Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЕЕВ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ БУРЯТИИ'

РОЛЬ МУЗЕЕВ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ БУРЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / АРТ-ПРОЕКТ / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА / МОЛОДЫЕ ХУДОЖНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бороноева Татьяна Анатольевна

Автор рассматривает роль государственных музеев и центров современного искусства в развитии изобразительного искусства Бурятии. В частности, показано, как решаются проблемы, порожденные географической удаленностью республики от культурных столиц России и сложившимся в русле академизма стереотипом «национального своеобразия». В настоящее время в Республике Бурятия достаточно заметны признаки активного развития современного искусства, поддерживаются молодые таланты. При этом автор отмечает, что ведущую роль в сохранении, продвижении произведений изобразительного искусства и художников играют именно государственные музеи. Именно там работы художников становятся музейными предметами - культурными ценностями, имеющими значение для истории и культуры государства и обладающими особыми признаками, которые делают необходимыми для общества их сохранение, изучение и публичное представление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MUSEUMS IN THE MODERN ARTISTIC PROCESS OF BURYATIA

The author examines the role of state museums and centers of contemporary art in the development of the fine arts of Buryatia. In this development process, it is important to solve the problems generated by the geographic remoteness of the republic from the cultural capitals of Russia and the stereotype of “national identity” that has developed in line with academism. At present, signs of active development of contemporary art are quite noticeable in the republic, young talents are supported. At the same time, the author notes that it is the state museums that play the leading role in the preservation and promotion of works of fine art and artists. It is in museums that the works of artists become museum objects - cultural values that are significant for the history and culture of the state and possess special characteristics that make it necessary for society to preserve, study and publicize them.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЕЕВ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ БУРЯТИИ»

ИСКУССТВО XX-XXI ВЕКОВ

Г!

I

Boronoeva, Tatyana Anatolyevna

11 I k

National Museum of the Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Russian Federation

ART OF THE XX-XXI CENTURIES

Бороноева Татьяна Анатольевна

Национальный музей Республики Бурятия, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

THE ROLE OF MUSEUMS

IN THE MODERN ARTISTIC PROCESS

OF BURYATIA

РОЛЬ МУЗЕЕВ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ БУРЯТИИ

со о о

о ^

о сч

со <

ОС

э ш

I-

Œ <

00

h« (О CD

_ÇD О t

"cô с

'ra ^ $

LO ^ К -û

^ t LO (Л

О

О Q

« "

P £

h- i

s %

> X

АННОТАЦИЯ

Автор рассматривает роль государственных музеев и центров современного искусства в развитии изобразительного искусства Бурятии. В частности, показано, как решаются проблемы, порожденные географической удаленностью республики от культурных столиц России и сложившимся в русле академизма стереотипом «национального своеобразия». В настоящее время в Республике Бурятия достаточно заметны признаки активного развития современного искусства, поддерживаются молодые таланты. При этом автор отмечает, что ведущую роль в сохранении, продвижении произведений изобразительного искусства и художников играют именно государственные музеи. Именно там работы художников становятся музейными предметами — культурными ценностями, имеющими значение для истории и культуры государства и обладающими особыми признаками, которые делают необходимыми для общества их сохранение, изучение и публичное представление.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Национальный музей Республики Бурятия, современное искусство, арт-про-ект, центр развития современного искусства, молодые художники.

ABSTRACT

The author examines the role of state museums and centers of contemporary art in the development of the fine arts of Buryatia. In this development process, it is important to solve the problems generated by the geographic remoteness of the republic from the cultural capitals of Russia and the stereotype of "national identity" that has developed in line with academism. At present, signs of active development of contemporary art are quite noticeable in the republic, young talents are supported. At the same time, the author notes that it is the state museums that play the leading role in the preservation and promotion of works of fine art and artists. It is in museums that the works of artists become museum objects — cultural values that are significant for the history and culture of the state and possess special characteristics that make it necessary for society to preserve, study and publicize them.

