УДК 351.77
Дорофеева Наталья Васильевна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических и психофизиологических основ физической культуры, Кузбасская государственная педагогическая академия, [email protected], Новокузнецк
Абаскалова Надежда Павловна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, заслуженный работник высшей школы РФ, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
РОЛЬ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ОЦЕНКЕ ИХ АДАПТАЦИИ К ВУЗУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ
Dorofeeva Natalya Vasilyevna
Candidate of biological sciences, docent of the department of theoretical and psychophysiological bases of physical culture Kusbass State Pedagogical Academy, Russia, Novokuznetsk, [email protected], Novokuznetsk
Abaskalova Nadezhda Pavlovna
Doctor ofpedagogical sciences, professor of the of chair anatomy, physiology and life safety NGPU, Honored Worker ofHigher School of Russian Federation Novosibirsk State Pedagogical UniversityRussia, [email protected], Novosibirsk
THE ROLE OF HEALTH MONITORING FRESHMEN TO ASSESS THEIR ADAPTATION TO THE UNIVERSITY IN MODERN LEARNING ENVIRONMENTS
В современном российском обществе, переживающем период динамичных рыночных реформ, сопровождающихся глубоким социально-экономическим кризисом, обостряется проблема психического и физического здоровья населения. Особую обеспокоенность вызывает проблема здоровья молодежи.
Студенчество как самостоятельная социальная группа населения всегда являлось объектом особого внимания. Проблемы здоровья молодежи занимают ключевые позиции в связи с целым рядом факторов. Во-первых, молодежь - основной резерв и значительная часть трудовых ресурсов народного хозяйства. Во-вторых, состояние здоровья молодых групп населения сегодня - это общественное здоровье (здоровье нации) через 10, 20, 30 лет.
Последние десятилетия характеризуются прогрессивным снижением уровня здоровья студентов. Во многом, это объясняется ухудшением экологической ситуации, неблагоприятными социально-экономическими изменениями, увеличением учебной нагрузки студентов, а также недостаточной образованностью студентов в сфере организации здорового образа жизни и неполной осведомленностью о состоянии собственного здоровья.
Сложившуюся ситуацию подтверждают многочисленные данные научных лабораторий различных регионов России (гг. Москвы, Санкт-Питер-бурга, Иркутска, Кемерово, Новосибирска, Новокузнецка и др.), выявившие реально существующие тенденции к ухудшению здоровья и физического состояния учащихся и студентов [1; 9; 6; 2].
Состояние здоровья студентов вузов стало в последние годы предметом пристального внимания Министерства образования РФ - Приказ Министра образования РФ № 1418 от 15.05.2000. Письмо ректорам вузов РФ №29/1530-6 от 03.05.01.
Студенчество - это единственная категория населения, где возрастные границы чрезвычайно узкие: студенты - первокурсники очной формы обучения имеют подростковый возраст до 18 лет (48%) и юношеский (52%). В этот период ещё не завершено физическое развитие. Кроме того, это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, нравственности [7]. Являясь специфической группой населения, студенчество, активно реагирует на процессы, происходящие в обществе. Снижение качества жизни, постоянная психологическая напряженность требуют от студентов мобилизации сил для адаптации к изменившимся условиям проживания и обучения, формирования новых межличностных отношений, высокой умственной нагрузке, что возможно только при оптимальном уровне здоровья.
Обучение в вузе - сложный образовательный процесс, имеющий свои специфические особенности. Новые обстановка, коллектив, формы и методы обучения, заставляют студентов по-новому мыслить, действовать и понимать, что в вузе когнитивный процесс носит более целенаправленный, специальный характер, который значительно отличается от обучения в школе.
В первые месяцы студенческой жизни первокурсники сталкиваются с трудностями, возникающими при переходе в новые условия обучения.
Происходит изменение многолетнего привычного рабочего стереотипа, результаты которого могут обусловить сравнительно низкую успеваемость, трудности в общении, понижение уровня учебной мотивации. Новая ситуация требует перестройки всей учебной деятельности студента, который сталкивается в вузе с новыми требованиями, с многоплановостью студенческой жизни, когда параллельно приходится посещать лекции, самостоятельно работать над литературой, осваивать дисциплины, и при этом активно участвовать в студенческой жизни. Серьёзной проблемой первокурсников является неумение организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в вузе [4].
Сохранение здоровья студентов высших учебных заведений во многом зависит от форм и методов учебного процесса, психологического климата в учебном заведении и от организации специализированной системы воспитания, развития и сохранения здоровья.
Своевременное распознавание и коррекция развивающихся дисфункций систем организма студентов возможны только при создании условий для
мониторинга их здоровья в динамике обучения в вузе, который включает в себя технологии отслеживания и оценки параметров состояния организма человека с точки зрения их соответствия нормативным возрастным и индивидуальным значениям [5].
Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг с двух позиций: как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе и как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации управленческого контроля (набор методик оценки состояния системы [10].
Основными задачами проводимого нами мониторинга является отслеживание здоровья студентов - первокурсников с целью обеспечения сохранности здоровья в учебном процессе и повышения качества образования в целом.
Мониторинг проводился по следующим направлениям: физическое, психологическое, социальное здоровье, характеризующие особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности студентов
- первокурсников, обучающихся на разных факультетах, ведущих малоподвижный образ жизни и занимающихся спортом. На основе результатом мониторинга создаются базы данных, в которых для каждого поступившего в вуз студента формируется паспорт здоровья, в который будут вноситься все показатели здоровья студента на протяжении всего срока обучения в вузе.
Ежегодно с 2003 г. на базе лаборатории валеологии Кузбасской государственной педагогической академии факультета физической культуры проводится мониторинг по методикам программы «Прогноз» (2003-2008 гг.), с 2009-2011 - по программе «Мониторинг здоровья студентов». Всего за текущий период было обследовано более 3000 студентов.
Итоги мониторинга позволяют проследить динамику коэффициента здоровья студентов, изучить нейродинамические и психофизиологические, индивидуально-типологические, личностные особенности студентов, обучающихся на разных факультетах и имеющие разные спортивные специализации; выявить эффективность учебной и спортивной деятельности студентов, имеющих разный уровень функциональной подвижности нервных процессов; определить совокупность факторов, влияющих на процесс адаптации студентов к обучению в вузе, провести комплекс диагностических мероприятий, направленных на исследование качественной и количественной оценки функциональных состояний, работоспособности, адаптивности и резервных возможностей человека с последующей экспресс - оценкой количества здоровья.
Согласно общепринятым физиологическим представлениям, динамику функционального состояния организма студентов и степень напряжения ре-
гуляторных систем во время обучения следует оценивать по параметрам изменений сердечно-сосудистой, центральной и вегетативной нервной систем как чувствительных индикаторов адаптации [3].
Проведя сравнительный анализ коэффициента здоровья и функционального состояния системы кровообращения (по P.M. Баевскому - УЗ = 0,01*ЧСС+0,014*СД+0,009*ДД+0,014*Р+0,009*М-0,009*В-0,27) студентов - первокурсников в динамике по годам поступления в КузГПА на естественно-географический факультет (ЕГФ), факультет физической культуры (ФФК), факультет иностранных языков (ФИЯ), получили следующие результаты (рисунок 1).
Г
Коффициент здоровья
Уел. ед.
2003 2005 2010
Н ФФК 2,7 2,8 3,04
□ ФИЯ 3,2 3,3 3,4
В ЕГФ 3,2 3,2 3,3
Рисунок 1 - Коэффициент здоровья студентов
Предлагается считать отличным функциональным состоянием системы кровообращения при показателе КЗ < 2,6; при КЗ, находящимся в пределах 2,6—3,1 - хорошим; при КЗ > 3,1 - неудовлетворительным.
Из рисунка 1 отчетливо видно, что коэффициента здоровья (КЗ) у студентов ФФК выше по сравнению с другими факультетами на протяжении трех лет. Самый низкий КЗ был отмечен у студентов ФИЯ в 2010 году (3,4 уел. ед.).
Учебно-воспитательный процесс спортивной направленности способствует постепенному и последовательному укреплению здоровья: представители спортивного факультета имеют лучшее функциональное состояние системы кровообращения. Это объясняется достаточно большими возможностями функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной), в отличие от студентов, обучающихся на других факультетах, хотя в динамике по годам, мы видим небольшое снижение КЗ у представителей всех факультетов (рисунок 1).
Результаты медицинского осмотра студентов 1 курса показал следующее распределение по медицинским группам для занятий физической культурой: основная группа: естественно-географический факультет - 69,5%, СМГ - 30,5% факультет иностранных языков - 64,3%, СМГ - 35,7%, факультет физической культуры - 100% (рисунок 2). Сопоставляя эти данные с данными по коэффициенту здоровья, мы видим совпадение результатов.
Распределение по медицинским группам
100
■ Основная группа □ СМГ
ЯШ?
0 1 2 3
■ Основная группа 69,5 64,3 100
□ СМГ 30,5 35,7
Рисунок 2 - Распределение студентов по медицинским группам
В последние годы возрос интерес к психофизиологическому потенциалу индивида, так как степень адаптации к обучению во многом зависит от выраженности и формы набора личностных, нейродинамических и вегетативных характеристик.
