Научная статья на тему 'РОЛЬ МИНХ-РЭА ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА В ПОВЫШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ В 80-Е - НАЧАЛО 90-Х ГОДОВ ХХ В'

РОЛЬ МИНХ-РЭА ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА В ПОВЫШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ В 80-Е - НАЧАЛО 90-Х ГОДОВ ХХ В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / ТОРГОВЛЯ / TRADE / РАЦИОНАЛИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ИЗОБРЕТЕНИЯ / INVENTIONS / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SCIENTIFIC RESEARCH / МИНХ / РЭА / REA / НИР / АСУ / ТСО / СНО / MINE / SCIENTIFIC RESEARCH WORK (SRW) / AUTOMATED SYSTEM OF MANAGEMENT (ASM) / TECHNICAL TRAINING TOOLS (TTT) / STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY (SSS)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савинченко Татьяна Игоревна, Соколов Михаил Владимирович

В статье рассматривается научно-исследовательская работа преподавателей и студентов МИНХ-РЭУ, их вклад в развитие различных отраслей народного хозяйства СССР. Рассмотрена рационализаторская и изобретательская деятельность ВУЗа как участника изобретательского и рационализаторского движения в СССР. На основании изучения архивных материалов показан широкий охват тематики работ, активное участие преподавателей и студентов, многочисленные успехи, получившие признание на различных уровнях.В 80-90е годы ХХ в. стратегия развития ВУЗа определялась долгосрочной комплексной программой развития института, разработанной на период до 2010 года, была сориентирована накоренную перестройку хозяйственного механизма на основе ускорения НТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Савинченко Татьяна Игоревна, Соколов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE MOSCOW INSTITUTE OF THE NATIONAL ECONOMY - THE RUSSIAN ECONOMICAL ACADEMY NAMED AFTER G.V. PLEKHANOV IN THE IMPROVING OF ECONOMIC EFFICIENCY OF ENTERPRISES OF INDUSTRY AND TRADE IN THE 80-IES - EARLY 90-IES OF THE XX CENTURY

In the article discusses the scientific-research work of teachers and students of the MINE-REA, its contribution to the development of various branches of the national economy of the USSR. It is considered the innovative and inventive activities of the university as a participant of invention and innovation movement in the USSR. Based on the study of archival materials shows the wide coverage of themes of works, active participation of teachers and students, the many successes that have received recognition at various levels. In the 80-90s of the XX century the strategy of the development of the university was determined by the long-term complex program of the development of the institute, designed on the period up to 2010, was oriented towards a radical restructuring of the economic mechanism on the basis of accelerating of scientific-technological progress (STP).

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МИНХ-РЭА ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА В ПОВЫШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ В 80-Е - НАЧАЛО 90-Х ГОДОВ ХХ В»

12. Kul'tume zhittya v Ukraini. Zahidni zemli [Tekst] : 1953-1966 : T.2. - L'vov, 1996. - S. 257.

13. Likvidaciya UGKC (1939-1946) : dokumenti radyans'kih organiv derzhavnoi bezpeki [Tekst] : T. 1. - Kiev: Sergiichuk M. I., 2006. - S. 250.

14. Kul'turne zhittya v Ukraini... S. 759.

15. Andruhiv, I. O. Religiine zhittya na Prikarpatti: 1944-1990 rr. Istoriko-pravovii analiz [Tekst] / I. O.Andruhiv. - Ivano-Frankovsk, 2004. - S. 125.

16. Martirologiya ukrams'kih cerkov [Tekst] : - T 2. - Toronto : [B. i.], 1985. - S. 198.

17. Zvarich, V. Ukaz. soch. S. 29, 50; Barmak, M. Ukaz. soch. S. 336; Homa, I. Ukaz. soch. S. 20.

18. Voloshin, YU. V. Likvidaciya ukrains'koi Greko-Katolic'koi Cerkvi [Tekst] / YU. V. Voloshin // Vizvol'nii shlyah. - B. m. : [B. i.], 1996. - № 3. - S. 337.

19. Serdyuk, N. Mitropolit katakombnoi cerkvi [Tekst] / N. Serdyuk // Pam'yat' stolit'. - B. m. : [B. i.], 2002. - № 6. - S. 86.

20. Buchins'kii Bat'ko Cerkvi ta narodu: kardinl iosif Slipii [Tekst] - Kiev : [B. i.], 1994. - S. 103.

21. Homa, I. Patriarh Iosif. Vid. 2-e, pereroblene i dopovnene [Tekst] / I Homa. - L'vov : Don Bosko, 2009. - S. 156; Zvarich, V. ZHittevii shlyah patriarha Iosifa [Tekst] / V. Zvarich. - Ternopil' : «Dzhura», 2011. - S. 60; Barmak, M. Ukaz. soch. S. 332.

