Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МИФО-РЕЛИГИОЗНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ЯПОНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ МИФО-РЕЛИГИОЗНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ЯПОНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
420
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ / РЕЛИГИЯ / ЯПОНИЯ / СИНТОИЗМ / БУДДИЗМ / КОНФУЦИАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сысоенко Мария Вячеславовна, Беленкова Анастасия Игоревна

Статья посвящена изучению процесса формирования мифо-религиозных комплексов в Японии. Основное внимание уделено изучению преданий, обычаев и верований, заложивших основу религиозного комплекса в Японии. В статье рассмотрено влияние синтоизма, буддизма и конфуцианства на древних японцев. Внимание обращено на древние памятники японской литературы - «Кодзики» и «Нихонги». В работе основывается, что японские мифы переплетены с синтоизмом - национальной религией Японии. В статье выявляется, что изучение процесса формирования как мифологии, так и религии, помогает нам познать тонкости японской души, изучить те или иные причины поведения японцев, понять особенности национального характера. В работе уточняется, что мифологическая система Японии формировалась из преданий и религиозных обрядов племен, населявших острова Японского архипелага, а также из культурного опыта материковых стран-соседей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MYTHO-RELIGIOUS COMPLEXES IN JAPAN

The article is devoted to the study of the process of formation of mytho-religious complexes in Japan. The main attention is paid to the study of traditions, customs and beliefs that laid the foundation for the religious complex in Japan. The article considers the influence of Shintoism, Buddhism and Confucianism on the ancient Japanese. Attention is drawn to the ancient monuments of Japanese literature - «Kojiki» and «Nihongi». It is based in the work that Japanese myths are intertwined with Shintoism, the national religion of Japan. The article reveals that the study of the process of formation of both mythology and religion helps us to know the subtleties of the Japanese soul, to study certain reasons for the behavior of the Japanese, to understand the peculiarities of the national character. The paper clarifies that the mythological system of Japan was formed from the legends and religious rites of the tribes that inhabited the islands of the Japanese archipelago, as well as from the cultural experience of the mainland neighboring countries.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МИФО-РЕЛИГИОЗНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ЯПОНИИ»

Научная статья Original article УДК 316.7

ФОРМИРОВАНИЕ МИФО-РЕЛИГИОЗНЫХ КОМПЛЕКСОВ В

ЯПОНИИ

FORMATION OF MYTHO-RELIGIOUS COMPLEXES IN JAPAN

ЁЯ

Сысоенко Мария Вячеславовна, студент 4 курс, институт маркетинга и коммерческой деятельности, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия, г. Владивосток

Беленкова Анастасия Игоревна, студент 4 курс, кафедра международных отношений и права, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия, г. Владивосток

Sysoenko Maria Vyacheslavovna, 4th year student, Institute of Marketing and Commercial Activities, Vladivostok State University of Economics and Service, Russia, Vladivostok

Belenkova Anastasia Igorevna, 4th year student, Department of International Relations and Law, Vladivostok State University of Economics and Service, Russia, Vladivostok

Аннотация: Статья посвящена изучению процесса формирования мифо-религиозных комплексов в Японии. Основное внимание уделено изучению преданий, обычаев и верований, заложивших основу религиозного комплекса в Японии. В статье рассмотрено влияние синтоизма, буддизма и

3903

конфуцианства на древних японцев. Внимание обращено на древние памятники японской литературы - «Кодзики» и «Нихонги». В работе основывается, что японские мифы переплетены с синтоизмом - национальной религией Японии. В статье выявляется, что изучение процесса формирования как мифологии, так и религии, помогает нам познать тонкости японской души, изучить те или иные причины поведения японцев, понять особенности национального характера. В работе уточняется, что мифологическая система Японии формировалась из преданий и религиозных обрядов племен, населявших острова Японского архипелага, а также из культурного опыта материковых стран-соседей.

