Научная статья на тему 'РОЛЬ МОНАРХА В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ КОРОЛЕВСТВА БЕЛЬГИИ)'

РОЛЬ МОНАРХА В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ КОРОЛЕВСТВА БЕЛЬГИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЛЬГИЯ / КОРОЛЬ БЕЛЬГИЙЦЕВ ЛЕОПОЛЬД L / КОРОЛЬ БЕЛЬГИЙЦЕВ ЛЕОПОЛЬД LL / КОРОЛЬ БЕЛЬГИЙЦЕВ ФИЛИПП / КОВИД-19 / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО / БЕЛЬГИЙСКОЕ КОНГО / СОФИ ВИЛЬМЕС / «ОТКРЫТЫЕ ФЛАМАНДСКИЕ ЛИБЕРАЛЫ И ДЕМОКРАТЫ» (OPEN VLD) / «ФРАНКОФОННЫЕ ЛИБЕРАЛЫ» / «НФА» / «ФЛАМАНДСКИЙ ИНТЕРЕС» / ФЛАНДРИЯ / ВАЛЛОНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермакова Элла Владимировна

Стремительное развитие цифровых технологий в XXI веке сталкивает человечество с новыми вызовами: от ломки глобальной системы управления обществом до переосмысления роли национальных государств в современном глобальном мире. Новые скорости развития общества диктуют новые подходы к самой идее власти, ставят под вопрос прежние формы правления, предлагая в качестве альтернативы наднациональные властные структуры. Тем более удивителен в наше время достаточно живой общественный интерес к странам с монархической формой правления, которые в основном сосредоточены в Европе и Азии. Сегодня монархические институты власти не должны восприниматься как нечто архаичное и неподвижное. Современные монархии проделали сложный путь модернизации, в попытке вернуть себе объединительный статус последней инстанции, когда решается судьба страны. В данной статье рассматривается феномен королевства Бельгии, где в последние годы, отмеченные и традиционными межнациональными конфликтами, проблемами борьбы с коронавирусом и последствиями колониального прошлого, последовательно растёт авторитет короля. Автор рассматривает факторы, объясняющие это явление, которое может стать стабилизирующим во время всеобщего социально-политического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A MONARCH IN THE AGE OF DIGITAL TECHNOLOGIES (BY THE EXAMPLE OF THE KINGDOM OF BELGIUM)

The rapid development of digital technologies in the 21st century confronts humanity with new challenges: from breaking the global system of social governance to rethinking the role of nation states in the modern global world. New rates of development of society dictate new approaches to the very idea of power, which put a question about the old forms of government, offering supranational power structures as an alternative. Even more surprising in our time is the rather lively public interest in countries with a monarchical form of government, which are mainly concentrated in Europe and Asia. Today, monarchical institutions of power should not be perceived as something archaic and immovable. Modern monarchies have gone through a difficult path of modernization in an attempt to regain the unifying status of the last resort when the fate of the country is decided. This article examines the phenomenon of the Kingdom of Belgium, where in recent years, marked by traditional interethnic conflicts, the problems of combating the coronavirus and the consequences of the colonial past, the authority of the king has been consistently growing. The author examines the factors that explain this phenomenon, which can become stabilizing during a general socio-political crisis.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОНАРХА В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ КОРОЛЕВСТВА БЕЛЬГИИ)»

Роль монарха в эпоху цифровых технологий (на примере Королевства Бельгии)

Ермакова Элла Владимировна,

кандидат исторических наук, доцент, кафедра французского языка, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России)

E-mail: [email protected]

Стремительное развитие цифровых технологий в XXI веке сталкивает человечество с новыми вызовами: от ломки глобальной системы управления обществом до переосмысления роли национальных государств в современном глобальном мире. Новые скорости развития общества диктуют новые подходы к самой идее власти, ставят под вопрос прежние формы правления, предлагая в качестве альтернативы наднациональные властные структуры. Тем более удивителен в наше время достаточно живой общественный интерес к странам с монархической формой правления,которые в основном сосредоточены в Европе и Азии. Сегодня монархические институты власти не должны восприниматься как нечто архаичное и неподвижное. Современные монархии проделали сложный путь модернизации, в попытке вернуть себе объединительный статус последней инстанции, когда решается судьба страны. В данной статье рассматривается феномен королевства Бельгии, где в последние годы, отмеченные и традиционными межнациональными конфликтами, проблемами борьбы с коронавирусом и последствиями колониального прошлого, последовательно растёт авторитет короля. Автор рассматривает факторы, объясняющие это явление, которое может стать стабилизирующим во время всеобщего социально-политического кризиса.