22. Mihailishin, M. M. Blazhennishii Iosif Slipii ta ideya patriarhatu UGKC [Tekst] / M. M. Mihailishin. - L'vov : Svichado, 2007. -S. 62.

23. Boicun, L. Patriarh Iosif Slipii yak ispovidnik idei nacional'noi cerkvi [Tekst] / L. Boicun // Ideya nacional'noi cerkvi v Ukraini. -T. : [B. m.], 1996. - S. 13.

24. Rood, V. Rim i Moskva: Otnoshenie mezhdu Svyatym Prestolom i Rossiei / Sovetskim Soyuzom ot Oktyabr'skoi revolyucii 1917 g. do 1 dekabrya 1989 g. [Tekst] / V. Rood. - L'vov : Svichado, 1995. - S. 190.

25. Lencik, V. Viznachni postatti Ukrains'koi Cerkvi : Mitropolit Andrei SHeptic'kii i Patriyarh Iosif Slipii [Tekst] / V. Lencika. -L'viv : Svichado, 2001. - S. 421, 422.

26. Statut Ukrains'kogo Bogoslovs'kogo naukovogo tovaristva [Tekst]. - Rim : [B. i.], 1960. - S. 5.

27. Slipii, I. Ukaz. soch. S. 9; Lencik, V. Ukaz. soch. S. 422.

28. Slovo Patriarha Iosifa Slipogo pro vazhlivist' dlya rozvitku ukrains'koi nauki diyal'nosti Katolic'kogo Universitetu ta Tovaristva Svyata Sofiya [Tekst] // Slovo Patriarha Iosifa : Dokumenti : Materiali : Svitlini. 1917-1984. - L'vov : Gerdan, 2003. - S. 142.

29. Kolupaev, V. Slipyj, Iosif [Tekst] / V. Kolupaev // Katolicheskaya ehnciklopediya T.4. M.: Izd-vo franciskancev, 2011. - S. 877.

ИЕРОМОНАХ ТИМОФЕЙ (ЯСЕНИЦКИЙ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ - кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской Православной Церкви, проректор по научной работе Коломенской духовной семинарии.

HIEROMONK TIMOFEY (YASENITSKY, VASILIY M. - сandidate of Theology, doctoral student of The Churchwide postgraduate and doctoral studies of The Russian Orthodox Church, the pro-rector for scientific work, Seminary of Kolomna (perevitsk@icloud.com)

УДК 94(47).084.9:378.6

САВИНЧЕНКО Т.И., СОКОЛОВ М.В. РОЛЬ МИНХ-РЭА ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА В ПОВЫШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ В 80-Е - НАЧАЛО 90-Х ГОДОВ ХХ В.

Ключевые слова: промышленность, торговля, рационализаторская деятельность, изобретения, научные исследования, МИНХ, РЭА, НИР, АСУ, ТСО, СНО.

В статье рассматривается научно-исследовательская работа преподавателей и студентов МИНХ-РЭУ, их вклад в развитие различных отраслей народного хозяйства СССР. Рассмотрена рационализаторская и изобретательская деятельность ВУЗа как участника изобретательского и рационализаторского движения в СССР. На основании изучения архивных материалов показан широкий охват тематики работ, активное участие преподавателей и студентов, многочисленные успехи, получившие признание на различных уровнях. В 80-90е годы ХХ в. стратегия развития ВУЗа определялась долгосрочной комплексной программой развития института, разработанной на период до 2010 года, была сориентирована на коренную перестройку хозяйственного механизма на основе ускорения НТП.

SAVINCHENKO, T.I., SOKOLOV, M.V. THE ROLE OF THE MOSCOW INSTITUTE OF THE NATIONAL ECONOMY - THE RUSSIAN

ECONOMICAL ACADEMY NAMED AFTER G.V. PLEKHANOV IN THE IMPROVING OF ECONOMIC EFFICIENCY OF ENTERPRISES OF INDUSTRY AND TRADE IN THE 80-IES -

EARLY 90-IES OF THE XX CENTURY

Keywords: industry, trade, innovative activity, inventions, scientific research, MINE, REA, scientific -research work (SRW), Automated System of Management (ASM), Technical Training Tools (TTT), Student Scientific Society (SSS).

In the article discusses the scientific-research work of teachers and students of the MINE-REA, its contribution to the development of various branches of the national economy of the USSR. It is considered the innovative and inventive activities of the university as a participant of invention and innovation movement in the USSR. Based on the study of archival materials shows the wide coverage of themes of works, active participation of teachers and students, the many successes that have received recognition at various levels. In the 80-90s of the XX century the strategy of the development of the university was determined by the long-term complex program of the development of the institute, designed on the period up to 2010, was oriented towards a radical restructuring of the economic mechanism on the basis of accelerating of scientific-technological progress (STP).

