модернизации // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Экономика и управление. - 2017. - № 9. - С. 75-76.
7. Дубина Ю.Ю. Современная налоговая система России, основные направления ее развития // Бенефициар. -2017. - № 14. - С. 31-34.
Bibliographic list
1. Maslov B.G., Maslova I. A., Dedkova E.G. The system of tax analysis within the framework of tax planning and forecasting // Problems and prospects of development of tax administration and tax consulting in Russia: Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference. - М., 2016. - С. 113-115.
2. Varaksa N.G. Methodology of forming a single information field of the accounting and tax system // Managerial Accounting. - 2012. - No. 1. - Рр. 70-74.
DOI 10.54220/1994-0874.2022.83.60.010 УДК 336
3. Popova L.V., Rozhdestven-skaya E.S. Tax control and analysis in the system of tax security of the country // Transportnoe delo Rossii. - 2018. - No. 5. -Pp. 74-76.
4. Bolataeva A.A. Nalogovaya sistema RF: actual problems and ways to improve the modern tax system // Nauch-nye Izvestia. - 2019. - No. 6. - Pp. 41-45.
5. Bocharova O.F., Voloshina E.Y. Taxes as a tool for innovative development // Modern scientific research and development. - 2017. - No. 5 (13). - Pp. 69-70.
6. Vorobyeva E.V. Tax system of Russia: the main directions of modernization // Bulletin of the Educational Consortium of the Srednerussky University. Series: Economics and Management. - 2017. -No. 9. - Pp. 75-76.
7. Dubina Yu.Y. Modern tax system in Russia, the main directions of its development // Beneficiary. - 2017. - No. 14. -Pp. 31-34.
Гашенко И.В., Зима Ю.С., Оробинская И.В.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ
Аннотация
Рассматриваемая тема исследования освещает различные аспекты проблем обеспечения налоговой безопасности в рамках концепции национальной и экономической политики для дальнейшего стратегически устойчивого формирования социально-экономического развития государства. Цель статьи заключается в исследовании основополагающих аспектов формирования защитного механизма и внедрения мер по противодействию рискам и угрозам налоговой безопасности государства и личности.
Методологической разработкой статьи является использование аналитического анализа показателей системы налоговой безопасности, позволяющего предпринять превентивные меры по минимизации налоговых рисков от внутренних и внешних угроз экономике государства.
Научное исследование раскрывает содержание деятельности по обеспечению налоговой безопасности как категории самостоятельного института в рамках реализации налоговой политики государства с целью уточнения налоговых индикаторов системы информации об угрозах и рисках для использования их на различных уровнях управления экономикой.
Использование эмпирических методов на основе официальных статических данных также позволило определить влияние инструментов цифровой трансформации в сфере налогообложения на повышение уровня налоговой безопасности государства для противодействия современным вызовам и угрозам.
В статье сделаны выводы о том, что стратегические национальные приоритеты государства требуют в настоящее время активной и эффективной деятельности по обеспечению налоговой безопасности в соответствии с проводимой государственной налоговой политикой в условиях цифровизации в РФ.
Ключевые слова
Налоговая политика государства, цифровая трансформация, цифровизация, налоговая безопасность, внешние и внутренние вызовы и угрозы экономике, налоговые риски, национальные приоритеты государства, налоговое администрирование.
JEL: H20
Gashenko I.V., Zima Y.S., Orobinskaya I.V.
ENSURING TAX SECURITY OF THE STATE IN THE SPHERE OF COUNTERACTION TO MODERN CHALLENGES AND THREATS
Annotation
The research topic under consideration highlights various aspects of the problems of ensuring tax security within the framework of the concept of national and economic policy for further strategically sustainable formation of socio-economic development of the state. The purpose of the article is to study the formation of a protective mechanism and the introduction of measures to counteract the risks and threats to the tax security of the state and the individual.
The methodological development of the article is the use of analytical analysis of indicators of the tax security system, which allows taking preventive measures to minimize tax risks from internal and external threats to the state economy.
The scientific research reveals the content of tax security activities as a category of an independent institution within the framework of the implementation of the state's tax policy, in order to clarify the tax indicators of the threat and risk information system for their use at various levels of economic management.
The use of empirical methods based on official static data also made it possible to determine the impact of digital transformation tools in the field of taxation on increasing the level of tax security of the state to counter modern challenges and threats.
