Научная статья на тему 'РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ АДАПТИВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ОПТИМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОТИВОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова Галина Васильевна, Москалец Лариса Евгеньевна

Введение. Актуальность статьи заключается в том, что в анализе перспектив трудоустройства выпускников технических вузов мощным фактором повышения их конкурентоспособности на рынке труда рассматривается иноязычная компетенция. В статье приводятся аргументы в пользу модели профессионально ориентированного обучения иностранному языку, учитывающей профессиональные и языковые потребности специалистов технического профиля. Цель статьи заключается в анализе проблематики мотивации при изучении иностранных языков в техническом вузе и обосновании необходимости разработки определенных мер, побуждающих мотивацию студентов. Материал и методы. В педагогике существуют различные подходы к пониманию сущности, природы и структуры мотивации. Методы изучения и сформулированные трактовки понятия «мотивация» широко варьируются. В данной статье анализируются педагогические подходы, согласно которым мотивация, активно вовлекая студентов технического вуза в учебный процесс, способствует формированию у них иноязычной компетенции. Результаты и обсуждение. Опираясь на многолетний опыт работы в техническом вузе, авторы сформулировали основные условия, способствующие формированию мотивации в процессе обучения иностранному языку. Одним из условий повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка авторы называют актуальное направление в образовательной деятельности технических вузов - профессионально ориентированное обучение, позволяющее посредством своего содержательного наполнения знакомить будущего инженера с его будущей специальностью. Другим условием повышения уровня мотивации при обучении иностранным языкам в техническом вузе авторы называют использование его потенциала в воспитательном процессе. В данном случае учитывается специфика иноязычного обучения, его диалогичность и межличностное взаимодействие, позволяющие актуализировать творческий потенциал студентов, их личностные и социально-культурные характеристики. Заключение. В статье показано, что профессиональное становление будущего инженера, расширение его социокультурных, познавательных и информативных горизонтов во многом связано с его иноязычной компетенцией. Авторы призывают преподавателей технических вузов расширить комплекс мер, направленных на повышение мотивационного уровня студентов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевцова Галина Васильевна, Москалец Лариса Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MOTIVATION IN THE PROFESSIONAL FOCUSED FOREIGN LANGUAGE TRAINING IN A TECHNICAL UNIVERSITY

Introduction. The article provides a brief overview of the employment prospects of the technical universities graduates and describes one of the most urgent issues of modern Russian society which is the problem of successful employment of university graduates and optimal realization of their professional and personal potential. The realities of the modern Russian labor market are uncertain, so many university graduates do not have the opportunity to find a job in their specialty, to find a worthy application of the professional knowledge gained at the university. Aim and objectives. The aim of the article is to analyze the problems of motivation in foreign languages learning in the technical university and justify the need to develop certain measures to encourage motivation of students. Material and methods. In pedagogy and psychology, there are different approaches to understanding the essence, nature and structure of motivation. The methods of study and formulated interpretations of the concept “motivation” vary widely. In this article we analyzed pedagogical approaches, according to which motivation, actively involving students of technical higher education institution in the learning process, contributes to the formation of their foreign language competence. Results and discussion. As a result, the problem of creating certain conditions aimed at the increasing of the university graduates' adaptability at the labor market is raised. This adaptability is based on the obtaining of additional knowledge and competencies. One of the ways to increase the competitiveness of the university graduates at the labor market is foreign language competence which is the complex of knowledge and skills that allows a university graduate to use a foreign language effectively both in professional activities and in social life. Moreover, foreign language competence is regarded today as an integral part of the general professional competence of a technical specialist. In order to obtain the optimal level of foreign language competence the authors recommend using the professional focused foreign language model which takes into account professional and language needs of technical specialists. The successful realization of professionally-focused foreign language education claims for a certain system of motivation, especially at technical universities, whose students have low motivation to study the foreign language due to the technical style of thinking and underestimation of the importance and value of foreign language knowledge in the future professional functioning. That is why the important pedagogical task is to motivate students to consciously perceive and learn a foreign language. Conclusion. Analyzing the general problems of motivation in the educational process, the authors generalize the pedagogical experience of the Faculty of Foreign Languages at the Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI). The article shows that professional development of future engineers, expansion of their socio-cultural, cognitive and informative horizons, are largely associated with the foreign language competence. The authors call for the technical universities teachers to expand the measures aimed at increasing the motivational level of students in the process of learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2 (220). С. 116-124. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2022, vol. 2 (220), pp. 116-124.

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

УДК 372.881.111.1

https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-116-124

РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Галина Васильевна Шевцова1, Лариса Евгеньевна Москалец2

1 2 Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Новочеркасск

1 linna63@mail.ru

2 lina_ga@rambler.ru

Аннотация

Введение. Актуальность статьи заключается в том, что в анализе перспектив трудоустройства выпускников технических вузов мощным фактором повышения их конкурентоспособности на рынке труда рассматривается иноязычная компетенция. В статье приводятся аргументы в пользу модели профессионально ориентированного обучения иностранному языку, учитывающей профессиональные и языковые потребности специалистов технического профиля.

Цель статьи заключается в анализе проблематики мотивации при изучении иностранных языков в техническом вузе и обосновании необходимости разработки определенных мер, побуждающих мотивацию студентов.

