Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ'

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБЩЕНИЕ / ЭТИКЕТ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ НАРОДА / ЭТНОКУЛЬТУРА / ГОСТЕПРИИМСТВО / КУНАЧЕСТВО / ТРАДИЦИЯ / НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гелястанова Эльмира Хусеиновна

В работе дан общий анализ специфики развития духовно-нравственных истоков этнопедагогики кабардинцев и балкарцев в рамках северокавказского культурного процесса. Выявлены основные закономерности его последовательного развития не только в процессе становления, но и на стадии полноценного формирования как неотъемлемого компонента этнопедагогической культуры коренных народов КБР. Духовные ценности народа, его традиции, нормы поведения в течение многих веков всегда играли решающую роль в воспитании и становлении подрастающего поколения, в формировании его нравственных, этических, трудовых и социальных качеств в целом. Переработка и осмысление явлений духовной культуры и этикетных норм поведения прошлого поможет строить педагогическую культуру и этнопедагогическую науку будущего. Без учёта особенностей этносов, их традиций воспитания, религиозного учения о морали и нравственности человека не может быть полной и объективной картины воспитания человека. Поэтому формирование этических норм гуманного поведения детей и молодёжи на основе духовных ценностей народа, умеющего адаптироваться к сегодняшним переменам в обществе, является важнейшей задачей. Между тем, народная педагогика, обладающая богатейшим воспитательным потенциалом, являющаяся исконным носителем «адат», на основе национального этикета, всё еще остаётся невостребованной. Объективная оценка исторической роли этих социальных явлений, изучение воспитательного влияния различных общественных институтов, является важнейшей задачей кабардинцев и балкарцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NATIONAL CHARACTER IN ETHNOPEDAGOGICAL EDUCATION SYSTEM

The paper presents a general analysis of the specificity of the spiritual and moral roots ethnopedagogics Kabardians and Balkar within the North Caucasian cultural process. The basic laws of its consistent development not only in the making, but also at the stage of formation of high-grade as an integral component ethnopedagogical indigenous culture CBD. Spiritual values of the people, its traditions, norms of behavior for many centuries has always played a crucial role in educating and upbringing the younger generation, the formation of the moral, ethical, labour and social qualities in General. Processing and interpretation of phenomena of spiritual culture and etiquette norms of behavior of the past will help build a culture of pedagogical and ethno-pedagogical science of the future. Without considering the peculiarities of ethnic groups, their traditions, religious teachings about morality of man cannot be complete and objective picture of the person's upbringing. Therefore, the formation of ethical standards of humane behaviour of children and young people on the basis of spiritual values of the people, able to adapt to the current changes in society, is a major challenge. Meanwhile, national pedagogy, which has a rich educational potential, a primordial vehicle «ADAT», on the basis of national etiquette, still remains unclaimed. Objective assessment of the historical role of these social phenomena, the study of educational impact of various public institutions, is the most important task of Kabardians and Balkarians.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ»

УДК 378

Гелястанова Э. Х.

Gelyastanova E. Kh.

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

THE ROLE OF NATIONAL CHARACTER IN ETHNOPEDAGOGICAL

EDUCATION SYSTEM

В работе дан общий анализ специфики развития духовно-нравственных истоков этнопеда-гогики кабардинцев и балкарцев в рамках северокавказского культурного процесса. Выявлены основные закономерности его последовательного развития не только в процессе становления, но и на стадии полноценного формирования как неотъемлемого компонента этнопедагогической культуры коренных народов КБР.

Духовные ценности народа, его традиции, нормы поведения в течение многих веков всегда играли решающую роль в воспитании и становлении подрастающего поколения, в формировании его нравственных, этических, трудовых и социальных качеств в целом.

Переработка и осмысление явлений духовной культуры и этикетных норм поведения прошлого поможет строить педагогическую культуру и этнопедагогическую науку будущего. Без учёта особенностей этносов, их традиций воспитания, религиозного учения о морали и нравственности человека не может быть полной и объективной картина воспитания человека. Поэтому формирование этических норм гуманного поведения детей и молодёжи на основе духовных ценностей народа, умеющего адаптироваться к сегодняшним переменам в обществе, является важнейшей задачей. Между тем, народная педагогика, обладающая богатейшим воспитательным потенциалом, являющаяся исконным носителем «адат», на основе национального этикета, всё еще остаётся невостребованной.

