Научная статья на тему 'Динамика показателей психического состояния, физического здоровья и успеваемости студентов в процессе обучения'

Динамика показателей психического состояния, физического здоровья и успеваемости студентов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
420
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дорофеева Наталья Васильевна

Сохранение здоровья в образовательном процессе является государственной задачей. Повышенные физические, психические и умственные нагрузки, которые испытывают студенты выс ших учебных учреждений, к сожалению, не способствуют повышению уровня здоровья и их успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дорофеева Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей психического состояния, физического здоровья и успеваемости студентов в процессе обучения»

НАУЧНАЯ ШКОЛА-СЕМИНАР «ЗДОРОВЬЕ: ФИЗИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ...

УДК: 378+159.91

Дорофеева Наталья Васильевна

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических и психофизиологических основ физической культуры Кузбасская государственная педагогическая академия Россия, natdor13@mail.ru, Новокузнецк

динамика показателей психического состояния, физического здоровья и успеваемости студентов В ПРОЦЕССЕ обучения

Аннотация. Сохранение здоровья в образовательном процессе является государственной задачей. Повышенные физические, психические и умственные нагрузки, которые испытывают студенты высших учебных учреждений, к сожалению, не способствуют повышению уровня здоровья и их успеваемости.

Ключевые слова: студенты, мониторинг здоровья, физическое здоровье, психическое состояние, успеваемость.

Dorofeeva Natalya Vasilyevna

Candidate of Biological sciences, Associate professor of the Department of Theoretical and Psychophysiological bases of physical culture at the Kusbass State Pedagogical Academy, Russia, natdor13@mail.ru, Novokuznetsk

DYNAMICS OF THE INDICES OF MENTAL CONDITION, PHYSICAL HEALTH AND PROGRESS OF STUDENTS IN THE INSTRUCTION PROCESS

Abstract: The health protection in the educational process is a state task. The increased physical, mental and mental loads, which the students experience at higher schools, do not, unfortunately, contribute to raising the level of health and their learning progress.

Keywords:: students, monitoring health, physical health, mental condition, progress.

Проблема здоровья нации - актуальная проблема современности. Образовательная среда должна обеспечить сегодня не только успешность обучения, но и его здоровье [2].

Образование и здоровье студентов нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Студенческая молодежь имеет определенный статус здоровья, который сформировался в предыдущие годы, особенно за годы обучения в школе. Структура и условия учебного процесса в вузе по сравнению со школой усложняется: увеличивается объем учебной нагрузки, изменяются формы и методы преподавания, повышаются педагогические требования Высокая умственная и психоэмоциональная нагрузка, вынужденные частые нарушения режима труда, отдыха и питания, кризис нравственных ценностей, неуверенность в своем будущем и многие другие факторы требуют от студентов моби-

лизации сил для социальной и физиологической адаптации к новым условиям обучения, для преодоления сложных жизненных ситуаций. Укрепление и охрана здоровья, повышение работоспособности студенческой молодежи - одна из главных задач совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров, так как состояние здоровья студентов, наряду с профессиональны уровнем, следует рассматривать как один из показателей качества их подготовки [3].

Не случайно, на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ 11.02.2009 принято решение «О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся», в котором определяется «необходимость включения в программы высшего педагогического образования модулей, обе-спечиваюших подготовку кадров для ре-

шения задач по здоровьесберегающей деятельности и формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни [1].

В лаборатории функциональных исследований Кузбасской педагогической академии проведено исследование по программе «Мониторинг здоровья студентов», разработанной преподавателями Новосибирского государственного педагогического университета под руководством профессора Р. И. Айзмана.

Исследовательская работа проводилась в период с 2010 по 2012 год. Одни и те же студенты обследовались на 1 и 2 курсах очного обучения, соответственно в возрасте 17-18 и 19-20 лет. На первом этапе исследования в период с октября по декабрь 2010 года диагностировались исходные данные психических состояний и состояния соматического здоровья студентов. Задача второго этапа исследования (февраль 2011-февраль 2012 года) состояла в определении динамики изучаемых показателей.

Контрольные исследования, по результатам которых определялось изменение психических состояний, состояния соматического здоровья и успеваемости студентов, проводились в конце каждого учебного семестра.

