Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кусмидинова Мария Харисовна

В большинстве регионов мира сосуществование этнических групп имеет исторически обусловленный характер и потому не несет угрозы для их культур. Тут сказывается феномен исторически выработавшейся оптимальной межэтнической дистанции: не препятствуя межгрупповому взаимодействию, она в то же время обеспечивает целостность и эффективное воспроизводство этнических культур, сохранение этнокультурной идентичности. Культура народов Нижнего Поволжья носит открытый характер и не проявляет негатива по отношению к другим культурам, в связи, с чем активно развиваются и успешно работают многочисленные национально-культурные объединения Астраханской области. Автор статьи рассматривает и анализирует деятельность данных национально-культурных обществ. Таким образом, община и ее культурно-просветительская роль, которую берет на себя национальные общества, выполняет очень важную роль своеобразной "подушки безопасности" для новоприбывших мигрантов и постоянных членов диаспоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NATIONAL SOCIETIES IN THE FORMATION OF REGIONAL CULTURE ON THE EXAMPLE OF THE ASTRAKHAN REGION

In most regions of the world among ethnic groups has historically conditioned character and therefore do not pose a threat to their cultures. There phenomenon affects historically develop the optimum inter-ethnic distance: not impeding intergroup interaction, it is at the same time ensures the integrity and efficient reproduction of ethnic cultures, preservation of ethnic and cultural identity. The culture of the peoples of the Lower Volga region is open and shows no negativity towards other cultures, in connection with what are actively developing and successfully operate numerous national and cultural associations of the Astrakhan region. The author examines and analyzes the performance data of the national-cultural societies. Thus, the community and its cultural and educational role that takes on the national society has a very important role of a "safety cushion" for newly arrived migrants and the permanent members of the diaspora.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

References

1. Benhabib S. Pritjazanija kul'tury. Ravenstvo i raznoobrazie v global'nuju jeru/S.Benhabib.-M.:Logos,2003

2. Morina L.P. Krnceptualizacija chuzhogo v aspekte problemy mul'tikurturalizma//Svoe i Chuzhoe vy kul'ture. Nauchnyj zhurnal Sankt-Peterburgskogo otdelenija Rossijskogo instituta kuTturologii . №1(2).2011

3. Pomeranc G.S. Razmyshlenija o evropejskom islame: dva vzgljada na odnu problemu. M,

2006.

4. Pettigrew Thomas F. Reactions toward the New Minorities of Western Europe.- /Annu. Rev. Sociol. 1998. 24.- California.: University of California,2002

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ1

Кусмидинова Мария Харисовна, кандидат философских наук, доцент

Астраханский государственный университет

414056, Российкая Федерация, г.Астрахань, ул.Татищева, 20а

E-mail: [email protected]

В большинстве регионов мира сосуществование этнических групп имеет исторически обусловленный характер и потому не несет угрозы для их культур. Тут сказывается феномен исторически выработавшейся оптимальной межэтнической дистанции: не препятствуя межгрупповому взаимодействию, она в то же время обеспечивает целостность и эффективное воспроизводство этнических культур, сохранение этнокультурной идентичности. Культура народов Нижнего Поволжья носит открытый характер и не проявляет негатива по отношению к другим культурам, в связи, с чем активно развиваются и успешно работают многочисленные национально-культурные объединения Астраханской области. Автор статьи рассматривает и анализирует деятельность данных национально-культурных обществ. Таким образом, община и ее культурно-просветительская роль, которую берет на себя национальные общества, выполняет очень важную роль своеобразной "подушки безопасности" для новоприбывших мигрантов и постоянных членов диаспоры.

Ключевые слова: культура, национальные общества, национальный праздник, национальная культура, традиции, культурная безопасность

THE ROLE OF NATIONAL SOCIETIES IN THE FORMATION OF REGIONAL CULTURE ON THE EXAMPLE OF THE ASTRAKHAN REGION

Kusmidinova Mariya Kh., Ph.D. (Philosophy), Associate Professor

Astrakhan State University

20а Tatischev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail: [email protected]

In most regions of the world among ethnic groups has historically conditioned character and therefore do not pose a threat to their cultures. There phenomenon affects historically develop the optimum inter-ethnic distance: not impeding intergroup interaction, it is at the same time ensures the integrity and efficient reproduction of ethnic cultures, preservation of ethnic and cultural identity. The culture of the peoples of the Lower Volga region is open and shows no negativity towards other cultures, in connection with what are actively developing and successfully operate numerous national and cultural associations of the Astrakhan region. The author examines and analyzes the performance data of the national-cultural societies. Thus, the community and its cultural and educational role that

1 Статья написана в рамках Формирование государственных заданий высшим учебным заведениям на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 гг. в части проведения научно-исследовательских работ. 6.2147.2011 "Проблемы сохранения культурной безопасности Прикаспия".

takes on the national society has a very important role of a "safety cushion" for newly arrived migrants and the permanent members of the diaspora.