Keywords
State tax policy, digital transformation, digitalization, tax security, external and internal challenges and threats to the economy, tax risks, national priorities of the state, tax administration.
Введение. В условиях мирового экономического и финансового кризиса и затянувшейся пандемии наблюдается спад предпринимательской активности и доходности, неустойчивость конкурентной среды, отсутствие стабильно-
сти в производстве и поставках товаров и услуг, неравномерность поступлений налоговых платежей и высокий рост расходов государства на социальное обеспечение граждан, которые требуют неотложных и эффективных мер со сто-
роны правительства РФ по усилению налоговой безопасности.
Ограничение предпринимательской деятельности и снижение социализации, связанные с COVГО-19, заставляют бизнес-структуры теневизировать свои доходы, снижая при этом товарооборот и оказание услуг населению, что, в свою очередь, приводит к увеличению уровня безработицы, постоянному повышению потребительских цен на товары и услуги и в конечном итоге к возникновению налоговых рисков, связанных со снижением поступлений налогов в государственный бюджет. Активно применяемые государственные меры по внедрению цифровых технологий в различные сферы жизнедеятельности, включая цифровую трансформацию налоговых процессов, позволяют в современных условиях расширить институциональную базу для обеспечения противодействия угрозам налоговой безопасности.
Цель статьи заключается в исследовании основополагающих аспектов формирования защитного механизма и внедрения мер по противодействию рискам и угрозам налоговой безопасности государства и личности. Для достижения поставленной цели в статье решаются следующие исследовательские задачи:
- обосновать прерогативу налоговой безопасности как категории самостоятельного института в рамках реализации налоговой политики государства в современных условиях вызова и угроз;
- проанализировать влияние различных направлений цифровой трансформации на обеспечение налоговой безопасности в России;
- предложить превентивные меры по противодействию теневизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на основе масштабной оцифровки контрольной деятельности налоговой службы.
Обзор исследований. Теоретические и практические аспекты данного
исследования по теме обеспечения налоговой безопасности в современных условиях вызовов и угроз рассмотрены ранее в научных трудах таких ученых, как Л.Р. Курманова, Р.А. Хазиахметов [6], К.В. Маслов [4], О.А. Миронова [8], О.В. Негодина [9], С.А. Шашилова [13].
В статье также использованы материалы имеющихся публикаций по теме цифровой трансформации налоговой системы России таких авторов, как И.В. Га-шенко, Ю.С. Зима [1, 2], Т.Г. Давлет-шина [3], Е.Е. Смирнова [12].
Изучение научной литературы по заявленной проблеме показало, что в статьях достаточно широко и подробно освещена исследуемая тематика. Однако до настоящего времени остаются нерешенными отдельные проблемные аспекты в данной области исследования, требующие дополнительных научных изысканий.
Материалы и методы. Основу методических подходов к исследованию показателей налоговой безопасности составили такие научные методы, как анализ временных рядов, системный, проблемный, структурно-функциональный анализ, синтез, индукция, дедукция, формализация и др.
Налоговая безопасность России тесно связана с научными дисциплинами и является устоявшейся объективно существующей экономической категорией. Налоговую безопасность отличают три признака категориальности для раскрытия ее экономической сущности:
- налоговая безопасность как категория, признаваемая наукой и практикой в сфере налогов и налогообложения. Данная дефиниция рассматривается как теоретическое познание, способствующее формированию условий для стабильного и безопасного развития государства и бизнеса, росту благосостояния в обществе и снижению социальной напряженности за счет обеспечения доходной части государственного бюджета. На различных исторических
этапах происходящие циклические экономические процессы всегда сопряжены с появлением различных экономических рисков, внешних и внутренних угроз, в том числе и в сфере налогообложения;
- второй признак категориально-сти налоговой безопасности связан с развитием правового поля национальной безопасности государства и подчёркивает общественное предназначение такого явления в рамках проводимой налоговой политики государства, в результате чего реформируется система налогов и налоговых органов, совершенствуются инструменты налогового администрирования, активизируется деятельность субъектов бизнеса, формируется комфортная налоговая среда и т.д.;
- третий признак основывается на управленческой деятельности по обеспечению налоговой безопасности со стороны уполномоченных органов вла-
сти как системы противодействия современным вызовам и угрозам, способствующей снижению налоговых рисков за счет цифровой трансформации экономических процессов.