KEYWORDS: National Museum of the Republic of Buryatia, contemporary art, modern art, art project, Center for the Development of Contemporary Art, young artists.

© Бороноева Т.А., 2021

Республика Бурятия по праву считается одним из уникальных культурных регионов со своей национальной художественной традицией, основы которой складывались под влиянием труда и быта кочевой жизни скотоводов. Буряты веками обрабатывали шкуры животных, выделывали кожу и замшу, из конского волоса ткали ковры, шили одежду из привозных тканей — сукна, шелка, парчи, бархата. Широкое распространение имела художественная обработка металлов, дерева, кости; их ювелирное искусство отличалось техническими и художественными достоинствами. С проникновением буддизма из соседней Монголии и Тибета в конце XVII века в Бурятии стали развиваться искусства живописи и скульптуры, уцелевшие образцы которых после антирелигиозной кампании стали музейными предметами.

Сегодня в Бурятии не только бережно хранится и регулярно представляется в музейных стендах богатейшее историко-культурное наследие, но и активно развивается современное искусство, поддерживаются молодые таланты. Важную роль в этом играют культурные институции — музеи, галереи, художественные центры и т.д. Именно они становятся площадкой для диалога между искусством и зрителем [1].

При всём разнообразии такого рода площадок Художественный центр им. Ц.С. Сампилова Национального музея Республики Бурятия играет особую роль. Просторные выставочные площади, условия хранения экспонатов, отвечающие современным требованиям, профессионализм его сотрудников привлекают в свои стены как массового зрителя, так и самих художников. При этом руководство музея отдает себе отчет в том, какое значение для развития изобразительного искусства имеет работа по поддержке молодых художников, поэтому постоянно инициирует их выдвижение на региональные конкурсы, приглашение к участию в музейных проектах, форумах, организацию персональных выставок [2].

На протяжении многих лет музей тесно сотрудничает с Союзом художников Бурятии, в котором состоят 84 члена, включая секцию молодых художников. Музей проводит как топовые персональные выставки таких современных художников, как Д. Намдаков, З. Доржиев, Ж. Баясхаланов и другие, так и яркие совместные проекты регионального, межрегионального и международного уровня. Например, в 2014 г. благодаря федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018)» и поддержке Министерства культуры Республики Бурятия был реализован международный арт-фо-рум «Байкальская палитра». В рамках арт-форума впервые была создана уникальная площадка для творчества художников из России и зарубежных стран, способствующая развитию межнационального диалога и сближению культур [3].

Говоря о значении Национального музея Республики Бурятии, сотрудничества с Союзом художников республики, работы с молодежью, необходимо упомянуть о проблемах, препятствующих полноценному развитию современного художественного творчества. Географическая отдаленность Бурятии от культурных столиц России, не говоря уже о столицах западных стран, и соответствующих процессов, влияний так или иначе обусловливает консервативные устои, инерцию в творческой среде. Это особенно заметно среди старшего поколения художников. Но такая оторванность неизбежно отражается и на молодых художниках, на их слабом представлении об актуальном искусстве, а также на их ограниченных возможностях принимать участие в выставках за пределами республики. Те немногие из них, кому всё же удалось получить образование в творческих вузах Москвы или Санкт-Петербурга, предпочитают остаться там и развивать свои способности в ставшем для них привычном окружении профессионалов от искусства.

Другая значимая проблема носит ментальный характер. За долгие годы полного господства академизма в сознании и творчестве художников сложился стереотип «национального своеобразия» — творческая ниша, неподвластная времени, влияниям современности. И этот стереотип несмотря ни на что продолжает влиять на современных художников, ограничивая их поиски нового. Поэтому с определенного момента для музея и творческих объединений в выставочной работе стал важен поиск новых форматов и тематик.

