Научная статья на тему 'РОЛЬ Н.К. КРУПСКОЙ В ПРОСВЕЩЕНИИ НЕРУССКИХ НАРОДОВ СОВЕТСКОЙ РОССИИ'

РОЛЬ Н.К. КРУПСКОЙ В ПРОСВЕЩЕНИИ НЕРУССКИХ НАРОДОВ СОВЕТСКОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история просвещения в Якутии / изучение русского языка / язык автономных республик / интернационализм / роль партии / национальный вопрос / обучение грамоте детей отдельных народностей / the history of education in Yakutia / the study of the Russian language / the language of the autonomous republics / internationalism / the role of the party / the national question

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Иванова Леванна Львовна, Бурцева Валентина Александровна

В данной статье сделана попытка проанализировать роль личности Н.К. Крупской в просвещении нерусских народов Советской России. Авторы рассматривают пути решения вопроса о просвещении нерусских народов в годы становления советской власти. Проблема школьного образования на родном языке, будучи одной из важнейших составляющих более общей проблемы права гражданства языков народов России, относилась к числу ключевых для социально-политической и культурной истории многонациональной России. Воспитание молодого поколения нуждалась в постоянном совершенствовании, обогащении педагогическим опытом народа. Руководствуясь основополагающими гениальными установками классиков марксизма-ленинизма по национальному вопросу, Н.К. Крупская, как и другие марксисты-ленинцы, считала возможным обучение грамоте детей отдельных народностей первоначально на их родном языке. По неполным данным Якутского республиканского усовершенствования учителей с 1928 по 1938 год, в течение 10 лет у Надежды Константиновны Крупской было на приеме пять делегаций учителей, студентов и культурно просветительских работников из Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колпакова Августина Петровна, Иванова Леванна Львовна, Бурцева Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, an attempt was made to analyze the role of the personality of N.K. Krupskaya in educating the non-Russian peoples of Soviet Russia. The authors consider ways to solve the issue of educating non-Russian peoples during the formation of Soviet power. The problem of school education in the native language, being one of the most important components of the more general problem of the right to citizenship of the languages of the peoples of Russia, was one of the key for the sociopolitical and cultural history of multinational Russia. The education of the young generation needed constant improvement, enrichment with the pedagogical experience of the people. Guided by the fundamental ingenious attitudes of the classics of Marxism-Leninism on the national issue, N.K. Krupskaya, like other Marxist-Leninists, considered it possible to teach literacy to children of individual nationalities initially in their native language. According to incomplete data of the Yakutsk re According to incomplete data from the Yakut Republican Teacher Improvement from 1928 to 1938, for 10 years N.K. Krupskaya had five delegations of teachers, students and cultural workers from Yakutia at the reception.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ Н.К. КРУПСКОЙ В ПРОСВЕЩЕНИИ НЕРУССКИХ НАРОДОВ СОВЕТСКОЙ РОССИИ»

5. Дмитревский, Г.А. Хороведение и управление хором: элементарный курс: учеб.пособие / Г.А. Дмитревский. -Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2013.

6. История русской музыки / сост. О.В. Сокол. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - 75 с. - Режим доступа: по подписке. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227875

7. Кислова, О.Н. Народное творчество и фольклорные традиции: учеб.- метод, пособие / О.Н. Кислова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 61 с.

8. Паранина, Е.В. Организация самостоятельной работы студента в классе концертмейстерского мастерства: учебное пособие / Е.В. Паранина, O.A. Сизова; Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.Н. Глинки, Кафедра концертмейстерского мастерства. - Н. Новгород: Издательство Нижегородской консерватории, 2014. - 48 с.

9. Паршукова, В.И. Методика преподавания хоровых дисциплин [Текст]: учебно-методическое пособие / В.И. Паршукова. - Сыктывкар: ГПОУ PK «Колледж искусств Республики Коми», 2018. - 60 с.

10. Чертовской, А.Н. Концертмейстерская подготовка студентов музыкального отделения педагогического ВУЗа / А.Н. Чертовской. - Нижний Новгород: НГПУ, 2011.

11. Шапошников, Л.Е. Философско-педагогические взгляды Т.Н. Филиппова / Л.Е. Шапошников // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9.- № 1(34). - С. 10. - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-1-10. - EDN DPKIZO

12. Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)».