Материал и методы. В педагогике существуют различные подходы к пониманию сущности, природы и структуры мотивации. Методы изучения и сформулированные трактовки понятия «мотивация» широко варьируются. В данной статье анализируются педагогические подходы, согласно которым мотивация, активно вовлекая студентов технического вуза в учебный процесс, способствует формированию у них иноязычной компетенции.

Результаты и обсуждение. Опираясь на многолетний опыт работы в техническом вузе, авторы сформулировали основные условия, способствующие формированию мотивации в процессе обучения иностранному языку. Одним из условий повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка авторы называют актуальное направление в образовательной деятельности технических вузов - профессионально ориентированное обучение, позволяющее посредством своего содержательного наполнения знакомить будущего инженера с его будущей специальностью.

Другим условием повышения уровня мотивации при обучении иностранным языкам в техническом вузе авторы называют использование его потенциала в воспитательном процессе. В данном случае учитывается специфика иноязычного обучения, его диалогичность и межличностное взаимодействие, позволяющие актуализировать творческий потенциал студентов, их личностные и социально-культурные характеристики.

Заключение. В статье показано, что профессиональное становление будущего инженера, расширение его социокультурных, познавательных и информативных горизонтов во многом связано с его иноязычной компетенцией. Авторы призывают преподавателей технических вузов расширить комплекс мер, направленных на повышение мотивационного уровня студентов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе.

Ключевые слова: повышение адаптивности выпускников вузов, иноязычная компетентность, мотивация изучения иностранного языка, оптимальная организация учебного процесса, развитие познавательных и профессиональных мотивов, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, воспитательный потенциал иностранного языка

Для цитирования: Шевцова Г В., Москалец Л. Е. Роль мотивации при обучении профессионально ориентированному иностранному языку в техническом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2 (220). С. 116-124. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-116-124

© Г В. Шевцова, Л. Е. Москалец, 2022

FOREIGN LANGUAGE TRAINING

THE ROLE OF MOTIVATION IN THE PROFESSIONAL FOCUSED FOREIGN LANGUAGE TRAINING IN A TECHNICAL UNIVERSITY

Galina V. Shevtsova1, Larisa E. Moskalets2

1 2 Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russian Federation

1 linna63@mail.ru

2 lina_ga@rambler.ru

Abstract

Introduction. The article provides a brief overview of the employment prospects of the technical universities graduates and describes one of the most urgent issues of modern Russian society which is the problem of successful employment of university graduates and optimal realization of their professional and personal potential. The realities of the modern Russian labor market are uncertain, so many university graduates do not have the opportunity to find a job in their specialty, to find a worthy application of the professional knowledge gained at the university.

Aim and objectives. The aim of the article is to analyze the problems of motivation in foreign languages learning in the technical university and justify the need to develop certain measures to encourage motivation of students.

Material and methods. In pedagogy and psychology, there are different approaches to understanding the essence, nature and structure of motivation. The methods of study and formulated interpretations of the concept "motivation" vary widely. In this article we analyzed pedagogical approaches, according to which motivation, actively involving students of technical higher education institution in the learning process, contributes to the formation of their foreign language competence.

Results and discussion. As a result, the problem of creating certain conditions aimed at the increasing of the university graduates' adaptability at the labor market is raised. This adaptability is based on the obtaining of additional knowledge and competencies. One of the ways to increase the competitiveness of the university graduates at the labor market is foreign language competence which is the complex of knowledge and skills that allows a university graduate to use a foreign language effectively both in professional activities and in social life. Moreover, foreign language competence is regarded today as an integral part of the general professional competence of a technical specialist. In order to obtain the optimal level of foreign language competence the authors recommend using the professional focused foreign language model which takes into account professional and language needs of technical specialists.

The successful realization of professionally-focused foreign language education claims for a certain system of motivation, especially at technical universities, whose students have low motivation to study the foreign language due to the technical style of thinking and underestimation of the importance and value of foreign language knowledge in the future professional functioning. That is why the important pedagogical task is to motivate students to consciously perceive and learn a foreign language.

Conclusion. Analyzing the general problems of motivation in the educational process, the authors generalize the pedagogical experience of the Faculty of Foreign Languages at the Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI). The article shows that professional development of future engineers, expansion of their socio-cultural, cognitive and informative horizons, are largely associated with the foreign language competence. The authors call for the technical universities teachers to expand the measures aimed at increasing the motivational level of students in the process of learning a foreign language.

Keywords: improving of the adaptability of university graduates, foreign language competence, motivation to learn a foreign language, optimal organization of the educational process, the development of cognitive and professional motives, professional focused foreign language training, the educational potential of a foreign language

For citation: Shevtsova G. V., Moskaletz L. E. Rol' motivatsii pri obuchenii professional'no oriyentirovannomu inostrannomu yazyku v tekhnichekom vuze [The Role of Motivation in the Professional Focused Foreign Language Training in a Technical University]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta - TSPUBulletin, 2022, vol. 2 (220), pp. 116-124 (In Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-116-124

Введение

Одним из наиболее актуальных вопросов современного российского общества является проблематика успешного трудоустройства выпускников вузов, оптимальной реализации их профессиональ-

ного и личностного потенциала. Реалии современного рынка труда в России таковы, что все чаще выпускники вузов не в состоянии трудоустроиться по специальности и найти достойное применение полученным в вузе профессиональным знаниям.