В 80-е годы ХХ в. в МИНХе укрепление связи учебного процесса с научной работой преподавателей и студентов характеризовало одно из направлений улучшения работы института. Институт, как и в предыдущие годы, продолжал работу по заказам правительства, министерств и ведомств, по программам Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике (ГКНТ), Академии наук СССР и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Основными направлениями этой работы являлись: повышение экономической эффективности промышленности, торговли, общественного питания, разработка и внедрение Автоматизированная система управления (АСУ), повышение эффективности и надежности технологического оборудования, интенсификации и оптимизации технологических процессов отмеченных отраслей народного хозяйства, увеличение производства и повышение качества товаров народного потребления.

Характерными чертами развития научно-исследовательской работы (НИР) в этот период были, во-первых, рост хозяйственно-договорных тем по сравнению с госбюджетными, во-вторых, переход к комплексным многолетним темам, в-третьих, активное привлечение к этой работе студентов. Так, в 1981-1985 гг. около 500 тем из 580, разрабатываемых в МИНХ, были хозяйственно-договорными. Их общий объем составил около 15 млн. руб. [1, c.129] Были созданы проблемные советы, патентный отдел, группа внедрения, служба Научно-технической информации (НТИ).

Ряд тем приобретали общеинститутское значение. К примеру, в разработке комплексной общеинститутской темы «Повышение эффективности общественного производства» участвовали 16 кафедр и 8 факультетов [1, c.129]. Профессорско-преподавательский состав МИНХ внес свой вклад и в общеметодологические аспекты этой темы, особенно в проблемы АСУ, и в конкретные практические решения отдельных проблем управления предприятиями, производственными объединениями, комбинатами, территориально-производственными комплексами (ТПК), отраслями промышленности.

Еще в 70-е годы профессорско-преподавательский состав МИНХ работал над проблемами высшего образования по общей теме «Высшая школа как система». [1, c.129]. Вместе с коллегами из Иркутского и Свердловского институтов народного хозяйства они разработали ряд практических рекомендаций.

В десятой пятилетке (1976-1980) МИНХ включился в разработку программы «Человек и окружающая среда». Кафедрой природопользования были разработаны методические указания по рациональному использованию природных ресурсов.

В 1981-1985 гг. преподаватели МИНХ исследовали также проблемы, связанные с решением Продовольственной программы. Большое место в работе 11 кафедр заняли вопросы роли и места торговли, сферы товаров народного потребления в реализации Продовольственной программы СССР на период до 1990 г. [1, c.130]. В рамках проекта были сделаны первые шаги по пути изучения маркетинга.

Наиболее активные ученые института стали сотрудничать с промышленными предприятиями на основе договоров, оказывая им помощь в разработке экономических,

технологических и технических вопросов, в экономическом образовании кадров, в общественно-политической и экономической пропаганде знаний. Если в девятой пятилетке (1971-1975) было подписано 23 договора о содружестве ученых и производственников, то в 1981-1985 гг. - 290 договоров, в том числе 170 с предприятиями Москвы (в том числе 29 -Москворецкого района). В выполнении этих договоров участвовало около 550 преподавателей. Было внедрено 209 разработок. Экономический эффект, приходившийся на долю ученых МИНХ, составил свыше 3,3 млн. руб. [1, а130].

Большое место в НИР института занимали изобретения, разработка новых технологий, новой техники. Остановимся кратко на истории вопроса. Еще в декабре 1954 г. было принято специальное постановление ЦК КПСС «О научных инженерно-технических обществах» (НТО), согласно которому было намечено: «Реорганизовать существующие научные инженерно-технические общества, объединяющие узкий круг научных и инженерно-технических работников, в массовые научно-технические общества по отраслям производства, возложив на них широкое объединение инженерно-технических работников и новаторов производства» [2]. Руководство деятельностью НТО возлагалось на Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС). При ВЦСПС был образован Всесоюзный совет научно-технических обществ - главный координирующий орган, при ЦК и Советах профсоюзов - соответствующие отраслевые и региональные советы НТО, на предприятиях - организации и советы НТО. В Уставе НТО СССР были закреплены главные задачи обществ: борьба за материально-техническую базу коммунизма, ускорение темпов научно-технического прогресса, пропаганда достижений науки и техники, привлечение трудящихся к научно-техническому творчеству. Труды НТО публиковались в журнале «Техника и наука». Целью всесоюзного совета НТО было проведение межотраслевых мероприятий, координация совместных действий между структурными единицами общества, укрепление связи с Государственным научно-техническим комитетом. В стране было создано 21 отраслевое НТО. На 1959 г. в СССР насчитывалось 29 023 первичных НТО, объединявших 1 058,7 тыс. чел. [3, а 460] НТО традиционно создавались по производственному признаку. Они функционировали на абсолютном большинстве предприятий СССР. Просматривалась тенденция роста числа членов НТО и количества их первичных организаций. Так, если в 1959 г. в СССР насчитывалось 26 068 первичных организаций, в 1960 г. - 29 023, то в 1963 г. - их было 45 221. [2] Увеличивалось и количество действительных членов НТО, если в 1959 г. их насчитывалось 933,7 тыс. чел., то в 1963 г. - их количество увеличилось в 2 раза и составляло 2082,4 тыс. чел. [2].