Ключевые слова: Бельгия, король бельгийцев Леопольд l, король бельгийцев Леопольд ll, король бельгийцев Филипп, Ковид-19, Демократическая Республика Конго, Бельгийское Конго, Софи Вильмес, «Открытые фламандские либералы и демократы» (Open VLD), «Франкофонные либералы», «НФА», «Фламандский интерес», Фландрия, Валлония.

Никто в Европе не оспаривает лидерство по популярности английского королевского двора. Сайт королевства обновляется ежечасно, заманивая подписчиков яркими нарядами всех членов королевской семьи, видеорядом официальных визитов, прямыми трансляциями и историческими документами.

Место королевства Бельгии в европейской монаршей семье по сравнению с Великобританией не столь заметно. Однако в последнее десятилетие авторитет короля бельгийцев Филиппа среди собственного населения неуклонно растёт. Этот стабилизирующий феномен заслуживает особого внимания, поскольку речь идёт, во-первых, о самой молодой, искусственно созданной монархии в Европе, и, во-вторых, о стране с очень запутанным клубком межнациональных противоречий, особенно проявляющихся в традиционном противостоянии валлонского и фламандского сообществ.

Своеобразие бельгийской монархии обусловлено рядом факторов, уходящих корнями в сравнительно недавнюю историю, когда в 1830 году Бельгия, выйдя из состава нидерландского королевства, получила независимость. В декабре -январе 1830-1831 г. Лондонская конференция признала суверенитет Бельгии и провозгласила её постоянный нейтралитет, который был гарантирован Великобританией и Францией [Ермакова, 2014, 21-31].

Бельгия была объявлена королевством с конституционной формой правления во главе с королём Леопольдом-Георгом-Христианом-Фредериком Саксен-Кобургским, который происходил из древнего рода герцога Бранден-бургского Альберта по прозвищу Медведь, время правления которого относится к X в. Рдоипе1, 1989, 85].

Первый король бельгийцев Леопольд I принёс присягу 21 июля 1831 г. Этот день стал для Бельгии нацио-

184

нальным праздником. До своего вступления на престол Леопольд Саксен-Кобургский делал солидную военную карьеру, не представляя себе, что однажды может стать королём. Он даже служил в ранге полковника в русской армии, в Измайловском полку, во время войны с Наполеоном. Однако, поднявшись на престол нового молодого государства, Леопольд I проявил себя незаурядным политическим деятелем. За тридцать лет правления, до своей смерти (1831-1865 гг.) Леопольду I удалось сделать немало для становления и укрепления Бельгии: он урегулировал проблему размежевания границ с Нидерландами, содействовал активному развитию промышленности, торговли, строительству железных дорог, способствовал развитию и расширению системы доступного образования. Именно при Леопольде I появились теперь уже известные во всём мире государственные университеты в Льеже и Генте. Главной политической заслугой Леопольда I было создание в Бельгии такой парламентской системы, при которой две основные политические партии сменяли друг друга, предоставляя возможность королю опираться на большинство. Недаром современники его называли «Европейским оракулом» за влияние на мировую политику [Leopold Ier, www].

Эта система сохраняется и в современной Бельгии уже при правлении потомка Леопольда I, короля Филиппа.

Однако вместе с несомненными достижениями современная бельгийская монархия унаследовала и немало сложных проблем, уходящих корнями в историю страны. Помимо внутриполитических вопросов, связанных с традиционным непримиримым противостоянием Фламандского и Французского сообществ, Бельгия столкнулась с необходимостью решать и внешнеполитические проблемы, в частности те, которые берут начало в колониальной политике сына Леопольда I Леопольда II в Африке, в Бельгийском Конго.

Определить роль королей бельгийцев невозможно без краткого экскурса в Конституцию Бельгии, которая была

принята 7 февраля 1831 года. Полномочия и обязанности монарха прописаны в Главе III, Разделе I и III, которые так и называются «О Короле» и «Компетенция» [Конституции..., 1997, 125-126].

