Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ВЕБ-САЙТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ВЕБ-САЙТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

120
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ВЕБСАЙТЫ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / СОВРЕМЕННЫЙ ИНЖЕНЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямкина Ирина Александровна

В статье аргументируется необходимость применения профессиональноориентированного подхода к процессу иноязычного обучения в техническом вузе, способствующего формированию современного компетентного выпускника - будущего инженера. В этой связи автор задаётся вопросом о том, как оптимизировать процесс обучения иностранному языку студентов в условии нехватки учебного профессионально-ориентированного иноязычного материала посредством использования цифровых ресурсов. В поисках ответов на поставленный вопрос были проанализированы материалы вебсайтов международных инженерно-технических организаций и крупных инжиниринговых компаний, предлагающих аутентичный материал по широкому спектру тем, интересных для специалистов инженерной сферы деятельности. Указанные вебсайты содержат большой объем профессиональноориентированной информации, включающий тексты, видеоматериалы, сравнительные таблицы данных, схемы, чертежи, графики, нормативно-правовые документы, материалы конференций и докладов независимых экспертов и многое другое. Автор подробно описывает многоязычные цифровые ресурсы и останавливается на рассмотрении содержания вебсайта World-nuclear.org, где представлены актуальные материалы, представляющие интерес как для преподавателей-лингвистов, работающих в технических вузах, так и для студентов таких профилей подготовки как «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг», «Управление в технических системах», «Электроэнергетика и электротехника», «Теплоэнергетика и теплотехника», «Техносферная безопасность» и др. Анализ содержания исследуемых вебсайтов доказывает их образовательный потенциал в обучении иностранному языку студентов - будущих инженеров и подтверждает возможность их использования в качестве источников дополнительных профессионально-ориентированных сведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ямкина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROFESSIONALLY-ORIENTED WEBSITES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO TECHNICAL STUDENTS

The article reasons for the need to apply a professionally-oriented approach to the process of foreign language training in a technical university, which contributes to the formation of a modern competent graduate - a future engineer. In this regard, the author asks how to optimize the process of teaching a foreign language to students in the absence of professionally-oriented foreign language teaching material through the use of digital resources. In search of answers to this question, the materials of the websites of international engineering organizations and large engineering companies, offering authentic material on a wide range of topics of interest to specialists in the engineering field of activity, were analyzed. These websites contain a large amount of professionally-oriented information, including texts, video materials, comparative data tables, diagrams, drawings, graphs, regulatory documents, materials of conferences and reports of independent experts, and much more. The author describes in detail the multilingual digital resources and focuses on the content of the website World-nuclear.org where relevant materials are presented that are of interest both for linguists working in technical universities and for students of such training profiles as «Nuclear power plants: design, operation and engineering», «Management in technical systems», «Electric power and electrical engineering», «Heat power and heat engineering», «Technosphere safety», etc. The analysis of the content of the studied websites proves their educational potential in teaching a foreign language to students - future engineers and confirms the possibility of using them as sources of additional professionally-oriented information.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ВЕБ-САЙТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 7. С. 66-72. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021. No. 7. P. 66-72.

Научная статья

УДК 378.016:81'271.2

doi: 10.24412/2712-827Х-2021 -7-66-72

Роль профессионально-ориентированных веб-сайтов при обучении иностранным языкам студентов технического профиля

Ирина Александровна Ямкина

Ивановский государственный энергетический университет, Иваново, Россия, roni12@yandex.ru

Аннотация. В статье аргументируется необходимость применения профессионально-ориентированного подхода к процессу иноязычного обучения в техническом вузе, способствующего формированию современного компетентного выпускника - будущего инженера. В этой связи автор задаётся вопросом о том, как оптимизировать процесс обучения иностранному языку студентов в условии нехватки учебного профессионально-ориентированного иноязычного материала посредством использования цифровых ресурсов. В поисках ответов на поставленный вопрос были проанализированы материалы вебсайтов международных инженерно-технических организаций и крупных инжиниринговых компаний, предлагающих аутентичный материал по широкому спектру тем, интересных для специалистов инженерной сферы деятельности. Указанные вебсайты содержат большой объем профессионально-ориентированной информации, включающий тексты, видеоматериалы, сравнительные таблицы данных, схемы, чертежи, графики, нормативно-правовые документы, материалы конференций и докладов независимых экспертов и многое другое. Автор подробно описывает многоязычные цифровые ресурсы и останавливается на рассмотрении содержания вебсайта World-nuclear.org, где представлены актуальные материалы, представляющие интерес как для преподавателей-лингвистов, работающих в технических вузах, так и для студентов таких профилей подготовки как «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг», «Управление в технических системах», «Электроэнергетика и электротехника», «Теплоэнергетика и теплотехника», «Техносферная безопасность» и др. Анализ содержания исследуемых вебсайтов доказывает их образовательный потенциал в обучении иностранному языку студентов - будущих инженеров и подтверждает возможность их использования в качестве источников дополнительных профессионально-ориентированных сведений.

Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение, профессионально-ориентированные вебсайты, иностранные языки, технический вуз, современный инженер

Для цитирования: Ямкина И.А. Роль профессионально-ориентированных веб-сайтов при обучении иностранным языкам студентов технического профиля // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 7. С. 66-72. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-7-66-72

Original article

The role of professionally-oriented websites in teaching foreign languages

to technical students

Irina A. Yamkina

Ivanovo State Power Engineering University, Ivanovo, Russia, roni12@yandex.ru

Abstract. The article reasons for the need to apply a professionally-oriented approach to the process of foreign language training in a technical university, which contributes to the formation of a modern competent graduate - a future engineer. In this regard, the author asks how to optimize the process of teaching a foreign

© Ямкина И.А., 2021

language to students in the absence of professionally-oriented foreign language teaching material through the use of digital resources. In search of answers to this question, the materials of the websites of international engineering organizations and large engineering companies, offering authentic material on a wide range of topics of interest to specialists in the engineering field of activity, were analyzed. These websites contain a large amount of professionally-oriented information, including texts, video materials, comparative data tables, diagrams, drawings, graphs, regulatory documents, materials of conferences and reports of independent experts, and much more. The author describes in detail the multilingual digital resources and focuses on the content of the website World-nuclear.org where relevant materials are presented that are of interest both for linguists working in technical universities and for students of such training profiles as «Nuclear power plants: design, operation and engineering», «Management in technical systems», «Electric power and electrical engineering», «Heat power and heat engineering», «Technosphere safety», etc. The analysis of the content of the studied websites proves their educational potential in teaching a foreign language to students - future engineers and confirms the possibility of using them as sources of additional professionally-oriented information.

Keywords: professionally-oriented approach, professionally-oriented foreign language websites, foreign languages, technical university, modern engineer

For citation: Yamkina I.A. Role of vocational-oriented websites when teaching foreign languages of technical students. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021;7:66-72. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-7-66-72

Введение

Успешный востребованный выпускник технического вуза сегодня - это человек, обладающий целым комплексом личностных и профессиональных качеств. Владение иностранным языком является существенным компонентом качественной подготовки специалиста третьего тысячелетия. В современной компетентностной парадигме определяются векторы актуальных изменений в системе технического образования [Прохорова 2019]. В соответствии с Федеральным государственный образовательным стандартом высшего профессионального образования выпускник бакалавриата должен «владеть одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников», стандарт требует учета профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускника. Причем иностранный язык рассматривается многими специалистами уже не самоцелью, а «как средство дальнейшего профессионального роста в различных областях» [Соловова 2005].

Для реализации этой задачи актуальным становится профессионально-ориентированный подход к обучению иностранному языку. Примечательно, что под профессионально-ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности [Образцов, Иванова 2005]. Целью профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в вузе становится достижение уровня, достаточного для практического использования иностранного языка в будущей профессиональной деятельности [Покушалова, Серебрякова 2011].

Сущность профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, по мнению Н.Р. Мухтаровой, заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. Иностранный язык в данном случае выступает средством профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста-выпускника современной высшей школы, способного осуществлять деловые контакты с иноязычными партнерами [Мухтарова 2009]. Главным требованием профессионально-ориентированного обучения иностранному языку становится необходимость приблизить содержание и методы его преподавания к практическим нуждам

обучаемых. Для этого требуется тщательное изучение задач и целей, стоящих перед определенным контингентом студентов, обязательный учет интересов и мотивации. В первую очередь это относится к отбору материала, его критическому осмыслению, учёту профессиональной специфики студентов и уровню языковой компетенции [Мухтарова 2009].

В задачу профессионально-ориентирующей деятельности преподавателя вуза входит организация такого воздействия учебной информации на студентов, чтобы профессиональные потребности явились источником их активности и заставили их совершать действия, направленные на удовлетворение возникших потребностей [Шатилов 1994].

