■www.sibac.info
СЕКЦИЯ 10. «ПЕДАГОГИКА»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
Золотарева Ирина Султановна
канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой педагогики Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки Кабардино-Балкарского государственного университета,
Заслуженный учитель КБР, РФ, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик E-mail: irina-sultanovna@;yandex. ru
ECCLESIASTICAL AND MORAL UPBRINGING IN FOLK PEDAGOGY OF KABARDIAN AND BALKARIAN
Irina Zolotareva
сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Pedagogy Chair, Institute of Further Training and Professional Retraining of Kabardino-Balkaria State University, Honored Teacher
of Kabardino-Balkar Republic, Russia, Kabardino-Balkar Republic, Nalchik
АННОТАЦИЯ
Сегодня важно построить систему воспитания, стимулирующую самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование детей и молодежи, одновременно оказывая методическую помощь родителям. Достижению этой цели будет способствовать обращение к опыту народного воспитания. Данная статья посвящена анализу методов и средств нравственного воспитания кабардинцев и балкарцев.
ABSTRACT
Nowadays it is important to build a system of education that encourages self-education, self-development, self-improvement of children
www.sibac.info
and youth while providing methodological assistance to parents. An appeal to the experience of public education will contribute to the goal achievement. This article is devoted to the analysis of methods and means of moral education of the Kabardian and the Balkar.
Ключевые слова: народная педагогика; устные моральные кодексы горцев Адыгэ хабзэ; Тау адет; патриотическое воспитание; интернационализм.
Keywords: public pedagogy; verbal moral codes of hill people Adyghe Habze; Tau adet; patriotic education; internationalism.
В современной России вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи особенно актуален. В стране происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни, но мы видим и явное преобладание материальных ценностей над духовными, деформацию традиционных для нашего общества моральных норм и нравственных установок. Ключевой задачей школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, является формирование гражданской идентичности. Успешность этого процесса во многом зависит от эффективности изучения истории России, истории родного края и культуры народов, его населяющих.
Важно построить систему воспитания, стимулирующую самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование детей и молодежи, одновременно оказывая методическую помощь родителям. Достижению этой цели будет способствовать обращение к опыту народного воспитания.
Народная педагогика является не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления образовательных технологий. Она содержит в себе надежно проверенные временем и историческим отбором методы и средства воспитания.
Испокон веков в народе вырабатывался самобытный нравственный уклад, своя духовная культура, развивалось представление о совершенной личности. И, несмотря на своеобразие условий жизни народов, нашедшее отражение в национальном идеале, в основных человеческих качествах идеалы совершенной личности очень близки друг к другу.
В личностном идеале всех народов главное - не национальная принадлежность, а общечеловеческое начало.
Понять народ можно, лишь войдя в его духовный мир. Видный просветитель из Карачая Ислам-бий Крымшамхалов настоятельно
советовал наблюдателям или исследователям для того, чтобы понять Кавказ, войти в «былое хорошее», на чём и по сей день стоит древо жизни горцев. И хотя у этих народов пока отсутствуют знания чисто научные, у них «развит в высшей степени культ воспитания, а в душе горца сидит основательно и верно очерченный облик хорошего человека, которому он и поклоняется» [5, с. 133-134].
За свою многовековую жизнь кабардинцы и балкарцы создали многочисленные обычаи и традиции, игравшие ключевую роль в воспитании подрастающего поколения. Они чётко определяли все стороны воспитания, поведение члена общества в различных жизненных ситуациях. В народной педагогике горцев отражается борьба двух ведущих начал - добра и зла. По народным представлениям против зла необходимо бороться. В фольклоре, особенно в сказках, искатель и носитель добра, борец против зла встречается со всевозможными, порой кажущимися непреодолимыми преградами, но всегда добро торжествует над злом. Нравственные пороки уступают место положительным проявлениям характера героя: глупый становиться умным, ленивый - трудолюбивым, нечестный -честным. Эти превращения вселяют уверенность в слушателей в возможность нравственного самосовершенствования.
В кабардинской и балкарской педагогике большое место занимало нравственное воспитание человека. Высоко ценились нравственность, честь и совесть. Настоящий горец мог пожертвовать своей жизнью, лишь бы не потерять свою честь и совесть [4, с. 110].
