Научная статья на тему 'Роль модернизации в управлении структурно-функциональными процессами регионального здравоохранения'

Роль модернизации в управлении структурно-функциональными процессами регионального здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / REGIONAL PROGRAMS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / AND STRUCTURAL CHANGES / МODERNIZATION OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пачгин И.В.

В статье рассмотрены результаты модернизации здравоохранения с учетом совершенствования управленческих процессов, функций и организаций, выявлено, что результаты реализации региональных программ модернизации здравоохранения в субъекте Российской Федерации демонстрируют возможности повышения эффективности структурных преобразований, здоровья и функций здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пачгин И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of modernization in the management of structural-functional processes of the regional healthcare

In the article the results of modernization of health care with the improvement of management processes, functions, and organization. The results of the implementation of the regional healthcare modernization programe in the subject of the Russian Federation demonstrate the possibility of improving the efficiency of structural reforms, the health and functions of public health.

Текст научной работы на тему «Роль модернизации в управлении структурно-функциональными процессами регионального здравоохранения»

наследственность, социально-экономическая и эпидемиологическая ситуация, санитарно-гигиеническая осведомленность населения и многие другие. В связи с этим в программах развития здравоохранения целесообразно планировать достижение лишь тех показателей, воздействие на которые относится к компетенции органов управления здравоохранением. Это фондовооруженность, размер заработной платы всех категорий медицинских работников, укомплектованность штатных должностей медицинского персонала, численность медицинских работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Литература

1. Воробьев А.И. Российская медицина: это не лечится? // Новая газета. - 2010. - № 32.

2. Ерохина Т.В. Некоторые особенности реформирования системы здравоохранения // Социальное и пенсионное право. - 2013. - № 1. - С. 20-24.

РОЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И.В. Пачгин*

В статье рассмотрены результаты модернизации здравоохранения с учетом совершенствования управленческих процессов, функций и организаций, выявлено, что результаты реализации региональных программ модернизации здравоохранения в субъекте Российской Федерации демонстрируют возможности повышения эффективности структурных преобразований, здоровья и функций здравоохранения.

In the article the results of modernization of health care with the improvement of management processes, functions, and organization. The results of the implementation of the regional healthcare modernization programe in the subject of the Russian Federation demonstrate the possibility of improving the efficiency of structural reforms, the health and functions of public health.

Key words: мodernization of health, regional programs, effectiveness, health, and structural changes.

На основании имеющегося опыта подтверждено, что в современных условиях любая система здравоохранения располагает определенными возможностями и потенциалом для того, чтобы добиться соответствующих

* Территориальный фонд ОМС Кемеровской области, г. Кемерово

Пачгин Игорь Владимирович - директор ТФОМС, pahiv@kemoms.ru

улучшений. Реализация региональной программы модернизации здравоохранения в субъекте Российской Федерации рассматривается нами как возможность повышения эффективности структурных преобразований в отрасли. Изменение структуры управления системой здравоохранения и медицинскими организациями было инициировано принятым специальным указом Президента и Постановлением Правительства России [1, 2]. Указ Президента модернизировал структуру федеральных органов исполнительной власти, а последующим Постановлением Правительства РФ устанавливались структурно-функциональные основы Министерства здравоохранения.

Своевременность и значимость программ модернизации здравоохранения связаны с потребностями обновления инфраструктуры здравоохранения Кемеровского региона, создания условий для повышения эффективности оказания медицинской помощи гражданам субъекта Российской Федерации. Очевидно, что в ходе модернизации системы здравоохранения региона, должен быть обеспечен всеобщий доступ к бесплатным и качественным медицинским услугам непосредственно в местах их оказания - амбулаторных и стационарных медицинских организациях.

Программа модернизации здравоохранения региона представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, связанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации. В Кемеровской области, разработанная с нашим участием программа модернизации здравоохранения (далее - Программа модернизации) утверждена постановлением от 18.03.2011 № 101 Коллегии Администрации Кемеровской области. Финансовая составляющая программы модернизации предоставляет системе здравоохранения субъекта такие возможности, чтобы она могла эффективно реагировать на потенциальные угрозы для здоровья населения, вызванные экономическими или социальными рисками, или рисками в поведении взрослых граждан.