В статьях 105-114 определены все полномочия Короля бельгийцев, причём каждое королевское право тут же сопровождается ограничением. Так по Ст. 106 Конституции Бельгии, «никакой акт Короля не может иметь силы, если он не контрассигнован министром, который тем самым несёт за него ответственность». Или же, например, в Ст. 108 содержится право Короля принимать регламенты и постановления, необходимые для исполнения закона, но при этом он не правомочен как приостанавливать сами законы, так и освобождать от их исполнения [Конституции., 1997, 125126].

При этом именно Король утверждает и промульгирует законы (Ст. 109). Он также имеет право приостанавливать или смягчать назначенные судьями наказания, за исключением решений, вынесенных относительно министров и членов правительств сообщества и региона (Ст. 110).

Король также может помиловать министра или члена сообщества или региона, осуждённого Кассационным судом, только по просьбе Палаты представителей или соответствующего Совета (Ст. 111). Король имеет право присваивать дворянские титулы, но, ни в коем случае не связывая с ними какие-либо привилегии (Ст. 113). Король жалует военные ордена, соблюдая при этом предписания закона (Ст. 114). Даже право Короля чеканить монету сопровождается пояснением «во исполнении закона» (Ст. 112) [Конституции., 1997, 125-126].

Помимо вышеуказанных полномочий Король бельгийцев, согласно Ст. 167 § 1 Конституции, руководит всеми международными отношениями, независимо от компетенций сообществ и регионов в регулировании международного сотрудничества.

По той же Ст. 167 § 1 Король командует вооружёнными силами и вводит военное положение, а также прекраща-

185

ет военные действия. Он информирует об этом палаты Парламента, как только интересы страны ему это позволяют [Конституции..., 1997, 125-126].

Ст. l67 § 2 Конституции даёт Королю право заключать договоры, за исключением тех, которые заключаются правительствами сообщества и региона в пределах их полномочий. Эти договоры вступают в силу только после получения согласия совета [Ермакова, 2014, 39-41].

Как видно из Основного закона Королевства Бельгии, любое полномочие Короля тут же сопровождается контролирующими оговорками со стороны парламента, которые имеют целью поставить преграду любым возможным проявлениям абсолютизма королевской власти в ущерб существующей конституционной формы монархии. Конституционный монарх, согласно образному определению британского политолога Вернона Богданора, это «суверен, который царствует, но не правит» [Vernon, 1996, 407-422].

За почти два столетия своего существования бельгийская монархия прошла сложный путь, связанный и с потерей своего первоначального влияния, и с постоянными попытками удержать авторитет на достойном уровне, соответствовать задачам и требованиям меняющегося мира.

До 1909 г. короли бельгийцев активно занимались внешней политикой без консультаций со своими министрами. Однако в дальнейшем ни Альберт I (годы правления 1909-1934), ни его старший сын Король Леопольд III (с 1934 по 1951 гг.) уже не могли похвастаться реальным влиянием на принятие решений в королевстве [Wynants, 2002, 9].

Уменьшение роли монарха постоянно наблюдалось и в такой сфере как оборона и безопасность страны, несмотря на то, что Конституция страны, как было отмечено выше, наделяет Короля особыми полномочиями в этой сфере: личное командование армией в предвоенное и военное время и последующие широкие политические полномочия в случае капитуляции. Однако все попытки

бельгийских монархов добиться реального контроля над вооружёнными силами не увенчались успехом, каждый раз встречая твёрдое сопротивление со стороны кабинета министров.

Так зачем же тогда сохранять устаревшую монархию в эпоху, когда происходит слом всех существовавших прежде форм правления в пользу глобального цифрового управления обществом? Почему в эпоху стремительного прорыва новых методов управления в современных монархиях так настойчиво рекламируются королевские семьи, тратятся огромные бюджетные деньги на их содержание, торжественные выходы и мероприятия, ежедневно обновляющуюся информацию в СМИ, на сайтах в интернете и прочие, на первый взгляд, ненужные траты?

