Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
налог / налоговая проверка / камеральная налоговая проверка / выездная налоговая проверка / налоговый контроль / налоговое законодательство. / tax / tax audit / desk tax audit / on-site tax audit / tax control / tax legislation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долженко Максим Станиславович, Лопатин Михаил Владимирович, Суханова Дарья Игоревна

Статья посвящена изучению роли налоговых проверок в обеспечении соблюдения налогового законодательства. В ходе исследования авторы анализируют механизм проведения как таковых налоговых проверок, эффективность и значимость проведения налоговых проверок для предотвращения налоговых правонарушений и обеспечения выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками. Рассматривается правовая база проведения камеральных и выездных проверок, основные принципы и процедуры. Анализируется налоговая проверка как инструмент налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TAX AUDITS IN ENSURING COMPLIANCE WITH TAX LEGISLATION

The article is devoted to the study of the role of tax audits in ensuring compliance with tax legislation. In the course of the study, the authors analyze the mechanism of conducting tax audits as such, the effectiveness and importance of conducting tax audits to prevent tax offenses and ensure the fulfillment of tax obligations by taxpayers. The legal framework for conducting desk and field inspections, basic principles and procedures are considered. The tax audit is analyzed as a tool of tax control.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

ДОЛЖЕНКО Максим Станиславович,

студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия,

e-mail: [email protected]

ЛОПАТИН Михаил Владимирович,

студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия,

e-mail: [email protected]

СУХАНОВА Дарья Игоревна,

студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия,

e-mail: [email protected]

РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Статья посвящена изучению роли налоговых проверок в обеспечении соблюдения налогового законодательства. В ходе исследования авторы анализируют механизм проведения как таковых налоговых проверок, эффективность и значимость проведения налоговых проверок для предотвращения налоговых правонарушений и обеспечения выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками. Рассматривается правовая база проведения камеральных и выездных проверок, основные принципы и процедуры. Анализируется налоговая проверка как инструмент налогового контроля.

Ключевые слова: налог, налоговая проверка, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, налоговый контроль, налоговое законодательство.

DOI: 10.24412/2076-1503-2024-1-134-141 NIION: 2018-0076-1/24-26 MOSURED: 77/27-023-2024-1-26

DOLZHENKO Maxim Stanislavovich,

Student of the Law School of the Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

LOPATIN Mikhail Vladimirovich,

Student of the Law School of the Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

SUKHANOVA Daria Igorevna,

Student of the Law School of the Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

THE ROLE OF TAX AUDITS IN ENSURING COMPLIANCE WITH TAX

LEGISLATION

Annotation. The article is devoted to the study of the role of tax audits in ensuring compliance with tax legislation. In the course of the study, the authors analyze the mechanism of conducting tax audits as such, the effectiveness and importance of conducting tax audits to prevent tax offenses and ensure the fulfillment of tax obligations by taxpayers. The legal framework for conducting desk and field inspections, basic principles and procedures are considered. The tax audit is analyzed as a tool of tax control.

Key words: tax, tax audit, desk tax audit, on-site tax audit, tax control, tax legislation.

Введение. Становление государственных контрольных механизмов обуславливается прежде всего политикой государства. Функционирование данного института не мыслится без существования такого инструментария, который бы

позволял достоверно и полно оценить все те процессы, непосредственно связанные с осуществлением государством его функций. Данная категория характеризует государство как явление, развивающиеся в динамике.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

Как справедливо отмечают представители экспертного сообщества, дальнейшее развитие государства и общества неразрывно связано с вопросами совершенствования механизмов корректировки управления [16, с. 205]. Динамика предполагает наличие изменений, ход развития. В контексте изложенного, предполагается, что институт государства существует за счет существующих в объективной реальности потребностей. Исторически потребности меняются, поэтому меняется политика государства. Преобладающее значение могут иметь как внешние функции государства, так и внутренние. В этой стезе стоит отметить то, что приоритет меняется от условий существования данной политико-территориальной организации, а также от этапов развития данного феномена. Бесспорным в этом является то, что вне зависимости от условий и этапов развития реализация функций государства напрямую зависит от финансового благосостояния. Достижение значимых результатов, удовлетворяющих потребности самого государства, как существующего в обществе института власти, так и потребностей народа не мыслится без существования постоянного финансового обеспечения, оформляющего доход государства за счет которого и разрешаются задачи и цели, стоящие перед данным институтом.

