Научная статья на тему 'Роль межправительственных финансовых организаций в международных расчетах: анализ и перспективы развития'

Роль межправительственных финансовых организаций в международных расчетах: анализ и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
межправительственные финансовые организации / санкции / международные расчеты / электронная валюта / финансовая стабильность / intergovernmental financial organizations / sanctions / international settlements / electronic currency / financial stability

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игорь Германович Гордюшкин

В статье исследуется роль межправительственных финансовых организаций в международных расчетах. Целью работы является изучение текущих функций МФО и перспектив их развития в условиях глобальных санкций. Методологической основой исследования является системный анализ правовых и экономических особенностей функционирования МФО и воздействия на международные расчеты. В результате исследования предложена концепция создания электронной валюты в Российской Федерации, которая может стать альтернативой проведения международных расчетов в валютах недружественных стран. Кроме того, было выявлено, что МФО обладают потенциалом для формирования более справедливой и стабильной мировой финансовой системы, способной эффективно функционировать вне зависимости от политических и экономических санкций. Область применения результатов включает формирование стратегий для экономической политики в условиях санкционного давления. Новизна исследования заключается в предложении создания электронной валюты в Российской Федерации для расчетов через МФО, что позволит снизить зависимость от доллара и евро. В заключение отмечается значимость МФО в развитии альтернативных финансовых механизмов на глобальной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of intergovernmental financial organizations in international settlements: analysis and development prospects

The article examines the role of intergovernmental financial organizations in international settlements. The purpose of the work is to study the current functions of IFIs and the prospects for their development in the context of global sanctions. The methodological basis of the study is a systemic analysis of the legal and economic features of the functioning of IFIs and the impact on international settlements. As a result of the study, a concept of creating an electronic currency in the Russian Federation was proposed, which can become an alternative to conducting international settlements in the currencies of unfriendly countries. In addition, it was revealed that IFIs have the potential to form a more equitable and stable global financial system that can function effectively regardless of political and economic sanctions. The scope of application of the results includes the formation of strategies for economic policy in the context of sanctions pressure. The novelty of the study lies in the proposal to create an electronic currency in the Russian Federation for settlements through IFIs, which will reduce dependence on the dollar and the euro. The conclusion notes the importance of IFIs in the development of alternative financial mechanisms in the global arena.

Текст научной работы на тему «Роль межправительственных финансовых организаций в международных расчетах: анализ и перспективы развития»

Закон и право. 2024. № 9. С. 136-141. Law and legislation. 2024;(9):136-141.

Научная статья УДК 341.217

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-136-141 EDN: https://elibrary.ru/TRTLFE

NIION: 1997-0063-9/24-467 MOSURED: 77/27-001-2024-9-667

Роль межправительственных финансовых организаций в международных расчетах: анализ и перспективы развития

Игорь Германович Гордюшкин

РЭУ имени Г.В. Плеханова, г. Москва,

Россия, igorgord@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется роль межправительственных финансовых организаций в международных расчетах. Целью работы является изучение текущих функций МФО и перспектив их развития в условиях глобальных санкций. Методологической основой исследования является системный анализ правовых и экономических особенностей функционирования МФО и воздействия на международные расчеты. В результате исследования предложена концепция создания электронной валюты в Российской Федерации, которая может стать альтернативой проведения международных расчетов в валютах недружественных стран. Кроме того, было выявлено, что МФО обладают потенциалом для формирования более справедливой и стабильной мировой финансовой системы, способной эффективно функционировать вне зависимости от политических и экономических санкций.

Область применения результатов включает формирование стратегий для экономической политики в условиях санкционного давления.

Новизна исследования заключается в предложении создания электронной валюты в Российской Федерации для расчетов через МФО, что позволит снизить зависимость от доллара и евро.

В заключение отмечается значимость МФО в развитии альтернативных финансовых механизмов на глобальной арене.

Ключевые слова: межправительственные финансовые организации, санкции, международные расчеты, электронная валюта, финансовая стабильность.