Исследование психодинамических функций выявило, что самый высокий показатель уровня внимания на факультете физической культуры:
0,56 + 0,05 ошибок за 15,82 + 0,4 сек, затем следуют студенты факультета иностранных языков: 0,57+ 0,04 ошибок за 17,06 + 0,4, а самый низкий показатель на естественно-географическом факультете: 0,63 + 0,03 ошибок за 18,8 + 0,5 сек. Возможно, это объясняется тем, что рационально построенный режим умственной и физической деятельности студентов ФФК повышает показатели их физического и психического статуса, увеличивает сопротивляемость организма, улучшает способность к концентрации и активации внимания, повышает устойчивость к острому умственному утомлению, увеличивает продуктивность умственной работы, повышает эффективность усвоения учебного материала.
Самый высокий уровень кратковременной зрительной памяти был отмечен на факультете иностранных языков, а самый низкий - на факультете физической культуры. Полученные данные свидетельствуют о том, что
у студентов с низким уровнем двигательной активности (ФИЯ) эффективность кратковременной зрительной памяти выше, чем у студентов (ФФК), уровень двигательной активности которых составляет 14 часов в неделю и более, что согласуется с литературными данными [8].
Функциональная подвижность нервных процессов характеризует наивысший для каждого индивида уровень выполнения работы, предусматривающий, наряду с положительными реакциями и дифференцировку, т. е. экстренное переключение действий, быструю поочередную смену возбудительного и тормозного процессов. Таким образом, данное свойство отражает способность нервной системы к выполнению в единицу времени определенного количества рабочих циклов при действии положительных и тормозных сигналов.
Высокий уровень подвижности нервных процессов студентов факультета физической культуры объясняется наличием разнонаправленных спортивных дисциплин в учебной деятельности, что позволяет студентам развиваться гармонично, то есть не в рамках спортивной специализации, а раз-нонаправлено, развивая при этом те качества, которые не развивались при занятиях определенным видом спорта. В тоже время высокие показатели факультета иностранных языков и физико-математического факультета, возможно, объясняются необходимостью запоминания, заучивания, воспроизведения и применения большого объема специализированной информации (иностранные слова, формулы, теоремы) (рисунок 3).
Рисунок 3 - Средние значения показателей функциональной подвижности нервных процессов студентов
По результатам проведенного мониторинга была выявлена зависимость между нейродинамическими и психологическими особенностями студентов, личностными качествами и уровнем тревожности, эффективностью де-
ятельности студентов, имеющих разный уровень функциональной подвижности нервных процессов. На основе полученных данных обследованных студентов - первокурсников различных факультетов была выявлена корреляционная зависимость психофизиологических показателей и построена интеркорреляционная плеяда с достоверностью р<0,05 (рисунок 4).
Рисунок 4 - Корреляционные связи между нейродинамическими, психодинамическими показателями и коэффициентом здоровья
прямая связь обратная связь
Анализ личностных особенностей студентов с различной степенью адап-тированности показал, что адаптация к обучению в вузе идет как приспособление не только к новой деятельности, но и к новой социально-психологической среде. Установлено, что студенты, характеризующиеся общительностью и коммуникабельностью легко адаптируются к новой социальной среде и имеют «малую» физиологическую «плату» за адаптации: у них лучше успеваемость и меньший процент отчисленных.
Представленные результаты свидетельствуют о том, что мониторинг позволяет выявить не только индивидуально-типологические, личностные особенности студентов, связанные со спецификой процесса обучения, но уровень состояния здоровья и успешность адаптации студентов к учебному процессу в высшей школе.
Библиографический список
1. Абаскалова, Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «Школа-вуз» [Текст]/ Н. П. Абаскалова. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2001. - 316 с.
2. Рубанович, В. Б. Мониторинг физического здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности [Текст]/ В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман II Здоровьесберегающее образование.-2010.-№ 1,- С. 97-100
3. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии [Текст]/ Р. М. Баевский. - М.: Медицина, 1979. - 298 с.
4. Березина, М. Г. Роль психофизиологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности [Текст]: автореф.. .канд. биол. наук/ М. Г. Березина.- Новосибирск, 2000. - 23 с.
5. Изаак, С. И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография [Текст]/ С. И. Изаак. - М.: Советский спорт, 2005. - 196 с.
6. Казин, Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психологопедагогические аспекты [Текст]/ Э. М. Казин.- Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 214 с.
7. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков [Текст] / В. Р. Кучма. - М. Медицина, 2003.-384 с.
8. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]/ А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М.: Терра-Спорт, 2001. - 520 с.
9. Дорофеева, Н. В. Отслеживание и оценка параметров состояния организма студентов первого курса КузГПА [Текст]/ Н. В. Дорофеева, Н. В. Минчен-кова, И. В. Овечкина II Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции.
- Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2006. - С. 19-23.
10. Петрухин, В. В. Проблема организации и апробации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении [Текст] / В.В. Петрухин II Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 15 января, http://www.eidos.ru/ ] оигпа1/2007/0115-7.htm.