17 января 1958 года на заседании Президиума ВЦСПС было принято решение о создании Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Каждый совет ВОИР (областная, краевая, республиканская) имел секции, которые занимались разными сферами функционирования общества. Производственно-техническая секция занималась организацией социалистических соревнований, конкурсов, обзоров, обменом опытом между изобретателями. В частности, информационно-издательская секция организовывала чтение лекций и проведение семинаров для изобретателей. Финансово-экономическая секция проверяла верность расчета экономического эффекта от использования рационализаторских предложений. Правовая секция оказывала правовую помощь изобретателям и рационализаторам. Экспертно-консультативная - проводила экспертизы и разрешала все споры между автором изобретения и техническим советом совнархоза, разных ведомств, министерств. Секция организационно-массовой работы занималась привлечением новых членов к обществу [2]. В качестве мобилизационных форм воздействия использовались как формы опосредованного, идеологического воздействия, т. е. лекции, обучение в различных общественных учебных заведениях, так и непосредственного воздействия, т. е. различного рода смотры, конференции и конкурсы.

В течение 1959-1963 гг. было проведено свыше 370 тыс. курсов и семинаров по новой технике и школ так называемого «передового опыта». За этот временной период были направлены за границу для участия в научно-технических совещаниях и конференциях 126

делегаций, общей численностью 428 чел., в том числе в Болгарию, Венгрию, ГДР, Румынию, Чехословакию [2]. Была проведена работа по вовлечению в НТО ученых, инженеров и рабочих-новаторов, занятых в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве, в научно-исследовательских и проектных институтах [2]. Предложения НТО учитывались в государственных планах развития основных отраслей науки и техники [2].

Интересно, что производительность труда в СССР увеличивалась не только за счет повышения профессионализма рабочих и внедрения передового технического оборудования, но за счет широкого участия граждан в рационализаторской и изобретательской работе. Примером может служить тот факт, что ВОИР к 1968 году объединило уже 5 млн. чел., в сравнении с 1 млн. человек в 1960 году [4, с.5]. Следующую характеристику этого движения дает один из немногих исследователей истории изобретателей и рационализаторов СССР Г.М. Алексеев: «Развитие массового движения рационализаторов и изобретателей не исчерпывается только его количественным ростом и экономической эффективностью. Оно имеет огромное социальное значение, ибо отвечает насущным интересам трудящихся социалистического общества, облегчает и меняет характер труда миллионов людей, повышает его производительность, создаёт условия для ликвидации различий между умственным и физическим трудом» [5, с.47].

К началу 80-х годов во Всесоюзном обществе изобретателей и рационализаторов (ВОИР) состояло 180 сотрудников института МИНХ. К середине 80-х годов учеными МИНХ было получено около 125 авторских свидетельств, в том числе 14 с участием студентов. Экономический эффект от внедрения возрос в 5,8 раз и достиг за эти годы свыше 6 млн. руб. Два прибора, разработанные в МИНХ, были награждены Большой золотой медалью и дипломом I степени на Международной выставке в Лейпциге [6]. В 1978 г. бронзовой медалью ВДНХ был отмечен эксперимент «Геотроп», осуществленный на орбите станцией «Салют-5», в разработке которого принимала участие профессор МИНХ Г.Г. Жарикова [1, с.130]. Большое количество преподавателей в 70-80-е годы были также отмечены медалями и дипломами ВДНХ и других организаций.

Итоги научных исследований воплощались в диссертации, монографии, учебники и учебные пособия, статьи и доклады на конференциях. За эти годы учеными института было издано несколько сот учебников, монографий, межвузовских сборников научных трудов, учебных пособий и т.д., что получило высокую оценку и соответствующие награды.

80-е годы становятся также переломными в сознании студентов, в их отношении к науке. Вырос интерес к углубленному изучению достижений науки и техники. К середине 80-х годов различными формами научно-исследовательской работы студентов (НИРС) было охвачено около 3000 студентов. Об интенсивной деятельности студенческого научного общества (СНО) можно судить хотя бы по количеству докладов на ежегодной научной конференции. К примеру, на 33-й студенческой конференции было заслушано более 650 докладов. Заметно вырос уровень научных работ студентов МИНХ на республиканских, всесоюзных и международных научно-практических конференциях. Наиболее интересные разработки студентов были рекомендованы на ежегодные выставки научно-технического творчества молодёжи на ВДНХ СССР. В 70-е годы студент института В.Г. Антошкин был награжден медалью «За лучшую студенческую работу», в 1980 г. тремя бронзовыми медалями были отмечены работы студентов, связанные с повышением биологической ценности пищевых продуктов [1, с.131]. В этом же году ряд студенческих работ были выставлены на отдельной экспозиции «Студенты МИНХ - Олимпиаде-80». В результате институт был награжден Дипломом I степени, студенты - медалями и грамотами.

