Научная статья на тему 'Роль народной поэтики в детской прозе Ш. Суван'

Роль народной поэтики в детской прозе Ш. Суван Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
110
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИКА / POETICS / ОБРАЗ / IMAGE / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / CHILDREN'S LITERATURE / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чамзырын Е.Т.

В данной статье рассматривается роль народной поэтики в детской прозе Шангыр-оола Сувана. Его остросюжетные рассказы «Тоол чурттуг оол» («Мальчик родом из сказки»), «Кара-Баштыг», «Калчан-Кара», «Медээ» («Известие») знакомит чи-тателей-подростков с фактами из истории. Темой своих произведений писатель избрал значительные исторические события: периоды уйгурского каганата, монгольского нашествия. Через образы юных героев показаны участия юношей в исторических событиях тех лет. Эти рассказы призывают детвору к активной деятельности, отличаются верой в человеческий разум, гуманизм, страстной устремлённостью в будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CHILDREN’S PROSE POETICS OF SH. SUVAN

The article examines the role of folk poetics in children’s prose by Shangyr-ool Suvan. His action-packed stories “Tool churttug ool” (“The boy comes from a fairy tale”), “Kara Bashtyg”, “Kalchan-Kara”, “Medee” (“News”) show the young readers facts from history. The writer chooses important historical events for themes of his works: periods of the Uighur khanate, the Mongol invasion. Through images of young characters they writer shows how young boys participated in historical events of those years. These stories teach kids to be active and are distinguished by belief in human reason, humanism, passionate aspiration for the future.

Текст научной работы на тему «Роль народной поэтики в детской прозе Ш. Суван»

10. Sultanov K.K. Dinamika zhanra. Osobennoe i obschee v opyte sovremennogo zhanra. Moskva: Nasledie, 1989.

11. Skrynnikova T.D., Batomunkuev S.D., Varnavskij P.K. Buryatskaya 'etnichnost' v kontekste sociokul'turnoj modernizacii (sovetskij period). Ulan-Ud'e: Izdatel'stvo BNC SO RAN, 2004.

12. Petrova M.P. Istoriko-biograficheskij roman G. M'end-Ooeo «Svetlejshij». Problemy literatur Dal'nego Vostoka. VI Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya. 25-29 iyunya 2014 g.: Sbornik materialov. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Studiya «NP-Print», 2014; 2.

13. Halharova L.C. Nacional'naya kartina mira vproze Ch. Cydendambaeva: monografiya. Ulan-Ud'e: Izdatel'stvo Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010.

14. Sharakshinova N.O. Geroiko-'epicheskaya po'eziya buryat: monografiya. Irkutsk: Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1987.

15. Bahtin M.M. Roman vospitaniya i ego znachenie v istorii realizma. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva, 1986.

16. Cydendambaev Ch. BanzarajhYbyyn Dorzho. Ulaan-Yd'e: Buryaadaj nomoj h'ebl'el, 1953.

Статья поступила в редакцию 28.09.16

УДК 81

Chamzyryn E.T., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Tuvan Philology and General Linguistics, Tuvan

State University (Kyzyl, Russia), E-mail: chamzyryn _e@mail.ru

THE ROLE OF THE CHILDREN'S PROSE POETICS OF SH. SUVAN. The article examines the role of folk poetics in children's prose by Shangyr-ool Suvan. His action-packed stories "Tool churttug ool" ("The boy comes from a fairy tale"), "Kara Bashtyg", "Kal-chan-Kara", "Medee" ("News") show the young readers facts from history. The writer chooses important historical events for themes of his works: periods of the Uighur khanate, the Mongol invasion. Through images of young characters they writer shows how young boys participated in historical events of those years. These stories teach kids to be active and are distinguished by belief in human reason, humanism, passionate aspiration for the future.

Key words: poetics, image, children's literature, folklore.