Еще в 2004 г. высказывалось мнение ряда аналитиков, содержащее опасения роста социальной напряженности в стране, обусловленноq обманутыми карьерными ожиданиями молодежи [1] и оттоком молодежи в сферу теневой экономики. В полной мере данное мнение подтверждается непростой ситуацией с трудоустройством нынешних выпускников вузов и еще более острыми перспективами сокращения численности занятых к 2030 г., которое будет особенно заметным среди 20-30-летних [2].

В последние годы структура рынка труда в России характеризуется тенденцией массового трудоустройства выпускников вузов не по полученной специальности. Изучение содержания ряда сайтов по трудоустройству (https://rosrabota.ru/, Ы^:// hh.ru/, https://rabota.ru/, http://hotwork.ru/ и др.) показывает, что в большинстве случаев молодым людям предлагается работать в качестве различного рода менеджеров, агентов, промоутеров, курьеров, кредитных специалистов, продавцов-консультантов и пр. Отдельные данные анкетирований по проблеме молодежной нетрудоустроенности или трудоустроенности не по специальности свидетельствуют о том, что в среднем по окончании вуза по полученной специальности работают 33,3 % от числа опрошенных выпускников, в то время как 66,7 % испытывают определенные затруднения в трудоустройстве согласно полученной специальности [3]. Таким образом, профессиональные знания, полученные за несколько лет обучения в высшем учебном заведении, остаются невостребованными.

Вышесказанное позволяет нам констатировать следующее: в образовательной сфере сегодня как никогда актуальна проблематика создания определенных условий, позволяющих уязвимой в плане трудоустройства молодежи добиться профессионального успеха. Полагаем, что в процессе получения профессионального образования непременно должна учитываться востребованность в повышенной адаптивности выпускников вузов к условиям современного рынка труда и профессий, сформированная в результате получения дополнительных знаний и ряда дополнительных компетенций, востребованных в дальнейшей многогранной и разносторонней профессиональной деятельности.

Много внимания в современной научной публицистике уделяется такому способу повышения адаптивности выпускников вузов, как формирование иноязычной компетенции технического специалиста. Несмотря на устоявшийся многолетний интерес к данной проблематике, ее актуальность не уменьшается. Напротив, чем шире научные, образовательные и профессиональные контакты российских специалистов и предприятий с их зарубежными партнерами, тем более значимым является решение вопроса формирования иноязычной

компетенции студентов и выпускников технических вузов.

Иноязычная компетенция представляет собой комплекс знаний, умений и навыков, позволяющий выпускнику вуза эффективно использовать иностранный язык (ИЯ) как в профессиональной деятельности, так и в социально-бытовой жизни, а также в процессах самообразования и саморазвития. Являясь сегодня неотъемлемым компонентом компетентности специалиста технического профиля, иноязычная компетенция рассматривается также как один из наиболее значимых критериев, определяющих конкурентоспособность и профессиональную успешность выпускников вузов на рынке труда и профессий. В связи с этим актуализируется одна из основных целей обучения ИЯ в техническом вузе - формирование языковой личности, способной к коммуникации, к поиску и обработке иноязычной информации, к принятию и осознанию мультикультурного глобального мира.

Изучая комплексную структуру иноязычной коммуникативной компетенции, ряд авторов выделяют в ней лингвистический, информационный и социально-культурный компоненты; коммуникативные стратегии и тактики, реализация которых и позволяет осуществлять эффективную коммуникацию в соответствии с условиями общения [4].

Однако, как мы считаем, для того чтобы данные компоненты иноязычной компетенции успешно реализовались в процессе обучения, необходима определенная система мотивации, побуждающая студентов к осознанному восприятию и изучению иностранного языка. Особенно важной эта актуальная педагогическая задача представляется для преподавателей технических вузов, студенты которых изначально крайне низко мотивированы к изучению ИЯ в силу технического стиля мышления и недооценки значимости и ценности иноязычных знаний в будущем профессиональном функционировании технического специалиста.

Между тем именно мотивация является важнейшей составляющей в достижении успеха в образовательном процессе, поскольку формирует интерес к изучаемой учебной дисциплине. Именно поэтому представляется важным повышать мотивацион-ный уровень студентов, развивать у них стремление получать знания, обновлять и совершенствовать их, адаптируясь к технологически и экономически быстро меняющейся реальности.

Материал и методы

Следует отметить, что проблематика мотивации в процессе обучения находится в ряду одних из наиболее актуальных вопросов педагогики и психологии. Проблемами мотивации в разное время занимались Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мя-

сищев, П. Я. Гальперин, В. Г. Асеев, Л. И. Божо-вич, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн и другие известные ученые, явившие миру большое разнообразие научных подходов к пониманию сущности, природы и структуры мотивации. В педагогической и психологической литературе мотивация изучается в разных аспектах, ее трактовки варьируются. В данной статье мы считаем целесообразным обратиться к некоторым трактовкам, характеризующим разнообразие методов изучения такого феномена, как мотивация. В изученной нами научной и справочной литературе мотивация представлена следующим образом:

- определенной системой взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов деятельности личности, определяющих ее линию поведения [5];

- совокупностью факторов и процессов, которые направляют поведение на реализацию необходимых целей [6];

- совокупностью побуждений, которые активизируют человека и направляют его на совершение определенных действий [7];

- сложной, многоуровневой системой, включающей в себя потребности, мотивы, интересы, стремления и пр. [8].

