дидактизированных материалов способствует формированию у обучающихся языковой компетенции, социокультурной компетенции, иноязычной коммуникативной компетенции.
Литература:
1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Рус. яз., 1977. - 288 с.
2. Бойко М.В., Зимина М.В. Обучение студентов иностранному языку с использованием дистанционных средств обучения: условия, способы, трудности // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-1. -С. 64-67.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.
4. Гусева Л.В., Плисов Е.В. Вынужденная дигитализация языкового образования: проблемы освоения иностранного языка в электронной среде // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. - 2020. - №4. -С. 61-70.
5. Иванченко А.И. Практическая методика обучения иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2016. - 255 с.
6. Клюева М.И., Пронина Н.С. Интенсификация образовательного процесса на уроках иностранного языка в условиях ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71-1. - С. 165-168.
7. Клюева М.И. Современные подходы к обучению иностранным языкам. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2021. - 86 с.
8. Плисов Е.В., Наумова Е.В. Использование публицистических текстов на уроках английского языка в старших классах // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 283-285.
9. Серебровская Н.Е., Кочергина И.С. Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 12.
10. Слободенюк Е.А., Плисов Е.В. Вербальная репрезентация образа политика в медиадискурсе: концептуальный анализ: монография. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. - 184 с.
11. Horton A. Murder, madness and tigers: behind the year's wildest Netflix series // The Guardian. 20.03.2020 [Электронный
ресурс]. URL:_https://www.theguardian.com/tv-and-radio/2020/mar/20/tiger-king-joe-exotic-netflix-series (дата обращения
20.10.2021).
Педагогика
УДК 37.034
кандидат филологических наук, старший преподаватель Прудникова Татьяна Ивановна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Евстафьева Виктория Константиновна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
РОЛЬ НАРОДНЫХ СКАЗОК В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается педагогическая значимость использования народных сказок для нравственного воспитания младших школьников в современной школе. Обосновывается влияние сказки на становление полноценно развитой личности ребенка.
Ключевые слова: нравственное воспитание, личностные качества, народные сказки, младший школьник.
Annotation. The article examines the pedagogical significance of the use of folk tales for the moral education of younger schoolchildren in a modern school. The influence of the fairy tale on the formation of a fully developed personality of a child is substantiated.
Keywords: moral education, personal qualities, national fairy tale, younger schoolchildren.
Введение. На современном этапе своего развития общество претерпевает существенные изменения, которые, в значительной степени, влияют на представления о духовно-нравственной личности, происходит подмена понятий и смена идеалов. Возникла необходимость произвести сложный процесс пересмотра и переосмысления общественно-значимых ценностей. Старые ценности отбрасываются на второй план, а на смену им приходят новые, которые еще не до конца определены, вследствие чего, у молодого поколения складывается нечеткая картина нравственных ориентиров. Актуальность данной проблемы высока, поэтому современной школе необходимо уделять внимание не только интеллектуальному развитию младшего школьника, но и нравственному воспитанию для расширения кругозора и формирования гармонично развитой личности. Образованию отводится главная и основополагающая роль в формировании духовно-нравственных качеств младших школьников.
Важной задачей нравственного воспитания учащихся в школе, на данный момент, является то, как педагог связывает и в дальнейшем трансформирует социально обязательные требования современного общества в личностные ориентиры для каждого из учеников, где среди основных будут: достоинство, патриотизм, честность, ответственность, совесть. Определяя задачи над развитием нравственных качеств у младшего школьника учителю необходимо помнить о том, что перед ним находится личность, поэтому большое внимание следует уделить работе над формированием культуры речи и поведения ученика, развитию интеллекта, становлением общей культуры, а также социализацию самой личности в обществе.
