Научная статья на тему 'КОВИД‑19: бельгийский штамм'

КОВИД‑19: бельгийский штамм Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
290
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Бельгия / коронавирус / COVID‑19 / Софи Вильмес / Александр де Кроо / Фладндрия / «НФА» / «Фламандский интерес» / Валлония / Belgium / coronavirus / COVID‑19 / Sophie Vilmes / Alexandre de Croo / Fladndria / NFA / Flemish Interest / Wallonia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермакова Элла Владимировна

Бельгия оказалась среди западноевропейских стран с самым высоким уровнем за‑ болеваемости коронавирусом COVID‑19. Экономические проблемы, наслаивающиеся на неопределённость и противоречивость мер по борьбе с санитарной эпидемией, вызывают проблемы психологического и социального плана. Ситуация в Бельгии осложняется ещё и внутриполитическими проблемами, связанными с бесконечными сменами состава кабинета министров и пра‑ вительственными кризисами, которые ещё больше обостряют и без того непростую си‑ туацию в стране. На смену временному анти‑ кризисному правительству Софи Вильмес, которое запомнилось бельгийцам локдауна‑ ми и постоянными ограничениями, пришла новая команда во главе с фламандским либералом Александром де Кроо, с которым связывают надежды не только на более эффективные методы борьбы с пандемией, но и на возможное окончание длинной це‑ почки правительственных кризисов, которые разбалансировали политическую и экономическую жизнь страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVID‑19: BELGIAN STRAIN

Belgium is among the Western European countries with the highest incidence of COVID‑19. Economic problems, superimposed on the uncertainty and inconsistency of measures to combat the sanitary epidemic, cause problems of a psychological and social nature. The situation in Belgium is further complicated by internal political problems associated with endless changes in the cabinet of ministers and government crises, which further exacerbate the already difficult situation in the country. The interim anti-crisis government of Sophie Wilmes, which was remembered by the Belgians for its lockdowns and permanent restrictions, was replaced by a new team led by the Flemish liberal Alexander de Croo, with whom they pin hopes not only for more effective methods of combating the pandemic, but also for the possible end of a long chain of government crises that have imbalanced the political and economic life of the country.

Текст научной работы на тему «КОВИД‑19: бельгийский штамм»

Социология №1 2021

КОВИД-19: бельгийский штамм

Ермакова Элла Владимировна,

кандидат исторических наук, доцент, кафедра французского языка, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

E-mail: [email protected]

Бельгия оказалась среди западноевропейских стран с самым высоким уровнем заболеваемости коронавирусом COVID-19. Экономические проблемы, наслаивающиеся на неопределённость и противоречивость мер по борьбе с санитарной эпидемией, вызывают проблемы психологического и социального плана. Ситуация в Бельгии осложняется ещё и внутриполитическими проблемами, связанными с бесконечными сменами состава кабинета министров и правительственными кризисами, которые ещё больше обостряют и без того непростую ситуацию в стране. На смену временному антикризисному правительству Софи Вильмес, которое запомнилось бельгийцам локдауна-ми и постоянными ограничениями, пришла новая команда во главе с фламандским либералом Александром де Кроо, с которым связывают надежды не только на более эффективные методы борьбы с пандемией, но и на возможное окончание длинной цепочки правительственных кризисов, которые разбалансировали политическую и экономическую жизнь страны.

Ключевые слова: Бельгия, коронавирус, COVID-19, Софи Вильмес, Александр де Кроо, Фладндрия, «НФА», «Фламандский интерес», Валлония.

Бельгия относится к тем европейским странам, которые серьёзно пострадали от коварного коронавируса. 577 тысяч случаев заражения и более 16 тысяч летальных исходов при населении в более чем 11 млн человек [Рывок или фальстарт?, 2020, 201=205]. Первый случай заболевания COVID-19 в Бельгии был подтверждён 4 февраля 2020 года у 54-летнего бельгийца, приехавшего из китайского Уханя. Эта дата стала исторической, поскольку с неё официально начинается новый период в жизни бельгийцев, который вскоре с подачи Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) получит звучное название «пандемия» [One repatriated, www].