13. Эрбес, В.А. От техники речи - к вокалу: учебно-методическое пособие / В.А. Эрбес. - Омск: Омский государственный университет, 2013. - 104 с.

Педагогика

УДК 370. 32

кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студентка Иванова Леванна Львовна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студентка Бурцева Валентина Александровна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

РОЛЬ Н.К. КРУПСКОЙ В ПРОСВЕЩЕНИИ НЕРУССКИХ НАРОДОВ СОВЕТСКОЙ РОССИИ

Аннотация. В данной статье сделана попытка проанализировать роль личности Н.К. Крупской в просвещении нерусских народов Советской России. Авторы рассматривают пути решения вопроса о просвещении нерусских народов в годы становления советской власти. Проблема школьного образования на родном языке, будучи одной из важнейших составляющих более общей проблемы права гражданства языков народов России, относилась к числу ключевых для социально-политической и культурной истории многонациональной России. Воспитание молодого поколения нуждалась в постоянном совершенствовании, обогащении педагогическим опытом народа. Руководствуясь основополагающими гениальными установками классиков марксизма-ленинизма по национальному вопросу, Н.К. Крупская, как и другие марксисты-ленинцы, считала возможным обучение грамоте детей отдельных народностей первоначально на их родном языке. По неполным данным Якутского республиканского усовершенствования учителей с 1928 по 1938 год, в течение 10 лет у Надежды Константиновны Крупской было на приеме пять делегаций учителей, студентов и культурно просветительских работников из Якутии.

Ключевые слова: история просвещения в Якутии, изучение русского языка, язык автономных республик, интернационализм, роль партии, национальный вопрос, обучение грамоте детей отдельных народностей.

Annotation. In this article, an attempt was made to analyze the role of the personality of N.K. Krupskaya in educating the non-Russian peoples of Soviet Russia. The authors consider ways to solve the issue of educating non-Russian peoples during the formation of Soviet power. The problem of school education in the native language, being one of the most important components of the more general problem of the right to citizenship of the languages of the peoples of Russia, was one of the key for the sociopolitical and cultural history of multinational Russia. The education of the young generation needed constant improvement, enrichment with the pedagogical experience of the people. Guided by the fundamental ingenious attitudes of the classics of Marxism-Leninism on the national issue, N.K. Krupskaya, like other Marxist-Leninists, considered it possible to teach literacy to children of individual nationalities initially in their native language. According to incomplete data of the Yakutsk re According to incomplete data from the Yakut Republican Teacher Improvement from 1928 to 1938, for 10 years N.K. Krupskaya had five delegations of teachers, students and cultural workers from Yakutia at the reception.

Key words: the history of education in Yakutia, the study of the Russian language, the language of the autonomous republics, internationalism, the role of the party, the national question.

Введение. Педагогические труды замечательного советского педагога, крупнейшего деятеля народного образования имеют большое научное и практическое значение не только для нас, но для учителей и научных работников. Поэтому сегодня необходимо педагогам знание педагогических идей и взглядов Н.К. Крупской. Как выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства, крупнейший марксист-педагог, наряду с общими теоретическими и практическими вопросами обучения и воспитания, обращала внимание и на просвещение нерусских народов и народностей страны. «Мы знаем, - говорила она, - как при царизме угнетались нерусские национальности. Одной из форм угнетения было лишение права на образование, нельзя было учиться на родном языке» [3, С. 8].

Руководствуясь основополагающими гениальными установками классиков марксизма-ленинизма по национальному вопросу, Надежда Константиновна, как и другие марксисты-ленинцы, считала возможным обучение грамоте детей отдельных народностей первоначально на их родном языке. «Ведь в самый первый период жизни ребенок, - утверждала Н.К. Крупская, - должен учиться выражать свои переживания, свои чувства при помощи того языка, который он слышит от матери в семье. И материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений. Потому вопрос о необходимости первоначального образования на родном языке ясен» [2, С. 16].