Изложение основного материала статьи. Учителя современной начальной школы имеют разнообразные средства и большие возможности для формирования ценностных установок у младших школьников. Преимущество в этом процессе отдается народной педагогике и возрождению её истоков, активному включению в сферу воспитания нравственных идеалов младших школьников. Уникальность системы народной педагогической культуры состоит в её универсальности, т.е. она задействует все сферы развития личности от физической до морально-нравственной. Суть возвращения к народной педагогике заключается в том, что ее потенциал неисчерпаем, насчитывает разного рода методы и приемы, благодаря которым педагогу получается грамотно и четко выстроить работу над процессом нравственного воспитания с соблюдением всех психолого-педагогических особенностей развития младших школьников.
Русский педагог К.Д. Ушинский высоко расценивал роль сказки в формировании жизненно важных ориентиров, поэтому включил их свою образовательную систему. Он утверждал, что «первый воспитатель - это народ, а народные сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики». Успех и интерес народных сказок среди детей
Ушинский определил в том, что для детского восприятия легко усвоить непринужденность и простоту, которую там можно проследить на протяжении всей работы над произведением.
Сказки появляются в жизни человека с самого его рождения, даже если он еще не понимает речь. Это первый педагогический инструмент, благодаря которому можно познакомить с начальными представлениями о хорошем и плохом, веселом и грустном, увлекательном и отталкивающем, незаслуженном и справедливом. [1, С. 76]
Нельзя представить культурную жизнь народа без использования своего творчества в воспитании детей. Именно быт служил основой для создания сказки, поэтому в них главным образом собрались наилучшие черты народа: трудолюбие, усердность, справедливость, взаимопомощь и любовь к Родине. Старшее поколение стремится активно передавать свой жизненный опыт детям, воспитывая их в духе народных идеалов, делая это как можно понятнее и увлекательнее. С этой ролью, как нельзя лучше, справляется народная сказка, поскольку она повествует в доступной форме о моральных нормах и опыте нравственного воспитания прошлых поколений.
Любая народная культура уникальна и непохожа ни на одну другую, но можно найти то общее, что связывает их между собой. Единая система ценностей и идеалов, развитие нравственных качеств, формирование гармонично развитой личности - это то единое и не приходящее, что можно заметить у разных народных культур.
Важность использования народных сказок в учебном процессе начальной школы состоит в том, что у младших школьников сформируются представления о нравственности, культуре поведения, впитаются корни национального бытия. Сказка является рабочим педагогическим средством среди всех жанров устного народного творчества, при этом имеет высокий интерес среди детей.
Среди всего многообразия жанров народного творчества в воспитании нравственности детей сказка остается лидером на протяжении длительного периода времени. Связано это с тем, что реальные и фантастические события переплетаются между собой, животные наделяются человеческими чертами, а люди совершают самые разные подвиги - всё это вызывает восторг у младшего школьника и заставляет полностью окунуться в этот необыкновенный мир, а вместе с тем выучить для себя важные уроки жизни на примере других. Благодаря тому, что сказки уносят в мир фантастики, воспитание и обучение происходит понятнее для ребенка, вся полученная информация воспринимается им с удовольствием, становится проще проводить аналогии с жизнью и рассуждать о том, как следует поступить в той или иной ситуации, руководствуясь нравственными ценностями.
Широкое применение в педагогических целях народная сказка получила также благодаря тому, что в ней могут одновременно сочетаться поэтический образ и логическая цепочка событий, несмотря на всю вымышленность этого жанра. Народная сказка написана несложным, разговорным языком, но при этом сюжет увлекает с самого начала, события описываются бесконечным множеством метафор, применяются различные образы к самым разным предметам. Сказка уникальна и непохожа ни на один другой жанр народного творчества, а потому активно используется учителями как эффективное этнопедагогическое средство воспитания нравственности у детей.
Помимо всего доброго и хорошего, в сказке также встречается много зла, предательства и коварства. Всё это необходимо для того, что показать, как благодаря внутренней силе, чувствам и вере персонажи сказки справляются с образовавшимися трудностями. В конце обязательно празднуется победа добра над злом, для того, чтобы показать ребенку, что все трудности можно пройти и остаться достойным человеком. Положительным главным героям народной сказки в их нелегком пути всегда помогают животные, птицы, морские обитатели, которые наделяются волшебными качествами, или даже сама природа. Иными словами, можно утверждать, что, сказка старается показать ребенку, что всё живое будет помогать положительному персонажу с помощью борьбы со злом.