Для кабардинцев и балкарцев честь и совесть были выше любого богатства и положения. Связывая с ними счастье человека, они говорили: «У кого нет чести и совести, у того нет и счастья». О человеке, который не сдержал слова, струсил, совершил какой-то бесчестный поступок по отношению к родным, близким или постороннему человеку, никогда не говорили, как о «настоящем кабардинце» или о «настоящем балкарце». Представления о чести были сопряжены с идеей долга: «Жизнь отдай и возьми честь» или «Береги (сохраняй) своё лицо (честь)» [1, с. 25].
Когда говорят, что у горца есть намыс (нэмыс), это означает, что для этого человека моральные требования горского этикета (Адыгэ хабзэ - для кабардинцев, Тау адет - для балкарцев) стали основой его поведения, важными моральными ценностями.
Данные кодексы устных законов состоят из разделов: «Адеб» -воспитание подрастающего поколения; «Нэмыс» - честь, совесть; «Уэркъ хабзэ», «Эден адет» - дворянский обычай.
www.sibac.info
Хотя кодексы эти очень объёмны, в них нет стремления к мелочной регламентации всех сторон жизни народа. Они создавались на протяжении многих лет, в них отсутствуют противоречия, нарушения целостной этической системы.
Требования Адыгэ хабзэ, Тау адета охватывают все стороны человеческой деятельности, содержат формы выражения моральной оценки. Одна из решающих черт совершенной личности у кабардинцев и балкарцев - любовь к Родине. Она всегда появлялась вместе с чувством родового и национального достоинства, воспитание которого составляло фундамент нравственного совершенствования личности. «Будь таким, чтобы по тебе хорошо судили о твоём народе, будь достойным сыном, дочерью своего народа».
Своим поведением, образом жизни не давать повода дурно думать о своём народе, не осквернять священную память о дедах, отцах, матерях, о лучших людях народа; своими патриотическими поступками приумножать славу народа - эта мысль проходит через кабардинскую и балкарскую народную педагогику. «Слава народа зависит от его сыновей и дочерей, поэтому они не имеют права поступать плохо» - внушается подрастающему поколению.
Интересы общества и счастье человека считались неразделимыми. Только вместе со своим народом человек может быть счастливым, только соединив свою судьбу с судьбой своего народа, он сможет иметь подлинное человеческое благополучие. Об этом говорят пословицы и поговорки: «Будет тебе то, что всему обществу: будет обществу плохо, значит и тебе будет плохо, будет обществу хорошо, и тебе хорошо» (адыг.), «Если враг на аул нагрянет, то страдает все население, а не только одна сакля» (карач., балк.).
Презрение кем-либо общественного мнения оценивается в народной педагогике как уродливое явление: «Кто не похож на весь аул, на плечах у того ослиная голова» (адыг.).
Народ понимает, что общество состоит из людей, и люди зависимы друг от друга: «Не отступай от дела, за которое поднялся весь народ» (карач., балк.), «О судьбе всего мира не думай, о судьбе своего народа не забывай» (Ёзден адет). Уважение к интересам своего народа неотделимо от воспитания у детей и молодёжи любви к своей Родине. Идея этой любви нашла яркое отражение в устном народном творчестве: существует много сказок, пословиц, песен, загадок о Родине. Народная педагогика знакомит детей с природой, обычаями, традициями, психологией, характерными нравственными признаками, присущими горцам, с помощью устного народного творчества.
Содержанию народных сказок, пословиц, поговорок, загадок и песен, преданий и легенд придавали глубокую идейность патриотические мотивы.
Олицетворением героизма и гуманизма, образцом для воспитания у детей и молодёжи любви к народу и Родине стали герои нартского эпоса Сосруко, Батраз, Бадыноко, Ерезмек, Сатаней и др. В их образах нашли отражение запросы, желания, мечты, устремления многих поколений, самые лучшие нравственные, умственные, физические и эстетические качества народа. Нартские герои выступают от имени рода, племени, народа и всегда готовы отдать жизнь за благополучие и счастье своего народа. В этом непреходящая воспитательная сила героев эпоса. Кто не служит беззаветно народу, тот не достоин человеческого звания - таков принцип всех нартских героев. И неудивительно, что подвиги и действия этих героев приобретают общечеловеческий, захватывающий характер.