Изложение основного материала статьи. Н.К. Крупская к вопросу изучения русского языка детьми нерусских национальностей подходила, как настоящий марксист-ленинец. Она настаивала, чтобы дети в национальных школах русский язык изучали с малых лет, и эта точка зрения правильна. В России нерусские народы до революции находились на

разных ступенях и стадиях развития. Были такие народы и народности, которые не имели даже своей письменности. Они получили её из рук русского пролетариата. Поэтому для таких народов русский язык является вторым родным языком и имеет большое значение для развития их культуры. Н.К. Крупская требовала, чтобы изучение русского языка было сугубо добровольное, сознательное со стороны отдельных национальностей. Она развивала мысль В.И. Ленина о том, что великий и могучий русский язык не нуждается, чтобы отдельные народы изучали его из-под палки. «На каком языке должно вестись обучение неграмотных в национальных областях и автономных республиках? - ставила вопрос Н. К. Крупская и отвечала: -При решении этого вопроса надо учитывать, что каждая национальность имеет свою особую историю... Работы Маркса, Энгельса, Ленина, история революционного движения и Советской власти есть сравнительно на немногих языках - на украинском, белорусском, на татарском и еще на некоторых. Но есть целый ряд национальностей, для которых эти работы не переведены еще на их язык, и поэтому хочется изучать русский язык. Мы всем даем возможность учиться на родном языке. Но если кто хочет обучаться грамоте на русском языке, мы должны пойти навстречу этому».

Знание русского языка отдельными национальностями, по словам Н.К. Крупской, укрепляет дружбу народов обогащает их культур, обеспечивает им овладение великой русской культурой. В статье «О дружбе ребят всех национальностей» Н.К. Крупская пишет: «Теперь во всех школах вводится преподавание русского языка. Знание, кроме родного, одного общего языка, русского, еще больше сблизит все народы СССР». Подчеркивая громадную роль и значение русского языка в просвещении нерусских народов, Н.К. Крупская требовала от русских учителей, воспитателей, чтобы они знали язык той национальности, среди которой работают. Прежде всего, такую задачу она ставила перед собою: «В 1908 г., попав во вторую эмиграцию, я подумала, что на этот раз долго придется жить за границей и надо овладеть хорошо иностранными языками и в том числе французским. И вот летом я поступила на Женевские курсы для иностранцев и за шесть недель очень многому там научилась» [3, С. 18].

Когда она беседовала с русскими учителями, работающими в национальной республике, всегда спрашивала, знают ли они местный язык. В 1934 г., во время беседы с делегацией учителей из Якутской АССР, Н.К. Крупская, обращаясь к русским учителям, спрашивала: «А вы, русские ребята, знаете якутский язык?». Из одиннадцати товарищей знающими якутский язык оказалось пятеро. Они с достоинством ответили, что якутский язык знают хорошо. Остальные, переглянувшись, молчали. Надежда Константиновна продолжала свои вопросы: «А вы, ребята, где родились и давно ли живете в Якутске?» Учителя ответили, что они родились в Якутске, но что им не приходилось жить в районах. Надежда Константиновна покачала головой: «Родиться в Якутии, расти, жить и работать в ней, не зная якутского языка. Так, ребята, нельзя, это нехорошо» [3, С. 54]. Н.К. Крупская всегда учила и советовала уважать национальные обычаи, традиции и языки народов. «В каждой национальной области, - говорила она, - в каждом национальном районе есть свои особенности, и эти особенности надо учитывать и находить такие методы работы, которые повели бы по правильному пути». В 1931 году Н.К. Крупская, беседуя со студентами-якутянами, обучавшимися в московских высших учебных заведениях, советовала им всемерно поощрять и развивать национальные виды спорта, игры, танцы и музыку, придавая им социалистическое содержание, но сохраняя национальную форму. Н.К. Крупская, подобно В.И. Ленину, была убежденная интернационалистка. У нее это замечательное качество выработалось с малых лет. Вот что пишет она об этом в своей автобиографии: «Мой отец был революционер. Он хотел, чтобы я дружила с ребятами других национальностей. Когда мне было лет пять, мы жили в Варшаве. И вот я играла во дворе с ребятами польскими, еврейскими, татарскими. Мы очень дружно играли, нам было очень весело. Мы угощали друг друга, чем могли. Татарские ребята водили меня в палатку во дворе, где жили их родители - они работали на стройке, - и угощали меня кониной, которая казалась мне очень вкусной. Еврейский мальчик был постарше меня года на три, но очень хорошо обращался со мной, я его очень любила, он угощал меня хлебом со смальцем. Польские ребята угощали меня «тястечками» - пирожными. Я не помню, чем я их угощала, но жили очень дружно и весело». Н.К. Крупская неоднократно в своих устных и печатных выступлениях, основываясь на высказываниях классиков марксизма-ленинизма, неустанно доказывала, что дружба между народами Советского Союза, интернациональная связь между ними является одним из главных источников всех наших побед, воплощением в жизнь идей ленинской национальной политики. «Ленин говорил, - пишет Н.К. Крупская, - тесно должны сомкнуться все национальности, братски помогать друг другу, общими усилиями вести социалистическую стройку» [5, С. 173].