Так, в русле таких поисков в 2017 г. музеем и художниками Бурятии была организована выставка экспериментального современного искусства Бурятии под названием «Сулдэ-1» (по определению Г Галдановой «сулдэ (1пулдэ)» — это «жизненная сила»). Для города Улан-Удэ — это был первый опыт подобных мероприятий. Его необычность заключалась в попытке обратиться к авангардному направлению с возможностью свободного размышления художников на разные актуальные темы. В проекте приняли участие 30 мастеров разных поколений. Куратором проекта выступила заслуженный художник Республики Бурятия Александра Дугарова. Выставка отличалась тем, что участниками были не только члены Союза художников, но и фотохудожники, писатели, поэты, где каждый представил свое понимание творчества и современного искусства, что было ценно само по себе и, безусловно, способствовало взаимному обогащению, открытости для общения, а искусство в дни работы проекта, можно сказать, стало «искусством без границ».

В 2021 г. этот опыт был продолжен; был проведен «Сулдэ-11» — совместный проект художников Бурятии и музея. На новой выставке «Сулдэ-11»

ART OF THE XX-XXI CENTURIES

The Art of Eurasia №4 (23) 2021

1. Выставка

экспериментального

современного

искусства Бурятии

«Сулдэ-!».

2017.

Национальный музей Республики Бурятия. Фото: baikal-media.ru

были показаны работы 33 авторов и художников, которые представили свое новое фигуративное и нефигуративное искусство, живопись, печатную графику, скульптуру, керамику. На выставке были представлены необычные арт-объекты, инсталляции, видео-арт, свидетельствующие об освоении новых пространств и миров.

В полном смысле слова резонансным было проведение в г. Улан-Удэ арт-проекта Международного передвижного симпозиума «NEMOSKVA» РОСИЗО-ГЦСИ (объединение Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО с Государственным центром современного искусства) в 2018 году. Национальный музей Республики Бурятия при поддержке Министерства культуры Бурятии в этом мероприятии принял самое активное участие. Значимым фактом стало то, что среди гостей были известные российские и зарубежные деятели (кураторы) современного искусства. Основной целью симпозиума было «развитие горизонтальных связей, продвижение региональных художников и кураторов, исследование современной ситуации на местах через профессиональный диалог, создание новых возможностей для международного сотрудничества» [5]. Большинство мероприятий арт-проекта «ЫЕМОЭКУА» проходило в престижном бизнес-центре, а в художественном

музее Ц. Сампилова были подведены его итоги. Одним из результатов проекта стало приглашение экспертами «NEMOSKVA» известного бурятского художника Зорикто Доржиева к участию в Брюссельской выставке «Двенадцатый часовой пояс: путевые заметки из России» в Центре изящных искусств BOZAR. На выставке художник представил свою скульптуру «Lady of Energy» — собирательный женский образ «прародительницы, матери» в промышленном дизайне, которая выполнена в виде ажурной вышки высотой 3,5 метра из алюминиевых профилей.

Продолжением этого проекта стала Вторая кураторская школа «NEMOSKVA», которая проходила с 2020 по 2021 год в два этапа: заочный (с 1 октября 2020 г. по 1 июня 2021 г.) и очный (с 14 по 27 июня 2021 г. в Бурятии, на озере Байкал). Соорганизаторами школы выступили: Министерство культуры Республики Бурятия, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Национальный музей Республики Бурятия, Центр поддержки и развития современного искусства «ZA ART», Благотворительный фонд Владимира Потанина, Правительство Фландрии (Бельгия). Темой второй школы стала «Реанимация. Забота и критика в работе куратора». Для участия в кураторской школе были отобраны

18 слушателей со всей России, в том числе 4 слушателя из Бурятии. В рамках школы начинающие и профессиональные кураторы, исследователи, художники и музейные работники обменивались знанием и опытом, знакомились с актуальными проблемами и изменениями в современном обществе и культуре. Было очевидно, насколько большой интерес вызывают мероприятия школы у бурятских участников и насколько полезны они для восполнения их знаний о процессах и тенденциях в современном мировом изобразительном искусстве.

