Научная статья на тему 'РОЛЬ МИФО-РЕЛИГИОЗНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА СОВРЕМЕННЫХ ЯПОНЦЕВ'

РОЛЬ МИФО-РЕЛИГИОЗНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА СОВРЕМЕННЫХ ЯПОНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
222
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФО-РЕЛИГИОЗНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ЯПОНИЯ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сысоенко Мария Вячеславовна, Беленкова Анастасия Игоревна

Статья посвящена изучению мифо-религиозных комплексов японской культуры. Основное внимание уделено изучению основных религиозных течений в Японии и формированию на их основе социально-культурных особенностей японцев. В статье рассмотрены основные составляющие японского национального характера, сформировавшиеся еще в древности и сохраняющиеся в поведении жителей Страны восходящего солнца по сей день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MYTHO-RELIGIOUS COMPLEXES IN THE FORMATION OF THE NATIONAL CHARACTER OF MODERN JAPANESE

The article is devoted to the study of mytho-religious complexes of Japanese culture. The main attention is paid to the study of the main religious movements in Japan and the formation of the socio-cultural characteristics of the Japanese on their basis. The article considers the main components of the Japanese national character, which were formed in antiquity and preserved in the behavior of the inhabitants of the Land of the Rising Sun to this day.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МИФО-РЕЛИГИОЗНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА СОВРЕМЕННЫХ ЯПОНЦЕВ»

Роль мифо-религиозных комплексов в формировании национального характера

современных японцев

The role of mytho-religious complexes in the formation of the national character of modern

Japanese

Сысоенко Мария Вячеславовна

Студент Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Россия, г. Владивосток sysoenko.m@yandex. ru

Sysoenko Maria Vyacheslavovna

Student of the Vladivostok State University of Economics and Service Russia, Vladivostok sysoenko.m@yandex.ru

Беленкова Анастасия Игоревна

Студент Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Россия, г. Владивосток

Belenkova Anastasia Igorevna

Student of the Vladivostok State University of Economics and Service Russia, Vladivostok

Аннотация.

Статья посвящена изучению мифо-религиозных комплексов японской культуры. Основное внимание уделено изучению основных религиозных течений в Японии и формированию на их основе социально -культурных особенностей японцев. В статье рассмотрены основные составляющие японского национального характера, сформировавшиеся еще в древности и сохраняющиеся в поведении жителей Страны восходящего солнца по сей день.

Annotation.

The article is devoted to the study of mytho-religious complexes of Japanese culture. The main attention is paid to the study of the main religious movements in Japan and the formation of the socio-cultural characteristics of the Japanese on their basis. The article considers the main components of the Japanese national character, which were formed in antiquity and preserved in the behavior of the inhabitants of the Land of the Rising Sun to this day.

Ключевые слова: мифо-религиозные комплексы, Япония, культура, ценности, религия.

Key words: mytho-religious complexes, Japan, culture, values, religion.

Актуальность исследования заключается в том, что мифо-религиозные комплексы неразрывно связаны с социальной и государственной жизнью современных японцев. Исследование мифо-религиозных комплексов помогает лучше понять особенности народа, так как именно благодаря их влиянию закладывается фундамент национального характера, социального устройства общества. Ни для кого не секрет, что многие мифо-религиозные комплексы японской культуры дошли до наших дней. По этой причине можно считать, что их влияние на национальный характер современных японцев сохраняется до сих пор. Несмотря на то, что в XXI веке мифологии уже не придаётся особого значения, тем не менее, заметно воздействие религий: синтоизма, буддизма и конфуцианства. Рассмотрим значение каждой из них подробнее.