Keywords: culture, the national society, a national holiday, national culture, traditions and cultural security

Для того чтобы человек мог бы в полной мере обеспечить доступ к получению права на безопасность, он должен заботиться не только о своей безопасности, но и групповой идентичности, групповой безопасности. Созвучность малой индивидуальной идентичности большой групповой является основным условием признания и защиты личности общностью. Человек испытывает органичную потребность в безопасности идентичности как своих индивидуальных качеств, так и качеств, которые не составляют его личное достояние, но в некоторых пределах разделяются им с общностями, к которым он принадлежит. В их число входит и этническая общность.

Стремление к безопасности групповой идентичности, и в особенности к безопасности этнокультурной идентичности, во многом аналогично стремлению к безопасности, характерному для национального государства. Многие национальные государства посредством ревностного отстаивания этнокультурной идентичности стремятся продемонстрировать заботу о безопасности своих граждан. Однако подобный способ обеспечения безопасности все чаще становится, наоборот, источником угрозы безопасности личности и общности, подрывает региональную и международную безопасность. За заботой о безопасности идентичности в ряде случаев скрывается беспокойство о сохранности этнокультурного наследия, которое служит средством для реализации националистических политических планов или для обоснования недемократических моделей политического устройства. В этом случае ревностно отстаиваемая идентичность приравнивается к ограниченной части культурно-исторического наследия или вовсе фальсифицируется.

В полиэтнических странах с федеративным устройством, к которым относится и Российская Федерация, могут сосуществовать несколько национальных культур. Каждая из них может и должна служить объектом внимания государства в целом и соответствующего субъекта Федерации. Необходима практика соблюдения паритета в этнокультурной сфере, а также правовая база, в соответствии с которой этнические группы разделяются по статусам "народа" или "меньшинства". В соответствии с ней государству вменяется в обязанность охранительная деятельность по отношению к культурам народов и меньшинств в рамках национально-культурной автономии. В такой ситуации обеспечение этнокультурной безопасности становится одним из главных и актуальных аспектов безопасности. Это вовсе не означает, что степень безопасности культуры того или иного народа определяется степенью его культурной самоизоляции. Этническая культура изменчива, в том числе и за счет внешних заимствований (процессов аккультурации). Взаимодействие, взаимовлияние и взаимообогащение этнических культур, обмен культурными достижениями выступают в качестве непременного условия культурного процесса, развития человечества.

В большинстве регионов мира сосуществование этнических групп имеет исторически обусловленный характер и потому не несет угрозы для их культур. Тут сказывается феномен исторически выработавшейся оптимальной межэтнической дистанции: не препятствуя межгрупповому взаимодействию, она в то же время обеспечивает целостность и эффективное воспроизводство этнических культур, сохранение этнокультурной идентичности.

Этнокультурный облик Нижнего Поволжья - феноменальное явление, сформировавшееся на протяжении веков в результате конвергенции местных культур и культур контактного происхождения. Это сложившееся историко-культурное сообщество, представленное многими народами и конфессиями; это своеобразная социально-этническая среда, стремящаяся сохранить свою самобытность и строить свои отношения с другими народами на равноправной основе.

Культура народов Нижнего Поволжья носит открытый характер и не проявляет негатива по отношению к другим культурам, в связи с чем активно развиваются и

успешно работают многочисленные национально-культурные объединения Астраханской области. Астраханский регион одним из первых в стране принял концепцию государственной национальной политики, целью которой стало обеспечение мира и согласия между народами, населяющими его, укрепление взаимодействия, противодействие экстремизму. «В рамках этой работы создан сайт etnokonf.ru, на котором представлены история Астраханской области и народов, ее населяющих, информация о национально-культурных объединениях, национальных праздниках и обычаях.» [2.]