Новое состояние общества, как во всём мире, так и в Бельгии, предлагает гражданам некий суррогат того, что принято называть жизнью: Графики кривых заболевания, жонглирование цифрами заболевших, умерших и выздоровевших, нескончаемые ток-шоу, ультимативные предписания санитарных органов по предотвращению эпидемии, безапелляционные обращения к населению не выходить из дома и т.д. - всё по схеме ВОЗ. Сегодня анализировать последствия глобального бедствия, получившего хлёсткое название Covid-19 (Coronavirus Disease 2019 - коронавирусная инфекция), достаточно сложно, поскольку точность выводов прямо пропорциональна тому времени, которое проходит после окончания того или иного события. Однако, учитывая разрушительную силу нынешнего санитарно-эпидемиологического кризиса, который сравнивают с последствиями войн, и его непоправимые последствия во всех областях жизни, в первую очередь, в экономике, представляется необходимым уже сейчас сделать некоторые выводы, которые в дальнейшем могли бы послужить базой для более фундаментальных исследований.

Бельгийский вариант противодействия пандемии коронавируса, не силь-

22

но отличаясь от мер в других странах (социальная дистанция, маски, работа и учёба удалённо и т.п.), имеет некоторые черты, которые отличают её от других западноевропейских стран [Трубин, 2020, 5-8]. Бельгия стала единственным европейским государством, которое даже перед лицом самого загадочного кризиса нашего времени не смогло расстаться с внутриполитическими сложностями, которые только усугубляют и без того сложную ситуацию. Речь идёт о постоянных правительственных кризисах, которые приучили страну жить в условиях быстро сменяющихся кабинетов министров. Эта проблема стала своеобразной визитной карточкой Королевства Бельгия на современном этапе. Однако коронавирусная пандемия всё же смогла внести некоторое разнообразие в перманентные распри многочисленных бельгийских политических партий, поставив их представителей перед необходимостью прийти хотя бы на время к хрупкому консенсусу и сосредоточиться на создании единого фронта борьбы с коварным заболеванием, учитывая национальные особенности Бельгии. В этой связи представляет интерес исследование ведущего специалиста кафедры политических, социальных и коммуникативных наук Университета в Намюре Джереми До-деня [Dodeigne, 2020, www].

Роль и ответственность СМИ во время коронавируса, нагнетание напряжённости и манипулирование общественным мнением на фоне глобального естественного страха за своё здоровье и жизнь подробно рассматривается в статье юриста Валери Флоимон, которая также ведёт курс лекций в Намюр-ском университете [Flohimont, 2020, www]. Этот важный аспект вызывает много жарких споров, поскольку СМИ традиционно используются как удобный инструмент в политической борьбе.

Всплеск развития высоких технологий в период пандемии, их роль, как позитивная, так и негативная, в организации работы удалённо подробно рассматриваются в работах бельгийских учёных в Намюрском университе-

те Лорана Шумахера и Элизы Деграв [Dodeigne, Degrave, 2020, www].

Критика в отношении управления кризисом, оценка психических и социальных последствий ограничительных мер, которые даже называют «тер-певтической диктатурой», содержится в исследованиях французского философа Абденура Бидара [Bidar, 2020, www] и бельгийского исследователя Изабель Дэньо, которая сравнивает в этой связи французское и бельгийское общества [Dagneaux, 2020, www].

Необходимость противостоять коварному вирусу вынудила бельгийских политиков пойти на формирование временного антикризисного кабинета министров, наделённого так называемыми «специальными полномочиями», которые предусматривают делегирование правительству части полномочий Парламента, чтобы убыстрить принятие и выполнение законов. (Напомним, что Бельгия оставалась без полноценного правительства почти два года, с того момента, когда в декабре 2018 года премьер-министр страны Шарль Мишель подал в отставку) [Gijs, 2020, www].

«Специальные полномочия» осуществляются правительством на основе королевских указов, которые одобряются или не одобряются Парламентом. В истории Королевства Бельгии были ситуации, когда Парламент отказывался одобрить королевские указы. Но, 27 марта 2020 г. бельгийские парламентарии всех политических направлений - социалисты, либералы, экологи, социал-христиане и региона-листы единодушно одобрили передачу части своих полномочий временному правительству, члены которого не имели поддержки даже четверти голосов в Парламенте и находились в оппозиции друг к другу по всем вопросам, кроме COVID-19. Естественно, что данная инициатива вызвала опасения в бельгийском обществе, поскольку угрожала основе демократического устройства страны - принципу разделения властей. К исполнительной функции правительства на время прибавилась

23

ещё и законодательная. Бельгийские руководители оправдывали свои действия следующим образом. Во-первых, «специальные полномочии» вводятся только в чрезвычайных ситуациях, к которым единогласно относится пандемия. Во-вторых, эти меры были рассчитаны только на три месяца, но могут быть продлены при необходимости. И, в-третьих, как уже было сказано выше, «специальные полномочия» на основе королевских указов должны быть одобрены Парламентом.