Основными источниками финансового обеспечения являются налоги. Под установлением налога следует понимать результат первичной нормотворческой деятельности, иными словами - издание нормативного акта, согласно которому определяется соответствующий налоговый платеж [10, с. 102-103].

Государству необходимо иметь контрольные механизмы, за счет которых бы обеспечивался надзор за своевременной и полной уплатой налогов, существующих как основной источник дохода государства. В правовой системе Российской Федерации, предусмотрены механизмы осуществления налогового контроляотмечалось ранее, является обеспечение контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов. В нашем же исследовании превалирующее значение преобладают налоговые проверки как способ осуществления налогового контроля.

Основная часть. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации [1] (далее - НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

Как известно, налог является одним из средств пополнения бюджета муниципалитета, бюджета субъекта Российской Федерации или федерального бюджета, что позволяет повысить качество межбюджетных отношений при финансировании расходов государства в той или иной сфере [13]. В этом проявляется фискальная функция налогов. Стимулирующая функция налога позволяет поощрять определенные виды деятельности государства, например развитие новых технологий производства или создание рабочих мест. Перераспределительная функция направлена на сокращение неравенства доходов, социальной поддержки уязвимых групп населения, а также обеспечение социальной справедливости. Помимо пополнения бюджета, преодоления неравенства в доходах, государство путем изменения размера налоговых ставок, льгот, штрафов добивается достижения социально значимых целей и задач. Данный пример иллюстрирует регулятивную функцию налога.

Для того, чтобы государство могло в полном объеме обеспечивать осуществление всех вышеперечисленных функций, необходимо осуществлять контроль за всеми процессами, касающимися уплаты налогов физическими и юридическими лицами и выявления налоговых правонарушений [5; 6; 7]. В интересах государства создать стабильную налоговую систему и принимать определенные меры. Для выполнения данных задач государство осуществляет налоговый контроль.

Ст. 82 НК РФ [1] определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах. При этом, в данной статье также указывается, что налоговый контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Исходя уже из содержания определения, можно говорить о том, что данная деятельность осуществляется в различных формах. Под формой налогового контроля понимаются регламентированные нормами налогового законодательства способы организации контрольных мероприятий. Соответствующие формы определены в налоговом кодексе в качестве самостоятельных разделов. Многообразие форм осуществления налогового контроля способствует минимизации всех тех процессов, негативно сказывающихся на налоговой системе в целом.

Как обоснованно отмечает В.В. Кулажников, результаты проведения мероприятий налогового контроля являются основанием для привлечения лица, в отношении которого производилась налоговая проверка к ответственности в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ [11, с. 77].

Нами представляется, что целесообразно в рамках данного вопроса осветить роль существо-

вания такого инструмента налогового контроля в действительности. Закрепленные в действующем законодательстве механизмы его осуществления в любом случае должны быть эффективными и отвечать современным условиям. В данном случае речь о том, что существование данных механизмов должно быть обусловлено стремлением государства на повышение уровня налоговой культуры и оказанием своеобразного стимулирующего воздействия, при котором бы у налогоплательщиков формировалась активная позиция по своевременной и полной уплате налогов.

При наличии многообразия экономических связей и с учетом активного темпа развития рыночных отношений достижение данных целей не мыслится при отсутствии детально регламентированного на законодательном уровне механизма осуществления контроля [12]. Поэтому, в данной стезе осуществление контролирующего воздействия приобретает превалирующее значение в качестве задачи, решение которой поспособствует государству в достижении цели - повышения налогового правопорядка.