Основная часть

В Ивановском государственном энергетическом университете осуществляется подготовка по различным направлениям, среди которых электроэнергетика и электротехника, атомные станции, машиностроение, теплоэнергетика и теплотехника, электроника и наноэлектроника, энергетическое машиностроение, информационные технологии, техносферная безопасность и др. Чтобы организовать эффективный процесс обучения иностранному языку в соответствии с требованиями профессионально-ориентированного подхода на всех профилях подготовки, изучаемый материал должен быть ориентирован на профессиональные потребности будущих инженеров и соответствовать современным тенденциям развития науки и технологий как в России, так и за рубежом. Кроме того, необходимо обеспечить обучаемых материалами, которые давали бы возможность студентам изучать актуальный профессиональный тезаурус, соответствующий именно его направлению подготовки.

Преподаватель иностранного языка сталкивается с проблемой постоянного поиска учебных пособий, которые смогли бы не только предоставить современный языковой материал, но и заинтересовать студентов, мотивировать их к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка.

Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать использование в процессе обучения ресурсов сети Интернет. В настоящее время студенты проводят в сети значительную часть своего времени и свободно ориентируются в пространстве Интернета. Преподаватель может применить интерес студентов к информационным технологиям в образовательных целях [Андросова С.В., Андросова Д.Е. 2018; Душинина 2014; Куприянычева 2018; Михайлова 2019; Shvetsova, Khorosheva 2021].

Интернет рассматривается с одной стороны, как «образовательная среда с огромным информационным, культурным и образовательным потенциалом», а с другой - как «вспомогательная среда для осуществления коммуникации». К достоинствам информационных ресурсов Интернета исследователи относят их доступность и возможность автономизации деятельности учащихся по овладению языковыми знаниями и умениями, что позволяет сэкономить урочное время [Байбурова 2020; Ивушкина 2014].

Также безусловным плюсом ресурсов Интернет является наличие аутентичных материалов и их современность» [Кочеткова 2011]. Вне естественного контекста бытования языка, то есть вне пределов страны изучаемого языка, как отмечает Н.Д. Гальскова, наиболее реальным является опосредованный контакт с аутентичной информацией, что делает наиболее значимыми рецептивные виды речевой деятельности: чтение и аудирование [Гальскова 2003].

Важным Интернет-ресурсом при подготовке специалистов технического профиля, на наш взгляд, являются иноязычные профессионально-ориентированные сайты. Под термином профессионально-ориентированные сайты мы понимаем сайты организаций или компаний, работающих в определенной профессиональной области и предоставляющих информацию как о своей текущей деятельности (производстве или услугах), так и содержащие информацию об истории развития отрасли, в которой они работают, тексты, видеоролики, вебинары, таблицы и

графики, инструкции по эксплуатации специального оборудования и сопроводительную информацию. Веб-сайты предоставляют информацию, которую можно использовать как в образовательных целях, так и в профессиональной деятельности специалиста. Такие иноязычные сайты дают уникальную возможность и обладают неоцененным потенциалом при обучении иностранному языку студентов технического профиля.

Среди множества иноязычных профессионально-ориентированных веб-сайтов международных организаций и крупных инжиниринговых компаний (www.abb.com, www.abengoa.com,www.bosch.com,www.edf.fr,www.ence.ch,www.ge.com, www.hitachi, www.rosatom.ru, www.shneider,www.siemens.com,www.topsoe.com,www.group.vattenfall.com, www.world-nuclear.org) выделяются несколько сайтов, содержащих, на наш взгляд, особенно полезный материал, который можно активно использовать при обучении иностранным языкам будущих инженеров.

Проанализировав их содержание, можно говорить о наличии разнообразного контента, а именно: презентации новейшего оборудования (сайт компаний General Electric, Siemens, Hitachi, Schneider и др.), схемы, чертежи, графики, диаграммы, визуализация технологических особенностей (Росатом, ABENGOA, ABB, Bosch, EDF Group, GE, Vattenfall и др.), доклады официальных лиц на форумах, отчеты, интервью, государственные нормативно-правовые документы (ENCE GmbH, Haldor Topsoe, Siemens, Vattenfall, ABENGOA и др.), требования, предъявляемые к сотрудникам и желающим работать в данных компаниях (все сайты).

Остановимся более подробно на англоязычном сайте World-nuclear.org, который предлагает целую библиотеку иноязычных текстов, разбитых по разным категориям. Так в категории «Факты и Цифры» представлены тексты по темам «Мировые ядерные энергетические реакторы и потребности в уране», «Производство атомной энергии по странам», «Показатели производства урана», «Тепловые значения различных видов топлива», «База данных реакторов», «Поиск в базе данных реакторов», «Руководство использования базы данных реакторов», «Ядерный глоссарий».