Педагогические контрольные испытания проводились для изучения уровня соматического здоровья студентов. Были проведены следующие измерения: рост стоя, вес, частота сердечных сокращений в состоянии покоя и после 20 приседаний за 30с, артериальное давление, жизненяая емкость легких, кистевая динамометрия, время восстановле-

ние после 20-и приседаний. Все измерения проводились по общепринятым методикам. Уровень физического здоровья студентов был определен по энергопотенциалу каждого из них, для этого использовались «Шкалы соматического здоровья», предложенные Г. Л. Апанасенко.

За основу успеваемости студентов нами брались результаты экзаменационных сессий, определенных учебными планами факультетов. При этом определялась количественная успеваемость (% студентов сдавших сессию) и качественная успеваемость (% студентов, сдавших сессию на «хорошо» и «отлично»).

Для изучения динамики психического состояния студентов в процессе эксперимента проводилось анкетирование: для определения социально-психологической адаптивности студентов использовался опросник социально психологической адаптивности (СПА) А. К. Осницкого; определение динамики психических состояний студентов -тест «Самооценка психических состояний» Айзенка.

Для выявления динамики изучаемых показателей были проведены четыре среза исследований. Результаты начального обследования явились исходными для дальнейшего сравнения (первое измерение проводилось в начале учебного года - в октябре, второе -в конце первого учебного семестра - в феврале, третье и четвертое измерения соответственно в начале - октябре и в конце -феврале каждого последующего учебного семесвра).

В низкий □ ниже среднего 0 средний □ выше среднего Н высокий

уис. 1. Уровень соматияескоио здоровья студентов

Определение уровня соматического здоровья показало в основном, средние значения как у студентов ФФК, так и у студентов ЕГФ (рис. 1).

В то же время, распределение показателей у студентов двух факультетов различно: у студентов ФФК показатели группируются около значений «средний», «выше среднего», у студентов ЕГФ основная масса показателей соответствует значениям «средний», «ниже среднего». Возможно, это объясняется спецификой факультетов: на ФФК обучаются, в основном, студенты-спортсмены, активная двигательная деятельность которых позволяет достичь достаточно высоких показателей по уровню соматического здоровья.

Определение психических состояний студентов перед началом обучения в вузе не выявило существенной разницы между показателями у студентов двух факультетов. Однако можно отметить более низкие показатели треважностх, фрустрации, ригидности у студентов ФФК. Вероятно, это связано с тем, что студентам ФФК, активно и регулярно занимающихся физическими упражнениями, им свойственны более высокий уровень саморегуляции, умение управлять своим поведением, преодоление арудно стей, умения четко двигаться к намеченной цели.

Уровень агрессивности же у студентов ФФК выше, чем у сокурсников с ЕГФ, что тоже можно объяснить спецификой физкультурно-спортивной деятельности: процесс

многолетней тренировки и участие в соревнованиях предполагает формирование « доброкачественной» агрессид (настойчивость,

напористость, спортивная злость, мужество).

Анализ теста А. К. Осницкого показал, что студенты двух факультетов, в основном, адаптировались к условиям обучения в вузе. Более высокие показатели адаптивности, принятия себя, эмоционального комфорта, внутреннего контроля, адаптации, само-принятия, эмоциональной комфортности, интернальности, стремления к доминированию студентов ФФК возможно объясняется влиянием систематических занятий физическими упражнениями на организм студентов в плане совершенствования механизмов саморегуляции, играющих одну из главных ролей в процгссе адаптации.

Анализ двухлетней динамики изучаемых показатеоей позволил выявить, что уровень соматического здоровья студентов значительно не изменяется в процессе обучения, одвхко у студентов ФФК динамика имеет положительный характер, а у студентов ЕГФ - отрицательный (рис. 2).

Причем межгрупповое сравнение показателей выявило статистически значимые значения. Оче видно, высокая учебная нагрузка и недостаточный объем двигательной активности студентов ЕГФ не позяоляют им в достаточной степони эффективно поддерживать состояние здоровья на должном уровне.

Анализ динамики психических состояний показал следующее: показатели тревожности студентов ФФК на протяжении процесса обучения снижаются, достигая значений низкого уровня к началу II курса. У студентов ЕГФ - снижаются незначительно, оставаясь, в основном, на среднем уровне (рис. 3).