Для начала отметим, что основой ментальности японского народа является его национальная религия -синтоизм. Говоря о степени, в которой синтоизм сохранился в национальном характере современных японцев, необходимо упомянуть его этику. В отличие от христианства, ислама и иудаизма, синтоизм полностью исключает

идею «спасения». Окружающая действительность не считается несовершенной, соответственно, большее внимание уделяется её красоте и уникальности [8]. Люди считают, что их место в этом мире определяется исключительно их стремлениями и поступками. С рождения все люди считаются безгрешными, а неприятности в их жизни появляются из-за влияния злых духов, которые приходят в этот мир для того, чтобы насытиться бессилием и искушением человека. Следовательно, согласно учениям синтоизма, «зло» неестественно для людей, не свойственно их натуре. Более того, в синтоизме понятия «добро» и «зло» являются относительными, между ними не существует четкой границы. «Добро» несет человек, который сохраняет искренность в своих словах и поступках, относится к другим людям с уважением и имеет безупречные манеры. Ко «злу» японцы относят всё то, что так или иначе противоречит установленным нормам поведения и препятствует спокойному течению жизни. Также понятие греха, встречающееся в христианстве, заменено концепцией «цуми» - деяния, порицаемого обществом, а также несущего вред людям [6].

Буддизм и конфуцианство несколько скорректировали фундамент национального характера, заложенного синтоизмом. Если буддизм уделяет большее внимание психологии индивидуума, то конфуцианство акцентирует внимание на общественной жизни. В сознании современных японцев сохранились нормы конфуцианской морали, которая ранее была описана в трактатах, транслировавшихся государством всему населению. Так, согласно учению Конфуция, дети обязаны почитать своих родителей и исполнять их волю. Однако в рамках конфуцианства принцип «сыновьей почтительности» распространялся не только на отношения в семьях, но и на общественные отношения в целом, предполагая преклонение перед властью и исполнение приказов [3, с. 171]. В современном мире данный принцип можно встретить в этике многих японских компаний, где есть четкое разделение между людьми, занимающими высокие и низкие должности. Как правило, работники должны превозносить руководителей, относиться к ним с уважением и безоговорочно подчиняться. Вторым же было необходимо принимать дань уважения, сохранять спокойствие и нейтралитет даже в сложных ситуациях. Такой принцип построения рабочих отношений улучшил систему управления многих японских компаний, так как минимизировал количество конфликтных ситуаций.

Японская традиция почитания предков, зародившаяся в древности и сохранившаяся по сей день, имеет множество общих черт с основными догматами конфуцианства. Не секрет, что у самураев существовал кодекс чести и достоинства, содержащий множество положений, связанных с их происхождением [4]. Отметим, что некоторые исследователи считают причиной зарождения данного культа страх перед духами умерших, и необходимость делать подношения, чтобы их умиротворить. Тем не менее, существует другое объяснение данного культа: традиция поклонения предков возникла не из-за страха перед ними, а из-за любви и уважения. Даже в настоящее время в некоторых традиционных японских домах находятся алтари (синтоистские «камидана» или буддийские «буцудан»), на которые делаются подношения духам предков.

Приведем в пример религиозный праздник Обон, корни которого уходят глубоко в буддийские традиции, согласно которым каждый год с 13 по 15 августа японцы зажигают свечи, чтобы отдать дань памяти усопшим предкам и указать им дорогу домой в этот мир. Также в это время принято посещать буддийские храмы и делать подношения, навещать могилы родственников и принимать участие в традиционном танце Обон-одори, чтобы успокоить души предков. В последний день празднества японцы зажигают бумажные фонарики, которые пускают по воде, чтобы души смогли вернуться в царство мертвых.

Наряду с этим, среди японцев широко распространено такое явление, как «хадзи». Оно представляет собой проявления скромности и стыдливости, которые сопровождают японца в течении его повседневной жизни. Считается, что таким образом большинству людей удается избегать ненужных конфликтов, сохранять тон порядочности в своих действиях и не ставить других в неловкое положение. В случае, если человек совершает

проступок, нарушая правила, установленные обществом, он отдаляется от порядка «хадзи» и чувствует вину за своё деяние, обозначаемое в Японии термином «цуми» [1].

По мнению экспертов, в Японии распространена особая «культура стыда» [1]. Она объясняется тем, что японцы настолько привержены нормам общественного поведения, что ведут себя осмотрительно даже среди близких людей. Как следствие этого, возник стереотип о холодности и замкнутости японцев. Среднестатистический японец старается вести себя осторожно и задумывается над тем, соответствуют ли его действия ожиданиям других людей и как его оценивают со стороны. При общении с родственниками японцы также строго придерживаются правил этикета и показывают своё вежливое отношения друг к другу. Приведём в пример традицию поочередного принятия горячей ванны «офуро». Как правило, такую ванну японцы принимают всей семьей, но даже здесь заметно действие принципа «сыновьей почтительности». В первую очередь «офуро» принимает отец - глава семейства, затем мать, и только потом дети. Дети обязаны относиться к своим родителям с уважением, исполнять их волю. При этом излишняя вежливость, точно так же, как и непринужденность в общении со старшими, считается признаком неучтивости или даже воспринимается как грубость [2].