Автор статьи приводит список данных организаций с целью исследования их работы. Региональные национально-культурные объединения со статусом юридического лица и местные национально-культурные автономии:

1) Общественная организация Астраханской областной немецкой национально-культурной автономии «Единство»;

2) Астраханская общественная организация "Астраханская городская немецкая национально-культурная автономия «Мир»";

3) Общественная организация "Астраханское областное общество армянской культуры "АРЕВ"";

4) Астраханская региональная общественная организация сохранения и развития русской культуры "Кириллица»;

5) Астраханская региональная общественная организация по сохранению и развитию Кыргызской национальной культуры "Кыргызстан»;

6) Астраханскаяобластная общественная организация татарской национальной культуры «Дуслык»;

7) Астраханская региональная общественная организация казахской культуры "Жолдастык";

8) Астраханская региональная общественная организация «Астраханское общество калмыцкой культуры «Хальмг» (Общество «Хальмг»);

9) Астраханская областная общественная организация узбекской культуры «Узбекистон» (АООО УК «Узбекистон», общественная организация);

10) Общественная организация "Астраханское областное культурное общество чеченского и ингушского народов «Вайнах»";

11) Астраханская региональная общественная организация грузинской культуры «Иверия» (АРООГК «Иверия», общественная организация);

12) Астраханская региональная общественная организация национальной культуры «Азербайджан» (АРООНК «Азербайджан», общественная организация);

13) Астраханская областная общественная организация турецкой национальной культуры «Айдын» («Светлость»);

14) Астраханская региональная общественная организация по сохранению и развитию национальной украинской культуры "Славутич";

15) Астраханская областная общественная организация татарских женщин «Ак Калфак»;

16) Астраханская областная общественная организация «Романи Дума» («Цыганская речь»);

17) Астраханская областная общественная организация "Молодежный центр ногайской культуры "Эдиге" (АООО МЦНК "Эдиге", общественная организация);

18) Общественная организация "Ногайская местная национально-культурная автономия г. Астрахани «Ногай-эль»";

19) Астраханское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский Азербайджанский конгресс» (РО «Всероссийский Азербайджанский конгресс», общественная организация);

20) Астраханская региональная общественная организация «Дагестан» (АРОО «Дагестан», общественная организация);

21) Астраханская областная общественная организация иранской культуры «Тегеран»;

22) Астраханский региональный общественный фонд сохранения культурных ценностей и национальных традиций татарского народа;

23) Астраханская региональная общественная организация «Общество азербайджанцев» (АРОО «Общество азербайджанцев», общественная организация);

24) Некоммерческое партнерство "Татарский деловой центр";

25) Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз армян России»;

26) Астраханская общественная региональная общественная организация «Дагестанское национальное общество андийцев «АЗАЛ» (ДНОА «АЗАЛ», общественная организация);

27) Астраханская региональная общественная организация туркменской культуры «Шатлык»;

28) Астраханский областной общественный благотворительный фонд Сеит бабы и Букей хана;

29) Астраханский региональный общественный фонд «Сабантуй»;

30) Некоммерческая организация - Астраханский областной еврейский благотворительный фонд «Хесед»;

31) Астраханская региональная общественная организация «КУЛЬТУРА ВОСТОКА» (АРО «КУЛЬТУРА ВОСТОКА», общественная организация);

32) Астраханская региональная общественная организация сохранения и развития туркменской культуры «Родина»;

33) Фонд развития казахской культуры;

34) Местная общественная организация «Ингушская национально-культурная автономия г. Астрахани «ДАЙСИ (ЧЕСТЬ ОТЦОВ)»;

35) Астраханскаярегиональная общественная организация содействия сохранения и развития таджикской национальной культуры "Душанбинцы";

36) Астраханская региональная общественная организация по содействию защите прав и интересов таджиков "Памир";

37) Региональная общественная организация "Ассоциация развития и сохранения культуры татар Астраханской области";

38) Астраханская региональная общественная организация и развития русской культуры "Отчизна";

39) Астраханская региональная общественная организация по развитию белорусской культуры «Полесье»;

40) Астраханская региональная общественная организация по сохранению и развитию национальной культуры «Конгресс Лезгин»;

41) Региональная общественная организация по сохранению и развитию русской национальной культуры на территории Астраханской области "Русский общенациональный союз". [2.]