В категории «Современное и будущее поколение энергоносителей» предложены тексты по темам «Атомная энергия в мире сегодня», «Ускорители в ядерной энергетике», «Охлаждающие электростанции», «Сотрудничество в атомной энергетике», «COVID-19 Коронавирус и ядерная энергия», «Электроэнергия и накопление энергии», «Системы передачи электроэнергии», «Реакторы на быстрых нейтронах», «Международная основа сотрудничества в области ядерной энергии», «Краткая история ядерной энергии». Другие категории, такие как «Мирный атом», «Энергетика и окружающая среда», «Охрана и безопасность», «Экономические вопросы» и другие охватывают целый спектр тем, связанных с энергетикой.

Помимо детальной информации про атомные станции, их строительство и обслуживание, на сайте представлена информация про все виды энергии. На этом ресурсе можно найти доклады официальных лиц, вебинары руководителей европейских агентств, ассоциаций и организаций, планы развития энергетики, правовую базу, годовые отчеты энергетических организаций, статьи, техническую литературу, еженедельные отчеты, материалы конференций и тексты докладов.

Так же интересным и полезным для изучения мы находим представленные на сайте информационные профили всех стран, где используется атомная энергия. В этих профилях не просто перечислены атомные станции и их местоположение, типы используемых реакторов, но и дана история развития атомной энергетики в конкретной стране, информация о мощности атомных станций от общего количества вырабатываемой в стране энергии, научно-исследовательская работа в области энергетики, официальные документы, регламентирующие политику государства в сфере атомной энергетики, экономическая составляющая атомной энергетики, баланс экспорта/импорта атомной энергии. На рисунке 1 представлен пример содержания вышеописанного сайта.

Рис. 1 Пример контента профессионально-ориентированного сайта

Заключение

Таким образом, иноязычные профессионально-ориентированные веб-сайты являются ценным источником информации как для преподавателей, так и для студентов технического профиля обучения. Благодаря открытости интернет ресурсов, студенты имеют доступ к аутентичным текстам, вебинарам, презентациям, иноязычным профессиональным материалам, расширяют не только свои знания иностранного языка, но и знания в области страноведения и культурологии. Использование на занятиях специализированных сайтов служит средством получения дополнительных сведений по профилю обучения, мотивирует и повышает познавательную активность.

Список литературы

1. Байбурова О.В. Использование системы управления курсами M00DLE для организации смешанного обучения английскому языку // Евразийский гуманитарный журнал. 2020. № 3. С.108-115.

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2003. 65 с.

3. Душинина Е.В. Применение англоязычных сайтов как элемент эффективной подготовки современного выпускника вуза // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технологического университета: сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 3-7 февраля 2014 г.). Новосибирск: Изд-во «Сибирская государственная геодезическая академия», 2014. С. 228-231.

4. Ивушкина Н.В. Автономизация процесса обучения иностранного языка в техническом вузе с использованием информационных и коммуникационных ресурсов Интернета // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. Вып. 11 (41). Ч. 1. С. 88-90.

5. Кочеткова Н.С. К вопросу об обучении иностранному языку с использованием Интернет-ресурсов // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. Вып. 11 (54). С. 104-106.

6. Михайлова Е.Г. Использование интернет-ресурсов при изучении темы «Современная экономика» «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации» // Евразийский гуманитарный журнал. 2019. № S4(2). C. 95-101.

7. Мухтарова Н.Р. Понятие профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2009. Вып. 2. С. 95-102.

8. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова. Орел: Изд-во «Орловский государственный университет», 2005. 114 с.

9. Покушалова Л.В., Серебрякова Л.Т. Иностранные языки в контексте профессионально-ориентированного обучения // Социосфера. 2011. Вып. 4. С. 64-67.

10. Прохорова А.А. Мультилингвальное обучение как составляющая процесса профессиональной подготовки студентов технического вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 9 (142). С. 55-60.

11. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие. М.: Просвещение, 2005. 239 с.

12. Шатилов С.Ф., Агафонова Л.И. Некоторые проблемы создания петербургского учебника иностранного (немецкого) языка на основе усовершенствованного варианта учебной программы // Типы и содержание программ по иностранным языкам. СПб.: РАО, ИОВ, 1994. С. 31-35.

13. Shvetsova N.A., Khorosheva E.I. The problem of values and value attitude of education in the conditions of informatization of the society // Евразийский гуманитарный журнал. 2021. № 1. С. 101-111.

References

1. Baiburova O.V. Ispol'zovanie sistemy upravleniya kursami MODDLE dlya organizatsii smeshannogo obucheniya angliiskomu yazyku [Using the MODDLE Course Management System to Provide Mixed English Learning]. Evraziiskii gumanitarnyi zhurnal [Eurasian Humanitarian Journal]. 2020, no.3, pp. 108-115. (In Russ.)

2. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam [Modern method of teaching foreign languages]. Moskva: ARKTI, 2003, 65 p. (In Russ.)

3. Dushinina E.V. Primenenie angloyazychnykh saitov kak element effektivnoi podgotovki sovremennogo vypusknika vuza [The use of English-language sites as an element of effective training of a modern graduate of the university]. Aktual'nye voprosy obrazovaniya. Sovremennye tendentsii formirovaniya obrazovatel'noi sredy tekhnologicheskogo universiteta [Topical education issues. Current trends in the formation of the educational environment of the technological university]. Novosibirsk, 3-7 fevralya 2014 g.). Novosibirsk: Izd-vo «Sibirskaya gosudarstvennaya geodezicheskaya akademiya», 2014, pp. 228-231. (In Russ.)

4. Ivushkina N.V. Avtonomizatsiya protsessa obucheniya inostrannogo yazyka v tekhnicheskom vuze s ispol'zovaniem informatsionnykh i kommunikatsionnykh resursov Interneta [Autonomy of the process of teaching a foreign language in a technical university using Internet information and communication resources]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. Questions of theory and practice]. Tambov: Gramota, 2014, issue 11 (41). part 1, pp. 88-90. (In Russ.)

5. Kochetkova N.S. K voprosu ob obuchenii inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem Internet-resursov [On the question of learning a foreign language using Internet resources]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya [Almanac of modern science and education]. Tambov: Gramota, 2011, issue 11 (54), pp. 104-106. (In Russ.)

6. Mikhailova E.G. Ispol'zovanie internet-resursov pri izuchenii temy «Sovremennaya ekonomika» «Angliiskii yazyk v sfere professional'noi kommunikatsii» [The use of Internet resources in the study of the topic "Modern economics" "English language in the field of professional communication"]. Evraziiskii gumanitarnyi zhurnal [Eurasian Humanitarian Journal]. 2019, no. S4(2), pp. 95-101. (In Russ.)

7. Mukhtarova N.R. Ponyatie professional'no-orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku na neyazykovykh fakul'tetakh vuzov [Concept of vocational-oriented foreign language education at non-language faculties of universities]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholokhova. Filologicheskie nauki [Bulletin of Moscow State University of Humanities named after Sholokhov. Philological sciences]. 2009, issue 2, pp. 95-102. (In Russ.)

8. Obraztsov P.I., Ivanova O.Yu. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku na neyazykovykh fakul'tetakh vuzov [Vocational-oriented foreign language education at non-language faculties of universities]. Orel: Izd-vo «Orlovskii gosudarstvennyi universitet», 2005, 114 p. (In Russ.)

9. Pokushalova L.V., Serebryakova L.T. Inostrannye yazyki v kontekste professional'no-orientirovannogo obucheniya [Foreign languages in the context of vocational training]. Sotsiosfera [Sotsiosfera]. 2011, issue 4, pp. 64-67. (In Russ.)

10. Prokhorova A.A. Mul'tilingval'noe obuchenie kak sostavlyayushchaya protsessa professional'noi podgotovki studentov tekhnicheskogo vuza [Multilingual education as part of the process of vocational training of students of a technical university]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of Volgograd State Pedagogical University]. 2019, no.9 (142), pp. 55-60. (In Russ.)

11. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Bazovyi kurs lektsii [Methods of teaching foreign languages. Basic lecture course]. Moscow: Prosveshchenie, 2002, 24 p. (In Russ.)

12. Shatilov S.F., Agafonova L.I. Nekotorye problemy sozdaniya peterburgskogo uchebnika inostrannogo (nemeckogo) yazyka na osnove usovershenstvovannogo varianta uchebnoj programmy [Some problems of creating a St. Petersburg textbook of a foreign (German) language based on the improvement of the curriculum version] // Tipy i soderzhanie programm po inostrannym yazykam. St. Petersburg: RAO, IOV, 1994, pp. 31-35. (In Russ.)

13. Shvetsova N.A., Khorosheva E.I. The problem of values and value attitude of education in the conditions of informatization of the society // Евразийский гуманитарный журнал. 2021. № 1. С. 101-111.

Информация об авторах И.А. Ямкина — старший преподаватель, Ивановский государственный энергетический университет. Information about the authors I.A. Yamkina — Senior Teacher, Ivanovo State Power Engineering University.

Статья поступила в редакцию 20.08.2021; одобрена после рецензирования 05.09.2021; принята к публикации 05.09.2021.

The article was submitted 20.08.2021; approved after reviewing 05.09.2021; accepted for publication 05.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.