектуальных методик на разных ступенях образования «хорошие будущие граждане отделяются от плохих, способные от неспособных». Однако, даже самая открытая система образования, по мнению П. Сорокина, ведет к «аристократизации» и стратификации общества. Кризис образования выражается в том, что в образовательной модели отсутствует ориентация на науку и полезность знания, не реализуется задача формирования знающих и действующих людей.

Современные российские исследователи выражают тревогу по поводу чрезмерной коммерциализации высшего образования, которая привела к деформации функций отечественных высших учебных заведений и их вовлечению в социальный кризис [6]. Классические институциональные функции социализации, воспитания и социального контроля не исчезли, но они получили второстепенное значение. Сейчас высшая школа и все ее структуры ориентированы на удовлетворение потребности рынка. Маркетинговый подход к высшему образованию

предполагает учет потребностей рынка, но его нельзя абсолютизировать. Сводить высшее образование к одной из разновидностей рыночных услуг привело к расстройству сложившейся системы и потере опыта вовлечения студентов в научную работу [6].

Ф.Э. Шереги считает, что научная деятельность должна оказывать влияние на реализацию всех главных функций высшего образования: профессиональной, социализационной, коммуникативной, продуктивной, стратификационной, мировоззренческой, экономической, распределительной и инновационной. Студенческая наука представляет собой сферу интеллектуального развития и повышения уровня эрудиции молодежи, самореализации и развития творческих способностей. Она помогает глубже освоить учебный материал, развить навыки самостоятельного творчества и работы в коллективе. Однако все эти результаты достижимы лишь в том случае, если научная работа студентов неформальна [8].

Исходя из следующих методологических положений, мы изучали роль студенческой науки в повышении функциональности института высшего образования. Целостная совокупность свойств и результатов учебной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской, воспитательной деятельности субъектов высшей школы составляет функциональность системы высшего профессионального образования, которая характеризует успешность реализации социальных функций на конкретном этапе развития общества. В организационном отношении современный университет является центром регионального развития, который обеспечивает интеграцию усилий бизнеса, академического сообщества и государства, а в содержательном - интеграцию образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности.

К исследовательской деятельности, практикуемой в современных учебных заведениях, относятся разнообразные формы и методы, охватывающие различные направления и содержание. Эта деятельность включает две основные составляющие:

- учебно-исследовательская работа, которая проводится в рамках учебного процесса;

- научно-исследовательская работа, которая осуществляется в рамках внеучебной деятельности.

К одной из самых эффективных форм проведения научно-исследовательской деятельности студентов можно отнести организацию научных студенческих обществ. Кроме того, к важным элементам исследовательской деятельности относят выполнение курсовых, дипломных работ и проектов [8].

Высшие учебные заведения должны активно участвовать в модернизации общества и формировать интеллектуальную элиту, способную заниматься инновационной деятельностью и осваивать культурный капитал. Важно, чтобы институты высшего образования устанавливали тесное взаимодействие с социальной структурой и определяли направление формирования новых статусов в наукоемких областях профессиональной деятельности.

Научно-исследовательские работы, в соответствии с основными классификациями, могут быть разделены на три типа.

1. Проведение теоретических исследований, в основе которых общетеоретические методы познания объекта. Важно, чтобы результаты этих исследований были подтверждены практикой на старших курсах.

Библиографический список

2. Организация теоретико-экспериментальных исследований, основанных на проверке результатов теоретических исследований на экспериментальных образцах или моделях.

3. Проведение экспериментальных исследований, проводимых на практике. В ходе этих экспериментов можно выявить неизученные свойства и функции привычных объектов или моделей.

О.П. Шиняева предложила следующие рекомендации, которые помогут мотивировать студентов к занятию научной деятельности и повысить функциональность получаемого высшего образования, а также помогут успешно реализоваться на рынке труда:

- широко популяризировать научно-исследовательскую деятельность и объяснять ее значение, используя достижения студентов и молодых ученых в этой области;

- создавать специальные курсы «Организация научной работы студентов» на выпускающих кафедрах, задачей которых является обучить студентов основам выбора темы и оформления грантов;

- совершенствовать систему мотивации и поощрения студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, предоставляя именные стипендии и гранты на научные разработки, публикацию результатов исследований [9].

