Научная статья на тему 'Традиции этнической нравственной культуры в фольклоре и известиях европейских авторов XIII-XIX вв. (на примере жизни народов Северного Кавказа)'

Традиции этнической нравственной культуры в фольклоре и известиях европейских авторов XIII-XIX вв. (на примере жизни народов Северного Кавказа) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
422
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции этнической нравственной культуры в фольклоре и известиях европейских авторов XIII-XIX вв. (на примере жизни народов Северного Кавказа)»

ИСТОРИЯ НАРОДОВ ДОНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

© 2005 г. А.М. Малкандуев

ТРАДИЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОЛЬКЛОРЕ И ИЗВЕСТИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ АВТОРОВ Х111-Х1Х вв.

(НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)

Географические условия (горы, леса, реки, животный мир, нарзанные источники и др.), климат, однотипные социально-экономические условия, этнические традиции в семейно-бытовых отношениях и образе жизни народов способствовали формированию кавказской этнической общности и общекавказского культурного пространства. Многовековое общение адыгов, балкарцев, осетин, карачаевцев, ингушей, аварцев, чеченцев, кумыков, терских казаков и др. дало много общего их древней культуре.

Многие ученые исследователи, например Е.И.Крупнов, неоднократно подчеркивали древнейшее культурное единство Кавказа и кавказскую этническую общность: «Еще Услар указывал на поразительную близость чеченских и дагестанских пословиц и поговорок. Например, пословицы: "Лучше сосед вблизи, нежели родичи вдали", "Когда предложили указать на самое красивое, ворона назвала своего детеныша" (чеченские) и др.» [1].

К названным пословицам очень близки пословицы осетин, кабардинцев, балкарцев и других народов. Фольклор народов - это хранилище и источник этнических обычаев и традиции, нравственного опыта народов.

Известный ученый Л.А. Бекизова в связи с этим подчеркивает: «Фольклор, как историческая память народа, дает нам возможность раскрыть красоту подлинно национальных традиций, связанных с такими общечеловеческими понятиями, как патриотизм, любовь к труду, доблесть, человеческая честь и достоинство, ибо одной из важнейших функций фольклора, помимо эстетической, было духовное воспитание человека, его нравственное совершенствование» [2].

Зародившись в условиях первобытнообщинного строя, фольклор воплотил в себе общественно-хозяйственный быт, историю, философскую мысль, особенности национального характера, психологии и другие специфические черты народов. Ф. Энгельс указывал, что фольклор имеет своей целью прояснить нравственное чувство народа, «заставить его осознать свою силу, свое право, свою свободу, пробудить его мужество, его любовь к отечеству» [3]. Он проявляется в разных жанрах, среди которых видное место занимает нартский эпос, имеющий глубокие корни, свои параллели у северокавказских народов, а также у абхазов.

По словам известного фольклориста проф. В.Н. Чичерова, «эпос о нартах был творчеством народа, вмещавшим в себя познание окружающей

действительности, бывшим кодексом поведения Человека, племен, из которых формировались народы, вместилищем знаний и руководством в действиях, имевшим огромную воспитательную силу» [4]. В фольклорных жанрах проблемы нравственных отношений, традиций этнической нравственной культуры занимают большое место. Например, «адыгский героический эпос "Нарты" многопланово отображает различные стороны жизни ранних периодов развития общества, в частности особенности быта, нравов и психологию меото-адыгов» [5, с. 100].

Нартский эпос имеет ряд вариантов - адыгский, балкаро-карачаевский, осетинский, чеченский и др. Во всех вариантах отражен нравственный облик, традиции, обычаи, нормы поведения, принципы взаимоотношения и в целом образ жизни предков кавказских народов. Нартский эпос - это народное творчество. «Народ предъявлял такие требования к человеку, как уважение к старости, к женщине, к родным и близким, соблюдение супружеской верности, обеспечение детьми спокойной старости родителей, оказание помощи пострадавшим от стихийного бедствия, попавшим в беду, забота о больных, внимание к детям, т.е. все то, что входит в понятия чести, совести и добра. В эпосе высоко оценивалось осознание человеком своей ответственности перед обществом. В конечном итоге эпос влиял на сознание подростков, который воспитывал готовность отвечать за свои поступки» [6].

В карачаево-балкарском варианте эпоса, как и в других, отражены многие нравственные традиции. Так, о традиции гостеприимства сказано: «Обычай гостеприимства для нартов священен, желание гостя - закон. Когда в гости к Ерюзмеку приезжает богатырь Ногайчик, он сразу предупреждает хозяина, что будет находиться в его доме целый год, и что каждый день будет съедать по откормленному валуху, а его конь по копне сена. И только через год Ерюзмек спрашивает гостя о цели его приезда» [7].