Таким образом, налоговая безопасность является областью научных исследований и как любая наука имеет предмет и объект исследования.
Объектом налоговой безопасности мы называем конкретные виды налоговых рисков, современных угроз и других экономических и финансовых вызовов.
Предметом налоговой безопасности является система управленческих государственных мер противодействия всем вызовам и угрозам по финансовому обеспечению государства за счет стабильного поступления налоговых доходов.
На рисунке 1 представлена модель налоговой безопасности.
X
Методологический инструментарий:
- концепция налоговой безопасности;
- принципы организации деятельности по обеспечению налоговой безопасности;
- функции налоговой безопасности;
- субъектно-объектные отношения
Организационно-правовое обеспечение:
- законодательная и нормативная база;
- государственные уполномоченные органы и ФНС РФ;
- иные субъекты по обеспечению налоговой безопасности
Налоговая безопасность
1
Направления по противодействию угрозам налоговой безопасности:
- формирование эффективной налоговой политики на текущий и будущие периоды с возможностью корректировки с учетом угроз налоговой безопасности;
- меры по созданию благоприятной налоговой среды за счет развития механизмов налогового регулирования и стимулирования;
- меры по обеспечению бюджетной системы налоговыми доходами и формированию налогового потенциала территорий для устойчивого экономического и финансового роста;
- меры по снижению налоговой нагрузки на отрасли экономики приоритетного значения, обеспечивающие приток инвестиций и инновационный рост экономики;
- меры по социальной защищенности населения в части обеспечения возможности исполнения обязательств перед бюджетом
Налоговая безопасность в области международного сотрудничества
Информационное обеспечение налоговой безопасности
Уровни обеспечения налоговой безопасности:
- федеральный уровень;
- межрегиональный уровень (уровень крупнейших налогоплательщиков и консолидированных групп);
- уровень субъектов РФ;
- муниципальный уровень;
- корпоративный уровень хозяйствующих субъектов;
- семейный и индивидуальный уровень (физические лица)
Рисунок 1 - Модель налоговой безопасности
Источник: [8].
Модель налоговой безопасности включает ее структурные элементы как самостоятельного института в области научных исследований и практической деятельности по обеспечению системы информации об угрозах и рисках, противодействие которым является ключевым условием для реализации налоговой политики государства.
Налоговая безопасность сочетается с пониманием налоговой политики, реализующей фискальную функцию налогов, обеспечивающей налоговый потенциал территориальных образований и их хозяйствующих субъектов.
Управление деятельностью по обеспечению государственной налоговой безопасности в рамках проводимой налоговой политики основано на методологическом, организационно-правовом и информационном обеспечении.
Информационное обеспечение принимаемых управленческих решений государства осуществляется активным внедрением автоматизированных программных комплексов и новых цифро-
вых технологий для эффективного налогового контроля, сокращения документооборота, улучшения взаимодействия участников налоговых отношений, а также электронных сервисов налоговых органов для бесконтактного разрешения проблемных вопросов по налогообложению. При этом формируемая информационная база по хозяйствующим субъектам имеет высокую степень достоверности, надежности и объективности.
С целью улучшения налоговой безопасности предусмотрена система мер по противодействию угрозам налоговой безопасности и предотвращению налоговых рисков. Так, информационное обеспечение налоговой безопасности осуществляется через мониторинг налоговых рисков и результатов контрольных мероприятий налоговых органов в отношении различных категорий налогоплательщиков.
Налоговый мониторинг является структурным элементом механизма обеспечения налоговой безопасности (рис. 2).
Угрозы налоговой безопасности
Угроза недостаточной обеспеченности бюджета налоговыми доходами
Угроза ухудшения налоговой среды для условий экономического роста
Угроза наличия и роста теневой экономики и коррупции
----
Налоговые риски
----
Риски недостаточности совершенствования налоговой законодательства на разных этапах развития экономики
Угроза размывания и роста латентной налоговой базы по налогу на прибыль организаций и вывода капитала за рубеж
н----}----*
Механизм обеспечения налоговой безопасности
Риски увеличения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты экономики
Риски необеспечения достаточной величины налогового потенциала государства, регионов и хозяйствующих субъектов
Управление на разных уровнях экономики
Мониторинг налоговых рисков и результатов
мероприятий по противодействию угрозам налоговой безопасности Рисунок 2 - Механизм обеспечения налоговой безопасности
Источник: составлено авторами самостоятельно.