Однако сегодня, когда кризис глобального проекта управления общества стал очевиден, страны сталкиваются с проблемой поиска собственной аутентичности, суверенитета, национальной идеи, способных объединить нацию для развития в новых условиях. И тут выясняется, что у стран с монархической формой правления гораздо больше шансов объединить нацию, поскольку у них есть проверенный веками механизм для реализации этих целей - монарх.

Король бельгийцев Филипп, находящийся у власти с 2013 года, является гарантом целостности страны, которая находится под угрозой раскола из-за противостояния Фламандского и Французского сообществ. Это основная, цементирующая роль короля бельгийцев, который всегда должен оставаться над внутренними конфликтами, быть объективным и беспристрастным, стараясь прийти к консенсусу в интересах единства страны.

Существует и другое мнение. Противники института монархии считают, что королевские семьи тратят неоправданно огромные суммы на предметы роскоши, одежду, визиты, приемы и прочие затратные мероприятия. Им возражают, что в действительности затраты на монаршие семьи окупаются тем моральным и цементирующим влиянием

186

на общество, которое они оказывают, особенно в драматичные моменты для общества: войны, стихийные бедствия, теракты, эпидемии. К тому же в реальности все королевские траты жёстко контролируются и регламентируются со стороны правительства и составляют определённую статью бюджета. Так, ежегодная часть государственного бюджета, которая предоставляется в личное распоряжение монарха для потребностей его и его семьи (цивильный лист) составляет 12.525.000 €. Для сравнения можно посмотреть доходы самых богатых людей в мире, чтобы понять, насколько «бедными» могут быть их величества [Le budget, www].

К тому же ежегодно все члены королевской семьи, которые получают государственное финансирование, представляют премьер-министру отчёт об общественно полезной деятельности, которую они вели в течение года, используя бюджетные ассигнования [Dotations, www].

Король бельгийцев до сих пор сохраняет ещё одну привилегию, которая также вызывает общественную полемику - он не платит налоги. Особенно резко против этого «анахронизма» выступают фламандские националисты [Fonteneau, www].

И всё же, когда общество реально сталкивается со сложнейшими социально-политическими и экономическими проблемами, возникает естественная потребность людей найти поддержку и опору в сильном лидере. Будь то король, президент или премьер-министр.

У короля бельгийцев Филиппа за последние годы появился уникальный шанс продемонстрировать своим подданным реальный смысл существования бельгийской монархии в XXI в.

Речь идёт, прежде всего, об эпохальном для всего человечества периоде -конце 2019 - начале 2020 гг. Тогда был дан официальный старт самого важного этапа глобального проекта с целью тотального пересмотра управления обществом - объявление о планетарной пандемии. Идеи всеобщего цифрового

контроля над миллиардами жителями Земли как никогда раньше оказались близки к реализации. Разделённые на различные категории, люди по всему свету за считанные месяцы превратились из мирных потребителей в масочных носителей знаменитых QR-кодов со всеми вытекающими последствиями. Были закрыты границы стран, городов, улиц, домов, введены жёсткие локда-уны, уничтожающие целые экономики и лишающие простых людей средств к существованию, началось проведение поголовного медицинского эксперимента с сомнительной эффективностью. При этом нельзя забывать, что коварный Covid-19 продолжал триумфальное шествие по Планете, порождая теории и вымыслы о своём происхождении, безжалостно сталкивая интересы мировых фармацевтических монстров в погоне за сверхприбылями, разделив теперь уже медицинское сообщество на тех, кто за и кто против.

Бельгия среди других западноевропейских стран пострадала от последствий санитарной катастрофы больше других. Несмотря на тотальную вакцинацию, число заболевших и скончавшихся росло прямо пропорционально числу вакцинированных [Ермакова, 2021, 22-31].

Санитарные ограничение и их последствия вызвали в стране серьёзный социально-политический кризис.

Опросы общественного мнения показали, что больше, чем страх перед новой болезнью, бельгийцев волнует стремительное распространение электронных систем слежения, всеобъемлющая циф-ровизация общества под видом борьбы с пандемией, что наносит удар по демократическим завоеваниям, в частности, по свободе передвижения. Опасность таится в так называемых «специальных полномочиях», на которые получило право во время пандемии 2020 г. кризисное правительство Софи Вильмес [Arrêté royal, 2020, www].