В этой связи важно отметить определение по закону о передаче части парламентских полномочий правительству от 27 марта 2020 г., данное Государственным советом Бельгии. Госсовет подчёркивает необходимость соблюдения прав и свобод граждан, учитывая риск их ограничения санитарными требованиями. Речь идёт о свободе передвижения, контроле за передвижением граждан во время карантина с помощью дронов, системы GPS, и прочих известных теперь во всём мире ограничений. Бельгийские политологи сравнивают всю эту контрольно-эпидемилогическую систему с эффектом «часовой стрелки», которую, передвинув вперёд, очень трудно вернуть назад. Как пишет Джереми Додень, специалист в области политологии бельгийского университета в Намюре, опасность состоит в том, что нынешняя стратегия на тотальные ограничения во имя всеобщего блага может привести к тому, что будет нанесен удар по основным этическим ценностям, к которым относится свобода личности [Dodeigne, 2020, www].

Политические последствия корона-вирусной эпидемии проявились также в новой расстановке сил на партийной арене. Речь, прежде всего, идёт о потере ведущих позиций в стране фламандской националистической партией Новым фламандским альянсом -НФА (Nieuw-Vlaamse Alliantie; N-VA). В начале санитарного кризиса и в разгар дискуссий о новом правительстве в марте 2020 г. лидер партии Барт де Вевер не скрывал желания возгла-

вить новый кабинет министров. Однако в результате консенсуса было решено начать формирование нового правительства из представителей четырёх политических партий: Открытые фламандские либералы и демократы (Open VLD), Социалистическая партия Валло-нии (PS), Экологическая партия Валло-нии (Ecolo), Христианские демократы и фламандцы (CD&V) [Ермакова, 2014]. (В этом альянсе, который окрестили «Вивальди», не оказалось места для НФА [Rankin, 2020, www]). Столь необычное название объясняется четырьмя цветами бельгийских политических партий, которые соответствуют временам года, как и название знаменитого цикла скрипичных концертов великого венецианца Антонио Вивальди. Социалистические партии Валлонии и Фландрии традиционно выступают под красным цветом, «Христианские демократы и фламандцы» - под оранжевым, либеральное валлонское «Реформаторское движение» и «Открытые фламандские либералы и демократы» - под синим, валлонская «Эколо» и фламандские «Зеленые!» - под зелёным [Поплав-ский, 2020, www].

Кресло премьер-министра Бельгии было второй раз предложено Софи Вильмес, которая вступила в должность 17 марта 2020 г., заручившись поддержкой десяти демократических партий.

В результате НФА (N-VA), самая крупная партия (25 депутатских мест в парламенте), а также крайне левая, не делающая языковых различий, Партия труда Бельгии (PTB-PVDA) и крайне правая партия Фламандский интерес (Vlaams Belang) оказались в изоляции. Её лидеры с самого начала стали минимизировать последствия корона-вирусной пандемии, не почувствовав запроса общества на драматизацию опасности и на принятия жёстких мер для защиты самого главного - здоровья и жизни людей. Напротив, лидеры остальных партий, особенно влиятельных, имеющих большой медиа ресурс, почувствовали необходимость принятия, а главное, демонстрации экстрен-

24

ных мер против пандемии и сумели набрать очки в состязании за управление Covid-19 [Elections, 2019, www].

Более того, эти партии, такие разные по своим политическим взглядам, сумели прийти к долгожданному консенсусу в борьбе с вирусом - то, что казалось невероятным ещё год назад. Итогом политического примирения стало назначение, на первый взгляд весьма неожиданное, на пост премьер министра страны Софи Вильмес - первой женщины в Бельгии на такой высокой должности. На самом деле политическая фигура Софи Вильмес самым естественным образом вписывалась в контекст нынешней ситуации в стране. Будучи членом либеральной партии «Реформаторское движение» (Mouvement Réformateur; MR), которая действует во Франкоязычном и Немецкоязычном сообществах Бельгии, Софи Вильмес могла какое-то время уравновешивать самые разные политические силы бельгийского общества благодаря сдержанности и осторожности своих политических взглядов.

Говоря о временном антикризисном правительстве Бельгии необходимо помнить, что оно было сформировано в экстренной ситуации \исключитель-но для претворения в жизнь специальных королевских указов для выхода из санитарного кризиса. Следовательно, речь идёт о «необычном» кабинете министров, состав которого не отражал результаты парламентских выборов

2019 года. Представители политических партий в правительстве располагали в Палате представителей федерального парламента Бельгии только 38 местами из 150.