Для цитирования: Гордюшкин И.Г. Роль межправительственных финансовых организаций в международных расчетах: анализ и перспективы развития // Закон и право. 2024. № 9. С. 136—141. М1р8:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-136-141 ББЫ: https://elibrary.ru/TRTLFE

Original article

The role of intergovernmental financial organizations in international settlements: analysis and development prospects

Igor G. Gordyushkin

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov,

Moscow, Russia, igorgord@mail.ru

Abstract. The article examines the role of intergovernmental financial organizations in international settlements. The purpose of the work is to study the current functions of IFIs and the prospects for their development in the context of global sanctions. The methodological basis of the study is a systemic analysis of the legal and economic features of the functioning of IFIs and the impact on international settlements. As a result of the study, a concept of creating an electronic currency in the Russian Federation was proposed, which can become an alternative to conducting international settlements in the currencies of unfriendly countries. In addition, it

© Гордюшкин И.Г. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

was revealed that IFIs have the potential to form a more equitable and stable global financial system that can function effectively regardless of political and economic sanctions.

The scope of application of the results includes the formation of strategies for economic policy in the context of sanctions pressure.

The novelty of the study lies in the proposal to create an electronic currency in the Russian Federation for settlements through IFIs, which will reduce dependence on the dollar and the euro.

The conclusion notes the importance of IFIs in the development of alternative financial mechanisms in the global arena.

Keywords: intergovernmental financial organizations, sanctions, international settlements, electronic currency, financial stability.

For citation: Gordyushkin I.G. The role of intergovernmental financial organizations in international settlements: analysis and development prospects // Law and legislation. 2024;(9):136—141. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2024-9-136-141 EDN: https://elibrary.ru/TRTLFE

Межправительственные финансовые организации (далее — МФО) играют ключевую роль в регулировании и упрощении международных расчетов, способствуя экономической стабильности и развитию международных экономических связей.

МФО создаются на основе международных договоров между государствами с целью координации финансовой политики, предоставления кредитов и помощи, а также содействия экономическому росту на глобальном уровне.

Отличительная особенность МФО заключается в их статусе независимых субъектов международного права, что позволяет им действовать как финансовые посредники между государствами и частными лицами, а также оказывать влияние на мировую экономику через предоставление финансовых ресурсов и консультационных услуг [3, с. 201].

Как правило, МФО обладают значительной автономией, что выражается в их праве устанавливать собственные правила и процедуры, обеспечивая тем самым надежность и прозрачность финансовых операций.

Следует отметить, что статус МФО также характеризуется наличием юридической правоспособности, что дает им право на заключение юридически обязательных соглашений в пределах своих полномочий и регулируется положениями Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями, а также между международными организациями, принятой в 1986 г.

В соответствии со ст. 6 данной Конвенции правоспособность международных организаций заключать договоры определяется внутренними нормами этих организаций. В свою очередь, ст. 2.1 Конвенции конкретизирует, что под правилами организации подразумеваются ее учре-

дительные документы, решения, резолюции, а также устоявшаяся практика, сложившаяся в ходе функционирования организации [2].

Чтобы лучше понять правовые особенности данных организаций, рассмотрим пример Азиатского банка развития (далее — АБР).

АБР — это межправительственная финансовая организация, созданная с целью содействия экономическому развитию и укреплению сотрудничества в Азии и Тихоокеанском регионе.

Правовой статус АБР определяется его статусом международной межправительственной организации, функционирующей на основе многосторонних соглашений и регулируемой международным правом. Основой правового статуса АБР является его Устав, подписанный странами-членами при его учреждении в 1966 г. Устав АБР определяет его цели, структуру управления, принципы деятельности, а также его юридические привилегии и иммунитеты.

АБР как межправительственная финансовая организация обладает определенными привилегиями и иммунитетами, предоставленными ему странами-членами, включая:

1. Активы АБР защищены от судебных исков и других юридических процедур в странах-членах, за исключением случаев, когда сам банк явно отказывается от иммунитета.

2. Документы, архивы и корреспонденция АБР считаются неприкосновенными.

3. АБР имеет право на свободное осуществление финансовых операций, в том числе перевода средств через границы стран-членов.

