ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Токова Лейля Далхатовна, кандидат экономических наук, доцент
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия 369000, Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36
E-mail: aspirantura_k@mail.ru
Остапчук Ольга Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия 369000, Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36
E-mail: aspirantura_k@mail.ru
В статье проводится анализ теоретических подходов зарубежных и отечественных исследователей к сущности и роли налога на добавленную стоимость (НДС) в мировой экономике. Рассматривается природа добавленной стоимости и роль налога в бюджетах России и развитых стран. Налог на добавленную стоимость является одним из самых значимых с позиций формирования доходной части федерального бюджета, но одновременно самым проблемным налогом в России. Его взимание как косвенного налога направлено, прежде всего, на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Вместе с этим, НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. Налог на добавленную стоимость как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Вторая, в свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством. За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность темы данной статьи.
Ключевые слова: стоимость, добавленная стоимость, налог на добавленную стоимость, косвенные налоги, доходы бюджета, ставка налога, функции налога
THE ROLE OF VALUE ADDED TAX IN THE WORLD ECONOMY
Tokova Leyla D., Ph.D. (Economics), Associate Professor
North Caucasian State Humanitarian and Technological Academy
36 Stavropolskaya st., Karachay-Cherkess Republic, Cherkessk, 369000, Russian Federation
E-mail: aspirantura_k@mail.ru
Ostapchuk Olga Yu., Ph.D. (Economics), Associate Professor
North Caucasian State Humanitarian and Technological Academy
36 Stavropolskaya st., Karachay-Cherkess Republic, Cherkessk, 369000, Russian Federation
E-mail: aspirantura_k@mail.ru
THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture
2014. No. 4 (41)
Economics and Management of the National Economy
The article is devoted to the analysis of theoretical approaches to foreign and domestic researchers to the nature and role of value-added tax (VAT) in the world economy. Discusses the nature of added value and role of taxes in the budgets of Russia and developed countries. The value added tax is one of the most significant from the viewpoint of formation of a profitable part of the Federal budget, but at the same time the most problematic tax in Russia. His collection as an indirect tax is aimed primarily at solving the fiscal problems of the state. In many foreign countries it was used to cover budget deficits, as the increase in tax rates on direct taxes, as a rule, leads to slower capital accumulation and reduced business activity. However, VAT is to play a role in regulating economic and social processes in the country. The value-added tax as the most significant indirect tax has two complementary functions: fiscal and regulatory. The first is to mobilize significant revenues from this tax to the budget at the expense of ease of collection and the stability of the taxation base. The second, in turn, regulates the function is manifested in the promotion of capital formation and strengthening of control over the timing of promotion of goods and their quality. During the existence of the value added tax is a mechanism for the calculation and collection has undergone significant changes. In this regard, the taxpayers, there are many questions concerning the interpretation and explanation of the procedure for imposing this tax. This circumstance mainly determines the relevance of the topic of this article.
Keywords: cost, value added, value added tax, indirect taxes, income budget, tax rate, function of tax
Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX в. стало широкое распространение налога на добавленную стоимость (НДС). Налог называют самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети ХХ в.
Налог на добавленную стоимость является одним из самых значимых с позиций формирования доходной части федерального бюджета, но одновременно самым проблемным налогом. НДС относится к косвенным налогам, которым облагается весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).
Разработчиком налога считается французский финансист М. Лоре, который сформулировал его концепцию, принципиальную схему взимания и обосновал преимущества. Несколько лет НДС применялся в африканском государстве Кот-д'Ивуар, а во Франции налог был введен 1 января 1968 г.
Введение НДС было направлено, прежде всего, на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов. Кроме того, НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. В связи с этим, следует остановиться на рассмотрении экономической природы и роли НДС в современной экономике.
В отечественной экономической науке НДС определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения [7, с. 55]. Д.Г. Черник отмечает, что НДС сегодня является одним из наиболее значимых и трудных для понимания и уплаты налогом. Именно по этому налогу в России возникает много споров между налогоплательщиками и налоговыми органами [7, с. 55]. Ю.А. Крохина определяет НДС как косвенный налог, являющийся надбавкой к цене товара [2, с. 341].
Авторы Современного экономического словаря [4] налог на добавленную стоимость определяют, как взимаемый с предприятия налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей со стороны.
Мировой опыт последних лет показывает, что в системе налогов на потребление применение НДС существенно расширилось, практически вытеснив налог с продаж. Надо сказать, что переходу к НДС отчасти способствовали интеграционные процессы в Европе - разнородные и трудно сопоставимые модели каскадных налогов с продаж были заменены унифицированным НДС.
