4. Грицаева, E.B. Технология использования популярных социальных сетей для самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка / Е.В. Грицаева // В сборнике: Материалы, оборудование и ресурсосберегающие технологии.Материалы Международной научно-технической конференции / под. общ. ред. М.Е. Лустенков [и др.]. -2019.-461 с.
5. Ивин, A.A. Основание логики оценок ГТекст| / A.A. Ивин. - М.: Изд-во МГУ, 1970. - 230 с.
6. Курбонов, A.M. Роль дистанционного обучения иностранным языкам / A.M. Курбонов // Молодой ученый. - 2015. -№ 8 (88). - С. 969-971
7. Мельничук, O.A. Стратегии художественного дискурса [Текст] / O.A. Мельничук, Т.А. Мельничук // Вопросы когнитивной ЛИНГВИСТИКИ.-2013. - № 1 (34).-С. 125-135
8. Миронова, О.В. Системы управления персоналом в России и Германии ГТекст| / О.В. Миронова, Ф.Ф. Чушова, Т.Е. Калинкина // Сборник трудов молодых ученых УВО "Университет управления "ТИСБИ". Сборник статей. Под научной редакцией A.A. Свириной.-Казань,2021.-С. 363-366
9. Миронова, О.В. Научные проблемы текстовой коммуникации / О.В. Миронова, Т.Е. Калинкина // Вестник ТИСБИ. -2021.-№ 1.-С. 137-142
10. Пименова, М.В. Языковая картина мира: учебное пособие / М.В. Пименова. - 5-е изд., доп. - М.: ФЛИНТА, 2019.- 106 с.
11. Рождественский, Ю.В. Введение в общую филологию / Ю.В.Рождественский. - Москва: Спутник+, 1979. - 213 с.
Педагогика
УДК 811.124:37.017
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романской филологии Мущинина Людмила Николаевна
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
РОЛЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
(ЮРИСПРУДЕНЦИЯ)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с расширением общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов юридических специальностей на занятиях по латинскому языку. Обзорно рассмотрена лингвистическая составляющая курса "Латинский язык" для студентов-юристов. Особенное значение в культурологической составляющей преподавания латинского языка уделяется междисциплинарному подходу. Подчёркивается, что на занятиях используются факты из истории и мифологии Древней Греции и Древнего Рима. В связи с эллинистическим периодом подчёркивается значение восприятия Древним Римом греческой культуры. Рассматриваются вопросы преемствоенности и традиций в риторическом образовании Древнего Рима. Освещаются проблемы становления и образования римского юриста. На примере личности Цицерона исследуются вопросы, связанные с особенностями риторического и юридического образования в Древнем Риме. Приводятся этимологические и культурологические экскурсы в историю некоторых юридических терминов. Кратко излагается содержание нескольких новых исследований римской терминологии, уточняющих и расширяющих их значение.
Ключевые слова: юриспруденция, латинский язык, общекультурные компетенции, межпредметные связи, этимология, риторика, культура, юридическое образование в Древнем Риме.
Annotation. The article deals with issues related to the expansion of general cultural and general professional competencies of law students in the Eatin language classes. The importance of an interdisciplinary approach with the use of information on the history and mythology of Ancient Greece and Ancient Rome is emphasized. On the example of the personality of Cicero, the issues related to the peculiarities of rhetorical and legal education in Ancient Rome are investigated. Etymological and cultural excursions into the history of some legal terms are given, clarifying and expanding their meanings.
Key words: jurisprudence, Latin language, general cultural competences, interdisciplinary connections, etymology, rhetoric, culture, legal education in Ancient Rome.
Введение. Современное высшее образование в своих программах уделяет значительное место формированию разнообразных компетенций у студентов: универсальных, общепрофессиональных, обязательных профессиональных, общекультурных, профессиональных и других компетенции. В результате освоения учебных дисциплин студенты должны не только знать представленные им в аудиториях материал, но и уметь им пользоваться, овладеть содержанием предмета, чтобы иметь возможность применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.
