Научная статья на тему 'РОЛЬ МОРСКОЙ МОДЫ В ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

РОЛЬ МОРСКОЙ МОДЫ В ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Морская мода / Балтийское море / Международные транспортные коридоры / белорусский импорт / Sea transport / Baltic Sea / International transport corridors / Belarusian imports

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.И. Елина, В.А. Глинский

В статье предложены варианты перенаправления белорусских грузопотоков с прибалтийских портов на российские. Показано значение Калининградской и Ленинградской областей в развитии отрасли морского транспорта Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MARITIME MODAL IN THE INTERMODAL LOGISTICS SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article offers options for redirecting Belarusian cargo flows from the Baltic ports to the Russian ones. The importance of the Kaliningrad and Leningrad regions in the development of the maritime transport industry of the Republic of Belarus is shown.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОРСКОЙ МОДЫ В ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 656.073.9

РОЛЬ МОРСКОЙ МОДЫ В ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Е. И. Елина Научный руководитель - В. А. Глинский

Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации Российская Федерация, 196210, г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38 E-mail: eseniya-elina@mail.ru

В статье предложены варианты перенаправления белорусских грузопотоков с прибалтийских портов на российские. Показано значение Калининградской и Ленинградской областей в развитии отрасли морского транспорта Республики Беларусь.

Ключевые слова: Морская мода, Балтийское море, Международные транспортные коридоры, белорусский импорт

THE ROLE OF MARITIME MODAL IN THE INTERMODAL LOGISTICS SYSTEM OF

THE REPUBLIC OF BELARUS

Y. I. Yelina Scientific Supervisor - V. A. Glinsky

St. Petersburg State University of Civil Aviation 38 Pilotov str., Saint Petersburg, 196210, Russian Federation E-mail: eseniya-elina@mail.ru

The article offers options for redirecting Belarusian cargo flows from the Baltic ports to the Russian ones. The importance of the Kaliningrad and Leningrad regions in the development of the maritime transport industry of the Republic of Belarus is shown.

Sea transport, Baltic Sea, International transport corridors, Belarusian imports

В связи с получением независимости и распадом СССР транспортная система Республики Беларусь (РБ) лишилась выхода к морям на западе - потеря четырех крупных экспортно-импортных портов в Калининграде, Клайпеде, Риге, Таллине. Но, в отличии от других стран, РБ смогла воспользоваться новыми геополитическими возможностями. Руководство в 90-е годы сумело сохранить экспорт ведущих товаров на российский рынок (молочная продукция, продовольственные товары и др.). Из-за сужения свободного пространства перемещений из России в Европу основные потоки переориентировались в экспортно-импортный коридор, проходящий через Беларусь.

Морской транспорт остается главной опорой международной торговли, перевозя более 80% физического объема мировых товаров. Флоту отдают предпочтение из-за сравнительно низкой себестоимости перевозок, большой грузоподъемности и возможности транспортировки на дальние расстояния [1].

При помощи морского транспорта ежегодно перевозится до 25 млн. тонн белорусских внешнеторговых грузов (калийные и азотные удобрения, нефтепродукты, металл, техника) в такие страны как Китай, Индия, Бразилия и др. (таблица 1). Основную долю составляют

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

белорусские грузы, имеющие экспортную направленность, что обуславливает экономическую целесообразность создания собственного морского торгового флота.

Таблица 1

Объем экспортируемой продукции из Республики Беларусь__

Наименование экспортируемой продукции Нефтепродукты Молочная продукция Селькохоз. техника, тракторы, грузовые автомобили Шины Лекарственные средства Черные металлы Калийные удобрения

Объем 11,9 млн. т. 759,8 тыс. т. 98,6 тыс. шт. 5 554.3 10 407 1 747,2 6 612,2

(2019 г.)

тыс. шт. тонн тыс. т. тыс. т.

Республика Беларусь, понимая необходимость наличия морского флота, но осознавая невозможность его формирования на своей территории из-за географических особенностей, ищет возможности его создания на территории других государств.

С 2012 г. начата регистрация судов в Государственном реестре морских судов Республики Беларусь. Под государственным флагом РБ зарегистрировано 9 судов, но планируется расширить данный показатель до 15, что позволит совершенствовать условия обеспечения привлекательности морских перевозок под белорусским флагом. Для этого требуется провести работу по присоединению РБ к международным актам в области морского права.

В связи с интенсивным ростом морских перевозок и развитием портовой инфраструктуры, важно принять системные меры по дальнейшему развитию отрасли морского транспорта.