Очевидно, что политическое согласие, достигнутое в середине марта

2020 года в связи с пандемией, и использование «специальных полномочий», нуждались в новом подтверждении в парламенте, поскольку временный союз различных политических сил в рамках антикризисного правительства был рассчитан только на три месяца. И наконец, чрезвычайные полномочия «необычного» правительства были

ограничены лишь управлением корона-вирусным кризисом. По всем остальным вопросам правительство Софи Вильмес действовало в обычном режиме, т.е. выполняло исключительно исполнительные функции.

Политический сценарий для Бельгии мог развиваться по двум направлениям: либо продление режима «специальных полномочий» для антикризисного согласительного правительства Софи Вильмес, либо курс на формирование нового классического правительства, состоящего из представителей партий, имеющих пусть хрупкое, но большинство в Парламенте (по крайней мере 76 мест из 150). В итоге в Бельгии был принят третий вариант, о котором речь пойдёт ниже и который представляет собой некое среднее арифметическое двух предыдущих [Особенности, 2020, www].

Пандемия коронавируса, как и положено инфекционному заболеванию, поражает весь организм. Помимо политических последствий она повлияла на переосмысление роли и ответственности СМИ перед населением за освещение этой загадочной эпидемии. Во всех странах на население буквально обрушился поток самой разнообразной информации, нагнетающей и без того непростую обстановку. Бельгия не стала исключением. Бесконечные кривые графиков летальных исходов, красные зоны всё новых очагов эпидемии, медики в пугающих защитных костюмах... Все эти инструменты психологического давления изначально имели целью укрепить бдительность людей, заставить их самоизолироваться, спасаясь от невидимого врага. Реакция людей, как показало время, во многих случаях оказалось противоположной ожиданиям. Избыточность «страшной» информации способствовало лишь снижению внимания к этой теме. Характерным примером, по мнению Валери Флоимон, бельгийского юриста в части социальных прав, может считаться телевизионная пресс-конференция с ведущими политиками и специалистами других смежных областей в са-

25

мый разгар пандемии. Встреча онлайн была разрекламирована, бельгийцы её ждали с нетерпением. Из-за технических проблем и прочих проволочек программа началась лишь в 22.00. Все пять часов ожидания журналисты оставались в прямом эфире, пытаясь удержать зрителей у экранов бесконечными подробностями. Результат оказался предсказуемым: избыток однообразной информации на одну тему привёл к сокращению аудитории почти в два раза [Flohimont, 2020, www].

Отдельным пунктом разбираются весьма противоречивые действия и высказывания бельгийского руководства. В пример приводят премьер-министра Софи Вильмес, которая, как считают бельгийские аналитики, запомнилась гражданам взаимоисключающими рекомендациями. Например, призывая бельгийцев соблюдать санитарные меры безопасности и носить только фирменные маски проверенных производителей, она тут же заявляла, что, в принципе, и простой матерчатой повязки вполне достаточно [Flohimont, 2020, www].

Разбирая алогичность действий бельгийского руководства во время пандемии, Валери Флоимон цитирует высказывания премьер-министра Бельгии в момент ослабления изоляции, которые, к сожалению, приходилось слышать от своих руководителей в любой другой стране мира: «Сейчас мы можем работать. Даже теперь следует работать при соблюдении строгих правил. Были остановлены (во время локдауна - Прим. автора) многие виды деятельности, хотя в этом не было особой необходимости» (Перевод автора) [Flohimont, 2020, www].

Противоречивые действия бельгийских властей привели к следующим итогам: снизилось доверие бельгийцев к правительству; осталось непонимание принятых мер во время пандемии; что привело к их волной трактовке; избыток информации по COVID-19 привёл с снижению интереса к этой теме и, соответственно, к стихийному игнорированию рекомендаций и распоряжений сверху.

Ещё один аспект последствий пандемии, который волнует сегодня бельгийцев, как, впрочем, и всех жителей нашей планеты, - это стремительное развитие электронных систем слежения за людьми, которые под видом борьбы с инфекцией, могут нанести сокрушительный удар по демократическим свободам граждан. Речь, в частности, идёт о праве людей на свободное передвижение. Так, в ст. 5 и 6 «специальных полномочий» бельгийского правительства от 27 марта 2020 г. говорится о мерах по «борьбе с распространением коронавируса среди населения, включая меры по поддержке здравоохранения и общественного порядка» [Arrêté royal, 2020, www].

Подобные широкие и неопределённые цели позволяют правительству Бельгии технически, политически и юридически устанавливать слежку за любым гражданином при чрезвычайных обстоятельствах. Более того, контроль за гражданами в целях их же безопасности активно лоббируется научными экспертами, мнение которых принимается властями на веру без всякого общественного или парламентского обсуждения.

