Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

РОЛЬ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговые риски / финансовая безопасность / налоговая безопасность / налоги / бюджет / tax risks / financial security / tax security / taxes / budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю А. Голоухова

В статье рассматривается важность управления налоговыми рисками для обеспечения финансовой безопасности государства. Исследуются теоретические аспекты роли налоговых рисков в финансовой политике государства, их влияние на экономическую стабильность. Особое внимание уделяется методам предотвращения и управления налоговыми рисками, а также их воздействию на бюджетные процессы и финансовую устойчивость государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TAX RISKS IN THE PROCESS OF ENSURING FISCAL SECURITY OF THE STATE: THEORETICAL ASPECTS

The article discusses the importance of tax risk management to ensure the financial security of the state. The theoretical aspects of the role of tax risks in the financial policy of the state, their impact on economic stability are studied. Particular attention is paid to the methods of preventing and managing tax risks, as well as their impact on budget processes and financial stability of the state.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

РОЛЬ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Ю.А. Голоухова, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-122-125

Аннотация. В статье рассматривается важность управления налоговыми рисками для обеспечения финансовой безопасности государства. Исследуются теоретические аспекты роли налоговых рисков в финансовой политике государства, их влияние на экономическую стабильность. Особое внимание уделяется методам предотвращения и управления налоговыми рисками, а также их воздействию на бюджетные процессы и финансовую устойчивость государства.

Ключевые слова: налоговые риски, финансовая безопасность, налоговая безопасность, налоги, бюджет.

Экономическая безопасности представляет собой защиту экономических интересов страны от внутренних и внешних угроз, обеспечение стабильного экономического развития, защиту национальной валюты, резервов и активов, предотвращение финансовых кризисов и иных угроз в экономике.

Нарушение экономической безопасности может привести к серьезным последствиям для страны, угрожая ее политической и социальной стабильности. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из приоритетов государственной политики и требует постоянного внимания и усилий со стороны государственных органов, предприятий и населения страны.

В Указе Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» отмечено: «Под экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается экономический суверенитет страны, единство экономического пространства, условий для реализации стратегических национальных приоритетов РФ» [2].

Налоговая безопасность, являясь ключевым элементом финансовой безопасности, несомненно, влияет на экономический аспект национальной безопасности. Интересы всех участников налоговой сферы, включая государства, граждан и предприятия, тесно связанны с налоговой политикой.

Результаты исследования. Налоги являются основным источником доходов государства и используются для финансирования бюджета, обеспечения социальной защиты населения, инфраструктурных проектов и других целей. Они также могут быть использоваться как средство экономического регулирования, например, путем установления налоговых льгот или повышения налоговых ставок для снижения спроса на определенные товары и услуги.

Термин «налоговая безопасность» используется в научной литературе и применяется в России уже более двух десятилетий. Однако законодательное определение этого понятие не установлено.

Тимофеева И.Ю. считает, что понятие налоговой безопасности должно консолидировать налоговые интересы, как государства, так и бизнеса, общественных организаций и каждого отдельного гражданина, и дает понятие налоговой безопасности: «Под налоговой безопасностью предполагается понимать такое состояние налоговой системы, при котором обеспечивается гарантированная защита налоговых интересов государства, бизнеса и общества от внутренних и внешних угроз» [8].

Налоговую безопасность страны можно определить, как эффективность налоговой политики государства, при которой обеспечивается гарантированная защита налоговых интересов бизнеса, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Следует отметить, что налоговая сфера по мере развития экономических отношений становится ведущей в формировании государственных бюджетах. Значимость сопряжена с неоднократными нарушениями в бюджетной системе всех уровней, а также выбор отдельных хозяйствующих субъектов перейти в «теневой» сектор экономики, что вызывает серьезную угрозу экономической безопасности национального хозяйства в налоговой сфере.

Налоги и налоговая политика в контексте экономической и финансовой безопасности

Формулируя понятие «налоговый риск», необходимо подразумевать его негативный характер. Причем негативный характер налогового риска имеет определенные формы проявления не только для налогоплательщиков, но и для всех субъектов налоговых правоотношений, признаваемых таковыми в соответствии со статьей 9 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) [1].

Точной формулировки понятия налогового риска отсутствует в отечественном праве. Это предполагает разные варианты в толковании данного показателя и предание собственного смысла каждым исследователем. Отсюда следует проблема в отсутствии четкого понимания сути налогового риска, что вызывает сложность в формировании методов управления данным риском.

Некоторыми авторами отмечается, что более правильным определением налогового риска выступает понимание его неопределенности, что вытекает из неопределенности хозяйственно-экономической среды, связанной с предпринимательской деятельностью.

Под субъектами налогового риска выделяют государство, в лице налоговых органов,

должны рассматриваться как источник государственных финансовых ресурсов, инструмент воздействия на экономические и социальные процессы в обществе, а также как канал обратной связи между государством и населением. Влияние налоговой политики на социальные и экономические процессы в стране объясняется функциями налогов и теми задачами, которые они выполняют. Различают следующие функции налогов, представленные в таблице 1.

налогоплательщиков, а также налоговых агентов, лиц на которых возложены обязанности по уплате налогов и сборов.

Характер налоговых рисков плотно соприкасается с реализацией прав и обязанностей в налоговой сфере. Налоговые отчисления всех лиц поступает в государственные бюджеты различных уровней для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Одним из факторов возникновения налоговых рисков выступает налоговая обязанность населения и предприятий в полном объеме и своевременно производить оплату налогов и сборов и право государственных органов исполнительной власти формироватьбюджеты для выполнения поставленных целей, задач и функций.