Угрозы налоговой безопасности могут содержаться в любом экономическом преступлении, в том числе наличии теневой экономики, так как субъекты бизнеса необоснованно занижают налогооблагаемую базу и тем самым уходят от налогообложения. Нельзя не отметить наличие коррупционной составляющей налоговой безопасности в бизнесе, например в результате умышленной процедуры банкротства юридических лиц, в том числе имеющих задолженность перед бюджетом. В данном случае как противоборствующая мера со стороны государства введена в действие эффективная работа по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Поэтому контроль налоговых органов по ключевой проблеме направлен на повышение эффективности решения фискальных задач государства для противодействия угрозам налоговой безопасности.
В рамках выполнения общественно значимых функций государства основной угрозой налоговой безопасности
остается необеспеченность бюджетов налоговыми доходами на всех уровнях власти, так как бюджетный дефицит не позволяет исполнить весь план предусмотренных государственных расходов на реализацию экономических и общественно значимых программ.
Изложенные методические подходы к сущностной характеристике налоговой безопасности позволяют сделать вывод, что налоговая безопасность - это сложное системное явление, самостоятельный институт, обусловленный уровнем социально-экономического развития государства, его налоговой политикой, характеризующейся показателями обеспечения бюджета налоговыми доходами и защищенностью от различных угроз и рисков во всех сферах и на всех уровнях управления экономикой [8].
На рисунке 3 на основе статистических данных Росстата и материалов научной литературы проанализированы показатели измерения налоговой безопасности в России за 2013-2020 гг.
40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
36,1
37,5
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
■ Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (^1)
Доля теневой экономики (ТБ3)
"Профицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (TS2)
Рисунок 3 - Динамика показателей налоговой безопасности России
в 2013-2020 гг., % ВВП
Источник: [2].
Построенная диаграмма включает данные динамики следующих показателей: доходная часть (в которой преобладают налоговые доходы) государственного бюджета; теневая экономика; сальдо (профицит) государственного бюджета.
Согласно приведенным на рисунке 3 данным в России доходы государственного бюджета в 2020 г. оцениваются в 35,4% ВВП, а также наблюдается дефицит бюджета в размере 4%. Доля теневой экономики особенно высока (наивысшая за рассматриваемый пери-
70
60
50
40
30
20
10
0
Приведенные критерии по исследуемым направлениям освещаются в соответствующем ежегодном отчете 1МО [14]. Международные названия показателей, их экономический смысл (названия в рамках данного исследования) и значения в динамике 2013-2020 гг. представлены на рисунке 4. В России в 2020 г. уровни развития информацион-
од) и оценивается Росстатом в 30%, что свидетельствует о наличии общих угроз и вывозов налоговой безопасности в экономике.
Ключевым инструментом сохранения налоговой безопасности является ее информационная составляющая. В качестве критериев оценки используются основные направления цифровой трансформации государства: развитие информационного общества, цифрового бизнеса и электронного правительства (рис. 4).
ного общества и электронного правительства умеренные - соответственно 43-е и 51-е места из 63. Однако уровень развития цифрового бизнеса (60-е место) относительно низкий по сравнению с другими странами мира согласно рейтингу 1МО [8].
Однако цифровая трансформация в налоговой сфере является ведущим и
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 ■ Уровень развития информационного общества (Adaptive attitudes, dt1)
■ Уровень развития цифрового бизнеса (Business agility, dt2)
^ Уровень развития электронного правительства (IT integration, dt3)
Рисунок 4 - Динамика показателей цифровой трансформации России в 2013-2020 гг., места 1-63
Источник: [2, 14].
перспективным вектором экономики России. В 2020 г. ОЭСР признала налоговый мониторинг ФНС России одной из лучших международных практик по выстраиванию цифрового взаимодействия между государством и бизнесом. Помимо него в этот список вошел опыт Сингапура, Норвегии, Австралии, Испании, Финляндии и Кении.