Е.Т. Чамзырын, канд. филол. наук, доц. каф. тувинской филологии и общего языкознания, Тувинский государственный

университет, г. Кызыл, E-mail: chamzyryn _e@mail.ru

РОЛЬ НАРОДНОЙ ПОЭТИКИ В ДЕТСКОЙ ПРОЗЕ Ш. СУВАН

В данной статье рассматривается роль народной поэтики в детской прозе Шангыр-оола Сувана. Его остросюжетные рассказы «Тоол чурттуг оол» («Мальчик родом из сказки»), «Кара-Баштыг», «Калчан-Кара», «Медээ» («Известие») знакомит читателей-подростков с фактами из истории. Темой своих произведений писатель избрал значительные исторические события: периоды уйгурского каганата, монгольского нашествия. Через образы юных героев показаны участия юношей в исторических событиях тех лет. Эти рассказы призывают детвору к активной деятельности, отличаются верой в человеческий разум, гуманизм, страстной устремлённостью в будущее.

Ключевые слова: поэтика, образ, детская литература, фольклор.

Сила детства в том и заключается, что она пробуждает в человеке чувства добра.

Л. Толстой

Детская литература в России развивается как полинациональное явление. Национальные детские литературы могли бы полностью унифицироваться: сюжеты, герои, жанры и стили потеряли бы своеобразие, но, к счастью, этого не происходит. На защите самобытности той или иной детской литературы стоит устное, мифологизированное слово народа...[1, с. 500].

Почти все писатели национальных литератур Сибири не обходятся без «своего» родного материала в создании своих произведений. Именно национальный материал, богатство народно-поэтического творчества обеспечивают оригинальность, жизнеспособность и общечеловеческую ценность их произведений. [2, с. 280].

Для современных детских писателей Тувы фольклорные, этнопоэтические традиции и религиозные воззрения послужили благоприятной базой для дальнейшего развития детской литературы, для формирования их творческих индивидуальностей. Практически каждый писатель ведёт собственную свободную творческую работу над народной поэтикой [3, с. 71].

Один из современных детских писателей Ш. Суван адресовал детворе несколько произведений. Он в 90-ых годах ХХ столетия издал сборники: <^н-Херелден аалчылар» («Гости из ХYH-Херела») и «Тоол чурттуг оол» («Мальчик родом из сказки»). В них вошли первая фантастическая повесть автора «Гости из ХYH-Херела» и рассказы, написанные на различные темы для детей среднего и старшего школьного возраста.

В тувинской детской литературе произведения Ш.Суван имеют новаторское значение, так как он творчески подходит к народной этнопоэтике. [3, с. 71].

Юные читатели всегда тянутся к таинственному, увлекательному и фантастическому. Но, к сожалению, тувинские дети не имеют богатого выбора в этом. Первопроходцем тувинской детской фантастики был один из основоположников тувинской литературы Б. Хевецмей, который в 60-ых годах ХХ столетия на-

писал фантастический рассказ «Марска чедер частым» («Чуточку не долетел до Марса»).

А за последние десятилетия написана всего одна фантастическая повесть «Гости из ХYH-Херела» Ш. Суван, посвященная чудесам научно-технического прогресса, странным, таинственным явлениям инопланетян, автор с первых же страниц увлекает юного читателя. Повесть светлая, юношеская, которая как бы родилась из сказочной идеи. Ш. Суван смело вступил в ту область художественного творчества, которая открывает детям безграничность человеческого познания.

Главным действующим лицом является школьник Сылдыс, В ней речь идёт о будущем, о чудесах науки и техники, об инопланетянах, о приключении пытливого, мечтательного, наблюдательного парнишки Сылдыса. Эти качества помогли ему поближе познакомиться с инопланетянами Каа и Бии, прилетевшими на Землю. Автор стремится передать движение научной мысли, показать увлекательность действий.

«...Компьютер передавал мысли мальчика, изображая их в радужно-цветном мониторе. Мысли Сылдыса мелкали, как мультфильмы. А космонавты успевали и видеть, и читать его мысли». «Когда вошёл в корабль, Сылдыс осмотрелся вокруг - там никаких вещей не было. Но вдруг открылась стена, оттуда появилось что-то плоское и раскрылось -получились кресла». «Корабль начал быстро набирать высоту». «Компьютер показывал, как начинают раскалённо греть солнечные лучи». «Открой занавес воздуха» и т.д.