Созданное в МИНХ бюро экономического анализа изучало работу предприятий Москворецкого района для выяснения резервов улучшения производственного процесса. В это же время научный отряд из студентов трех факультетов участвовал в разработке проекта АСУ для системы торговли Костромской области.

В середине 80-х годов около 300 студентов участвовали в выполнении хоздоговорных тем. Было получено 5 авторских свидетельств, 16 свидетельств о рационализаторских

предложениях. Силами студентов в производство были внедрены 62 разработки, опубликовано около 40 работ рационализаторов и изобретателей (РИО). В научной работе принимали участие и иностранные студенты. Достаточно отметить, что 25 из 80 иностранных студентов работали вместе с советскими коллегами. В олимпиаде «Студент и научно-технический прогресс» участвовало 76 студентов-иностранцев [1, а132].

Интересной формой работы СНО в эти годы становится и проведение межвузовского экономического семинара студентов. В апреле 1984 г. на первом занятии студенты МИНХ, МГУ, МФИ, МЭСИ, МИУ обсуждали проблемы экономики и их решение с позиций различных школ и отраслей. СНО превращаются в эти годы в серьезный резерв будущих научных кадров, НИР становится составной частью учебного процесса.

Важным направлением в совершенствовании учебного процесса являлась в эти годы его технизация, внедрение технических средств обучения (ТСО). Этот вопрос неоднократно обсуждался на Ученых Советах факультетов и института. На каждом факультете были созданы комиссии по внедрению ТСО в процесс обучения студентов. Были организованы новые лаборатории ТСО, ЭВМ, перфорационной техники, которые переоснащались новейшей техникой. Для изучения иностранных языков открыли лингафонные кабинеты. 6 учебных кабинетов были оборудованы машинами для контроля знаний студентов, многие кафедры имели контрольные программы.

Во 2-й половине 80-х гг. в соответствии с «Комплексной программой социально-экономического развития института до 2010 года» при проведении научных исследований опережающее развитие должны были получить, как утверждалось в Программе, «разработки поискового характера с последующей их реализацией в фундаментальных и прикладных работах. Развитие научной работы студентов планировалось осуществлять в рамках совершенствования учебного процесса, что должно было позволить повысить потенциал их знаний, приобрести навыки творческого мышления и самостоятельного принятия решений, существенно улучшить качество курсовых и дипломных работ по заказам предприятий и организаций в рамках тематического плана института». Одновременно с подготовкой кадров ученые МИНХ в этот период выполняли ряд научных и рационализаторских разработок. К рационализаторской и изобретательской работе были привлечены и студенты. Изобретательская работа имела двойной эффект - изобретения применялись не только на производстве, но и в учебном процессе ВУЗа (Приказ ректора № 433 от 14.12.1988) [7, л.196].

Начиная с 1986 г. в МИНХ изобретательская, рационализаторская и патентно-лицензионная работа осуществлялась в соответствии с задачами, поставленными XXVII съездом КПСС и планом развития вуза на 12 пятилетку по направлениям: 1. Исследование и разработка высокопроизводительного оборудования, предприятий торговли и общественного питания, разработка новых технологических процессов в этих отраслях. 2. Увеличение ресурсов продовольственного сырья и производства продовольственных товаров. 3. Совершенствование хозяйственного механизма и технологии хранения, переработки и реализации продовольствия [6, л.136].

По всем охраноспособным темам, выполняемым в институте, были проведены патентные исследования. Основное внимание обращалось на изучение мирового опыта и новейших тенденций развития техники.

Объем охраноспособной тематики составил в 1987 году 75% от общего объема НИР, выполняемого в области естественных и технических наук.

По результатам выполнения госбюджетных и хозяйственно-договорных НИР в Государственный Комитет СССР по делам изобретений и открытий было подано 35 заявок на изобретения. Учеными инститцута были получены 24 решения о выдаче авторских свидетельств и 22 авторских свидетельства на изобретения [6, л.137].

