Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УПРАВЛЕНИИ РИСКОМ ЛИКВИДНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ'

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УПРАВЛЕНИИ РИСКОМ ЛИКВИДНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ЛИКВИДНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ БАНКА / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / LIQUIDITY MANAGEMENT / IMPROVING THE QUALITY OF LIQUIDITY MANAGEMENT OF THE BANKING SYSTEM / RISK MANAGEMENT TASKS OF THE BANK / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорук С.С.

В данной статье рассматриваются вопрос повышения качества управления риском ликвидности банковской системы путем создания и функционирования в банках эффективной системы управления рисками на основе внедрения базовых принципов, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору. Определены задачи, способные, по мнению специалистов Национального банка Республики Беларусь, надлежащим образом сформированную система управления риском ликвидности интегрировать в общую систему управления рисками банка. Определены основные факторы уязвимости банковского сектора Республики Беларусь к риску ликвидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE NATIONAL BANK OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN MANAGEMENT OF THE RISK OF LIQUIDITY OF THE BANKING SYSTEM

This article examines the issue of improving the quality of liquidity risk management of the banking system by creating and functioning in banks an effective risk management system based on the implementation of the basic principles developed by the Basel Committee on Banking Supervision. The tasks are determined which, in the opinion of the specialists of the National Bank of the Republic of Belarus, are able to integrate an adequately formed liquidity risk management system into the overall risk management system of the bank. The main factors of the vulnerability of the banking sector of the Republic of Belarus to the liquidity risk are identified.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УПРАВЛЕНИИ РИСКОМ ЛИКВИДНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 336.7

Федорук С. С. студент магистратуры научный руководитель: Наталья Г.П., к.э.н.

доцент

Полесский государственный университет Республика Беларусь, г. Пинск РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УПРАВЛЕНИИ РИСКОМ ЛИКВИДНОСТИ БАНКОВСКОЙ

СИСТЕМЫ

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопрос повышения качества управления риском ликвидности банковской системы путем создания и функционирования в банках эффективной системы управления рисками на основе внедрения базовых принципов, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору. Определены задачи, способные, по мнению специалистов Национального банка Республики Беларусь, надлежащим образом сформированную система управления риском ликвидности интегрировать в общую систему управления рисками банка. Определены основные факторы уязвимости банковского сектора Республики Беларусь к риску ликвидности.

Ключевые слова: управление ликвидностью, повышение качества управления риском ликвидности банковской системы, задачи управления рисками банка, риск-менеджмент.

Fedoruk S.S., Master of Arts Scientific Supervisor Petrukovich N., PhD in Economics, Associate

Professor Polessky State University The Republic of Belarus, Pinsk THE ROLE OF THE NATIONAL BANK OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN MANAGEMENT OF THE RISK OF LIQUIDITY OF THE

BANKING SYSTEM Abstract: This article examines the issue of improving the quality of liquidity risk management of the banking system by creating and functioning in banks an effective risk management system based on the implementation of the basic principles developed by the Basel Committee on Banking Supervision. The tasks are determined which, in the opinion of the specialists of the National Bank of the Republic of Belarus, are able to integrate an adequately formed liquidity risk management system into the overall risk management system of the bank. The main factors of the vulnerability of the banking sector of the Republic of Belarus to the liquidity risk are identified.

Key words: liquidity management, improving the quality of liquidity management of the banking system, risk management tasks of the bank, risk management.

Мировой финансовый кризис актуализировал проблему эффективного управления ликвидностью банков Республики Беларусь, показал, что одним из наиболее существенных рисков, способных усилить неопределенность, уязвимость, волатильность банковской системы, спровоцировать кризисные явления не только отдельных банков, но и всего банковского сектора, является ликвидность. Поэтому Национальный банк Республики Беларусь предпринимает активные шаги по укреплению доверия к белорусской банковской системе, повышению ее транспарентности, преодолению суверенных рисков. Выполняя регуляторные и надзорные функции Национальный банк посредством трансмиссионного механизма влияет как на макроэкономическую ситуацию в стране в целом, так и на инфляцию, в частности.

Важным направлением в этой работе является повышение качества управления риском ликвидности банковской системы путем создания и функционирования в банках эффективной системы управления рисками на основе внедрения базовых принципов, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision, 1974) (далее - БКБН) [1].