На формирование общекультурных компетенций в преподавании дисциплин гуманитарного цикла (филологические и юридические специальности) большое влияние оказывает латинский язык. Следует заметить, что в РГПУ имени А.И. Герцена преподаётся и древнегреческий язык в качестве факультативного курса на факультете иностранных языков, что также углубляет знания студентов и расширяет их лингвистический и историко-культурный кругозор. В данной статье будет рассмотрен диапазон межпредметных связей, позволяющих углубить общекультурные компетенции студентов специальности "юриспруденция" посредствам использования знаний по смежным предметам (история, философия, культура).
На гуманитарных факультетах вузов Российской Федерации ещё в начале 2000-х годов был введён обязательный курс "Древние языки и культуры", содержание которого принято наполнять вариативно в зависимости от профессиональной направленности вуза или конкретного факультета (филологический, исторический, философский, и т.д.). Как справедливо заметила Н.Л. Кацман, этот курс, реализующийся на факультетах и институтах иностранных языков вузов, практически включает в себя аспекты языка и элементы культурологии, поэтому его более точное название должно быть "Латинский язык и античная культура" [3 С. 130]. В этом 36 часовом курсе предусмотрено 9 лекционных занятий и 9 практических. Лекционная часть этого курса, как правило, заполняется теоретическим курсом латинского языка, но Н.Л. Кацман предлагает часть из них посвятить культурологическому содержанию, справедливо приводя тематику таких лекций: история Греции и Рима в кратком изложении, основные литературные памятники Древней Греции и Рима, и т.д. [3,С. 130-132].
Поскольку очевидно, что для филологов этот культурологический аспект уже разработан, обратимся к решению проблемы межпредметного взаимодействия в преподавании латинского языка для юридических специальностей по
направлению 40.05.01 - "правовое обеспечение национальной безопасности" и 40.03.01 - "юриспруденция". Студенты, обучающиеся по этим направлениям, изучают латинский язык в объёме практического курса 36 часов. В результате обучения предусмотрены компетенции: универсальная -УК-4, общепрофессиональная - ОПК-5, и общекультурная - ОК-5.
Лингвистическая составляющая курса "латинский язык" на юридическом факультете, как правило, сводится к изучению латинской грамматики и элементов синтаксиса, владение которыми позволяет студентам-юристам более осмысленно подойти к изучению римского права и его источников. Знание латинского языка при этом обеспечивает не механическое, а интеллектуальное освоение терминологического потенциала римского права, состоящего исключительно из юридических римских формул и выражений, которые необходимы юристу в его профессиональной деятельности. Кроме того, чёткая структура латинской грамматики развивает у студентов логику мышления, доказательную обусловленность суждений, системный подход к умозаключениям и выводам. Методико-педагогический аспект преподавания латинского языка на юридическом факультете рассмотрен в работе Т.А. Шепелевой [12], методика преподавания латинского языка на факультете международного права - в совместной работе Н.В. Маршалок и И.Л. Ульяновой [5] а также в учебнике этих же авторов [4]; очень полезен студентам словарь латинских терминов, составленный этими же авторами [6]. На занятиях по латинскому языку студенты будущие юристы узнают также и о латинском происхождении многих слов в русском и изучаемом иностранном языке.
Изложение основного материала статьи. Представленные во введении факты способствуют формированию у студентов их профессиональных и общекультурных компетенций. Однако ещё более расширяют картину мира будущих юристов и углубляют знания о римском праве сведения из других областей знания (культуры, истории, литературы, риторики, религии, итд). В кратком практическом курсе латинского языка, как известно, лекционных часов для ознакомления с общекультурными темами не предусмотрено, поэтому преподавателю приходится включать такого рода темы непосредственно в лингвистическую часть практических занятий.
Отбор культурологического материала при дефиците времени на практических занятиях приобретает поэтому особое значение. Исходя из нашего опыта работы, существенными для расширения кругозора юриста представляются следующие
• Некоторые общие сведения из истории Древней Греции и Древнего Рима.
• Этимологические экскурсы в природу некоторых юридических терминов.
• Проблемы риторического образования в Древнем Риме и вопросы, связанные с личностью Цицерона (образование, политическая деятельность, работа в качестве адвоката и т.д.).
• Культурологические сведения об источниках некоторых юридических терминов, объясняющие их истинное происхождение.
• Элементы мифологии.