В изучении феномена мотивации в образовательном контексте нельзя не обратиться к авторитетному мнению ученых. Так, И. П. Подласый говорит о мотивации как об обобщенном названии средств и методов, побуждающих обучающихся к продуктивной познавательной деятельности [9, с. 184]. И. А. Зимняя, называя мотивацию одним из основных компонентов учебной деятельности, считает, что именно она стимулирует и побуждает обучающихся к совершению действий [10]. То есть мотивацию можно назвать основной движущей силой, обеспечивающей вовлеченность студентов в обучающий процесс, способствующей концентрации внимания и пробуждению интереса, обогащающей лингвистические и экстралингвистические знания и способствующей в конечном итоге формированию иноязычной компетенции.

Результаты и обсуждение

Многолетний опыт работы на кафедре иностранных языков в одном из крупнейших на юге России техническом вузе - Южно-Российском государственном политехническом университете (ЮРГПУ) (НПИ) имени М. И. Платова - позволяет нам выделить ряд основных условий, успешная реализация которых способствует формированию положительной мотивации в процессе изучения ИЯ в техническом вузе. Этими условиями, на наш взгляд, являются:

1) осмысление и осознание студентами целей и перспектив обучения;

2) оптимальная организация учебного процесса и профессиональная направленность обучения;

3) реализация развивающих воспитательных и образовательно-научных мероприятий, формирующих дополнительную заинтересованность к изучению иностранного языка.

Рассмотрим подробнее перечисленные выше условия, направленные на формирование положительной мотивации к изучению ИЯ в вузе.

1. Осмысление и осознание студентами целей и перспектив обучения. В последние годы в научно-педагогической литературе все чаще встречаются практико-ориентированные исследования, в которых анализируются и выявляются образовательные траектории студентов технических вузов, связанные с изучением ИЯ. Мы обратились к результатам интервьюирования студентов Томского политехнического университета, целью которого было выявление личностного отношения студентов к перспективам и целям обучения ИЯ. В публикации Г. В. Шваловой приводится мнение студентов, согласно которому основными целями изучения ИЯ в техническом вузе являются: использование языка в профессиональной деятельности (52%), разного рода коммуникации (22,5 %), повышение общекультурного уровня (25,5 %) [11]. По мнению опирающейся в своей научной работе на результаты анкетирования Г. В. Шваловой, «мотивация изучения иностранного языка тесно коррелируется с целями и перспективами профессионального становления будущих специалистов» [11].

Важным для нас стало обращение к опыту еще одного технического вуза - МГТУ им. Баумана, в котором проводился письменный опрос студентов, выявляющий их мотивацию изучения иностранного языка. Т. А. Фуфурина в своей публикации выделяет два лидирующих и равнозначных мотива: 1) коммуникативное общение, включающее преодоление языкового барьера, общение с людьми англоязычных стран во время путешествия, устное и письменное общение в Интернете (32 %); 2) перспективы престижной работы и ожидания карьерного роста (32 %) [12, с. 9]. Далее автор выделяет менее распространенные, с точки зрения студентов, мотивы изучения ИЯ: понимание фильмов, песен, разного рода программ (15 %); востребованность ИЯ для использования компьютерных программ (9 %); умение прочитать и понять научно-технический текст и инструкции к различным приборам (6 %); обмен информацией (3 %), обучение за рубежом (1 %) и пр. [12, с. 9].

Мы разделяем тезис, приведенный в работе Т. А. Фуфуриной, о «важности повышения уровня мотивации для активизации и развития процессов мышления, познания и понимания при обучении

иностранному языку» [12, с. 10], и с уверенностью можем констатировать следующее: успешный специалист технического профиля сегодня не мыслится без знания ИЯ, столь необходимого для построения научно-профессионального диалога в иноязычной среде. Наша уверенность базируется на результатах анкетирования студентов ЮРГПУ (НПИ) им. М. И. Платова - технического вуза, имеющего давние развитые международные научные и образовательные контакты, в которых демонстрируется солидарность значительной части студентов (76,8 %) во мнении о том, что коммуникативная иноязычная компетенция представляет собой большую значимость в профессиональной самореализации [13].

Эти, как и многие другие примеры практико-ориентированных исследований, в которых анализируются мотивационные аспекты изучения ИЯ, позволяют нам говорить о необходимости импле-ментации оптимальной организации учебного процесса, в ходе которого формируются компетенции, востребованные будущей профессией.

