Научная статья на тему 'РОЛЬ «МЯГКИХ ФАКТОРОВ» КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА В ПОВЫШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

РОЛЬ «МЯГКИХ ФАКТОРОВ» КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА В ПОВЫШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
«Мягкие факторы» / повышение эффективности / «корпоративная культура» / эффективность / резуль-тативность / цель. / "Soft factors" / efficiency improvement / "corporate culture" / efficiency / effectiveness / goal.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухтаров М.М.

В этой статье рассматриваются не только современные средства производства, эффективное управление и маркетинг, но и взаимоотношения между рабочими и служащими, обеспечивающие быст-рое и устойчивое развитие легкой промышленности, производство продукции с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособной на внешних рынках. в первую очередь за счет глубокой переработки отечественного сырья, их психики, мотивов и мотивационных процессов, то есть их зависимости от «мягких факторов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF "SOFT FACTORS" PRODUCTION CULTURE IN INCREASING ECONOMIC EFFICIENCY AT LIGHT INDUSTRY ENTERPRISES

This article examines not only modern means of production, effective management and marketing, but also the relationship between workers and employees, ensuring the rapid and sustainable development of light in-dustry, the production of products with high added value, competitive in foreign markets. primarily due to the deep processing of domestic raw materials, their psyche, motives and motivational processes, that is, their de-pendence on ";soft factors".

Текст научной работы на тему «РОЛЬ «МЯГКИХ ФАКТОРОВ» КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА В ПОВЫШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

70

ECONOMIC SCIENCES / «ШУУЮШУМ-ЛШГМак» #2ЩШ), 2021

УДК 3 33 338 338.5

Мухтаров М.М. Старший преподаватель кафедры «Организация промышленного производства» Андижанский машиностроительный институт

Андижан, Узбекистан DOI: 10.24412/2520-6990-2021-25112-70-72 РОЛЬ «МЯГКИХ ФАКТОРОВ» - КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА В ПОВЫШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЕГКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Mukhtarov M.M.

Senior Lecturer of the Department "Organization of Industrial Production " Andijan Machine-Building Institute Andijan, Uzbekistan

THE ROLE OF "SOFT FACTORS" - PRODUCTION CULTURE IN INCREASING ECONOMIC EFFICIENCY AT LIGHT INDUSTRY ENTERPRISES

Аннотация.

В этой статье рассматриваются не только современные средства производства, эффективное управление и маркетинг, но и взаимоотношения между рабочими и служащими, обеспечивающие быстрое и устойчивое развитие легкой промышленности, производство продукции с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособной на внешних рынках. в первую очередь за счет глубокой переработки отечественного сырья, их психики, мотивов и мотивационных процессов, то есть их зависимости от «мягких факторов».

Abstract.

This article examines not only modern means of production, effective management and marketing, but also the relationship between workers and employees, ensuring the rapid and sustainable development of light industry, the production of products with high added value, competitive in foreign markets. primarily due to the deep processing of domestic raw materials, their psyche, motives and motivational processes, that is, their dependence on "soft factors".

Ключевые слова. «Мягкие факторы», повышение эффективности, «корпоративная культура», эффективность, результативность, цель.

Keywords. "Soft factors", efficiency improvement, "corporate culture", efficiency, effectiveness, goal.

Основываясь на мировом опыте, Узбекистан избрал путь перехода к социально ориентированной рыночной экономике, основанной на свободных ценах и рыночных законах, обеспечивая равенство различных форм собственности, создавая современную структуру производства в соответствии с национальными интересами, и постепенно осуществление экономических реформ. С самого первого этапа экономических реформ особое внимание уделялось экономической реформе.

Из мировой практики известно, что даже развитые страны сталкиваются с рядом негативных тенденций в решении проблемы благосостояния людей. К ним относятся «кризисы, монополии, инфляция, безработица, диспропорции на потребительском рынке, нехватка ресурсов, товаров и услуг, нехватка и дефицит денежного обращения». [1.8с.]

В последние годы развитие текстильной, швейной, кожевенной, обувной и меховой промышленности в легкой промышленности страны, расширение ассортимента и ассортимента готовой

продукции, а также всесторонняя поддержка инвестиционная и экспортная деятельность предприятий

Эти меры включают создание мощностей по переработке более 80% хлопкового волокна и более 45% пряжи, производимой в стране, а также объем экспорта готовой продукции в 2018 г. до 1,6 млрд. Допускается к поставке в долларах США.

Льготы и преференции для развития кожевенной, обувной и меховой промышленности и увеличения их экспортного потенциала позволили увеличить внутреннее производство кожи на 6% и производство сырой кожи на 44%. [1.2 с.]