Как справедливо подмечает У.В. Юсупов и А.В. Шнайдерман [18], целью налогового контроля является полная и своевременная уплата налогов и сборов, выявление налоговых нарушений, выявление причин неполных платежей или уклонения от уплаты налогов, а также обеспечение поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Основной и наиболее эффективной мерой налогового контроля являются налоговые проверки.

Действующее налоговое законодательство не содержит определения налоговых проверок, однако называет их основную цель [1]: контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Налоговые проверки подразделяются на 2 вида: камеральные и выездные.

Под камеральной проверкой понимается такой вид налоговой проверки, которая проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций или заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке, а также иных документов с целью проверки достоверности сведений.

Налоговая инспекция вправе потребовать дополнительные документы для проверки достоверности представленной налогоплательщиком финансовой и налоговой отчетности. Документы, такие как бухгалтерские записи, банковские выписки, счета-фактуры и прочие финансовые документы, содержат информацию о доходах, расходах и налоговых обязательствах. Их анализ позво-

ляет выявить возможные ошибки, упущения или махинации с целью уклонения от уплаты налогов.

По общему правилу, камеральная проверка проводится в трёхмесячный срок, однако, исключением является проверка на основании декларации по налогу на добавленную стоимость, проводящаяся в течение двух месяцев. В ходе проведения данного мероприятия в налоговом органе рассматриваются поданные декларации и иная документация, выявляются противоречия в них и в случае, если налоговой инспекцией были выявлены какие-либо ошибки, то налогоплательщик по требованию налогового органа обязан дать пояснения в течение 5 дней.

Если нарушения в установленный срок были не выявлены вообще, то камеральная проверка прекращается. Однако, в случае обнаружения нарушений, то должен быть составлен акт проверки в порядке статьи 100 НК РФ. Для ознакомления с актом налогоплательщику даётся 5 дней. Также, ему дается 1 месяц на подачу возражений по выявленным нарушением. По истечении 10 дней с момента окончания срока подачи возражений налоговым органом выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, либо решение об отказе в таком привлечении [9].

В качестве дополнительных мероприятий для удобства проведения и получения объективных результатов камеральных проверок могу применяться, например, участие свидетелей и проведение экспертизы (ст.ст. 90 и 95 НК РФ). Так, налоговые органы могут привлекать экспертов для проведения экспертизы бухгалтерской отчетности, оценки стоимости недвижимости или активов, проверки технических аспектов деятельности и других вопросов, требующих специализированных знаний. Результаты экспертизы помогают налоговым органам получить объективную и независимую оценку и использовать ее в дальнейших рассмотрениях и решениях по налоговому делу.

Выездная налоговая проверка - такой вид налоговой проверки, которая проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа с целью контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов. Если по каким-либо причинам налогоплательщик не может предоставить помещение для налоговой проверки, то она проводится по месту нахождения налогового органа, а если налогоплательщиком является иностранная организация - по месту нахождения его обособленного подразделения.

Срок проведения выездной проверки составляет 2 месяца, но, например, при наступлении

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

особых обстоятельств, проверка проводится в срок от 4 до 6 месяцев. К таковым могут относиться:

1) Обстоятельства непреодолимой силы;

2) Факты, дающие основания полагать о возможном нарушении налогоплательщиком норм НК РФ [1];

3) Несвоевременность подачи документов.

Механизм и порядок истребования дополнительных документов аналогичны порядку, распространяющемуся на камеральные проверки. Налогоплательщик также не вправе препятствовать проведению налоговой проверки в какой-бы то ни было форме.

В ходе проведения выездных налоговых проверок перечень дополнительных мероприятий охватывает все мероприятия, предусмотренные ст.ст. 90-98 НК РФ [1].