Практически те же цели преследовал Межрегиональный фестиваль деревянной скульптуры «Деревянный симпозиум "Генезис"», который проводился в 2020 году. Актуальной по-прежнему оставалась задача формирования творческого сообщества деятелей современного искусства и образования, инициирования первых опытов по созданию концептуальных работ в духе современного авангарда. В ходе работы симпозиума художниками было создано 9 арт-объектов из традиционного для региона материала — дерева. А уже в следующем году, с мая по сентябрь 2021 года, была проведена вторая школа арт-проектов «Генезис». Курировала оба проекта искусствовед Н. Абзаева. Площадкой для междисциплинарных художественных проектов, нацеленных на поиск и выстраивание новых взаимосвязей традиции и современности, человека и природы, выступил Этнографический музей народов Забайкалья (Улан-Удэ).

В отличие от вышеупомянутых арт-проектов «Генезисы» пытались проследить, как творческое сообщество республики влияет на трансформацию художественных вкусов, предпочтений и даже

мышления своих зрителей. Были актуализированы такие важные проблемы, как переосмысление традиционного национального искусства, локальной идентичности, поиск и разработка новых подходов к созданию произведений искусства. В обоих «Генезисах» были предусмотрены образовательная и творческая части. Первая особенно актуальна — в регионе остро ощущается нехватка возможностей по изучению актуального современного искусства. Поэтому онлайн-лекторий в рамках проекта трудно переоценить. К чтению лекций были привлечены преподаватели и художники, известные специалисты в области современного искусства. В 2020 г. проведено 10 лекций, в 2021 - 26. Было организовано сотрудничество с образовательными платформами (в 2020 г.— Среда обучения (Москва), в 2021 г.— Среда обучения (Москва), Школа Родченко (Москва), Мастера Академии (Санкт-Петербург)). Также для более глубокого изучения и исследования местного контента привлекались ученые, преподаватели, специалисты в области культуры и искусства Бурятии.

Образовательная часть обязательно сопровождалась практическим воплощением творческих идей участников мероприятия. Если в первом «Генезисе» материал был традиционен и хорошо знаком мастерам, а его арт-объекты были вписаны в ландшафт музея, то во втором проекте превалировало экспериментальное творчество, а зона его реализации не была ограничена определенным пространством и включала презентационные возможности интернета. Для первого проекта были подготовлены музыкальное произведение и перформанс опытными специалистами (профессиональные режиссер и композитор), во втором — пластический опыт — это проект участника

2. Выставка «Сулдэ-11».

2021.

Национальный музей Республики Бурятия

3. Выставка «Сулдэ-11».

2021.

Национальный музей Республики Бурятия

ART OF THE ^ Eurasia

XX-XXI CENTURIES N*4 <23>2021

4. З. Доржиев. Lady of Energy.

2019.

Конструкция — алюминий, пластик, сталь. 3,5 х 3 х 1,5 м. Фото: Национальный музей Республики Бурятия

5. З. Доржиев. Всадник.

2019.

Пластик, роспись акриловыми красками. Венецианская биеннале, май 2019. Фото: Галерея «Ханхалаев», Москва

Школы. Таким образом, от первых шагов теоретического обучения и ориентации на художественный опыт профессиональных мастеров «Генезис» перешел к знаниям, эксперименту и творчеству молодых авторов. В результате за два года организованной работы сформировалось небольшое сообщество, которое активно живет, общается, обменивается опытом, практиками.

Также в контексте развития современного искусства в Улан-Удэ открылись два новых арт-про-странства. 26 февраля 2021 г. начал свою работу первый Центр развития культуры и современного искусства «Залуу» («Залуу» в переводе с бурятского — «молодость»). Это автономная некоммерческая организация, созданная при государственном участии. В основе концепции центра лежит задача по выявлению и поддержке молодых талантов в области художественного искусства, а также поддержке творческих инициатив художников и кураторов. Для этого центр стремится создать условия для развития среды современного искусства, включая возможности для публичного высказывания своих мнений, суждений всех неравнодушных.