ю

II семестр -■-ЕГФ

III семестр измерения

Рис. 2. Динамика показателей соматического здоровья студентов в процессе эксперимента

10

8

6

4

2

0

Динамика тревожности студентов

ф

I

о

X

о

ф

о

о

со

ф

о

ф

о

о

со

С1

ф

о

-ФФК

•ЕГФ

ф

о

о

со

измерения

10

Динамика фрустрации

ФФК

— а измерения

К I е

• ЕГФ

Динамика агрессивности

-ФФК

-ЕГФ

изменения

8

6

Рис. 3 Динамика психических состояний студентов в процессе эксперимента

В данном случае, очевидно, можно говорить о том, что большой объем двигательной активности, связанный с изучением спортивно-педагогических дисциплин, содействует скорейшей адаптации студентов к условиям обучения в данном вузе, снижая тем самым уровень тревожности у студентов.

Подобная динамика наблюдается при изменении показателей фрустрации. Студенты ФФК более адекватно могут оценить результаты деятельности, связанной с изучением спортивно-педагогических дисциплин, так как имеют достаточно большой двигательный опыт. Студенты ЕГФ испытывают высокое нервно-психическое напряжение во время обученля, связанное с освоением болыпоно количества теоиетических дисциплин, требующих умений эффективно работать самостоятельно. Неоправданно высокие ожидания результатов обучения может оказывата влияние иа вбзникеовение состо-яоия фр.страции.

Агрессивность и ригидность студентов обоих факультетоб снижается в процессе обучения, что говорит о совершенствовании механизмов адаптации студентов к условиям обучения, умения ставить и достигать

учебных целей, используя сформированные умения и навыки.

Анализ показателей динамики теста А. Осницкого показал незначительный разброс результатов по всем параметрам теста у студентов дву х факультетов, что говорит о совершенствовании механизмов адаптации и стабилизации психических состояний студентов ко II году обучения в вузе.

Успеваемость студентов от семестра к семестру меняется незначительно, причем наиболее высокие результаты получены в конце первого года обучения (1семестр качественная ус певнемость ФФК -55%, средний балл -3,6, ЕГФ -57% и 3,8 соответственно, 2 стестр ФФК -58% и 3, 8, ЕГФ - 60% и 4, 0).

Поступив в высшее учебное заведение, молодые люди оказываются в новой для лебя учебной ситуоции, к которой у них еще не появилось определенного отношения, не сложились когнитивные и эмоциональные связи, отсутствует субъективное представление о качественных характеристиках этой среды. Особую сложность представаяет тот факт, что, с одной стороны, первокурсники получают большую свободу в различных сферах деятельности в ВУЗе. Повседнев-

ный контроль за учебной деятельностью студента мягче, чем в школе. С другой стороны - студент должен быть более самостоятельным, ему необходимо научиться самому контролировать и организовывать свой учебный процесс. Наказания за неуспеваемость более жесткие, чем в школе, вплоть до отчисления из института. Возникает ситуация которая требует высокого уровня развитости «внутреннего цензора» - ответственности, воспитываемого на занятиях физическими упражнениями. В то же время более низкую успеваемость студентов ФФК по сравнению с однокурсниками ЕГФ, на наш взгляд можно объяснить большим количеством пропусков определенной части студентов, связанных с подготовкой и участием в соревнованиях различного уровня.

Таким образом, исследование показало, что студенты ФФК более быстро адаптируются к условиям обучения в вузе, имеют стабильную динамику психических состояний, более высокий уровень здоровья, чем студенты ЕГФ, но успеваемость несколько хуже.

На основании проведенного анализа состояния здоровья студентов, установлено, что ухудшение состояния здоровья студен-

тов связано не столько с учебной нагрузкой в вузе, но прежде всего, зависит от исходного состояния здоровья обучающихся.

Полученные данные позволят, на наш взгляд, рационализировать процесс обучения в вузе, способствовать созданию таких условий обучения, которые бы не только оптимизировали психические процессы, но и сохраняли и укрепляли здоровье студентов, повышали качество обучения.

Библиографический список

1. Абаскалова Н. П. Формирование у бакалавров и магистров общекультурных и профессиональных компетенций в области здоро-вьесбережения// Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2012. - №2. - С. 17-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Рубанович В. Б., Лебедев А. В. Программа комплексной оценки здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений. Регистрационное свидетельство № 0320801703 от 18 августа 2008 г. ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 12930.

3. Мельникова М. М., Абаскалова Н. П. Концептуальные подходы к системе организации здоровьесберегающего образования в вузе // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, - 2007. - №9. - С. 304-314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.