Так, налоговый орган может требовать предоставления различных документов и предметов для проверки соответствия налоговому законодательству. Например, это может включать выемку бухгалтерской и финансовой документации, счетов, договоров, печатей, хранящихся у налогоплательщика. Целью выемки является получение доказательств и информации для оценки правильности уплаты налогов. Налоговые органы имеют право проводить осмотр помещений, зданий и других объектов, используемых налогоплательщиками.

В ходе проверки также могут быть приглашены понятые и переводчики. Понятыми называются лица, которые приглашаются налоговым органом для разъяснения технических или специализированных вопросов,связанных с деятельностью проверяемого лица или предоставляемыми ими документами. Понятые могут быть экспертами в определенной области, например бухгалтерии и других. Их задача - помочь налоговым инспекторам лучше понять особенности деятельности проверяемого лица и документации.

Переводчик может присутствовать в ходе выездной налоговой проверки, и знать язык, который необходимо для перевода. Переводчик осуществляет перевод и обеспечивает коммуникацию между налоговыми инспекторами и проверяемым лицом, чтобы обеспечить правильное понимание вопросов и ответов.

Видно, что механизм проведения выездной налоговой проверки сложнее, поэтому, Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ [2] была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которая содержит в себе задачи проведения выездных проверок, цели её разработки и принципы их планирования. Однако, наибольшего внимания заслуживает четвёртый раздел Концепции, содержа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

щий в себе критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. По нашему мнению, Критерии позволяют налогоплательщикам оценить возможные риски и проблемы, связанные с налогообложением, и принять соответствующие меры предосторожности для их предотвращения. Следует также уяснить, что данный перечень не является исчерпывающим. Это может быть обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, периодически в налоговое законодательство вносятся изменения и поправки, что может затруднить исчерпывающую оценку всех возможных рисков.

Во-вторых, критерии оценки налоговых рисков должны быть гибкими и учитывать особенности каждого налогоплательщика, его деятельность, специфику отрасли, географическое расположение и т. д.

Исходя из вышеизложенного, нами представляется возможность дать определение налоговым проверкам. Под ними стоит понимать способ осуществления налогового контроля, реализуемый по месту нахождения налогоплательщика, либо по месту расположения налогового органа уполномоченными на то субъектами, предметом которого является анализ документации, а также иных объектов на вопрос их соответствия информации предоставленной налогоплательщиком, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах в порядке, установленным налоговым законодательством.

Одна из целей налоговой проверки - обеспечение постоянного высокого уровня поступлений в бюджет страны. Эта цель стала одной из актуальных тем на расширенном заседании коллегии Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации [8] (далее - ФНС РФ) от 25 сентября 2023 года, в качестве способа в обеспечение роста доходов в 2024 году на 14% улучшения эффективности администрирования.

Согласно отчёту по форме № 2-НК от ФНС о результатах контрольной работы налоговых органов по состоянию на 01.12.2023 [4] за 12 месяцев в Российской Федерации проведено 1111 выездных проверок организаций и физических лиц. Нарушения были выявлены в 1057 проверках. Процент выявления нарушений составляет примерно 95%, что говорит о том, что налоговые органы успешно выявляют большую часть налоговых правонарушений во время проверок. Столь высокий процент нарушений может быть вызван недостаточным знанием налогового законодательства или умышленным уклонением от уплаты налогов.

Количество проведенных камеральных проверок существенно больше - 7061455. Нарушения были обнаружены в примерно 4,7% случаев. Относительно небольшая доля нарушений может свидетельствовать о высокой эффективности камеральных налоговых проверок в выявлении и предотвращении нарушений. Число проведенных проверок также указывает на регулярность и систематичность контроля со стороны государства.

Количество проведенных выездных проверок в 2022 г. - 2157, проверок с нарушениями -2017 [3]. Процент выявленных нарушений составил 93,5%. Видно, что общее количество проведенных проверок явно различается между 2023 и 2022 годами. Также заметно небольшое увеличение процента нарушений в 2023 году, что указывает на более результативное выявление нарушений.

