Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ'

РОЛЬ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ / РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ющенко Наталья Сергеевна

В статье отмечается, что с развитием информационных технологий и интернет-ресурсов способы получения знаний и методика обучения претерпели серьезные изменения, повлиявшие на систему образования. Применение музыкально-компьютерных технологий имеет целью усилить интерес студентов к дисциплинам, повысить эффективность методов обучения и обеспечить всестороннее развитие личности. Мультимедийные технологии, используемые в процессе подготовки эстрадных вокалистов, предполагают разные режимы обучения посредством видео- и аудиоконтента, иллюстрированных пособий, интерактивных программ, проблемных и практических заданий, которые повышают мотивацию и самостоятельность обучения, эффективность педагогических подходов, а также развивают творческие способности студентов. Делается вывод о том, что использование мультимедийных технологий и электронных образовательных ресурсов в процессе обучения эстрадному пению ведет к цифровизации вокального образования, преимущества которого рассматриваются в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ющенко Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN TEACHING POP VOCALS

The study emphasizes that with the development of information technologies and Internet resources, the methods of acquiring knowledge and teaching methods have undergone major changes that have affected the education system. The use of music and computer technologies is aimed at enhancing students' interest in disciplines, increasing the effectiveness of teaching methods and ensuring the all-round personality development. The multimedia technologies used in the process of training pop vocalists imply different modes of learning through video and audio content, illustrated manuals, interactive programs, problem-based and practical tasks that increase the motivation and independence of learning, the effectiveness of pedagogical approaches, and also develop students' creative abilities. It is concluded that the combination of multimedia technologies and electronic educational resources in the process of teaching pop singing leads to the digitalization of vocal education, the advantages of which are discussed in this article.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 10. С. 92-95. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 10. P. 92-95.

Научная статья УДК 37:784

https://doi.org/10.24158/spp.2021.10.15

Роль мультимедийных технологий в обучении эстрадному вокалу Наталья Сергеевна Ющенко

Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, n.yushenko@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-8911-5765

Аннотация. В статье отмечается, что с развитием информационных технологий и интернет-ресурсов способы получения знаний и методика обучения претерпели серьезные изменения, повлиявшие на систему образования. Применение музыкально-компьютерных технологий имеет целью усилить интерес студентов к дисциплинам, повысить эффективность методов обучения и обеспечить всестороннее развитие личности. Мультимедийные технологии, используемые в процессе подготовки эстрадных вокалистов, предполагают разные режимы обучения посредством видео- и аудиоконтента, иллюстрированных пособий, интерактивных программ, проблемных и практических заданий, которые повышают мотивацию и самостоятельность обучения, эффективность педагогических подходов, а также развивают творческие способности студентов. Делается вывод о том, что использование мультимедийных технологий и электронных образовательных ресурсов в процессе обучения эстрадному пению ведет к цифровизации вокального образования, преимущества которого рассматриваются в данной статье.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, музыкально-компьютерные технологии, электронные образовательные ресурсы, эстрадный вокал, методика обучения, цифровизация образования, обучение пению, режим обучения

Для цитирования: Ющенко Н.С. Роль мультимедийных технологий в обучении эстрадному вокалу // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 10. С. 92-95. https://doi.org/10.24158/spp.2021.10.15.

Original article

The role of multimedia technologies in teaching pop vocals Natalia S. Yushchenko

Russian State Social University, Moscow, Russia, n.yushenko@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-8911-5765

Abstract. The study emphasizes that with the development of information technologies and Internet resources, the methods of acquiring knowledge and teaching methods have undergone major changes that have affected the education system. The use of music and computer technologies is aimed at enhancing students' interest in disciplines, increasing the effectiveness of teaching methods and ensuring the all-round personality development. The multimedia technologies used in the process of training pop vocalists imply different modes of learning through video and audio content, illustrated manuals, interactive programs, problem-based and practical tasks that increase the motivation and independence of learning, the effectiveness of pedagogical approaches, and also develop students' creative abilities. It is concluded that the combination of multimedia technologies and electronic educational resources in the process of teaching pop singing leads to the digitalization of vocal education, the advantages of which are discussed in this article.