2. Оптимальная организация учебного процесса и профессиональная направленность обучения. Как следует из научной литературы, в отечественной педагогике предлагается строить процесс обучения на основе реализации трех основных этапов в освоении программы обучения: мотивацион-ного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. О. М. Рябцева, О. В. Наумова, анализируя мотивационный этап обучения, отмечают, что в него включено «создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит студентов в предмет изучения предстоящей темы, объяснение ее теоретической и практической значимости, постановку учебной задачи, стоящей перед студентами в ходе освоения темы» [14, с. 3; 19]. Далее, как отмечается в научной литературе, «на операционально-познавательном этапе студенты усваивают содержание темы, овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. В заключительный, рефлексивно-оценочный этап обучения студенты учатся анализировать и оценивать свою учебную деятельность, сопоставляя ее результаты с поставленной учебной задачей» [14, с. 3; 15]. При этом в целях формирования устойчивой положительной мотивации у студентов авторы предлагают организовывать процесс обучения таким образом, чтобы у студентов развивалось эмоциональное удовлетворение от проделанной ими работы, от усвоения новой информации и осознания ее пользы для себя.

Наш педагогический опыт позволяет говорить о том, что в содержательном отношении оптимальная организация учебного процесса при обучении ИЯ в техническом вузе базируется на следующих принципах:

1) целесообразное разделение обучающего материала общеразвивающей тематики и профессионально ориентированной направленности;

2) оптимальное соотношение письменного и устного аспектов при формировании навыков профессиональной коммуникативной компетенции;

3) оптимальное соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов;

4) вариативность учебного материала, включающего как традиционные учебники, так и новейшие публикации из зарубежной научно-технической периодики или интернет-ресурсов.

На наш взгляд, наиболее целесообразной и методически оправданной является профессионально ориентированная модель обучения ИЯ в техническом вузе, поскольку она не только коррелируется с указанными выше принципами, но и в полной мере отражает прагматичные устремления и мотивы современного студенчества.

Под профессионально ориентированным направлением в методике чаще всего понимается обучение, учитывающее профессиональные потребности будущих специалистов, формирующее компетентность в конкретных профессиональных сферах. Проблематика данного направления актуальна в условиях технического вуза, ее многоаспектность широко представлена в научных публикациях, в которых вариативность профессионально ориентированного обучения ИЯ понимается как:

- обучение, учитывающее языковые потребности студентов, продиктованные особенностями будущей специфики работы [16];

- обучение, дающее максимальное представление о специфике реальной профессиональной деятельности [17];

- система обучающих средств и методов, содержательно ориентирующая курс обучения ИЯ на будущую профессию, на разнообразные сферы использования ИЯ в профессиональной коммуникации [18, 19];

- средство интеграции с профилирующими дисциплинами и отсюда - ресурс получения дополнительных профессиональных знаний и потенциальный источник формирования профессионально значимых качеств личности [13, 20] и т. д.

Разнообразие трактовок профессионально ориентированного обучения ИЯ не мешает нам выделить его главную особенность: учет специфики будущей профессиональной деятельности, создание в процессе обучения профессионального контекста и коммуникативных ситуативных особенностей.

Как уже отмечалось, одной из базовых характеристик профессионально ориентированного обучения является интеграция с профилирующими дисциплинами, что позволяет студентам получить дополнительные профессиональные знания и активи-

зировать процесс формирования профессионально значимых качеств личности. Несомненно, межпредметные связи, возникающие в процессе этой интеграции, активизируют потенциал ИЯ как источника получения разнообразных знаний, относящихся к будущей профессии, как способа вести диалог на языке специалистов технического профиля с представителями других стран, как источника информации и знакомства с зарубежными технологиями и новейшими разработками.

Для того чтобы профессионально ориентированное обучение ИЯ было эффективным, большое внимание следует обращать на содержание учебных материалов, непосредственно влияющих на формирование и развитие мотивации в процессе обучения. На наш взгляд, значимость содержательного компонента в формировании положительной мотивации в процессе обучения ИЯ определяется следующими критериями:

1) актуальность, практическая ценность, информативная значимость учебного материала, его соответствие как социальным потребностям современности, так и персональным предпочтениям студентов;

2) доступность учебного материала, имеющего смысловые связи с уже накопленными в процессе обучения опытом и знанием студентов;

3) сложность и комплексность учебного материала, с тем чтобы его восприятие происходило в процессе осмысленной деятельности;

4) личностная значимость учебного материала, создающая основу для развития мотивированного изучения ИЯ (в этом случае в целях выявления дополнительных содержательных предпочтений студентов можно проводить их анкетирование и интервьюирование).

Наше убеждение заключается в том, что проведение занятий в соответствии с указанными выше критериями в значительной степени способствует созданию положительной мотивации в процессе обучения.

Вместе с тем, говоря об учебном процессе в высшем учебном заведении, следует подчеркнуть недостаточность мер, направленных лишь на профессиональное обучение. Поскольку любой вуз призван быть не только сугубо образовательным учреждением, но и своеобразным центром развития, становления и самореализации будущего специалиста, большой интерес представляет реализация развивающего и воспитательного потенциала ИЯ в техническом вузе. В данном контексте мы рассматриваем разнообразные развивающие, воспитательные, научно-образовательные и разноплановые внеаудиторные мероприятия как дополнительные меры, направленные на формирование положительной мотивации к изучению ИЯ.