Следует отметить, что перечисленная тематика была включена авторами известного классического учебника латинского языка для юристов И.С. Розенталем и B.C. Соколовым в качестве поурочного комментария по языку и культуре под названием "Слова и примечания", сопровождающего юридические тексты [10]. Это свидетельствует о том, что даже при более обширном количестве часов (72 часа во время первых изданий данного учебника) считалось необходимым снабдить студента знаниями по различным аспектам культуры, истории древнего права, религии и т.д., помогающими более глубокому освоению курсов латинского языка и римского права. Тем более очевидным это представляется для современных студентов юридических специальностей.
Отметим, что некоторые сведения по истории Древней Греции и Древнего Рима студенты-юристы смогут получить позднее на лекциях по истории государства и права, а также на занятиях по римскому праву. Тем не менее, имеет смысл хотя бы вкратце изложить основные этапы древнегреческой и особенно римской истории. Среди значимых историко-культурных событий архаического этапа истории Древней Греции следует напомнить о Троянской войне, поэмах Гомера и о догомеровской крито-микенской культуре. Следует обратить внимание и на деятельность первого афинского законодателя Солона (VII-VI в. до н.э.), одного из 7 мудрецов, законы которого были известны римлянам. Можно упомянуть и о подъёме патриотизма греков в тяжёлый период их истории: в греко-персидских войнах и о победах греков в этот период (выигранная битва при Марафоне, сражение при Фермопилах и подвиге 300 спартанцев, морская победа при о. Саламин и т.д.). Эллинистический период и расширение влияния греческой культуры после походов Александра Македонского также важен для понимания восприятия римской юридической системой всей полноты риторического образования, подробно разработанного в Греции.
Особенно важно напомнить студентам о главных событиях истории Рима. Необходимо упомянуть дату основания Рима (754 г. до н.э.), а также изложить легенду об основании Рима. Несмотря на общеизвестность этого предания, студенты часто не знают, например, кем была мать Ромула и Рема, или даже считают их матерью капитолийскую волчицу. Как известно по легенде, их матерью являлась весталка Рея Сильвия, а отцом - римский бог Марс. Здесь уместно уделить внимание тому, кто такие весталки, рассказать о жреческой коллегии весталок и особому месту весталок в праве римских женщин. Весталки, в отличие от обычных свободнорождённых римских женщин, подчинялись только юрисдикции верховного понтифика и не были связаны отцовской властью (patria potestas), то есть могли получать жалование за свою службу от верховного понтифика и распоряжаться им по своему усмотрению [1, С. 325].
Далее следует дать отдельный лингвокультурный комментарий в отношении понятия "римский народ" (populus romanus). Общеизвестно, что он состоял первоначально из коренного населения - "патрициев" (от pater, patris, m - отец, предок). Следует упомянуть о борьбе патрициев и плебеев в Риме эпохи Республики. В отношении этимологии существительного plebs, plebis, f (плебс) нет единого мнения филологов, но самое распространённая точка зрения возводит это существительное к глаголу pleo, 2 - наполнять [15, С. 320]. Это согласуется с мнениями историков, полагающих, что плебс "произошёл от коренного населения..., от переселенцев" [11, С. 94], которые ещё в древний период царей "пополнили" население Древнего Рима. Важно подчеркнуть значение победы плебеев в их борьбе с патрициями, в результате которой плебеи стали полноправными членами римского сената и стали официально занимать государственные должности. В этой связи необходимо объяснить студентам значение термина patres conscripti, который появился после признания плебеев в качестве законных членов сената, и который принято переводить как "отцы-сенаторы". Первоначально этот термин был представлен как patres et conscripti, что буквально переводится как "отцы и приписанные", где под "patres" подразумевались патриции, а под причастием "conscripti" - приписанные - плебеи. Убрав сочинительный союз "et", римляне тем самым и в грамматике закрепили законность положения плебеев в сенате.
Следует также обратить внимание на этимологию слова "proletarius", важного для понимания сущности этого класса римских граждан, которые в огромном количестве появились в римском государстве после победы Рима в Пунических войнах. В его основе - существительное proles, is, f- "потомок, род, потомство" [15, С. 369]. В результате студентам становится очевидным лексическое значение слова пролетарий - в Древнем Риме это свободный человек, имеющий только потомство, но не обладающий никакой собственностью.