Тонко передаёт чувство своих героев. Особенно сильное впечатление в эпизоде, когда Сылдыс наблюдал за «тарелкой». «Тарелка» остановилась напротив верхушки (выси) Бедик-Ко-жагара. Сылдыс присел, чтобы как следует её разглядеть, пока она остановилась. Когда он сидел и разглядывал сверкающую «тарелку», почудилось, что кто-то его окликнул. Сылдыс невольно стал прислушиваться. Любознательность мальчика была сильнее его трусости».

Жизнь инопланетян, Каа и Бии, автор рисует похожей на жизнь детей, они разговаривают и ведут себя, как люди.

«- Сегодня мы совершили большой гуманный поступок -сказал Каа.

- Кто? Мы? - сказал, размышляя Бии.

- Его не мы, а тот мальчишка совершил». Тем самым они больше напоминают персонажей народных сказок. «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений»(1, 49).

«Гости из ХYH-Херела», вообще, пока не отмежевана от сказки. Приведём примеры из текста: «Развитие жизни на Земле и ХYH-Херел почти одинаковы», «Тарелка» спустилась», «Оба без головных уборов, в перламутровых белых костюмах», «Все, что происходит за тридевять земель, мы увидим в радужно-цветном мониторе», «Корабль космонавтов, прилетевших из планеты ХYH-Херел, оказывается похож не на тарелку, а на юрту». и т. д.

Предметы: «Скафандр», «Тарелка», «Три галактики», «Звезда Диких», «Космодром», «Корабль - юрта», «Монитор - Радуга», «Метеорит» и другие выражения только обозначены научными терминами или «привязаны» к научным понятиям, суть же их трактуется так, как это характерно для волшебных сказок. Итак, сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений [4, с. 49].

В повести, создавая при помощи художественного вымысла яркие картины и образы фантастического настоящего и будущего, Ш. Суван художественно убедительно решает тему утверждения добра, благородства, доброты.

Достижения и недостатки фантастических произведений Ш. Суван, прежде всего, связаны с изображением человеческих характеров, Русская фантастика в этом плане имеет на своём счету большие художественные достижения. Она исходит из общих принципов реалистической индивидуализации образов, которые развивает современная проза.

Однако о тувинской фантастике сказать этого пока нельзя. Ш. Суван делает определённые попытки в этом направлении, стараясь индивидуализировать характеры своих героев, придать им черты национального своеобразия, но индивидуальная характерность образов проступает у него лишь во внешних проявлениях.

Ш. Суван проявляет интерес к истории детства разных поколений, воссоздающий по-своему большую историю народа, через историю всех поколений его детей.

Его остросюжетные рассказы: «Тоол чурттуг оол» («Мальчик родом из сказки»), «Кара-Баштыг», «Калчан-Кара», «Медээ» («Известие») знакомит читателей-подростков с фактами из истории. Темой своих произведений писатель избрал значительные исторические события: периоды уйгурского каганата, монгольского нашествия. Через образы юных героев (Кара-Баштыг, Довук, Кара- Кат) показаны участия юношей в исторических событиях тех лет. Эти рассказы призывают детвору к активной деятельности, отличаются верой в человеческий разум, гуманизм, страстной устремлённостью в будущее.

Традиционной темой детской литературы всегда были взаимоотношения человека с живой природой. В современной детской прозе эта тема приобретает и моральный смысл, так как экология вызывает озабоченность людей всего мира. Есте-

Библиографический список

ственно, что писатели, рассуждающие на эту тему, вступают во взаимодействие с традиционной поэтикой, которая составляла гуманистический пафос детской литературы во все времена, и с новой, привнесённой сегодняшним днём. Взаимоотношение с живым миром и природой является органическим свойством детского мировосприятия.

Доказательством являются такие произведения Ш. Суван, как «Чээн оол» («Племянник»), <^реккир», «Азыранды». В них заметно углубился психологический анализ, образы детей раскрываются в большом многообразии жизненных проявлений. Во многих рассказах ощутимо звучат сложные взаимоотношения человека и живой природы, выявляющие истинные человеческие ценности.

