Научная статья на тему 'Роль начальника следственного подразделения в обеспечении законности деятельности следователей органов внутренних дел'

Роль начальника следственного подразделения в обеспечении законности деятельности следователей органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7808
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ АППАРАТ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / УПК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ЕГО ПРАВА / ПРАВО ОТМЕНЫ / НЕОБОСНОВАННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухиддинов Алишер, Косимов Ориф Охунович

The author of the article considers problematic aspect of the chief investigator's position in guaranteeing legality in the activity of internal affairs according the demand of 38 article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мухиддинов Алишер, Косимов Ориф Охунович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CHIEF INVESTIGATOR IN PROVISION OF LEGAL ACTIVITY OF INTERNAL AFFAIRS EMPLOYERS

The author of the article considers problematic aspect of the chief investigator's position in guaranteeing legality in the activity of internal affairs according the demand of 38 article.

Текст научной работы на тему «Роль начальника следственного подразделения в обеспечении законности деятельности следователей органов внутренних дел»

меъёрцои цонунгузорщои маыаллй аз чониби худи муцо чирин аст. Таклиф карда мешавад, ки чи^ати беудошти уифзи ууцуци мууо чирин щм аз чониби Чумуурии То чикистон, %ам аз чониби кишвари мууо чиркабулкунанда тадбируои мушаххас андешида, ба баланд гардидани савияи донишуои ууцуции му^о чирин мусоидат карда шавад.

zokirovr.s.

the matters of labor migration right protection

The author underlines that by the implementation of political economy, the need to support of smal enterpreneurship provoked to pay a special attention to the matter of labor migration. The main difficulty is the break of migrations rights and disobeyance of local legislative orders by migrates themselves.

МУХИДДИНОВ АЛИШЕР-

к.ю.н., заместитель декана по науке юридического факультета ТГУПБП, КОСИМОВ ОРИФ ОХУНОВИЧ-

заместитель начальника

СО УВД Согдийской области.

РОЛЬ НАЧАЛЬНИКА СЛЕДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

При организации работы следственного аппарата, оценке состояния законности и делопроизводства по уголовным делам успех во многом зависит от зрелости, деловых и личных качеств, мастерства, знаний, организаторских качеств начальника следственного подразделения. Другим немаловажным качеством, которым должен обладать начальник следственного подразделения, является, безусловно, его (руководителя следственного подразделения) компетентность. Она включает в себя большой жизненный опыт, выполнение требований профессиональной этики, глубокие профессиональные знания и практический опыт организаторский работы, умение правильно разобраться в той или иной, иногда сложной и запутанной, ситуации для принятия обоснованного процессуального решения.

Осуществляя расследование, следователю приходится испытывать постоянное постороннее влияние, противостоять различным, в том числе неправомерным, воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения психических и физических сил,

что создает реальную возможность совершения следователем, даже достаточно опытным, различных ошибок в расследовании1.

В сложных следственных ситуациях следователь далеко не всегда может достаточно быстро найти правильное решение, особенно в условиях дефицита времени. Даже опытные следователи порой допускают элементарные ошибки, не находят и не применяют те методы расследования, которые в принципе им хорошо известны. Такую оценку и методическую помощь осуществляет начальник следственного подразделения в пределах предоставленных ему законом процессуальных полномочий.

Как справедливо отмечает Влезько Д. А., следователь не всегда может объективно оценить свою работу, её результаты, увидеть допущенные ошибки, разобраться в их причинах и следствиях, вовремя их исправить. Поэтому в расследовании необходима такая процессуальная фигура, которая осуществляла бы именно процессуальное руководство, процессуальный контроль над следователем, кроме прокурорского надзора2.

В условиях сегодняшнего дня требование строго соблюдать закон-это не только забота о правах всех лиц, так или иначе вовлеченных в орбиту расследования3. Сегодня это и свидетельство профессионального мастерства следователя, способного законными методами обеспечить расследование преступления, осуществление начальником следственного подразделения надлежащего процессуального контроля за деятельностью следователя.

В статье 62 УПК Республики Таджикистан (в редакции от 1961 г.) и в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан «О практике обжалования и судебной проверке законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» от 13 ноября 1996 года указано, что «...Если доказательства собраны с нарушением уголовно-процессуального закона, то они признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения и приговора»4.

Выступая на торжественном собрании, посвященном пятнадцатой годовщине принятия Конституции Республики Таджикистан, Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон, в частности, отметил, что «главной задачей всех правоохранительных органов страны на современном этапе развития является обеспечение верховенства закона и неукоснительное соблюдение законности»5.

1 Матусовский Г.А., Сущенко В.Н. Организация работы аппаратов дознания и предварительного следствия органов внутренних дел.-Харьков, 1983.-C.30.

