научно-производственный журнал Нива Татарстана. - 2011. №1-2 - С. 3235.
БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЫВОРОТКИ КРОВИ ВЫСОКОПРОДУКТИВНЫХ КОРОВ ПРИ СКАРМЛИВАНИИ АМИДО-ВИТАМИННО-МИНЕРАЛЬНОГО КОНЦЕНТРАТА
Шайдуллин Р.Ф., Шакиров Ш.К., Софронов В.Г.
Резюме
Описано влияние амидо-витаминно-минерального концентрата (АВМК) на биохимические показатели крови высокопродуктивных коров. Рассматривалось влияние различных условий кормления животных на некоторые биохимические показатели сыворотки крови.
BIOCHEMICAL PARAMETERS OF SERUM HIGH YIELDING COWS AT FEEDING AMIDO-VITAMIN-MINERAL CONCENTRATE
Shaydulin R.F., Shakirov Sh. K., Sofronov V.G.
Summary
The effect of amido-vitamin-mineral concentrate (AVMK) on biochemical parameters of blood high yielding cows. Examined the effect of various conditions of feeding animals on some biochemical parameters of blood serum.
УДК 82
РОЛЬ МОДАЛЬНОСТИ В ЛИНГВИСТИКЕ
Шакирзянова Р.М.
ФГОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана»
Ключевые слова: лингвистика, модальность, характеристика
модальности, объективная модальность, субъективная модальность.
Key words: linguistics, modality, description of modality, objectival of modality, subjective of modality.
Изучение модальности в лингвистике имеет давнюю традицию, так как модальность является одним из самых сложных и противоречивых понятий, имеющих множество различных трактовок. В связи с разнообразием подходов к рассматриваемому явлению, тема настоящей
статьи представляется актуальной в современном языкознании для раскрытия особенностей и структуры того или иного языка.
Концептуальная основа изучения модальности в языке опирается на некоторые положения логико-философских теорий модальности. Поэтому определение логико- философской сущности слова «модальность» имеет важное значение для изучения данного понятия в рамках лингвистики.
В лингвистике категория модальности имеет много аспектов изучения и рассматривается с различных научных позиций.
Всестороннюю характеристику модальности можно найти в трудах академика В.В. Виноградова (1975). Им прослежена история изучения данной категории, очерчен круг средств выражения модальности, выявлены её объем и конкретное содержание. Он считает, что каждое предложение содержит в себе указание на отношение к действительности. Такого же мнения и другой отечественный языковед И.Р. Гальперин (1981), рассматривающий модальность как категорию, присущую языку в действительности, т.е. речи, и поэтому являющуюся самой сущностью коммуникативного процесса.
Однако, современными авторами выдвигается более узкое понимание модальности, которые определяют модальность как отнесенность содержания предложения к действительности с точки зрения говорящего (В.З. Панфилов, 1977). Другие понимают модальность как противопоставленность реального/ирреального отношения высказывания к действительности (Г. А. Золотова, 1962). Широко распространяется также точка зрения, согласно которой инвариантным значением модальности является отнесенность содержания высказывания к действительности, т.е. модальность распространяется на отношение субъекта высказывания к действию и отношение говорящего к достоверности содержания высказывания (Дан Тхи Шам, 2005). При таком подходе многие разновидности и средства выражения модальности объявляются второстепенными или вовсе оставляются вне этой многогранной, но вместе с тем цельной категории. Такая точка зрения представлена в работах А.В. Бондарко (1990), М. Грепла (1973), Г.А. Золотовой (1962), В.З. Панфилова (1977) и некоторых других лингвистов.
По мнению Э.Н. Алиевой (2010), природу проявления категории модальности можно увидеть и в том, что данная категория является постоянно действующим, конституирующим признаком предложения; функционирует на логико-грамматическом уровне порождения предложения; расчленяется на объективную, субъективную модальности, выражающие различные модальные значения от простого повествования до эмоционально-экспрессивного; и, наконец, модальность в одинаковой степени обслуживает и грамматическое предложение, и логическое суждение в процессе их порождения.
Объективная модальность - обязательный признак любого высказывания. Она, по В.З. Панфилову (1977), отражает характер объективных связей, наличных в той или иной ситуации, на который направлен познавательный акт, а именно связи возможные, действительные и необходимые. Субъективная модальность выражает оценку со стороны говорящего степени познанности этих связей, т.е. она указывает на степень достоверности мысли, отражающей данную ситуацию, и включает проблематическую, простую и категорическую достоверности.
Кроме того, с категорией модальности соприкасаются и частично переплетаются разные виды и типы эмоциональной экспрессии
(возмущение, восхищение, угроза и т.п.). Как указывает В.В. Виноградов (1975), необходимо проводить принципиальную четкую грань между разными эмоциональными формами выражения реакций на
действительность и модальной оценкой отношения высказывания к действительности, хотя обе эти сферы речевых явлений имеют самое тесное взаимодействие. Он считал, что модальные значения расширяются в сторону выражения разных логически-оценочных и эмоциональнооценочных значений и стилистической квалификации речи, которые передаются в предложении с помощью различных вводно-модальных образований.