В осетинском варианте нартского эпоса в сказании «Собрание нартов» старейшина говорит: «Только до той поры народ наш может называться нартским народом, пока младшие будут уважать старшего и почет оказывать ему, пока все мы будем прислушиваться к словам друг друга и пока никто из нартов не будет из-за женской красы терять свое достоинство и свою совесть» [8]. В этом выражении речь идет о почтительном отношении к старшим, о необходимости жить в согласии и во взаимопонимании друг с другом, о чести и достоинстве нартов.

Во многих сказках, пословицах, песнях и других жанрах народы воспевают красоту и любовь к родной земле, родным горам, рекам, ущельям, высочайшим горам Эльбрус и Казбек. Об этом свидетельствует балкар-ско-карачаевская поговорка «Тойган жерден, туугъан жер татлыды» -«Чем жить в богатом, но чужом краю, лучше жить на родной земле». Такая идея содержится и в чеченской народной сказке «Золотой башмачок».

Человеческая доброта, радушие, скромность, честолюбие, вежливость, внимание и забота о друзьях, уважительное отношение к женщине - все

эти и другие черты уже в зародыше были характерны для нартских племен. Нарты Сосруко, Карашауай, Сатаней и др. свою жизнь, благополучие связывают со счастливой жизнью своего народа и страны. Например, во имя блага нартов Сосруко похищает (добывает) огонь у великана (эмеге-нов), он же спасает их от засухи. А в образах Адиюх, Сатаней и др. показаны женщины, которые постоянно думают о единстве, благополучии каждого нарта. «Матерью нашей» величают нарты мудрую и добрую Сатаней, к которой обращаются за советом в трудную минуту все нартские племена. Среди нартов они пользуются всеобщим уважением. Как женщины, они не только красивы, но являются и добрыми во взаимоотношениях с нартами. И как справедливо отмечает известный ученый проф. К.Х. Унежев, в нартском эпосе содержатся почти все элементы этикетной культуры наших народов: «При внимательном изучении нартского эпоса, его сказаний можно обнаружить почти все элементы "адыгагъэ, адыгэ хабзэ" (адыгского этикета), все его стороны в деталях представлены в нем. Это касается и семейно-брачных отношений, свадебных обрядов, принципов гостеприимства, воспитания детей и т.д.» [9]. Нартский эпос, таким образом, - это и историческая, социально философская память народов, это художественная история наших предков.

Впоследствии в историческом развитии нормы поведения, такие как уважительное отношение к старшему по возрасту, к женщине, традиции дружеских, братских отношений к соседним этносам, нациям и др., нашли свое полное воплощение в делах, действиях, поступках, в образе жизни наших народов, последующих поколений. История свидетельствует о том, что на жизненном пути этносов сложились стройные системы нравственных отношений. Речь идет о таких нравственных системах, кодексах, как «Адыгагьэ», «Адыгэ хабзэ» у адыгов, «Тау адет» у балкарцев, карачаевцев, «Ирон агдау» у осетин, «Нохчо», «Оздигал» у чеченцев и др. Названные и другие нравственные системы представляют собой совокупную систему, состоящую из нравственных этнических обычаев и традиций, которые постоянно изменялись, дополнялись, проходили экспертизу не у одного, а у многих поколений.

Горские народы, как и другие, с большой любовью и преданностью относились и относятся к родному очагу, родной земле, отечеству. Принципы, привычки, установки, чувство любви к народам и т.п., столетиями повторяясь, передаваясь от предыдущих к последующим поколениям, постепенно становились традициями нравственных отношений, традициями патриотизма, наполнялись интернациональным содержанием.

Патриотические идеи и чувства содержатся в народных сказаниях. Так, в сказании кабардинского народа о «Батаразе и сыне Дамизепша» говорится о том, как Батараз, оказавшись в чужой стране, тоскует по своей родине. Но, в конце концов, он настойчиво предлагает своей жене: «Я не могу жить вдали от родной страны нартов, да и народ мой нуждается во мне. Поедем со мной». Эта выдержка из сказания свидетельствует о

том, что у предков адыгов еще в те времена чувство родины было сильно развито, что не подлежит сомнению. Например, Батараз не мыслит себя вне родной земли и глубоко осознает свою необходимость для нее.

В «Нартах» воплощены этические идеалы предков горских народов.

В аварских, лакских, кумыкских сказаниях нарты представлены не только добрыми, смелыми людьми, но и образами злых людей. Так, в аварской сказке «Черный нарт» злой («черный») нарт похищает жену Молодца, и добрый нарт, имеющий две жизни, одну отдает Молодцу. Конь черного нарта разбивает Молодца одним своим ударом копыта на куски.