Использование сказки в учебно-воспитательном процессе имеет большое психологическое влияние на младшего школьника независимо от пола, поскольку облегчают смену идентификации в зависимости от проблем. Особенность данного возраста состоит в том, что ребенку нетрудно представить себя на месте сказочных персонажей и окунуться в волшебный мир, но он также просто может вернуться в повседневную жизнь. Дети понимают, что сказка - это вымысел, но благодаря грамотной помощи учителя они учатся проводить аналогии с жизнью, развивать в себе только самые лучшие нравственные качества положительных героев, которые побеждают зло. Новый, волшебный и необычным мир, тяга к добрым поступкам, вера в чудеса, тяга к фантазиям - всё это ребенок реализует через работу с народными сказками и потому так любит их. [2, С. 21]
Народная сказка обогащена духовно-нравственным содержанием благодаря опыту старших поколений. Сила ее воздействия на детей огромна и вряд ли любой другой жанр может народного творчества может ей соответствовать. Читая сказку и окунаясь в этот волшебный мир у младшего школьника появляется чуткость к проблемам других людей, благородство души, появляется желание помогать, как главный герой, который спасает весь мир. Этот жанр народного творчества даёт возможность осознать и понять границы понятий справедливости и несправедливости, воспитывает любовь к Родине. Главные герои сказки помогают разобраться в понятиях морали маленькому читателю, а в дальнейшем и сформировать нравственные качества под руководством педагога.
Сказка утверждает главные народные добродетели: справедливость, честность, великодушие, бескорыстность, доброжелательность и многие другие. Большое внимание уделяется трудолюбию персонажей, воспевается его важность и одновременно с этим развиваются эстетические качества младшего школьника.
Несмотря на то, что сказка - это литературный жанр, она тесно связана с эстетикой, потому что развивает чувство красоты без которого невозможно благородство души, чуткость к горю других людей. Благодаря волшебному описанию окружающего мира в народных сказках младший школьник видит красоту во всём, учится создавать удивительные предметы в реальной жизни и гармонично их сочетать. Появляется желание познавать события и явления повседневной жизни через призму эстетических качеств. Дети начинают видеть прекрасное в самых банальных, на первый взгляд, вещах, одновременно не осознавая, что создают красоту внутри себя. Народные сказки имеют большое эмоциональное влияние на младшего школьника благодаря чарующим картинам в сюжетных линиях и красоте подвигов персонажей.
Особенное внимание среди всех нравственных качеств в народной сказке отдается трудолюбию. Связано это с тем, что народ и труд всегда были неразделимы друг от друга, это важная часть жизни, которая присутствовала на протяжении всего времени. Любовь к труду позволяет воспитать ребенка ответственного, целеустремленного и надежного. Именно поэтому через народное творчество, а в особенности через сказку, можно легко и с удовольствием донести всю пользу данного качества для жизни детей. Считалось, что человек становится человеком в труде и борьбе, поэтому трудолюбие - одна из важных человеческих качеств.
Любовь к Родине - еще одно ценнейшее качество нравственного воспитания младшего школьника, которое прививает народная сказка. Патриотические идеи прослеживаются в глубине содержания народного творчества. Главные герои совершают подвиги ради спасения и защиты своей Родины, они доносят до сознания ребенка, что любовь к своей земле -это основа развития личности с высокими нравственными качествами. Сказка воспитывает патриотизм у младших школьников уже потому, что они создана народом. Изучая сказки ребенок всем сердцем и душей познает свой народ.