К тому же по мере затягивания глобального санитарного кризиса кабинет министров Софи Вильмес стал терять признаки правительства национального единства. Его члены, принадлежащие к разным политическим партиям и лишь на время объединённые общей идеей борьбы с пандемией, снова занялись привычной взаимной критикой: Экологическая партия против Реформаторского движения (MR), Социалистическая партия (PS) против своего исторического соперника Нового фламандского альянса (N-VA).

Санитарный кризис не мог не спровоцировать кризис политический временного правительства Софи Вильмес. 18 августа 2020 г. Король бельгийцев Филипп поручил лидерам фламандской либеральной партии Открытые фламандские либералы и демократы (Open VLD) попробовать начать переговоры по формированию полноценного коалиционного правительства.

26

30 сентября 2020 г. после десяти раундов изнурительных переговоров в Бельгии было сформировано, а 1 октября 2020 г. приведено к присяге новое коалиционное правительство во главе с 44-летним лидером партии «Открытые фламандские либералы и демократы» Александром де Кроо [Gijs, Moens, 2020, www].

Предполагается, что новое правительство, сохранившее название предыдущего кабинета министров «Вивальди» и состоящее из семи фламандских и валлонских партий, будет управлять страной до 2024 г.

Создание нового коалиционного правительства в Бельгии стало возможным только из-за тяжелейшей санитарной и экономической ситуации в стране, которая вынудила сесть за стол переговоров представителей политических партий, которые традиционно находятся в жёсткой оппозиции друг к другу. Многие аналитики считают, что нынешний кабинет министров будет недолговечен, учитывая тот факт, что наиболее многочисленным и влиятельным партиям страны - НФА и «Фламандскому интересу» - не нашлось места в новой структуре. Подобный парадокс объясняется достаточно запутанной политической системой Бельгии, в которой нет общенациональных партий. Политические партии формируются как по идеологическому, так и по территориальному принципам. Поэтому правящая коалиция вне зависимости от популярности должна непременно состоять как из валлонских партий, так и из фламандских. Причём бесспорная победа в нидерландо-язычном регионе Фландрии, к примеру, всё равно предполагает поиск союзников во франкоязычной Валлонии [Formation du, 2020, www].

В итоге НФА и «Фламандскому интересу» не удалось найти необходимую поддержку других партий, которые категорически выступали против какого-либо союза с фламандскими радикалами. Поэтому, несмотря на влияние, многочисленность и расстановку сил в парламенте представители этих

партий не вошли в новое коалиционное правительство.

Так нынешний состав бельгийского парламента представлен следующими политическими объединениями: «Новый фламандский альянс - НФА» - 25 мест, валлонские социалисты - 20, правые из «Фламандского интереса» - 18, Реформистское движение - 14, зеленые из «Эколо» - 13, «Христианские демократы и фламандцы», «Открытые фламандские либералы и демократы» и левые из Партии труда Бельгии имеют по 12 мест, фламандские социалисты имеют 9 мест, «Зеленые!» - 8 мест, «Гуманический демократический центр» - 5 мест, социал-либералы из «Вызова» располагают 2 мандатами [Поплавский, 2020, www].

Таким образом, поскольку в нынешнем правительстве Бельгии не представлена самая крупная парламентская партия НФА, новая правительственная коалиция не может получить большинства во фламандском секторе федеральном собрания. На практике такая расстановка сил может вызвать затруднения в принятии решений, поскольку обе фламандские партии - НФА и «Фламандский интерес» - в знак протеста способны блокировать многие инициативы нового правительства, что в свою очередь может спровоцировать распад нового коалиционного кабинета и продолжить цепочку правительственных кризисов, которые истощали Бельгию в последние годы.

При данном положении вещей новому коалиционному правительству необходимо найти способ срочно принять важные решения, связанные с упадком экономики в результате пандемии и пагубно сказавшиеся на социальной сфере. Учитывая настроения бельгийцев, уставших от ограничений и чувствующих на себе моральные и материальные последствия выбранного метода борьбы с пандемией, новому правительству, предстоит в сжатые сроки доказать свою дееспособность. Совершить прорыв в управлении санитарным кризисом в отсутствии повсеместной вакцинации на практике почти невоз-

27

можно. Об этом говорит весь ход борьбы с COVID-19, который пока повсюду в мире не приносит желаемых плодов. Правда определённые надежды связывают с личностью нового премьер-министра Александра де Кроо, потомственного политика, (его отец, известный бельгийский политик Герман де Кроо до 2019 г. был членом парламента Фландрии), первого фламандца на посту главы правительства за последние десять лет, человека с хорошим юридическим образованием, великолепно говорящего по-французски, что особо важно для бельгийской политической жизни. В бельгийскую политику он пришёл в 2009 г., когда его без всякого политического опыта избрали лидером партии «Открытые фламандские либералы и демократы» [Moens, Gijs, 2020, www].