Совместно с вышеизложенным, в национальном характере японцев ярко выделяются чувство долга и стремление к дисциплине. В Японии распространено мнение, что каждый человек имеет определенный круг своих обязанностей. Чувство долга заполняет все сферы общественной жизни человека, таким образом оказывая значительное влияние на национальное самосознания и национальный характер. Уточним, что для этого чувства существует отдельный термин - «гири». «Гири» относят к высоким моральным ценностям, так как иногда из-за этого чувства людям приходится жертвовать своими желаниями, совершать что-то вопреки своим желаниям ради блага других людей. Отметим, что данное понятие является уникальным, так как распространено исключительно среди японского народа. Современные японцы считают, что «гири» в общении проявляется из-за необходимости, а не благодаря искреннему желанию. Тем не менее, предполагается, что за исполнением «гири» возникает чувство признательности и благодарности [1].

Японцы испытывают чувство «гири» как перед руководством, так и перед родственниками, и даже перед самими собой. Каждый японец считает своим долгом сохранить чистую репутацию, а также выполнять правила, установленные обществом. Явление «гири» появилось из-за склонности японского народа к детальному рассмотрению особенностей своей общественной жизни, особого склада ментальности и желания сохранить во всем порядок. Исходя из этого, можно выделить еще одну черту национального характера -дисциплинированность. Она выражается в исполнении человеком своих обязательств, стремлении к организации своей собственной жизни, сохранении работоспособности и принятии ответственности за свои поступки. Дисциплинированность необходима, прежде всего, для поддержания хороших отношений в коллективе [5].

Как правило, современные японцы сохраняют приверженность традиционализму и консерватизму. Японский народ очень дорожит своей культурой и старается сохранить традиции прошлого, даже несмотря на постоянно меняющийся окружающий мир. Благодаря этой черте национального характера японцам удалось донести до наших дней не только красоту икебаны, театров Но и Кабуки, но и философию и занятий сумо и кендо. Даже в повседневной жизни и в быту им удается сохранить культурные особенности, доставшиеся им от предков. Отметим, что японский народ стремится видеть красоту каждого момента жизни в обычных вещах. Японские боевые искусства также являются проявлением традиции поклонения прекрасному - фехтование кэндо, стрельба из лука кюдо, единоборства сумо, айкидо и дзёдо. Каждый из спортсменов должен пройти свой «путь», который несет в себе для японцев особый смысл, так как воспринимается как целое искусство. Например, целью фехтовальщика является не стремление поразить противника мечом, а овладеть самим искусством кэндо. Считается, что только когда у фехтовальщика пропадает желание одержать победу, его меч сам указывает на

слабые места противника.

Уточним, что в рамках японской культуры прослеживается такая черта национального характера, как коллективность, которая наиболее заметно в традициях, связанных с наблюдением за различными природными явлениями, нашедшими отражение в любованиях осенней листвой «момидзи», празднике цветения сакуры «оханами», любовании полной луной «цукими» и любовании снегом «юкими». Также, говоря о данных традициях, можно выделить еще одну особенность национального характера - стремление видеть красоту в окружающем мире и его эстетичность [5].

Японская письменность также является проявлением поклонения прекрасному. Каждая черта иероглифа должна быть написана с точностью, что, в свою очередь, требует усидчивости и терпения. Любовь к эстетике вещей, а также любознательность, являются одними из характерных черт японцев, так как ментально на протяжении многих столетий они были неразрывно связаны с природой. Культ поклонения красоте, зародившийся еще в древности, стал национальным достоинством и сохраняется и по сей день.