Также студентам будет полезно узнать о происхождении названия другого класса лично свободных людей, но не имеющих политических прав и находящихся в особенной зависимости от патрициев - клиентов. Существует множество мнений в отношении этимологии этого слова, но наиболее приемлемое - от основы cli-в глаголе inclinare - "наклоняться" -причастие настоящего времени активного залога, то есть "склоняющийся к кому-то, опирающийся на кого-то" [11, С. 97]: патриции обеспечивали своим клиентам их недостающие права (судебное, имущественное и т. д.), являясь при них патронами, то есть покровителями. Клиенты, со своей стороны, могли при возможности поддерживать своих патронов материально, свидетельствовали в судах в их пользу, и т.д.
В задачу расширения знаний студентов о римском судебном красноречии входит хотя бы беглое объяснение ситуации в Риме относительно риторического образования, которое во многом опиралось на греческие традиции. Завоевав Грецию, "варварский Рим" открыл перед собой широкие перспективы для использования великих культурных достижений Эллады. Как писал в I веке до н.э. римский поэт Гораций: "Graecia capta ferum victorem cepit" - захваченная Греция взяла в плен дикого поработителя (Horat. Epist. II. 1.156) [14, С. 48]. В это время в Риме развивается греческое риторическое образование. Именно его получил великий римский оратор Цицерон, впоследствии ставший блестящим адвокатом-юристом.
Тема формирования общественного деятеля, в частности личности адвоката, существенна как для древних, так и для современных юристов. Личность юриста-адвоката в нашем понимании складывалась именно в Древнем Риме, поэтому понимание, какие общественные институты формировали личность древнеримского юриста, особенно важна для будущих обладателей этой профессии в наше время. По нашему мнению, пример становления личности Цицерона, знаменитого римского оратора, юриста-адвоката и общественного деятеля Рима эпохи Республики, представляет большой интерес для современных юристов. На занятиях необходимо подчеркнуть, что Цицерон, проявивший себя прежде всего в роли адвоката, получил блестящее образование. Поскольку риторическое образование в I веке до н.э. ещё не достигло в Риме такой высоты, как это было в 1реции, кроме обычной римской школы, Цицерон закончил в Риме ещё и греческую школу оратора, обучался риторике у греческих учителей, брал уроки сценического мастерства, а в юности познакомился в Риме со знаменитым греческим ритором Молоном, школу которого на о. Родос Цицерон многократно посещал в течение всей жизни. Таким образом, на примере Цицерона очевидно, что адвокат должен не только блестяще знать законы, но и обладать многочисленными сведениями из разнообразных областей знаний. Именно за многогранность личности и за умение блестяще использовать в судебном красноречии знания, полученные у греков, Цицерон удостоился похвалы знаменитого греческого ритора Молона. Следует подчеркнуть и неоднозначность отношения Цицерона к грекам в период его творческой зрелости. Став видным политическим деятелем Рима, Цицерон стремился демонстрировать в его произведениях свой собственный патриотизм, самостоятельность римского государства, его субъектность и независимость от греческой культуры. С другой стороны, изменив своё отношение к наследию греков с восторженного на презрительное, Цицерон проявил себя как юрист-адвокат, которому важен результат его судебного дела и ради выигрыша в суде он может диаметрально противоположно оценивать одно и то же явление, в данном случае греческую риторику, культуру, философию и законодательство [8, С. 23-29].
Значительно расширяют научный кругозор студентов, укрепляют юридические знания и раскрывают историко-культурную перспективу сведения об источниках происхождения латинских юридических терминов. Многие из них известны из словарей юридических терминов, а некоторые, ещё не рассмотренные ранее, появились в исследованиях последнего времени. Например, статья о литературных источниках латинского термина societas leonina (львиное товарищество), где приводится сюжет о несправедливом дележе общей добычи несколькими животными в баснях Эзопа, римского поэта Федра и греческого поэта римской эпохи Бабрия [7]. Исследованная метафоричность басен ярко иллюстрирует юридическую несостоятельность термина "львиное товарищество". В статье также рассматриваются причины вытеснения термина societas leonina неологизмами "львиный договор", "львиные условия", "львиная доля". Авторы приходят к выводу, что термин societas leonina применяется в современной юридической терминологии в основном не по отношению к участникам ничтожного сообщества, а по отношению к сделкам, совершаемым этими участниками. Становятся понятными значения сочетаний "львиный договор", "львиные условия договора", образованных в новых языках по образцу термина римского права.