После столь яркого дебюта в бельгийскую большую политику де Кроо быстро поднимался по карьерной лестнице, занимая такие важные посты как министр по вопросам развития и цифровым технологиям в правительстве Шарля Мишеля в 2014 г., а также министр финансов - должность, с которой он стал премьер-министром.

Однако политические противники де Кроо не снимают с него вины за инициирование затяжного правительственного кризиса в Бельгии, когда в 2010 г. его партия «Открытые фламандские либералы и демократы» приняла решение выйти из правительства и таким образом спровоцировали отставку кабинета министров. Этот шаг положил начало первому этапу эпохи постоянных правительственных кризисов, ставших своеобразной антирекламой политической жизни королевства.

Александр де Кроо возглавил правительство Бельгии в чрезвычайное время санитарного кризиса, когда на нём сфокусировано особое внимание. Назначение нового премьер-министра стало результатом компромисса, нежели политической значимости партии, которую он представляет. «Открытые фламандские либералы и демократы» занимают лишь четвёртое место

по численности и популярности. Поэтому её лидер может столкнуться с мощным противодействием со стороны партий-тяжеловесов (НФА и «Фламандский интерес»), представители которых не вошли в правительство.

К тому же внутри нового коалиционного правительства большим весом и авторитетом обладает партия валлонских социалистов, представленных её лидером Полем Манеттом. Как считают политологи, его кандидатура на пост премьер-министра могла быть более привлекательной, если бы с самого начала против него не выступали валлонские либералы. Поэтому кандидатура де Кроо выглядит скорее вынужденным решением, чем единственно верным.

Де Кроо прекрасно понимает, что сегодня стабильность его правительства напрямую зависит от его успехов в борьбе с эпидемией. Вступая в высокую должность он заявил: «За последние несколько месяцев мы многое сделали, чтобы защитить каждого от последствий кризиса. Я уверен, правительство, наделённое широкими компетенциями и планом действий, мы можем достичь большего» [Gijs, Moens, 2020, www].

Новое правительство Бельгии приступило к работе в один из сложнейших периодов истории страны. Методы борьбы с пандемией коронавируса вызывают неоднозначную реакцию в обществе. Вместе с ростом числа заболевших (571 тысяча на 28.11.2020 г.) растёт число бельгийцев, которые ставят под сомнение эффективность лок-даунов, агрессивного запугивания населения, постоянных ограничений, которые, как показывает время, пока не привели к желаемым результатам. Экономика западноевропейских стран и Бельгии в частности с большим трудом выдерживает затянувшиеся испытания COVID-19. Всё чаще в западной прессе появляется новый, пока саркастический термин «экономической пандемии», которая по своей разрушительной силе может оказаться гораздо сильнее пандемии вирусной. Помимо этих объективных проблем, с которыми

RR

_ l* НпСй.Д

28

сегодня сталкиваются практически все страны мира, правительство де Кроо вынуждено вести оборону и на втором фронте - внутрипартийном. Эта своеобразная красная зона его правительства, которое было сформировано без представителей самых многочисленных и влиятельных фламандских правых партий НФА и «Фламандский интерес». В подобной ситуации правительству трудно контролировать парламент, в котором большинство принадлежит политическим оппонентам. Да и внутри правительства партия Александра де Кроо «Открытые фламандские либералы и демократы» не лидирует по популярности. Политические аналитики очень осторожны в отношении перспектив нового кризисного правительства, которое вполне может продолжить печальный список правительственных кризисов.

Литература

1. Ермакова Э.В. Внешние связи регионов Бельгии в системе европейских отношений (1957 г. по н/в): диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Москва, 2014 г. С. 184-186.

2. Особенности законодательной власти Бельгии // Политический атлас современности. URL: http://www. hyno.ru/tom1/258.html

3. Поплавский А. Два года без правительства: кто выведет Бельгию из кризиса // Газета.ру, 03.10.2020. URL: https://www.gazeta. ru/politics/2020/10/02_a_13277035. shtml

4. Рывок или фальстарт? Выход из карантина по коронавирусу весной 2020 года (опыт 30 стран) [Текст]: докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. / А.Б. Жулин (рук. авт. кол.), А.А. Маслов, Т.В. Бордачев и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 260 с.

