Научная статья на тему 'Роль национальных и федеральных проектов в оптимизации государственных программ в сфере науки и высшего образования'

Роль национальных и федеральных проектов в оптимизации государственных программ в сфере науки и высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая экономика / цифровые инновации / цифровизация высшего образования / цифровые технологии / государственная политика / digital economy / digital innovation / digitalization of higher education / digital technologies / public policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Анатольевна Полянина

В работе отражены результаты оценки направлений использования средств федерального бюджета на реализацию стратегии цифровой трансформации в сфере науки и высшего образования. На основе анализа официальных данных об использовании государственных ресурсов для цифровой трансформации в высших учебных заведениях были выявлены потенциальные стратегии государственной политики, которые учитывают риски, а также предлагают меры для их смягчения или устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of national and federal projects in optimizing state programs in science and higher education

This paper reflects innovative practices in the management of federal budget expenditures in the field of science and higher education and the results of the assessment of their use. On the basis of the analysis of official data on the use of public resources aimed at the digital transformation of higher education institutions, the proposed directions of public policy were established in relation to the risks and measures to mitigate or eliminate them.

Текст научной работы на тему «Роль национальных и федеральных проектов в оптимизации государственных программ в сфере науки и высшего образования»

Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 231—236. Audit journal. 2024;(2):231 —236.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-2-231 -236 NIION: 201 7-0074-2/24-067

EDN: https://elibrary.ru/XNHFJN MOSURED: 77/27-021-2024-02-267

Роль национальных и федеральных проектов в оптимизации государственных программ в сфере науки и высшего образования

Ольга Анатольевна Полянина

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия, Olga.polyaninaa@gmail.com

Аннотация. В работе отражены результаты оценки направлений использования средств федерального бюджета на реализацию стратегии цифровой трансформации в сфере науки и высшего образования. На основе анализа официальных данных об использовании государственных ресурсов для цифровой трансформации в высших учебных заведениях были выявлены потенциальные стратегии государственной политики, которые учитывают риски, а также предлагают меры для их смягчения или устранения.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые инновации, цифровизация высшего образования, цифровые технологии, государственная политика

Для цитирования: Полянина О.А. Роль национальных и федеральных проектов в оптимизации государственных программ в сфере науки и высшего образования // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 231—236. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-231-236. EDN: https://elibrary.ru/XNHFJN.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Original article

The role of national and federal projects in optimizing state programs in science and higher education

Olga A. Polyanina

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, Olga.polyaninaa@gmail.com

Abstract. This paper reflects innovative practices in the management of federal budget expenditures in the field of science and higher education and the results of the assessment of their use. On the basis of the analysis of official data on the use of public resources aimed at the digital transformation of higher education institutions, the proposed directions of public policy were established in relation to the risks and measures to mitigate or eliminate them.

Keywords: digital economy, digital innovation, digitalization of higher education, digital technologies, public policy For citation: Polianina O.A. The role of national and federal projects in optimizing state programs in science and higher education // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(2):231—236. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-231-236. EDN: https://elibrary.ru/XNHFJN.

© Полянина О.А., 2024

Введение. В связи с активным развитием постиндустриального общества государство вынуждено принимать необходимые меры, которые обеспечат не только поддержание цифровизации в ее глобальных масштабах, но и совершенствование национальной и экономической безопасности.

Цифровые инновации затрагивают в том числе и сферу экономики, что в дальнейшем зафиксировано среди исследователей в виде категории «цифровая экономика». Отметим, что среди исследователей, а также политиков нет конкретного мнения относительно формулировки этого термина. В этой связи, осуществляя анализ и обобщение разнообразных подходов непосредственно по этой проблеме, целесообразно зафиксировать следующее определение цифровой экономики: это компьютеризированная среда (экономическая), регулирующая и реализующая имеющиеся нормативные базы, по направлению экономики, а также реализующая выполнение процессов на разнообразных рынках (например, капиталов, ценных бумаг) с применением соответствующих инструментов специального виртуального типа и цифровых данных.

Связь цифровой экономики с образовательным процессом: важно, чтобы цифровые инновации были реализованы не только на предприятиях, но и в образовательных учреждениях. Эти инновации должны быть изучены специалистами, имеющими соответствующую квалификацию, и внедрены на раннем уровне, непосредственно в самом начале цифрового сознания индивидов в рамках образовательного процесса.