Самые первые национальные общества были зарегистрированы в конце 1980-х и начале 1990-х гг. прошло столетия, и представляли они культуры этносов массово проживающих на данной территории: татар, казахов и калмыков. За 25-летнюю историю национальных обществ их количество заметно возросло, стоит отметить тот факт, что за период 2010 по 2013 гг. было официально зарегистрировано 10 новых организаций.

В настоящее время национальные общества и организации активно используют интернет, оформляя свои сайты, так на данный момент из выше приведенного списка семь организаций имеют свои активные сайты и группы в социальных сетях (Астраханская региональная общественная организация и развития русской культуры "Отчизна"; Региональная общественная организация по сохранению и развитию русской национальной культуры на территории Астраханской области "Русский общенациональный союз", некоммерческое партнерство "Татарский деловой центр; Астраханская областная общественная организация "Молодежный центр ногайской культуры "Эдиге"; Общественная организация "Астраханское областное общество

армянской культуры "АРЕВ""; Астраханская региональная общественная организация сохранения и развития русской культуры "Кириллица»; Астраханская региональная общественная организация «Астраханское общество калмыцкой культуры «Хальмг»). Хотелось бы обратить внимание, что все сайты доступны для просмотра и имеют красивое дизайнерское решение в виде эффектных фотографий участников национальных праздников в традиционных костюмах, фотографии национальных блюд, но гораздо реже встречается музыкальное оформление сайта. На данных сайтах можно ознакомиться с печатной версией устава общества, где непосредственно содержится информация о целях, задачах и видах деятельности этого общества. В качестве примера будет приведен фрагмент устава Астраханской региональной общественной организации и развития русской культуры "Отчизна", который является типовым образцом для национальных обществ, организаций и фондов.

Цели, задачи, виды деятельности организации «Астраханская региональная общественная организация и развития русской культуры "Отчизна".

Основной целью Организации является:

• возрождение, сохранение и развитие русской национальной культуры и истории, народного творчества, декоративно-прикладного искусства, национальных традиций, обычаев, праздников, обрядов русского народа, проживающего на территории Астраханской области;

Основными задачами Организации являются:

• организация выставок картин, народно-прикладного искусства и детских рисунков с целью популяризации культурных ценностей русского народа, проживающих в Астраханской области, вовлекая в эту работу музеи Астраханской области и г. Астрахани;

• взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти в рамках достижения уставных целей;

• организация и проведение мероприятий направленных на популяризацию и развитие русской национальной культуры(творческих вечеров, концертов, фестивалей, народных праздников и иное);

• ведение культурно-просветительной, культурно-массовой работы, направленной на укрепление межнациональных отношений и дружбы народов, привлечение к этой работе научных сил;

• осуществление взаимодействия с общественными объединениями, религиозными и иными некоммерческими организациями Астраханской области в целях укрепления межнациональной и межконфессиональной стабильности, гармоничного развития межнациональных и межконфессиональных отношений;

• принимать участие в семинарах, конференциях по проблемам русского этноса;

• популяризация здорового образа жизни.

• осуществление взаимодействия с телевидением и радиовещанием,печатным органам и издательским организациям в подготовке и издании научно-популярных и литературно-публицистических материалов. [5.]

Сайты национальных обществ, рассчитанные на разнообразную публику, предоставляю посетителю информацию по истории этноса, его духовном и материальном культурном наследие, о культурной жизни региона и проводимых творческих конкурсах и благотворительных акциях. В качестве примера можно привести сайт Астраханской региональной общественной организации сохранения и развития русской культуры "Кириллица» где можно познакомиться с условиями проведения таких конкурсов как: детский конкурс «Современная русская сказка», дизайнерский конкурс «Косоворотка», музыкальный конкурс «Электробалалайка». Но на фоне этих данных вполне актуально звучат слова губернатора сказанные на заседание этнокон-фессионального совета при губернаторе Астраханской областиот 21.06.2013 г. «национально - культурным обществам, конфессиям и деноминациям, другим общественным объединениям граждан, органам исполнительной власти Астраханской области и органам местного самоуправления муниципальных образований в информа-

ционно-просветительских целях активнее использовать сайт этноконфессионального совета при Губернаторе Астраханской области для размещения информации об этно-конфессиональной жизни в регионе.» [2.]