В целях усиления интернационального воспитания детей она рекомендовала всемерно содействовать совместному общению детей различных национальностей, чтобы они с малых лет по-настоящему дружили между собой. Она указывала на необходимость передачи положительных качеств одной нации другой. Великая революционерка Н.К. Крупская в письмах пионерам резко осуждала отдельные факты унижения детей других национальностей со стороны русских ребят. «Само собой разумеется, - говорила Надежда Константиновна, - что пионеры разных национальностей должны дружить между собой, помогать во всем друг другу. Как правило, это так и бывает. Но бывает и так, что русские пионеры считают, что дети других национальностей более отсталые в культурном отношении». В целях воспитания у детей с малых лет интернациональной солидарности, дружбы Н.К. Крупская рекомендовала учителям и воспитателям приучать ребят работать в коллективе, ставить перед ними общие задачи, воспитывать их преодолевать трудности общими усилиями, при взаимопомощи. Великий педагог не только разработала теоретические основы интернационального воспитания, но и дала практические указания, как проводить интернациональное воспитание обучающихся.

Много внимания уделяла содержанию обучения в национальных школах, непрестанно следила за качеством учебных программ, учебников и учебных пособий, насколько соответствуют они уровню развития детей отдельных национальных республик. Выяснению этих вопросов ей помогала та систематическая переписка, которую она постоянно поддерживала со школами, учителями и учащимися национальных республик.

В докладе о национальной и интернациональной культуре, прочитанном на I сессии Центрального советского национального Наркомпроса РСФСР, Н.К. Крупская, подвергла критике программу ГУС'а за ее оторванность от практической жизни, за отсутствие в ней краеведческого подхода. Руководя научно-педагогической секцией Государственного ученого совета, приняла ряд практических мер к исправлению этих недостатков программ.

Старейшие учителя Якутии, известные методисты Н.Е. Афанасьев и П.Х. Староватов были на приеме у Н.К. Крупской, она долго с ними беседовала по вопросам учебных программ, учебников и дидактическим принципам преподавания в якутской школе. По окончании беседы она попросила их по этим вопросам оставить предложения в письменном виде, что и было сделано. Н.К. Крупская перед партийными и советскими организациями, перед всей советской общественностью ставила задачу ликвидации неграмотности среди взрослого населения, ссылаясь на указание В.И. Ленина, что неграмотный человек стоит вне политики. При этом, как заместитель наркома просвещения РСФСР, в своих печатных трудах и в официальных директивных указаниях обращала главное внимание на ликвидацию неграмотности среди национальных меньшинств. Например, в письме заведующим областного (край) оно и наркомам краевого просвещения АССР (февраль 1939 г.) тов. Крупская, отмечая, что в районах Якутии неграмотные охвачены обучением лишь от 34,5 до 54 процентов, призывает руководителей народного образования Якутии обратить внимание на «рост темпов охвата обучением неграмотных». Много сил отдала она борьбе за раскрепощение женщин, предоставлению им равных прав с мужчинами во

всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни страны. 10 декабря 1928 года Н.К. Крупская, выступая с речью на Всесоюзном совещании женщин Востока, говорила: «Я не знаю, все ли сделано в этом отношении у вас, в национальных республиках». Далее она обратила внимание руководящих работников этих республик, чтобы они принимали практические меры, обеспечивающие раскрепощение женщин: «Я считаю необходимым, - говорила Н.К. Крупская, - чтобы в совпартшколах, в обыкновенных школах, на соответствующих курсах обществоведения был раздел, в котором освещался бы вопрос о раскрепощении женщин, вопрос о путях ведущих к раскрепощению».

При ближайшем руководящем участии Н.К. Крупской в национальных республиках проделана большая работа по просвещению женщин, выдвижению их на руководящую работу. В частности, в Якутской АССР в 1924 году в советско-партийной школе обучалось 8 женщин-батрачек из якутских улусов. В 1957 г. на первом курсе Совпартшколы учится 9 женщин. Н.К. Крупская, как пролетарская революционерка, человек благородной души и глубокий знаток чаяний и стремлений нацменьшинств Советской России, особый интерес проявляла к быту и жизни народов Крайнего Севера.