На формирование традиции нравственной этнической культуры оказали немалое влияние торгово-экономические, культурные, семейно-родственные и иные связи, прочно утвердившиеся между народностями Северного Кавказа и народами Грузии, Азербайджана и др. Эти устойчиво повторяющиеся связи, отношения, нормы поведения затем переросли в традиции дружбы между адыгами и осетинами, балкарцами и осетинами, кумыками, чеченцами и ингушами и др. Традиции дружбы этих народов нашли свое отражение в нартском эпосе, пословицах, поговорках, песнях и преданиях.

«В силу объективных факторов (проживание на берегах Черного и Азовского морей, на благодатных землях, отражение напавших врагов и др.) постоянного общения и взаимовлияния среди адыгов и их соседей популярны одни и те же легенды о нартских богатырях, почти с одними и теми же главными героями, которые обогащают их национальный фольклор, сближают эти народы и способствуют благотворному развитию общекавказской традиционной культуры», - подчеркивает известный ученый A.M. Гадагатль [5, с. 107].

Как видно из вышесказанного, в фольклоре народов отражены, воплощены в художественной форме важнейшие элементы морально-этических систем и традиций нравственных этнических культур.

Другим источником сохранения и развития традиции этнической нравственной культуры являются заметки, описания, известия европейских авторов XIII-XIX вв.

Известно, что Северный Кавказ, его народы в далеком прошлом привлекали и ныне привлекают к себе пристальное внимание многих путешественников, ученых, туристов, писателей, дипломатов, военных деятелей, государственных служащих и т.д. Они, побывав на Кавказе, изучали, описывали экономику, географию, социальное положение, быт, семейные отношения, обычаи, традиции, духовную культуру, образ жизни, религию и другие стороны жизни народов Северного Кавказа. Для бесписьменных народов их сведения, отраженные в трудах, ныне, в условиях духовного возрождения, представляют большую ценность для науки, имеют большое познавательное и воспитательное значение. Наряду с такими вопросами, как хозяйственно-экономические, военные, бытовые и др., в известиях, трудах европейских авторов немалое место занимают вопросы культуры,

традиции этнической нравственной культуры. Чтобы подтвердить сказанное, сошлемся на работу известного французского ученного Ф. Дюбуа де Монпере, который высоко оценил традиционную нравственную культуру адыгов в работе «Путешествие вокруг Кавказа». Он писал: «Племена Кавказа представляют обычно редкий пример того постоянства, с каким некоторые народы сохраняют свои древние нравы: что делалось за тысячу лет до нашей эры, что делалось во времена Страбона, то делается и сейчас. Ни одно из первобытных племен не осталось более верным своим античным нравам, чем черкесское» [10].

Ряд европейских авторов, таких как Клапрот, Белл, Лонгворт, Бларам-берг, де Монпере и др., в своих путевых заметках, дневниковых записках, описаниях, воспоминаниях стремились дать обстоятельный анализ, высокую оценку всей морально-этической системе, богатому опыту нравственной культуры адыгов, карачаевцев, кумыков, аварцев, осетин, чеченцев и других народов-этносов Северного Кавказа.

Возникает вопрос: почему с таким большим интересом, с чувством первооткрывателей вдохновенно брались они за описание культуры, быта, обычаев и традиции этнической нравственной культуры горских народов? Во-первых, их привлекала природная красота Кавказа, кавказских гор -высочайшие горы Эльбрус, Казбек и другие вершины Главного Кавказского хребта, а также реки, ущелья этих гор. И, во-вторых, и это самое главное, европейским авторам посчастливилось в том, что они имели возможность обстоятельно познакомиться с бытом, образом жизни, с культурой и, в частности, с традициями, обычаями, нравами этнической нравственной культуры народов именно тогда, когда традиции, нравы, нормы образа жизни в целом находились в состоянии первозданного, естественного расцвета, как своеобразного Ренессанса в жизни этих народов. В этот период духовная жизнь, культура, традиции этносов не испытывали на себе еще влияния других соседних этносов, ибо связи и отношения были еще слабыми.

В известиях европейских авторов традиции нравственной этнической культуры получили разные оценки и понимание их содержания, их бытования. Однако большинство авторов положительно и высоко оценивали эти традиции. Так, европейские авторы особо подчеркивали, выделяли такие нравственные нормы, обычаи и традиции, как уважительное отношение к женщине, вежливость, честность, уважительное отношение к старшему, гостеприимство и многие другие традиции этносов. Об обычае уважительного отношения к женщине у карачаевцев, о возвышенном отношении к ней русский генерал Бларамберг пишет: «В отличие от других горцев они питают большую привязанность и человечно относятся к своим женам: по своему положению жена у них, как и у нас, подруга, и отнюдь не рабыня своего мужа... Жених не имеет права сидеть в присутствии родителей невесты, если он сидел до их прихода в помещении, он обязан встать...» [11, с. 378].