Также необходимо отметить такую психологическую особенность японского характера, как «открытость» всему новому, даже чужому, иноземному. Некоторые черты японской культуры, в свою очередь влияющей на своеобразие национального характера, были заимствованы из культуры материковых стран. Они изменялись под влиянием традиционных японских устоев, и со временем стали считаться неотъемлемой частью японской культуры. Несмотря на то, что Япония на протяжении нескольких столетий была закрытой страной, её культура осталась открытой, например, в отличии от Китая, который и в настоящее время старается избежать влияния других стран. Это произошло потому, что после окончания периода изоляции в XIX веке Япония не стала отталкивать приходящие извне культурные особенности в стремлении сохранить свою идентичность, а наоборот, принимала их и подвергала метаморфозам. Одновременно с любовью ко всему новому, в Японии сохраняется приверженность национальным традициям, берущим начало в мифологии и религии. Таким образом, японскую культуру, также, как и японский традиционализм, можно считать уникальным явлением.

Говоря о формировании японской культуры, учитывая при этом иностранное влияние, можно выявить ещё одну черту японского национального характера - этноцентризм. Эта черта сформировалась в далеком прошлом, и, в основном, на неё оказал влияние географический фактор. Япония, как островное государство, была отдалена от всех остальных стран, и поэтому у японского народа укоренились понятия «своего» и «чужого». Японский этноцентризм можно назвать гибким, так как японский народ принимает и признает те или иные черты отличия от других стран. Японцы искренне гордятся заслугами своей нации и воспринимают окружающий мир и события, происходящие в нем, с позиции своих ценностей и традиций.

Также, несмотря на широкое распространение коллективистских ценностей, некоторые исследователи считают, что в последние годы в Японии растет тенденция к индивидуализму [юджи огихара]. Эксперты считают, что Япония пережила быстрый экономический рост и урбанизацию, что способствовало возникновению новых социальных систем, основанных на индивидуалистических концепциях в различных контекстах (например, на рабочем месте, в школе и т.п.). Недавние исследования показали, что благодаря этим социально-экономическим изменениям японская культура стала более индивидуалистической. В частности, увеличилось количество разводов и уменьшился размер семьи. Также люди не так часто дают своим детям традиционные японские имена, а в прессе все чаще появляются слова «индивидуальность» и «уникальность». Эта тенденция также наблюдается и в других восточноазиатских культурах (например, в Китае, Южной Корее) [7].

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Во-первых, так как в современном мире мифам не придается большого значения, наибольшее влияние на японский национальный характер оказывают религии: синтоизм, буддизм и конфуцианство. Во-вторых, можно выделить следующие черты

японского национального характера: традиционализм; глубокая связь с природой, умение видеть красоту в обычных вещах и эстетизм; чувство долга и поклонение старшему поколению; дисциплинированность; этноцентризм, но при этом «открытость» ко всему новому; коллективизм; особое отношение к проявлению скромности и стыдливости.

Список используемой литературы:

1. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. / Р. Бенедикт; пер. с англ. М.Н. Корнилова, Е.М. Лазаревой. - Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2019. - 256 с.

2. Воркина К.С. Японская семья как феномен культуры / К.С. Воркина. - Москва, 2019. - 168 с.

3. Вохмяков С.С. Сравнительный анализ влияния конфуцианства и буддизма на политические традиции Китая и Японии / С.С. Вохмяков // Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение: сборник материалов конференции. - Екатеринбург: Деловая книга, 2019. - С. 170-172.

4. Мисима Ю. Хагакурэ Нюмон: Самурайская этика в современной Японии / Ю. Мисима; пер. с англ. А. Мищенко. - Санкт-Петербург: Евразия, 2018. - 330 с.

5. Пронников В.А. Японцы: Этнографические очерки. / В.А. Пронников, И.Д. Ладанов. - Москва: Наука, 2019. - 270 с.

6. Aston William. Shinto: the Ancient Religion of Japan. / William Aston. - Cambridge, 2018. - 83 с.

7. Ogihara Yuji. Temporal Changes in Individualism and Their Ramification in Japan: Rising Individualism and Conflicts with Persisting Collectivism. / Yuji Ogihara. Frontiers: Open Science Platform [сайт] - URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.00695/full (дата обращения: 02.04.2022)

8. Rots Aike. Shinto, nature and ideology in contemporary Japan: making sacred forests / Aike Rots. - London, 2017. - 273 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.