Научная статья на тему 'Оценка результативности целевой Программы "Развитие системы здравоохранения г. Серпухова на 2011-2013 гг. "'

Оценка результативности целевой Программы "Развитие системы здравоохранения г. Серпухова на 2011-2013 гг. " Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / TARGET PROGRAM / HEALTHCARE REFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Огнева Е.Ю., Сердюковский С.М.

В статье представлен сравнительный анализ показателей, запланированных в Программе «Развитие системы здравоохранения г. Серпухова на 2011-2013 гг.», с фактически достигнутыми значениями. Обоснованы недостатки перечня регламентируемых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessing the efficiency of the target program “The development of healthcare system in the town of Serpukhov for 2011-2013”

The paper presents the comparative analysis of indicators scheduled in the Program of “The development of healthcare system in the city of Serpukhov for 2011-2013” with actually achieved values. The substantiation is provided for shortcomings in the regulated indicators list.

Текст научной работы на тему «Оценка результативности целевой Программы "Развитие системы здравоохранения г. Серпухова на 2011-2013 гг. "»

используется для решения частных клинических, технологических, организационных и иных текущих вопросов.

Вызовы глобализации медицинскому образованию состоит в том, что даже в условиях обеспеченности здравоохранения и клинической медицины высокотехнологичными ресурсами, возникает тенденция снижения уровня профессиональной подготовленности медицинских работников, ослабления качества оказания медицинских услуг и ухудшения состояния здоровья населения и его многочисленных медико-демографических групп.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

2. Делягин М. Мировой кризис: общая теория глобализации. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 768с.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. СЕРПУХОВА НА 2011 -2013 гг.»

Е.Ю. Огнева*, С.М. Сердюковский**

В статье представлен сравнительный анализ показателей, запланированных в Программе «Развитие системы здравоохранения г. Серпухова на 2011-2013 гг.», с фактически достигнутыми значениями. Обоснованы недостатки перечня регламентируемых показателей.

Ключевые слова: реформирование здравоохранения, модернизация, целевая программа.

The paper presents the comparative analysis of indicators scheduled in the Program of "The development of healthcare system in the city of Serpukhov for 2011-2013" with actually achieved values. The substantiation is provided for shortcomings in the regulated indicators list. Key words: healthcare reformation, modernization, target program.

В Российской Федерации реформирование здравоохранения началось с принятия в 1991 г. Закона о медицинском страховании. Очередной этап реформирования, датируемый 2005 г., было решено проводить в форме модернизации, которая была обусловлена множеством проблем, препятствующих обеспечению достаточности государственных гарантий

* Администрация г. Серпухов Московской области

** ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А.Семашко», г. Москва

Огнева Екатерина Юрьевна - зам. Главы администрации г. Серпухов, начальник Управления здравоохранения, ogneva-e@mail.ru

Сердюковский Сергей Маркович - к.м.н., ст. научный сотрудник, коtdel-77@mail.ru

медицинской помощи, ее доступности и высокого качества [2]. Требовалось создание совсем иной системы здравоохранения, руководимой и ориентированной на профессионалов, владеющих высокотехнологичными методами диагностики и лечения, сосредоточенных в центрах, оснащенных дорогостоящим оборудованием [1].

На основе анализа ситуации в стране, В.В. Путин (будучи президентом, а потом премьер-министром) подписал два документа, которые составили правовую основу современной модернизации системы здравоохранения: указ президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.» и распоряжение правительства РФ от 17 ноября 2008 г. 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.».

Неотъемлемым элементом современной политики является разработка федеральных, региональных и территориальных программ, где формируются текущие и перспективные задачи в сфере здравоохранения и меры по их реализации.

В соответствии с постановлением правительства Московской области от 17.05.2011 г. № 446/19 «О реализации подпрограммы «Модернизация здравоохранения Московской области на 2011-2012 гг.» главой г. Серпухова было принято постановление от 20.01.2009 г. № 67 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ г. Серпухова», на основании которого была утверждена целевая программа «Развитие системы здравоохранения г. Серпухова на 2011-2013 гг.» (далее -Программа). На реализацию данной Программы было израсходовано 971 млн. 571,1 тыс. руб. Для оценки ее результативности проведено сравнение показателей, запланированных в Программе, с фактически достигнутыми значениями (табл.).