При работе над повышением уровня нравственности у детей учителю следует найти пути оптимизации общения для того, чтобы воспитание и развитие имело большее влияние на личность младшего школьника. Ребенок, находясь в обществе и имея постоянную потребность в общении, легко находит для себя источник информации. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь своим ученикам заполнять эту потребность и одновременно получать новый опыт общения, накапливать нравственный опыт. Народная сказка отлично справляется с этой задачей, поскольку имеет нравственную наполняемость содержания. При прочтении сказки младший школьник имеет потребность обсудить то новое, что он узнал. Каждый ученик желает высказать своё мнение о том или ином персонаже, событии, аргументирует свои слова, появляются разного рода мнения, что приводит к дискуссиям.
Роль народной сказки в оптимизации общения младших школьников состоит в следующем:
- появление желания помогать другим людям, развитие сострадания и чувствительности к чужим проблемам;
- благодаря оптимистическому концу сказки появляется доброжелательное отношение к окружающим людям, что хорошо сказывается на межличностных отношениях;
- развитие речевого этикета детей, несмотря на присутствие разговорной речи;
- помощь в формировании представлений об явлениях окружающего мира, их влиянии на жизнь человека;
- появлении представлений о справедливости и несправедливости, о добре и зле, умении обозначать границы этих понятий. [3, С. 3251
Использование народной сказки в учебном процессе в целях нравственного воспитания младших школьников имеет свой успех благодаря определенным особенностям данного жанра. Во-первых, в содержании сказки ненавязчиво заложены аспекты воспитания. Благодаря тому, что народная сказка написана с использованием метафор, сравнений, использованием образности дети учатся мыслить, проводить аналогии понимать добро. Персонажи поют песни, применяются небольшие вставки описания волшебных предметов или событий, использование загадок, пословиц и поговорок, красивая концовка с положительным финалом создают благоприятную среду для воспитания у детей духовно-нравственных качеств, вызывают у младших школьников желание применять образность речи в повседневной жизни и, соответственно, благодаря этому развивается речь.
Во-вторых, народной сказке, как выделяет Г.Н. Волков, присущ оптимизм. Данная особенность хороша тем, что усиливает воспитательное влияние на ребенка. Во всех сказках, когда главный герой справляется со всеми трудностями, на смену приходит радость, добро, уважение и всё это благодаря тем усилиям, которые он приложил в борьбе против злых персонажей. Таким образом, в народных сказках младшему школьнику дается возможность сделать вывод о том, что любые испытания можно преодолеть, если ты достойный человек с высокими нравственными качествами, ведь без них справиться со злом становится непосильной задачей. [4, С. 681
В-третьих, важная особенность, без которой нельзя представить народную сказку - образность. Она помогает детскому восприятию узнавать сложные, и порой непонятные вещи, через метафоры и сравнения.
Сказки любого народа назидательны и нравоучительны, а значит в этом можно выделить следующую особенность -дидактизм. Нельзя представить ни одной сказки, которая бы не имела смысла, не учила бы чему-то, при это делая это не сухо и прямыми рекомендациями, а через волшебные образы и яркость языка.
Таким образом, понимание учителем особенностей народной сказки необходимо для того, чтобы грамотно выстроить работу над развитием духовно-нравственной личности младшего школьника.
Большое значение для усвоения морали сказки зависит от проделанной работы учителя. Многообразие народных сказок удивляет на сегодняшний день, существует устное творчество на самые разные темы, задача педагога состоит в том, чтобы подобрать для каждого ученика тот уникальный пример, который будет необходим ему на данном этапе, который заинтересует его и поможет развивать те нравственные качества, которые необходимы. Если младший школьник приходит уже с выбором какой-либо сказки, то учитель должен поддержать выбор ребенка, ответить на интересующие вопросы, направить силы ученика в правильном направлении. После прочтения младший школьник может сравнивать себя с героями, представлять себя на их месте, он активно ведет беседу о том, чем понравился или не понравился тот или иной персонаж. Самое главное, что делает ребенок - начинает формировать у себя те нравственные качества, которые больше всего откликнулись в его душе и которые прививает сказка: трудолюбие, доброжелательность, взаимопомощь, отзывчивость, четность и другие. Учителю следует не забывать о том, как важно поощрять читательскую инициативу народных сказок, поддерживать положительные изменения в поведении младшего школьника.