Современные требования и сложившаяся ситуация в научно-исследовательской деятельности студентов обусловливают необходимость их участия в международных проектах. Подобные проекты приобрели статус инновационной составляющей студенческих научных исследований.

Анализ участия студентов в международных научно-исследовательских проектах показал, что для их вовлечения необходимо принимать во внимание следующие факторы:

- владение иностранными языками.

- специализация в нужной области и эрудиция в экономике и юриспруденции;

- понимание основ научно-исследовательской работы, а также владение теорией коммерческой составляющей исследовательской деятельности.

В целом исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью процесса подготовки высококвалифицированных специалистов, которые могут успешно использовать инновационные методы и технологии на рынке труда и достигать значительных результатов.

Опираясь на данные тезисы, можно сделать выводы о том, что, в современном обществе, в эпоху стремительных социально-экономических изменений и развития образовательной системы, на которое огромное влияние оказывают научно-технический процесс и постоянная конкуренция рыночной системы, основной задачей высших учебных заведений становится подготовка специалистов, которые смогут успешно конкурировать. Основная цель исследовательской работы в образовании заключается в развитии навыка исследования у студентов как способа познания окружающей реальности. Для достижения этой цели необходимо стимулировать интерес к учебной деятельности и активизировать личное участие студента в образовательном процессе. Исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью процесса подготовки высококвалифицированных специалистов, которые могут успешно использовать инновационные методы и технологии на рынке труда и достигать значительных результатов.

1. Об образовании в Российской Федерации. Закон РФ от 10.06.1992 г № 3266-1 (с изменениями и дополнениями от 02.02.2011 № 2-фз). Availadle at: http://mon.gov.ru/dok/ fz/obr/3986/

2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. Москва: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Бордовский ГА. Научно-исследовательская деятельность - решающее условие повышения качества подготовки специалиста. Подготовка специалиста в области образования: научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки. 1999; № 7: 3-7.

4. Вебер М. Наука как признание и профессия. Избранные произведения. Москва, 1990.

5. Пидкасистый П.И. Словарь-справочник по педагогике. Москва: ТЦ Сфера, 2004.

6. Рахманин В.С. Высшая школа и молодежь в трансформационных процессах России первого десятилетия XXI века. Вестник Воронежского государственного универ-ситета.2009; № 2: 13-23.

7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва, 1992.

8. Шереги Ф.Э. Дисфункциональность российского высшего профессионального образования. Альма-матер. 2010; № 1: 21-28.

9. Шиняева О.В. Роль научной деятельности студентов в повышении функциональности российского высшего образования. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011; № 4 (20): 60-71.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Zakon RF ot 10.06.1992 g. № 3266-1 (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 02.02.2011 № 2-fz). Availadle at: http://mon.gov.ru/dok/fz/ obr/3986/

2. Berezhnova E.V., Kraevskij V.V. Osnovy uchebno-issledovatel'skojdeyatel'nostistudentov. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.

3. Bordovskij G.A. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' - reshayuschee uslovie povysheniya kachestva podgotovki specialista. Podgotovka specialista voblastiobrazovaniya: nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' v sovershenstvovanii professional'noj podgotovki. 1999; № 7: 3-7.

4. Veber M. Nauka kak priznanie i professiya. Izbrannye proizvedeniya. Moskva, 1990.

5. Pidkasistyj P.I. Slovar'-spravochnikpopedagogike. Moskva: TC Sfera, 2004.

6. Rahmanin V.S. Vysshaya shkola i molodezh' v transformacionnyh processah Rossii pervogo desyatiletiya XXI veka. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta.2009; № 2: 13-23.

7. Sorokin P.A. Chelovek. Civilizaciya. Obschestvo. Moskva, 1992.

8. Sheregi F.'E. Disfunkcional'nost' rossijskogo vysshego professional'nogo obrazovaniya. Al'ma-mater. 2010; № 1: 21-28.

9. Shinyaeva O.V. Rol' nauchnoj deyatel'nosti studentov v povyshenii funkcional'nosti rossijskogo vysshego obrazovaniya. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskijregion. Obschestvennye nauki. 2011; № 4 (20): 60-71.

Статья поступила в редакцию 10.02.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.