Keywords: multimedia technologies, musical and computer technologies, electronic educational resources, pop vocals, teaching methods, digitalization of education, teaching singing, training mode

For citation: Yushchenko N.S. The role of multimedia technologies in teaching pop vocals // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 10. P. 92-95. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.10.15.

Эстрадное вокально-исполнительское искусство требует профессионального мастерства исполнителей. Эффективные методы обучения эстрадному пению способны сформировать на высоком уровне не только профессиональные исполнительские навыки и индивидуальный стиль, но и развить эмоциональную сферу певца, научить его чувствовать себя комфортно в процессе пения и уверенно двигаться на сцене, выразительно исполнять музыку.

Информационные технологии способствуют оптимизации отношений между участниками образовательного процесса, играя при этом, помимо коммуникативной, еще и аккумулирующую

© Ющенко Н.С., 2021

роль: они позволяют объединить и хранить в цифровом формате колоссальные объемы информации - тексты, иллюстрации, аудио- и видеофайлы. Эта возможность обусловила методическое обоснование и актуальность широкого применения мультимедийных технологий именно в обучении эстрадному вокалу. Однако при всей очевидной пользе их применения в научной литературе осталась нерешенной задача выявления преимуществ использования мультимедийных технологий в обучении эстрадному пению.

Целью данного исследования является определение преимуществ использования данных технологий при подготовке эстрадных вокалистов в контексте специфики процесса обучения певцов. Для достижения цели был проведен теоретический анализ специфики обучения эстрадных вокалистов и возможностей мультимедиа, а также эмпирически оценена эффективность применения мультимедийных технологий в обучении эстрадному пению.

Значимость исследования связана с расширением имеющихся представлений об эффективности и способах применения мультимедийных технологий в обучении именно эстрадных вокалистов, выявлении возможностей использования и определении перспектив внедрения в педагогическую практику рассматриваемых образовательных технологий.

Преимущества мультимедийных технологий получили в работе научное обоснование, поскольку определена взаимосвязь возможностей мультимедиа и формирования необходимых для эстрадного вокалиста навыков и способностей.

Новизна разработки проблемы цифровизации музыкального образования заключается в том, что в работе экспериментально определены преимущества применения мультимедиа, выявлены механизмы, определяющие эффективность их использования именно в обучении вокалистов-эстрадников.

Несмотря на актуальность проблемы, степень ее разработанности в отечественной науке невысока. Исследования ученых в основном посвящены организационно-педагогическим условиям применения мультимедиатехнологий [1], специфике их использования в процессе обучения музыкальному творчеству в целом [2] и пению в частности [3].

Исследователи выделяют следующие возможности использования отдельных групп программ в контексте обучения эстрадному вокалу:

- звуковые редакторы позволяют записывать, редактировать и обрабатывать звуковую информацию, конструировать аудиоматериал, выполнять обработку готовых фонограмм с помощью инструментов программы, различных звуковых эффектов и т. п. [4];

- программы-автоаранжировщики помогают создавать элементарное сопровождение к песням путем автоматизированной гармонизации мелодии;

- программы-секвенсоры позволяют выполнять профессиональные аранжировки композиций, мастеринг [б];

- программы для караоке (караоке-плееры) выступают средством активизации познавательного интереса на занятиях по эстрадному вокалу, позволяют выполнять транспонирование, менять темп музыкальных произведений для создания комфортных условий пения [6];

- учебные музыкальные компьютерные программы (УМКП) позволяют углубить знания музыкально-теоретического материала, развивать музыкальный слух, память, формировать специальные навыки, углублять знания музыкальной литературы и т. п. [7].