4. В странах-членах банк освобождается от уплаты налогов и таможенных пошлин на товары и услуги, которые он приобретает для своей официальной деятельности [6, с. 4].

Структура управления АБР состоит из Совета управляющих, который представляет все стра-

LAW & LEGISLATION • 09-2024

ны-члены, и Совета директоров, отвечающего за ежедневное управление банком. Страны-члены обладают правом голоса в соответствии с их долей в капитале банка, что отражает баланс между интересами участников.

АБР поддерживает тесные взаимоотношения с государствами-членами, основанные на взаимных соглашениях и договоренностях, которые, например, могут касаться открытия офисов банка в определенных странах, условий предоставления кредитов или технической помощи, а также участия банка в национальных и региональных проектах.

В целом именно правовой статус АБР обеспечивает ему широкие возможности для деятельности на международной арене, гарантируя независимость и привилегии, необходимые для выполнения его задач по содействию экономическому развитию в Азии и Тихоокеанском регионе.

В настоящее время МФО играют существенную роль в смягчении негативных последствий санкционной политики в отношении Российской Федерации, а также в обходе ограничений, связанных с международными расчетами.

Экономические и финансовые санкции, впервые введенные в 2014 г., оказали значительное воздействие на международные расчетные операции и стали катализатором для реструктуризации российской финансовой системы. Введение этих мер со стороны западных стран заставило Центральный банк и Правительство РФ принять меры по минимизации их последствий и разработке новых механизмов, направленных

на поддержание экономической стабильности в условиях санкционного давления. Первоначальные меры адаптации к изменившейся внешнеэкономической среде включали разработку альтернативных путей для проведения международных расчетов, создание механизмов, обеспечивающих финансовую устойчивость, а также снижение зависимости от зарубежных финансовых систем [7, с. 293].

С 2014 г. российская экономика с переменным успехом противостояла вызовам, связанным с экономическими санкциями. В этот период происходила адаптация финансовых институтов и бизнеса к новым реалиям, что привело к формированию альтернативных каналов для проведения расчетных операций, таких, как расширение использования национальных валют в торговле с дружественными странами и развитие системы внутренних платежей.

Однако новый виток геополитического противостояния, начавшийся в 2022 г., привел к ужесточению финансовых санкций, что вновь обострило проблемы в сфере международных расчетов.

Новые меры включали отключение от системы SWIFT, блокировку активов, а также ограничения на осуществление финансовых операций, что потребовало принятия более радикальных шагов для обеспечения финансовой устойчивости [5, с. 190].

Однако следует отметить, что, несмотря на введенные санкции, значительная доля валютной структуры расчетов по-прежнему приходится на валюты недружественных стран (см. рис.).

Рис. Валютная структура перечислений, проц. [4]

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

Исходя из данных, представленных на рисунке, можно прийти к выводу, что наблюдается тенденция в постепенном отказе от использования валют недружественных государств как при импорте, так и при экспорте. Вместо этого происходит либо увеличение доли расчетов в российских рублях, либо рост использования прочих валют, особенно при экспортных операциях, однако полный отказ от использования доллара и евро на сегодняшний день невозможен.

Именно в условиях усиления санкционного давления со стороны западных стран в 2022 г. роль МФО приобрела особую значимость, так как их деятельность позволила сохранить возможность осуществления международных расчетов и поддерживать экономическую активность в сложных условиях.

Ключевой мерой по защите интересов российской экономики стал Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 2022 г. № 738 «О применении некоторых указов Президента Российской Федерации» [1].

Согласно этому Указу ряду МФО было предоставлено право не исполнять «специальные экономические меры» в отношении США и их союзников, что позволило избежать полной финансовой изоляции и сохранить возможность проведения валютных операций и взаимодействия с международными партнерами.

В список организаций, на которые не распространяются ограничительные меры, вошли такие важные институты, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Новый банк развития и Российско-Кыргызский фонд развития.

Анализируя данное решение, можно прийти к выводу, что действия российского Правительства и Президента были направлены на смягчение санкционных ограничений для «дружественных» финансовых организаций. В этом контексте особое значение придается Новому банку развития (банку БРИКС), который рассматривается как ключевой инструмент для стимулирования инвестиционной активности среди стран — членов данного объединения.

