Научная статья на тему ' роль музея в процессе популяризации культурных ценностей на примере работы Музейной группы Архива РАН'

роль музея в процессе популяризации культурных ценностей на примере работы Музейной группы Архива РАН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
357
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Корнева-чаева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « роль музея в процессе популяризации культурных ценностей на примере работы Музейной группы Архива РАН»

Корнева- Чаева И. А.

член Ассоциации искусствоведов, с.н.с. Архива РАН

РОЛЬ МУЗЕЯ В ПРОЦЕССЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МУЗЕЙНОЙ ГРУППЫ АРХИВА РАН

Ключевые слова: популяризация науки и культурных ценностей, музейное дело, Музей истории Академии наук.

В апреле 2008 года Президиум Российской Академии наук принял решение о создании Музея истории Академии наук и поручил Архиву РАН осуществлять научно-методическое руководство проектом. В Архиве была сформирована Музейная группа, задачами которой помимо специального комплектования и учета музейного фонда, стало создание концепции Музея истории Академии наук и организация выставок, посвященных знаменитым ученым и научным исследованиям. В основе концепции Будущего музея лежат как научно-исследовательские, так и просветительские задачи, а также идея формирования в обществе целостного представления о развитии отечественной фундаментальной науки и Академии наук как ее авангарда, занимающего почетное место среди крупнейших научных учреждений в мире, о ее значении в мировом научном процессе и развитии России в целом1.

Будущий Музей истории АН - институция, призванная способствовать популяризации идей науки, принадлежащая к типу просветительских общедоступных музеев, история которых в России начинается с основания в 1714 году Кунсткамеры, ставшей одним из первых учреждений Академии наук. Исторически музейное дело в России ориентировалось на немецкую модель просветительского музея, организованного по хронологически-монографическому принципу и рассчитанного на полноту и систематичность демонстрации научного и художественного материала. Сотрудники Музейной группы дискутируют о выборе хронологической модели для построения экспозиции. На сегодняшний день предпочтение отдается идее демонстрации истории РАН как этапов деятельности ее Президентов и успехов науки в годы их пребывания на посту Академии. Поскольку одной из важнейших задач будущего Музея является популяризация документального наследия Архива Академии наук, его экспозиция должна будет отражать специфику АРАН. Опираясь на такие категории материалов Архива, как документы личного происхождения, рукописи научного наследия и следы научных трудов, мы можем взглянуть на состав АН с нового ракурса как на специфическую социальную группу. С другой стороны, точка зрения на АН как институт социальной памяти позволяет выявить другую специфическую черту АРАН: его документы, главным образом, XX века, описывают историю прикладного научного знания, призванного решать политические и экономические задачи государственного значения. Архив РАН в этом аспекте - эхо влияния научных открытий на общество, эхо восприятия обществом этой идеи. На примере работы Музейной группы мы наблюдаем процесс слияния двух институтов социальной памяти - Архива и Музея. Музей, с одной стороны, является «ветвью», произрастающей из «тела» Архива, с другой стороны, Музей, напрямую обращаясь к широкой публике, транслирует массовому зрителю в доступных зрелищных формах главный посыл Архива -пробуждение «уснувшей» социальной памяти2.

За короткий срок существования Музейной группы осуществлены несколько выставок «Значки и медали из коллекции АРАН», «Земля Обручева», «Я взялся за эксперимент», «Искусство новых технологий», разработаны две образовательные программы. Основной задачей этих выставок стала разработка методологии презентации огромного наследия старейшего отечественного архива, что позволит реализовать стремление Музейной группы, опираясь на фонды Архива, выйти за рамки чисто академической среды. Детские образовательные программы направлены на пробуждение у подрастающего поколения интереса к такому роду деятельности, как наука, и создание положительного образа ученого.

11 октября 2014 года открылась музейно-документальная выставка «Я взялся за эксперимент», посвященная жизни выдающегося ученого, химика-органика, организатора науки, Президента АН СССР Александра Николаевича Несмеянова (1899-1980), создающая целостный многогранный образ личности этого ученого, писавшего картины и стихи. Благодаря дару ИНЭОС, который он основал и возглавил, воссоздан рабочий кабинет ученого 1950-х гг. -один из важных разделов будущей экспозиции будущего Музея истории Академии наук, который на сегодняшний день является частью экспозиции, предназначенной для проведения интерактивных занятий с детьми школьного возраста.

1 Рыбкина Н.П., Ильинская В.Г. К вопросу о создании музея Академии наук // Фундаментальная наука: проблемы изучения, сохранения и реставрации документального наследия. - М.: Архив РАН, 2013. - С. 430-434.

2 Старостин Е.В. Архивы в системе социальной памяти российского общества // Социальная память в институциональном измерении: Постсоветский архив. - М., 2010; Материалы семинара Центра россиеведения. РАН. ИНИОН. Центр россиеведения. -М., 2010. - 88 с. - http://libed.ru/knigi-nauka/660993-1-rossiyskaya-akademiya-nauk-institut-nauchnoy-informacii-obschestvennim-nau кат^оиа1пауа-ратуа^^й1исюпа1пот^р.

Разрабатывая не только методологию, но и форму презентации архивного наследия, сотрудники Музейной группы изучают потенциал системы музейного экспонирования, базирующейся на принципе визуализации. В связи с этим мы решили обратиться к современному актуальному искусству и организовать выставку «Искусство новых технологий».