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура 2014 г. № 4 (41)
Экономика и управление народным хозяйством
Об этом свидетельствует опыт различных зарубежных стран: Франции, Англии, Индонезии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Португалии, Туниса и др. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % стабильных доходов государственного бюджета. Эти доходы являются важным альтернативным источником поступлений от взимания прямых налогов, особенно в тех странах, где ограничены размеры налоговой базы подоходного налога с физических лиц, или в странах, для которых характерны неустойчивые доходы от взимания налога на прибыль.
По мере распространения НДС увеличивалась доля поступлений в бюджеты стран Европейского Союза (ЕС) данного налога (табл. 1).
Таблица 1
Уровень НДС в некоторых стран ЕС [5, с. 122]_
Страны Доля НДС в налоговых доходах, % Стандартная ставка НДС, %
Великобритания 18,4 17,5
Испания 17,8 16
Франция 16,7 19,6
Германия 16,1 16
Италия 14,8 20
Швеция 18,2 25
Ставки НДС в различных странах существенно различаются. Наивысшие ставки НДС применяются в Венгрии - 24,5 %, Дании, Швеции - 25 %, в Финляндии и Польше - 22 %, в Италии, Грузии, Белоруссии, Австрии - 20 %. Минимальные ставки НДС характерны для Австралии - 10 %, Швейцарии - 7,6 %, Канады - 7 %, Японии - 5 %, Камбоджа - 4 %. При этом средний уровень ставки в ЕС достаточно высокий - 20-22 % [3, с. 414-418].
Пониженная ставка НДС представляет собой льготу для некоторых видов налогооблагаемых товаров и услуг. Например, в Германии пониженная ставка в 7 %; применяется для продуктов питания (кроме спиртных напитков, а также оборотов кафе, ресторанов, гостиниц), для книг, газет. В Польше пониженная ставка 3 % применяется к продуктам питания [1, с. 436-437]. Наряду с пониженными ставками применяются повышенные ставки налога. Например, во Франции для таких товаров, как автомобили, предметы роскоши и т.п., налоговая ставка составляет 22 %. В странах ЕС используются еще два вида льгот по данному налогу - освобождение от НДС и использование так называемой нулевой ставки. Принципиальное их отличие состоит в следующем. В первом случае, налогоплательщик реализует свою продукцию без взимания НДС с потребителей, но в тоже время он не получает права на возмещение НДС в стоимости материальных ценностей, приобретенным для использования в процессе ее производства. Таким образом, от НДС освобождается только та часть добавленной стоимости, которая относится к продаваемым товарам и услугам, но при этом производитель вынужден оплачивать НДС на закупленные им сырье и материалы. Например, в Германии от налога освобождены обороты морского судоходства, авиации и др. В случае применения нулевой ставки налогоплательщик получает право на возмещение НДС, уплаченного им при закупке товарно-материальных ценностей, использованных в хозяйственном обороте.
Движение в сторону введения НДС берет свое начало из двух источников: во-первых, страны-участницы Римского договора (Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды) на момент подписания взимали каскадные общие налоги с продаж. Это создавало массу неудобств, особенно, в связи с некоторыми обязательствами, взятыми на себя в рамках договора, и в промежутке между концом 1960-х и началом 1970-х все эти государства заменили налоги с продаж на НДС. Во-вторых, правительства скандинавских стран, планируя постепенный рост государственных социальных расходов, видели в налоге на добавленную стоимость потенциальный
THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture
2014. No. 4 (41)
Economics and Management of the National Economy
источник дополнительных доходов по сравнению с взимающимися там одноступенчатыми налогами с оптовых (Дания) либо розничных продаж (Норвегия и Швеция). Одновременно с нежеланием увеличивать поступления за счет налогов на доходы физических лиц, это привело к переходу этих государств на многоступенчатое обложение добавленной стоимости между 1967 и 1970 гг.
В настоящее время в рамках европейского сообщества действует единая система налогообложения добавленной стоимости, которая основана на следующем:
• страны ЕС облагают налогом НДС одни и те же товары и услуги;
• применяется общий порядок расчета сумм НДС;
• применяются примерно равные ставки НДС.
Проблемы совершенствования косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными и для Российской Федерации. Начиная с 1992 г., когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объемам и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг.
В момент введения в 1992 г. ставка НДС составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 г. составляет 18 %.
Уже с 1993 г. НДС становится наиболее крупным доходным источником, оттеснив на второе место налог на прибыль. Безусловно, налог очень удобен с точки зрения его взимания, обеспечивает быстрое поступление денежных средств в бюджет, равнонапряженное обложение на всех стадиях производства и реализации продукции (работ, услуг). Он возмещает выпадающие доходы от отмены налога с оборота и налога с продаж, тем более что сфера его действия гораздо шире.