Важно упомянуть о том, что для увеличения эффективности использования народных сказок в формировании нравственности у младших школьников педагог может использовать различные приемы и формы работы. Среди основных -это чтение и дальнейший пересказ, придумывание своих необычных концовок, проведение конкурса знатока сказки, выставка творческих работ детей на тему прочитанного произведения. Татьяна Константиновна Снопова большое значение придает театрализованному исполнению сказки и их инсценировке. Когда ребенок непосредственно погружается в волшебный мир сказки и имеет свою определенную роль, становится легче ощутить себя на месте персонажей, прочувствовать почему каждый из них поступает определенным образом. Младшему школьнику становится легче проанализировать какие нравственные качества помогли положительным персонажам победить зло [5, С. 2261.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование народных сказок в современной школе имеет огромную педагогическую важность для нравственного воспитания, потому что данный жанр имеет свои особенности, благодаря которым становление духовно-развитой личности младшего школьника происходит с увлеченностью и интересом. Во многом то, как ребенку удастся сформировать полученные знания о морали в повседневной жизни зависит от эффективности работы учителя. Педагог становится связующим звеном между младшим школьником и народными сказками.
Сказки будут иметь свою актуальность всегда, потому что это символ движения человечества к духовному и нравственному прогрессу. Результатом педагогической ценности народной сказки является младших школьник, который развивает в себе положительные нравственные качества на примере героев сказки. Жизненный опыт показывает, что если полученные знания прошли через сердце ребенка, дотронулись до его души, то человеком он вырастет достойным, имеющим самые лучшие морально-нравственные идеалы.
Литература:
1. Латышина, Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа / Д.И. Латышина. - М.: Школьная пресса, 2004. - С. 126
2. Хаитова, Н.И. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста / Н.И. Хаитова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2015. - №1. - С. 21
3. Крестовский, А.В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников / А.В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №2. - С. 325
4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
5. Снопова, Т.К. Народная сказка - средство воспитания и обучения детей / Т.К. Снопова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №3. - С. 226
Педагогика
УДК 37.0
аспирант Рагозина Алена Владимировна
Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск); доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов Обдалова Ольга Андреевна
Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск)
ОСОБЕННОСТИ ЭТНООРИЕНТИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Аннотация. Проводится анализ текущей мультикультурной ситуации образовательного пространства России в условиях динамично развивающегося процесса интернационализации. Выявлена острая потребность в разработке методики обучения, ориентированной на индонезийскую аудиторию. Обоснована целесообразность учёта этнопсихологических и языковых особенностей обучающихся, которые призваны помочь избежать трудностей в процессе овладения вторым иностранным языком на начальном этапе.
Ключевые слова: интернационализация образовательной среды университета, иноязычное образование, этноориентированная методика, межкультурный подход.
Annotation. The analysis of the current multicultural situation in a university environment of Russia in the context of the dynamically developing process of internationalization is carried out. The effectiveness of taking into account the ethnopsychological and linguistic characteristics of students is substantiated. The teaching approach designed to help avoid language and sociocultural difficulties in the process of mastering a second foreign language by Indonesian students at the initial stage is considered. The expediency of taking into account the ethnopsychological and linguistic characteristics of the target student groups as crucial directions of the teaching framework is substantiated.
Keywords: internationalized university environment, foreign language education, ethno-oriented methodology, intercultural approach.
Введение. Сегодня не только в центральной России, но и в самых отдаленных университетах нашей страны, происходит стремительное расширение этнического разнообразия среди приезжающих иностранных студентов. Даже несмотря на переход на дистанционное образование в связи с пандемией, количество обучающихся, желающих получить образование в России, ежегодно увеличивается. Такая ситуация позволяет исследователям собирать и описывать все больше реальных фактов-элементов, составляющих единый пазл методики обучения иностранному языку.