Социальная напряжённость могла в любое время привести к политическому обострению в форме очередного правительственного кризиса. Ситуация

187

требовала срочного поиска варианта управления страной, который бы устроил все политические силы, представляющие интересы многонационального государства.

18 августа 2020 г. король бельгийцев Филипп поручил лидерам фламандской либеральной партии Открытые фламандские либералы и демократы (Open VLD) начать переговоры по формированию полноценного коалиционного правительства.

30 сентября 2020 г. после десяти раундов изнурительных переговоров в Бельгии было сформировано, а 1 октября 2020 г. приведено к присяге новое коалиционное правительство во главе с 44-летним лидером партии «Открытые фламандские либералы и демократы» Александром де Кроо. Перед новым премьер-министром была поставлена задача преодолеть противостояние оппозиционных партий в рамках коалиции, чтобы избежать политического, экономического и социального кризиса в стране, ослабленной межнациональными и санитарными испытаниями [Ермакова, 2021, 10].

К этому же к пандемическому периоду относится ещё одно эпохальное для всей Бельгии событие, в котором как никогда прежде проявилась личная инициатива и воля короля бельгийцев. Речь идёт об отголосках далёкого колониального прошлого Бельгии.

Колониальная система Бельгии просуществовала с 1885 по 1962 гг. и, в частности, соединяла в себе несколько территорий Центральной Африки. При этом 98% всех колониальных владений страны приходилось на Бельгийское Конго. Именно с этой страной связаны одни из самых позорных и кровавых страниц бельгийской истории.

Король бельгийцев Леопольд II, сын первого короля страны Леопольда I, вступил на престол в 1865 г. Его самое долгое правление (44 года) было отмечено, прежде всего, жёсткой и целенаправленной внешней политикой по расширению колониальных территорий. Аппетиты короля распространялись практически на все континенты, но именно

с Африкой связан настоящий успех. В 1884 году на Берлинской конференции после многолетних международных демаршей Леопольду II удалось оформить как личное колониальное владение бассейн реки Конго, вытеснив из этого региона португальцев. Территория получила название Свободного Государства Конго, которое в наши дни называется Демократической Республикой Конго. Гигантская территория, которая в 77 раз была больше Бельгии, славилась запасами каучука и слоновой кости [Томилин, 1960, 17-18].

К тому же статус личного колониального владения позволял Леопольду II управлять, по сути, своей собственностью без каких-либо консультаций с парламентом, полностью игнорируя правовые нормы. Беспощадная эксплуатация рабского труда сопровождалась беспрецедентной жестокостью, казнями за любое нарушение. Для осуществления карательных действий Леопольд II создаёт специальную военизированную организацию из наёмников «Форс пюблик» (Общественная сила). До сих пор нет официальной статистики о жертвах кровавой политики Бельгии в Конго. По некоторым подсчётом за сорок лет к 1920 г. колонизаторы уничтожили от 500 тысяч до 5 миллионов конголезцев. Но некоторые исследователи считают, что количество жертв могло достигать и 10 миллионов человек. 20-миллионное население Конго сократилось вдвое. А король Леопольд II вошёл в историю как «король-делец» и «король-мясник» [Camille, Moens, 2020, www].

С тех пор ни один бельгийский монарх не нашёл повода и мужества официально признать за Бельгией эти преступления и публично раскаяться за позорную политику геноцида в Конго.

Король Филипп стал первым бельгийским монархом, который 30 июня 2020 г. не просто поздравил конголезский народ с шестидесятой годовщиной независимости, а направил письмо президенту Демократической Республики Конго Феликсу Чисекеди. В письме содержатся сожаления и извинения за мрачные страницы истории, а также надежда на то,

188

что «для дальнейшего укрепления наших связей и развития ещё более плодотворной дружбы мы должны уметь говорить о нашей долгой общей истории правдиво и спокойно» [Муллаходжаева, 2020, www].

«Наша история полна общих достижений, но также хранит память о болезненных эпизодах, - признал в письме президенту Конго бельгийский король. -Во времена Свободного государства Конго в процессе колонизации бельгийцами было совершено много жестокости, которая до сих пор лежит отпечатком на нашей общей памяти» [Лабутина, 2020, www].