В 2022 г. была проведена 7117391 камеральная проверка, с нарушениями - 318516, что составляет примерно 4,5% от общего числа проверок. Сравнивая данные, можно заметить небольшое увеличение процента нарушений в 2023 г. по сравнению с предыдущим годом.

Приведенный нами статистический анализ подтверждает преобладающее значение налоговых проверок как способа осуществления налогового контроля. Прежде всего, приведенная статистика иллюстрирует, что данный механизм контроля отвечает требованиям эффективности и превентивного воздействия на отношения, складывающихся по поводу уплаты налогов.

В данном случае эффективность проявляется в высоком проценте предотвращения налоговых правонарушений, однако важно также уделить внимание количеству проведенных выездных налоговых проверок и числу обнаруженных нарушений через них. Это бессомненно указывает на то, что деятельность по организации выездных и камеральных налоговых проверок является целесообразной, учитываются объективные начала ее проведения, что способствует минимизации всех тех издержек, связанных с осуществлением налогового контроля.

Учитывая высокий процент раскрываемости налоговых правонарушений [6; 7; 15], можно сказать, что данный механизм имеет и превентивный эффект. Это проявляется в том, что при анализе статистических данных есть основание полагать, что привлечение к ответственности за налоговые правонарушения помогает предотвратить повторные нарушения этими же лицами. Это тем самым нивелирует желание налогоплательщика на совершение противоправных действий, препятствующих нормальному функционированию института налогообложения. Также это способ-

ствует повышению уровня налоговой культуры путем создания условий, которые отпугивают потенциальных нарушителей, и подчеркивают важность соблюдения налогового законодательства.

Налоговые проверки должны осуществляться в соответствии с налоговым законодательством и другими нормативными актами. Налоговые органы должны действовать в рамках своих полномочий и не превышать их. В этом выражается принцип законности. Из него вытекает принцип объективности, который выражается в том, что проверка должна быть проведена объективно, без пристрастия и дискриминации. Решения и выводы должны быть основаны на фактах и доказательствах, а не на предубеждениях или личных мнениях, Данный принцип также направлен на предотвращение произвола или необоснованных решений со стороны налоговых органов.

Необходимо уяснить, что в последнее время наблюдается тенденция роста дополнительных налоговых поступлений после проведенных налоговых проверок [14] в периоде с 2022-2023 гг.

Данное явление можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, ФНС усиливает работу по выявлению и пресечению налоговых нарушений. Во-вторых, компании стали более ответственно относиться к своим налоговым обязательствам, понимая, что в случае выявления нарушений им придётся заплатить не только сам налог, но и штрафы, пени. В результате добровольных доплат налогов бюджет получает дополнительные средства, которые могут быть использованы на различные нужды, в том числе на социальные программы, развитие инфраструктуры и поддержку бизнеса. Кроме того, добровольные доплаты способствуют созданию более справедливых условий ведения бизнеса, поскольку все компании должны платить налоги в соответствии с законодательством. Это позволяет создать равные условия для всех участников рынка и повысить конкурентоспособность экономики.

Следовательно, без данного инструмента физические и юридические лица уклоняться от уплаты налогов, что может привести к значительным потерям в доходах государства, поскольку, как было выяснено ранее, налоги являются одним из основных средств пополнения государственного бюджета.

Согласно данным сайта РБК [17], в конце 2021 г. было возбуждено уголовное дело в отношении производителя химических реагентов для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности «НИКА-Петротэк» из-за неуплаты в 2016 г. НДС и налога на прибыль организаций на сумму 209 млн рублей, что признается примечанием к ст. 170.2 УК РФ особо крупным размером.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

Можно сделать вывод, что данный инструмент налогового контроля помогает предотвратить недобросовестную конкуренцию. Если предприятия, нарушающие налоговое законодательство, не уплачивают налоги в полном объеме, то это может привести к неравным условиям конкуренции и снижению конкурентоспособности честных предпринимателей.