Первым выставочным проектом центра стала выставка «Сагаан саг» (в переводе с бурятского — «Белое время»). По словам куратора Н. Абзаевой, «название выставки символизирует белый лист. Вдохновение этой выставки — это чистый лист,

с которого художники начинают размышлять о том, что такое современное искусство». Здесь показали свои произведения 12 молодых авторов: Ю. Сюй, М. Бикурина, А. Супонина, А. Лыгденова, К. Пронина, Ю. Раднэ, Д. Кантакова, А. Баклашова, А. Сонг, А. Ринчинэ, М. Озонова, И. Канзычаков. Причем «в проекте авторы использовали различные способы репрезентации работ — от свободных пер-формансов до видеоинсталляций» [4].

Таким образом, сегодня центр современного искусства «Залуу» — это пространство, в котором молодые художники могут реализовывать свои творческие проекты и где создана возможность «поэкспериментировать и синтезировать разные виды искусства, создавать авторские интерпретации и высказывания, которые лежат на пересечении уличного танца, живописи, музыки, театра и перформативных практик» [4].

Еще одно свидетельство продвижения творческих притязаний молодежи г. Улан-Удэ — это открытие интересного арт-пространства (независимый частный проект) на пустующих площадях республиканской типографии. Так, 20-21 сентября 2019 года на ее дворовой территории во второй раз в Бурятии проходил международный фестиваль графического дизайна «Типомания-2019 в Улан-Удэ». Важной миссией фестиваля в Улан-Удэ была популяризация творческих индустрий, креативных видов досуга для молодежи и школьников.

6. Выставка «Сагаан саг» в Центре развития культуры и современного искусства «Залуу». Улан-Удэ, 2021. Фото: Национальный музей Республики Бурятия

В двухдневной программе фестиваля прошли детский игровой проект «ШУМ», плакатные, книжные и каллиграфические выставки, лекции, мастер-классы и т.д. [7].

О том, что этот частный проект был вполне удачным, востребованным, говорит и тот факт, что там с 9 июня по 15 августа этого года в рамках мероприятия «Дни Венгрии в Бурятии» прошла выставка работ известного венгерского художника Иштвана Ороса «Иллюзия в графике и плакате».

16 сентября 2021 года Национальный музей Республики Бурятия открыл первый межрегиональный специальный арт-проект «Художники — Бурятии», посвященный празднованию 100-летия Республики Бурятия. Основная его цель — «познакомить жителей республики с творчеством наших земляков, живущих и работающих за пределами Бурятии, но прославляющих в своих произведениях самобытную историю, традиции и культуру родного края. На выставочной площадке Художественного музея имени Ц.С. Сампилова представили свои произведения как хорошо известные широкой публике имена, такие как Д. Намдаков, В. Буха-ев, Б. Дугаржапов, З. Доржиев, Ж. Баясхаланов, С. Фалькин, Е. Зонхоева, С. Намдыков, И. Итыги-лов, так и молодые художники, чьи имена мало

известны в республике — А. Ишигенов, М. Макушкин, В. Эрдынеев, Ч. Базаров, В. Липатова и Э. Балдано. Всего в проекте приняли участие 19 художников из Москвы, Санкт-Петербурга и Томска» [6].

Проект включал в себя проведение выставки, издание полного каталога работ художников — участников проекта, а также на организованной дискуссионной площадке вновь была поднята тема о современном искусстве — «Актуальные проблемы современного изобразительного искусства Бурятии» — художники, искусствоведы и музейные сотрудники обсуждали основные проблемы и пути развития бурятского изобразительного искусства [9].

Примечательно, что в рамках выставки также прошла акция «Впиши свое имя в историю», в ходе которой каждый художник-участник передал в дар свою работу музею в честь 100-летнего юбилея Республики Бурятия, которое будет отмечаться в 2023 году.

Таким образом, мы видим, что в изобразительном искусстве Бурятии сегодня происходят активные процессы: с одной стороны, появляются новые институции (например, Центр современного искусства и арт-пространство «Типография»), с другой стороны, Национальный музей Республики Бурятия в лице Художественного центра

7. Международный фестиваль графического дизайна

«Типомания-2019 в Улан-Удэ».