5. Трубин В., Николаева Н., Санишви-ли Т., Тарасова В. Социальная по-

литика в зарубежных странах в условиях пандемии. Социальный бюллетень. 36 c. URL: https://ac.gov. ru/uploads/2-Publications/social/ social.2020.3.pdf

6. Arrêté royal n° 23 pris en exécution de l'article 5, § 1, 5°, de la loi du 27 mars 2020 accordant des pouvoirs au Roi afin de prendre des mesures dans la lutte contre la propagation du coro-navirus COVID-19 (II) visant le congé parental corona // Portail Wallonie, 13.05.2020. URL: https://wallex.wall-onie.be/de/contents/acts/30/30190/2. html

7. Bidar Abdennour. Cesser d'exister pour rester en vie? // Liberation, 04.05.2020. URL: https://www.libera-tion.fr/debats/2020/05/04/cesser-d-ex-ister-pour-rester-en-vie_1787284

8. Dagneaux Isabelle. Carte blanche. Cesser d'exister pour rester en vie? // Université de Namur. 15.06.2020. URL: https://www.unamur.be/corona-virus/experts/isabelle-dagneaux

9. Dodeigne Jérémy, Degrave Elise, Schumacher Laurent. Suivi numérique des citoyens: entre respect des droits fondamentaux et efficacité de la lutte contre l'épidémie // Université de Namur. 25.05.2020. URL: https:// www.unamur.be/coronavirus/experts/ degrave-dodeigne-schumacher

10. Dodeigne Jérémy. Crises sanitaire et politique: l'impact du Covid-19 sur la politique Belge // Université de Namur 16.04.2020. URL: https://www.una-mur.be/coronavirus/experts/jeremy-dodeigne

11. Elections 2019: voici à quoi ressemble le nouveau Parlement fédéral. // La Libre, 26.05.2019. URL: https:// www.lalibre.be/belgique/politique-belge/elections-2019-voici-a-quoi-ressemble-le-nouveau-parlement-fede ral-5ceaf2619978e223b1f0e9f1

12. Flohimont Valérie. Chronique 5. L'art de la communication en temps de crise // Université de Namur. 10.06.2020. URL: https://www.unamur.be/corona-virus/experts/valerie-flohimont-4

13. Formation du gouvernement. URL: https://www.belgium.be/fr/la_belgique/

29

pouvoirs_publics/autorites_federales/ gouvernement_federal/formation_ gouvernement

14. Gijs Camille, Moens Barbara. Flemish liberal Alexander De Croo to be appointed Belgium's prime minister // Politico.eu, 30.09.2020. URL: https:// www.politico.eu/article/flemish- I iberal-alexander-de-croo-to-be-appointed-belgiums-prime-minister/

15. Gijs Camille. Belgian king appoints head of Flemish liberals to lead coalition talks // Politico.eu. 18.08.2020. URL: https://www.politico.eu/arti-cle/belgian-king-appoints-head-of-flemish-liberals-to-lead-coalition-talks/

16. Moens Barbara, Gijs Camille. 5 things to know about Belgium's new Prime Minister Alexander De Croo // Politico.eu, 30.09.2020. URL: https://www. politico.eu/article/alexander-de-croo-belgium-new-prime-minister-5-things-to-know/

17. One repatriated Belgian has tested positive for the novel coronavirus // Belgian government. URL: https:// www.info-coronavirus.be/en/news/ one-repatriated-belgian-has-tested-positive-for-the-novel-coronavirus/

18. Rankin Jennifer. Belgium hands powers to caretaker PM to fight Cov-id-19 after 15-month stalemate // The Guardian. 16.03.2020. URL: https:// www.theguardian.com/world/2020/ mar/16/belgium-hands-powers-to-caretaker-pm-sophie-wilmes-to-fight-covid-19

COVID-19: BELGIAN STRAIN

Ermakova E.V.

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

Belgium is among the Western European countries with the highest incidence of COVID-19. Economic problems, superimposed on the uncertainty and inconsistency of measures to combat the sanitary epidemic, cause problems of a psychological and social nature. The situation in Belgium is further complicated by internal political problems associated with endless changes in the cabinet of ministers and government crises, which further exacerbate the already difficult situation in the country. The in-

terim anti-crisis government of Sophie Wilmes, which was remembered by the Belgians for its lockdowns and permanent restrictions, was replaced by a new team led by the Flemish liberal Alexander de Croo, with whom they pin hopes not only for more effective methods of combating the pandemic, but also for the possible end of a long chain of government crises that have imbalanced the political and economic life of the country.

Keywords: Belgium, coronavirus, COVID-19, Sophie Vilmes, Alexandre de Croo, Fladndria, NFA, Flemish Interest, Wallonia.