Обращение короля бельгийцев к конголезцам широко освещалось в бельгийских СМИ, на сайте королевства. Однако не все в Бельгии с одобрением отнеслись к подобной инициативе короля. Так, представители партии «Франко-фонные либералы», к которой принадлежит бывшая премьер-министр Софи Вильмес, открыто высказались против вмешательства монарха в иностранные дела [Gijs, Moens, 2020, www].

Жёсткую позицию по данному вопросу занимают представители и крайне правой партии «Фламандский интерес» (Vlaams Belang), которые считают, что любое обсуждение прошлого, прежде всего, бросает тень на фламандцев. «Переписывать историю нельзя. Нужно широкое обсуждение исторических событий с привлечением представителей различных бельгийских сообществ», -считает Патрик Деваэль, председатель парламента Бельгии [Gijs, Moens, 2020, www].

Ещё одним значительным событием в рамках новой геополитической стратегии Бельгии стал официальный визит короля и королевы Бельгии в Демократическую Республику Конго (ДРК) 7-13 июня 2022 г. Этот символический визит поставил точку отсчёта новой бельгийской дипломатии, став первым событием такого ранга с 2010 г. Тогда отец короля Филиппа Альберт II также совершил визит в ДРК с целью загладить вину своего предка перед этой африканской страной. Нынешний визит королевской четы

имеет особое значение, поскольку даёт понять как внутри страны, так и за ее пределами, что Бельгия готова принять новый расклад сил на мировой арене в качестве полноценного участника современного миропорядка и строить свою внешнюю политику на равноправной основе [Le roi..., 2022, www].

В данном контексте роль монарха очевидна. Будучи фигурой, олицетворяющей единство нации, он также символизирует идеи объединения, единства и доверия на международной арене. Визит в ДРК подтверждает это. Слова раскаяния, сожаления, извинения за деяния из уст монарха не воспринимаются как признак слабости. Наоборот, король Филипп продемонстрировал всем смелость и опыт политика, способного на самостоятельные действия.

В конституционной, парламентской монархии, при которой власть короля ограничена высшими законами государства либо прецедентными решениями, личные инициативы короля Филиппа вызывают много критики. Высказываются опасения об угрозе возвращения абсолютизма. Тем не менее современные тенденции развития общества всё энергичнее подталкивают к переосмыслению роли монархии. Анахроничная форма правления неожиданно приобретает второе дыхание в условиях поиска странами национальной, консолидирующей идеи, способной защитить интересы своих страна перед натиском глобальных вызовов. Именно поэтому личные инициативы короля Филиппа так широко и подробно освещались в бельгийской прессе, на телевидении с акцентом именно на независимые решения монарха. Ролики официального сайта королевства обновлялись мгновенно после каждого мероприятия королевской четы во время официального визита в Демократическую Республику Конго. Но сегодня даже менее значимые мероприятия с участием членов королевской семьи тут же становятся достоянием населения. Количество просмотров растёт ежедневно, что свидетельствует об интересе людей к жизни и деятельности монарших особ. Одни находят в ярких

189

картинках способ отдохнуть от депрессивной действительности, связанной с пандемическими испытаниями и мировым глобальным кризисом в целом, другие начинают видеть в монархе самостоятельного политика, способного находиться над схваткой и защищать интересы всех без исключения своих подданных. Недаром бельгийский монарх официально называется «Королём бельгийцев». Этим подчёркивается его вовлечённость в защиту каждого жителя его многослойной страны вне зависимости от национальной, социальной или политической принадлежности. Бельгийские политики, понимая важность влияния монархии на социальную и моральную обстановку в стране, вынуждены в последнее время уделять больше внимания созданию нового образа короля и его семьи, несмотря на все опасения возврата абсолютизма и предыдущие завоевания по ограничению влияния монархии. Король - гарант Конституции, хранитель традиций. Король, который продемонстрировал жителям Бельгии, что может быть самостоятельной политической фигурой в кризисных ситуациях, сразу же получил широкое одобрение со стороны простых бельгийцев. Возросшая популярность Филиппа за последние три года ясно демонстрирует запрос общества на сильного лидера, способного защитить интересы национального государства, сохранить его самобытность и независимость.