Summary: The article is devoted to the study of the process of formation of mytho-religious complexes in Japan. The main attention is paid to the study of traditions, customs and beliefs that laid the foundation for the religious complex in Japan. The article considers the influence of Shintoism, Buddhism and Confucianism on the ancient Japanese. Attention is drawn to the ancient monuments of Japanese literature - «Kojiki» and «Nihongi». It is based in the work that Japanese myths are intertwined with Shintoism, the national religion of Japan. The article reveals that the study of the process of formation of both mythology and religion helps us to know the subtleties of the Japanese soul, to study certain reasons for the behavior of the Japanese, to understand the peculiarities of the national character. The paper clarifies that the mythological system of Japan was formed from the legends and religious rites of the tribes that inhabited the islands of the Japanese archipelago, as well as from the cultural experience of the mainland neighboring countries.

Ключевые слова: мифология, религия, Япония, синтоизм, буддизм, конфуцианство.

Keywords: mythology, religion, Japan, shintoism, buddhism, Confucianism.

3904

Актуальность заявленной темы обусловлена важностью изучения мифо-религиозных факторов, способствовавших зарождению особого мировоззрения у жителей Страны восходящего солнца, которое, в дальнейшем, стало фундаментом национального характера. Не секрет, что национальная культура и национальный характер складываются под влиянием определенного мировоззрения. Подчеркнем, что исторический опыт нации также играет огромную роль. Как правило, национальный характер возникает в процессе культурно-исторического развития, под влиянием географо-климатических условий и различных религиозных верований. Японский народ нельзя назвать исключением, так как особенности его характера были сформированы под влиянием мифо-религиозных комплексов, которые, в свою очередь, складывались под воздействием специфики географического фактора, а также синтоизма, буддизма и конфуцианства.

Мифо-религиозные комплексы Японии представляют собой совокупность традиционных преданий, религиозных обычаев и верований, зародившихся на Японских островах. Как уже было сказано ранее, ключевым фактором их формирования были синтоистские, буддийские и конфуцианские традиции. Нельзя не учитывать и то, что географическое положение Японии напрямую повлияло на историческое развитие, и привело к изолированности государства. Как следствие, в Японии практически не было иностранцев, и, благодаря этому, японцы четко осознавали понятия «своего» и «чужого», что оказало влияние на формирование их сознания [6, с. 2]. Основой японских мифо-религиозных комплексов также стали тысячелетние контакты с двумя соседними странами - Китаем и Кореей.

В древности мифы носили в себе функцию выражения ценностей. Именно через мифы японцы могли выразить то, что было для них особенно важно, и, на их основе, организовать свое взаимодействие с окружающей действительностью. Прежде всего, на развитие мифологии Японии оказали влияние специфические природные условия. Японские острова, окруженные

3905

морями и Тихим океаном, известны своим горным ландшафтом, субтропическими лесами, а также уникальной флорой и фауной. Среди особенностей переменчивого климата Японии можно отметить повышенную влажность и огромное количество осадков [2, с. 80]. Именно поэтому японский народ на протяжении всей своей истории был чрезвычайно восприимчив к природе островов. Особое отношение к природе можно наблюдать в первых мифах, объясняющих сотворение мира, например, в мифе «Создание неба и Земли», в котором описывается появление Японских островов и создание двух миров - небесного и земного. Несмотря на то, что японцы воспринимают природу как живое существо, они не приписывают ей человеческих свойств и не олицетворяют в такой же степени, как это делали в древнегреческих мифах. Так как в глазах японского народа природа представляется явлением уникальным, имеющим божественное происхождение, они считают, что её невозможно заменить образом человека.

Говоря о влиянии природных факторов, необходимо учесть то, что в Японии случаются природные катаклизмы, когда из-за высокой сейсмической активности нередко происходят землетрясения и извержения вулканов. Также страна подвержена таким опасностям, как цунами и тайфуны. Как утверждают российские историки-востоковеды, даже несмотря на множество бедствий, принесенных японцам природой, они всегда относились к ней с уважением и уделяли гораздо больше внимания её красоте, чем буйству [10, с. 92]. В японских мифах часто упоминаются духи природы, совершающие различные проступки, но при этом отсутствуют опасные и яростные божества. За счёт этого, столкновения, происходящие в ходе мифологических сюжетов, лишены драматических развязок, и сводятся к тому, что обе конфликтующие стороны соглашаются на компромисс. Иными словами, в мифах выражается отношение японцев к жизни, стремление сохранить гармонию и равновесие вопреки различным негативным факторам.