Представленные данные свидетельствуют о том, что по многим показателям запланированные уровни не достигнуты. Так, фактическая общая заболеваемость в 2013 г. была намного выше запланированной - 1387,90 против 1110,49%о. Затраты времени на запись к врачу, по результатам специально организованного анкетирования пациентов, составили 15 мин. вместо регламентированных Программой 10 мин. Фактическая численность пациентов ДС составила только 2 404 вместо 3500 запланированных. Сокращение госпитализации в стационар до 30000 также не выполнено: в 2013 г. был

госпитализирован 30251 пациент. Число посещений в АПУ составило 812693 против 942327 по плану. При запланированном сокращении объемов предоставления скорой помощи до 36341 вызова в год, в 2013 г. их выполнено 55938.

Таблица

Результаты реализации Программы «Развитие системы

Направления План Факт

1.Укрепление материально-технической базы в т.ч.:

увеличение фондовооруженности 208224,17 руб./ врач 1 098 566, 26 руб./врач

общая заболеваемость 1110,49%о 1387,90%

первичная инвалидность 682 случая 651 случай

общая смертность 2260 случаев 2049 случаев

2.Внедрение современных информ.

технологии, в т.ч.:

Запись на прием к врачу до 10 мин. 15 мин.

3.Внедрение медицинских стандартов, в т.ч.:

госпитализация в ДС 3 500 пациентов 2 404 пациентов

сокращение госпитализации в стационар 30 000 пациентов 30 251 пациент

увеличение числа посещений в АПУ до 942 327 812 693

сокращение числа вызовов скорой до 36 341 55 938

помощи

увеличение з/п врачей, до 29 160 руб. 33 108 руб.

среднего медперсонала, прочего персонала до 20 980 руб. до 12 314,8 руб. 20 897 руб. 18 130 руб.

4. Решение кадровых проблем, в т.ч.:

снижение численности нуждающихся в до 6 человек 6 человек

улучшении жилищных условий

повышение занятости и до 80,37% 69,08%

укомплектованности врачебных до 60,47% 52,56%

должностей

физическими лицами

В 2013 г. было занято 69,08% штатных врачебных должностей вместо 80,37% по плану, укомплектованность физическими лицами составила 52,56 против запланированных 60,47%.

Следует также отметить, что большинство запланированных Программой показателей, таких как уровень смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, а также число госпитализаций в дневной стационар и круглосуточный стационар, посещений в АПУ, вызовов скорой помощи зависят гораздо в большей степени от факторов, которые не имеют отношения к системе здравоохранения. К их числу относятся экология,

наследственность, социально-экономическая и эпидемиологическая ситуация, санитарно-гигиеническая осведомленность населения и многие другие. В связи с этим в программах развития здравоохранения целесообразно планировать достижение лишь тех показателей, воздействие на которые относится к компетенции органов управления здравоохранением. Это фондовооруженность, размер заработной платы всех категорий медицинских работников, укомплектованность штатных должностей медицинского персонала, численность медицинских работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Литература

1. Воробьев А.И. Российская медицина: это не лечится? // Новая газета. - 2010. - № 32.

2. Ерохина Т.В. Некоторые особенности реформирования системы здравоохранения // Социальное и пенсионное право. - 2013. - № 1. - С. 20-24.

РОЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И.В. Пачгин*

В статье рассмотрены результаты модернизации здравоохранения с учетом совершенствования управленческих процессов, функций и организаций, выявлено, что результаты реализации региональных программ модернизации здравоохранения в субъекте Российской Федерации демонстрируют возможности повышения эффективности структурных преобразований, здоровья и функций здравоохранения.

In the article the results of modernization of health care with the improvement of management processes, functions, and organization. The results of the implementation of the regional healthcare modernization programe in the subject of the Russian Federation demonstrate the possibility of improving the efficiency of structural reforms, the health and functions of public health.

Key words: мodernization of health, regional programs, effectiveness, health, and structural changes.

На основании имеющегося опыта подтверждено, что в современных условиях любая система здравоохранения располагает определенными возможностями и потенциалом для того, чтобы добиться соответствующих

* Территориальный фонд ОМС Кемеровской области, г. Кемерово

Пачгин Игорь Владимирович - директор ТФОМС, pahiv@kemoms.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.