Литература

1. Ермакова Э.В. Внешние связи регионов Бельгии в системе европейских отношений (1957 г. по н/в): диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Москва, 2014 г. С. 21-31.

2. Ермакова Э.В. Ковид-19: бельгийский штамм // Социология. № 1. 2021. С. 22-31.

3. Конституции государств Европейского Союза / Под общей ред. и со вступ. ст. Л.А. Окунькова. М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. 804 с.

4. ЛабутинаД. «Болезненный эпизод»: король Бельгии извинился за коло-

низацию // Газетами, 30.06.2020. URL: https://www.gazeta.ru/lifestyle/ style/2020/06/a_13136209.shtml (дата обращения: 30.06.2020).

5. Муллаходжаева Т. Король Бельгии выразил сожаление за геноцид в ДР Конго, но не извинился // plus-one.ru, 30.06.2020. URL: https://plus-one.ru/ news/2020/06/30/korol-belgii-vyrazil-sozhalenie-za-genocid-v-dr-kongo-no-ne-izvinilsya (дата обращения: 30.06.2020).

6. Томилин Ю. Конго // Вокруг света. № 7, июль 1960 г. С. 17-18.

7. Bogdanor Vernon. The Monarchy and the Constitution // Parliamentary Affairs, 1996, vol. 49 (3), pp. 407-422, doi:10.1093/pa/49.3.407 - excerpted from Bogdanor Vernon. The Monarchy and the Constitution, Oxford University Press, 1995. 344 p.

8. Dotations // La Monarchie Belge. URL: https://www.monarchie.be/fr/in-formations/contact(датаобращения: 30.06.2020).

9. Fonteneau Antoine. Roi des Belges: quel est son rôle? Quels sont ses pouvoirs?// tv5monde.com, 19.07.2017. URL: https://information.tv5monde. com/info/roi-des-belges-quel-est-son-role-quels-sont-ses-pouvoirs-181669 (дата обращения: 30.06.2020).

10. Gijs Camille, Moens Barbara. Belgian king breaks silence on colonial past // POLITICO, 30.06.2020. URL: https://www.politico.eu/article/ belgian-royals-remain-cautious-about-colonial-apology/ (дата обращения:

30.06.2020).

11. Higounet Charles. Les Allemands en Europe centrale et orientale au Moyen Age. Paris, Aubier, 1989. 454 p.

12. Le budget alloué à la monarchie belge en forte augmentation // Lesoir. be. 23.09.2021. URL: http://www.le-soir.be/396418/article/2021-09-23/le-budget-alloue-la-monarchie-belge-en-forte-augmentation (дата обращения:

23.09.2021).

13. Le roi Philippe est arrivé à Kinshasa pour une visite forte en symbole // La Libre.be, 07.06.2022. URL: https://www. lalibre.be/belgique/societe/2022/06/07/

РЩ

I ■ ul

190

le-roi-philippe-attendu-a-kinshasa-pour-une-visite-forte-en-symbole-2NP3GJE E7VFL5DN6ZWVLLZYC7E/ (дата обращения: 07.06.2022).

14. Leopold Ier // La Monarchie beige. URL: https://web.archive.org/ web/20131023120355/http://www.mon-archie.be/fr/histoire/leopold-ier (дата обращения: 30.06.2020).

15. Wynants Paul. Trois paradoxes de la monarchie en Belgique. La revue nouvelle, 2002, no. 03/4, pp.8-23.

THE ROLE OF A MONARCH IN THE AGE OF DIGITAL TECHNOLOGIES (BY THE EXAMPLE OF THE KINGDOM OF BELGIUM)

Ermakova E.V.

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

The rapid development of digital technologies in the 21st century confronts humanity with new challenges: from breaking the global system of social governance to rethinking the role of nation states in the modern global world. New rates of development of society dictate new approaches to the very idea of power, which put a question about the old forms of government, offering supranational power structures as an alternative. Even more surprising in our time is the rather lively public interest in countries with a monarchical form of government, which are mainly concentrated in Europe and Asia. Today, monarchical institutions of power should not be perceived as something archaic and immovable. Modern monarchies have gone through a difficult path of modernization in an attempt to regain the unifying status of the last resort when the fate of the country is decided. This article examines the phenomenon of the Kingdom of Belgium, where in recent years, marked by traditional interethnic conflicts, the problems of combating the coronavirus and the consequences of the colonial past, the authority of the king has been consistently growing. The author examines the factors that explain this phenomenon, which can become stabilizing during a general socio-political crisis.