Как уже было отмечено выше, НДС является основным бюджетообразующим налогом страны и обеспечивает существенную часть налоговых доходов федерального бюджета. Так, в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2013 г. поступления по НДС составили 16 % или 1868 млрд рублей, по сравнению с 2012 г. - 17 % или 1886 млрд руб. [6].
Таким образом, роль НДС в мировой экономике неоднозначна: практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют этот налог за излишнюю фискальность, неотработанность налоговой базы и чрезмерно высокие ставки. НДС, считают они, не адаптирован к отечественной экономике на этапе её перехода к рынку, что объясняет существование недостатков в формировании налогооблагаемой базы и в технике исчисления НДС. В то же время этот налог является составным элементом налоговых систем более чем 60 стран мира.
В настоящее время многими российскими экспертами и специалистами высказывается мнение относительно необходимости отмены НДС и введения налога с продаж.
На наш взгляд, основными аргументами в пользу применения НДС являются:
• во-первых, введение НДС позволяет увязать суммы его поступлений с эффективностью производства более тесно, нежели налог с продаж, а также в меньшей степени искажает потребительский выбор, чем одноступенчатые или каскадные налоги с продаж;
• во-вторых, НДС имеет более широкую базу обложения, так как им облагаются не только розничные продажи, но и все непроизводственные покупки предприятий, в которых предприятия выступают конечными потребителями, в том числе работ, выполненных самим предприятием для собственных нужд;
• в-третьих, массовый переход к НДС был осуществлен в период значительного увеличения государственных расходов, когда стало ясно, что для удовлетворения растущих социальных потребностей общества необходимо либо значительно повышать ставки налогов на доход, либо искать новый источник бюджетных доходов;
• в-четвертых, техника взимания НДС обеспечивает сбор налога на всех стадиях производства, что способствует поддержанию устойчивых объемов поступлений налога независимо от конъюнктурных колебаний динамики оборота розничной торговли,
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура 2014 г. № 4 (41)
Экономика и управление народным хозяйством
внешних шоков и поведения отдельных категорий налогоплательщиков (проблема уклонения от налога). Налоговая база НДС обычно определена настолько широко, что ее изменения напрямую зависят лишь от динамики роста национальной экономики, в то время как структурные сдвиги и внешние факторы обладают ограниченным влиянием.
Список литературы
1. Захаров А. С. Налоговое право ЕС: актуальные проблемы функционирования единой системы / А. С. Захаров.- Москва : Волтерс Клувер, 2010. - 672 с.
2. Крохина Ю. А. Налоговое право / Ю. А. Крохина. - Москва : Юрайт-Издат, 2009. -
429 с.
3. Попова Л. В. Налоговые системы зарубежных стран / Л. В. Попова. - Москва : Дело и сервис, 2011. - 432 с.
4. Райзберг Б. А. Большой экономический словарь / Б.А.Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - Режим доступа: http// base. consultant.ru, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус.
5. Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран / Н. Н.Тютюрюков. -Москва : ИТК «Дашков и К», 2009. - 176 с.
6. Федеральная налоговая служба России. - Режим доступа: http//www.nalog.ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
7. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение / Д. Г. Черник. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 367 с.
References
1. Zakharov A. S. Nalogovoe pravo YeS : actualnyye problemy funktsionirovaniya yedinoy sistemy [EU tax law: actual problems of the unified system], Moscow, Volters Kluver Publ., 201. 672 p.
2. KrokhinaYu. A. Nalogovoe pravo [Tax law], Moscow, Yurayt-Izdat Publ., 2009. 429p.
3. Popova L. V. Nalogovyye sistemy zarubezhnykh stran [Tax systems of foreing countries], Moscow, Delo i servis Publ., 2011. 432 p.
4. Raizberg B.A., Lozovskiy L.Sh., Starodubtseva E.B. Bolshoy ekonomicheskiy slovar [Large economic dictionary]. Aviailaible at: http// base. consultant.ru
5. Tyutyuryukov N. N. Nalogovyye sistemy zarubezhnykh stran [Tax systems of foreing countries], Moscow, "Dashkov i K" Publ., 2009. 176 p.
6. Federalnaya nalogovaya sluzhbay Rossii [Federal Tax Service of Russia]. Aviailaible at: http// www. nalog.ru.
7. Сhernik D. G. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation], Moscow, UNITY-DANA Publ., 2010. 367 p.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАКТИК ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Лунев Александр Павлович, доктор экономических наук, профессор, ректор
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: aspu@aspu.ru
Маркелов Константин Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
Мордасова Татьяна Александровна, кандидан филологических наук, доцент
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а