Другой термин римского права - divide et impera (разделяй и властвуй) существовал как девиз внешней политики Рима и использовался позднее римским государством как принцип для управления многими регионами Римской империи. Хотя "divide et impera" как термин отсутствует в корпусе латинских текстов классического периода и появился только в Новое время, тем не менее, есть мнение, что первоначально сам принцип "разделяй и властвуй" мог иметь место не только в политике, но и, предположительно, иметь отношение к формированию аналитическо-синтетического способа познания и изучения мира [9, С. 258-259]. Этот принцип использовали римские жрецы авгуры. Во время дивинаций (гаданий о важных событиях в будущем) авгур условно делил небо на 4 части и изучал предзнаменования в каждой из частей. В результате изучения полученных данных авгур делал вывод о благосклонности или враждебности богов по отношению к людям. Такие гадания предпринимались римскими авгурами по поручению сената при принятии особенно важных решений и законов. Цицерон в одном из своих трактатов (Tópica Х.40) намекает на связь принципа "разделяй и властвуй" со способом познания и доказательствами, которые удобно сформулировать, вычленяя части из целого: Commode etiam tractatur haec argumentatio, quae ex genere sumitur, cum ex toto partis sequare - "Доказательство, которое извлекается из вида, бывает удобным и действенным, когда выделяешь его из части целого" [13, С. 134]. Думается, что такого рода экскурс в историю термина divide et impera также расширит историко-культурный кругозор студентов.
Для уточнения сведений о мифологических персонажах, с которыми студенты сталкиваются при переводе тренировочных предложений к занятиям и крылатых фраз для справок, как правило, рекомендуется мифологический словарь [2], а также комментарии самого преподавателя.
Выводы. Использование на занятиях по латинскому языку на юридическом факультете сведений из различных областей гуманитарного знания (истории, этимологии, риторики, культурологии, мифологии, и т. д.) углубляет языковые знания студентов, способствует осмысленному восприятию постулатов римского права, расширяет научный кругозор и формирует личность будущего юриста.
Литература:
1. Бартошек, М. Римское право: понятия, термины, определения Пер. с чешек. Ю.В. Преснякова / М. Бартошек. -Москва: Юридическая литература, 1989. -448 с.
2. Мифологический словарь / М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. - Москва: Просвещение, 1990. - 175 с.
3. Кацман, Н.Л. Культурологический аспект курса «Древние языки и культуры» в системе современного гуманитарного образования в РФ / Н.Л. Кацман // Индоевропейское языкознание и классическая филология X: материалы чтений, посвящённых памяти проф. И.М. Тройского. - Санкт-Петербург, 2006. - С. 130-139
4. Маршалок, Н.В. Латинский язык в современном международном праве / Н.В. Маршалок, И.Л. Ульянова. - Москва:
Статут, 2015. - 221 с.
5. Маршалок, Н.В. Латинский язык в международном праве (методы ранней профессиональной мотивации студентов-юристов) / Н.В. Маршалок, ИЛ. Ульянова // Учёные записки Петрозаводского госуниверситета. Филологические науки. -2015. -№3,- С. 95-97
6. Маршалок, Н.В. Латинские термины в современном международном праве / Н.В. Маршалок, ИЛ. Ульянова. -Москва: Статут, 2015. - 304 с.
7. Маршалок, Н.В. "Societas leonina" - литературная метафора и юридический термин / Н.В. Маршалок, И.Л. Ульянова //ВестникМГЛУ. Гуманитарные науки.-2018,-№ 17. -С. 119-129
8. Мущинина, Л.Н. Проблема греческого влияния на формирование Цицерона, как оратора / Л.Н. Мущинина // Актуальные вопросы развития государственности и публичного права: материалы международной научно-практической конференции / Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2022. - С. 23-29
9. Мущинина, Л.Н. Об источниках и семантике политического правила "divide et impera" / Л.Н. Мущинина // Иностранные языки: Герценовские чтения 75: материалы сборника научных трудов международной научной конференции. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. - С. 256-259
10. Розенталь, П.С. Латинский язык. Учебник для вузов / И.С. Розенталь, B.C. Соколов. - Москва: Норма, 2020. - 320 с.