Согласно Н.Ю. Шведовой(1960) эмоциональное отношение к сообщаемому квалифицируется как модальное. Но вместе с этим развивается мнение, в котором эмоционально-экспрессивные отношения исключаются из разряда модальных (Н.С. Валгина, 2003).
Г.А.Золотова (1962), трактуя понятие модальности, главным образом, как выражение отношения в плане достоверности/
недостоверности, выделяет три типа отношений: во-первых, это
отношение содержания высказывания (как предикативного признака) к действительности с точки зрения говорящего; во-вторых, отношение к содержанию высказывания; в-третьих, отношение между субъектом — носителем признака и предикативным признаком.
Модальность в трактовке Ш. Балли(1955) выступает как синтаксическая категория, в выражении которой первостепенную роль играют модальные глаголы, обозначающие суждение говорящего о предмете речи. Как сторонник широкого понимания модальности он считал модальность душой предложения и в число модальных значений включал самые различные оттенки суждения, чувства или воли, которые выражаются модальными глаголами, наклонениями, интонацией, формами вопроса, приказаниями, модальными жестами, мимикой лица, междометиями и другими приемами, с помощью которых пробуждается и поддерживается внимание собеседника.
Позже опираясь на концепцию Ш. Балли (1955), ряд отечественных и зарубежных ученых в качестве основной составляющей модального значения стали выделять коммуникативную форму высказывания. Если Т.Б. Алисова (1969) различает коммуникативную и субъективнооценочную модальность, то Э. Бенвенист (1974) считает, что связанные с общением функции речи запечатлены в формах модальности предложения, т.е. утвердительные, вопросительные и повелительные типы предложений отражают основные позиции говорящего, который воздействует на собеседника своей речью: говорящий либо хочет передать собеседнику элементы знания, либо получить от него информацию, либо — приказать что-то сделать.
Таким образом, анализируя научную литературу, можно сказать, что понятие модальности имеет в лингвистике многогранную трактовку, требующую глубокого изучения. Поскольку категория модальности признается очень сложной, отношение к ней неоднозначное, единого мнения относительно её природы нет. Так, одни ученые рассматривают её как гносеологическое понятие, не связанное с личностной оценкой предмета мысли, другие же считают, что в этой категории проявляется субъектно-оценочное отношение. Вместе с тем всеми признается, что категория модальности включает выражение реальности/нереальности высказывания. В лингвистике модальность рассматривают как сложную функционально - семантическую категорию, которая имеет отношение к действительности и к мнению говорящего. Следовательно, данная категория представляет большой интерес в лингвистике, так как каждый язык индивидуален и имеет свои определенные грамматические и лексические единицы, выражающие модальность.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Алиева Э. Н. Функционально-семантическая категория модальности и ее реализация в разноструктурных языках (русском, английском, лезгинском): Автореф. дис. ...док. филол. наук / Э.Н.Алиева; М., 2010. - 50 с.; 2. Алисова Т.Б. Семантико-
коммуникативный субстрат без личных предложений // Инвариантные синтаксические значения и структура предложения (Доклады на конференции по теоретическим проблемам синтаксиса). - М.: Наука, 1969. - С.27-36.; 3.Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка- М.:Изд-во иностр.литер., 1955. - 416с.; 4.Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974. -447с.; 5.Бондарко А.В. Реальность / ирреальность и потенциальность // ТФГ. - М.: Наука, 1990. - С. 72-80.; 6.Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник. - 4-ое изд., испр. - М.: Высшая школа, 2003. - 416с.; 7.Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // В.В. Виноградов. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. - М.: Наука, 1975. - С.53-87.; 8.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М, 1981 .-139с.; 9.Грепль М. О сущности модальности //
Языкознания в Чехословакии. - М., 1973. - С.277-301.; 10.Данг Тхи Шам. Употребление форм глагольного наклонения как основной способ выражения модальности в русском языке :С позиции носителя вьетнамского языка : Дис. ... канд. филол. наук / Данг Тхи Шам; М., 2005.-134c.; 11.Золотова Г.А. О модальности предложения в русском язы-ке//ФН, 1962. -№1.- С. 65-80.; 12.Панфилов В.З. Категории модальности и ее роль конструктировании структуры предложения и суждения. // ВЯ, 1977. -№4. - С. 37-48.; 13.Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. - М: Наука, 1960. - 377с.
РОЛЬ МОДАЛЬНОСТИ В ЛИНГВИСТИКЕ
Шакирзянова Р.М.
Резюме
В статье рассматривается определение модальности в лингвистике с различных научных позиций, т.к. нет единого мнения о данной категории языка. Несмотря на существование большого числа подходов к объяснению модальности в языке, большинство лингвистов определяют её как функционально-семантическую категорию и разграничивают на объективную и субъективную модальность.
A ROLE OF MODALITY IN LINGUISTICS
Shakirzyanova R.M.
Summary
The article reveals the definition of modality in linguistics from various scientific points of view because of the lack of general estimation of the present language category. In sprite of the existence of numerous approaches to the problem of modality in the language, the majority of linguists define it as a functional- semantic category and divide it into objective and subjective modality.