Е.О. Моисеев [8] предлагает специальное программное обеспечение для работы с музыкальной информацией: для набора нотного материала (Sibelius, Finale, Encore); для записи и редактирования звука (Adobe Audition, Sound Forge, Wave Editors, Audacity); автоматического аранжировки (Band-in-a-Box); музыкальных секвенсоров (FL Studio, Steinberg Cubase); программы для караоке (караоке-плееры); учебные музыкальные компьютерные программы (музыкально-теоретические курсы, музыкальные игры, мультимедийные пособия для изучения профессиональных дисциплин и т. д.). Л.Б. Лагода [9] отмечает, что мультимедийный продукт на занятиях сольфеджио может быть представлен в виде презентаций, видеохрестоматий, энциклопедий, справочников, электронных учебников, учебных пособий, тренажеров, средств тестирования, викторин и т. п.

В ходе исследования нами проведен теоретический анализ научной литературы, посвященной процессу обучения вокалистов в целом и применения в образовательном процессе электронных ресурсов.

Эмпирическое исследование базировалось на анализе результатов обучения вокалистов на основе традиционных, объяснительно-демонстративных методов и мультимедийных технологий, оценке эффективности их применения. В исследовании принимали участие 162 студента факультета искусств Российского государственного социального университета (РГСУ).

Цель эмпирического исследования заключалась в определении эффективности применения мультимедийных технологий в процессе обучения эстрадному вокалу в соответствии с разработанной нами критериально-показательной системой оценивания вокальных способностей.

Были обоснованы следующие критерии развития вокальных способностей: компетент-ностно-операционный и оценочно-результативный. Соотношение критериев и показателей указанного феномена отображено в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии и показатели развития вокальных способностей

Критерии Показатели

Компетентностно-операционный Степень понимания специфики певческой осанки; мера владения певческим дыханием, звукообразованием, дикцией, чистота интонации; художественно-исполнительские умения

Оценочно-результативный Уровень сформированности приобретенных умений диагностирования певческого процесса

Для выявления уровня сформированности владения вокально-техническими и художественно-исполнительскими навыками нами разработаны четыре категории певческих заданий:

1) для определения наличия у студентов певческого постановления и способности владения певческим дыханием;

2) для выявления навыков звукообразования, которые формируют правильный, красивый

звук;

3) для выявления четкости дикции и артикуляции во время пения;

4) для выявления художественно-исполнительских навыков (интонирование, ритмичность, динамическая палитра в исполнении, тембр и дикция, умение передать художественный образ произведения).

Для установления уровней сформированности оценочно-результативного критерия проводились опрос и наблюдение.

Основными компонентами мультимедиа, используемыми на формирующем этапе исследования, стали: звуковые редакторы, программы-автоаранжировщики, программы-секвенсоры, программы для караоке (караоке-плееры), УМКП.

Опытно-экспериментальная работа проведена в соответствующей последовательности, взаимосвязанности и взаимозависимости всех этапов исследования, на каждом из которых применялись соответствующие методы.

Для выявления состояния сформированности вокальных способностей проводился констатирующий этап педагогического эксперимента. Уровни сформированности вокальных способностей по результатам констатирующего этапа эксперимента отражены в таблице 2.

Таблица 2 - Уровни сформированности вокальных способностей по результатам констатирующего этапа эксперимента_

Показатели Низкий Средний Высокий

Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %

Компетентностно-операционный 28 17,3 68 42,0 66 40,7

Оценочно-результативный 38 23,5 69 42,6 55 33,9

Обобщенный показатель 33 20,4 68,5 42,3 60,5 37,3

По результатам констатирующего этапа эксперимента было осуществлено распределение студентов на две группы - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Студенты ЭГ (81 человек) обучались эстрадному вокалу с использованием мультимедийных технологий, студенты КГ (81 человек) обучались по традиционной методике.