Во второй половине прошлого столетия вслед за научно-технической революцией произошла «технологическая революция» в искусстве, позволившая значительно расширить традиционный набор материалов и техник тем художникам, которым уже не хватало масла на холсте, металла и камня в скульптуре. Изменилась видовая и жанровая структура современного искусства, возникли новые формы синтеза в сфере визуальности, объединяющие живопись, кино, фотографию, литературу, философию и научные достижения.

В выставке, организованной Музейной группой Архива Российской Академии наук, приняли участие художники, уже успевшие стать классиками современного искусства: Франциско Инфанте и Нонна Горюнова, Гор Чахал, Татьяна Баданина, Владимир Наседкин, Татьяна и Сергей Костриковы, Ольга Чернышова. Творчество всех представленных авторов опирается на научные открытия, все они тяготеют к метафорическому высказыванию, используя для этого неклассические с точки зрения традиционного искусства средства - арт-объекты в инсталляциях, видео и фото-арт.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова, создавая свои «артефакты», стали основоположниками синтетического пространственного искусства. Помещая в природное пространство закрепленный на невидимой леске рукотворный объект, создающий с природой единое целое, художники фотографируют полученную конструкцию. Напечатанный снимок и есть «артефакт», образ исполненный «ощущением реальности умозрительных идей, реальности вымышленных оптических конструкций»1. Творчество Татьяны Баданиной, представленное в жанре инсталляций, обращено к истокам символических форм языка культуры, к архетипическим темам и образам, среди которых первенствуют свет, пространство и время. Ольга Чернышова, обращаясь к видео-арту, превращает обыденное в метафорическое с чувством любования повседневностью, окрашенным легкой иронией. Инсталляция Сергея и Татьяны Костриковых «Несколько историй из жизни яиц» - интерпретация вечной темы зарождения жизни. Гор Чахал обращается к традиции сакрального искусства - Литургия, Фаворский Свет, Божественные энергии, пространство иконы стали темами его композиций, выполненных в технике компьютерной живописи. Будучи дипломированным специалистом в области прикладной математики, художник использует научный инструментарий для создания особого «приборного зрения», необходимого для восприятия сущности образа. Он изобрел новый способ фотосъемки, при котором используется линза Френеля для достижения эффекта обратной перспективы, укоренившейся в традиции иконописания.

Поиски оптимальной формы музейного экспонирования обеспечивают выполнение одной из важнейших функций будущего Музея истории РАН - создание в яркой художественно-эмоциональной форме целостного научно-обоснованного образа истории РАН. Следующий проект - выставка «Документ. От бересты к научному труду», открытие которой состоялось 4 декабря 2013 года, призван решать и другие задачи: поиск новых форм и принципов интерактивной демонстрации, позволяющих исследовать историю и развитие науки и активизировать изучение истории РАН к предстоящему 300-летнему юбилею, а также исследование и формирование зрительской аудитории будущего Музея.

Это - первая выставка, посвященная развитию документа, ориентированная на широкий круг зрителей, в том числе (и прежде всего) на школьников. На выставке представлены редко экспонируемые материалы Архива РАН, древние и современные носители письменности, в том числе разнообразные чертежи ХУШ-ХХ веков, рисунки и карты. Учитывая сложность показа подобных материалов публике, мало знакомой с архивным делом, авторами использован композиционно-художественный принцип экспонирования, а также интерактивный метод демонстрации.

Структура выставки «Документ. От бересты к научному труду» отражает многообразие исторического контекста развития документа и демонстрирует путь возникновения и движения письменности, ее развитие в России параллельно с научными знаниями, наукой. При экспонировании документов и предметов авторы постарались раскрыть взаимосвязь и взаимовлияние развития способов письма и появления новых носителей информации с развитием науки в России, что особенно характерно для второй половины XX - начала XXI веков. Основную методологическую идею авторского коллектива выставки можно назвать методом содержательного кластера. Этот экспозиционный принцип, включающий лайт-бокс, стенд и витрину, позволяет более выпукло раскрывать каждую из тем выставки. Интерактивной составляющей выставки стала возможность написать своими руками текст глаголицей и кириллицей на бересте, восковой табличке или на бумаге гусиным пером.

От замысла до воплощения прошел год, выставка в Архиве РАН открыта на длительный период (не менее двух лет). К концу декабря 2014 года ее посетило уже более 30 экскурсионных групп, преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Успех этой выставки мы оцениваем не по восторженным отзывам в книге, лежащей в экспозиции, а по тому, с каким интересом дети воспринимают не только увлекательные интерактивные занятия, особенно возможность попробовать писать, как в старину, но и такие сложные темы, как научные биографии ученых, начиная с М. В. Ломоносова, история Академии наук, развитие самых разных областей науки и техники. Большим интересом пользуются темы развития оптики от воссозданной в экспозиции камеры-обскуры до голографических изображений, астрономия от астролябии до телескопов и, конечно, история письменности. Изучение экспозиции выставки «Документ» и проведение интерактивных занятий может стать для школьников, стоящих перед выбором профессии, мощным имиджевым фактором в пользу привлекательности научного образа жизни, научной картины мира, научного поиска.

1 «Артефакты» Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. Выставка в Московском музее современного искусства. - М., 2006. - www.museum.ru/N28289

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.