Фото: Национальный музей Республики Бурятия

8. Международный фестиваль графического дизайна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Типомания-2019 в Улан-Удэ».

Фото: Национальный музей Республики Бурятия

ART OF THE ^ Eurasia

XX-XXI CENTURIES №4 <23)2021

имени Ц. Сампилова создает новые проекты, поддерживающие молодых художников.

В заключение подчеркнем, что несмотря на то, что в Бурятии открываются современные арт-про-странства, необходима поддержка государственных музеев, так как ведущую роль в продвижении произведений изобразительного искусства и художников играют именно они. Именно в музеях работы художников становятся музейными предметами — «культурными ценностями, имеющими значение для истории и культуры государства и обладающими особыми признаками, которые делают необходимыми для общества их сохранение, изучение и публичное представление» [8, с. 3].

9. Межрегиональный арт-проект «Художники — Бурятии», посвященный празднованию 100-летия Республики Бурятия.

Улан-Удэ, 2021. Фото: Национальный музей Республики Бурятия

10. Межрегиональный арт-проект «Художники — Бурятии», посвященный празднованию 100-летия Республики Бурятия.

Улан-Удэ, 2021. Фото: Национальный музей Республики Бурятия

The Art of Eurasia

№4 (23) 2021

C\J

C\J

s

ОС

к s

I

со m

со i CD J

Q.

CD

О О С

л ^

s с

о IZ

Литература

1. Бороноева Т.А. Национальный музей Республики Бурятия как ресурс региональной креативной экономики // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2021. № 3. С. 19-25.

2. Бороноева Т.А., Бальжурова А.Ж. Международные и межрегиональные выставочные проекты Национального музея Республики Бурятия как опыт интеграции // Культурное пространство России и Монголии: опыт и перспективы сотрудничества в трансграничных территориях: Материалы VIII Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е.Ю. Перова. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2019. С. 376-386.

3. Бороноева Т.А., Гомбоев Б.Ц. Роль Национального музея Республики Бурятия в развитии музейного дела и туристической отрасли // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. № 12 (1). С. 88-102.

4. В Улан-Удэ открылся центр современного искусства «Залуу» // Номер один. 2021. 01 марта. URL: https://gazeta-n1.ru/news/culture/96032/ (дата обращения 07.10.2021).

5. Проект межрегионального взаимодействия в области современного искусства NEMOSKVA // Проект межрегионального взаимодействия в области современного искусства NEMOSKVA [сайт]. URL: https://nemoskva.art/about_2018

(дата обращения 07.10.2021).

6. Специальный арт-проект «Художники - Бурятии» // Сайт Министерства культуры Республики Бурятия. 2021. 25 августа. URL: https://minkultrb.ru/news/news/23403-spetsialnyy-art-proekt-khudozhniki-buryatii/ (дата обращения 07.10.2021).

о 7. Типомания в Улан-Удэ // Московский международный фестиваль Typomania [сайт]. URL: https://uu.typomania.ru/

(дата обращения 07.10.2021).

8. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 4 июня (№ 104). -о 9. Художники - Бурятии. Первый специальный арт-проект к 100-летию Республики Бурятия. Живопись, графика, скульптура,

® декоративно-прикладное искусство, инсталляция, цифровое искусство. Альбом-каталог выставки / сост. Т.Х. Базарова.

'> Улан-Удэ: Национальный музей Республики Бурятия, 2021. 96 с.

References

1. Boronoeva T.A. Natsional'nyy muzey Respubliki Buryatiya kak resurs regional'noy kreativnoy ekonomiki [National Museum of the

^ Republic of Buryatia as a resource of the regional creative economy]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika

i menedzhment — Bulletin of the Buryat State University. Economics and Management, 2021, No. 3, pp. 19-25. (In Russian).