Актуальность направления. В последние годы государство покинуло примерно 100 тыс. специалистов, которые специализировались в области информационных систем и технологий (данные РБК) [8]. В связи с этим страна была вынуждена реализовывать соответствующие условия и возможности для образовательного и научного процессов. Пришла необходимость в создании условий обучения новых цифровых специалистов и проведения исследований отдельных инструментов цифровой экономики, направленных непосредственно на восстановление объемов ресурсов (трудовых) в сфере цифровых технологий и уравновешивания положения экономической госбезопасности.

Цель исследования — определение направлений использования бюджетных ассигнова-

ний федерального бюджета Российской Федерации на реализацию подходов в области инноваций и цифровой трансформации по направлению высшего образования и науки.

Задачи исследования:

• исследование федеральных проектов национального проекта «Цифровая экономика», которые относятся непосредственно к цифровизации работы вузов в Российской Федерации, в том числе расходов на указанные проекты;

• ознакомление с подходами цифровиза-ции учебного процесса вузов;

• прогнозирование направлений цифро-визации в сфере образования, науки и экономики после внедрения соответствующих технологий цифровой экономики;

• выявление рисков и предложение совокупной системы необходимых мер, направленных непосредственно на учреждение или нивелирование их воздействия.

Состав крупного национального проекта «Цифровая экономика» включает в себя много различных направлений в рамках единого информационного пространства, например: «цифровые технологии», «нормативное регулирование цифровой среды», «искусственный интеллект» и т.д. [5]. Данные направления отражаются в рамках исследования, но особое внимание следует акцентировать на двух — развитие кадрового потенциала для отрасли информационных технологий и кадры для цифровой экономики.

В пределах данных направлений в сфере высшего образования (далее — ВО) перед государством встают такие важные задачи:

• доступность обучения по программам образования;

• обеспечение интернет-сервисами образовательных учреждений, которые реализуют необходимые программы в области ВО;

• по направлению цифровых технологий к 2024 г. свыше 210 тыс. студентов должны обеспечиваться квалификацией (дополнительной).

Результаты данных задач:

1) у студентов потенциально имеется возможность получения 50-процентной скидки от государства на прохождение обучения по курсам ИТ-отраслей;

2) в перспективе станет больше прием на бюджетные места в вузах на специальности,

связанные с таким направлением, как ИТ, почти до 120 тыс. чел. за 12 мес.;

3) 80 тыс. обучающего персонала вузов пройдут повышение квалификации по программам ИТ-отраслей.

Чаще всего данные программы — это только база для вузов. Конечно, решение лежит на управлении учреждения, которое обязано разрабатывать стратегию, формировать основные субъекты, обеспечивать безопас-

ность, создавать систему мер и методов, а также внедрять цифровые технологии в рабочий процесс.

Одной из стратегий, которая включает подходы цифровой трансформации научной отрасли и высшего образования, является Стратегия цифровой трансформации [4].

Ниже представлены проекты, направленные непосредственно на цифровизацию образовательного процесса (табл. 1).

Таблица 1. Проекты Стратегии цифровой трансформации научной отрасли и ВО

Наименование проекта Описание проекта

Центр обработки данных Система методов и инструментов, направленных на улучшение качества данных и оптимизацию работы руководства

Архитектура цифровой трансформации Комплексное сопровождение организаций в сфере науки и образования для их цифровизации

Цифровой университет Разработка и внедрение цифровых сервисов в образовательный процесс вузов

Единая платформа науки Создание цифровой экосистемы для улучшения исследований и снижения затрат

Маркетплейс программного обеспечения и оборудования Формирование информационной среды для взаимодействия вузов и поставщиков оборудования

Цифровое образование Повышение уровня цифровых навыков обучающихся и преподавателей

Сервис управления Оптимизация и регламентация бизнес-процессов через ИС

Отметим, что по проекту «Госрасходы» были получены, а также графически представлены соответствующие данные по российским вузам (рис. 1) [2].

При анализе данных относительно выделенных субсидий в рамках проекта «Цифровая экономика» обратим внимание, что среди лидеров выделяются следующие университеты: 1) РАНХиГС (31,1%);

2) «ИННОПОЛИС» (14,8%);

3) НИУ «Высшая школа экономики» (10,9%). Основные позиции по размеру субсидий в

рамках общего рейтинга занимают такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Томск. Это говорит о том, что центр внимания смещен непосредственно со столичных регионов в сторону развития других территорий.

