Научная статья на тему 'Роль национальных профессиональных стандартов в подготовке работников индустрии питания'

Роль национальных профессиональных стандартов в подготовке работников индустрии питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е Ю. Лазарева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль национальных профессиональных стандартов в подготовке работников индустрии питания»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ПОДГОТОВКЕ РАБОТНИКОВ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ

Е. Ю. Лазарева, методист ГОУ СПО «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности»

Более 60 тыс. кафе, ресторанов и других предприятий общественного питания различного формата работает сегодня в нашей стране, в Новокузнецке их число приближается к сотне. Несмотря на то, что вследствие кризисных политико-экономических явлений последних двух лет некоторая часть предприятий питания закрылась, есть все основания считать это явление временным. Похожее происходило и в 2008-2009 годах, после чего индустрия питания восстановилась и ее развитие продолжилось.

В последние два десятилетия отрасль развивается более высокими темпами, чем темпы роста отечественной экономики в целом, что объясняется большей эластичностью спроса на продукцию и услуги отрасли общественного питания. Следовательно, перспективы развития рассматриваемого вида профессиональной деятельности достаточно высоки, то есть положение поваров, кондитеров, технологов производства пищевых продуктов, официантов и других работников общественного питания останется на рынке труда достаточно стабильным. Так, высокий спрос на профессиональные кадры общепита подтверждается статистикой центра занятости населения города Новокузнецка: на 1 сентября 2015 года в городе требуется 69 поваров, 22 кондитера, 16 официантов, 8 барменов и 1 сомелье.

Профессиональная деятельность работников общественного питания регулируется рядом нормативных правовых актов федерального уровня, органов исполнительной власти, корпоративных профессиональных стандартов. В последнее время в качестве регулирующих документов активно разрабатываются общероссийские профессиональные стандарты. Так, Российский союз промышленников и предпринимателей в настоящее время ведет активную работу по подготовке большого количества профессиональных стандартов в качестве ответственной организации-разработчика.

К разработке национальных профессиональных стандартов привлекаются Федерация рестораторов и отельеров, Барменская ассоциация России, Национальная Гильдия шеф-поваров, Межрегиональная Ассоциация кулинаров России, Российская Гильдия пекарей и кондите-

ров, Российская Ассоциация уборочных компаний, другие профессиональные сообщества, ведущие ученые и специалисты-практики в индустрии питания.

Уже утверждены и введены Росстандар-том в действие Общие требования к кейтерин-гу и Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания. В Министерстве труда и социальной защиты РФ на утверждении находятся профессиональные стандарты для кондитера, повара, руководителя предприятия питания, сомелье.

По сути профессиональный стандарт представляет собой перечень требований работодателя к работнику данной профессии. Работодатели указывают, что должен знать и уметь работник, когда он придет к ним, чтобы выполнять работу в рамках той или иной профессии. Работодатель, конечно, определяет те знания и умения работника, которые нужны ему для выполнения конкретных работ и должностных обязанностей. А что нужно для того, чтобы он этими знаниями и умениями обладал, — это, на наш взгляд, вопрос к сфере образования.

Долгое время вопросы эффективности и качества российского профессионального образования оставались без ответа. Только в последние годы стала признаваться необходимость определения и использования конкретных механизмов, которые бы смогли обеспечить повышение качества подготовки конкурентоспособных работников. К данным механизмам можно отнести профессиональные стандарты.

Из приведенного выше определения профессиональных стандартов для системы профессионального образования ключевым является понятие компетенций, так как именно требования к компетенциям, изложенным в профессиональном стандарте, позволяют формировать содержание образовательных программ в соответствии с настоящими и перспективными требованиями сферы общепита. Можно сказать, что связующим звеном между требованиями инду-

42

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» №4 (47) 2015

- ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ -

стрии питания и требованиями к образовательным программам являются компетенции.

В сфере профессионального образования понимание необходимости перехода на образовательные программы, ориентированные на компетенции, отражено в принятии Министерством образования и науки РФ нового подхода к формированию стандартов профессионального образования всех уровней. Новое поколение стандартов профессионального образования позволит разрабатывать и инновационные образовательные программы.

Новокузнецкий техникум пищевой промышленности, одно из старейших учебных заведений города Новокузнецка, отмечающее в этом году свой 85-летний юбилей, готовит специалистов среднего звена по таким программам, как «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», «Технология мяса и мясных изделий», осуществляет программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих на направлениям «Повар, кондитер» и «Продавец, контролер-кассир».

В соответствии с образовательными программами выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу, должен обладать рядом общих компетенций, включающих в себя, например, способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, целесообразно организовывать свою деятельность, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выпол-

нения профессиональных задач и др. Кроме того, выпускник должен обладать и рядом профессиональных компетенций, соответствующих основным видам избранной профессиональной деятельности, например: проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров, осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании, готовить и оформлять холодные закуски, простые холодные блюда, сладкие блюда и напитки и т. д.

Дальнейшая своевременная коррекция, детализация содержания образовательных программ, стремление к разработке единого образовательного стандарта, способного удовлетворить требования национального профессионального стандарта, и следование выработанному образовательному стандарту позволят профессиональным образовательным организациям учитывать потребности рынка труда, повысить конкурентоспособность выпускников.

Видится, что такая особенность Новокузнецкого техникума пищевой промышленности как монопрофильность (техникум специализируется на подготовке кадров только для индустрии питания) дает ему дополнительные возможности в деле подготовки современного работника путем создания совместно с работодателями гибкой инфраструктуры подготовки кадров по так называемым коротким и длинным программам обучения.

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 4 (47) 2015

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.