2. Boronoeva T.A., Balzhurova A.Zh. Mezhdunarodnyye i mezhregional'nyye vystavochnyye proyekty Natsional'nogo muzeya Respubliki Buryatiya kak opyt integratsii [International and interregional exhibition projects of the National Museum of the Republic of Buryatia

cd as an experience of integration]. Perova Ye.Yu. (ed.). Kul'turnoye prostranstvo Rossii i Mongolii: opyt i perspektivy sotrudnichestva

v transgranichnykh territoriyakh [Cultural space of Russia and Mongolia: experience and prospects for cooperation in cross-border areas:

^ Proceedings of Conference]. Ulan-Ude, East Siberian State Institute of Culture, 2019, pp. 376-386. (In Russian).

3. Boronoeva T.A., Gomboev B.Ts. Rol' Natsional'nogo muzeya Respubliki Buryatiya v razvitii muzeynogo dela i turisticheskoy otrasli [The role of the National Museum of the Republic of Buryatia in the development of the museum business and the tourism industry]. Sovremennyye problemy servisa i turizma — Modern problems of service and tourism, 2018, No. 12 (1), pp. 88-102. (In Russian).

4. V Ulan-Ude otkrylsya tsentr sovremennogo iskusstva "Zaluu" [Zaluu Center for Contemporary Art Opened in Ulan-Ude]. Nomer odin % — Number One, 2021, March 01. Available at: https://gazeta-n1 .ru/news/culture/96032/ (accessed: 10.07.2021). (In Russian).

о 5. Proyekt mezhregional'nogo vzaimodeystviya v oblasti sovremennogo iskusstva NEMOSKVA [NEMOSKVA project of interregional

interaction in the field of contemporary art] // NEMOSKVA project of interregional interaction in the field of contemporary art [website]. Available at: https://nemoskva.art/about_2018 (accessed: 07.10.2021). (In Russian). сч т^ 6. Spetsial'nyy art-proyekt "Khudozhniki - Buryatii" [Special art project "Artists to Buryatia"]. Website of the Ministry of Culture

of the Republic of Buryatia, 25.08.2021. Available at: https://minkultrb.ru/news/news/23403-spetsialnyy-art-proekt-khudozhniki-buryatii/ о CN (accessed: 07.10.2021). (In Russian).

7. Tipomaniya v Ulan-Ude [Typomania in Ulan-Ude]. Moscow International Festival Typomania [website]. со Available at: https://uu.typomania.ru/ (accessed: 07.10.2021). (In Russian).

Ф 8. Federal Law of 26.05.1996 No. 54-FZ "On the Museum Fund of the Russian Federation and Museums in the Russian Federation".

" _cd Rossiyskaya gazeta — Rossiyskaya Gazeta, 1996, June 4 (No. 104). (In Russian).

_ ^ 9. Bazarov T.Kh. (comp.). Khudozhniki - Buryatii. Pervyy spetsial'nyy art-proyekt k 100-letiyu Respubliki Buryatiya [Artists to Buryatia.

-§ о The first special art project dedicated to the 100th anniversary of the Republic of Buryatia. Painting, graphics, sculpture, arts and crafts,

со ^ installation, digital art. Exhibition catalog]. Ulan-Ude, National Museum of the Republic of Buryatia, 2021. 96 p. (In Russian).

| ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Бороноева Татьяна Анатольевна — кандидат искусствоведения, директор,

* л Национальный музей Республики Бурятия, г. Улан-Удэ, Российская Федерация. Заслуженный деятель

cd е^ искусств Республики Бурятия, почетный член Российской академии художеств, [email protected]

ср ю

m ^

л ^

| л of the Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Russian Federation. Honored Artist of the Republic of Buryatia, Honorary

н i Member of the Russian Academy of Arts, [email protected]

о о. n n

ABOUT AUTHOR: Boronoeva Tatyana Anatolyevna — Cand. Sc. (Art History), Director, National Museum

Для цитирования

For citation:

Бороноева Т.А. Роль музеев в современном художественном процессе Бурятии // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 4 (23). С. 32-41. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.003. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/802

Boronoeva T.A. The role of museums in the modern artistic process of Buryatia. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2021, No. 4 (23), pp. 32-41. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.003. Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/802 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.