3906

Единение с природой привело к тому, что японский народ выработал особое отношение к миру в целом. Благодаря своей приверженности религии синто, японцы верили в существование душ, и считали, что каждый природный объект или явление имеет собственную жизнь [1, с. 37]. Считалось, что каждый предмет заслуживает поклонения, так как у него есть свои исключительные качества, а также своя душа, которая называется «ками». «Ками» может быть у всего, что существует в природе - у животных, людей, растений, птиц, камней и так далее [5, с. 402].

Японская мифология, в отличие от мифологии других народов мира, не представляет из себя связанные между собой циклы легенд. За счёт этого мифы напоминают скорее набор суеверий, чем полноценные предания. Тем не менее, ряд мифов можно связать между собой и разделить их на определенные группы. Считается, что японская мифология отражена в крупнейших памятниках древней японской литературы, таких как синтоистское троекнижие: «Кодзики» («Записи о деяниях древности»), «Нихонги» («Анналы Японии») и «Кудзики» («Записи о минувших делах») [7, с. 402]. Более того, российские этнографы отмечают, что японские мифы также запечатлены в «Фудоки» («Описание обычаев земель»), а также в текстах синтоистских молитв «Норито» [24].

Отметим, что свитки «Кодзики» и «Нихонги» были написаны на китайском языке, в духе китайских хроник, так как на момент их создания в Японии широкое распространение получила именно культура Китая. «Кодзики» состоит из трех свитков. В первом собраны различные мифы, сказания и песни о сотворении Вселенной и страны народа Ямато. Во втором описаны мифы, а также предания о вождях японских племен, а третий свиток представляет собой историческую хронику. Письменный памятник «Нихонги» практически полностью посвящен рассказам о правящих в Японии династиях. Также существует исторический трактат «Сёку Нихонги», который является продолжением «Нихонги». Основная идея и «Кодзики», и «Нихонги»

3907

заключается в том, что народ Ямато является особенным, и достоин занять лидирующую позицию среди других культурных центров [4, с. 55].

Исходя из вышесказанного предположим, что из-за сильного влияния китайской культуры авторы «Кодзики» и «Нихонги» были подвержены множеству предрассудков, так как писали свои произведения, основываясь на примере китайских династийных историй. Несмотря на это, данные свитки принято рассматривать как первоисточники японских мифов, так как они являются одними из немногих сохранившихся произведений, содержащим информацию о древней Японии. Этнографы, основываясь на содержании японских письменных памятников, разделяют мифы на три цикла [3, с. 382]. В первом цикле собраны мифы о происхождении вселенной, в которых все основные события разворачиваются на двух уровнях: небесный мир «Такамагахара», в котором живут божественные предки, и подземное царство «Ёминокуни». Во втором цикле содержатся мифы, события которых происходят уже на Земле, в провинции Идзумо. В третьем цикле рассказываются истории, случившиеся в провинции Химука. В большинстве мифов главными героями становятся «ками», которые тоже делятся на несколько видов - небесные и земные, образ которых приближен к богам, и низшие «ками» - духи, которые связаны с различными природными объектами и явлениями. Необходимо отметить, что для японской мифологии характерно отсутствие единого Бога-творца, создавшего весь мир. Его заменили боги-ками, вместе с которыми возник и первоначальный порядок.

Как было отмечено ранее, вера в «ками» возникла благодаря синтоизму -национальной религии японцев, характерной чертой для которого является анимизм. Синтоизм занимает особенное место в духовной культуре Японии, так как большинство японских мифов тесно переплетены с синтоистскими верованиями. Синтоизм обрел статус государственной религии приблизительно в VIII веке, на заре становления японского государства. Вместе с этим была упорядочена мифологическая система, в которой

3908

верховным божеством стала богиня Солнца Аматэрасу, так как считалось, что она принадлежит к императорскому роду, а другие боги стали её подданными. Отметим, что изначально Аматэрасу не носила статус высшей богини -изменения в пантеоне произошли вследствие слияния мифологических систем племен, завоеванных или ассимилированных государством, которое в то время носило название Ямато [12]. Этот процесс представлял собой совмещение сил разных племенных богов, то есть переплетение японских мифов с мифами Айнов, Кумасо, Хаято и других племен. Уточним, что Аматэрасу заслужила верховную позицию благодаря тому, что появилась значительно раньше, чем остальные боги.