Географическая близость двух стран Беларуси и Литвы влияет на торговые отношения. Согласно данным литовской стороны, белорусский импорт в Литву в 2019 году увеличился на 2,3% в сравнении с 2018 годом. Литва обеспечивает Беларуси оптимальные транспортно-логистические схемы доставки экспортно-импортных грузов. Литовская железная дорога в 2019 году перевезла 46,26 млн. тонн грузов, 14,2 млн. из которых предназначались для Беларуси (таблица 2). Для перевалки белорусской продукции в Клайпедском порту были построены специализированные грузовые терминалы. Однако из-за политической ситуации, РБ приняла решение о переориентации основных грузопотоков на российские порты.

Таблица 2

Объемы г рузов, переработанных в Клайпедском порту в 2019 г.

Направление грузопотока Грузопоток, млн. т. Доля в общем грузопотоке, %

Литва 27,06 58,5

Беларусь 14,2 30,7

Россия 3,7 8,0

Прочие страны 1,3 2,8

Всего 46,26 100,0

Для перенаправления потоков белорусских грузов через российские порты необходимо проработать экономические условия между транспортными и портовыми компаниями. Далее рассмотрено два варианта перенаправления грузопотоков, каждый из которых имеет положительные и отрицательные стороны.

Один из относительно близких для Беларуси российских портов - Калининградский.

Калининградская область обладает развитой транспортно-логистической сетью, объединяющей все виды транспорта. Региональными властями проводится работа по развитию имеющейся инфраструктуры и созданию новой, что свидетельствует о высокой заинтересованности региона в реализации своего транспортно-логистического потенциала.

Калининградский порт на юго-восточном побережье Балтийского моря имеет выгодное географическое расположение. Кроме того, порт находится на пересечении ответвлений трансъевропейских транспортных коридоров № 1А «Рига — Калининград — Гданьск» и № 9Д «Киев — Минск — Вильнюс — Калининград». Пропускная способность порта составляет 40 млн. тонн в год, однако загруженность порта на сегодняшний день всего 30% [2].

При перенаправлении белорусских грузов в Калининградский порт его пропускной способности будет достаточно для их обслуживания. Но существует и недостаток -отсутствие общей границы Беларуси и Калининградской области, поэтому потребуется использование дорог Литвы и Польши, что может стать невозможным ввиду политической ситуации. В связи с этим может потребоваться развитие Сувалкского коридора.

Вторым перспективным направлением является порт Усть-Луга. Порт расположен в юго-западной части Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива на пересечении двух международных транспортных коридоров: «Север-Юг» (Балтика, Черное и Каспийское море) и «Восток-Запад» (Европа-Азия). Пропускная способность порта 190 млн. тонн в год [3].

Для перенаправления грузопотока из Беларуси в порт Усть-Луга (Ленинградскую область) необходимо учесть несколько факторов:

- отсутствие прямого железнодорожного сообщения между РБ и портом Усть-Луга (для того, чтобы транспортировка и перевалка грузов была экономически выгодна, необходимо восстановить железную дорогу Полоцк — Псков — Гдов с прямым выходом на Усть-Лугу);

- высокие тарифы на железнодорожные перевозки (РЖД предоставляет 50% скидку Беларуси, однако перевозки с таким тарифом выходят дороже, чем в порт Клайпеды).

Отметим, что перенаправление грузопотока с порта Клайпеды на российские порты в Калининграде и Усть-Луге увеличит расстояние перевозки с 490 км до 590 км и 800 км соответственно.

Выводы:

1. Разработка предполагает расширение акционерного присутствия РБ в морском порте Усть-Луге;

2. Строительство портовых сооружений в Усть-Луге на правах национальной коммерческой собственности РБ;

3. Строительство «сухого порта» в районе пограничного перехода Езерище - Косенково;

4. Заключение транзитных соглашений с Россией на участке (Езерище - Усть-Луга) в рамках единого таможенного пространства;

5. Возможность формирования собственного морского флота и становления континентальной РБ полноправным резидентом в морской моде.

Внедрение проектов по переориентированию белорусских грузопотоков с прибалтийских портов на российские возможно только при реализации серьезных совместных инвестиционных проектов в Беларуси и России, представляющих обоюдный интерес для экономик двух стран. Все это становится достижимым при политической интеграции двух стран, исключающей разрыв достигнутых соглашений.

Библиографические ссылки

1. Глинский В. А. Транспортно-экспедиционное обслуживание. Международные интермодальные перевозки. Методические указания по изучению дисциплин/Университет ГА. Санкт-Петербург 2012.

2. Палагин Ю.И. Транспортная логистика и мультимодальные перевозки. Технологии, оптимизация, управление: учеб. Пособие. - СПб.: Политехника, 2015.

3. Интермодальные транспортно-логистические процессы: экспедирование, технологии, оптимизация / Палагин Ю.И., Глинский В. А., Мочалов А.И. // Учебное пособие. - СПб.: Политехника, 2019. С. 115-116.

© Елина Е.И., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.