Освобождение ряда партнерских банков, связанных с экономическим сотрудничеством России и стран — членов ШОС и АСЕАН, от санк-ционного давления также представляется стратегически важным шагом, так как эти финансовые институты освобождаются от санкций для обеспечения их эффективного функционирова-

ния и содействия экономическому росту в соответствующих регионах.

Следует отметить, что, несмотря на ограниченную активность этих организаций в прошлом, они обладают значительным потенциалом для замены Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка в регионах, которые наиболее важны для России как с географической, так и с экономической точки зрения, в частности, в Азии и самой России.

В условиях санкционного давления МФО играют особую роль в осуществлении международных расчетов, позволяя поддерживать реализацию крупных инфраструктурных проектов, участвуя в экономической жизни государств и оказывая финансовую помощь в условиях ограниченного доступа к западным источникам капитала.

Сотрудничество с данными МФО предоставляет РФ возможность не только диверсифицировать свои международные экономические связи, но и увеличить золотовалютные резервы посредством инвестирования в данные институты.

В целом, несмотря на то что развитие и поддержка МФО становятся важным элементом стратегии по обеспечению экономической безопасности и стабильности в условиях продолжающегося санкционного давления, этого недостаточно для осуществления полного отказа от использования валют недружественных стран.

На наш взгляд, для реализации полного отказа от использования доллара и евро в международных расчетах через сотрудничество с МФО Российской Фелерации целесообразно рассмотреть возможность создания и внедрения электронной валюты, предназначенной специально для осуществления международных расчетов, особенно в свете того, что многие российские банки столкнулись с закрытием корреспондентских счетов в данных валютах.

Электронная валюта, предназначенная для расчетов через такие структуры, как Азиатский банк развития или Новый банк развития, может стать эффективным инструментом для обеспечения финансовых транзакций в альтернативном виде.

Ключевой вопрос при разработке данной электронной валюты заключается в выборе механизма для установления ее курса. Один из возможных вариантов состоит в привязке курса электронной валюты к курсам национальных валют участников расчетов. Однако, учитывая

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 09-2024

нестабильность российского рубля и других национальных валют, такой подход может не обеспечить необходимой устойчивости и предсказуемости для долгосрочного использования электронной валюты в международных расчетах.

В связи с этим более предпочтительным представляется вариант привязки курса электронной валюты к драгоценным металлам, в частности, к золоту. Золото традиционно рассматривается как стабильный актив, сохраняющий свою ценность в долгосрочной перспективе, что делает его привлекательным базисом для обеспечения стабильности новой электронной валюты. На наш взгляд, привязка к золоту способствовала бы созданию более предсказуемой и устойчивой электронной валюты, способной эффективно функционировать вне зависимости от колебаний национальных валют и влияния санкционных мер.

В целом внедрение предложенной электронной валюты для проведения международных расчетов обладает рядом преимуществ.

Во-первых, электронная валюта станет для РФ важным инструментом для укрепления финансового суверенитета государства. В условиях международных санкций и закрытия корреспондентских счетов в традиционных валютах по типу доллара и евро она предоставит возможность проведения расчетов вне зависимости от внешнеэкономических ограничений.

Во-вторых, использование электронной валюты для осуществления международных расчетов через такие МФО, как Азиатский банк развития или Новый банк развития, усилит сотрудничество между странами, заинтересованными в альтернативных подходах к проведению международных расчетов, что не только будет способствовать диверсификации валютных рисков, но и откроет новые возможности для развития многостороннего сотрудничества в рамках глобальной экономики.

Таким образом, внедрение в Российской Федерации электронной валюты имеет значительный потенциал для изменения существующей парадигмы в международных расчетах и будет способствовать созданию более справедливой и стабильной глобальной финансовой системы.

Список источников

1. Указ Президента РФ от 15.10.2022 № 738 «О применении некоторых указов Президента Российской Федерации» // URL: https://www.