Одной из основных задач национальных обществ, как было уже сказано выше, является возрождение, сохранение и развитие национальной культуры и истории, народного творчества, декоративно-прикладного искусства, национальных традиций, обычаев, праздников. Все эти задачи как правило решаются во время репрезентации национального праздника, который имеет своеобразный сценарий. В качестве примера можно рассмотреть празднование Международного дня Наурыз. В сентября 2009 года ЮНЕСКО включил Наурыз в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Поэтому в наши дни Наурыз отмечается как международный день.

Хотя Наурыз в разных странах, в связи с национальными особенностями, проводится по-разному, всем им присуща одна общая черта. Это - ритуал приготовления особой пищи, которая состоит из семи элементов, преимущественно из растительных продуктов. Это представляет собой символ начала нового года и прощание со старым годом. Праздник Наурыз символизирует равенство людей, свободу и демократию: в этот день даже снохе и зятю позволено шутить с тестем, что обычно запрещается. Молодые стараются больше общаться с многоопытными в жизненных делах старшими. Наурыз, день равенства мужчин и женщин, детей и стариков, богатых и бедных; праздник уважения к старшему, любви к младшему.

В Астрахани впервые праздник отметили в 1998 году как общетюркский. С тех пор стало традицией в дни Наурыза торжественно регистрировать рождение детей, нарекать именем или проводить тусау кесер (развязывание пут). Впоследствии и в Красноярском районе Астраханской области в селах Кривой Бузан, Байбек в праздничные дни Наурыза стараются проводить национальные свадебные церемонии. В Камызякском районе традиционным стал конкурс «Коркем кыз» среди девочек 7— 10-х классов на знание родного языка, пословиц, поговорок. «Мы намеренно наполняем празднование Наурыза народными обычаями: чтобы наши дети росли в национальной атмосфере, чтобы привыкали к звучанию родной речи, чтобы чувствовали ее и понимали старших», — говорят сегодня аксакалы Астраханского общества казахского языка и культуры. [4.]

Вполне понятно что, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.

Кроме того в рамках каждого национального общества действуют школы декоративно-прикладного искусства, народного танца, родного языка, традиционной кухни, а на примере Астраханской областной общественной организации татарской национальной культуры «Дуслык» можно говорить о периодических изданиях газеты на татарской языке «Идель» и о постановках национального татарского театра.

Особого внимания стоит не совсем заметная, но очень важная работа проводимая данными обществами и организациями в сфере защиты правовых интересов и оказания юридической помощи членам диаспоры оказавшихся в трудных ситуациях.

Особо хотелось отметить то, что областные общества национальных культур активно сотрудничают друг с другом традиционно принимая участие в праздновании не только своих национальных праздников, но и часто бывают дорогими и желанными гостями на праздничных мероприятиях связанных с культурой другого этноса. Кроме того ежегодные творческие проекты, направленные на формирование толерантности и межэтничного диалога среди жителей Астраханской области и направленные на пробуждение интереса и уважения астраханцев к культуре других народов, объединяют многочисленные творческие коллективы национальных обществ на одной площадке. Снискали авторитет и популярность межрегиональный фестиваль

народного творчества «Живая вода», международный фестиваль национальных культур «Астрахань национальная», международный этнографический фестиваль-конкурс «Голоса Золотой степи», международный фестиваль театров кукол «Каспийский берег». В сентябре 2013 года Астрахань стала столицей Международного культурно-туристического форума Прикаспийского сотрудничества, в рамках которого была организована этнографическая ярмарка, так же конкурс среди юных представительниц национальных обществ "Краса Этно". С каждым годом таких объединяющих мероприятий становится все больше, так наиболее масштабное мероприятие проекта в ближайшем будущем - создание "Организации Наций Астрахани" (в сокращенном варианте - ОНА) и флеш-моб "Танцы мира". [3.]