Объективная оценка исторической роли этих социальных явлений, изучение воспитательного влияния различных общественных институтов, является важнейшей задачей кабардинцев и балкарцев.

Ключевые слова: национальный характер, эт-нопедагогика, воспитательный процесс, общение, этикет, духовные ценности народа, этнокульту-ра, этносоциум, гостеприимство, аталычество, куначество, традиция, обычай, нормы поведения.

The paper presents a general analysis of the specificity of the spiritual and moral roots ethnope-dagogics Kabardians and Balkar within the North Caucasian cultural process. The basic laws of its consistent development not only in the making, but also at the stage of formation of high-grade as an integral component ethnopedagogical indigenous culture CBD.

Spiritual values of the people, its traditions, norms of behavior for many centuries has always played a crucial role in educating and upbringing the younger generation, the formation of the moral, ethical, labour and social qualities in General.

Processing and interpretation of phenomena of spiritual culture and etiquette norms of behavior of the past will help build a culture of pedagogical and ethno-pedagogical science of the future. Without considering the peculiarities of ethnic groups, their traditions, religious teachings about morality of man cannot be complete and objective picture of the person's upbringing. Therefore, the formation of ethical standards of humane behaviour of children and young people on the basis of spiritual values of the people, able to adapt to the current changes in society, is a major challenge. Meanwhile, national pedagogy, which has a rich educational potential, a primordial vehicle «ADAT», on the basis of national etiquette, still remains unclaimed.

Objective assessment of the historical role of these social phenomena, the study of educational impact of various public institutions, is the most important task of Kabardians and Balkarians.

Key words: national identity, pedagogy, educational process, communication, etiquette, spiritual values of the people, ethnic culture, etnosotsium, hospitality, Fosterage, kunachestvo, traditions, customs, norms of behavior.

Известия КБГАУ - № 1(11), 2016

Гуманитарные науки

Гелястанова Эльмира Хусеиновна -

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессонального обучения и русского языка, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 084 58 70

Gelyastanova Elmira Khuseinovna -

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor department of pedagogics professional education and the Russian language, FSBEI HE «Ka-bardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 928 084 58 70

Уважение к старшим в обычаях горца выступает как важная часть его морального облика. Почитание старшего по возрасту отвечает нормам горского воспитания юношей и девушек. В стремлении горца отвечать старшим заботой и вниманием, даже стараться угождать им, совершенно исключен элемент самоунижения, ибо в принципе он проявляет уважение не к конкретному человеку, а к обычаю. В моральном сознании балкарцев и кабардинцев человек этим не унижает себя, а наоборот, -возвышает, ибо руководствуется девизом, вынесенным незримым эпиграфом к незримым параграфам горского этикета: «Биреуге намыс этсенъ, кесинь намыслы болурса» («Воспитанный человек проявляет уважение к любому человеку»). «Намыс» - это понятие, включающее в себя такие категории, как честь, совесть, корректность, воспитанность, уважение к достоинству других и собственному, следование лучшим правилам. Приведенное изречение применительно к нашей теме можно перевести так: «Если ты проявляешь «намыс» по отношению к кому-то, то этим делаешь «на-мыс» не кому-нибудь, а себе самому» [1].

Общественное мнение балкарцев, карачаевцев, кабардинцев, равно как и всех горцев, за лучшую добродетель почитало скромность, и было направлено всегда против бахвальства, зазнайства, излишней гордости. Сатира фольклора беспощадна к мужчинам, уронившим свое горское достоинство. Еще более строго она относится к тем, кто изменяет правилам сдержанного тона, хвалится в обществе своей силой, отвагой или умом. Недаром самые героические персонажи устного народного творчества - это люди чрезвычайно скромные, порой даже скрывающие от других, что они совершили какие-то выдающиеся подвиги [2].

В национальном характере горцев, такие превалирующие черты, как свободолюбие, стремление к отваге, любовь к родной земле очевидны. Изучение национальной психоло-

гии горцев, как и психологии, характера другого народа - занятие весьма благородное, но и сложное. При этом следует помнить всегда, что нет каких-либо качеств, присущих только тем или иным народам. Идеализация национальных черт характера, утверждение их исключительности, отрыв нравственного бытия народа от социальной почвы его жизни, равно как и игнорирование того нового, что внесли в психологию народов изменения, происшедшие в нашей стране, не могут быть не учтены при исследовании феномена национального характера. В воззрении на национальный характер горцев давно укоренилось мнение, что он формируются, благодаря суровым испытаниям, выпавшим на их долю. Происхождение такого взгляда вполне объяснимо. Горцам приходилось быть воинами в силу тех исторических условий, в которых протекало развитие народов. Не было, пожалуй, в истории периода, когда народам Кавказа не приходилось с оружием в руках отстаивать свободу своей Родины и право на существование. Свобода в народном понимании - это не только физическая независимость, но гарантия неприкосновенности всей идеологической надстройки, веками возведенной над бытием, полный ее суверенитет. И всякий намек на моральное угнетение, на ущемление укоренившихся веками представлений о чести и достоинстве непременно вызывал на Кавказе блеск обнаженного кинжала.