В народном хозяйстве использовались 5 изобретений института с экономическим эффектом 477тыс. 837 рублей. Перечислим наиболее значимые изобретения того периода. Так, изобретение доцента Лапшина И.И. (авт. св. №111699) «Коптильный препарат» и

«Способ производства консервов рыба в масле» (авт. св. № 171255) использовались в рыбной промышленности (Всесоюзное объединение «Дальморепродукт»). Изобретение (авт. св. № 969229) авторов проф. Липатова Н.Н. доц. Тарасова К.И., Филатова Ю.И., Швырёва В.Ф. «Установка для растворения сухого молока» использовалась на Останкинском заводе МПО «Молоко». Изобретение (авт. св. № 876310) «Способ изготовления фасонных торцовых поверхностей» профессора Сорокина О.В. было внедрено в ПО «Турбомоторный завод». В ПО «Органика» использовалось изобретение (авт. св. № 367094) «Способ получения пиридилэтилированных по азоту гетероциклических соединений» (автор ст. преп. Мельникова Т.В.), внедрены изобретения:(авт. св. № 1182575) «Способ измерения поля анизотропии магнитного носителя информации» доцента Карпенкова С.Х., авт. св. №1262373 «Способ оценки степени распрямлённой волокон в полуфабрикатах прядения» авторов проф. Стрельцова Б.Н., аспиранта Цыбранковой Т.И. и даже авт. св. № 786972 «Способ изготовления меховых головных уборов» доцента Протасова В.Г. [6, л.138].

Примером успешного внедрения результатов НИР в народное хозяйства стало исследование по изучению условий и скорости доохлаждения маргаринового продукта [8, л.35].

Помимо преподавателей активно работали и студенты. Так, студентами инженерно-технологического факультета были поданы и использовались в учебном процессе 19 рационализаторских предложений [8, л.35].

Необходимо отметить, что разработки института, выполненные на уровне изобретений, показывали на выставках в павильонах ВДНХ СССР; в 1987 году (январь -март) МИНХ получил на ВДНХ на выставке НТТМ-86 4 медали, 2 серебряных и 2 бронзовых за выставленные экспонаты. А в сентябре 1987 года на осенней Лейпцигской международной ярмарке предоставил восемь экспонатов. [8, л.48]. В отчете о НИР института за 1987 год подчеркивается: «Реклама изобретений Института постоянно осуществляется через центральную печать» [8, л.49]. Все это свидетельствовало о признании заслуг МИНХа на государственном уровне.

В январе 1987 года в Институте был проведен смотр-конкурс на лучшую рационализаторскую работу среди студентов и аспирантов в целях развития их творческой инициативы. В смотре приняли участие студенты инженерно-технологического факультета [9, л.15].

Важно отметить, что объем хозяйственно-договорных работ МИНХ вырос в 1988 году по сравнению с 1987 годом на 10% и составил 3,1 млн. руб. В 1988 году были созданы 2 проблемные лаборатории: Управление научно-техническим развитием и Проблем высшей школы. Ученые института подали 37 заявок на изобретения [10, л.10].

Но необходимо сказать и о недостатках. В Заключении о работе ВУЗа за 1988 год говорилось о том, что ВУЗ слабо использовал возможности расширения внедрения за счет договоров на передачу научно-технических достижений. За весь год таких договоров было только 2 [10, л.18].

На основании Постановления МинВУЗа СССР, Госкомизобретений СССР, ЦС ВОИР СССР и Центрального Комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений МИНХ включился во Всесоюзное социалистическое соревнование изобретателей и рационализаторов за максимальный вклад в ускорение научно-технического прогресса в двенадцатой пятилетке среди вузов МинВУЗа СССР и РСФСР [6, л. 137]. Внутри института при подведении итогов социалистического соревнования среди коллективов кафедр и лабораторий инженерно-технологического и I товароведного факультетов победителями стали кафедры, набравшие наибольшее число баллов: кафедра товароведения продовольственных товаров - I место (1210 баллов), кафедра механики - II место (535 баллов), кафедра машины и аппараты предприятий общественного питания — III место (495 баллов) [17]. Итоги социалистического соревнования показали, что ряд коллективов успешно выполнили обязательства по изобретательской работе, достигли рубежей фиксированных

показателей и обеспечили прирост основных показателей по изобретательской работе [6, л. 138].

В целом, участие МИНХ во всесоюзном социалистическом соревновании изобретателей и рационализаторов способствовало пробуждению инициативы участников и достижению высоких результатов в рационализаторской и изобретательской деятельности. Развитие в институте изобретательского движения велось организованно, достижения закреплялись в приказах ректора за прошедший отчетный период (год). Движение поощрялось материально, что также нашло отражение в приказах ректора за 1988 год: в «Приказе о подведении итогов за 1987 год» [6], в «Приказе о выплате поощрительных вознаграждений» [6, л.л. 201-202]. Таким образом, к началу 90-х годов ХХ в. МИНХ сложился как ведущий научный и исследовательский учебный центр по подготовке специалистов широкого профиля для народного хозяйства.