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429016/ (Дата обращения: 15.08.2024)

2. Венская конвенция о праве международных договоров (принята 23.05.1969) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/law_treaties.shtml (Дата обращения: 15.08.2024)

3. Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К. Правовая природа международных интеграционных объединений // Вестник Томского гос. ун-та. 2020. №. 455. С. 199-207.

4. Власти активно ищут замену валютам в трансграничных расчетах // URL: https:// www.vedomosti.ru/finance/articles/2024/08/15/ 1055839-vlasti-aktivno-ischut-zamenu-valyutam-v-transgranichnih-raschetah (Дата обращения: 15.08.2024)

5. ДудинМ.Н., Шкодинский С.В., Иванов М.О. Актуальные проблемы обеспечения финансового суверенитета России в условиях международных санкций // Финансы: теория и практика. 2023. Т. 27. № 1. С. 185-194.

6. Кудряшов В.В. Правосубъектность международных финансовых организаций: Совет по финансовой стабильности // Финансовое право. 2020. № 10. С. 3-6.

7. Перцева С.Ю. Трансформация платежной системы России в условиях санкций // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 10-2. С. 291-298.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation № 738 dated October 15, 2022 «On the Application of Certain Decrees of the President of the Russian Federation» // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429016/ (Accessed: 15.08.2024)

2. Vienna Convention on the Law of Treaties (adopted on May 23, 1969) // URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ law_treaties.shtml (Accessed: 15.08.2024)

3. Bekyashev K.A., Bekyashev D.K. The legal nature of international integration associations // Bulletin of Tomsk State University. 2020. № 455. Pp. 199-207.

4. The authorities are actively looking for a replacement for currencies in cross-border settlements || URL: https://www.vedomosti.ru/ finance/articles/2024/08/15/1055839-vlasti-aktivno-ischut-zamenu-valyutam-v-transgranich-nih-raschetah (Accessed: 15.08.2024)

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

5. Dudin M.N., Shkodinsky S.V., Ivanov M.O. Actual problems of ensuring Russia's financial sovereignty in the context of international sanctions // Finance: theory and practice. 2023. Vol. 27. № 1. Pp. 185-194.

6. Kudryashov V.V. Legal personality of international financial organizations: Financial

Stability Council // Finance law. 2020. № 10. Pp. 3-6.

7. Pertseva S. Yu. Transformation of the Russian payment system under sanctions // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2022. № 10-2. Pp. 291-298.

Информация об авторе

Гордюшкин И.Г. — аспирант 2-го курса

Статья поступила в редакцию 07.07.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 14.08.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

Gordyushkin I.G. — 2nd year postgraduate student

The article was submitted 07.07.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 14.08.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Цифровая трансформация

процессов управления

организацией

как новая управленческая

парадигма

Коблов С.В. Цифровая трансформация процессов управления организацией как новая управленческая парадигма. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 127 с.

ISBN 978-5-238-03776-9

Монография посвящена проблеме цифровизации, в последние годы ставшей доминирующей в российском обществе, что обосновывается многочисленными данными по научным публикациям, количеству патентов, объему инвестиций и публикациям в различных СМИ.

Проведен анализ способов, механизмов, инструментов и иных аспектов актуализации трека цифровой трансформации российской экономики. На основании полученных результатов исследования cформулированы направления развития сквозных цифровых технологий. Рассмотрена культура организаций, являющаяся барьером для цифровой трансформации компаний, которая эволюционирует в «цифровую культуру». Представлены современный рейтинг сквозных трендов процесса цифровизации, а также глобальные сквозные тренды цифровизации в отраслевом разрезе, демонстрирующие трек развития цифровой матрицы российской экономики.

Представленная в монографии информация позволит ориентироваться в сложившихся направлениях развития сквозных цифровых технологий российской экономики, а также принимать рациональные управленческие решения представителям российского бизнеса и топ-менеджменту российских компаний.

Для руководителей, специалистов и экономистов, исследующих вопросы, связанные с цифровой проблематикой, аспирантов и магистрантов, занимающихся исследованиями в области цифровой экономики, а также всех, кому интересна данная научная область.

LAW & LEGISLATION • 09-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.