Заключение. После проведенного исследования становится ясно, что налоговые проверки являются неотъемлемой частью налоговой системы и выполняют важную функцию в предупреждении и выявлении налоговых правонарушений. Они помогают государству контролировать исполнение налоговых обязательств и устанавливать справедливые и равные условия налогообложения для всех его субъектов.

Проведение налоговых проверок позволяет проверить правильность расчетов и уплаты налогов, а также выявить возможные ошибки, пропуски или намеренные нарушения. Кроме того, налоговые проверки способствуют созданию равных условий для всех налогоплательщиков, исключая неправомерное получение преимуществ или привилегий со стороны некоторых субъектов. Это помогает поддерживать справедливость в системе налогообложения и предотвращать неравенство в уплате налогов. В целом, налоговые проверки имеют важное значение для поддержания законности и порядка в налоговой сфере. Они обеспечивают доверие общества к налоговой системе, способствуют устранению налоговых нарушений и мошенничества, а также гарантируют сбор необходимых средств для финансирования государственных программ и обеспечения социальной защиты.

Налоговые проверки помогают предотвратить уклонение от уплаты налогов, что в свою очередь способствует сбору достаточных средств для финансирования государственных программ и социальных услуг. Это создает благоприятную среду для развития экономики в целом, привлечения инвестиций и поддержки экономического роста.

Список литературы:

[1] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс». - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19671/ (дата обращения: 12.01.2024)

[2] Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ [Электронный ресурс]. Федеральная налоговая служба - URL: https://www.nalog. gov.ru/rn77/about_fts/docs/3897151/ (дата обращения: 12.01.2024)

[3] Отчет по форме № 2-НК за 2022 год. Отчет по форме № 2-НК на 01.12.2022 года, в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

целом по Российской Федерации [Электронный ресурс]. Федеральная налоговая служба. - URL: https://www.nalog.gov.ru/html/sites/www.rn77.nalog. ru/svod2nk0112.xls (дата обращения: 12.01.2024).

[4] Отчет по форме № 2-НК за 2023 год. Отчет по форме № 2-НК на 01.12.2023 года, в целом по Российской Федерации [Электронный ресурс]. Федеральная налоговая служба. -URL: https://www.nalog.gov.ru/html/sites/www.rn77. nalog.ru/2023/4kv2023/statotch/2NKna01122023. xls (дата обращения: 12.01.2024).

[5] Бражников В.В. К вопросу об объективной стороне уклонения от уплаты налогов // Вестник Омской юридической академии. 2017. Т. 14. № 3.

- С. 52-55.

[6] Бражников Д.А. Взаимодействие СК России с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность при расследовании налоговых преступлений // Следственный комитет Российской Федерации: второе десятилетие на службе Отечеству. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 07 февраля 2019 г. / Под общ. ред. А.М. Багмета. -М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2019. - С. 63-67.

[7] Жирнова Н.А. Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел в процессе осуществления налогового контроля [Электронный ресурс] // Налоги и налогообложение. 2018. № 2. - С. 1-12. - URL: https://www.e-notabene.ru/ ttmag/article_25714.html (дата обращения: 12.01.2024).

[8] Задачи ФНС России, которые обозначил Статс-секретарь - замминистра финансов Алексей Сазанов на расширенном заседании коллегии службы [Электронный ресурс] // Минфин России.

- URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38675-zadachi_fns_rossii_kotorye_ oboznachil_stats-sekretar_zamministra_finansov_ aleksei_sazanov_na_rasshirennom_zasedanii_ kollegii_sluzhby (дата обращения: 12.01.2024).

[9] Камеральные проверки [Электронный ресурс]. Федеральная налоговая служба. -URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/ reference_work/desk_audits/ (дата обращения: 12.01.2024).

[10] Кулажников В.В. Налоговый контроль и адвокатская тайна // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12. № 4А. - С. 100105.

[11] Кулажников В.В. Правовые аспекты взаимодействия налоговых органов и полиции при осуществлении мероприятий налогового контроля // Гуманитарные чтения. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Владивосток, 22 октября 2021 г. / Радкол.: Н.А. Шабель-никова, М.А. Тулиглович (отв. редакторы), А.В.