Новый этап в истории института наступил с перестройкой и реорганизацией его в Российскую экономическую академию имени Г.В. Плеханова. Постановлением Совета Министров РСФСР 13 августа 1991 г. институт был преобразован в Российскую экономическую Академию. Она стала одним из крупнейших экономико-коммерческих высших учебных заведений России. В составе академии имелись десятки факультетов, институтов, кафедр, проблемные, отраслевые и межотраслевые лаборатории, вычислительный центр и другие научные учебно-производственные центры. Здесь работали немало академиков, более 100 профессоров, докторов наук, свыше 500 доцентов и других ученых.

Академия являлась высшим учебным заведением, функционирующим как специализированный учебно-научно-производственный комплекс, и осуществляла свою деятельность в соответствии с Конституцией России и республиканским законодательством. Одной из главных задач Академии являлась подготовка высококвалифицированных специалистов, сочетающих профессиональную компетентность и высокую культуру. РЭА стала первопроходцем в организации хозяйственной деятельности вуза в сложных условиях перестройки. Переход к рыночной экономике показал, что качественные сдвиги, социально-экономические и политические преобразования в стране невозможны без подготовки новых поколений специалистов, которых надо научить коммерческой, предпринимательской деятельности. В новых условиях решение всех проблем - от финансирования, укрепления материально-технической базы, развития социальной инфраструктуры до разработки учебных планов и программ — потребовало независимости, свободы высшей школы, внедрения экономических методов в его хозяйственный механизм, организации коммерческой деятельности.

В этих целях еще в конце 80-х гг. усилиями коллектива института была разработана «Комплексная программа социально-экономического развития института до 2010 года» [7, л.л.2-44]. Общий смысл Комплексной программы - это соединение достижений научно технической революции, превращение науки в производительную силу плановой экономики. Это программа применения общих партийных и государственных постановлений в частном случае политики развития ВУЗа. Это был выбор собственного, наиболее рационального пути перехода к новой многоступенчатой модели обучения в вузе, научной деятельности, и к его автономности.

Достижение такой цели потребовало коренного изменения подготовки специалистов, которые могли бы выдержать конкуренцию на рынке, обладали бы способностью и тягой к самообразованию в течение всей своей жизни [11]. Отсюда и особые требования к содержанию учебного процесса, к труду преподавателя и студента.

Естественно, что для подготовки нового поколения специалистов была необходима соответствующая материально-техническая база, иные условия творческой деятельности студентов и преподавателей.

В соответствии с утверждением в 1994 г. Правительством Российской Федерации Государственного образовательного стандарта в сфере высшего образования, РЭА имени

Г.В. Плеханова активно включилась в реализацию данной программы. Подготовка кадров в Академии включала несколько ступеней. На первой ступени студент получал базовое образование, фундаментальную общенаучную подготовку. Кроме диплома об окончании института, выпускнику присваивалась первая ученая степень бакалавра экономики. На первый курс этой ступени принимались все желающие и выдержавшие конкурс. Дальнейшее образование продолжали наиболее способные учащиеся. Из стен института выпускались руководители высшей квалификации с дипломом магистра управления.

Для реализации поставленных задач в Академии была создана новая структура управления учебным процессом. При этом количество факультетов и кафедр сократилось, был организован ряд новых научно-учебно-методических центров.

Необходимо также упомянуть об утраченных возможностях. В 1988 году ВУЗ заключил договоры о сотрудничестве с учебными заведениями 5 социалистических стран и Финляндии. Был пдписан, но не реализован Договор о научном сотрудничестве с Дамасским университетом [10, л.22]. В 1989 году произошел распад социалистической системы и СССР оказался в непростой ситуации, что не способствовало развитию международной деятельности МИНХ.

В целом, эффективность подготовки специалистов потребовала перестройки научной работы, укрепления ее связей с решением конкретных проблем народного хозяйства. Центральное место в НИР заняли фундаментальные исследования в области экономики, разработка проблем хозяйственного механизма интенсивного и ускоренного развития экономики, повышения качества продукции и т.д. В хоздоговорной тематике видное место заняли вопросы, связанные с улучшением технологических процессов в торговле и общественном питании. В начале 1990-х годов объем хоздоговорных работ увеличился в десять раз и достиг только к 1990 г. более 3 млн. рублей.

Итак, в 80-90е годы ХХ в. стратегия развития ВУЗа определялась долгосрочной комплексной программой развития института, разработанной на период до 2010 года, и была сориентирована на коренную перестройку хозяйственного механизма на основе ускорения НТП. Программа отвечала задачам политики КПСС и была развитием постановлений ЦК КПСС и Совета министров СССР, отвечала общегосударственным и партийным руководящим документам КПСС, определяла государственную экономическую политику того периода. МИНХ (РЭА) был частью народно-хозяйственного комплекса советской экономики и успешно выполнял возложенные на него задачи, как часть комплекса народного хозяйства.