11. Санчурский, Н.В. Римские древности / Н.В. Санчурский. - Москва: МГУ, 1995. - 206 с.
12. Шепелева, Т.А. Обучение латинскому языку на юридическом факультете / Т.А. Шепелева // Социально-политические науки. -2012. - № 3. - С. 63-66
13. Reinhardt, Т. Cicero's Tópica. Bdited with Introduction, Translation and Commentary / T. Reinhardt. - Oxford; Oxford University Press, 2006. - 452 p.
14. Rudd, N. Horace: Bpistles book II and Bpistle to the Pisones (Ars poética) / N. Rudd. - Cambridge; Cambridge University Press, 1989.-247 p.
15. Walde, A. Pateinisches Btymologisches Wörterbuch / A. Walde. - Heidelberg; Carl Winter's Unwersitatsbuchhandlung, 1938. - Bd. I. - 907 s, Bd. II. - 1140 s.
Педагогика
УДК 159.96
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальных наук Находкин Василий Васильевич
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова (г. Якутск); студент группы «Клиническая психология» Кузьмина Кристина Михайловна ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова (г. Якутск); студент группы «Клиническая психология» Давыдова Варвара Ивановна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова (г. Якутск)
ВЛИЯНИЕ ФРУСТРАЦИИ НА ОБЩЕЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассмотрено исследование проблемы влияния фрустрации на общее самочувствие студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, где использованы методики, обладающие достаточным уровнем надежности и валидности. По результатам исследования было выявлено, что в определенных уровнях состояния фрустрации наблюдаются свои психосоматические жалобы и ухудшения общего самочувствия. Установлено, что уровни состоянии фрустрации в данном исследовании имеют умеренные и низкие значения, это означает, что контингент испытуемых не чувствуют сильного желания в удовлетворении потребностей или уже достигли удовлетворения в той или иной сфере жизнедеятельности. Полученные данные могут быть полезны в учебных, медицинских и психологических сферах и в исследованиях жизнедеятельности современных студентов.
Ключевые слова: фрустрация, социальная фрустрация, общее и физическое самочувствие студентов, соматические жалобы.
Annotation. The article discusses modern research on the problem of the influence of frustration on the general well-being of students. An empirical study was conducted among 4th-year students of the Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov, methods with a sufficient level of reliability and validity were used for the study. According to the results of the study, it was revealed that at certain levels of frustration there are psychosomatic complaints and deterioration in general well-being. It was found that the levels of frustration in this study have moderate and low values, which means that the contingent of subjects do not feel a strong desire to satisfy their needs or have already achieved satisfaction in one or another sphere of life. It was revealed that psychosomatic complaints are observed at different levels of frustration. It is concluded that under the influence of frustration, psychosomatic complaints and deterioration in general well-being can be observed. The data obtained can be useful in educational, medical and psychological fields and research in the life of students.
Key words: frustration, social frustration, general and physical well-being of students, somatic complaints.
Введение. Актуальность выбранной темы заключается в том, что состояние фрустрации свойственно многим людям, однако, не все осведомлены о причинах происхождения такого состояния и не могут справиться с ним. Обращение к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии не ново, анализом состояния фрустрации занимались. Данная тема представляет интерес для изучения, так как может влиять на общее самочувствие человека, а в активной жизни студента постоянные стрессы неизбежны.
Обучение в вузе, как важный этап в жизни молодежи, их профессиональная подготовка и саморазвитие личности, интересно и одновременно трудно. Большой объем информации, необходимый для усвоения, эмоциональное напряжение, адаптация к новой жизни, насыщенность общественной жизни всё это накладывает отпечаток на психическое состояние студента. Вступая в новую жизнь, студенты преодолевают препятствия на пути к достижению поставленных задач, так называемую фрустрацию [5, С. 66].
Понятие «фрустрация» определяется, как «психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи» [4].
Фрустрированные состояния и эмоции - следствие неудовлетворения значимых потребностей человека, отсутствия возможности достичь важнейших целей человека, отсутствия близкого отношения, потеря близкого человека. Это может быть межличностный, внутренний конфликт или, когда ситуация сильнее человека.