3. Реализация развивающих воспитательных и образовательно-научных мероприятий, формирующих дополнительную заинтересованность к изучению иностранного языка. Потенциал иностранного языка в воспитательной сфере обусловлен ди-алогичностью обучения и межличностным взаимодействием в процессе обучения. Это позволяет преподавателю учитывать активность, способности и внутренние резервы каждого студента, с тем чтобы мотивировать его на занятиях.

Воспитание в вузе средствами ИЯ представляет собой многогранный, непрерывный и длительный процесс, направленный на актуализацию потенциально-личностных качеств студентов, включенных в процесс познания культуры, социума, науки и профессиональной сферы не на родном языке. В целях повышения мотивации на занятиях по ИЯ в вузе рекомендуется использовать методы проблемно-творческого и исследовательского характера, например доклады, сочинения, самостоятельное изучение ряда материалов и сопоставление языковых явлений родного и иностранного языков. Кроме того, как отмечалось нами ранее, важным представляется осуществлять обучение ИЯ в контексте будущей профессии, используя при этом активные формы обучения в виде ролевых игр, групповых дискуссий, моделирования разнообразных профессиональных ситуаций, олимпиад, конкурсов.

Полагаем, что в каждом техническом вузе сложилась своя система реализации воспитательных аспектов при обучении ИЯ, повышающих интерес студентов к изучению иностранного языка и способствующих тем самым повышению их мотива-ционного уровня. Например, в образовательной практике ЮРГПУ (НПИ) традиционными стали университетские конкурсы на лучший перевод и на лучшую аннотацию английского текста, в которых принимают участие студенты всех направлений вуза. В ходе конкурсов, проходящих в два этапа, выявляются и награждаются победители, занявшие три призовых места; остальные участники получают почетные грамоты за активное участие. Следует отметить действительно активное участие студентов в данных мероприятиях, что объясняется не только интересом к изучению английского языка, но и возможностью проверить свои знания в условиях здоровой конкуренции.

Еще одним традиционным мероприятием в университете стала студенческая межвузовская научная конференция на английском языке, посвященная достижениям науки и техники по разным направлениям, в которых ежегодно участвуют студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры ЮРГПУ (НПИ) и представители студенчества из других вузов города. Тщательный отбор и перевод

на англиискии язык материала для доклада на конференцию, консультации с педагогами кафедры, подготовка презентации своего выступления и т. д., все эти подготовительные действия, как и само выступление на конференции, крайне важны для демонстрации персональных предпочтений и знаний студентов, для их готовности показать эти знания широкой аудитории.

Хотелось бы обратить внимание еще на одно мероприятие, традиционно организуемое в стенах университета силами кафедры иностранных языков и многочисленных студентов всех направлений. Это проходящий ежегодно «Английский вечер», придающий мощнейший положительный импульс в желании студентов творчески проявить себя, в желании говорить, декламировать, петь на английском языке, мотивирующий студентов к изучению английского языка, с тем чтобы лучше понимать язык, лучше говорить на нем и получить возможность креативного самовыражения.

Мы считаем, что мероприятия подобного уровня, проходящие в деловой и психологически комфортной обстановке, в большой степени влияют на повышение уровня самовыражения студентов, способствуют снятию психологического и лингвистического барьеров и тем самым значительным образом положительно воздействуют на мотивацион-ные процессы в ходе изучения ИЯ.

Заключение

Резюмируя изложенное, необходимо подчеркнуть, что в современной педагогической практике технических вузов иностранный язык уже давно рассматривается не только как обычная учебная дисциплина, но как некий адаптационный фактор в социальном и профессиональном становлении бу-

дущего инженера, как фактор повышения статусных профессиональных позиций специалиста, имеющий прямое положительное влияние на построение более успешной карьеры.

Актуальное сегодня направление в образовательной деятельности технических вузов - обучение специальности через язык, обучение языку через специальность - соответствует логике современного студенчества, лежащей в плоскости прагматичного осознания важности изучения ИЯ для успешного построения профессиональной карьеры, что значительно повышает мотивацию студентов к изучению иностранных языков. Профессиональная направленность содержания обучения придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям, поскольку студенты ясно осознают практическую пользу полученных знаний для будущего профессионального функционирования.

Следует говорить о том, что мотивация к изучению ИЯ в техническом вузе формируется под влиянием разнообразных педагогических воздействий и зависит как от организационного и содержательного наполнения учебного процесса, так и от развивающих и воспитательных мероприятий, создающих благоприятный и дружелюбный климат в образовательном процессе.

Поэтому для преподавателей иностранного языка в технических вузах представляется важным оптимально использовать весь комплекс мер, с тем чтобы преодолеть в какой-то степени еще существующую индифферентность определенной части студентов в отношении изучения ИЯ и успешно реализовать в процессе обучения основные условия, направленные на повышение их мотивацион-ного уровня в отношении иностранного языка.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Высшее образование в России. Аналитический доклад / коллектив авторов под руководством проф. В. Л. Глазычева // ЛОГОС. 2005. № 6 (51). С. 4. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/51/01.pdf (дата обращения: 16.03.2021).

2. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения: доклад Центра трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ / под ред. В. Гимпельсона, Р. Капелюшникова, С. Рощина // Центр стратегических разработок. М., 2017. URL: https://lirt.hse.ru/data/2017/03/21/1170068107/Doklad_trud.pdf (дата обращения: 16.03.2021).