После завершения формирующего этапа педагогического эксперимента для выявления динамики сформированности вокальных способностей был осуществлен контрольный срез в обеих группах, позволивший получить количественное выражение качественных изменений состояния сформированности вокальных способностей, которые произошли под влиянием использования мультимедиа. Сравнительные результаты уровней сформированности вокальных способностей в ЭГ и КГ представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Уровни сформированности вокальных способностей по результатам заключительного контрольного среза_

Критерии Уровни

Низкий Средний Высокий

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %

Компетентностно-операционный 2 2,5 11 13,6 35 43,2 36 44,4 44 54,3 34 42,0

Оценочно-результативный 7 8,6 23 28,4 32 39,5 35 43,2 42 51,9 23 28,4

Обобщенный показатель 4,5 5,6 17 21,0 33,5 41,4 35,5 43,8 43 53,1 28,5 35,2

Анализ результатов исследования показал, что у студентов ЭГ выявлена положительная динамика состояния сформированности вокальных способностей. В частности, качественные изменения зафиксированы во владении вокально-техническими навыками (певческая осанка, певческое дыхание, звукообразование, дикция, интонация) и художественно-исполнительскими навыками. Эти позитивные изменения свидетельствуют о расширении вокальных возможностей и исполнительских умений. У студентов ЭГ выявлена определенная сформированность умений оценить свое пение и пение других, в частности вокально-технические и художественно-исполнительские навыки, обнаружено более сильное, по сравнению с КГ, умение убедительно передавать художественный образ во время исполнения.

В Эг количество респондентов с высоким уровнем сформированности вокальных способностей увеличилось на 13,6 %; процент респондентов с низким уровнем сформированности вокальных способностей снизился на 14,8 %. У студентов КГ позитивные изменения значительно менее выражены по сравнению с ЭГ. Исходя из этого, можно заключить, что преимуществом использования мультимедийных технологий в процессе обучения эстрадному вокалу является повышение эффективности формирования вокальных способностей обучающихся.

Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о том, что использование мультимедийных технологий в преподавании эстрадного вокала является эффективным современным средством обучения. Они имеют широкие возможности, направленные на выполнение задач обучения вокалу, помогают реализовать ряд дидактических задач, оптимизировать процесс получения музыкального образования.

Список источников:

1. Ветлугина Н.О. Организационно-педагогические условия применения мультимедиа технологий в повышении эффективности подготовки бакалавров профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2016. 181 с.; Pereverzeva M.V., Sumser J. Advantages of digitalization of art education // Economic and social development: book of proceedings. Moscow, 2020. P. 333-339.

2. Пучков С.В. Музыкальные компьютерные технологии как новый инструментарий современного творчества: дис. ... канд. иск. СПб, 2002. 268 с.; Pereverzeva M.V. The prospects of applying artificial intelligence in musical composition // Music Scholarship. 2021. Iss. 1. P. 8-16. https://doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1008-016.

3. Плаксеева О.Н. Компьютерные технологии в процессе обучения музыке: на примере вокальной подготовки студентов педагогического факультета: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 193 с.

4. Xu Zh., Liu Y. Special issue on "Multi-modal information learning and analytics of cross-media big data" // Expert Systems. 2019. Vol. 36, iss. 5. P. 44-51. https://doi.org/10.1111/exsy.12446.

5. Pereverzeva M.V., Sumser J. Op. cit.

6. Плаксеева О.Н. Указ. соч.

7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования // Педагогика и психология, культура и искусство. Казань, 2013. С. 7-12.

8. Моисеев Е.О. Информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии в музыкальном искусстве эстрады: педагогический аспект // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7, № 4. С. 158-175. https://doi. org/10.31862/2309-1428-2019-7-4-158-175.

9. Лагода Л.Б. Создание мультимедийных продуктов как средство повышения эффективности музыкальной подготовки студентов колледжа // Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства. Сургут, 2013. С. 366-370.

Информация об авторе Н.С. Ющенко - кандидат педагогических наук, доцент факультета искусств, директор Дома культуры Российского государственного социального университета, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=510772.

Information about the author N.S. Yushchenko - PhD in Education Science, Associate Professor, Faculty of Arts, Director of the House of Culture, Russian State Social University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=510772.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.08.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.10.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 21.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.