По определению БКБН, ликвидность - это способность банка фондировать (обеспечивать ресурсами) прирост активов и выполнять обязательства по мере того, как наступает срок их исполнения, не неся при этом недопустимых потерь (убытков).

Управление ликвидностью - это поддержание ее на уровне, позволяющем избегать как недостатка (дефицита) ликвидности, который может привести к неплатежеспособности банка, так и излишнего избытка ликвидности, снижающего рентабельность активов банка.

Сущность проблем управления ликвидными средствами банков может быть сформулирована следующим образом:

во-первых, спрос на ликвидные средства банка зачастую не совпадает с их предложением в какой-либо конкретный момент времени. Как результат - банк постоянно имеет дело с дефицитом ликвидных средств либо с их излишком;

во-вторых, существует дилемма между ликвидностью и прибыльностью банка. Большая часть банковских ресурсов предназначена для удовлетворения спроса на ликвидные средства, меньшая часть - для достижения прибыльности банка.

Таким образом, поддержание оптимального уровня ликвидности является постоянной проблемой в управлении банком и направлено на увеличение его прибыльности.

Риск ликвидности - вероятность возникновения у банка потерь (убытков) вследствие неспособности обеспечить своевременное исполнение своих обязательств в полном объеме.

Банковская деятельность, как и другая предпринимательская деятельность, сопряжена с рисками. Риски в банковской практике -это

опасность (возможность) потерь банка при наступлении определенных событий. Банки должны иметь комплекс мер по их предотвращению.

Стабильность общей экономической и политической обстановки в стране оказывает прямое воздействие на стабильность банковской системы в целом. Она во многом определяет степень доверия к банкам со стороны населения. Поэтому одной из особенностей Национального банка является та ответственность, которую регулятор финансового рынка несет перед экономикой страны и обществом в целом, т.е. риски, которые берет на себя Национальный банк, более масштабны и имеют скрытую социализацию вследствие наращивания денежной массы, проведения валютных интервенций, операций на открытом рынке.

В соответствии с указаниями Национального банка Республики Беларусь в настоящее время идет перестройка корпоративного управления в белорусских банках. По мнению специалистов Национального банка, надлежащим образом сформированная система управления риском ликвидности должна быть интегрирована в общую систему управления рисками банка и обеспечивать совокупное решение следующих задач:

• разработка локальных нормативных правовых актов по управлению риском ликвидности, которые определяют стратегию управления, политику и процедуры выявления (идентификации), измерения (оценки), мониторинга и контроля риска ликвидности и позиций ликвидности, и их соблюдение на практике;

• распределение полномочий и ответственности в области осуществления процесса управления риском ликвидности и позициями ликвидности между уполномоченным органом управления банком и исполнительными органами банка;

• четкое разделение подразделений банка (должностных лиц), которые непосредственно осуществляют операции (деятельность), приводящие к изменению позиций банка, т.е. генерируют риск ликвидности, и подразделений банка (должностных лиц), осуществляющих контроль за риском ликвидности и ответственных за управление им;

• выявление (идентификация) и измерение (оценка) риска ликвидности;

• осуществление мониторинга риска ликвидности и позиций ликвидности, создание системы отчетности, включая пруденциальную и управленческую отчетность;

• ограничение риска ликвидности, формирование системы лимитов (ограничений) и индикаторов раннего предупреждения;

• проведение стресс-тестирования;

• разработка альтернативных сценариев планирования ликвидности, планов финансирования в кризисных ситуациях и планов действий на случай непредвиденных обстоятельств, их регулярный пересмотр;

• организация внутреннего контроля риска ликвидности и управления риском ликвидности, осуществление внутреннего аудита;

• раскрытие соответствующей информации о риске ликвидности и позициях ликвидности.

Как известно, методы оценки банковских рисков основываются на анализе возможных изменений различных факторов риска, влияющих на деятельность кредитных организаций. Для идентификации рисков осуществляется детальный анализ структуры кредитного и торгового портфелей банка, в ходе которого выявляются риск-аппетит банка, основные факторы риска, влияющие на изменение как справедливой стоимости портфелей в целом, так и отдельных их составляющих.