Огромную роль в реализации своих основных задач национальные общества возлагают на доступные средства массовой информации, поэтому не одно культурное мероприятия проводимое в рамках деятельности того или иного культурного общества не проходит без визитов корреспондентов и журналистов, с целью дальнейшего оповещения жителей и гостей города и области. «Телевизионным компаниям, общественно-политическим газетам и другим региональным средствам массовой информации в целях формирования в обществе атмосферы веротерпимости, межконфессионального сотрудничества, практики межконфессионального взаимодействия и согласия, формирования уважения к истории, культуре и религиям народов, проживающих на территории Астраханской области объективно и на постоянной основе освещать каноническую и социальную деятельность религиозных объединений, продолжить практику анонсирования конфессиональных праздников и памятных дат конфессий и деноминаций, деятельность образовательных религиозных учреждений области, шире освещать события и значимые мероприятия в сфере реализации государственной национальной политики.» [2.]

Безусловно, большую роль в решении межнациональных проблем играет межкультурное взаимодействие, однако в своих выступлениях представители национально-культурных обществ Астрахани обращали внимание на отсутствие постоянного места для проведения мероприятий. Глава региона А.А. Жилкин предложил передать в распоряжение национально-культурных обществ здание Музыкального театра в парке "Аркадия". «Александр Жилкин согласился с вариантом министра культуры Астраханской области Ирины Тарасовой открыть на базе этого здания Дом дружбы народов Астраханской области и придать ему статус государственного учреждения, чтобы национальные общества получили возможность проводить там репетиции, концерты и иные культурные мероприятия. А.А. Жилкин предложил также использовать национально-фольклорную тематику в оформлении парка.» [3.]

В конце статьи автору хотелось бы подвести итог данному исследованию сказав, что община, в лице национально-культурных обществ и организаций в виде их культурно-просветительской работы, выполняет очень важную роль своеобразной "подушки безопасности" как для новоприбывших мигрантов так и для постоянных членов диаспоры.

Список литературы

1. История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области -http://etnokonf.astrobl.ru

3. В Астрахани появился парк дружбы народов. http://www.volgaru.ru

4. http://astrobl.ru

5. Астраханская региональная общественная организация и развития русской культуры "Отчизна" http://otchizna30.ru

6. Астраханская региональная общественная организация сохранения и развития русской культуры "Кириллица" http://www.kirillica.org

References

1. Istorija Astrahanskogo kraja: Monografija. - Astrahan': Izd-vo Astrahanskogo gos. ped. unta, 2000. 1122 s.

2. Jetnokonfessional'nyj sovet pri Gubernatore Astrahanskoj oblasti -http://etnokonf.astrobl.ru

3. V Astrahani pojavilsja park druzhby narodov. http://www.volgaru.ru

4. http://astrobl.ru

5. Astrahanskaja regional'naja obshhestvennaja organizacija i razvitija russkoj kul'tury "Otchizna" http://otchizna30.ru

6. Astrahanskaja regional'naja obshhestvennaja organizacija sohranenija i razvitija russkoj kul'tury "Kirillica" http://www.kirillica.org

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЫХ АСТРАХАНЦЕВ1

Романова Анна Петровна, доктор философских наук, профессор

Астраханский государственный университет

414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: [email protected]

Харченко Марина Викторовна, студентка

Астраханский государственный университет

414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail:[email protected]

Культурная память и культурное наследие - понятия близкие и взаимосвязанные. Однако далеко не всегда то культурное наследие, которое мы имеем, фиксируется в нашей культурной памяти. Статья представляет собой анализ пилотных социологических исследований, посвященных месту памятников, связанных с культурным наследием региона в культурной памяти студенческой молодежи. В статье анализируются те предпочтения, которые студенты оказывают той или иной исторической фигуре, связанной с Астраханью и внесшей вклад в ее культурное наследие.

Ключевые слова: культурное наследие, культурная память, места памяти, монумент, забвение, социологические исследования

CULTURAL HERITAGE IN CULTURAL MEMORY OF YOUNG RESIDENTS OF ASTRAKHAN

Romanova Anna P., D.Sc. (Philosophy), Professor Astrakhan State University

20a Tatischev st., 414056, Astrakhan, Russian Federation E-mail: [email protected]

Kharchenko Marina V., Student Astrakhan State University

20a Tatischev st., 414056, Astrakhan, Russian Federation E-mail: [email protected]

Cultural memory and a cultural heritage are closed and interconnected concepts. However not always, that cultural heritage which we have, is fixed in our cultural memory. Article represents the analysis of the pilot sociological researches devoted to a place of monuments, connected with

Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» «2012-1.1-12-000-3003-056» «Культурная память и культурное наследие фронтира».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.