3. Насретдинова М. М. Проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7 (14), ч. 5. С. 94-97.

4. Кузнецова Е. C. Учебно-методический комплекс как средство реализации теории коммуникативного иноязычного образования в неязыковом вузе // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/uchebno-metodicheskiy-kompleks-kak-sredstvo-realizatsii-teorii-kommunikativnogo-inoyazychnogo-obra-zovaniya-v-neyazykovom-vuze/viewer (дата обращения: 20.05.2021).

5. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. URL: http://didacts.ru/slovari/slovar-terminov-po-obschei-i-socialnoi-pedagogike.html (дата обращения: 20.05.2021).

6. Терминологический словарь. Педагогические технологии. URL: http://didacts.ru/slovari/terminologicheskii-slovar-pedagogicheskie-tehnologii.html (дата обращения: 20.05.2021).

7. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины. URL: http://didacts.ru/slovari/sovremennyi-obrazovatelnyi-process-osnovnye-ponjatija-i-terminy.html (дата обращения: 20.05.2021).

8. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 158 с.

9. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1986. С. 130-134.

11. Швалова Г. В. Формирование мотивации студентов технического вуза при изучении профессионального иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. № 11. С. 36-40. URL: http://e-koncept.ru/2012/12152. htm (дата обращения: 05.06.2021.)

12. Фуфурина Т. А. Пути повышения мотивации при изучении английского языка у студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана. URL: http://hmbul.ru/articles/156/156.pdf (дата обращения: 05.06.2021).

13. Нарочная Е. Б., Шевцова Г. В. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в техническом вузе. Новочеркасск: Политехник, 2010. 147 с.

14. Рябцева О. М. Пути повышения мотивации в изучении иностранного языка // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012 (тематический выпуск). С. 125-129.

15. Наумова О. В. Формирование мотивации учебной деятельности при изучении иностранного языка в процессе обучения аспирантов. URL: http://www.iling-ran.ru/library/sborniki/for_lang/2009_01/13.pdf (дата обращения: 05.06.2021).

16. Матухин Д. Л. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Язык и культура. 2011. № 2 (14). C. 121-129.

17. Алещанова И. В., Фролова Н. А. Профессионально ориентированный подход в обучении иностранным языкам в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=7959 (дата обращения: 11.04.2021).

18. Маргарян Т. Д., Гурова Г. Г., Алявдина Н. Г. Профессионально ориентированное обучение английскому языку с использованием информационно-коммуникативных технологий в техническом университете // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. № 3 (57). 2015. С. 188-195.

19. Иванова О. Ю. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: дис. ... канд. пед. наук. Орел. 2005. 245 с.

20. Покушалова Л. В., Серебрякова Л. Т. Обучение профессионально ориентированному языку в техническом вузе // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 305-307.

References

1. Vyssheye obrazovaniye v Rossii. Analiticheskiy doklad [Higher Education in Russia. Analytical Report]. Authors' team under the guidance of Prof. V. L.Glazychev. LOGOS, 2005, 6 (51), pp. 4. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/51/01.pdf (accessed 16 March 2021) (in Russian).

2. Rossiyskiy rynok truda: tendentsii, instituty, strukturnyye izmeneniya: doklad Centra trudovykh issledovaniy (TseTI) i Laboratorii issledovaniy rynka truda (LIRT) NIU VShE [The Russian Labor Market: Trends, Institutions, and Structural Changes: Report by the Center for Labor Research (CLR) and the Labor Market Research Laboratory (LMRL) of the Higher School of Economics Centr strategicheskikh razrabotok]. Ed. by V. Gimpelson, R. Kapeliushnikov, S. Roshchin. Moscow, 2017 (in Russian). URL: https://lirt.hse.ru/data/2017/03/21/1170068107/Doklad_trud.pdf (accessed 16 March 2021).

3. Nasretdinova M. M. Problemy trudoustroystva studentov i vypusknikov vuzov [Employment problems of university students and graduates]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel skiy zhurnal - International Scientific and Research Journal, 2013, no. 7 (14), part 5, pp. 94-97 (in Russian).

4. Kuznetsova E. C. Uchebno-metodicheskiy kompleks kak sredstvo realizatsii teorii kommunikativnogo inoyazychnogo obra-zovaniya v neyazykovom vuze [Educational and methodical complexes as means of implementing the theory of communicative foreign language education in a non-language university]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta -Bulletin of Voronezh State Technical University, 2014 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-metodiches-kiy-kompleks-kak-sredstvo-realizatsii-teorii-kommunikativnogo-inoyazychnogo-obrazovaniya-v-neyazykovom-vuze/viewer (accessed 20 May 2021).

5. Slovar'terminovpo obshchey i sotsial'noypedagogike [Glossary of terms in general and social pedagogy] (in Russian). URL.: http://didacts.ru/slovari/slovar-terminov-po-obschei-i-socialnoi-pedagogike.html (accessed 20 May 2021.)