В налоговом администрировании России активно внедряются и используются официальные приложения и сервисы ФНС России для налогоплательщиков (личный кабинет юридических, ИП и физических лиц, НДС-офис интернет-компании, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, Государственная регистрация юридических лиц и ИП, Риски бизнеса: проверь себя и контрагента, Прозрачный бизнес, Оплата налогов и пошлин, Налоговые калькуляторы, Мой налог, Налоги ФЛ, справочная информация и др.). Это позволяет создать систему добровольного соблюдения налогового законодательства, т.е. повышает уровень взаимного доверия между государством и налогоплательщиками и ответственности за исполнение налоговых обязательств [1].
Новые инновационные методы налогового администрирования, основанные на современных информационных технологиях, делают возможным практически полное исключение очного взаимодействия налогового органа и налогоплательщика и переход на бесконтактное общение. Как пример -внедренный в практику налоговый мониторинг крупнейших налогоплательщиков, предполагающий активную интеграцию налоговых сервисов в бизнес-среду, автоматическое исполнение ими налоговых обязательств. Так, за последние пять лет проведения налогового мониторинга в РФ количество его участников увеличилось в 30 раз (в 2021 г. 209 участников из 15 отраслей).
Таким образом, исследование основано на применении методов сравни-
тельного и структурно-функционального анализа, используемых для оценки сводных показателей измерения налоговой безопасности и отдельных направлений цифровизации для выявления налоговых рисков и угроз, которые должны быть сведены до минимума в результате управленческих решений со стороны государства согласно национальному проекту «Стратегия-2030».
Результаты. Следовательно, рассмотрев предложенную модель налоговой безопасности и мероприятия по предотвращению угроз и налоговых рисков, можно сделать вывод, что налоговая безопасность представляет собой комплексную систему мер: научную, управленческую и информационную.
Как область научной деятельности государства налоговая безопасность рассматривается на основе различных концептуальных подходов (системного, комплексного, институционального, процессного) и присущего этим подходам методического инструментария.
В своем прикладном аспекте налоговая безопасность представлена практической деятельностью налоговых органов в сфере налогообложения на правовой основе при реализации разрабатываемых направлений налоговой политики РФ на длительную перспективу с учетом реализации принципов эффективности и гибкости.
Заключение. Защитный механизм управления деятельностью в целях противодействия современным вызовам и угрозам в налоговой сфере строится на организационно-правовом, методическом и информационном инструментари-ях, реализуемых посредством мобилизации действенных мер через институт налоговой безопасности государства.
С учетом научной и практической точек зрения государственный институт по обеспечению налоговой безопасности в условиях концепции устойчивого развития экономики должен решать двуединую задачу с целью фискализа-ции налоговых доходов в бюджет с по-
зиции одновременной оптимизации налогового бремени на бизнес. Конечно, образование действенного синергетиче-ского эффекта можно достичь через доверительность и прозрачность налоговых отношений посредством внедрения цифровых технологий, повышения уровня инвестиционной привлекательности экономики и реализуемых государственных мер налогового стимулирования бизнеса.
Библиографический список
1. Гашенко И.В., Зима Ю.С. Развитие информационно-коммуникационной среды в налоговом администрировании. // Вестник ЮРГПУ НПИ. -2021. - Т. 14. - Вып. 3. - С. 126-134.
2. Гашенко И.В., Зима Ю.С. Меры противодействия угрозам налоговой безопасности на основе цифровой трансформации в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Гуманитарий Юга России. - 2022. - Т. 11 (53). -Вып. 1. - С. 160-170. - URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/iss ue/view/589.
3. Давлетшин Т.Г. Реформирование налоговой системы России: проблемы и решения. // Финансы и кредит. -2018. - Т. 24. - Вып. 8. - С. 465-488.
4. Информационные технологии в Федеральной налоговой службе РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 24.01.2022).
5. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Теневая экономика в условиях пандемии COVID-19 в России // Теневая экономика. - 2020. - Т. 4. - № 4. -С. 193-204. - DOI: 10.18334/tek.4.4. 111865.
6. Курманова Л.Р., Хазиахме-тов Р.А. Современные проблемы налоговой безопасности Российской Федерации // Инновационное развитие экономики. - 2021. - № 1 (61). - С. 312-321.
7. Маслов К.В. Индикаторы налоговой безопасности государства в
механизме государственного управления налоговыми отношениями // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2019. - Т. 16. -№ 4. - С. 66-76.