В рассказе «Эзирек» («Детеныш косуля») Артышу брат Чой-ган подарил найденного детёныша косули. Он вскормил его и вырастил. Автор с большой увлечённостью изображает характер растущего зверя: «Спустя некоторое время, Эзирек начал привыкать к козлятам. Даже не захотел сосать молоко - начал уходить на пастбище с ними. Постепенно, когда повзрослел, у него явно начал появляться звериный инстинкт». Эзирек стал убегать в лес. И в один прекрасный день ушёл навсегда. Артыш сильно переживал из-за этого.

После этого прошло два-три года. Артыш научился охотиться и с братом поехал на охоту. В этой охоте он убивает Эзирека, которого сам вырастил. Этот банальный эпизод браконьерской охоты писатель рассказал как чрезвычайное, страшное происшествие. Чтобы передать эту мысль, потребовались особые средства художественного воплощения. Автор прибегнул к народной поэтике и через благопожелание передал состояние братьев:

- Прости, моя Тайга... моя земля, прости.

- Прости, моя тайга.- сказал про себя брат.

- Почему стоишь! Поклонись своей тайге! Попросим прощения! Прости, моя тайга... Убили, не желая этого...» Так, малый жанр фольклора теряет самостоятельность и входит в общую канву повествования, как бы создавая художественный орнамент, способствуя созданию национального колорита [3].

Преступление братьев в конечном итоге - это преступление перед людьми, потому что судьба природы неотделима от судеб человеческих. Таким образом, этим состоянием братьев показано отношение к животному, которого вырастили сами люди. Звучит тема единства природы и человека, как в народном творчестве.

Ш. Суван в этих произведениях даёт возможность ещё раз убедиться, что и в детской литературе о жизни животных победа нравственности также достигается логикой художественной правды жизни, а не каким-то назидательным авторским усилием. Эти мысли особенно актуальны в наше время, когда возрастает хищнически потребительское отношение к природе.

Таким образом, писатель Ш. Суван, привнося в детскую прозу заимствованные из фольклора мысли и идеи, не только способствовал её развитию, но и создал характерные для народного творчества этико-эстетические ценности, приближая их к юному читателю и тем самым способствуя формированию гармонической личности.

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник. Москва: Академия, 2008.

2. Балданов С.Ж., Бадмаев Б.Б., Буянтуева Г. Ц-Д. Литература народов Сибири. Этнотрадиция. Фольклорно-этнографический контекст. Улан-Удэ: БГУ, 2008.

3. Чамзырын Е.Т. Этнопоэтические особенности тувинской детской прозы. Кызыл, 2009.

4. Аникин В.П. Фольклор как искусство. Москва: Высшая школа, 2006.

5. Суван Ш. ХYH-Херелден аалчылар.Тоожулар. Шии. Чечен чугаалар. Кызыл: THY4, 1992.

6. Суван Ш. Тоол чурттуг оол. Чечен чугаалар, шиижиткен тоол. Кызыл: THY4, 1994.

References

1. Arzamasceva I.N., Nikolaeva S.A. Detskaya literatura: uchebnik. Moskva: Akademiya, 2008.

2. Baldanov S.Zh., Badmaev B.B., Buyantueva G. C-D. Literatura narodov Sibiri. 'Etnotradiciya. Fol'klorno-'etnograficheskij kontekst. Ulan-Ud'e: BGU, 2008.

3. Chamzyryn E.T. 'Etnopo'eticheskie osobennosti tuvinskoj detskojprozy. Kyzyl, 2009.

4. Anikin V.P. Fol'klorkakiskusstvo. Moskva: Vysshaya shkola, 2006.

5. Suvan Sh. HYn-Herelden aalchylar.Toozhular. Shii. Chechen chugaalar. Kyzyl: TNYCh, 1992.

6. Suvan Sh. Tool churttug ool. Chechen chugaalar, shiizhitken tool. Kyzyl: TNYCh, 1994.

Статья поступила в редакцию 03.10.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.