Усиление, развитие технологий и снижение себестоимости продукции зарубежными производителями требует разработки дополнительных мер по развитию этих отраслей. Высокая добавленная стоимость, конкурентоспособная на рынках. Диверсификация и расширение производства текстильных изделий, одежды, обуви и мехов, а также привлечение потенциальных иностранных инвесторов для повышения экономической эффективности предприятий легкой промышленности сегодня является наиболее актуальной задачей.

«шушмим-лшитмау» 2021 / есошыгс 8сш]чсе8

71

С момента перехода к рыночной экономике в настоящее время Россия работа в этом направлении активизировалась и была выдвинута на первый план.

Общая эффективность - описывает развитие компетентных, эффективных, действенных систем, процессов и событий в переводе с латыни.

Эффективность рассматривается как показатель развития, а также является важным стимулом для него. Он направлен на повышение эффективности конкретного вида деятельности и его комплекса, устраняя те, которые приводят к его мерам по развитию и регрессу.

В этом смысле эффективность всегда связана с практикой. Это становится целью управленческой деятельности, и эта деятельность направлена в долину оправдания, необходимости и оправдания.

Эффективность — это категория качества. Благодаря интенсивному развитию организации (это категория динамического качества) она отражает процессы глубокого совершенствования всех ее структур и элементов и исключает механистические подходы.

Столь широкое толкование эффективности не противоречит его узкой концепции. Общеизвестным показателем эффективности производства является его эффективность, интенсивность работы системы, уровень достижения целей и организации системы и т. Д. [5.25с.] Это показывает, с одной стороны, что категория эффективности многогранна, а с другой стороны, свидетельствует о сложности представления ее характеристик и измерения.

Мы знаем, что повышение эффективности в 21 веке зависит не только от техники и технологий, но и от «культуры производства» и «корпоративной культуры», которые во многих литературах называют «мягкими факторами». Именно в этих «культурах» скрывается большой потенциал эффективности. Для оценки степени влияния корпоративной культуры на экономическую эффективность компании соотношение между двумя важными экономическими категориями - эффективностью и результативностью - является одним из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день.

Очевидно, что эти две категории являются целевыми. Эффективность отражает как развитие, так и рост экономического объекта, то есть отражается в показателях объема, его способности к количественно прогрессивным изменениям и структурной динамике объекта.

Однако существует важное различие между категориями «эффективность» и «эффективность». Эффективность противоположна результату деятельности, то есть движению экономического объекта для достижения этого состояния. «Эффективность» и «результат» могут быть взяты как аналогичные понятия и использоваться как маяк при построении четкой системы управления. Такое управление подразумевает изменение описания качества, хотя в международной практике это показатель количественного роста, ориентированный на

результат, называемый «управление, ориентированное на результат». Эффективность определяется соотношением результата (эффективности) и стоимости, которые определяют эти результаты. Эффективность - это сравнительная оценка деятельности, которая не только отражает ее экономический рост, но и имеет свойство стимулировать прогрессивные структурно-качественные изменения. Таким образом, эффективность является одним из взаимно сопоставимых компонентов в процессе оптимизации решения проблем.

Принято оценивать эффективность любой деятельности по соотношению результатов к затратам. Цель таких отношений - стремиться к максимальному. В этом случае стоит задача максимизировать результат, что соответствует стоимости единицы.

Когда показатели затрат связаны с показателями результатов, также может существовать обратное соотношение. В этом случае удельный вес сводится к минимуму.

Официально нет большого противоречия между использованием того или иного метода расчета. Однако по содержанию между ними есть существенные различия. Эти различия отражаются в процессе моделирования деятельности, то есть в ожидании будущих событий, событий и процессов. Модель корпоративной культуры, как и любая проблемно-ориентированная модель, всегда строится на определенном ожидаемом результате и желании его достичь. Его конечная цель - добиться определенных результатов. Если его применить к стоимости достижения результатов, возможно, когда результат не увеличится, но стоимость его достижения снизится до такой степени. Это состояние можно рассматривать как следствие качественных изменений, происходящих в компании под влиянием корпоративной культуры, в процессе которых отмечается повышение эффективности деятельности компании. Но запланированные результаты не достигаются, т.е. элементы развития не дополняются элементами экономического роста.

Подобные изменения в организации в целом соответствуют прогрессивным тенденциям, но нельзя сказать, что этого достаточно для выполнения поставленных задач - идеально. Для развития и роста компании крайне важно, чтобы показатели размера и качества были интегрированы вместе.