Бывший заведующий красного чума Томмотского района С. Петров, имевший счастье видеться и беседовать с замечательным человеком, крупнейшим деятелем народного образования в СССР Н.К. Крупской, в своих воспоминаниях пишет: «В конце беседы тов. Крупская спросила, какой мы национальности? Мы ответили, что большинство из нас якуты. Надежда Константиновна заметила, что нужно развивать национальную культуру и дорожить национальными обычаями. Особенно подчеркнула она необходимость проведения большой работы среди кочевых народностей (эвенков, эвенов, чукчей)» [3,С. 18].

Выводы. Таким образом, многосторонняя работа, которую проводила Надежда Константиновна Крупская по воспитанию и подготовке национальных кадров учителей и культурно - просветительских работников, ее постоянная помощь школам и дошкольным учреждениям, оставила глубокий след в истории той великой культурной революции, которая произошла в Якутской Автономной ССР за годы Советской власти. Великая революционерка и выдающийся деятель народного образования Н.К. Крупская была наставником, учителем и вдохновителем якутских учителей, успешно выполняющих задачу подготовки молодых строителей коммунизма в нашей стране. Сегодня необходимо распространять и всячески приветствовать переизданий педагогических трудов почетного академика, Н.К. Крупской.

Литература:

1. Афанасьев, В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии / В.Ф. Афанасьев. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1966. - 344 с.

2. Афанасьев, В.Ф. Н.К. Крупская и Якутия / В.Ф Афанасьев. - Якутск: ЯГУ, 1957. - 44 с.

3. Афанасьев, В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В.Ф. Афанасьев. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1979. - 182 с.

4. Воспоминания о Н.К. Крупской / под ред. A.M. Арсентьева, B.C. Дридзо, А.Е. Кравченко. - М.: Издательство "Просвещение", Москва, 1966. - 494 с.

5. Константинов, H.A. История педагогики / H.A. Константинов, E.H. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Издательство академии педагогических наук, 1965. - С. 173.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Комиссаренко Елена Валентиновна

Физико-технический институт (структурное подразделение)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА

ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. В статье анализируется роль процесса обучения высшей математике в формировании образовательных компетенций при подготовке инженеров. Рассматриваются аспекты процесса оценки уровней сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций у обучающихся агротехнологических вузов. В работе выделены уровни сформированности компетенций инженеров-аграриев. Для определения уровня сформированности различных видов компетенций установлена взаимосвязь между результатами обучения по дисциплине и критериями оценивания уровня компетенций. Целью исследования является разработка оценочных средств для объективной оценки уровней сформированности компетенций. Предложено использование профессионально ориентированного информационного содержания контрольно-измерительных материалов по математике. В рамках контроля по высшей математике проанализированы различные формы, методы и средства оценивания компетенций. Приведены примеры разработки заданий для фонда оценочных средств дисциплины. Обосновано, что включение в оценочные средства задач практического содержания способствует объективной проверке умений и навыков обучающихся применять математические знания при решении задач профессиональной деятельности. Результаты статьи могут быть использованы в учебном процессе преподавателями высшей математики в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: обучение, компетенции, высшая математика, практическая направленность обучения, профессионально ориентированная задача.

Annotation. The role of the process of teaching higher mathematics in the formation of educational competencies in the training of engineers is analyzed in the article. The aspects of the process of assessing the levels of formation of general professional and professional competencies of students of agrotechnological universities are considered. The levels of competence formation of agricultural engineers are selected in the work. The relationship between the results of training in the discipline and the criteria for assessing the level of competencies is established to determine the level of formation of various types of competencies. The purpose of the study is to develop evaluation tools for the objective assessment of the levels of competence formation. The use of professionally oriented information content of control and measuring materials in mathematics is proposed. The various forms, methods and means of assessing competencies are analyzed as part of higher mathematics control. The examples of the development of tasks for the fund of evaluation tools of the discipline are given. It is proved that the inclusion of problems of practical content in the evaluation tools contributes to the objective test of students' skills and abilities to apply mathematical knowledge in solving problems of professional activity. The results of the article can be used in the educational process by teachers of higher mathematics in higher educational institutions.

Key words: teaching, competencies, higher mathematics, the practical direction of training, professionally oriented problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.