Управленческие решения по финансовому обеспечению Программы модернизации на 2 года включали 11 791,1 млн. руб., в т.ч.: средств бюджета Федерального фонда ОМС - 7 817,6 млн. руб.; средств бюджета субъекта -2 252,9 млн. руб.; средств бюджета Территориального фонда ОМС - 1 720,6 млн. руб., в т.ч. (на укрепление материально-технической базы медицинских

организаций - 49,0%; внедрение современных информационных систем в здравоохранение - 46,7%; внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи - 4,3%).

Для эффективного управленческого сопровождения процессов модернизации введен специальный процессно-финансовый менеджмент организационного развития территориального фонда ОМС [3]. Существующая нормативная база предоставляет право руководителю медицинской организации распределять полученные средства за внедрение организационных и медицинских стандартов.

Для реализации мероприятий Программы модернизации специалистами Территориального фонда ОМС рассчитаны тарифы на стандарты для лечения пациентов в стационарах, тарифы на посещения, консультации к узким специалистам и проведение диспансеризации. Территориальный фонд ОМС ежемесячно осуществлял документационное сопровождение и мониторинг ситуации по выполнению плановых показателей, освоению средств по внедрению федеральных стандартов, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи. Для эффективности этих мероприятий осуществлен финансовый менеджмент перечисленных средств.

В итоге результата реализации мероприятий Программы модернизации в Кемеровской области за 2011-2012 гг. демонстрируют эффективность управленческих решений и оптимальность определенных приоритетов. В осуществлении мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи участвовали 86 медицинских организаций, средний размер доплаты врачам-специалистам, участвующим в мероприятиях по повышению доступности амбулаторной помощи составил - 10 538 руб., среднему медицинскому персоналу - 5 940 руб.

Эти меры позволяют достичь задачи программы модернизации -улучшить показатели здоровья населения, повысить доступность и качество медицинских услуг для граждан субъекта, заинтересованность персонала в этих процессах. В результате утверждены модели оценки деятельности для каждого специалиста, и определены показатели, при достижении которых производилась выплата. В числе показателей деятельности оценивалось выявление заболеваний на ранней стадии, наличие осложнений при лечении,

отсутствие обоснованных жалоб пациентов, выполнение плановых показателей и т.д.

Литература

1. Указ Президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в Российской Федерации.

2. Постановление Правительства РФ от 6.04.2004 г. № 153 по направлению «Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

3. Кича Д.И., Елбаев Ю.А. Развитие организации и управление проектом в учреждении здравоохранения / ЕС. ТЕМПУС. - М., 2010. - 132 с.

ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВРАЧА КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

И.А. Петрова, Л.Г. Иванова, В.С. Нечаев*

Рассмотрены роль и влияние этико-правовых стандартов и норм работы медицинского работника на качество оказания медицинской помощи пациенту.

Ключевые слова: медицинская помощь, правовое регулирование, врач, пациент, этика здравоохранения.

The paper describes the role and the influence of ethical and legal standards and working norms

of a health worker on the quality of health care delivery to patients.

Key words: health care, legal regulation, physician, patient, healthcare ethics.

Активное развитие новых биомедицинских и фармацевтических

технологий, используемых при оказании медицинской помощи, появление

большого числа альтернативных методов лечения одной и той же патологии,

создают высокую информационную нагрузку на врача. Лавинообразное

нарастание профессионально-значимого объема информации, порой

превышающее возможности обучения, может существенно тормозить

внедрение новых технологий, а также спровоцировать их

неквалифицированное применение. Эта информация частично фокусируется

при создании регламентов, протоколов, порядков и, в целом стандартизации

* ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», г. Москва

Петрова Ирина Анатольевна - к.ф.н., ведущий научный сотрудник

Иванова Лилия Георгиевна - мл. научный сотрудник, 8(495)916-02-13

Нечаев Василий Сергеевич - д.м.н., профессор, зав. отделом, vn52@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.