В древности, во время зарождения культуры и образования первобытного общества, в сознании японского народа уже утвердилось общее восприятие мира, что, в свою очередь, ускорило процесс становления общих мифо-религиозных комплексов. Тем не менее, в то время племена, обитавшие на Японских островах, давали разные имена богам, ответственным за одинаковые стихии [8, с. 280]. Позже предназначения богов расширяются, и многие из них становятся богами-хранителями какого-либо рода. Предположительно, Аматэрасу также ранее являлась богиней-хранительницей определенного рода, который позже был признан императорским. Из этого следует, что Аматэрасу досталась особая роль в пантеоне японских богов.

Синто-буддистский синкретизм можно назвать уникальным феноменом, характерным только для японского народа, так как обе религии оказали взаимодействие на формирование как мифо-религиозных комплексов, так и национального характера. Отметим, что обе религии дошли до наших дней. Процесс слияния синтоизма и буддизма начался в VI веке, когда японцы начали активно заимствовать элементы культуры материковых стран. Позже, даже несмотря на то, что буддийские проповеди обычно происходили в святилищах, их начали проводить в горах и лесах - местах, в которых обитали «ками» и которые ассоциировались с синтоистскими обрядами [11, с. 33].

3909

Более того, в Японии были построены первые синтоистские храмы, а также были сформированы японские буддистские школы, в которых японских богов посвящали в буддизм.

Отметим, что распространение буддизма не просто так совпадает с развитием феодализма в Японии. Дело в том, что буддизм ориентируется на индивидуальность человека, несет в себе идеи о спасении и существовании кармических заслуг. Феодализм способствует выделению отдельной личности из общества, а религия синто, наоборот, подразумевает важность общности и единства [9, с. 267]. То есть, элементы буддизма, вошедшие в синтоизм, способствовали частичному изменению ценностных установок японского народа. Тем не менее, базой ментальность как древних, так и современных японцев является коллективное бессознательное.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что мифо-религиозные комплексы являются краеугольным камнем ценностей японского народа. Японские мифы переплетены с синтоизмом - национальной религией Японии. Отметим основные черты японских мифов: они тесно связаны с природой, с анимизмом; в их сюжетах отсутствует напряжение и драматизм; наблюдается тенденция к разрешению конфликтов с помощью компромисса; понятие катастрофы, грозящей миру, полностью отсутствует. Изучение процесса формирования как мифологии, так и религии, помогает нам познать тонкости японской души, изучить те или иные причины поведения японцев, понять особенности национального характера. Также не следует забывать о том, что мифологическая система Японии формировалась из преданий и религиозных обрядов племен, населявших острова Японского архипелага, а также из культурного опыта материковых стран-соседей. Таким образом, мифо-религиозные комплексы являются отражением национального характера, а также несут в себе особенности мышления и мировосприятия японцев.

3910

Литература

1. Гусев Е.И. Актуализация синтоизма как семиотического концепта в художественном мире Хаяо Миядзаки / Гусев Е.И. // Философия и культура. - №12. - Москва: 2019. - С. 35-42

2. Дмитриева Т.В. Климат в Японии / Т.В. Дмитриева // Вектор ГеоНаук. -№3. - Белгород: 2020. - С. 79-82

3. Дуткина Г.Б. Сумеречные миры японского фольклора / Г.Б. Дуткина // Ежегодник Япония. - Москва: 2017. - С. 371-394

4. Кожевников В.В. Формирование древнего государства в Японии / В.В. Кожевников // Известия Восточного института. - №4. - Владивосток: 2017. - С.48-61

5. Колпакова А.Д. Особенности проявления веры в ками в массовой культуре аниме / А.Д. Колпакова // Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - сб.науч.ст. -Екатеринбург: 2017. - С. 401-405