Милежик, А.В. Усов. - Хабаровск: Форпост науки, 2022. - С. 76-83.

[12] Кулажников В.В Финансовый контроль: правоохранительный аспект: учебное пособие / Дальневосточный юрид. ин-т МВД России. - Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2018. - 72 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Минаков А.В. Оценка современного состояния финансовой устойчивости бюджетной системы России [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки. 2020. Т. 12. № 3. - С. 45. - URL: https://esj.today/PDF/69ECVN320.pdf (дата обращения: 07.01.2024).

[14] Налоговый контроль в цифрах и фактах. Статистика ФНС и бюджета 2023-2024 [Электронный ресурс]. Правовест-Аудит. - URL: https:// pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/ nalogovaya-realnost-v-tsifrakh-i-faktakh/ (дата обращения: 12.01.2024).

[15] Расследование налоговых преступлений: Учебник / Алехин Д.В., Арсеньева Н.Б., Баг-мет А.М., Бражников Д.А. и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 592 с.

[16] Рыжов В.Б., Лопатин Д.Н. Теоретические основы модернизации Концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации // Образование и право. 2019. № 5. - С. 204213.

[17] СК завел дело на экс-главу крупнейшего производства химии для нефтедобычи: [Электронный ресурс]. РБК. - URL: https://ekb.rbc.ru/ ekb/17/12/2021/61bb19629a794706467f37ab (дата обращения: 07.01.2024).

[18] Юсупов У.В. и Шнайдерман А.В. Проблемы налогового контроля в РФ [Электронный ресурс] // Теория и практика современной науки. 2021. № 12 (78). - С. 300-302. - URL: https:// www.modern-j.ru/_files/ugd/b06fdc_0ec1b59d93954 65e81ecafe08e32eca7.pdf?index=true (дата обращения: 12.01.2024).

Spisok literatury:

[1] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 146-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19671/ (data obrashcheniya: 12.01.2024)

[2] Prikaz FNS Rossii ot 30.05.2007 № MM-3-06/333@ [Elektronnyj resurs]. Federal'naya nalogov-aya sluzhba - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ about_fts/docs/3897151/ (data obrashcheniya: 12.01.2024)

[3] Otchet po forme № 2-NK za 2022 god. Otchet po forme № 2-NK na 01.12.2022 goda, v celom po Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. Federal'naya nalogovaya sluzhba. - URL: https://

www.nalog.gov.ru/html/sites/www.rn77.nalog.ru/ svod2nk0112.xls (data obrashcheniya: 12.01.2024).

[4] Otchet po forme № 2-NK za 2023 god. Otchet po forme № 2-NK na 01.12.2023 goda, v celom po Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. Federal'naya nalogovaya sluzhba. - URL: https:// www.nalog.gov.ru/html/sites/www.rn77.nalog. ru/2023/4kv2023/statotch/2NKna01122023.xls (data obrashcheniya: 12.01.2024).

[5] Brazhnikov V.V. K voprosu ob ob"ektivnoj storone ukloneniya ot uplaty nalogov // Vestnik Omskoj yuridicheskoj akademii. 2017. T. 14. № 3. -S. 52-55.

[6] Brazhnikov D.A. Vzaimodejstvie SK Rossii s organami, osushchestvlyayushchimi opera-tivno-rozysknuyu deyatel'nost' pri rassledovanii nalogovyh prestuplenij // Sledstvennyj komitet Rossijskoj Federacii: vtoroe desyatiletie na sluzhbe Otechestvu. Materialy Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. Moskva, 07 fevralya 2019 g. / Pod obshch. red. A.M. Bagmeta. - M.: Moskovskaya akademiya Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii, 2019. - S. 63-67.

[7] ZHirnova N.A. Vzaimodejstvie nalogovyh organov i organov vnutrennih del v processe osush-chestvleniya nalogovogo kontrolya [Elektronnyj resurs] // Nalogi i nalogooblozhenie. 2018. № 2. - S. 1-12. - URL: https://www.e-notabene.ru/ttmag/arti-cle_25714.html (data obrashcheniya: 12.01.2024).