Высоконравственная воспитанность и культура, перешедшие в саморе-гулятивность во взаимоотношениях старшего и младшего, описывается Бларамбергом и у адыгских народов: «Глубокое уважение к старшим по возрасту соблюдается у этих народов самым скрупулезным образом. Сын не имеет права сесть в присутствии своего отца, то же самое не может себе позволить младший брат в присутствии старшего; они не могут разговаривать со старшими в присутствии постороннего. Точно также молодые люди, находящиеся в компании людей более зрелого возраста, не осмеливаются ни громко говорить, ни смеяться, они лишь обязаны почтительно отвечать на адресованные им вопросы. Обычай требует, чтобы все вставали при появлении мужчины или женщины старшего возраста. Сесть можно лишь тогда, когда лицо, ради которого все встали, даст на то разрешение словом "дыс"» [11, с. 385].

Женщина как представительница прекрасного пола пользовалась, согласно морально-этическим системам адыгов, большими привилегиями. Например, Бларамберг отмечает такое отношение к женщине у черкесов: «Черкесские женщины не только пользуются репутацией изумительно красивых и образцово преданных: они пользуются также важной репутацией, которая вытекает из морального кодекса этого народа; мы хотим сказать об уважении и даже почитании, которые черкесы испытывают по отношению к праву защиты и посредничества, принадлежащему женщинам». Высказывания известных европейских авторов свидетельствует о том, что для разрешения конфликтных ситуаций для нейтрализации их в общественных и межсемейных отношениях с целью примирения и достижения согласия сторон использовались моральный авторитет и посредническая роль женщины.

Всеобщее внимание всех привлекала традиция гостеприимства у горских народов. Об этом известный немецкий ученый-естественник К. Кох писал: «Гостеприимство нигде не распространено больше, чем у свободных жителей Кавказа и каждый чужеземец, которому однажды удалось найти себе здесь друга, может совершенно спокойно ехать через самые опасные места» [12]. В традиции гостеприимства соблюдаются все элементы, обряды, обычаи, причем в строгой последовательности. Бларам-берг отмечал: «Также как и у всех, в общем, горских народностей, гостеприимство является одной из первых добродетелей и у черкесов. Они принимают от доброго сердца иностранцев, сердечно предоставляют уют всем путешественникам, не говоря уже об их друзьях. С того момента, как незнакомец входит в дом Черкеса, он пользуется там всеми правами гостя, то есть он находится под особым покровительством хозяина дома, который обязан накормить гостя, уложить его спать, позаботиться о его лошади и проводить его по надежной дороге... Часто случается, что знакомство, вытекающее из обязательств гостеприимства, перерастает в дружбу, а хозяин дома и путешественник становятся кунаками» [11, с. 386-387].

Как видно, гость пользовался особым вниманием и заботой, начиная от приезда (прихода) до отъезда (ухода) от хозяев. Внимание к гостю, забота о нем носит системный, последовательно стройный характер. У кавказских горцев испокон веков заведено строго соблюдать все церемонии, обычаи, традиции, общепринятые у них и стоящие по силе влияния и значимости выше, чем законы общества. Речь идет о традициях вежливости, скромности, сохранения чести и честности, верности и преданности дружбе. По выражению английского политического деятеля Д. Белла, многие горские народы могут гордиться своей нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью.

Нами названы такие традиции нравственной этнической культуры, как уважительное отношение к старшему по возрасту, почтительное отношение к женщине, обычай братских отношений и гостеприимство, перерастающее порой в дружбу и др. Вопросы и отдельные стороны традиции нравственной этнической культуры получили свое более полное описание и характеристику в трудах просветителей XIX и в начале XX в.

Литература

1. Ахлаков А.А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. М., 1981. С. 29.

2. Бекизова Л.А. Средоточие духовного богатства // Роль фольклора в формировании духовной жизни народов. Черкесск, 1986. С. 5.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Т. 2. М.,1957. С. 559.

4. Чичеров В.Н. Вопросы генезиса и развития древних форм народного эпоса в освещении фольклористики и некоторые проблемы нартских сказаний // Нартский эпос: материалы совещания. Орджоникидзе, 1957. С. 13.

5. Гадагатль A.M. Героический эпос нарты и его генезис. Краснодар, 1967. С 100.

6. Каряева З.Т. Некоторые морально-этические проблемы в осетинском нартовском эпосе // Нартский эпос и кавказское языкознание. Владикавказ, 1992. С. 103.

7. Джутрубаев М.М. Духовная культура карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1997. С. 37.

8. Осетия и осетины. Владикавказ; СПб., 1994. С. 171.

9. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997. С. 165.

10. Дюбуа де Монпере Ф. Путешествие вокруг Кавказа. Сухуми, 1937. С. 28.

11. Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. С. 378.

12. Кох К. Путешествие по России и в кавказские земли // Там же. С. 591-592.

Кабардино-Балкарская государственная

сельскохозяйственная академия 13 октября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.