Коммерческий банк самостоятельно выбирает формы и стратегию поддержания своей ликвидности. Вместе с тем ликвидность одного банка влияет на деятельность других банков, так как они связаны между собой межбанковским кредитным рынком. Как результат, контроль за обеспечением ликвидности берет на себя внешний орган надзора и контроля, в Республике Беларусь - Национальный банк. Им постоянно проводятся операции по регулированию ликвидности банковской системы. К этим операциям относятся кредиты, СВОП, обмен депозитами, продажа ГЦБ до погашения и др.

Мировой опыт показывает, что управление ликвидностью является одной из ключевых задач банковского менеджмента, а ошибки и просчеты в этой области могут привести к существенным отрицательным последствиям, как отдельного банка, так и для всей банковской системы в целом. Поэтому важен опыт сотрудничества Национального банка с международными финансовыми организациями в деле оценки и управления риском ликвидности банков.

Известно, что в 1999 г. Международный валютный фонд (далее -МВФ) и Всемирный банк (далее - ВБ) приняли совместную международную «Программу оценки финансового сектора» (далее - ПОФС) (Financial Sector Assessment Program, FSAP), которая была призвана снабжать на добровольной основе государства-члены инструментарием оценки мониторинга их финансовых систем и рисков. В последующие годы МВФ разработал комплекс показателей финансовой устойчивости (далее - ПФУ) (Financial Soundness Indicators, FSIs), использование которых способствует выявлению наиболее уязвимых мест финансового сектора страны и, тем самым, повышению прозрачности и стабильности международной финансовой системы [8].

В настоящее время ПОФС служит основой для проводимых МВФ «Оценок стабильности финансовой системы» (далее - ОСФС) (Financial System Stability Assessment, FSSA) государств-членов FSAP. Как отмечалось в Годовом отчете МВФ за 2012 финансовый год «после финансового кризиса МВФ сделал свои процедуры оценки рисков более целенаправленными. В 2009 году МВФ ввел процедуру раннего предупреждения для выявления и оценки маловероятных рисков, способных оказать сильное влияние на мировую экономику, а также разработал аналитические основы,

адаптированные на системную работу по улучшению качества капитала банков, модернизации структуры активов, по внедрению в практику работы белорусских банков международных стандартов корпоративного управления, внутреннего контроля, систем управления рисками.

Так, в 2004 году группа, занимавшаяся FSAP в Республике Беларусь, посещала Беларусь с двумя миссиями. С целью выявления и оценки потенциальных факторов риска ликвидности, угрожающих банковской системе, были проведены стресс-тесты для пяти групп банков: группа 1 - шесть крупнейших банков;

группа 2 - коммерческие банки, контрольный пакет акций которых принадлежит государству (6 банков);

группа 3 - местные частные банки (7 банков); группа 4 - иностранные банки (18 банков); группа 5 - все коммерческие банки.

В целом положительно оценив результаты работы по управлению рисками в Беларуси, группа по FSAP констатировала, что несколько системообразующих банков оказались уязвимы к шокам в виде ухудшения качества кредитного портфеля и понижения уровня ликвидности. При этом, достаточность собственного капитала по группе 1 уменьшилась с 24,9 до 18,6 процентов, по группе 2 - потери составили 7,1 процентных пункта, три из шести системообразующих банков имели собственный капитал ниже 10 процентов. Одной из причин такой ситуации, по мнению группы, явилась практика прямого кредитования государственных программ в условиях ограниченного доступа к альтернативным источникам ликвидности [9].

По приглашению Национального Банка и Министерства финансов Республики Беларусь в сентябре 2008 года в Минске работала совместная миссия МВФ и ВБ по FSAP. В аналитическом обозрении «Финансовая стабильность в Республике Беларусь», опубликованном Нацбанком Беларуси отмечалось, что, превышение темпов роста активных операций над темпами наращивания нормативного капитала банков создало условия для повышения уязвимости банковского сектора по отношению к основным банковским рискам. Высокий уровень кредитной активности банков на фоне ухудшения финансового состояния предприятий нефинансового сектора и домашних хозяйств способствовал росту подверженности банковской системы кредитному риску. Выросла уязвимость банков к оттоку средств нерезидентов, к изъятию средств их клиентами за год практически не изменилась [9].