Литература и источники

1. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. Страницы истории. - М., 1993.

2. Наука без границ, - 2017. - № 5(10). - C. 116-121.

3. Рабочий класс СССР (1951 - 1965 гг.). - М., Политиздат, 1960.

4. Изобретатель и рационализатор. - 1967. - № 10.

5. АлексеевГ.М. Движение изобретателей и рационализаторов в СССР 1918-1982 гг. - М., 1983.

6. Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГА Москвы). Ф. 489. Оп. 1. Д.3860.

7. ЦГА Москвы. Ф. 489. Оп. 1. Д.3863.

8. ЦГА Москвы. Ф. 489. Оп. 1. Д.3767.

9. ЦГА Москвы. Ф. 489. Оп. 1. Д.3755.

10. ЦГА Москвы. Ф. 489. Оп. 1. Д.3668.

11. Баркова Э.В. Мироотношение как экофилософская проблема // Право и практика. - 2017. - №2. - С.135-142.

References and Sources

1. Rossijskaya ehkonomicheskaya akademiya im. G.V. Plekhanova. Stranicy istorii. - M., 1993.

2. Nauka bez granic, - 2017. - № 5(10). - C. 116-121.

3. Rabochij klass SSSR (1951 - 1965 gg.). - M., Politizdat, 1960.

4. Izobretatel' i racionalizator. - 1967. - № 10.

5. Alekseev G.M. Dvizhenie izobretatelej i racionalizatorov v SSSR 1918-1982 gg. - M., 1983.

6. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv g. Moskvy (CGA Moskvy). F. 489. Op. 1. D.3860.

7. CGA Moskvy. F. 489. Op. 1. D.3863.

8. CGA Moskvy. F. 489. Op. 1. D.3767.

9. CGA Moskvy. F. 489. Op. 1. D.3755.

10. CGA Moskvy. F. 489. Op. 1. D.3668.

11. Barkova EH.V. Mirootnoshenie kak ehkofilosofskaya problema // Pravo i praktika. - 2017. - №2. - S.135-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

САВИНЧЕНКО ТАТЬЯНА ИГОРЕВНА, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

СОКОЛОВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ - старший преподаватель кафедры истории и философии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.

SAVINCHENKO, TATYANA I. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of of history and philosophy, Plekhanov Russian University(cspgo@mail.ru).

SOKOLOV, MIHAIL V. - Senior Lecturer, Department of of history and philosophy, Plekhanov Russian University (cspgo@mail.ru).

УДК 323.2+94

ХАРИТОНОВА Е.Г. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЯХ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Ключевые слова: гражданское общество, жертвы политических репрессий, некоммерческие организации, историческая память, Международное общество «Мемориал».

В статье рассматриваются современные научные работы по проблеме сохранения памяти о жертвах политических репрессий: исследования по политике памяти и роли общественных организаций в этом процессе; работы по истории становления и развития историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал». Показано, что на сегодняшний день исследования исторической памяти в контексте развития гражданского общества в России представлены скудно. Основную роль здесь играют некоммерческие организации. В то же время, несмотря на появление отдельных публикаций по указанной проблеме, фундаментальные исследования в области роли НКО в нашей стране отсутствуют, не говоря уже о роли НКО в сохранении/формировании исторической памяти.

KHARITONOVA, E.G.

MODERN SCIENTIFIC RESEARCH OF HISTORICAL MEMORY ABOUT THE POLITICAL REPRESSIONS IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA

Keywords: civil society, victims of political repressions, nonprofit organizations, historical memory, International society "Memorial".

In the article analyzes modern research on the problem of preservation of memory about the victims of political repression: research in the politics of memory and the role of social organizations in this process; works on the history of formation and development of historical-educational, law-protective and charitable society "Memorial". It is shown that to date, the research of historical memory in the context of the development of civil society in Russia are meager. The main role is played by non-profit organizations. At the same time, despite the appearance of separate publications on this issue, fundamental researches in the field of the role of Nonprofit Organizations (NO) in our country are absent, not to mention the role of NO in preserving / forming of historical memory.

В социально-гуманитарном знании, до сих пор, отсутствует единое определение «гражданского общества» (ГО). Ряд отечественных исследователей придерживаются мнения, что гражданское общество в России начало формироваться не раньше, чем со второй половины XIX века - с либеральных реформ Александра II. Некоторые возводят начальный период становления ГО к эпохе просвещенного абсолютизма Екатерины II [1], а кто-то даже склонен говорить о том, что ГО в России зародилось в IX веке - с момента образования Древнерусского государства [2]. Кроме того, и к институциональной структуре гражданского общества разные исследователи относят разные элементы: добровольные объединения граждан [3], семью [4], коллективы, объединенные по самым разнообразным интересам,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.