References

1. Ermakova E.V. External relations of the regions of Belgium in the system of European relations (1957 up to the present): dissertation for the degree of candidate of historical sciences. Moscow, 2014, pp. 184-186.

2. Features of the legislative power of Belgium // Political atlas of the present. URL: http://www.hyno.ru/tom1/258.html

3. Poplavsky A. Two years without a government: who will bring Belgium out of the crisis // Gazeta.ru, 03.10.2020. URL: https://www. gazeta.ru/politics/2020/10/02_a_13277035. shtml

4. Dash or false start? Exit from quarantine for coronavirus in the spring of 2020 (experience of 30 countries) [Text]: reports. by XXI Apr. int. scientific. conf. on the problems of development of the economy and society, Moscow, 2020 / A.B. Zhulin (head of the editorial board), A.A. Maslov, T.V. Bordachev and others; Nat. issled. University Higher School of Economics. - M.: Ed. House of the Higher School of Economics, 2020. - 260 p.

5. Trubin V., Nikolaeva N., Sanishvili T., Taras-ova V. Social policy in foreign countries in a pandemic. Social bulletin. 36 c. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/so-cial/social.2020.3.pdf

6. Arrêté royal n ° 23 pris en exécution de l'article 5, § 1, 5 de la loi du 27 mars 2020 accordant des pouvoirs au Roi afin de prendre des mesures dans la lutte contre la propagation du coronavirus COVID-19 (II) visant le congé parental corona // Portail Wallonie, 05/13/2020. URL: https://wallex.wallonie.be/ de/contents/acts/30/30190/2.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bidar Abdennour. Cesser d'exister pour rester en vie? // Liberation, 05/04/2020. URL: https://www.liberation.fr/debats/2020/05/ 04/cesser-d-exister-pour-rester-en-vie 1787284

30

8. Dagneaux Isabelle. Carte blanche. Cesser d'exister pour rester en vie? // Université de Namur. 06/15/2020. URL: https://www. unamur.be/coronavirus/experts/isabelle-dagneaux

9. Dodeigne Jérémy, Degrave Elise, Schumacher Laurent. Suivi numérique des citoyens: entre respect des droits fondamentaux et efficacité de la lutte contre l'épidémie // Université de Namur. 05/25/2020. URL: https://www.unamur.be/coronavirus/ex-perts/degrave-dodeigne-schumacher

10. Dodeigne Jérémy. Crises sanitaire et politique: l'impact du Covid-19 sur la politique Belge // Université de Namur 04/16/2020. URL: https://www.unamur.be/coronavirus/ experts/jeremy-dodeigne

11. Elections 2019: voici à quoi ressemble le nouveau Parlement fédéral. // La Libre, 05/26/2019. URL: https://www.lalibre.be/bel-gique/politique-belge/elections-2019-voici-a-quoi-ressemble-le-nouveau-parlement-fe deral-5ceaf2619978e223b1f0e9f1

12. Flohimont Valérie. Chronique 5. L'art de la communication en temps de crise // Université de Namur. 10.06.2020. URL: https:// www.unamur.be/coronavirus/experts/ valerie-flohimont-4

13. Formation du gouvernement. URL: https:// www.belgium.be/fr/la_belgique/pouvoirs_

publics/autorites_federales/gouvernement_ federal/formation_gouvernement

14. Gijs Camille, Moens Barbara. Flemish liberal Alexander De Croo to be appointed Belgium's prime minister // Politico.eu, 09/30/2020. URL: https://www.politico.eu/ article/flemish-liberal-alexander-de-croo-to-be-appointed-belgiums-prime-minister/

15. Gijs Camille. Belgian king appoints head of Flemish liberals to lead coalition talks // Po-litico.eu. 08/18/2020. URL: https://www.po-litico.eu/article/belgian-king-appoints-head-of-flemish-liberals-to-lead-coalition-talks/

16. Moens Barbara, Gijs Camille. 5 things to know about Belgium's new Prime Minister Alexander De Croo // Politico.eu, 09/30/2020. URL: https://www.politico.eu/ article/alexander-de-croo-belgium-new-prime-minister-5-things-to-know/

17. One repatriated Belgian has tested positive for the novel coronavirus // Belgian government. URL: https://www.info-coronavirus. be/en/news/one-repatriated-belgian-has-tested-positive-for-the-novel-coronavirus/

18. Rankin Jennifer. Belgium hands powers to caretaker PM to fight Covid-19 after 15-month stalemate // The Guardian. 03/16/2020. URL: https://www.theguardi-an.com/world/2020/mar/16/belgium-hands-powers-to-caretaker-pm-sophie-wilmes-to-fight-covid-19

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.