В последующие годы стресс-тесты банковской системы Беларуси стали регулярными в дополнение к таким методам оценки рисков, как стандартизированные подходы для расчета нормативов достаточности нормативного капитала, статистическая модель оценки стоимости под риском (УЖ).

Характер банковской деятельности способствует тому, чтобы вероятность возникновения рисков существует практически постоянно.

Результаты деятельности банка, как финансового посредника, во многом, зависят от состояния всей банковской сферы и банков-контрагентов, от финансового положения клиентов, а также от эффективности собственных решений. В итоге банк концентрирует рыночные риски, испытывает влияние экономической политики, общественного сознания. Способность управлять этими рисками - одно из основных предназначений ликвидности кредитного учреждения.

С учетом изложенного, основными факторами уязвимости банковского сектора Республики Беларусь к риску ликвидности, по мнению автора статьи, являются:

• относительно низкий уровень рентабельности банковских активов;

• сохранение практики выдачи кредитов на условиях отличных от рыночных;

• потенциально высокий удельный вес проблемных кредитов в кредитных портфелях банков;

• ограниченность источников увеличения капитала банков;

• несбалансированность активов и пассивов банков по срокам, валютам, контрагентам;

• неразвитость отдельных сегментов внутреннего финансового рынка, что значительно снижает возможности банков по управлению рисками;

• отсутствие или ограничение конкуренции на отдельных сегментах рынка банковских услуг, что ведет к снижению эффективности операций банков и конкурентоспособности банковского сектора в случае открытия доступа на внутренний рынок для иностранных банков.

Вместе с тем, в Беларуси имеются все необходимые предпосылки для создания эффективной системы управления риском ликвидности банковского сектора. На наш взгляд, для совершенствования управления риском ликвидности банковской системы целесообразно:

• максимально сориентировать применяемые банками Беларуси подходы в области корпоративного управления на риски;

• продолжить активную реформу в сфере регулирования риска ликвидности банков, используя выработанные БКБН подходы;

• уделять больше внимания мерам по повышению эффективности работы национального рынка обеспеченного финансирования, прежде всего рынка РЕПО;

• создать информационную базу данных, содержащую временные ряды показателей финансовой устойчивости банков и разработать методы и процедуры их регулярного составления и систематического анализа;

• разработать программу работы по регулярному проведению стресс -тестов на основе использования информационных и аналитических систем, периодически публиковать результаты;

• разработать прогрессивную модель проведения регулярных макроэкономических стресс-тестов риска ликвидности банков Беларуси, используя набор стандартных сценариев для их проведения.

Использованные источники:

1. Basel Committee on Banking Supervision. AbouttheBaselCommittee [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.bis.org/bcbs/index.htm. -Дата доступа: 31.07.2018.

2. Андрейчук А.В. Организационные аспекты риск-менеджмента в банках Республики Беларусь /А.В. Андрейчук, Н.К. Веренич, А.И. Синкевич // Молодой ученый. - 2013. - №5. С. 229-232.

3. Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь 28 сентября 2006 № 137 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - №186. - 8/15213.

4. Об утверждении концепции автоматизации управления рисками банковской деятельности в Республике Беларусь: Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь 30 июня 2008 N 204 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2008. - № 175.

5. Письмо Национального банка Республики Беларусь от 31.12.2008 N 23 -14/125 "О совершенствовании управления рисками, связанными с аутсорсингом в сфере финансовых услуг"// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

6. Письмо Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2011 N 2314/67 «Об организации системы управления рисками в банках» //Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

7. Инструкция об организации системы управления рисками в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь 29 октября 2012 № 550 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2012. - 8/26605.

8. Международный Валютный Фонд Годовой отчет за 2012 год Совместная работа для содействия мировому подъему [Электронный ресурс]. - С. 38 / Режим доступа: http://www.imf.org/eхtеrmal/russian /pubs/ft/ar/2012/pdf. - Дата доступа: 31.07.2018.

9. Отчет о развитии банковской системы и банковского надзора в Республике Беларусь (январь - декабрь 2004 г.) [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. - Минск, 2005. - С. 18. - Режим доступа: http: // www.nbrb.by/ publications / regulrep / 2004_2.pdf. - Дата доступа: 31.07.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.