2 Влезько Д.А. Проблемы организационных функций начальника следственного отделения (отдела) в расследовании. Дисс.... канд.юрид. наук.- Краснодар.2002..- С. 14.

3 См. Жидких А.А.Обеспечение прав несовершеннолетних потерпевших на предварительном следствии. Авт. дисс. ... канд.юрид. наук.- М., 1998. -С.25.

4 Сборник постановлений Пленума Верховного суда РТ. -Душанбе, 2000. - С.124.

5 // Народная газета. -Душанбе, 2009. - №139-140. - С.3

В обеспечение соблюдения законности в деятельности следователя органа внутренних дел главную роль играет начальник следственного подразделения.

Начальник следственного отдела как процессуальная фигура введена в штатную структуру органов внутренних дел Указом Президиума Верховного Совета Таджикской ССР от 19 января 1966 г. (ст. 451 УПК Таджикский ССР). Процессуальное положение этого участника уголовного процесса теперь предусмотрено в ст. 38 УПК РТ.

Названным нормативно-правовым актом начальники следственных подразделений органов внутренних дел руководствуются в своей процессуальной деятельности более сорока лет. Со дня принятия ст. 451 УПК Таджикский ССР (ныне Республики Таджикистан), правовой статус и процессуальные полномочия начальника следственного отдела практически не подвергались тщательному анализу и совершенствованию со стороны законодателя, практиков и учёных Республики Таджикистан.

Следует отметить, что согласно новой редакции уголовно-процессуального кодекса Республики Таджикистан, который вступает в силу с 1 апреля 2010 года, правовой статус и процессуальное положение начальника следственного подразделения подверглись лишь видоизменению. В соответствии со ст. 6 нового УПК Республики Таджикистан, «начальник следственного подразделения расследования - это должностное лицо, которое руководит следственным управлением, отделом и другим следственным подразделением в рамках своих прав и полномочий». Его процессуальные полномочия изложены в ст.38 УПК новой редакции. Он обязан:

- осуществлять контроль действий следователей по расследованию преступлений;

- принимать меры по полному, всестороннему и объективному расследованию обстоятельств уголовного дела;

- возбуждать уголовное дело и принимать к своему производству или передавать производство уголовного дела следователю;

- передавать ведение уголовного дела от одного следователя другому;

- представлять прокурору ходатайство об отмене необоснованных решений, принятых следователем;

- вести контроль соблюдения следователями сроков предварительного расследования;

- обеспечивать выполнение следователями предписаний прокурора;

- поручать предварительное расследование уголовного дела нескольким следователям;

- вести контроль исполнения другими следователями поручений, предусмотренных настоящим Кодексом;

- участвовать в расследовании уголовного дела, находящегося в производстве у следователя, используя полномочия следователя.

Указания начальника следственного подразделения по уголовному делу не могут ограничивать самостоятельность следователя и его права, установленные статьей 39 настоящего Кодекса. Указания даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения.

Названные полномочия начальника следственного отдела были изложены еще в ст. 45 прим. 1 УПК Республики Таджикистан в редакции 1961 года, за исключением его права представлять прокурору ходатайство об отмене необоснованных решений, принятых следователем.

Деятельность органов предварительного следствия осуществляется на основе принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности. Постоянная забота о соблюдении этих требований позволяет достигать определенных положительных результатов в работе следователя.

Например, в Согдийской области, благодаря качественному процессуальному контролю со стороны руководителей следственных подразделений, за последние 2 года (2007-2008) не допущены факты незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности и ареста1.

Вместе с тем, сложившая система ведомственного процессуального контроля со стороны начальника следственного подразделения, на наш взгляд, нуждается в совершенствовании. Прежде всего, начальнику следственного подразделения целесообразно предоставить такие правомочия, которые позволили бы ему не только эффективно контролировать процесс расследования, но и своей властью устранять выявленные нарушения закона. Руководитель любого ведомства должен быть наделен правом отменять процессуальное решение, принятое его подчиненным, если оно противоречит закону.

Необходимо отметить, что внутриведомственный контроль проводится, как правило, руководителями органов управления и их структурных подразделений, которые несут персональную ответственность за правильность контроля и обязаны принимать меры к устранению вскрываемых недостатков. В настоящее время начальники органов предварительного следствия, МВД, УВД, ОВД, выявив факты необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел или их прекращения, вынуждены обращаться к прокурорам с ходатайством об отмене незаконных постановлений следователей. Как справедливо отмечают В.Ф. Статкус и А. А. Жидких, «Прокуроры же не всегда удовлетворяют такую просьбу, и не потому, что следователь прав, а в связи с «другими обстоятельствами»2.