Нарты - богатыри, герои - олицетворение всех самых лучших человеческих качеств. Народ-педагог создал их для воспитания и самовоспитания детей и молодёжи. Богатырь - патриот должен был быть сильным, храбрым, неустрашимым, воздержанным. Он должен был обладать высокими моральными качествами, из которых самыми главными считались патриотизм и гуманизм. «Герой живёт с мыслью об Отчизне. Глупец - о простокваше (Ёзден адет).
В фольклоре горцев Родина сравнивается с родителями, вскормившими, обласкавшими и вырастившими детей. Адыгские и карачаево-балкарские народные пословицы утверждают, что тот, кто не признаёт Родину, не отстаивает ее свободу и независимость, тот не признает и родного отца.
«Джигит может расстаться с любимым конём, но расстаться с родной землёй мучительно для него», «Кто расстался с родиной, тот год в слезах проведет» (балк.), «Чем жить в блаженстве на чужбине, лучше доживать свой век на родине», «Обойди весь мир и вернись в свой дом» (адыг.) Уважение прогрессивных народных традиций, соблюдение добрых обычаев, направленных на воспитание хороших качеств, так же являются одними из характерных черт патриота. Выражая своё удовлетворение по поводу хорошего поступка, и давая ему оценку, старшие ссылались на народный обычай: «Согласно горскому обычаю», - говорили балкарские и карачаевские горцы. «Адыгэ хабзэ» требовал: «Не позорь адыга», т. е. не переступай нравственные нормы адыгов. Укоряя молодого человека в неправильном или позорном поступке, балкарцы обычно задавали ему такой вопрос: «Как ты после этого перед народом лицо своё
www.sibac.info
откроешь?!», «Что тебе народ скажет?» Подобные изречения всегда употреблялись в повседневной практике воспитания. «Своему отцу и матери позор не приноси», - строго обращались адыги к провинившемуся.
Поведение сына или дочери характеризовало степень устойчивости добрых народных обычаев в семье. В нартских сказаниях нередко сын наследует отцу и в образе жизни, и во взаимоотношениях с окружающими. Эта преемственность символизирует глубокие корни традиций, величие и бессмертие народа, создавшего эпос.
В преемственности поколений патриотов велика роль женщины. Матери нартских героев - носительницы и хранительницы патриотических традиций народа. Именно они создают нравственную обстановку в семье и обществе, которая играет решающую роль в формировании самых главных нравственных качеств у детей.
С самого раннего детства детям горцев прививалось чувство любви к Родине, воспитывалась беззаветная преданность интересам Родины, готовность пожертвовать собственным благополучием, личным счастьем, жизнью во имя свободы и независимости народа.
Но быть достойным своего народа означает еще и необходимость заслужить уважение представителей других народов, достойно представлять свой народ среди них. Поэтому формированию интернационализма у молодёжи уделялось у горцев значительное внимание. Ведь издавна наши народы жили рядом с осетинами, чеченцами, ингушами, кумыками, русскими, с которыми поддерживали экономические, политические, культурные и родственные связи. Они перенимали друг у друга орудия труда, различные элементы материальной культуры, обычаев, традиций и т. д. К своим соседям кабардинцы и балкарцы относились с уважением, имели кунаков среди русских, сванов, осетин, кумыков и т. д. [3, с. 85-88].
Дружба с соседними народами, ставшая национальной традицией, нашла яркое выражение в горских народных сказках, пословицах и поговорках. Тесное сочетание в народных произведениях чувства любви к своей отчизне с чувством уважения свободы других народов созвучно мыслям великого демократа Белинского об «общечеловеческом» воспитании. Через понимание гармонии русского слова, русской музыки, русских обычаев он призывал ввести дитя в мир общечеловеческого. «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, - призывал он, -но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные национальные явления ... общее является только в частном: кто
не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству» [2, с. 271].