В исследовательской литературе, посвященной преподаванию иностранного языка, «второе рождение» переживает этноориентированная методика преподавания иностранного языка. Такая методика подразумевает учет родного языка обучающегося, этнопсихологических, культурных и региональных особенностей его носителей. В современном мультилингвальном контексте эта методика считается эффективной на начальном этапе, когда и обучающиеся второму иностранному языку, и преподаватель знают общий язык-посредник (английский), при этом преподаватель обладает общими знаниями о родном языке обучающегося.
Еще в 80-е годы прошлого столетия В.Н. Вагнер разработала национально ориентированный метод для иностранных студентов, обучающихся в Университете дружбы народов (РУДН). С тех пор появилось значительное число работ, в которых исследуется принцип учета родного языка при обучении РКИ (И.А. Пугачёв, Т.М. Балыхина, В.Н. Вагнер, Я.М. Колкер, Ле Дык Тху, Е.В. Невмержицкая). Существуют специальные учебники для китайских, вьетнамских студентов, для англоговорящих, испаноговорящих, франкофонов (В.Н. Вагнер, Е.Ф. Соловьева, А.В. Бондарко), а также некоторые методические разработки и рекомендации для разных этнических групп студентов (арабских, тайских, турецких и др.).
В обучении иностранному языку, разумеется, значительное внимание отводится его коммуникативной составляющей [2], а именно, умению совершать коммуникацию посредством вербальных интенций, верно трактуемых адресатом. Однако, как показывает анализ педагогической и научно-методической литературы по РКИ [5], для учащихся из Юго-Восточной Азии, в частности Индонезии (как наиболее многочисленного в России представителя австронезийской семьи языков), в настоящее время методика обучения с учетом этноспецифики обучающихся не разработана, и наблюдается отсутствие релевантных учебно-методических материалов.
Изложение основного материала статьи. Образовательные услуги в России достаточно широко представлены как внутри страны, так и на мировом рынке. Образовательная политика - это одна из самых динамично развивающихся областей, которая помимо материально-финансовых выгод, очевидно, формирует и престиж страны на международной арене. Начиная со второй половины ХХ века в России происходит активное привлечение иностранных обучающихся как для краткосрочных курсов, так и для программ всех уровней высшего образования.
Ежегодно Правительство России выделяет гарантированное количество бюджетных мест (государственную стипендию) для обучения иностранцев в высших учебных заведениях страны. Согласно studyinrussia.ru, в 2020 рекордное количество иностранных студентов выбрали Россию для получения высшего образования. Для сравнения с недавними данными их количество с 2018-2019 года (15 000 мест) увеличилось в 2021 году до 18 000 мест. При этом, этнический состав очень разнообразный. В 2021 заявление на обучение в России подали студенты из 190 стран мира [10]. Это позволяет с уверенностью утверждать, что образовательная среда российских университетов является мультикультурной.
Это обусловлено, в первую очередь, активной интеграцией России в международное образование, проявляющейся не только в возрастающей статистике, но и последним поправкам к законам, ставившим своей целью ещё большее увеличение количества иностранных обучающихся. Так, например, Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. № 16-ФЗ "О внесении изменений ... " в части упрощения порядка трудоустройства... иностранных граждан" упразднил проблему невозможности подработки для иностранных студентов. Это, в свою очередь, облегчило проблему выбора страны для получения высшего образования и повлечёт ещё больший поток студентов в ближайшем будущем.
Отдельный интерес (политический, образовательный) в этом отношении представляют собой связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Юго-Восточной Азии (ЮВА). Так как, например, отношения между Индонезией и Россией были установлены в 1950 году и успешно развиваются и сейчас. Общеизвестно, что еще во время СССР в таких странах Юго-Восточной Азии как Вьетнам, Индия, Индонезия, Лаос и др. русский язык был приоритетным иностранным