Причиной возникновения налоговых рисков могут являться следующие факторы [5]:

1. Информационный фактор проявляется в недостаточной осведомленности в сфере изменений налогового законодательства, неоднозначного толкования Налогового

Таблица 1. Функции налогов

Наименование функции Содержание

Фискальная Посредством налогов государство осуществляет формирование своих финансовых ресурсов

Распределительная Денежные средства, аккумулированные в бюджете, направляются на решение конкретных задач. В результате происходит перераспределение доходов между различными социальными группами

Регулирующая Устанавливая налоги, государство оказывает воздействие на хозяйственную деятельность субъектов. Снижением налогового бремени осуществляется стимулирование производства; повышение налоговых ставок заставляет налогоплательщиков отказываться от осуществления каких-либо видов деятельности.

Контрольная Посредством налогообложения оценивается рациональность, сбалансированность всей системы налогов в целом и каждого налога в отдельности, способность налогоплательщиков к уплате налогов, величина налоговой нагрузки.

Кодекса РФ, недостаточности у населения финансовой грамотности в отношении налогов и т.д.

2. Организационные факторы. Проблемы взаимодействия структурных подразделений организации также служат фактором налогового риска: несвоевременное получение бухгалтерией информации о заключении сделок может привести к нарушению налогового законодательства.

3. Технические факторы. Сложность порядка исчисления и формирования налоговой базы приводит к ошибкам в налоговых отчет-ностях.

4. Социальный фактор. В ряду социальных причин налоговых рисков некоторые авторы выделяют социальный интерес бюрократии, направленный на создание условий по обеспечению неформального господства бюрокра-

тии над остальным обществом, а также «административную ренту» (то есть получение на системной основе выгод (взяток), связанных с использованием административного положения).

И сама природа налогово-бюджетной системы является причиной возникновения налоговых рисков, так как реализация фискальной функции противоречит результату деятельности того или иного субъекта правоотношений, то есть при высоких налоговых поступлений в бюджет страны налоговым рискам подвержены налогоплательщики, а при сниении налогового бремени страдает бюджет.

Факторы налоговых рисков государства многие авторы в своих научных работах разделяют на две группы - внешние и внутренние, как представлено в таблице 2 [5].

Таблица 2. Факторы налоговых рисков государства

Внешние факторы Внутренние факторы

Действие международных договор в области налогообложения Налоговая политика государства

Формирование и функционирования международных оффшорных зон Несовершенство налогового законодательства, в том числе внутренние противоречия, несимметричность законодательства

Использование налогоплательщиками схем минимизации и ухода от налогообложения Непрофессионализм работников налоговых органов

Функционирование теневой экономики Налоговая культура общества

Мировая конъюнктура цен на отдельные товары (например, энергоносители) Экономическая и политическая обстановка в стране

Заключение. Управленческие решения, уклонения от налогов могут привести к нало-которые принимаются субъектами налоговых говым рискам государства. А чрезмерное же-правоотношений, обуславливают возникнове- лание правительства страны усилить налого-ния налоговых рисков. Так, решение физиче- вую нагрузку может сподвигнуть налогопла-ских и юридических лиц соблюдать нормы тельщиков к уходу в теневой сектор экономи-налогового права или же находить схемы ки.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая и часть вторая от 31.07.1998 М 146-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации 2024 №12.

2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии 63 экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета от 15 мая 2017 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/.

3. Авдийский В.И., Земсков В.В., Соловьев А.И. Налоговые риски в системе экономической безопасности: учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 236 с.

4. Дятлов Н.В., Казакова К.А. Налоговый риск: понятие, оценка и управление // Научно-практические исследования. - 2019. - № 8-1 (23). - С. 24-29.

5. Маслова И.Н., Тарасова Д.А. Факторы возникновения налоговых рисков, их классификация // Финансовое право и управление. - 2018. - № 3. - С. 34-39.

6. Миронова, О.А. Основы и взаимосвязь категорий «экономическая безопасность» и «налоговая безопасность» / О.А. Миронова, М.С. Шемякина // Инновационное развитие экономики. -2015. - № 4(28). - С. 125-131. - EDN UJEZUL.

7. Негодина, О.В. Угрозы налоговой безопасности РФ в системе экономической безопасности / О.В. Негодина // Санкт-Петербургский научный вестник. - 2021. - №2(11). - С. 13-17.

8. Тимофеева, И.Ю. Экономический анализ, классификация и оценка налоговых рисков в период декриминализации налоговых отношений / И.Ю. Тимофеева // Экономический анализ. -2021. - № 11. - С. 74-77.

9. Тихонов, Д.Н. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков: учеб. пособие // Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. - 256 с.

10. Филипенко, Н.А. Налоговая безопасность в системе экономической безопасности государства. - Красноярск: СФУ, 2023.

11. Татаринцева Е.Е. Роль налогов в обеспечении экономической безопасности государства // Актуальные исследования. - 2023. - №32 (162). - С. 104-106.

THE ROLE OF TAX RISKS IN THE PROCESS OF ENSURING FISCAL SECURITY OF THE

STATE: THEORETICAL ASPECTS

Yu.A. Goloukhova, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The article discusses the importance of tax risk management to ensure the financial security of the state. The theoretical aspects of the role of tax risks in the financial policy of the state, their impact on economic stability are studied. Particular attention is paid to the methods of preventing and managing tax risks, as well as their impact on budget processes and financial stability of the state. Keywords: tax risks, financial security, tax security, taxes, budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.