В настоящее время растет интерес к изучению взаимосвязи между корпоративной культурой и эффективностью компании. Целью такого исследования является изучение влияния организационной культуры на эффективность компании. Универсальность анализа основана на использовании количественных и качественных методов социологического исследования. В. Сейт исследует влияние культуры на жизнь организации с помощью шести процессов. В. Сейт рассматривает влияние культуры на организацию жизни посредством трех процессов:

1. сотрудничество между отдельными лицами и частота организаций;

2. принятие решений;

3. проверить;

72

ECONOMIC SCIENCES / «ШУУЮШУМ-ЛШГМак» #2ЩШ), 2021

4. коммуникации;

5. посвященность организации;

6. восприятие организационной среды;

7. Обоснование своего поведения.

При этом первые три процесса связаны с первым поверхностным уровнем организационной культуры или образцами организационного поведения, а следующие четыре - со вторым, подповерхностным уровнем, имеющим "ценностную" основу. От того, как эти процессы протекают, зависит эффективность функционирования организации. [3.5

Исходя из наших социальных опросов и наблюдений на предприятиях легкой промышленности Андижанской области Узбекистана, чтобы адаптировать модель штата к узбекским предприятиям, необходимо удалить процесс «контроля» в модели Сейта, добавить рабочих и служащих в категорию в «процессы принятия решение" и "мотивацию". Считаем целесообразным внедрение процесса и создания образа "героев" на предприятиях.

Рассмотрим модель Парсонса. Согласно модели Парсонса, любая организация должна быть способна адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде, чтобы выжить и процветать, чтобы гарантировать целостность своих частей, быть признанной людьми и другими организациями и, что наиболее важно, для достижения своих целей.

Объективность цели, под влиянием корпоративной культуры деятельность человека, который «переходит» в компанию, осуществляется по цели.

Таким образом, цель составляет основу деятельности. В этом случае деятельность трактуется как деятельность, направленная на достижение осознанной цели. Деятельность без цели не является деятельностью.

Цель подобна триггеру, пока нет цели - нет активности, а когда есть цель, может быть и активность. [3.10 а] Цель описывает предвзятые представления. В начале процесса труда человек воображает, а в конце процесса достигается результат. После того, как цель установлена, выбираются методы и средства ее достижения, анализируется ситуация, в которой осуществляется деятельность, определяется последовательность будущих действий - создается схема действий.

«Экономическая деятельность всегда целенаправленна, но не всегда приводит к ней. Безусловно, оно заканчивается результатом, но не всегда может дать ожидаемый результат или иметь положительный характер. Если конечный результат соответствует цели, то деятельность может быть признана рациональной, если такой последовательности нет, деятельность считается иррациональной », - сказал социолог Т. Парсонс. [3.11 а]

Парсонс сравнивает цели с определенной производственной компьютерной программой, а рабочих и служащих - с промышленными роботами. По нашему мнению, что Парсонс отрицают желания, внутренние стремления, психику, личные цели и мотивации работников. Соответствие результата и цели особенно важно с точки зрения выбора удачных решений. Такая последовательность показывает, что отобранные дела соответствуют «стандартной рациональности» и что анализ дела является достаточно полным и разумным. Как показал А. Эралиев в своей статье: «Роль руководителей в формировании и совершенствовании корпоративной культуры предприятий» показал, что производственная культура разных стран отличается друг от друга. Поэтому каждая страна, не только страна, даже организация должна разработать свою культуру производства. [5.6 c.]

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что при формировании корпоративной культуры для повышения экономической эффективности предприятий индивидуальный подход к каждому сотруднику с учетом их мотивов, характера, особое внимание к процессу мотивации , «внутренняя награда» и «внешняя». Целесообразно обеспечить соразмерность «наград», чтобы они стремились к «героям организации». Особенно актуален этот процесс на предприятиях легкой промышленности, где 85-90 процентов персонала составляют женщины.

References

1. Постановление Президента Республики Узбекистан: ПК-4453 от 16.09.2019г. "О мерах по дальнейшему развитию легкой промышленности и стимулированию производства готовой продукции" . https://lex.uz/docs/4516526. (дата последного обращения - 25.08.2021 года)

2. Ш. Мирзиёев. «Обращение в Олий Мажлис». 28.12.2020г. www.turkiston.uz (дата последного обращения - 25.08.2021 года)

3. Модель Сате. https://economics.studio/voprosyi-menedjmenta-obschie/model-sate.html (дата последного обращения - 25.08.2021 года)

4. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Кседури. «Основы менеджмента» М. 2012 г.

5. А. Эралиев, «Цифровая экономика - это ключ в повышении экономического роста страны» - https://cyberleninka.m/artide/n/tsifrovaya-ekonomika-eto-klyuch-v-povyshenii-ekonomicheskogo-rosta-strany (дата последного обращения - 25.08.2021 года)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.