Как и у многих других народов, исторический облик, этнопсихологические признаки национального характера формировались не только за счет «внутренних ресурсов», но также в результате контактов, общений и столкновений со многими воинственными племенами, с которыми им приходилось делить место под небом. И не удивительно, что именно воинственные черты характера горцев оказывались в центре внимания многих заметных, талантливых творений [3].

В период сражений за Кавказ, когда враг был близок, особенно остро вставал вопрос о борьбе с такими пороками человеческого характера, как трусость, малодушие, предательство, возникал вопрос о создании вокруг людей, способствующих этим явлениям, невыносимой моральной атмосферы. Именно так и проявляется национальный характер. История формирует и изменяет национальный характер, выявляющийся как своего рода психологическая закономерность, при рассмотрении множества этнически близких человеческих индивидуальностей. Но, кто бы ни занимался проблемой национального характера - художник, критик, социолог, историк, - учет множественности факторов реальных проявлений национального характера при попытке синтеза, обобщения необходим и должен сказаться на результатах исследования, так как человек вырастает на национальной почве, непрерывно получая от нее энергию жизнедеятельности.

Национальный характер - многоаспектное и динамичное явление. Трудно учесть все факторы, которые воздействуют на его доминирующие качества, но принципы социально-исторической конкретности, закономерности исторического развития этноса и национальной психологии, выступающей основой воспитания очевидны. Изучение форм проявления национального во всей идеологической надстройке общества, в целом, в системе воспитания, в частности, приобретает в наши дни особый интерес, и его исследование требует внимания к историческо-культурному опыту народа, тем более, социальное содержание жизни народа динамично.

В последние десятилетия наблюдалось не столько ослабление внимания к национальной проблематике в ее действительной глубине и сложности, но и падение роли национального фактора в обществе. Это обусловлено многими причинами, в том числе непониманием специфики духовной жизни, некомпетентно-

Литература

1. Абаев М.К. Балкария. Нальчик, 1992. С. 13.

2. Джуртубаев М. Душа Балкарии. Нальчик, 1997. С. 78.

3. Джусойты Н. О национальной самобытности писателя // Вопросы литературы. 1968. №12. С. 59.

стью организаторов культурной политики и т. п.

Национальный характер, как известно, понятие сложное, трудно поддающееся точному описанию и определению и все еще недостаточно и не до конца изученное. На наш взгляд, его следует понимать как совокупность этнических, исторических, философских и психологических качеств, идеалов и представлений, выработанных народами веками, неодинаково обнаруживающихся в отдельной личности, исторически изменяющихся и тем не менее устойчивых.

В своих основных, ведущих чертах национальный характер кристаллизуется под воздействием социально-экономической и культурно-исторической действительности, что не исключает и влияния биологических, этнических факторов, роли природной, географической среды.

Все это приводит к следующему выводу: без глубокого, конкретного и объективного анализа этого феномена невозможно понимание закономерностей развития национальной культуры и плодотворное управление национальными процессами и их прогнозирование, что немаловажно на данном этапе развития современного общества, когда происходит переосмысление нравственно-этических и моральных ценностей.

Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней высокого морального чувства как единственно точного барометра, измеряющего нравственный пульс общества.

Не бывает в истории государства эпохи «нравственного безвременья», а если, вдруг, такое и случилось, то такие «метастазы» нравственной девальвации и моральной деградации общества чреваты еще более страшными заболеваниями для него: национализмом, шовинизмом, геноцидом народов и др.

References

1. Abaev M.K. Balkariya. Nalchik, 1992. S. 13.

2. Dzhurtubaev M. Dusha Balkarii. Nalchik, 1997. S. 78.

3. Dzhusojty N. O natsionalnoj samobytnosti pisatelya // Voprosy ШегаШгу. 1968. №12. S. 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.