Уважая другие народы, горцы уважали и их национальные обычаи, и традиции. К этому они приучали и детей своих. Уважительное отношение к культуре и языку соседних народов горцы запечатлели во многих советах и поучениях. Например, в пословицах: «У двух соседей способ доения коров неодинаковый» (адыг.), «В каждом селе по-разному барана режут» (карач., балк.) горцы призывают изучать своеобразие культуры, быта и общественной жизни иноплеменников. А в таких суждениях, как «Познавать другой язык, все равно, что нового человека узнать» (карач., балк.), «Сколько языков знаешь, столько людей собой заменяешь» (адыг), прямо указывается на необходимость изучения их языкового богатства. Только люди справедливые, гуманные, любящие мир и свободу, ценящие достоинства других народов, могли оставить своим потомкам заповеди: «Солнце одинаково посылает всем свои лучи», «Соревнующиеся богатеют, а враждующие разоряются», «Чем крепче дружба, тем сильнее союз».
Горцы считали, что привитие детям положительных качеств должно начинаться в раннем возрасте: «Гни кол, пока он тонкий прут, вырастет - согнуть не сможешь». А учитывая склонность детей к подражанию, народная педагогика требовала от старших, поведения как достойного примера для подрастающей смены. «Привычка матери -выкройка для дочери» (адыг.), «Ребёнок делает то, что замечает» (карач., балк.).
Постоянное привлечение и приучение детей к труду, участие их в празднествах, торжествах, обрядах являлись эффективными средствами нравственного воспитания молодого поколения.
Наиболее верным народным средством воспитания было убеждение словом в тесной взаимосвязи с другими способами воздействия на психику ребёнка.
Народные сказки, нартские сказания, предания и легенды, пословицы и поговорки оказывали благотворное влияние на воспи-туемых. Находясь под влиянием родного слова, дети усваивали высокие нравственные идеалы, заключённые в устной поэзии народа.
Велико воспитательное значение нартского эпоса. Жизнь и деятельность каждого из героев - патриотическая история народа, прямой и одновременно косвенный призыв к воспитанию молодого поколения на героических освободительных традициях народа. Более того, даже в характеристике поступков героев в мирный период жизни решающим является патриотизм. Если эти поступки соответствует интересам всего народа (например, защита от стихийных бедствий),
www.sibac.info
то они считаются достойными поведения героя. Ярким доказательством воспитательного влияния родного слова на формирование морального облика молодого поколения являлась деятельность народных певцов. Их песни о доблести и мужестве, исполняемые публично, обладали огромной силой влияния на всех присутствующих, вызывая в них, особенно у молодёжи, глубокое чувство патриотизма.
Значительную роль в практике нравственного воспитания играли советы и назидания. Встречающиеся в памятниках горской народной педагогики наставления исходят главным образом от старых людей, умудрённых жизненным опытом. Слово стариков в жизни горцев всегда имело большую моральную силу воздействия.
Пословицы и поговорки также выявляют самый облик старцев -воспитателей, чьи слова являются для молодых людей руководством к правильному поведению. «Пусть слаб старик и беспомощен, но держи его при себе как советчика» (карач., балк.) «В доме, где нет стариков, нет и счастья» (адыг.).
Народ признаёт умные советы не только старших по возрасту, но и молодых людей, отличающихся своими умственными способностями.
Создав в своём устном творчестве образы поучающих людей, народ подчеркивал необходимость советов и наставлений в воспитательном процессе. Добрые советы обычно дают люди, наделённые высокими нравственными качествами, присущими самому народу. Переходя из поколения в поколение, утверждая свою назидательную, воспитательную силу, словесные изречения, становились законами устного морального кодекса горцев.
Этические критерии, утверждающие высокие нравственные качества - героизм, любовь к родной земле, гуманность, являются тем живительным источником, из которого современная педагогическая наука черпает глубокие мысли умудренного опытом народа-педагога.
Список литературы:
1. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. - Нальчик: Эль-Фа, 1999. - 96 с.
2. Белинский В.Г. О воспитании детей // Хрестоматия по истории педагогики. - М., 1971. С. 261-272.
3. Документы по истории Балкарии 40-90 гг. XIX в. / Сост. Е.О. Крикунова. -Нальчик, 1959. - 264 с.
4. Казанов Х.К. Культура адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1993. - 256 с.
5. Крымшамхалов И. Письмо в редакцию журнала «Мусульманин». Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX - начала XX века: избранное в 2-х томах. Т. 1 / сост. Т.Ш. Биттирова. - Нальчик: Эльбрус, 1993. - 265 с.