Keywords: Belgium, King Leopold l of the Belgians, King Leopold ll of the Belgians, King Philippe of the Belgians, Covid-19, Democratic Republic of the Congo, Belgian Congo, Sophie Wilmes, Open Flemish Liberals and Demo-

crats (Open VLD), Francophone Liberals, NFA,

"Flemish interest", Flanders, Wallonia.

References

1. Ermakova E.V. Vneshniye svyazi regionov Bel'gii v sisteme yevropeyskikh otnosheniy (1957 g. po n/v) [External relations of the regions of Belgium in the system of European relations (1957 to present)]: phd. Moscow, 2014, pp. 21-31.

2. Ermakova E.V. Covid-19: bel'giyskiy shtamm [Covid-19: Belgian strain]. Sociology, no. 1, 2021, pp. 22-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Konstitutsii gosudarstv Yevropeyskogo Soyuza [Constitutions of the states of the European Union] / Ed. and with entry. Art. L.A. Okunkova. Moscow, Publishing group INFRA M - NORMA, 1997. 804 p.

4. Labutina D. Boleznennyy epizod»: korol' Bel'gii izvinilsya za kolonizatsiyu ["A painful episode": the king of Belgium apologized for colonization] // Gazeta.Ru, 06/30/2020. URL: https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2 020/06/a_13136209.shtml (Accessed: 30.06.2020).

5. Mullakhodjaeva T. The King of Belgium expressed regret for the genocide in the DR Congo, but did not apologize // plus-one.ru, 30.06.2020.URL: https://plus-one. ru/news/2020/06/30/korol-belgii-vyrazil-sozhalenie-za-genocid-v-dr-kongo-no-ne-izvinilsya(Accessed: 30.06.2020).

6. Tomilin Y. Kongo // Vokrug sveta [Around the world]. No. 7, July 1960, pp. 17-18.

7. Bogdanor Vernon. The Monarchy and the Constitution // Parliamentary Affairs, 1996, Vol. 49 (3), pp. 407-422, doi:10.1093/ pa/49.3.407 - excerpted from Bogdanor Vernon. The Monarchy and the Constitution, Oxford University Press, 1995. 344 p.

8. Dotations // La Monarchie Belge. URL: https://www.monarchie.be/fr/informations/ contact(Accessed: 30.06.2020).

9. Fonteneau Antoine. Roi des Belges: quel est son rôle? Quels sont ses pouvoirs?// tv5monde.com, 19.07.2017. URL: https:// information.tv5monde.com/info/roi-des-bel-ges-quel-est-son-role-quels-sont-ses-pou-voirs-181669(Accessed: 30.06.2020).

10. Gijs Camille, Moens Barbara. Belgian king breaks silence on colonial past // POLITICO, 30.06.2020.

11. Higounet Charles. Les Allemands en Europe centrale et orientale au Moyen Age. Paris, Aubier, 1989. 454 p.

12. Le budget alloué à la monarchie belge en forte augmentation // Lesoir.be.

191

ИЯ

Ц RnCft.l

23.09.2021. URL: http://www.lesoir.be/3 96418/article/2021-09-23/le-budget-alloue-la-monarchie-belge-en-forte-augmentation(Accessed: 23.09.2021).

13. Le roi Philippe est arrivé à Kinshasa pour une visite forte en symbole // La Libre.be,

07.06.2022.URL: https://www.lalibre.be/ belgique/societe/2022/06/07/le-roi-philippe-attendu-a-kinshasa-pour-une-visite-forte-

en-symbole-2NP3GJEE7VFL5DN6ZWVLL ZYC7E/(Accessed: 07.06.2022).

14. Léopold 1er // La Monarchie belge. URL: https://web.archive.org/web/201310 23120355/http://www.monarchie.be/fr/his-toire/leopold-ier(Accessed: 30.06.2020).

15. Wynants Paul. Trois paradoxes de la monarchie en Belgique. La revue nouvelle, 2002, no. 03/4, pp.8-23.

I ■ ul

192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.