8. Налоговая безопасность: монография для магистров вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономики», «Юриспруденция» / под ред. О.А. Мироновой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. - 463 с. -(Magister).
9. Негодина О.В. Угрозы налоговой безопасности РФ в системе экономической безопасности // Санкт-Петербургский научный вестник. -2021. - № 2 (11). - С. 4.
10. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/9gF M4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 24.01.2022).
11. Росстат фиксирует снижение ненаблюдаемой экономики России [Электронный ресурс] / ТАСС. - URL: https://tass.ru/ekonomika/11614327 (дата обращения: 24.01.2022).
12. Смирнова Е.Е. Налоговые риски экономических субъектов в цифровой экономике. // Финансы. - 2019. -№ 1. - С. 26-29.
13. Шашилова С.А. Сущность обеспечения налоговой безопасности Российской Федерации // Инновационное развитие экономики. - 2020. -№ 6 (60). - С. 383-388.
14. World Digital Competitiveness Ranking 2020 [Электронный ресурс] / IMD. - URL: https://www.imd.org/ centers/world-competitiveness-center/ rankings/world-digital-competitiveness/ (дата обращения: 24.01.2022).
Bibliographic list
1. Gashenko, I.V., Zima Y.S. Development of information and communication
environment in tax administration // Bulletin of SRSPU NPI. - 2021. - Vol. 14. -No. 3. - Pp. 126-134.
2. Gashenko I.V., Zima Y.S. Measures to counter tax security threats based on digital transformation in the Russian Federation // Humanitarian of the South of Russia. - 2022. - Vol. 11 (53). -No. 1. - Pp. 160-170.
3. Davletshin T.G. Reforming the Russian Tax System: Problems and Solutions // Finance and credit. - 2018. -Vol. 24. - No. 8. - Pp. 465-488.
4. Information technology in the Federal Tax Service of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://www.tadviser.ru/index.php/ (date of access: 24.01.2022).
5. Kapitonova N.V., Kapitonova A.A. Shadow economy in the context of the COVID-19 pandemic in Russia // Shadow economy. - 2020. - Vol. 4. - No. 4. -Pp. 193-204. - DOI: 10.18334/tek.4.4. 111865.
6. Kurmanova L.R., Khaziakhme-tov R.A. Modern problems of tax security of the Russian Federation // Innovative development of the economy. - 2021. - No. 1 (61). -Pp. 312-321.
7. Maslov K.V. Indicators of tax security of the state in the mechanism of state management of tax relations // Bulletin of the Omsk University. Series: Law. -2019. - Vol. 16. - No. 4. - Pp. 66-76.
8. Tax security: a monograph for masters of universities studying in the are-
DOI 10.54220/1994-0874.2022.91.22.011 УДК: 33
as of training «Economics», «Jurisprudence» / ed. O.A. Mironova. - M.: UNITY-DANA: Law and Law, 2019. - 463 p. -(Magister).
9. Negodina O.V. Threats to tax security of the Russian Federation in the system of economic security // St. Petersburg Scientific Bulletin. - 2021. - No. 2 (11). -P. 4.
10. The program «Digital Economy of the Russian Federation», approved by the order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r [Electronic resource]. - Access mode: http://static.government.ru/media/files/9gF M4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (date of access: 24.01.2022).
11. Rosstat fixes the decline in the non-observed economy of Russia [Electronic resource] / TASS. - Access mode: https://tass.ru/ekonomika/11614327 (date of access: 24.01.2022).
12. Smirnova E.E. Tax risks of economic entities in the digital economy // Finance. - 2019. - No. 1. - Pp. 26-29.
13. Shashilova S.A. The essence of ensuring the tax security of the Russian Federation // Innovative development of the economy. - 2020. - No. 6 (60). -Pp. 383-388.
14. World Digital Competitiveness Ranking 2020 [Electronic resource] / IMD. -Access mode: https://www.imd.org/ centers/world-competitiveness-center/ rankings/world-digital-competitiveness/ (date of access: 24.01.2022).
Шеаа Мутана Тшеаа
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И ИРАКСКИХ ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к анализу финансового состояния хозяйствующего субъекта в России и Ираке. На основе данных подходов выявлены отличительные особенности российской и иракской методик финансового анализа. В российской и ирак-