[8] Zadachi FNS Rossii, kotorye oboznachil Stats-sekretar' - zamministra finansov Aleksej Sazanov na rasshirennom zasedanii kollegii sluzhby [Elektronnyj resurs] // Minfin Rossii. - URL: https:// minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38675-zadachi_ fns_rossii_kotorye_oboznachil_stats-sekretar_zam-ministra_finansov_aleksei_sazanov_na_rasshiren-nom_zasedanii_kollegii_sluzhby (data obrash-cheniya: 12.01.2024).

[9] Kameral'nye proverki [Elektronnyj resurs]. Federal'naya nalogovaya sluzhba. - URL: https:// www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/reference_work/ desk_audits/ (data obrashcheniya: 12.01.2024).

[10] Kulazhnikov V.V. Nalogovyj kontrol' i advokatskaya tajna // Voprosy rossijskogo i mezh-dunarodnogo prava. 2022. T. 12. № 4A. - S. 100-105.

[11] Kulazhnikov V.V. Pravovye aspekty vzai-modejstviya nalogovyh organov i policii pri osush-chestvlenii meropriyatij nalogovogo kontrolya // Gumanitarnye chteniya. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vladivostok, 22 oktyabrya 2021 g. / Radkol.: N.A. SHabel'nikova, M.A. Tuliglovich (otv. redaktory), A.V. Milezhik, A.V. Usov. - Habarovsk: Forpost nauki, 2022. - S. 76-83.

[12] Kulazhnikov V.V Finansovyj kontrol': pra-voohranitel'nyj aspekt: uchebnoe posobie / Dal'nev-ostochnyj yurid. in-t MVD Rossii. - Habarovsk: RIO DVYUI MVD Rossii, 2018. - 72 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

[13] Minakov A.V. Ocenka sovremennogo sos-toyaniya finansovoj ustojchivosti byudzhetnoj sistemy Rossii [Elektronnyj resurs] // Vestnik Evrazijskoj nauki. 2020. T. 12. № 3. - S. 45. - URL: https://esj. today/PDF/69ECVN320.pdf (data obrashcheniya: 07.01.2024).

[14] Nalogovyj kontrol' v cifrah i faktah. Statis-tika FNS i byudzheta 2023-2024 [Elektronnyj resurs]. Pravovest-Audit. - URL: https://pravovest-audit.ru/ nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovaya-real-nost-v-tsifrakh-i-faktakh/ (data obrashcheniya: 12.01.2024).

[15] Rassledovanie nalogovyh prestuplenij: Uchebnik / Alekhin D.V., Arsen'eva N.B., Bagmet A.M., Brazhnikov D.A. i dr. - M.: YUNITI-DANA, 2020. - 592 s.

[16] Ryzhov V.B., Lopatin D.N. Teoreticheskie osnovy modernizacii Koncepcii tamozhennogo oformleniya i kontrolya v mestah, priblizhennyh k gosudarstvennoj granice Rossijskoj Federacii // Obra-zovanie i pravo. 2019. № 5. - S. 204-213.

[17] SK zavel delo na eks-glavu krupnejshego proizvodstva himii dlya neftedobychi: [Elektronnyj resurs]. RBK. - URL: https://ekb.rbc.ru/ ekb/17/12/2021/61bb19629a794706467f37ab (data obrashcheniya: 07.01.2024).

[18] YUsupov U.V. i SHnajderman A.V. Prob-lemy nalogovogo kontrolya v RF [Elektronnyj resurs] // Teoriya i praktika sovremennoj nauki. 2021. № 12 (78). - S. 300-302. - URL: https://www.modern-j.ru/_ files/ugd/b06fdc_0ec1b59d9395465e81eca-fe08e32eca7.pdf?index=true (data obrashcheniya: 12.01.2024).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.