6. Лепешев Д.В. Воспитание в Японии: традиции, философия, современность / Д.В. Лепешев // Общество: философия, история, культура. - Краснодар: 2017. - С. 1-3

7. Налепин А.Л. «Кодзики» и фольклористические разыскания А.А. Вановского при изучении генезиса мифологических сущностей в архаических мифах творения древней Японии / А.Л. Налепин // Studia Litterarum. - №2. - Москва: 2020. - С. 390-411

8. Садокова А.Р. Мифолого-фольклорные представления о японских богах -хранителях ворот / А.Р. Садокова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - №5. - Тамбов: 2018. - С. 278-284

9. Саркисов К.О. Японский опыт трансформации: от «монархического конституционализма» к тоталитарной системе / К.О. Саркисов // Ежегодник Япония. - №48. - Москва: 2019. - С. 250-271

3911

10. Смирнова И.Б. Ведущий флористический архетип древнеяпонской литературы: Глициния / И.Б. Смирнова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - №1. - Москва: 2017. - С. 81-108

11. Спиридонов Г.Б. Синтоистские паланкины: прошлое и настоящее / Г.Б. Спиридонов // Японские исследования. - №2. - Москва: 2019. - С. 20-39

12. Nippon.com [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nippon.com/ru/japan-topics/g00748/ (дата обращения 05.05.2022)

Literature

1. Gusev E.I. Actualization of Shintoism as a semiotic concept in the artistic world of Hayao Miyazaki / Gusev E.I. // Philosophy and culture. - No. 12. - Moscow: 2019. - P. 35-42

2. Dmitrieva T.V. Climate in Japan / T.V. Dmitrieva // Vector GeoScience. - No. 3. - Belgorod: 2020. - P. 79-82

3. Dutkina G.B. Twilight worlds of Japanese folklore / G.B. Dutkin // Yearbook Japan. - Moscow: 2017. - P. 371-394

4. Kozhevnikov V.V. Formation of the ancient state in Japan / V.V. Kozhevnikov // Proceedings of the Oriental Institute. - No. 4. - Vladivostok: 2017. - P. 4861

5. Kolpakova A.D. Features of the manifestation of faith in kami in anime mass culture / A.D. Kolpakov // Ural Federal University. the first President of Russia B. N. Yeltsin. - Sat. scientific article. - Yekaterinburg: 2017. - P. 401-405

6. Lepeshev D.V. Education in Japan: traditions, philosophy, modernity / D.V. Lepeshev // Society: philosophy, history, culture. - Krasnodar: 2017. - P. 1-3

7. Nalepin A.L. "Kojiki" and folklore research by A.A. Vanovsky in the study of the genesis of mythological entities in the archaic myths of the creation of ancient Japan / A.L. Nalepin // Studia Litterarum. - No. 2. - Moscow: 2020. -P. 390-411

3912

8. Sadokova A.R. Mythological and folklore ideas about the Japanese gods -guardians of the gate / A.R. Sadokova // Philological sciences. Questions of theory and practice. - No. 5. - Tambov: 2018. - P. 278-284

9. Sarkisov K.O. Japanese experience of transformation: from "monarchic constitutionalism" to a totalitarian system / K.O. Sarkisov // Yearbook Japan. -No. 48. - Moscow: 2019. - P. 250-271

10. Smirnova I.B. Leading floristic archetype of ancient Japanese literature: Wisteria / I.B. Smirnova // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Humanitarian sciences. - No. 1. - Moscow: 2017. - P. 81-108

11. Spiridonov G.B. Shinto palanquins: past and present / G.B. Spiridonov // Japanese Studies. - No. 2. - Moscow: 2019. - P. 20-39

12. Nippon.com [Electronic resource]. - URL: https://www.nippon.com/ru/japan-topics/g00748/ (Accessed 05/05/2022)

© Сысоенко М.В., Беленкова А.И., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №5/2022.

Для цитирования: Сысоенко М.В., Беленкова А.И., ФОРМИРОВАНИЕ МИФО-РЕЛИГИОЗНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ЯПОНИИ // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2022.

3913

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.