22,3 %

6,7 %

6,8 %

,2%

□ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

□ УНИВЕРСИТЕТ ИННОПОЛИС

□ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

□ УРАЛЬСКИИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

□ УНИВЕРСИТЕТ "МИФИ"

□ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

□ Другие ВУЗы

10,9%

Рис. 1. Субсидирование высших учебных заведений (структура) в соответствии с реализацией проекта «Цифровая экономика»

Вопрос получения утвержденных данных относительно реализации госресурсов в процессе инновационного развития вузов, является сложным ввиду существующего состояния национального проекта «Цифровая экономика». Однако при анализе на макроуровне процесса исполнения программы цифрового развития можно выделить некоторые из результатов российских университетов: ГАУП сконцентрировал собственные силы на трех проектах: управленческая система, которая базируется на данных (цифровых); общая среда (коммуникативная), предназначенная для

Хотя цифровая среда имеет свои преимущества, она является для российского общества относительно новым явлением даже при том, что активно внедряется в различные сферы жизни. Учитывая изложенное, необходимо обратить внимание на возможные риски, связанные с цифровизацией деятельности вузов Российской Федерации, которые требуют реагирования со стороны государства.

Риски цифровой трансформации ВО представлены в табл. 3 [7, с. 84—88].

Риски должны быть уменьшены или устранены за счет проведения государственной политики в области цифровизации и ИТ. Государственная политика должна выполнять следующие функции:

персонала; мотивация обучающихся лиц к процессу обучения ИТ-специальностям [1].

Положительный исход этого проекта, безусловно, нужно зафиксировать исходя из проведенного анализа вопросов цифровой экономики, в том числе цифровой инновации образовательной сферы, для обнаружения пользы реализации данного проекта государством.

Вероятные результаты реализации цифро-визации высшего образования и научной сферы разделим на соответствующие группы (табл. 2).

• контролировать субсидированные ресурсы федерального бюджета в вузах;

• распределять вышеперечисленное внутри каждого учреждения;

• организовать направление квалифицированных специалистов к субъектам для проведения обучающих мероприятий, включая курсы, вебинары и лекции, предназначенные преимущественно для педагогов местных вузов;

• проводить конкурсы и олимпиады для стимулирования интереса к ИТ-сфере;

• улучшать нормативно-правовую базу с целью снижения количества киберпре-ступлений, утечек личных данных, уменьшения объема бюрократических процессов в образовательных в вузах.

Таблица 2. Группы предполагаемых результатов цифровизации высшего образования

Предполагаемые результаты Доля, %

На микроуровне

Улучшение уровня навыков студентов и преподавателей 31,2

Преобразование образовательной инфраструктуры 14,9

Оптимизация образовательного процесса и упрощение включения студентов 10,9

Обеспечение для студентов с ОВЗ наиболее доступной среды 7,3

Изменение экономических процессов внутри университетов 6,8

Привлечение внимания инвесторов к образовательным учреждениям 6,7

На глобальном уровне

Расширение общественного просвещения и культуры 22,3

Снижение безработицы и заполнение пробелов в рынке труда Другие университеты

Улучшение качества государственных проектов Томский государственный университет

Повышение устойчивости и гибкости экономики Высшая школа экономики

Обеспечение экономической безопасности Уральский федеральный университет

Риски цифровизации Описание риска

Использование иностранных цифровых программ Может снизить развитие отечественных разработок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ухудшение основных навыков лиц, проходящих обучение Автоматизация обучающего процесса приводит к снижению данных навыков

Недостаток технического оборудования Он возможен как у самих учебных заведений, так и у студентов и преподавателей

Атаки хакеров и утечки личных данных Могут привести к тому, что будет утрачена конфиденциальность необходимой информации

Утрата социального взаимодействия в образовательном процессе Уменьшение количества времени, проведенного непосредственно между участниками обучения (потеря контакта «человек-человек»)

Отсутствие заинтересованности к использованию цифровых технологий Увеличение времени на то, чтобы пройти обучения из-за отсутствующего интереса

Рост числа неработающих педагогов старшего поколения Возможен из-за сложности обучения новым цифровым технологиям (в результате повышается вероятность возникновения того, что будут отсутствовать необходимые для обучения студентов компетенции)

Ухудшение качества образования Отсутствие соответствующего контроля за обучением и выполнением работ, которые включены в образовательный план

Несоответствие законодательства цифровизации Возможно затруднение внедрения новых цифровых технологий

Замещение отечественных компаний и технологий Иностранные компании могут оказать давление на отечественный рынок

Заключение. Таким образом, отказ от цифровизации в образовательной сфере может привести к серьезному ослаблению трудовых ресурсов, потере потенциала страны с экономической точки зрения и снижению уровня экономической конкурентоспособности в целом [3, с. 49—52].