6. Terminologicheskiy slovar'. Pedagogicheskiye tekhnologii [Terminological Dictionary. Pedagogical technologies] (in Russian). URL: http://didacts.ru/slovari/terminologicheskii-slovar-pedagogicheskie-tehnologii.html. (accessed 20 May 2021)

7. Sovremennyy obrazovatel'nyyprotsess, osnovnyye ponyatiya i terminy [Modern educational process, basic concepts and terms] (in Russian). URL: http://didacts.ru/slovari/sovremennyi-obrazovatelnyi-process-osnovnye-ponjatija-i-terminy.html. Modern educational process, basic concepts and terms (accessed 20 May 2021).

8. Aseyev V. G. Motivatsiya povedeniya i formirovaniye lichnosti [Behavioral motivation and personality formation]. Moscow, 1976. 158 p. (in Russian).

9. Podlasyy I. P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov: uchebnoye posobiye dlya vuzov [Pedagogy: 100 questions - 100 answers: Textbook for Higher Education Institutions]. Moscow, VLADOS-press Publ., 2004. 365 p. (in Russian).

10. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical Psychology]. Moscow. 1986. P. 130-134 (in Russian).

11. Shvalova G. V. Formirovaniye motivatsii studentov tekhnicheskogo vuza pri izuchenii professional'nogo inostrannogo yazyka [Formation of motivation in the course of professional foreign language study of technical university students]. Nauchno-

metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept", 2012, no. 11, pp. 36-40 (in Russian). URL: http://e-koncept.ru/2012/12152.htm. (accessed 5 June 2021).

12. Fufurina T. A. Puti povysheniya motivtsii pri izuchenii angliyskogo yazyka u studentov MGTU im. N. E. Baumana [The ways to increase motivation in studying English among N.E. Bauman Moscow State Technical University students] (in Russian). URL: http://hmbul.ru/articles/156/156.pdf (accessed 5 June 2021).

13. Narochnaya E. B., Shevtsova G. V. Professional'no oriyentirovannoye obucheniye inostrannomu yazyku v tekhnicheskom vuze [Professionally focused teaching of a foreign language in a technical university]. Novocherkassk, Politekhnik Publ., 2010. 147 p. (in Russian).

14. Ryabtseva O. M. Puti povysheniya motivatsii v izuchenii inostrannogo yazyka [Ways to increase motivation in foreign language learning]. Izvestiya YuFU. Tekhnicheskiye nauki - Izvestia SFedU. Engeneering Sciences, 2012 (thematic issue), pp. 125-129 (in Russian).

15. Naumova O. V. Formirovaniye motivatsii uchebnoy deyatel'nosti pri izuchenii inostrannogo yazyka v protsesse obucheniya aspi-rantov [Formation of learning activities motivation in the course of foreign language study during the graduate students training] (in Russian). URL: http://www.iling-ran.ru/library/sborniki/for_lang/2009_01/13.pdf (accessed 5 June 2021).

16. Matukhin D. L. Professional'no-oriyentirovannoye obucheniye inostrannomu yazyku studentov nelingvisticheskikh spetsial'nostey [Professionally-focused foreign language teaching of the students of non-linguistic specialties]. Yazyk i kul'tura -Language and Culture, 2011, no. 2 (14), pp. 121-129 (in Russian).

17. Aleshchanova I. V., Frolova N. A. Professional'no-oriyentirovannyy podkhod v obuchenii inostrannym yazykam v tekhnicheskom vuze [Professionally-focused approach in foreign languages teaching in a technical university]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2012, no. 6 (in Russian). URL: https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=7959 (accessed 11 April 2021).

18. Margaryan T. D., Gurova G. G., Alyavdina N. G. Professional'no-oriyentirovannoye obucheniye angliyskomu yazyku s ispol'zovaniyem informatsionno-kommunikativnykh tekhnologiy v tekhnicheskom universitete [Professionally-focused English teaching in a technical university on the base of information and communication technologies]. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo - Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University, 2015, no. 3 (57), pp. 188-195 (in Russian).

19. Ivanova O. Yu. Professional'no oriyentirovannoye obucheniye inostrannomu yazyku na neyazykovykh fakul'tetakh vuzov. Dis. kand. ped. nauk [Professionally-focused foreign language teaching at non-linguistic faculties of higher education institutions. Diss. cand. of ped. sci.]. Orel. 2005. 245 p. (in Russian).

20. Pokushalova L. V., Serebryakova L. T. Obucheniye professional'no oriyentirovannomu yazyku v tekhnicheskom vuze [Professionally-focused language teaching in a technical university]. Molodoy uchenyy, 2012, no. 5, pp. 305-307 (in Russian).

Информация об авторах

Г. В. Шевцова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова (ул. Просвещения, 132, Новочеркасск, Россия, 346428). Л. Е. Москалец, доцент, доцент, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова (ул. Просвещения, 132, Новочеркасск, Россия, 346428).

Information about the authors

G. V. Shevtsova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI) (ul. Prosveshcheniya, 132, Novocherkassk, Russian Federation, 346428).

L. E. Moskalets, Associate Professor, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI) (ul. Prosveshcheniya, 132, Novocherkassk, Russian Federation, 346428).

Статья поступила в редакцию 17.08.2021; принята к публикации 05.02.2022 The article was submitted 17.08.2021; accepted for publication 05.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.