Вопрос об отмене, изменении или приостановлении незаконного акта управления или иного юридического действия следователя может быть решён начальником следственного подразделения в ходе процессуального контроля.

1 Информационный бюллетень СУ МВД Республики Таджикистан- Душанбе. 2009.- №3.- С. 7-8.

2. Статкус В.Ф., Жидких А.А. Органы предварительного следствия в системе МВД России. -М.,2000.-С.25.

Например, неправомерные акты управления могут быть отменены ещё до окончания проверки. Это делает внутриведомственный контроль особенно результативным и своевременным.

Наглядным в этом вопросе является то, что одним из основных нововведений нового уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, который вступил в действие еще с 1 июля 2002 года, является предоставление начальнику следственного отдела права отмены необоснованных постановлений следователя о приостановлении предварительного следствия1.

В научной литературе, а также практическими работниками неоднократно высказываются предложения о расширении круга процессуальных полномочий начальника следственного подразделения. В частности, предлагается повысить правовой статус начальника путём предоставления ему дополнительных полномочий; отменять незаконные и необоснованные постановления о прекращении производства по делу, отстранять следователя от дальнейшего ведения расследования, решать вопрос об отводе следователя, принимать, рассматривать и разрешать жалобы и заявления участников процесса на действия и решения следователей2. Такая точка зрения, на наш взгляд, является обоснованной и целесообразной.

Наделение начальника следственного подразделения названными выше полномочиями, т.е. повышение его правового статуса, предоставление ему права на отмену незаконного или необоснованного постановления следователя (например, об отказе в возбуждении, прекращении, приостановлении уголовного дела) позволили бы более оперативно исправлять допущенные ошибки в деятельности следователей и тем самым устранять нарушения закона, что будет способствовать повышению эффективности работы следственного органа.

Таким образом, новый УПК Республики Таджикистан не уделяет достаточного внимания решению целого рода важных и проблемных вопросов правового статуса начальника следственного подразделения, что, в свою очередь, ставит вопрос о внесении в последующем (ст.38 УПК РТ) соответствующих изменений и дополнений. Надеемся, что данная точка зрения будет предметом обсуждения и дальнейших научных исследований.

1 Данная норма четко закреплена в ст. 39 УПК РФ.

2 Асриев. Б.В. Начальник следственного отдела в уголовном процессе. - М., 1974 . - С.17.; Гаврилов А.К. Раскрытие преступлений на предварительном следствии.- Волгоград, 1976.-С.159.; Информационный бюллетень СК МВД РФ,. 2000. -№3. -С. 97 и др.

Ключевые слова: следственный аппарат, процессуальный контроль, следователь, УПК Республики Таджикистан, самостоятельность следователя и его права, право отмены, необоснованные постановления, дополнительные полномочия.

мушиддинов а. а., косимов о.о.

накши сардорибахши тафтишот1 дар таъмини

конунияти фаъолиятимуфаттишонимакомотикоршои

дохила

Дар маыола муаммоьои вобаста ба наыши (сан>ми) сардорони маыомоти тафтишотг дар таъмин намудани ыонуният дар фаъолияти муфаттишони маыомоти корьои дохила дар асоси моддаи 38 КМЖ Лумъурии Тожикистон баррасг шудаааст.

muhiddinov a.a., qosimov o.o.

the role of chief investigator in provision of legal activity of

internal affairs employers

The author of the article considers problematic aspect of the chief investigator's position in guaranteeing legality in the activity of internal affairs according the demand of 38 article.

СОЛИЕВ ИБРОХИМДЖОН МУРОДЖАНОВИЧ-

старший преподаватель кафедры гражданского, предпринимательского и международного права ТГУПБП.

О ПРЕДПОСЫЛКАХ

ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОКТРИНЫ МЕЖДУНАРОДНОГО

ЧАСТНОГО ПРАВА

«Если я и смог увидеть, что там впереди, то только потому, что стоял на плечах гигантов».

Исаак Ньютон

Актуальность и научную ценность исследования вопроса об историческом отрезке времени в развитии человеческого общества, в котором могло зародиться международное частное право, можно подчеркнуть, процитировав знаменитого немецкого учёного XIX века Фридриха Карла фон Савиньи, который писал: «В массу общих идей, правил и технических условий, которые мы получили от наших предшественников, несомненно, включена большая примесь ошибок, которые воздействуют на наши взгляды с силой традиционных и старых рекомендаций и могут легко получить господство над нами. Дабы избежать этой опасности, желательно время от времени всё то, что передано нам по наследству, исследовать заново, проследив путь от самого происхождения».1

1 Ходыкин Р.М. Принципы и факторы формирования содержания коллизионных норм в международном частном праве: дис. ... канд. юрид. наук /Р.М. Ходыкин . - М. - 2005. - С.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.