Регулирование развития, повышение качества, направление положительных результатов и тенденций в отрасли государственными органами, а также развитие научной деятельности и создание инновационных разработок в сфере информационных технологий — это аспекты, которые могут стать важной составляющей для укрепления позиций в экономике, а также во внутренних и внешних сферах государственной деятельности.

Список источников

1. Вопросы выживания: как российские вузы проходят цифровую трансформацию // URL: interfax.ru (дата обращения: 15.03.2024).

2. Госрасходы // URL: https://spending. gov.ru (дата обращения: 20.10.2022).

3. Кора Н.А. Необходимость трансформации высшего образования в условиях цифро-визации общества // Вестник АмГУ. Благовещенск, 2020. С. 49—52.

4. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации // URL: https://minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 15.03.2024).

5. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации // URL: https://digital.gov.ru/ru (дата обращения: 15.03.2024).

6. Понизовкина И.Ф. Цифровизация ВО: перспективы и риски // Право и практика. М., 2020. С. 194—202.

7. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. Самара, 2019. С. 84—88.

8. Чебакова Д. Участники рынка оценили новую волну уезжающих из России айтишни-

ков // URL: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 15.03.2024).

References

1. Survival issues: how Russian universities undergo digital transformation // URL: inter-fax.ru (date of application: 03/15/2024).

2. Government expenditures // URL: https:// spending.gov.ru (date of reference: 10/20/2022).

3. Kora N.A. The need to transform higher education in the context of digitalization of society // Bulletin of the AmSU. Blagoveshchensk, 2020. pp. 49-52.

4. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation // URL: https:// mi-nobrnauki.gov.ru (date of application: 03/15/2024).

5. Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation // URL: https://digital.gov.ru/ru (date of reference: 03/15/2024).

6. Ponizovkina I.F. Digitalization of the military: prospects and risks // Pravo i praktika, M., 2020. pp. 194-202.

7. Strekalova N.B. Risks of introducing digital technologies into education // Bulletin of the Samara University. History, pedagogy, philology. Samara, 2019. pp. 84-88.

8. Chebakova D. Market participants appreciated the new wave of IT specialists leaving Russia // URL: https://www.rbc.ru / (date of access: 03/15/2024).

Информация об авторе

О.А. Полянина — аспирант Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Information about the author O.A. Polyanina — Graduate Student at Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редакцию 18.03.2024; одобрена после рецензирования 17.04.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 18.03.2024; approved after reviewing 17.04.2024; accepted for publication 15.05.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Международный маркетинг: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» / под науч. ред. М. Э. Сейфуллаевой, Ю.А. Цыпкина; под общ. ред. Н.Д. Эриашвили. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 239 с.

ISBN 978-5-238-03875-9

Раскрыто содержание основных вопросов международного маркетинга, характеризующих его сущность в современных условиях, среду международного бизнеса, особенности исследований зарубежных рынков, вопросы товарной политики ТНК и конкурентоспособности как экспортного товара, так и международной компании. Изложена специфика международных систем распределения и товародвижения, международных маркетинговых коммуникаций. Рассмотрены основные стратегические решения в международном маркетинге, а также формы выхода ТНК на внешние рынки. Сформулированы профессиональные компетенции для студентов. Для закрепления знаний по каждому разделу учебника приведены контрольные вопросы, тестовые задания, примеры анализа практических ситуаций.

Для подготовки бакалавров и магистров экономики по направлению «Менеджмент», профиль «Маркетинг» в образовательном процессе экономических вузов через комплекс дисциплин: «Международный маркетинг», «Международный менеджмент», «Управление маркетингом», «Стратегический маркетинг», «Международные маркетинговые стратегии», «Кросс-культурный маркетинг»; в учебных дисциплинах системы послевузовского образования и повышения квалификации; а также для практической деятельности менеджеров российских транснациональных компаний в целях разработки эффективной международной маркетинговой стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.